Работа писателя считается выполненной тогда, когда читатель погрузился в историю. Не проскользил взглядом, цепляясь за смешные имена. Не пролистал вконец, оценивая количество страниц
Скачать 252.69 Kb.
|
Работа писателя считается выполненной тогда, когда читатель погрузился в историю. Не проскользил взглядом, цепляясь за смешные имена. Не пролистал вконец, оценивая количество страниц. А влип по полной, как муха в тёплый ароматный мёд, и получил от этого «влипания», если не оргазм, то хотя бы расслабление и удовлетворение. Добиться такого эффекта можно, как в художественном, таки в сугубо прикладном тексте статье, эссе, обучающем материале. Принципы сторителлинга и влияния на читателя остаются теми же простыми, технологичными, повторяемыми. При этом не стоит думать, что эти методы являются магией, которая работает всегда и на всех. Если бы это было так, то у вас дома лежали бы тонны книги километры ненужных вещей. Принцип - это общий подход. Конкретная же реализация затачивается под вашу аудиторию, ваш стиль и прочие уточнения. Как добиться результат Пробуйте. Применяйте техники, смотрите на реакцию, пробуйте снова. Это одна из причин, почему я всегда призывают проверять текст на реальной аудитории, хотя бы знакомой, прежде, чем пытаться отправить рукопись в издательство или на писательскую платформу. Даже минимум реакции и обратной связи – залог продвижения вперёд. И не возмущайтесь элементарности (как кажется) приведённых техник они просты как гаечный ключ или нож, но работают на все 100%. Иначе бы их здесь не было. Поехали изучать основы влияния на читателя, пока он от нас не сбежал. 1. Погружение в ностальгию Какое мороженное в жаркий день вам больше всего нравится Пломбир А может шоколадное Вспомните, как с шуршанием спадает упаковка и от поверхности стаканчика на губы веет холодком. Есть мгновение между этим моментом и непосредственно вкусом на языке. Вы облизываете или вгрызаетесь зубами в пористую поверхность и рот обжигает сладость и холод. Наступает расслабление, смешанное с наслаждением и всего секунду не существует ни мира, ни проблем, ни летней жары, а только вы и любимое мороженное. И именно из сего божественного состояния наслаждения Васю вырвал визгливый стрёкот рабочего телефона. - Чёртовы клиенты, - выплюнул Вася и снял трубку. Что мы здесь сделали Мы обратились копыту читателя, к его ностальгии, ощущениями заставили воссоздать картинку и даже вкус, который он знает сам. Мы не описываем пломбир и ваниль. Мы предлагаем сделать читателю взнос в книгу, добавить собственную часть в наше произведение. А затем использовать эмоции для продвижения сюжета. В помощь нам играют конструкции такого типа Вспомните, как. А помните, как в детстве У вас было такое, что. Дальше следует картинка, которая понятна вашему читателю. Это кстати одна из причин, почему нужно понимать, для кого выпишите тогда инструменты влияния становятся острыми скальпелями, а не тупыми оглоблями, которой фиг попадёшь по ранимому сердцу читателя. Практика Напишите 3 зарисовки с использованием метода "Ностальгия, чтобы погрузить читателя в атмосферу расслабленности, напряжения, страха. Пример Каждый наверняка помнит, как родители теряли его в толпе супермаркета, рынка или гуляющих по городу людей. И маленький ребёнок, который за лесом чужих тёмных, нависающих тел взрослых, не видит любимых лиц, вдруг понимает, возможно впервые, что значит остаться одному 2. Я знаю ваши мысли Данный подход отчасти связан с предыдущим. Мы снова оперируем эмоциями и опытом читателя. Отличие в том, что мы теперь не предлагаем вспомнить, а читаем мысли человека. - Ты думаешь, что убийца дворецкий - спросил Макс у начальника. - Доступ ко всем ключами дверям был только у него. Плюс следы крови на рубашке. - А перья тукана ты учёл? У дворецкого аллергия на перья - он просто бы не смог зайти в комнату. Этот подход мы можем использовать, как при стремлении окунуть читателя в эмоции Я знаю, что тебе грустно - иначе бы ты низа что не взял книгу с названием Рассмеши меня или убей. А можем озвучивать предположения читателя о сюжете – идеально подходит для детективов или триллеров. Мы как бы подтверждаем мысли и логические выкладки читателя и тот вовлекается в процесса угадал ли я следующий шаг. ПС. не допускайте, чтобы он угадывал всегда. Только иногда Важно при этом не пытаться читать мысли с потолка вы должны создать эти мысли у читателя при помощи намёков, подброшенной информации, привычных шаблонов и клише. Хороший пример этого метода в фильме Hot Fuzz (Типа крутые легавые когда логичный полицейский пытается понять, что происходит в маленьком мирном городке. Используйте следующие конструкции, чтобы применять метод Я знаю ваши мысли Я знаю, о чём ты думаешь Вы наверное предположили, что Герой догадывался, что всё идёт к (на это указывали факты, мнения и т.п.) Как и предполагал ПРАКТИКА Напишите как минимум 3 примера с использованием данного метода в жанре детектив (укажите улики, а затем подтвердите или опровергните мнение читателя. Напишите как минимум 3 примера для детской сказки удивите ребёнка приятной неожиданностью. 3. Нереальная реальность Факты на службе домысла - наука, научные или наукообразные данные для создания своего мира Способности Капитана Америки базировались на особой сыворотке. По крайней мере так говорила американская пропаганда. Геннадий Степаныч по кличке Чехов не полагался на слухи, только на науку. Поэтому использовал для улучшения своих силовых качеств вирусных переносчиков и генномодифицированные продукты. Если вы хоть что-нибудь слышали о современной генной науке, то вышеуказанный текст не покажется вам жуткой ересью. Эти методы с разной степенью достоверности существуют, что создаёт некую реалистичную основу всему тому потоку творчества, который вы готовы обрушить на читателя. По факту, использование реальных и полуреальных данных, современных мифов и слухов для обоснования выдуманного мира, делает вашу историю в разы материальнее, ощутимее. Будучи подростком малого возраста вычитал, как в книге обычное пламя обозвали "холодной плазмой. Это так хорошо легло на мои скупые знания, что я даже периодами использовал обозначение приобщении. Не учитывая, что плазма это немного другое. Данный подход подойдёт не только для научной фантастики, как вы могли подумать (ничего не напоминает ;) ). Любой выдуманный мир можно обосновать какими-либо данными, например, использовать реальное оружие или даже фантастическое, нона реальном или признаваемом эффекте физики, психологии. Да и для нон-фикшн и повседневной прозы обращение к реальным фактам будет полезно. ПРАКТИКА Задание обоснуйте фактами на основе науки, мифов, стереотипов следующие ситуации и утверждения - появление призраков в доме - супергерои существуют - плохие отношения ст щейсвекровью - алкоголизм - это спасение человечества. Сможете сделать это - будет проще объяснить читателю, почему стоит верить именно в ваших эльфов. Удачи и креатива. Юрий Окунев. 2017 год |