Главная страница

Новое время. Рационализм учение о том, что основой бытия является не Бог, а человек (Декарт, Лейбниц, Спиноза). Появление теории естественного права


Скачать 16.42 Kb.
НазваниеРационализм учение о том, что основой бытия является не Бог, а человек (Декарт, Лейбниц, Спиноза). Появление теории естественного права
Дата26.10.2021
Размер16.42 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаНовое время.docx
ТипДокументы
#256162

Новое время – это 17-19 века. Эпоха Возрождения и Реформации. Обособление юриспруденции как науки от философии, богословия и пр., превращение ее в систему. Появляется разделение на отрасли – ИОГП, ТГП, ГП, АП, УП, ФП. Связано это с переходом власти от феодалов к буржуазии. Правовая наука должна была обосновать притязания буржуазии на государственную власть, создать систему норм, которая бы обеспечивала функционирование гражданского общества на началах равенства, справедливости и свободы.

Становится очень популярным рационализм – учение о том, что основой бытия является не Бог, а человек (Декарт, Лейбниц, Спиноза). Появление теории естественного права(Локк, Гроций, Гоббс), которая стала обоснованием буржуазных революций в Европе. В итоге – устранение сословных различий между членами общества, освобождение крестьян от крепостной зависимости, законодательное закрепление формального равенства.

В основе – идея общественного договора и правового государства, поэтому стало развиваться публичное право (конституционное, административное, процессуальное), чтобы закрепить границы государственной власти. В это же время начали отказываться от Римского права и создавать свои кодифицированные акты в целях приспособления норм к существующим имущественным отношениям. Самый популярный пример – гражданский кодекс Наполеона. Именно в Новое время складывается система отраслей права и система науки почти в таком виде, в каком виде она привычна нам.

Однако постепенно излишние революционные настроения и излишний демократизм теории естественного права приводят к появлению позитивистской теории (понимание права как властного веления государственной власти).

Юридическая наука и юридическое образование в эпоху Нового времени приобретает все более отчетливые современные черты и все больше отходит от присущего средневековью духа схоластики и догматики.

В этот период появились первые профессиональные юристы. Продолжает оставаться важным для значительного числа европейских стран и влияние римского права.

Для нового права европейских государств была характерной концепция естественного права. Право активно реформировалось, изменялись его нормы и институты, происходило их приспособление к буржуазным отношениям. Изменяется и соотношение, и значение отдельных правовых источников. В большинстве европейских стран постепенно все большее влияние приобретают нормативные правовые акты.

В основе юридической мысли Нового времени лежали такие принципы:

· -антитеологическое и антифеодальное юридическое мировоззрение;

· -рационалистические концепции естественного права и общественного договора;

· -идея неотчуждаемых прав человека;

· -формальное равенство и свобода всех людей.

Наука о праве и государстве Нового времени связана с такими именами, как:

Н. Макиавелли, Ж. Боден, Г. Гроций, Б. Спиноза, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, Г. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель и др.

 

· Г. Гроций – заложил основы западноевропейской юридической науки, разработал концепцию юриспруденции, ее предмета и методологии как научной системы изучения права. Разработал принципы ведения войны, заложил фундаментальные принципы современного Международного права. Наряду с естественным (божественным) правом признавал позитивное (действующее) право.

· Т. Гоббс - внес выдающийся вклад в развитие рационализма в науке и праве. Подчеркивал, что войны противоречат инстинкту самосохранения, а потому людям необходим мир. Последний возможен лишь при условии ограничения естественного права индивида. Это возможно лишь путем соглашения всех и договорного установления независимой власти, государства, оберегающего такой договор. При этом индивид вправе отказаться от подчинения власти государства, если последнее не обеспечивает его безопасность.

· Монтескье - связывает государственные и правовые институты с определенной исторической обстановкой. Характер государства и его правовой системы находятся у философа в зависимости от географического положения страны, климата, ее величины и других факторов. Сторонник теории разделения властей. Ведущая роль принадлежит законодательной власти. Изданные ей законы реализуются уже исполнительной и судебной. Причем власти должны взаимно сдерживать друг друга. Это способствовало бы и достижению принципа верховенства права.

· Кант - главную цель учения о государстве и праве видит в том, чтобы поднять, возвысить право над государством. А государство, по Канту, должно быть органом защиты прав личности. Личность может потребовать от государства того же, что и государство от личности. Развивает идею взаимной ответственности государства и личности. Он обосновывает и раскрывает сущность идеи правовой государственности в целях охраны индивидуальных прав личности.

Новое время дает импульс к формированию научного познания современного типа, которое приобрело институциональный характер и промышленный размах и стало важнейшим внеэкономическим фактором промышленной революции на Западе, открывшей дорогу научнотехническому прогрессу и индустриальному производству Новейшего времени. Новое время явилось тем периодом, когда благодаря теоретическим усилиям мыслителей и правоведов в общих чертах сложился тот методологический базис юриспруденции, который продолжает существовать и на современном этапе ее развития. Тогда же было положено начало формированию отдельных юридических дисциплин: философии права, энциклопедии права, несколько позднее общей теории права, а также теоретического аспекта отдельных отраслевых дисциплин.


написать администратору сайта