Главная страница
Навигация по странице:

  • Предмет исследования

  • Теоретической основой явились

  • Теоретическая значимость исследования

  • Практическая значимость исследования

  • Экспериментальная база исследования

  • Глава 1 Теоретические основы проблемы развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

  • курсовая !!!!. Работа посвящена проблеме развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи


    Скачать 0.65 Mb.
    НазваниеРабота посвящена проблеме развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
    Дата14.03.2020
    Размер0.65 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлакурсовая !!!!.docx
    ТипДокументы
    #111976
    страница1 из 3
      1   2   3


    АННОТАЦИЯ
    Работа посвящена проблеме развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
    Проблема развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является одной из актуальных. Прогрессивные веяния в становлении образовательной практики


    • психологической науки провоцируют новейшие задачи в её исследовании. Одна из подобных задач - это положение об индивидуальных спецификах развития воображения, проявлений личности ребенка в его творческой деятельности.


    Новизна исследования заключается в обосновании потенциальных возможностей изобразительной деятельности как способа развития у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи творческого воображения; определены показатели и уровни развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
    Целью исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе изобразительной деятельности.


      • исследовании решаются следующие задачи: на основе анализа психолого-педагогических исследований раскрыть и охарактеризовать процесс развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи; выявить уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи; экспериментально проверить эффективность развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе изобразительной деятельности.


    Бакалаврская работа имеет новизну и практическую значимость; работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

    2




    Оглавление




    Введение……………………………………………………………………..

    4

    Глава 1 Теоретические основы проблемы развития творческого




    воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим




    недоразвитием речи ………………………………………………………...

    8

    1.1

    Психолого-педагогическиеаспектыразвитиятворческого







    воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим







    недоразвитием речи …………………………………………………….

    8

    1.2

    Потенциальные возможности изобразительной деятельности в







    развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного







    возраста с общим недоразвитием речи……………………………….

    21

    Глава 2 Экспериментальная работа по развитию творческого




    воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим




    недоразвитием речи в процессе изобразительной деятельности………..

    27

    2.1

    Выявление уровня развития творческого воображения у детей







    старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……..

    27

    2.2

    Динамика развития творческого воображения у детей старшего







    дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………..……

    40




    Список используемых источников и литературы

    45




    Приложение

































    3
    Введение
    Актуальность темы данной бакалаврской работы состоит в том, что проблема развития творческого воображения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи привлекает к себе пристальное внимание специалистов в области педагогики, психологии и дефектологии. Прогрессивные веяния в становлении образовательной практики и психологической науки провоцируют новейшие задачи в её исследовании. Одна из подобных задач - это положение об индивидуальных спецификах развития воображения, проявлений личности ребенка в его творческой деятельности. Воображение - создание новейших образов на основании предыдущего опыта. Это самая важная составляющая в творческой деятельности человека, в случае если проблематичная ситуация характеризуется отсутствием знаний или же представлений.


      • развитии и функционировании воображения особенное место имеет речь. Мощнейший шаг вперед в развитии воображения у дошкольников происходит напрямую с усвоением речи. Через речь у ребенка формируются




    • остаются в памяти представления о предметах. Дошкольники, чье речевое развитие протекает с отклонениями от нормы, остаются с крайне скудными формами воображения. Это предоставляет право сделать заключение о том,


    что речь считается главнейшим инструментом воображения, наравне с мышлением.
    Наиболее продуктивным периодом для воображения считается старший дошкольный возраст (5-6 лет), так как напрямую на данном этапе развития активируется воссоздающее, а потом творческое воображение детей.
    Изобразительная деятельность ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется весьма интенсивной работой воображения. В данном возрасте интерес ребенка притягивают занятия изобразительной деятельностью, которые совсем не обходятся без воображения. Патологии одного из важнейших средств общения — речи, приводят к неполноценности

    представлений об окружающей действительности, недостаточности закрепления и обобщения практического опыта детей в слове, из-за чего проистекает запоздалое формирование представлений. Чем проблематичнее патологии речи, тем сильнее ограничиваются возможности ребенка проявить творчество, для них становится проблемно составление новых образов [2].
    Проблема развития творческого воображения передана в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.В. Запорожца, А Н. Леонтьева, Т.Г. Казаковой.
    Технология и условия развития творческого воображения представлены в работах Е.А. Флёриной, Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой, Г.Г. Григорьевой, О.М. Дьяченко.
    Анализ литературы свидетельствует, о том, что всевозможные аспекты этой проблемы исследуются, однако темы, связанные с развитием творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе изобразительной деятельности недостаточно подробно освещены.
    Таким образом, было выявлено противоречие между потребностью развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и методической неразработанностью этого процесса. Это и обусловило выбор темы изучения.
    На основании найденного противоречия установлена проблема исследования: каково влияние изобразительной деятельности на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи?
    Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе изобразительной деятельности.
    Объект исследования: процесс развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Предмет исследования: развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе изобразительной деятельности.
    Гипотеза исследования: развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе изобразительной деятельности будет эффективно, если:


    • обогащена развивающая предметно-пространственная среда средствами изобразительной деятельности;




    • организовано обучение детей способам рисования пальчиками,


    мыльными пузырями и кляксографии;


    • включены кляксография, рисование пальчиками и мыльными пузырями в совместную деятельность взрослого и детей в режимных моментах.




    • соответствии с поставленной целью и гипотезой, были сформулированы следующие задачи исследования:




    1. На основе анализа психолого-педагогических исследований раскрыть и охарактеризовать процесс развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.




    1. Выявить уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.




    1. Экспериментально проверить эффективность развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе изобразительной деятельности.


    Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы), эмпирические (тестирование, эксперимент), методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования), обобщение опыта и практики.
    Теоретической основой явились: положения по проблеме развития творческого воображения в детском возрасте (Л.С. Выготский, Т. Рибо);

    положение О.М. Дьяченко о развитии творческого воображения на материале решения воображаемых задач.
    Новизна исследования заключается в обосновании потенциальных возможностей изобразительной деятельности как способа развития у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи творческого воображения; определены показатели и уровни развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
    Теоретическая значимость исследования: описаны содержательные характеристики уровней развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
    Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанное и апробированное содержание работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе изобразительной деятельности. Результаты экспериментальной работы могут быть использованы воспитателями в работе с детьми старшей группы.
    Экспериментальная база исследования: МБУ №200 «Волшебный башмачок» г.о. Тольятти.
    Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (39 наименований источников), 11 приложения, 12 таблиц. Работу иллюстрируют 10 рисунков

    Глава 1 Теоретические основы проблемы развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    1.1 Психолого-педагогические аспекты развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
    Воображение – большая ценность. С его помощью мы существуем в настоящем, можем возвратиться в далекое прошлое или же заглянуть в будущее. Собственно, благодаря воображению есть религия, совершаются научные открытия, создаются шедевры искусства [35].
    Эта способность дает возможность образовывать неиссякающие комбинации на базе ограниченного набора существующих у нас представлений, она считается фундаментом творческой деятельности, выражается в абсолютно всех гранях научной и культурной жизни. Отталкиваясь из этого, можно допустить: чем больше развитым воображением будет обладать дошкольник, а потом и взрослый, тем наиболее конструктивной, творческой и неординарно мыслящей личностью он станет.
    Однако, спонтанное развитие воображения нечасто приводит к значительным результатам, необходима продолжительная и комплексная работа по его совершенствованию. Прогрессивная иностранная психология определяет воображение как значительную часть творчества, ровно, как и любой творческой деятельности в целом. При рассмотрении сущности воображения ученые отмечают присутствие преобразования образов.
    «Воображение, – трактует С.Л. Рубинштейн, – объединено с нашей нуждой и способностью создавать новое» [37].


    • психологии есть представления, о том что воображение – это придумывание такого, чего в действительности не случается или не

    существует, равно как игнорирование реальности. И чем сильнее такое «игнорирование», тем наиболее креативные продукты воображения.
    Особенно это актуально для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в коррекционной работе с которым упор делается на развитие речи, мыслительных процессов и подготовке к школе, в этом случае развитие творческих способностей проистекает косвенно, либо бессознательно. Конкретно для данной категории детей творческая деятельность имеет возможность быть мощнейшим средством социализации и, может быть, фундаментом для дальнейшего самоопределения в будущем.
    Являясь первостепенным новообразованием дошкольного возраста, воображение тщательно исследуется педагогами и психологами. Результаты такого изучения представлены в работах таких авторов как Т. Рибо, Л.С. Выготского, Э.П. Торренса, Ж. Пиаже, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна, B.C. Мухиной, Н.А. Ветлугиной, А.Н. Давидчук, О.М. Дьяченко, О.В. Боровика и др.
    Большинство экспертов исследовали специфику и пути развития воображения у детей с нормой развития. В специальной литературе существует также немалое количество исследований, приуроченных к изучению воображения у ребенка с разными нарушениями.


    • частности, подобного рода исследованиями у ребенка с нарушениями речи занимались Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, С.А. Миронова,


    С.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева и др.
    Однако присутствие единичных трудов, посвященных изучению творческой деятельности ребенка с разными нарушениями развития, не компенсирует отсутствие исследований в этой сфере и индивидуальных методик развития творческого воображения.
    Сущность воображения включает умение видеть и группировать в предметах и действиях отличительные признаки и особенности и переносить их на другие предметы. Акцентируются определенные техники создания образов.

    Р.С. Немов указывает то, что воображение имеет место в основах наглядно-образного мышления, предоставляя человеку ориентировку в условиях и решении задач в отсутствии прямого включения практических действий. Оно во многом может помочь человеку в тех случаях жизни, когда действия либо неосуществимы, либо затруднены, или попросту нецелесообразны. Воображение сопряжено с абсолютно всеми гранями психической деятельности человека: мышлением, памятью, восприятием, речью, вниманием, чувствами [35].
    Невзирая на связь с психическими процессами, воображение тесно связано с окружающей действительностью. В случае если придумать пусть даже что-то абсолютно необыкновенное, то при тщательном рассмотрении обнаружится, что составляющие, из которых сложился вымысел, были получены из жизненных ситуаций, позаимствованных из предыдущего опыта, выявляются плодами сознательного анализа множества количества фактов. Не беспричинно Л.С. Выготский писал: «Созидательная деятельность воображения пребывала в непосредственный связи от роскоши


    • разнообразия давнего опыта человека, потому что опыт является основным источником для фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материала для воображения» [8].


    Л.Д. Столяренко считает, что виды воображения отличаются по способам функционирования образов: более элементарная форма –
    спонтанное воображение – сопряжена с непосредственным копированием образов; более сложная – комбинирующее воображение – определена использованием абстрагирования, синтеза и условного замещения [39].
    В психологии выделены следующие виды воображения: непреднамеренное или пассивное: сновидения, грезы, галлюцинации (зрительные и слуховые); произвольное воображение: воссоздающие или творческое. В творческое, входит мечта и фантазия, которая возникает в процессе мышления.

    Творческое воображение можно сравнить с фабрикой по производству новых образов, которые обретают отображение в специфических продуктах деятельности. Создаются образы без опоры на определенное изображение или какое-либо представление. Важность творческого воображения велика для каждого человека, а в особенности для тех, кто связан с творчеством. Создаются уникальные образы, картины и произведения, которые никогда ранее не существовали. Тем не менее, их персонажи до такой степени жизненны и реальны, что начинаешь относиться к ним, будто к живым [15, с.34].
    Своеобразный вид воображения, как отмечает А.В. Петровский, – мечта. Мечта непрерывно устремлена в будущее, в перспективу жизни и деятельности каждого человека, каждой личности. Мечта позволяет обозначать будущее и строить свои действия ради его осуществления. Представить для себя будущее (то, чего нет, но может быть) человек не сумел бы без воображения, без стремления создать новый образ. При том, что мечтать – процесс воображения, который непрерывно нацелен не просто


    • будущее, а в будущее желаемое [36].




      • образам аналогичного рода, как фантазия и мечта, причисляются


    идеалы личности - образы, определяющиеся как стандарты взаимоотношений, поведения, жизни, деятельности. Идеал – это эталон, в котором показаны наиболее ценные, значимые для определенного человека грани и качества личности. В образе идеала зарождаются направленности формирования личности. Ещё один вид воображения – фантазия. Здесь желаемое никак не связанно напрямую с существующей действительностью.
    К образам фантазии причисляются научно-фантастические и сказочно-фантастические образы. В фантазии представлены предметы и действия, каких в природе не имеется. И научная фантастика, и сказки, полагал В.А. Крутецкий, – результат творческого воображения [30].
    Подведя вывод, нужно отметить, что воображение – одно из наиболее существенных, занимательных и таинственных свойств психики человека. На

    сегодняшний день этот феномен полностью не изучен, как и его анатомические и физиологические основы. С целью изучения важности воображения необходимо выявить его специфики. Трудность обнаружения специфики воображения обусловлена тем, что оно близко переплетается с различными типами познания. Эта положение демонстрирует причину возникновения направленности к отрицанию существования воображения как особенной формы отражения. Для того чтобы решить этот вопрос, необходимо выявить подлинную природу воображения.
    Воображение, равно как и любая иная психическая деятельность, проделывает в онтогенезе человека намеченный путь созревания. О.М. Дьяченко предположила, что воображение дошкольников в своем развитии подчиняется тем же самым законам развития, каким придерживаются другие психические процессы. Так внимание, память и восприятие, воображение из пассивного (непроизвольного) становится активным (произвольным), постепенно превращаются из конкретного в опосредованное. Важным орудием при этом считаются сенсорные эталоны. К завершению дошкольного периода у детей, чье творческое воображение развито довольно сильно, воображение находится в двух важных конфигурациях: а) произвольное, автономное создание ребенком какой-нибудь идеи; б) создании перспективного плана, и его реализации [15].
    В соответствии с периодизацией психического развития детей, разработанной Л.С. Выготским, главное психическое новообразование дошкольного периода проявляется развитием воображения. Он полагал, что воображение детей отлично от воображения взрослого, за выглядящим
    обилием скрывается скудость, неопределенность, трудность и невыразительность образов. Мнимое богатство воображения соединено с невысокой критичностью детского мышления. Это одновременно недостаток и уникальность детского воображения.

    Ребенок легко связывает различные изображения и некритически относится к приобретенным комбинациям, что особенно очевидно у младших дошкольников [7].
    Неповторимость художественного образа, создаваемого ребёнком, сам процесс его возникновения и олицетворения обусловлен отличительными чертами психического развития ребенка-дошкольника. Первостепенно это характерные черты ключевых психических процессов, реализующих творческое действие. Особенное внимание заслуживает изучение этапов развития воображения.
    Подведя обобщение, нужно выделить, что воображение – одно из наиболее загадочных, интересных и ценных свойств психики человека. Это явление в настоящее время до конца, не постигнуто, в том числе его анатомические и физиологические причины.
    Специалисты в области психологии акцентируют 3 основных периода развития воображения у детей. Они по пунктам расписаны в трудах О.М. Дьяченко:
    Первый период в формировании воображения относится к 2,5-3 годам.


    • этом возрасте происходит распределение воображения на познавательное и аффективное. Познавательное воображение выявляется в тех моментах, когда ребёнок через игрушки разыгрывает какие-либо известные ему действия и их допускаемые варианты.


    Второй период в формирования воображения – возраст 4-5 лет.
    Дошкольник нацелен на овладение общепринятых социальных норм, а кроме того правил и эталонов деятельности. Познавательное воображение детей соединено с активным развитием ролевой игры, рисования и конструирования в этом возрасте. Оно носит воссоздающий характер, так как ребёнок пока только лишь подражает взрослым.
    Третий этап в формировании воображения – возраст 6-7 лет. Аффективное воображение ребят ориентировано на исключение полученных психотравмирующих действий путём их неоднократного обыгрывания в игре, рисовании и других творческих видах деятельности [16].
    Способность ребенка к фантазии, воображению наиболее активно появляется в ролевой и режиссерской игре, что к окончанию дошкольного периода характеризуется гибкостью развертывания сюжетной линии согласно обстоятельствам и факторам и наличием неповторимого замысла. Творческие способности ребенка так же проявляются в рисовании, пении, танцах и придумывании сказок. Дошколята предпочитают импровизировать вслух, играться звуками и словами. Данное умение конкретно связанно с развитием речи и говорит о зарождении внутреннего плана действий, развитии функции воображения и становлении произвольности предметного воздействия.
    Основатель психоанализа З.Фрейд оценивал воображение как ключевую, первоначальную форму детского сознания. Принцип удовольствия, который преобладает в раннем возрасте, обретает свое отражение в фантазиях и грезах детей.
    Общее недоразвитие речи — различные непростые речевые расстройства, при которых нарушено развитие абсолютно всех элементов вербальной системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). В пятидесятых-шестидесятых годах двадцатого столетия родоначальником дошкольной логопедии в России, Р.Е. Левиной, впервые был введен термин общее недоразвитие речи (далее ОНР). Тезис общего недоразвития речи и по нынешний день стремительно используется для создания логопедических групп детей в дошкольных организациях. ОНР может существовать при осложнённых формах детской речевой патологии: алалии, афазии, а кроме того ринолалии и дизартрии [31].
    Причиной ОНР может являться дизонтогенез, который может возникнуть в пренатальный (токсикоз, инфекционные заболевания, резус-конфликт, хронические заболевания матери, генные и хромосомные мутации), натальный (асфиксия, полное предлежание плаценты, неправильно ведение родовой деятельности врачами), а также и в постнатальный период жизни ребенка (черепно-мозговые травмы, воздействие агрессивной
    окружающей среды, осложнение инфекционных заболеваний, нейроинфекции).
    Различный вид речевого недостатка обретает отображение в разном балансе главных и побочных отклонений. В частности, при акустико-гностических патологиях значительную роль представляет опора на осязательное, кинестетическое и зрительное восприятие. Постепенное усвоение оптико-кинестетических представлений о звуковом составе слова подготавливает ребенка к нормальному употреблению сохранившихся способностей акустического восприятия и к всестороннему развитию.
    При компенсации недоразвития речи, предопределенного речедвигательными отклонениями, значительную роль представляет слуховое восприятие, зрительное восприятие и вибрационные ощущения детей.
    Наряду с соответствием нарушенных и сохранных анализаторов в оногенезе речевого недоразвития практически всё без исключения находится в зависимости от характерных качеств личности детей: с их восприимчивости к оценке окружающих, с предприимчивости, с уровня устойчивости их внимания.
    Недостаточная психологическая динамичность иногда достигает уровня самостоятельной патологии. Она проявляется то в высокой возбудимости и неустойчивости интереса, то в крайней медлительности, вялости, безучастности. В этом и ином случае имеет место снижение произвольной деятельности и познавательной инициативности, что может послужить причиной к отклонениям в речевом развитии. Подобным образом, необходимой частью педагогического процесса является формирование качеств личности, способствующих преодолению дефекта. Вопрос о первопричинах появления ОНР необходимо решать, отталкиваясь от представлений о сложном составе предпосылок, подготавливающих возникновение и формирование речевой деятельности в целом [32].
    По клиническому определению категория детей с общим недоразвитием речи неоднородна, в связи, с этим ее разделяют на три группы:


    • неосложненные формы ОНР (у детей с ММД: недостаточной моторных дифференцировок, регуляцией мышечного тонуса, неразвитостью эмоционально-волевой сферы);




    • осложненные формы ОНР (у детей с неврологическими и психопатическими синдромами: ДЦП, гиппертонус, судоги, эпилепсия);




    • грубое недоразвитие речи (у детей с органическими поражениями речевых отделов головного мозга).


    С учетом уровня ОНР акцентируют четыре степени речевого развития:
    Первая степень речевого развития - «безречевой ребёнок»;
    общеупотребительная речь отсутствует;
    Вторая степень речевого развития – первоначальные компоненты
    общеупотребительной речи, характеризуются скудостью лексикографического запаса, явлениями аграмматизма;
    Третья степень речевого развития – образование развернутой фразовой речи с недоразвитием её фонетических и семантических сторон;
    Четвертая степень речевого развития – остаточные пробелы в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.
    Для всех детей с ОНР свойственно запоздалое возникновение первых слов – к 3-4 годам, в некоторых случаях – к 5 годам. Речевая инициатива ребенка снижена; речь содержит неверное звуковое и грамматическое оформление, малопонятна. Из-за плохой вербальной деятельности страдает память, внимание, познавательная деятельность, мыслительные операции. Дошкольникам с ОНР характерно недостаточное развитие тонкой, общей и вербальной моторики; координации движений.

    Мы будем просматривать характерные черты речевой деятельности, отталкиваясь от четырёх степеней речевого развития определенных и представленных Р.Е Левиной. [31].


    • ребят с ОНР 1-ой степени фразовая речь почти не сформирована. В общении они используют лепетные слова, однословные предложения,


    дополненные мимикой и жестами, значение каковых вне ситуации малопонятно. Лексические познания у ребенка с ОНР 1 степени сильно ограничены; в основном содержат единичные звуковые комплексы, звукоподражания и определенные обиходные фразы. При ОНР 1 степени кроме того страдает импрессивная речь: дети не осмысливают значения множества слов и грамматических категорий. Есть сложное нарушение силлабический структуры слова: чаще дети повторяют только лишь звукокомплексы, состоящие из 1-го-2-ух слогов. Нечеткая артикуляция, изменчивое произношение звуков, почти все из них оказываются недосягаемыми для произношения. Фонематические процессы у ребенка с ОНР 1 степени носят начальный вид: фонематический слух грубо нарушен, для ребенка неясна и невыполнима задача фонематического разбора слова.
    В речи ребенка с ОНР 2-ой степени, наравне с лепетом и жестами, возникают элементарные предложения, состоящие из двух-трех фраз. Но, высказывания скудны и однотипны по содержанию; больше отображают объекты и воздействия. При ОНР второй степени замечается существенное изменение качественного и количественного состава словаря от переодизационной нормы развития: дети не понимают смысла множества слов, заменяя их схожими по значению. Грамматический строй речи не развит. Дошкольники неверно применяют падежные формы, так же испытывают сложности в координировании компонентов речи, в применении только одного и многочисленного количества, поводов и т. д. У ребенка с ОНР 2 степени по-прежнему редуцируется артикуляция слов с несложный и
    сложной силлабический структурой, соединением согласных. Звукопроизношение характеризуется замещением и смешиванием звуков и

    многочисленными искажениями. Фонематическое восприятие при ОНР второй степени обладает ограниченностью; к звуковому анализу и синтезу ребята не склонны.
    Дошкольники с ОНР 3-ей степени используют развернутую фразовую речь, однако применяют в большей степени элементарные предложения, затрудняясь в построении трудных. Восприятие речи приближено к норме, затруднением является понимание и овладение сложными грамматическими
    формами (речевые обороты) и закономерных взаимосвязей (пространственных, временных, причинно-следственных связей). Объем лексикографического у дошкольников с ОНР третьей степени существенно растет: ребята применяют в речи почти все без исключения части речи (в наибольшей степени – глаголы и существительные, в наименьшей – прилагательные и наречия); присуще некорректное использование названий вещей. Ребята допускают погрешности в применении предлогов, согласовании частей речи, применении падежных окончаний и ударений. Звукопроизношение и слоговой состав слов страдает только лишь в сложных случаях. При ОНР 3 степени звукопроизношение и фонематическое восприятие ровно по-прежнему нарушены, хотя в наименьшей степени.
    При ОНР 4-ой степени ребята испытывают характерные затруднения в звукопроизношении и повторении слов с трудным слоговым составом, обладают небольшой степенью фонематического восприятия, допускают погрешности при словообразовании и словоизменении. Запас слов у ребенка


    • ОНР четвертой степени довольно многообразен, но он не всегда четко понимает и осознаёт значимость единично встречающихся слов, антонимов и синонимов, поговорок и пословиц и т. д. В самостоятельной речи ребята с ОНР 4-той степенью испытывают препятствия в логическом изложении событий, зачастую пропускают ключевое и «застревают» в второстепенных элементах, повторяют прежде произнесенное [25].


    Путь развития воображения можно предположить как перемещение с непосредственно-наглядного образа к понятию и посредством него к новейшему вымышленному образу. Уровень развития воображения теснейшим способом связан с уровнем мышления и речи, что обобщает практический опыт детей, содействует развитию представлений о предмете.
    В.П. Глухов провел исследование воображение у ребят с ОНР при помощи рисуночных тестов, применяемых с целью установления развития творческих способностей, и обнаружил их наиболее невысокую результативность согласно данному показателю по сопоставлению с ребенком с нормой развития. Дошкольники с ОНР больше используют копирование образцов и предметов ближайшего круга, повторяют свои рисунки и отклоняются с установленных задач. Для подобных детей характерно применение штампов, быстрая астенопия, пассивность.[10].
    Ребёнок старшего дошкольного возраста (5–6 лет) отличается активацией функции воображения. Вначале воссоздающего (позволяющего в младшем дошкольном возрасте изображать сказочные образы), а далее и творческого (вследствие которого формируется ранее не известные образы). Данный период - сенситивный для развития фантазии. Дети 5-6 лет значительную часть своей инициативной деятельности реализуют через воображения. Их игры - результат бурной деятельность воображения. Они с энтузиазмом увлекаются творческим делом.
    Немного по-другому процесс воображения формируется у ребёнка с нарушениями речи. Их суждения о предметах оказываются неправильными и неполноценными, практический опыт мало фиксируется и обобщается в слове, из-за этого запаздывает формирование представлений. Чем сложнее патологии речи, тем в большей мере ограничиваются потенциал детей продемонстрировать творческий процесс [14].
    При исследовании развития воображения, у дошкольников с общим недоразвитием речи, в изобразительной деятельности прослеживается слабость внимания, скудный объем данных об окружающей действительности. Психофизическая расторможенность, плохая моторика рук, заторможенность и неловкость движений, зацикливание в одной позе

    замечается стремительное истощение воображения. Рисунки этих детей характеризуются скудостью содержания, они никак не могут реализовать рисунок согласно замыслу, затрудняются, в случае если необходимо создать новый рисунок или поделку.


    • связи с проблемами, появляющимися у ребенка с ОНР в ходе создания новых образов, в игре дети предпочтительно отображают повседневную тематику. Нередко их игры носят стереотипный характер,


    сюжеты мало обогащаются. Концепция игры неустойчивая. Общение между сверстниками в присутствии речевого дефекта ограничено.
    Воображение ребёнка с речевыми расстройствами развивается по тем же общепринятым законам психического развития, что и у нормально развивающегося ребёнка. Оценку развития усложняет состояние речи и мыслительных процессов таких ребят. Несмотря на данные проблемы, были получены экспериментальные сведения о состоянии воображения ребенка с общим недоразвитием речи [15].


    • ребёнка-дошкольника с ОНР скудный лексический запас, отчего сокращаются и характеристики беглости и гибкости воображения


    (дискурсивный словарь). Коэффициент уникальности, который определяет уровень мыслительных способностей и общего психического развития, у ребёнка с ОНР понижен, нежели у ребенка с нормой.
    По сведениям О.М.Дьяченко, познавательное воображение развивается


    • 6 годам вследствие разделения типа предмета и обозначению его через слова.


    Инновационныеэксперты(С.В.Дьякова,С.П.Кондрашов,

    О.М. Дьяченко, В. П. Глухов и др.) акцентируют характерные отличительные черты воображения у ребенка с ОНР:


    • сниженная заинтересованность в деятельности;




    • отсутствие познавательного интереса;




    • скудный запас общих данных об окружающей действительности;

    • недостаточная целенаправленность в специфических видах деятельности деятельности;




    • затруднения в создании вымышленных ситуаций;




    • непрочность взаимосвязей между визуальной и словесной сферами.



    1.2 Потенциальные возможности изобразительной деятельности


    • развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи


    Ныне существующий федеральный государственный стандарт дошкольного образования олицетворяет собой комплекс непреложных требований к дошкольному образованию. Одна из таких задач является:
    организация благоприятных условий с целью развития творческого потенциала любого ребёнка-дошкольника. В решении этой задачи воспитателям дошкольных образовательных организации может помочь изобразительная деятельность.
    Разберем разновидности изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование. Они обладают чрезвычайной ценностью для всестороннего и гармоничного развития дошкольников. В процессе занятий по изобразительной деятельности, дети применяют разнообразные инструменты и материалы для создания какого-нибудь предмета. Нередкое применение данных инструментов способствует развитию мелкой моторики рук. Так как изобразительная деятельность содержит в себе много компонентов, в данной работе мы будем рассматривать такой вид, как рисование [13].
    Роль рисования для общего развития и воспитания ребёнка с ОНР колоссальна. Сенсорно - перцептивный потенциал изодеятельности допускает её применение в развивающей работе. Уровень развития речи дошкольников конкретно связан с сформированностью мелкой моторики рук.

    Исследованиями подтверждено, что движения пальцев активизируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи детей.
    Образовательная деятельность по рисованию с ребёнком с ОНР – это особенная ситуация, которая побуждает развитие коммуникативной стороны речи, пассивного и активного словаря. В процессе организованной образовательной деятельности по рисованию мы знакомим ребёнка с названиями объектов, действий, которые они делают с предметами, учим овладевать умением отличать и применять фразы, означающие внешние признаки предметов и особенности действий [10].
    Рисование обладает огромным познавательным и воспитательным значением из-за своей наглядности. Многообразный наглядный материал, который регулярно изменяется, может помочь более точно определить понимание наименований вещей, действий, признаков. Дошкольник учится слушать взрослого, понимать значение постепенно усложняемых высказываний, ранее неизвестных слов, уточняет их лексические, фонетические, грамматические нюансы. В рисовании стремительно происходит развитие восприятия и осознания речи ребенком, так как речь обретает определенную установку и имеет огромнейшее значение для выполнения различной работы.
    Немаловажно проводить взаимодействия вербальный и изобразительной деятельности в блоке коллективной деятельности педагога с ребёнком. В процессе выполнения практической деятельньности, обыгрывания сюжета проводится диалог с детьми.
    Формы и методы работы педагога в данном блоке побуждают детей на речевую активность. Педагог обозначает одним словом всё без исключения, что происходит в бумаге. Подобные объяснения дают возможность более точно определить значимость слов выполняемых действий, ранее знакомых ребятам, а помимо этого познакомить с новыми словами и их значениями, обогащая пассивный лексикон. Следует поощрять всякую попытку малыша-логопата комментировать собственные действия, проговорить их, а для отдельных детей намеренно создавать условия, в которых им захочется использовать активную речь.
    Согласно сведениям проведенных исследований Л.В. Антаковой-Фоминой, М.М. Кольцовой, Б.И. Пинским была доказана взаимосвязь интеллектуального развития и моторики рук. Уровень развития речи ребёнка


    • прямой взаимосвязи от степени сформированности тонких движений рук. Взаимосвязь интеллектуальных способностей, речи и мелкой моторики


    руки установлено уже давно. Пальцевая моторика и речевая функция между собой близко связаны: в случае если движения пальцев отвечают возрасту, то


    • речь отвечает возрасту. У многих детей с общим недоразвитием речи пальцы малоподвижны, движения их неточны и несогласованны.


    Развитие моторики рук оказывает огромное влияние на речевую активность ребёнка, т.к. уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Наиболее существенно сконцентрировать внимание на развитии и усовершенствование моторики рук в 1-ые годы жизни ребенка. Развитие речевых зон в головном мозге завершается ко 2-му году жизни ребёнка, а усовершенствование их длится ещё в течение многих лет. [17].
    Равно как и развитию творческого воображения ребенка, так и развитию мелкой моторики, способствует изобразительная деятельность
    (рисование, конструирование, лепка, аппликация). В данной работе мы будем рассматривать такой вид изодеятельности как рисование, и охарактеризуем один из способов рисования – нетрадиционное рисование.
    Вовлечение в работу с ребёнком нестандартных способов рисования дает возможность совершенствовать сенсорную сферу не только лишь посредством анализа свойств изображаемых предметов и осуществления определенных действий, но и вследствие работы с различными изобразительными материалами. Помимо этого, осуществляется активизация интереса ребят (применения передметно-пространственой среды ребёнка, можно зарисовывать ладошкой, пальцами; применять вместо кисточек перо, либо листик клёна).
    Нетрадиционное рисование – это стимул к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения оригинальности. Любая техника – это небольшая забава, приносящая ребятам удовольствие, позитивные впечатления. Она никак не утомляет ребенка, у них сохраняется высокая активность и трудоспособность в течение всего периода рисования.
    Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционных способов рисования способствует развитию:
    научно-исследовательской деятельности. Ребятам предоставляется шанс поэкспериментировать с художественными инструментами;
    мелкой моторики пальцев рук, что благоприятно влияет на формирование речевой зоны коры головного мозга;
    психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления);
    тактильной чувствительности (при прямом контакте пальцев рук с краской дети узнают её особенности);
    познавательно-коммуникативных навыков. Ребёнок начинает задавать вопросы преподавателю, обращаться к сверстникам, происходит обогащение и активизация словаря.


    • практике существует довольно много способов нетрадиционного рисования. В данной работе мы будем рассматривать такие способы рисования, как рисование пальцами, ладонью; печатание различными предметами; кляксография; рисование мыльными пузырями.


    Данные способы можно использовать как отдельно, так и в комплексе при организации художественного творчества. Рассмотрим каждую технику подробно.

    Рисование пальчиками либо ладонью - способ рисования, в котором в качестве изобразительного инструмента применяются пальцы либо целая ладонь. Такой способ подходит для абсолютно всех возрастных групп. Этот нетрадиционный способ рисования содействует развитию мелкой моторики рук ребёнка, стимулирует познавательные процессы.
    Печатание различными предметами – техника нетрадиционного рисования, в которой в качестве инструмента творчества выступают разнообразные, плоские предметны с неоднородной текстурой. Рисование происходит за счет нанесения краски на поверхность конкретного предмета и прижимания к листу бумаги с целью получения рисунка. Для рисования в этой технике допускается использовать такие предметы как: листья, крышки или пробки от бутылок, картофель с заранее вырезанным элементом фигурки детского конструктора и т.д. Такая техника рисования также подходит для всех возрастных групп детей. Она способствует развитию творческого воображения и образного мышления.
    Кляксография – это дорисовка произвольной нанесённой кляксы до узнаваемого художественного изображения. Создать рисунок в технике кляксография возможно такими способами как капельный способ (произвольное нанесение капель краски на бумагу с помощью кисти и дорисовывание), и способ выдувания либо растекания (нанесение произвольной капли краски с большим количеством воды и выдувание её с помощью соломенной трубочки либо наклона бумаги в разные стороны). Такого рода способ нетрадиционного рисования подходит для детей старшего дошкольного возраста, так как требует внимательности и усидчивости. В этой технике мы развиваем координацию рук и глазомер, творческое воображение, внимательность, старательность, аккуратность. Отрабатываем навыки работы с красками и кистями.
    Рисование мыльными пузырями - еще один популярный вид нетрадиционного рисования. Рисование в такой технике осуществляется с помощью цветной мыльной пены, которую ребёнок выдувает в стакане с

    25

    помощью соломинки. Переносят пену на лист бумаги при помощи ложки, после чего дают ей высохнуть. Получившиеся узоры оформляют до цельного изображения. Такая техника рисования используется с дошкольниками старшего возраста. Она способствует развитию творческого воображения, в процессе рисования дети учатся выполнять действия согласно алгоритму. Систематичное использование такой техники может поспособствовать выработке направленной длительной воздушной струи.
    Каждая нетрадиционная изобразительная техника дает возможность ребятам самостоятельно выбирать, познавать и рассуждать. Многообразие этих техник способствует развитию у ребенка воображения, самостоятельной работе и положительной мотивации к изобразительной деятельности.
    Именно использование нетрадиционных техник рисования поможет нам одновременно воздействовать и на речь и на развитие творческого воображения дошкольников.
    Таким образом, делая вывод на основе ранее написанного, необходимо выделить то что, в дошкольном возрасте характерные отличительные особенности воображения состоят в следующем:
    - воображение приобретает произвольный направленность, предполагая создание замысла, его проектирование и реализацию;
    - оно становится особой деятельностью, преобразуясь в фантазирование; ребенок осваивает способы и средства формирования образов;


    • воображение начинает переходить во внутренний план, исключается необходимость в наглядности при формировании образов.



    26

      1   2   3


    написать администратору сайта