тематическое планирование № урока
| Количество часов, отводимых на изучение темы
| РАЗДЕЛ. ТЕМА УРОКА.
| Введение (1 ч)
|
| 1
| Русская литература и история.
|
Устное народное творчество (3ч)
| 2-3
| 2
| В мире русской народной песни. Частушки.
| 4
| 1
| Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком»
|
Из Древнерусской литературы (4 ч)
| 5-6
| 2
| «Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита русских земель от нашествия врагов.
| 7-8
| 2
| Изображение действительных и вымышленных событий в повести «Шемякин суд»
|
Из русской литературы XVIII века (5 ч)
| 9
| 1
| Сатирическая направленность комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
| 10
| 1
| Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. Проект
| 11
| 1
| Анализ эпизода комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» (по выбору учителя)
Особенности анализа эпизода драматического произведения.
| 12
| 1
| РР. Устное выступление на тему «Встречаются ли Митрофаны в наши дни?»
| 13
| 1
| РР. Интеллектуальная игра по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».
|
Из русской литературы XIX века (48ч)
|
Иван Андреевич Крылов (2 ч)
| 14
| 1
| Язвительный сатирик и баснописец И.А. Крылов
| 15
| 1
| Осмеяние пороков в басне И.А. Крылова «Обоз»
|
Кондратий Федорович Рылеев (1 ч)
| 16
| 1
| Историческая тема думы «Смерть Ермака» К.Ф. Рылеева
|
Александр Сергеевич Пушкин (11ч)
| 17
| 1
| Разноплановость содержания стихотворения А.С. Пушкина «Туча»
| 18
| 1
| Темы любви и дружбы в стихотворениях А.С. Пушкина «К***» и «19 октября»
| 19
| 1
| История Пугачевского восстания в художественном произведения и историческом труде писателя и историка А.С. Пушкина («История Пугачева», «Капитанская дочка»)
| 20
| 1
| Петр Гринев: жизненный путь, формирование его характера в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
| 21
| 1
| Маша Миронова - нравственная красота героини повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
| 22
| 1
| Швабрин - антигерой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
| 23
| 1
| Гуманизм и историзм А.С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. Фольклорные мотивы. Понятие о романе и реалистическом произведении.
| 24
| 1
| Проект. Составление электронной презентации «Герои повести «Капитанская дочка» и их прототипы»
|
| 25-26
| 2
| РР. Сочинение по повести «Капитанская дочка».
| 27
| 1
| А.С.Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога.
|
Михаил Юрьевич Лермонтов (7 ч)
| 28
| 1
| «Мцыри» М.Ю. Лермонтова как романтическая поэма.
| 29
| 1
| Трагическое противопоставление человека и обстоятельств в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
| 30
| 1
| Особенности композиции поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Эпиграф и сюжет поэмы
| 31
| 1
| Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы.
| 32
| 1
| Проект. Составление электронного альбома «Кавказские пейзажи в рисунках Лермонтова и их словесное воплощение в поэме «Мцыри».
| 33-34
| 2
| РР. Обучающее сочинение по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».
|
Николай Васильевич Гоголь (12 ч)
| 35
| 1
| Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношения к истории и исторической теме в художественном творчестве. Исторические произведения в творчестве Гоголя (с обобщением изученного в 5 – 7 классах)
| 36
| 1
| Н.В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и её первой постановки. «Ревизор» в оценке современников
| 37
| 1
| Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор». Приёмы сатирического изобржения.
| 38
| 1
| Хлестаков и Хлестаковщина.
Мастерство Н.В. Гоголя в создании образа Хлестакова.
| 39
| 1
| Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены.
| 40
| 1
| Проект. Составление электронных альбомов «Герои комедии «Ревизор» и их исполнители: из истории театральных постановок».
| 41-42
| 2
| РР. Подготовка к домашнему сочинению по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» на тему «Характеристика одного из героев комедии».
| 43
| 1
| Цикл «Петербургские повести».
Образ «маленького» человека в литературе. Повесть Н.В. Гоголя «Шинель».
| 44
| 1
| Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире (по повести Н.В. Гоголя «Шинель»)
| 45
| 1
| Петербург как символ вечного адского холода в повести Н.В. Гоголя «Шинель»
| 46
| 1
| Роль фантастики в произведениях Н.В. Гоголя
|
Иван Сергеевич Тургенев (1 ч)
| 47
|
| Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе «Певцы»
|
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (3ч)
| 48
| 1
| Художественная сатира на современные писателю порядки в романе «История одного города» (отрывок). Образы градоначальников.
| 49
| 1
| Роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» как пародия на официальные исторические сочинения.
| 50
| 1
| РР. Средства создания комического в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык.
|
Николай Семенович Лесков (2ч)
| 51-52
| 2
| Сатира на чиновничество в рассказе Н. С. Лескова «Старый гений». Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа
|
Лев Николаевич Толстой (4 ч)
| 53
| 1
| Л.Н. Толстой. Личность и судьба писателя.
Идеал взаимной любви и согласия в обществе. Рассказ «После бала» Л.Н. Толстого
| 54
| 1
| Мастерство Л.Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приёмы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа
| 55
| 1
| Нравственность в основе поступков героя рассказа Л.Н. Толстого «После бала»
| 56
| 1
| РР. Сочинение по рассказу Л.Н. Толстого «После бала».
|
Поэзия родной природы в русской литературе XIX века (2 ч)
| 57
| 1
| А.С. Пушкин «Цветы последние милей…», М.Ю. Лермонтов «Осень», Ф.И. Тютчев «Осенний вечер»
| 58
| 1
| А.А.Фет «Первый ландыш», А.Н. Майков «Поле зыблется цветами…». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания
|
Антон Павлович Чехов (3 ч)
| 59
| 1
| История о любви и упущенном счастье в рассказе А.П. Чехова «О любви»
| 60
| 1
| Психологизм рассказа А.П. Чехова «О любви»
| 61
| 1
| Рассказ А.П. Чехова «Шуточка». Истинное и ложное в человеческих отношениях. Любовь в рассказе.
|
Из русской литературы XX века (32 ч)
|
Иван Алексеевич Бунин (2 ч)
| 62-63
| 2
| Мастерство И.А. Бунина – прозаика. Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях в рассказе И.А. Бунина «Кавказ».
|
Алексей Иванович Куприн (4ч)
| 64-65
| 2
| Основные факты жизни и творческого пути А.И. Куприна.
Утверждение согласия и взаимопонимания любви и счастья в семье (по рассказу «Куст сирени» А.И.Куприна). Понятие о сюжете и фабуле.
| 66
| 1
| Проект. Составление компьютерной презентации «Лики любви в рассказах русских писателей» (по рассказам Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна).
| 67
| 1
| РР. Урок – диспут «Что значит быть счастливым?»
| 68
| 1
| А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России и её истории. Обучение выразительному чтению.
| 69
| 1
| Образ Родины в лирическом цикле А.А. Блока «На поле Куликовом». Приёмы создания художественных образов.
| 70-71
| 2
| С.А. Есенин. Историзм поэта. Поэма «Пугачев» С.А. Есенина на историческую тему. Понятие о драматической поэме.
| 72
| 1
| Урок – конференция. Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях А.С. Пушкина и С.А. Есенина.
|
Иван Сергеевич Шмелев (2 ч)
| 73
| 1
| И.С. Шмелев. Рассказ о пути к творчеству. «Как я стал писателем»
| 74
| 1
| Тема детства в повести И.С. Шмелева «Лето Господне»
|
Писатели улыбаются (4 ч)
| 75
| 1
| Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А.Т. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки).
Проект
| 76
| 1
| Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в рассказе
| 77
| 1
| М.М. Зощенко. Рассказ «История болезни».Сатира и юмор в рассказе
| 78
| 1
| М.А.Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне»
|
Александр Трифонович Твардовский (5 ч)
| 79
| 1
| А.Т. Твардовский – поэт – гражданин. История создания поэмы «Василий Тёркин».
| 80
| 1
| Жизнь народа на крутых переломах и поворотах его истории в произведении А. Твардовского «Василия Теркин»
| 81
| 1
| Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство А.Т. Твардовского в поэме.
| 82-83
| 2
| РР. Сочинение по творчеству А.Т. Твардовского. Образ русского солдата - освободителя в поэме «Василий Теркин».
|
Андрей Платонович Платонов (2 ч.)
| 84
| 1
| А.П. Платонов . Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение».
| 85
| 1
| Нравственная проблематика и гуманизм рассказа А.П. Платонова «Возвращение».
| 86
| 1
| М.В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют»
| 87
| 1
| А.И. Фатьянов «Соловьи»; Л.И. Ошанин «Дороги». Лирические и героические песни о Великой Отечественной войне
| 88
| 1
| Проект. Составление электронной презентации или литературно-музыкальной композиции «Стихи и песни, приближавшие Победу».
|
Виктор Петрович Астафьев (3 ч)
| 89
| 1
| Автобиографический характер рассказа В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»
| 90
| 1
| Мечты и реальность военного детства в рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»
| 91
| 1
| РР. Письменный ответ на проблемный вопрос «Какие испытания пережил человек в военное время?» (На примере 1-2 произведений писателей о ВОВ»)
|
Русские поэты о Родине, родной природе (обзор) (2 ч)
| 92
| 1
| Русские поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе.
| 93
| 1
| Поэты русского зарубежья об оставленном ими Родине. Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов о Родине.
|
Из зарубежной литературы (9ч)
| 94
| 1
| Трагедия Шекспира «Ромео и Джульетта»
| 95
| 1
| Ромео и Джульетта - символ любви и верности. Тема жертвенности
| 96
| 1
| Сонет как форма лирической поэзии. Сонеты Шекспира. Воспевание поэтом
любви и дружбы.
| 97
| 1
| Ж.-Б. Мольер – великий комедиограф. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежество буржуа
| 98
| 1
| Особенности классицизма в комедии «Мещанин во дворянстве» Ж.-Б. Мольера
| 99-100
| 2
| Вальтер Скотт. Исторический роман «Айвенго». Средневековая Англия в романе. Главные
герои и события. История, изображённая «домашним» образом.
| 101-102
| 2
| Д. Свифт. Слово о писателе. «Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство общества. Гротесковый характер изображения.
|
Итоговый контроль (3ч)
| 103-104
| 2
| Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе.
Итоговое тестирование.
| 105
| 1
| Подведение итогов учебного года, обсуждение списка книг для чтения во время летних каникул.
|
| Итого: 105 часов
|
|
|