Главная страница
Навигация по странице:

  • Для чего нужен инструктивный материал

  • Школы и самоучители игры на на шестиструнной гитаре Было издано и переиздано большое число Школ и Самоучителей.

  • Можно выделить несколько групп этюдов на различные виды техники

  • Этапы работы над музыкальным произведением. метод разработка. Работа над инструктивным материалом


    Скачать 24.88 Kb.
    НазваниеРабота над инструктивным материалом
    АнкорЭтапы работы над музыкальным произведением
    Дата16.01.2022
    Размер24.88 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файламетод разработка.docx
    ТипДокументы
    #332872

    Работа над инструктивным материалом
    Инструктивный (в латинском языке: instruo — наставлять, обучать, подготовлять, разрабатывать, готовить).

    Материал (от лат. materia — вещество). В интересующем нас контексте — источник, сведения, служащие основой для чего-нибудь; документация, данные, факты; копия, рукопись, информация.

    Учебные материалы (то, что служит для изучения) - сведения, данные, являющиеся основой какого-нибудь текста, сочинения.

    В музыке это — гаммы, этюды и различные упражнения направленные на развитие технического(в широком смысле) мастерства музыканта.

    Для чего нужен инструктивный материал?

    Управление игровым процессом требует некоторого количества внимания.

    Очевидно, что однородный процесс проще, чем процесс, содержащий в себе изменения (смены позиций и т.д.). Чем больше их на единицу времени, тем труднее. Сложен для контроля также процесс, совмещающий одновременно несколько факторов (трудности в правой и левой руках и т.д.).

    Упростить задачу можно, расчленив её на составляющие. Этот приём – один из самых эффективных. Мы как бы выделяем различные элементы музыкальной ткани (очень часто находя при этом то слабое звено, которое создавало проблему), прорабатываем каждый приём в отдельности, после чего вновь собираем в единое целое. В общем, «разделяй и властвуй».

    Гаммы и в чистом виде встречаются, и аппликатурные группы, и стандартные переходы, и ощущение позиции.
    Вопрос о необходимости игры гамм на гитаре никогда не обсуждался. Считается само собой разумеющимся многочасовое и многолетнее их изучение.

    Поиски рациональной аппликатуры в гаммах в последнее время отодвинули на задний план главный вопрос: для чего же все-таки играют гаммы на гитаре? В самом деле, много ли мы знаем гитарных произведений, в которых гаммообразная техника играет мало-мальски заметную роль, сравнимую с той, какую она выполняет в скрипичной или, скажем, в домровой литературе?

    Гаммы все же играют многие гитаристы. И это нельзя объяснить одной лишь данью традиции. Видимо, потребность в работе над ними продолжает существовать. Однако их значение в общей системе технического и музыкального обучения гитариста постепенно приобретает новые очертания.

    В настоящее время процесс освоения гамм обычно подразделяется на два больших периода. Первый можно назвать ознакомительным. Игра гамм в это время преследует цели практического овладения полным диапазоном гитары, умения играть в разных тональностях с разным количеством диезов и бемолей. Знание аппликатуры и свободное ориентирование на грифе является необходимой ступенью технического образования. К тому же игра гамм в этот период способствует закреплению правильных мышечных ощущений, развитию первичной беглости и скоординированности действий пальцев обеих рук.

    Большинство учащихся на первых этапах работы с гаммами не в состоянии добиться совершенного ее исполнения. Однако определенные, пусть ограниченные, задачи качества исполнения должны ставиться с самого начала, тем более, если речь идет о профессиональном обучении. Эти первоначальные требования относятся к четкости и ровности звучания гаммы, а значит к координации действий пальцев правой и левой рук. Способы развития ее заключены в игре гамм различными видами артикуляции, группировки длительностей (дуоли, триоли, квартоли, пунктирный ритм и др.). Безусловно важной является также работа над чередованием всех пар пальцев правой руки: i-m, m-a, i-a. Она осуществляется параллельно с решением координационных и ритмических задач. В этом смысле большой интерес представляют гаммы в аппликатуре А. Сеговии. Главное их достоинство в том, что они содержат самые разнообразные комбинации пальцев обеих рук, бесчисленное множество различных движений и переходов, создавая тем самым при упорных занятиях прочную базу для достижения согласованной работы пальцев обеих рук.

    По мере роста исполнительского уровня ученика повышаются требования к качеству исполнения гамм. Второй период овладения гаммами начинается тогда, когда гамма становится для учащегося материалом для художественной работы. Это значит, что ученик ставит перед собой звуковые, тембровые, динамические, артикуляционные задачи и способен их разрешать. Немаловажное значение имеет темп исполнения. Не просто сыграть гамму правильными пальцами и без ошибок, а исполнить ее быстро и так, чтобы она вызывала эстетическое удовольствие — вот цель работы над гаммами. Чем выше музыкальные задачи, тем больше пользы извлекают учащиеся из работы над гаммами. Только высокие требования к качеству исполнения превращают изучение гамм в собственно техническую работу, которая начинает способствовать росту мастерства музыканта.

    Следует отметить, что legato на гитаре довольно условное, однако мы пользуемся этим термином для обозначения максимально связной игры. Вообще, артикуляция при исполнении гамм на гитаре плохо поддается градации. Можно говорить лишь о различной степени расчлененности, нежели о связности звуков. Кроме того, в быстрых темпах грань между staccato и legato почти стирается, и в этих условиях главное — ощущение отличия их друг от друга, хотя бы символическое.

    Систематическая, творческая работа с гаммами стимулирует технический рост учащегося, способствует выявлению пробелов в техническом образовании, недостатков, мешающих дальнейшему развитию, указывает пути исправления ошибок и достижения новых высот мастерства.
    Этюдызанимают прочное место в технической подготовке любого музыканта-исполнителя. Они позволяют сосредоточиться на разрешении типических исполнительских трудностей и сочетают специальные технические задачи с задачами музыкальными. Гитарная литература содержит богатейший пласт произведений этого жанра, написанных композиторами двух последних столетий.

    Этюд — не просто упражнение на тот или иной вид техники. Первоначально этюды предназначались только для совершенствования технических навыков игры на инструменте, но с развитием жанра этюд постепенно становится произведением художественно значимым, трактуемым как яркая концертная пьеса или миниатюра типа прелюдии. Таким образом, этюды можно разделить (впрочем, довольно условно) на два больших вида: «оформленные» в пьесы упражнения и музыкальные произведения в жанре этюда. Последние являются скорее показателем уже достигнутого технического уровня, нежели средством его достижения, тогда как собственно инструктивные этюды представляют для развития техники огромную ценность.

    В свете этого важной задачей становится расширение пройденного инструктивного материала. Безусловно, этюды не являются панацеей от всех технических бед, однако освоение необходимого минимума их способствует некоторому повышению технического уровня учащихся, выравниванию общего звучания, помогает в устранении различных трудностей или хотя бы заостряет внимание ученика на существующих проблемах. Определенный эффект дает простое увеличение количества этюдов, пройденных в течение полугодия, до четырех. Эта цифра возникла из практического разделения этюдов на четыре группы.

    Арпеджио: сюда входят этюды на все без исключения виды арпеджио и на чередования пальцев правой руки по разным струнам при довольно статичном положении левой.

    Гаммы, репетиции: вторая группа содержит этюды, содержащие гаммообразные пассажи и репетиции (в том числе тремоло), то есть чередование пальцев i-m-a по одной струне.

    Аккорды, интервалы, кантилена: в эту группу вошли этюды на аккордовую технику, на интервалы (в том числе разложенные), а также медленные, певучие этюды, требующие связной игры левой руки.

    Смешанная техника: сюда могут входить этюды с элементами первых трех групп (как, например, в этюдах Карулли), на все виды «легато» (включая мелизмы), ритм и другие трудности.
    Не смотря на то, что гитара становится всё более популярной среди любителей музицирования, будучи сравнительно недавно утвердившейся на эстраде «самостоятельной концертной единицей», она стала объектом пристального внимания и изучения со стороны профессионалов.

    Гитарная педагогика в нашей стране за последние 20-30 лет прошла активный путь развития, но остаётся слишком молодой по сравнению с ведущими инструментами современности скрипкой и фортепиано. (Этим объясняется отсутствие фундаментальных методических исследований).

    Школы и самоучители игры на на шестиструнной гитаре

    Было издано и переиздано большое число Школ и Самоучителей. Наибольшей популярностью пользуются Школы игры на шестиструнной гитаре П.Агафошина, Э.Пухоля, М.Каркасси. А.Иванова-Крамского, А.Кравцова и Школа Чарльза Дункана, а также Самоучители Е.Ларичева, П.Вещицкого.

    Большинство этих Школ содержат многочисленные и полезные методические указания, сохранившие своё значение до настояшего времени. Но в них нет полного и комплексного изложения методик преподавания, системы обучения и воспитания исполнителя - гитариста. Ведь, как известно, школа – это показ конкретного метода обучения, опыт. А большинство авторов Школ прошлых лет ограничивались изложением основ посадки и постановки рук и пальцев, некоторыми чисто художественными указаниями и описанием отдельных приёмов игры. При этом методы развития техники игры на гитаре разработаны бессистемно и освещены явно не достаточно. Поэтому из большинства Школ прошлых лет педагоги черпают, в основном, музыкальный материал, а не методическую мысль. И уже давно для преподавателей гитары актуальной является проблема наиболее совершенного и качественного обучения игре на гитаре. Поиск наилучшей школы игры, всесторонне охватывающей все виды 6 техники и технологии наиболее эффективной методики обучения игре, является одним из самых важных для педагогов-гитаристов.

    Так, в настоящее время во всём мире уделяется серьёзное внимание техническим проблемам и методам их решения на всех этапах обучения. Ведь для полноценной передачи эмоционального содержания музыки любой музыкант – исполнитель должен владеть техникой, обладать некоторой совокупностью уже сформированных технических навыков игры на своём инструменте.

    К элементам игровой техники принадлежат: ориентация на гитарном грифе и струнах; разнообразные виды контактирования со струнами; звукоизвлечение; акцентуация; штрихи; координация различных видов движений; слухо-моторное опережение; сосредоточенность; стойкость и многоплановость внимания; психотехника. Постоянное совершенствование отдельных элементов исполнительской техники способствует доведению её до высокого уровня мастерства. В прошлом многие педагоги считали, что техника инструменталиста формируется только благодаря изучению упражнений, гамм и этюдов, которые всегда должны быть в центре его внимания. Овладение тем или иным игровым приёмом осуществлялось чаще всего путём механического тренинга, методом многократного повторения проблемных пассажей. Гитарная педагогика часто шла по пути технической «дрессировки», механических упражнений, увеличения количества часов, проведённых 7 за инструментом. Трудности в освоении определённых игровых навыков приводили к преувеличению роли технической стороны исполнения. В результате возникали педагогические системы, порочные в самой своей основе: они с первых шагов обучения нарушали принцип единства художественного и технического развития музыканта.

    В современной музыкальной педагогике всё большее распространение получает психотехническая школа, в основе которой лежит слуховой метод, где механические упражнения уступают место сознательной работе над двигательной техникой. Главное внимание здесь уделяется раскрытию творческих способностей учащихся, формированию техники на основе ярких и содержательных художественно-образных представлений. Слуховой метод имеет большие преимущества в сравнении с двигательным: он требует чёткого осознания цели движения, ясного предслышания каждого звука. Тем не менее слуховой и двигательный методы выступают как две стороны одного процесса, направленного на согласованное развитие исполнительской техники гитариста. Оба метода имеют право на существование, но только при учёте индивидуальных и моторных данных учащихся. В зависимости от этих данных и должна выстраиваться общая тактика преподавания: в одних случаях – с выделением музыкально-художественных задач и сравнительно «спокойным» отношением к технической стороне; в других – с очень интенсивным вниманием к технике, но в полной её связи с постановкой художественно-смысловых задач. Важным и эффективным средством для технического развития исполнителя современная прогрессивная педагогика рассматривает работу над всеми видами инструктивного материала: гаммами, упражнениями, этюдами. При регулярной технической работе, занимающей примерно треть рабочего времени, все компоненты двигательного аппарата (скорость/быстрота движений/, ловкость, сила и выносливость) поддерживаются на постоянно высоком уровне, процесс обучения становится более рациональным, 8 сокращается во времени процесс изучения музыкальных пьес путём ежедневного разучивания, настойчивого повторения одних и тех же музыкальных формул. У молодого исполнителя формируется так называемый подвижный навык. Т.е. когда учащийся хорошо выучил одно произведение, у него сформировался простой навык. Длительная работа над другими произведениями ведёт к образованию новых простых навыков. При игре большого количества гамм, упражнений, при добросовестном изучении большого числа этюдов постепенно нарабатывается подвижный навык, позволяющий без большой предварительной подготовки решать сложные технические задачи, когда срабатывает предыдущий метод и «метод аналогий». Этот путь ведёт к той технике, которую требует современный высокий уровень развития гитарного искусства. Однако, если учащийся все свои усилия сосредотачивает на изучении только художественных произведений, а занятия технической стороной происходят у него «от зачёта к зачёту» - такой путь представляется бесперспективным. Ведь то, что выносится на концертную эстраду – это лишь верхняя часть «айсберга» исполнительской работы, основная же («подводная») его часть – это ежедневная работа над инструктивным, техническим материалом. И здесь учащийся может смело идти на риск, не опасаясь «заболтать» изучаемый этюд, так как в отличие от художественного произведения, он не выносится на сцену.

    Общеизвестно, что этюд – это не просто упражнение на тот или иной вид техники. Первоначально этюды предназначались для совершенствования технических навыков игры на инструменте, но с развитием этот жанр приобрёл художественную значимость, стал трактоваться как яркая виртуозная пьеса или миниатюра типа прелюдии. Таким образом этюды можно условно разделить на два вида: инструктивные, то есть упражнения, оформленные в пьесы, и концертные. 9 Исполнение последних являются, скорее, показателем уже достигнутого технического уровня, нежели средством его достижения. Тогда как инструктивные этюды представляют огромную ценность для развития техники. Технические приёмы, заложенные в этюдах – бесценное сокровище для гитаристов. Подбирая этюды для своих воспитанников, педагогу необходимо учитывать широкий круг самых различных факторов. Этюды должны в своей совокупности охватывать как можно больше видов техники, встречающейся в гитарной литературе, что способствует формированию основ исполнительской «школы».

    Можно выделить несколько групп этюдов на различные виды техники:

    1. Арпеджио;

    2. Аккорды и интервалы.

    3. Гаммообразные пассажи;

    4. Тремоло;

    5. Техническое легато и мелизмы.

    Такое деление, конечно, не единственное, не достаточно подробное, но уже эта систематизация даёт положительные результаты.

    Важно, чтобы предлагаемый учащемуся этюд был посильным. Как правило, следует придерживаться принципа возрастающей сложности, чтобы обеспечить постепенное накопление технических и художественных навыков. Очень полезно возвращаться к пройденному материалу. Но работа над техникой исполнения всегда должна носить циклический характер, подобно спирали, когда возвращение к изученным ранее приёмам происходит с постоянным усложнением.

    Современная педагогика обращает внимание на то, чтобы занятия, направленные на развитие исполнительской техники, носили развивающий характер, и не были исключительно только ради одной техники. И чтобы они приносили детям радость и желание учиться, необходим творческий 10 и индивидуальный подход, позволяющий формировать в ученике умение «наполнить музыкой любое техническое действие». Вот тут и встаёт вопрос технического репертуара. Дело в том, что начальное обучение игре на гитаре построено на освоении классической гитарной литературы. В ней содержится богатейший пласт этюдного жанра, написанного композиторами двух последних столетий. Классические этюды (М.Каркасси, М.Джулиани, Ф.Сора, Д.Агуадо) являются незаменимыми для укрепления принципов звукоизвлечения.


    написать администратору сайта