Главная страница
Навигация по странице:

  • Обучение по программе актуально

  • Педагогическая целесообразность

  • Цель программы

  • Возраст обучающихся по программе

  • Формы проведения занятий

  • Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

  • Прогнозируемые результаты

  • Учебно – тематический план

  • Итого 33ч. Примерные темы занятий

  • Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

  • Условиями реализации программы являются

  • Материально-техническое обеспечение

  • Список литературы для педагогов

  • Вместе к успеху. Вместе-к-успеху. Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальное направление Вместе к успеху 3В класс 20222023 уч год


    Скачать 38.29 Kb.
    НазваниеРабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальное направление Вместе к успеху 3В класс 20222023 уч год
    АнкорВместе к успеху
    Дата05.03.2023
    Размер38.29 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВместе-к-успеху.docx
    ТипРабочая программа
    #970169

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    МБОУ Павловская СОШ №3


    СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

    заместитель директора по ВР директор МБОУ Павловской СОШ №3

    __________ Н.В. Савельева приказ №_________

    __________2022 года от _______2022 года

    ________ А. Н. Топчиев


    Рабочая программа

    внеурочной деятельности

    общеинтеллектуальное направление

    «Вместе к успеху»

    3В класс

    2022-2023 уч.год

    Составитель РП:

    учитель начальных классов

    Степкина Н. М.


    2022 г.

    Пояснительная записка
    Игра – одно из первых занятий, с которым человек знакомится еще в самом раннем детстве. Именно играя, он познает мир, делает собственные маленькие открытия, учится общаться с людьми. Ребенок растет, становится подростком, и его игры меняются вместе с ним, сохраняя свои функции: объединение людей, познание, возможность совершить открытие.

    Все эти возможности предоставляют интеллектуальные игры.

    Обучение по программе актуально для интеллектуально одаренных детей и подростков, так как игры, предусмотренные деятельностью кружка, способствуют развитию основных характеристик творческого и логического мышления. Поиск ответа за достаточно малое время учит концентрации внимания, быстроте принятия решений. Элементы проектной и организаторской деятельности способствуют развитию навыков самостоятельной работы. Одним из важных воспитательных моментов является командный характер игры. Чтобы добиться результата, надо уметь слушать товарища, уважать его мнение, объективно оценивать и принимать коллективное решение. Навыки коллективной работы, полученные в игре, находят применение, как в школьной, так и во внеучебной деятельности обучающихся.

    Занятия по программе кружка способствуют воспитанию нравственных и моральных качеств детей и подростков, так как соблюдение правил игры и честность по отношению к сопернику является одним из важнейших принципов деятельности кружка. И еще одна отличительная черта – уважение к своей команде, к организаторам и к противнику. Дружеская атмосфера в кружке позволяет избавиться от агрессии к сопернику по игре, создать доброжелательный настрой по отношению ко всем играющим.

    Один из самых сложных моментов не только в игре, но и в жизни,- не обратить внимания на неудачу, не бросить начатое дело. Но еще сложнее адекватно воспринять свою собственную победу. Тренировки в кружке делают и победы, и поражения регулярными, превращают их в обыденные происшествия и воспитывают спокойное отношение к ним.

    Программа имеет социально-педагогическую направленность.

    Педагогическая целесообразность обучения по программе«Вместе к успеху» состоит в том, что программа ориентируется на следующие принципы:

    • Учет возрастных особенностей: содержание программы рассчитано именно на обучающихся начальных классов. Работа в группе позволяет реализовать стремление к общению, присущее детям этого возраста, а игровые формы делают процесс обучения увлекательным.

    • Принцип связи теории с практикой: применяя полученные навыки коллективной работы на практике (в том числе и в школе), обучающиеся добиваются больших успехов.

    • Принцип индивидуализации программы: для каждого находится особая роль в команде, в зависимости от его личностных особенностей, и ведется индивидуальная работа.

    • Принцип межпредметности: все предусмотренные программой игры основаны на достижениях разных наук и благодаря этому создают у детей системную и целостную научную картину мира.

    Цель программы: развитие интеллектуального потенциала и повышениеэрудиции одаренных детей.

    Задачи обучения:

    1. Воспитательные задачи:

    2. Развивающие задачи:

    • развитие мотивации к интеллектуальной деятельности;

    • формирование межпредметных связей;

    • развитие ассоциативного, логического и творческого мышления.

    3. Обучающие задачи:

    • знакомство с методом «мозгового штурма»;

    • обучение самостоятельному оперативному принятию решений.

    Ожидаемые результаты:

      1. знание правил интеллектуальных игр;

      2. знание особенностей применения метода «мозгового штурма»;

      3. знание особенностей распределения ролей в команде;

      4. умение самостоятельно принимать игровые решения;

      5. умение принимать решения в условиях командной работы

    Программа направлена на раскрытие и развитие отдельной личности, одной из главных задач программы становится объединение уже сложившейся команды. Немалая часть занятий в программе обучения посвящена написанию вопросов. Эта форма работы не только помогает лучше понять специфику игры и вследствие этого улучшить результаты, но и позволяет развить навыки научной аргументации и грамотной критики.

    Обучение по программе должно дать следующие результаты:

    1. Овладение предметными компетенциями:

    – знание правил и особенностей интеллектуальных игр;

    – знание особенностей движения интеллектуальных игр в России;

    – владение методом «мозгового штурма»;

    – умение организовать и провести интеллектуальное мероприятие.

    1. Формирование социальных компетенций:

    – умение работать в команде;
    – умение вести научную дискуссию;

    – знание особенностей распределения ролей и игровых функций в команде;

    – умение принимать командные и индивидуальные решения.

    Возраст обучающихся по программе:учащиеся начальных классов с повышенным интеллектуальным развитием и склонностью к интеллектуальным видам деятельности. Срок реализации программы 1год(33 часа).

    Формы и режим занятий:

    Занятия проводятся один раз в неделю.

    В программу входит проведение консультаций при работе над индивидуальной или групповой проектной деятельностью, подготовке капитанов команд и организаторов игр. В консультации могут участвовать как команды, так и отдельные игроки по мере подготовки к проведению или участию в мероприятиях.

    При проведении занятий используются словесные (устное изложение, беседа, объяснение), наглядные (показ иллюстраций), практические (тренировочные игры, практические занятия по написанию игровых материалов) методы обучения, проектная деятельность.

    Формы проведения занятий:

    • лекция;

    • беседа;

    • тренировочные упражнения;

    • игра;

    • конкурс;

    • сообщения;

    • проект;

    • мультимедийный час;

    • видеоурок;

    • презентация.

    Основной формой проведения занятий является игра.

    Новизна программы заключается в том,что онапредлагает детям много форм игровой деятельности помимо «Что? Где? Когда?» и «Своей игры», таких как «Травести», «Ассоциации», «Словарь», каждая из которых помогает в развитии логического, творческого и абстрактного мышления, повышает общую эрудицию обучающихся. При разработке программы учтены нормативные документы РФ об образовании.

    Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

    Формы и способы проверки результата

    • устный опрос;

    • интеллектуальный тест;

    • контрольные вопросы;

    • конкурс на лучший вопрос;

    • интеллектуальная игра;

    • конкурсные вопросы;

    • мультимедийная викторина;

    • мультимедийная интеллектуальная игра;

    • блиц-опрос;

    • участие в различных конкурсах школьного, районного и городского уровней.

    Прогнозируемые результаты

    На данном этапе обучениязанятия направлены на совершенствование познавательных навыков, овладение приемами решения творческих, более сложных задач, определенным фондом знаний.
    После прохождения курса обучения учащиеся

    должны знать:

    • правила составления вопросов;

    • алгоритмы решения задач, рассуждения;

    • типы вопросов интеллектуальных игр;

    • правила интеллектуальных игр.

    должны уметь:

    • играть в интеллектуальные игры по правилам данной игры;

    • создавать проекты;

    • извлекать необходимые знания из литературы;

    • самостоятельно выбирать средства для решения учебной задачи;

    • осознавать свое незнание, находить причину сделанной ошибки;

    • сравнивать результаты своей деятельности с эталоном;

    • самостоятельно оценивать процесс;

    • регулировать своим эмоции, поведение.


    Учебно – тематический план


    занятия


    Тема занятия

    Количество часов



    Вводное занятие

    1



    Философское мировоззрение

    1



    Телевизионные интеллектуальные игры

    1



    Лингвистические игры

    2



    Занимательные вопросы

    2



    Типы вопросов для игры «Что? Где? Когда?»

    2



    Командное взаимодействие и сплочение команд. Основные понятия

    2



    Метод «мозгового штурма» и его применение в интеллектуальных играх

    3



    Проектная деятельность.

    2



    Конкурс составления вопросов

    1



    Игра по вопросам членов кружка

    1



    Религии мира

    1

    13.

    Чудеса света

    1

    14.

    Путешественники и открытия

    1

    15.

    Правила работы с энциклопедическим словарем

    1

    16.

    Правила поиска и отбора информации в сети Интернет

    1

    17.

    Правила поиска и отбора информации в библиотеке

    1

    18.

    Игра «Лестница знаний»

    1

    19.

    «Интеллект – бой»

    1

    20.

    «Эрудит – лото»

    1

    21.

    «Слабое звено»

    1

    22.

    «Один за всех»

    1

    23.

    «Брейн-ринг»

    1

    24.

    Проектная деятельность

    2

    25.

    Итоговое занятие

    1




    Итого

    33ч.


    Примерные темы занятий:
    Тема № 1.Вводное занятие

    Знакомство с программой обучения. Знакомство учащихся с целями и задачами на учебный год.
    Тема № 2. Философское мировоззрение

    Отражение мировоззрения в афоризме.
    Тема № 3Телевизионные интеллектуальные игры

    Разбор вопросов и работы ведущих телевизионных игровых программ. Конкурс ведущих.
    Тема № 4. Лингвистические игры

    Омонимы, синонимы. Игры на любознательность, сообразительность. Разгадывание ребусов, кроссвордов, шарад.
    Тема № 5.Занимательные вопросы

    Правила составления вопросов. Конкурс составления вопросов.
    Тема № 6. Типы вопросов для игры «Что? Где? Когда?»

    Вопросы членов кружка. Игры по вопросам, составленными членами кружка.
    Тема № 7. Командное взаимодействие и сплочение команд Основные понятия.

    Знакомство с типологией игроков по стилю и скорости мышления (потерминологии М. Поташева). Игровые функции по типологии М. Поташева и Р. Морозовского. Знакомство с типологией игроков по социально-психологическим функциям. Игры на командное взаимодействие, взаимопонимание, сплочение («Ассоциации», «Контакт», «Шляпа», «Банальности»). Знакомство с правилами организации командной работы на тренировке и на турнире. Роль капитана в команде. Знакомство с разновидностями игровых конфликтов и способами их решения. Конфликтные ситуации внутри команды, с соперниками и с оргкомитетом.
    Тема № 8. Метод «мозгового штурма» и его применение в интеллектуальных играх.

    Способы работы над вопросами различных типов. Этапы «раскрутки» вопроса. Генерирование идей. Функция диспетчера. Грамотная критика, отсечение неправильных версий.
    Тема № 9. Проектная деятельность. Написание вопросов к играм «Что? Где? Когда?» и др.

    Знакомство с требованиями к коллективному проекту в области интеллектуальных игр. Подготовка коллективного проекта «Мультиигры». Выбор конкретных форм мультиигр, разделение на группы для работы над каждой формой, поиск информации. Создание коллективного проекта «Мультиигры». Оформление результатов работы. Знакомство с требованиями к ведущему, правилами ассистирования и ведения учета баллов на игре. Выбор и подготовка ведущего, ассистентов, жюри. Редактирование, подготовка и распечатка бланков для ответов, заданий, ведения протокола. Проведение «Мультиигр» для обучающихся других групп клуба или других объединений. Анализ реализации проекта.
    Тема № 10. Конкурс составления вопросов

    Вопросы занимательного характера из области естествознания, гуманитарных и точных наук.
    Тема № 11. Игра по вопросам членов кружка
    Тема № 12. Религии мира

    Религии. Мифы и легенды. Боги.
    Тема № 13. Чудеса света

    Архитектура. Семь чудес света. Музеи.
    Тема № 14. Путешественники и открытия

    Великие географические открытия. Русские путешественники. Имена на карте.
    Тема № 15.Правила работы с энциклопедическим словарем

    Малый толковый словарь «Для тех, кто учится. Этимологический словарь. Фразеологический словарь. Словарь иностранных слов. Словарь антонимов. Словарь омонимов.
    Тема № 16. Правила поиска и отбора информации в сети Интернет

    Правила поиска и отбора в сети Интернет. Поиск по ключевым словам.
    Тема № 17. Правила поиска и отбора информации в библиотеке

    Использование системы поиска и отбора информации в школьной библиотеке для удовлетворения информационных потребностей читателей.
    Тема № 18. Игра «Лестница знаний»

    Правила игры. Игра «Лестница знаний».
    Тема № 19.Игра «Интеллектуальный бумеранг»

    Правила игры. Игра «Интеллектуальный бумеранг».
    Тема № 20. «Интеллект – бой»

    Правила игры. Игра «Интеллект – бой».
    Тема № 21.«Своя игра»

    Правила игры. Игра «Своя игра».
    Тема № 22. «Эрудит – лото»

    Правила игры. Игра «Эрудит – лото».
    Тема № 23. ««Слабое звено»

    Правила игры. Игра «Слабое звено».
    Тема № 24. «Десятка»

    Правила игры. Игра «Десятка»
    Тема №25.«Один за всех»

    Правила игры. Игра«Один за всех».
    Тема № 26.«Брейн-ринг»

    Правила игры. Игра«Брейн-ринг».
    Тема № 28. Итоговое занятие

    Итоговое занятие. Подведение итогов, награждение участников и победителей.
    Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

    Программа «Вместе к успеху» рассчитана на развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, а также на подготовку школьников к районным турнирам по интеллектуальным играм, марафонам знаний. Правильно поставленная, организованно проводимая учебно-тренировочная работа в группах способствует успешной подготовке занимающихся и хорошему выступлению на турнирах.

    Для занимающихся предусматриваются теоретические, практические занятия. Теоретическая подготовка проходит в форме лекций и бесед, сообщений, практическая подготовка – в форме тренингов, тренировочных упражнений, интеллектуальных игр, создания проектов.

    Структура занятий:

    1. Тренировка памяти, логического мышления.

    2. Игра.

    3. Новые знания.

    4. Обсуждение итогов(представление проектов).

    В качестве методов стимулирования и мотивации используются словесные оценки; самооценка деятельности как способ отслеживания динамики образовательных результатов. Каждая оценка комментируется с целью поддержки его стремления к новым успехам.

    Условиями реализации программы являются:

    • помещение для занятий,

    • учебные принадлежности,

    • учебная литература (словари, энциклопедии и пр.),

    • наглядные пособия для проведения игр,

    • участие в районных турнирах,

    • изучение литературы дома.

    Материально-техническое обеспечение

    • компьютер подключенный к сети интернет;

    • мультимедийный проектор; принтер для распечатывания нот;

    • аудиопроигрыватель;

    • дидактические материалы;

    • таблицы, схемы;

    • раздаточные материалы.


    Список литературы для педагогов:


    1. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся.- М. «Педагогический поиск», 1999.

    2. Камакин О. Н. Интеллектуально-познавательная игра "Будь готов!" // Справочник классного руководителя. - 2012. - № 3 (март). - С. 73-77.

    3. Кожин Ю. А. Методика проведения правового брейн-ринга в средней школе // Право в школе. – 2006. - N 2. - С. 51-55.

    4. Кондрашов А.П. Новейший справочник необходимых знаний.- М.,2014.

    5. Логинова И. Л. Играем, как в телешоу. Разработки внеклассных мероприятий на основе телевизионных игр // Начальная школа. – 2004. - N 5. - С. 98-101.

    6. Мандель Б. Р. Интеллектуальные игры: развитие профессионально значимых качеств у будущих специалистов гуманитарной сферы // Инновации в образовании. – 2007. - N 2. - С. 36-55.

    7. Ромашкова Е.И. Игровые модели интеллектуального досуга в семье и школе. - М.: «Школьная пресса»,2003.

    8. Солодкова Т. П. Программа интеллектуального клуба "Эрудит" // Управление современной школой. Завуч. - 2010. - N 8. - С. 98-107.

    9. Суворова Н. И. От игр и задач к моделированию. [Умение анализировать и строить информационно-логич. модели на уроках информатики] // Информатика и образование. – 1998. - N 6. - С. 31-37.

    10. Сун Л. Интеллектуальная игра дебаты: формы организации и особенности проведения // Наука и школа. - 2012. - № 5. - С. 58-61.

    11. Федоровская Е. О. Дар игры. Роль игры в развитии творческого потенциала ребенка // Одаренный ребенок. - 2012. - № 1 (январь-февраль). - С. 20-28.






    написать администратору сайта