Главная страница

археология. Раннесарматского периода часто именуют Прохоровской культурой. Среди разных сарматских культур ученые ее датируют ivii вв до н э


Скачать 17.45 Kb.
НазваниеРаннесарматского периода часто именуют Прохоровской культурой. Среди разных сарматских культур ученые ее датируют ivii вв до н э
Дата11.05.2022
Размер17.45 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаархеология.docx
ТипДокументы
#522634

Раннесарматского периода часто именуют «Прохоровской культурой». Среди разных сарматских культур ученые ее датируют IV—II вв. до н. э. Она формировалась изначально в регионе Оренбурга и Орска, позже распространилась в низовья Волги. Свое название данные погребения получили по древним курганным захоронениям в долине речки Илек, у деревни Прохоровка в Оренбургской области. Впервые их обнаружили и раскопали местные крестьяне еще летом 1911 года.

Позже захоронения у Прохоровки исследовал наш видный ученый С. И. Руденко в 1916 году. Другой археолог М. И. Ростовцев позже опубликовал материалы по археологическим раскопкам у деревни Прохоровка и первым отнес эти памятники именно к сарматам, ученый датировал их в основном III—II вв. до н. э.

Научное понятие «Прохоровской культуры» для аналогичных захоронений степного Поволжья и возвышенного Приуралья ввел в обиход ученых Б. Н. Граков.

Прохоровская культура сформировалась в районе Орска и Оренбурга, на территории восточного отдела самаро-уральской группы савроматской культуры, и вскоре распространилась далее на запад, в низовья Волги в районе Саратова. К концу IV века до н. э. под ее влиянием оказалась почти вся савроматская территория, за исключением Челябинской области с восточной стороны Южного Урала, где коренное население придерживалось савроматской культуры и восприняло лишь немногие элементы прохоровской культуры. Новым приобретением стала Башкирия, расположенная с западной стороны Южного Урала, где эта культура дошла до территории современной Уфы.

Всего было исследовано около 550 захоронений раннего сарматского периода, из них более 370 принадлежали саратовской группе. Для курганов этой группы характерно наличие большого количества вторичных захоронений, то есть они были местом погребения членов одной семьи или клана. Могилы не единообразны. Ямы преимущественно глубокие и узкие, но встречаются также и более широкие. У многих имеется ниша с более широкой стороны, но для саратовской группы нормой являются большие погребальные камеры в узком южном конце ямы (называемые «катакомбами»).

Традиционным в раннесарматской культуре, как и во всех сарматских культурах, можно считать положение погребённых вытянуто на спине – более 90%, отклонения от этого правила (положение скорченно или вытянуто на боку, частичное разрушение или расчленение костяка) немногочисленны. Наблюдается ориентировка погребенных на юг; юго-запад или юго-восток. Найдено около 75 процентов таких погребенных.

Трупы клали навзничь, головой почти исключительно на юг, что отличается от савроматской практики. В могиле обычно находился один-единственный скелет, но были найдены и множественные захоронения мужчин с женщиной и женщин с ребенком или несколькими детьми. В яму часто бросали кусочки реальгара, мела, угля или серы, а пол посыпали белой глиной, песком или пеплом костров, которые жгли вокруг могилы.

Керамика – наиболее часто встречающийся элемент похоронного инвентаря – включает яйцевидные или сферические вазы с коротким или высоким горлышком и преимущественно с круглым (хотя бывают и с плоским) дном, а также кубки для вина аналогичного характера. Основное украшение – вертикальные насечки, ряды заштрихованных треугольников, концентрические полуокружности и тому подобные геометрические узоры. Многие сосуды никак не украшены. Наиболее массовой категорией украшений являются бусы и бисер. Найдены кольца, гривны, браслеты, височные кольца. Различные амулеты (раковины, астрагалы, архаические бронзовые наконечники стрел, колокольчики, миниатюрные модельки котлов и горитов, обточенные обломки стеклянных и кружальных сосудов, различные окаменелости, зубы и когти различных животных обычно с отверстиями для подвешивания и пр.)
Мужские захоронения обычно содержат оружие, хотя наконечники для стрел периодически встречаются и в женских захоронениях. Наконечники для стрел – втульчатые, трехгранные, выполненные из бронзы или кости, хотя на более позднем этапе встречаются и железные наконечники с плоским черешком. Мечи (преимущественно длинные) и кинжалы составляют существенную часть находок оружия в погребениях сарматов как высшего, так и низшего звания. Многие имеют головку эфеса в виде полумесяца и прямую гарду, хотя головки в виде круга, вошедшие в обращение в последующий период, уже производились. Изредка встречаются чешуйчатые доспехи или их детали и железные наконечники для копий – оружие типичное для тяжелой кавалерии. Среди наиболее часто встречающихся предметов – простые круглые или овальные пряжки для ремней, преимущественно из железа.


написать администратору сайта