Главная страница
Навигация по странице:

  • Исходным вопросом становится поиск архе, то есть первоначала всего сущего, субстанции

  • Ранняя античная философия

  • Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, Пифагора, Гераклита, Зенона, Парменида, Демокрита

  • Ученик Фалеса Анаксимандр

  • Анаксимен

  • Эфесская школа Эффеская школа основана Гераклитом Эфесским

  • Пифагореизм Это философское течение основал Пифагор

  • Первоосновой мира он считал числа (целые натуральные)

  • Элейская школа Существовала в г. Элея в южной части Апеннинского полуострова. Наиболее известными ее представителями были Парменид

  • Атомисты Большинство ученых сходятся во мнении, что одним из авторов атомизма был Демокрит

  • Анаксагор

  • Эмпедокл

  • Классическая античная философия

  • Античная философия. Ранний VIIV вв до н э., классический


    Скачать 102.35 Kb.
    НазваниеРанний VIIV вв до н э., классический
    АнкорАнтичная философия
    Дата19.12.2019
    Размер102.35 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАнтичная философия.docx
    ТипДокументы
    #101198
    страница1 из 3
      1   2   3




    Античная философия древних греков возникла в 6-7 вв. до н.э. Она внесла исключительную роль в развитие миро­вой цивилизации. Благодаря античной философии зароди­лась европейская культура и цивилизация, западная фило­софия и ее последующие школы. До сих пор европейская наука, культура, философия возвращаются к античной фи­лософии как своему первоисточнику и образу мышления.

    Сам термин «философ» возник в противоположность «софосу» - мудрецу-пророку обладающему божественной мудростью. «Философ» - человек, не обладающий божественной истиной, полной и завершенной. Философ - это че­ловек, любящий истину, стремящийся к мудрости:

    Цель философа - понять, в чем первопричина всего су­щего, первопричина бытия; понять мир, используя разум, аргументацию, логику, опыт. Надо объяснить мир как це­лое, избегая мифов, веры в фантазии как это делает искусство и религия.

    Греки считали, что начало философии - в удивлении человека перед, миром и самим собой. Философствование свойственно человечеству, это не просто процесс поиска истины, но и способ жизни, присущий свободной личности.

    Древнегреческой называется философия (учения, школы), выработанная греческими философами, проживавшими на территории современной Греции, а также в греческих полисах (торгово-ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи. Философия Древнего Рима либо непосредственно отождествляется с древнегреческой, либо объединяется с ней под общим названием «античная философия».

    В античной философии выделяют три (ранний — VII-V вв. до н.э., классический — V-IV вв. до н.э., эллинистический -IV в. до н.э. — VI в. н.э.) или четыре периода.

    Античную философию можно с уверенностью считать собственно философией и прообразом любой следующей по времени философии. Такое утверждение правомерно по двум основаниям:

    • именно в античности были заложены культурные основы, которые определили развитие европейской философии. В античной философии были поставлены вопросы, ответы на которые философы ищут до настоящего времени. В более широком смысле античность — это колыбель европейской цивилизации, период зарождения европейской культуры, в том числе и философии. Древняя Греция аккумулировала влияния самых разных культур, поскольку она активно торговала с разными государствами. Знакомство древних греков с достижениями других культур помогло им расширить свой собственный кругозор, обогатившись за счет освоения их достижений;

    • именно в античности зародилось понятие «философия». В восточных культурах, в восточной философии, имелись понятия, по смыслу отдаленно напоминающие понятия, выработанные в античной философии, но именно в античности было сформулировано понятие бытия, которое сыграло определяющую роль в истории европейской философии. В античности эта проблема изначально рассматривалась как вопрос о первоначале мира.

    К VI веку до нашей эры греки достигли высокого уровня культуры. Среди обычных греков появились люди, которые были странными и отличались от обывателей — философы. Эти люди получали огромное удовольствие от процесса познания. Таким образом, первые философы — это личности, появившиеся в VI веке до нашей эры и отличающиеся от своих современников своеобразной структурой ценностей.

    В чем цель философствования? Цель этой деятельности находится внутри самой деятельности. Что же становится предметом античного философствования? Предметом являются тайны самого космоса и мироздания. Исходным вопросом становится поиск архе, то есть первоначала всего сущего, субстанции. Направленность античного философствования связана со спецификой философского мировоззрения, которое основывалось на космоцентризме. Космоцентризм — признание первичности природной реальности. Синонимом природы для греков была красота. Способ познания, к которому они прибегали, — абстрактное мышление, то есть работа мысли в пространстве, где нет чувственных образов. Именно они обрабатывают теоретические (логические) операции абстрагирования, обобщения, анализа, синтеза, индукции и дедукции.

    Резюмируя и дополняя вышеизложенное, следует отметить, что в целом древнегреческая (античная) философияимеет следующие особенности:

    • материальной основой расцвета данной философии был экономический расцвет полисов (торгово-ремесленных городских центров);

    • древнегреческая философия была оторвана от процесса материального производства, а философы превратились в самостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом и претендующую на духовное и политическое руководство обществом;

    • стержневой идеей древнегреческой философии являлся космоцентризм (страх и преклонение перед Космосом, проявление интереса прежде всего к проблемам происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего мира);

    • на поздних этапах произошло смешение космоцентризма и антропоцентризма (в основе которого были проблемы человека);

    • допускалось существование богов, которые были частью природы и близки людям;

    • человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы;

    • были заложены два направления в философии — идеалистическое («линия Платона») и материалистическое(«линия Демокрита»), причем данные направления поочередно доминировали: в досократический период — материалистическое, в классический — имели одинаковое влияние, в эллинистический — материалистическое, в римский — идеалистическое.

    Ранняя античная философия

    Досократовским ранний период развития называют потому, что он длился до начала философской деятельности Сократа; философов той поры называют досократиками. Обычно среди них называют Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, Пифагора, Гераклита, Зенона, Парменида, Демокрита и некоторых других мыслителей. Это, как правило, были основатели или активные участники первых философских школ.

    Очень важным в тот время был вопрос о первоначалах, о субстанциональной основе Вселенной, как бы сказали в наши дни. Размышления первых философов были обусловлены мифологией, содержащимися в мифах сведениями о четырех стихиях — воде, земле, воздухе, огне, из которых все в мире и состоит.



    Милетская школа

    Милетская школа возникла в греческом полисе Милете, на западном побережье Малой Азии (современная Турция). Ее основал один из прославленных мудрецов Древней Греции — Фалес (ок. 640/625 — ок. 547/545 до н.э.), которого ученые считают первым европейским философом.

    Предполагают, что он был купцом и много путешествовал. Он первый в Греции ввел календарь, разбив год на 12 месяце» и 365 дней; известен как математик, физик, инженер. Ему приписывают изречение: «Познай самого себя».

    Первоосновой мира Фалес считал воду, которая в его понимании была божественна и разумна, и из которой вес возникло, втом числе и плоская Земля, покоящаяся на воде. В мире много богов; все в нем — одушевленное; боги и души — источник непрерывного движения.

    Ученик Фалеса Анаксимандр (610-540 до н.э.), вероятно, посчитан невозможным выбирать первоначало из, может быть, равных между собой стихий. Поэтому в качестве первоосновы он предложил апейроп — неопределенное, беспредельное, вечное материальное начало, из которого, в свою очередь, и образуются известные четыре стихии. Самая тяжелая из них земля; она парит в воздухе в центре мира, па ней располагается вода, дальше — воздух. Огонь образовал Солнце, Луну и звезды.

    Анаксимандр также выдвинул идеи о законе сохранения материи и происхождении человека в результате эволюции животных.

    Анаксимен (585-525 до н.э.), ученик Анаксимандра, пришел к выводу, что первооснова всего сущего в мире — воздух. Разряжаясь, он трансформируется в огонь и, далее, в эфир; сгущаясь — в воду, в землю и, наконец, в камни. Боги и души тоже образуются из воздуха. Следовательно, души — материальны.

    Эфесская школа

    Эффеская школа основана Гераклитом Эфесским (ок. 544/540/535 — ок. 483/480/475 до н.э.), жившим в городе Эфесе на западном побережье Малой Азии; отсюда название школы и прозвище ее основателя.

    Первоосновой мира Гераклит считал огонь, приписывая ему свойства материальной, живой, разумной субстанции (как у Фалеса вода). Огонь обладает Логосом — Мировой Разум. Гераклит был диалектиком. Ему принадлежат высказывания: «все течет, все меняется», «нельзя в одну реку войти дважды». Считал что все в мире относительно: так, для человека морская вода губительна, для рыб живительна. Он выдвинул идею о том, что мир состоит из противоположностей, которые находятся в постоянной борьбе, и это становится источником материального и социального развития, которое, в его понимании, носит циклический характер; он выдвинул формулу: война (или борьба) — отец всему и мать всему.

    Гераклита многие считают первым европейским диалектиком.

    Пифагореизм

    Это философское течение основал Пифагор (ок. 570 — ок. 500 до н.э.) с о. Самос, потому его называли Самосским. На юге Апеннинского полуострова в городе Кротон он создал союз (тайный, со строгими правилами) единомышленников, разделявших его взгляды, активно участвующих в политической жизни Кротона.

    В отличие от милетцев и эфесцев Пифагор был идеалистом. Первоосновой мира он считал числа (целые натуральные). Все на свете исчисляется и находится в численном отношении друг к другу; эти отношения создают гармонию в мире. Числа находятся в основе пяти стихий, составляющих все многообразие мира и нашу планету — центр Вселенной. Даже звуки (в том числе и в музыке) он соотносил с различными числами. Пифагор также верил в переселение душ.

    Элейская школа

    Существовала в г. Элея в южной части Апеннинского полуострова. Наиболее известными ее представителями были Парменид (жил в VI-V вв. до н.э.), Зенон (ок. 490-430 до н.э.).

    Элеаты впервые выдвинули идею об иллюзорности чувственного мира, истинным, по их мнению, следует считать умопостигаемый мир, а не телесный. При этом не люди были сотворены богами, а боги людьми (Ксенофан). Познать истину можно лишь рациональным путем, так как бытие и мышление тождественны, ощущения же ложны.

    Бытие неподвижно, потому что, если есть небытие, то и оно — небытие — тоже существует, а значит — оно тоже бытие, а если бытие и небытие тождественны, то между ними не может быть никаких переходов, следовательно, оснований для движения просто нет (Парменид). Для доказательства этого положения Зенон разработал апории(затруднения).

    Если бы пространство было делимо на какие-то конечные фрагменты, то летящая стрела (апория «Стрела») занимала бы в каждый конкретный момент времени только определенные из них и только полностью, в другой момент времени она неподвижно занимает другие фрагменты пространства. Если же пространство делимо до бесконечности, то Ахиллес никогда не догонит черепаху (апория «Ахиллес и черепаха»), так как ему нужно преодолеть расстояние отделяющее его от черепахи, но та в это же время перемещается в другую точку, пока Ахиллес достигает новой цели, черепаха снова перемещается и так до бесконечности, хоть и дистанция с каждым разом существенно сокращается.

    Атомисты

    Большинство ученых сходятся во мнении, что одним из авторов атомизма был Демокрит (ок. 460-370 до н.э.) из г. Абдеры, его же учителя Левкиппа многие считают плодом легенд.

    Первоосновой бытия атомисты считают атомы (неделимые) — неделимые, несотворимые и неуничтожимые, мельчайшие (но различные по форме, массе и размерам) подвижные частицы. Их бесконечное множество. Они периодически соединяются, образуя предметы наблюдаемого материального мира, затем со временем распадаются и образуют в другом соотношении другие предметы. Этот процесс бесконечен, но нс хаотичен, а подчинен некой необходимости (детерминизм). В промежутках между атомами — беспредельная пустота (подобная вакууму).

    Помимо перечисленных школ и философов были и другие, со своими особенностями представлений о мире, со своими вариантами первоначал. Например, Анаксагор (ок. 500-428 до н.э.), считавший первоосновой бытия гомеомерии — мельчайшие частицы вещества, являющиеся носителями особенных качеств (например, качеств огня, воздуха, волы или железа), их разное соотношение в конкретной вещи определяет ее свойства; или Эмпедокл (ок. 490- 430 до н.э.), полагавший основой бытия любовь и вражду У находящиеся в постоянном взаимодействии и приводящие в движение пассивные по своей сути стихии.

    Общим для ранней античной философии были попытки объяснения сущности природы, скорее декларативный, чем дискуссионный способ изложения своих положений. Большинство философов стремились найти первооснову мира, многие одушевляли вещи, природу (гилозоизм). Главная особенность философии этого периода — космоцентризм.

    Следующий период античной философии отличают большая зрелость, глубина осмысления сущности природы и космоса, а водоразделом стало коренное изменение рассматриваемых философией основных проблем. В частности, учение Сократа было скорее антропоценгричным, чем космоцентиричным. И если ранний период стал зарождением античной философии, то классический — ее расцветом.

    Классическая античная философия

    Классический период включает философскую деятельность софистов, СократаПлатонаАристотеля и зарождение «сократических» школ.


      1   2   3


    написать администратору сайта