Главная страница

Античная философия. Ранний VIIV вв до н э., классический


Скачать 102.35 Kb.
НазваниеРанний VIIV вв до н э., классический
АнкорАнтичная философия
Дата19.12.2019
Размер102.35 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаАнтичная философия.docx
ТипДокументы
#101198
страница2 из 3
1   2   3

Софисты

Этим названием исследователи объединяют группу древнегреческих философов (они жили в Афинах в одно время с Сократом), считавших важной целью победу в спорах. При этом они не заботились об объективной правоте потенциального победителя философов, многие из которых занимались просветительской деятельностью, образованием. Софистов (греч. sophistes - мудрец) — философов-просветителей, платных профессиональных учителей, занимавшихся общим образованием граждан и особенно большой опыт имевших в обучении ораторскому искусству, делят обычно на «старших» (Протагор, Горгий, Критий и др.) и «младших» (Ликофрон, Алкидамант и др.).

В центр внимания софисты ставили человека; известно высказывание Протагора: «человек есть мера всех вещей». Человек становился главной отправной точкой всех рассуждений и главным критерием окружающей действительности. Софисты обратили внимание на различие между законами природы и социальными нормами, установленными самим человеком.

Для софистов характерно критическое отношение к окружающей действительности, отрицание прежних традиций, философских идей и выводов, этических норм, недостаточно обоснованных, а также стремление отстоять свои позиции с помощью логики. Они учили других людей одерживать победы в спорах, изобретали различные приемы веления споров. С этой целью ими, в частности, были разработаны софизмы (греч. sophisma — хитрость) — формально кажущиеся правильными, но ложные по существу умозаключения, основанные на преднамеренном нарушении правил логики. Например, софизм «Рогатый»: То, что ты нс потерял, ты имеешь. Рога ты не терял. Следовательно, у тебя есть рога.

Некоторые современники и исследователи относят к софистам и Сократа — он также мало интересовался натурфилософией (философией природы), ставил человека в центр философского осмысления мира, также учил других людей, также скептически относился к догмам. Но следует помнить, что софисты учили людей за деньги, Сократ же был бескорыстен; главная цель софистов в дискуссии — одолеть оппонента, Сократ всегда искал истину; софисты отвергали объективные критерии добра и зла (все относительно); Сократ считал, что людей делает добродетельными знание сущности добра и зла.

Сократ (ок. 470-399 до н.э.) родился в Афинах и до последних дней оставался их гражданином и патриотом. В мирное время он добросовестно выполнял гражданский долг, прилагал вес возможные усилия для воспитания сограждан, их морального, духовного и интеллектуального совершенствования. Когда Афины вели воины, отважно воевал вместе с остальными. Жил скромно и нс рвался ни к славе, ни к богатству, а когда Дельфийский оракул назвал его самым мудрым из людей, искренне удивился. В связи с такой высокой оценкой решил поговорить с теми, кого искренне считал мудрее себя, и убедился, что собеседники были не ближе к истине, чем он сам. Отсюда его вывод: «Я знаю, по крайней мере, что ничего не знаю, а они не знают даже этого». Отрицательно относился к софистам за их неоправданную самоуверенность и меркантильность.

Книг Сократ не писал принципиально. О его взглядах известно благодаря трудам Платона, Ксенофонта. Аристотеля. Диогена Лаэртского.

Сократ выдвинул теорию добродетели, в основе которой было знание: храбрость — знание способов преодоления своего страха, справедливость — знание того, как обеспечить соблюдение законов. Незнание — порок, зло. Он разработал также свой собственный метод, способствующий постижению людьми знания. Назвав его майевтикой(повивальное искусство), он подчеркивал свою роль лишь как помощника в рождении истины. Истину он искал в диалоге с собеседниками. При этом он верил в переселение душ.

Свою гражданскую и философскую позицию Сократ полностью подтвердил не только своей жизнью, но и смертью. Когда его по сомнительному обвинению заключили в тюрьму и (после его отказа отречься от своих убеждений) вынесли смертный приговор, он отверг подготовленный ученикам побег, так как считал себя обязанным подчиняться законам, единым для всех афинян.

Выдающийся философ стал образцом гражданина для многих поколений людей, а также оказал большое влияние на становление философского знания. В число его «непосредственных» последователей в Древней Греции обычно включают философов нескольких сократических школ — киников, мегарцев, киренаиков, а также Академии,созданной Платоном. Асам Платон — наиболее известный и выдающийся ученик Сократа.

Платон (428/427-348/347 до н.э.) — это прозвище, означающее «широкоплечий», «широколобый», «широкий»; настоящее имя — Аристокл. Он был сыном знатных родителей, потомков царя Аттики Кодра (отец) и Солона (мать), но посвятил свою жизнь философии. Написал много произведений (в основном в форме диалогов), большинство из которых сохранились; например, «Апология Сократа», «Горгий», «Государство», «Законы» и др.

Платон — основатель объективного идеализма. Материальный мир, «мир вещей» он считал изменчивым и непостоянным, нс обладающим субстанциональностью. Материя мертва, бесформенна, пассивна. Материальные вещи являются лишь несовершенными отражениями эйдосов (идей, например идей стула, книги, лошади, дерева).

В отличие от вещей идеи совершенны, истинны, постоянны, неуничтожимы и составляют «мир идей». Идеи не равнозначны. Высшая идея — Благо или Единое - первоначало всего сущего, подлинная субстанция бытия, за ней идут абстрактные идеи мужества, красоты; далее — такие абстрактные идеи, как животноерастение и др.; ниже — четвероногое животное, цветы и др., затем — более «частные» идеи конкретных объектов — собакилошадифиалки, сосны, стола и т.д. Помимо Единого существует Ум-Демиург, порождающий Мировую душу и, организуя материю, творящий космос.

Душа человека — часть Мировой души и одновременно один из эйдосов. Поэтому подлинное знание возможно только относительно мира идей, где душа человека обитает в промежутках между нахождениями в том или ином материальном теле. Уровень разума (интеллекта, творческого потенциала) человека зависит от способности души «вспомнить» опыт, полученный во время пребывания в истинном мире идей.

Большое значение Платон придавал осмыслению закономерностей социального бытия. Он создал первую из наиболее известных идеальных моделей государства. Наилучшими из существующих социальных систем он считал монархию и аристократию, но понимал, что и они далеки от совершенства. В представлении Платона причина возникновения государства — в разделении труда, а каждый человек уже от рождения предрасположен к одному из трех основных видов социальной деятельности.

Поэтому государство должно состоять из трех слоев: во главе его стоят мудрецы-философы, второй слой — стражи или воины, гарантирующие военную и внутреннюю безопасность государства; и. наконец, третий, самый многочисленный слой — ремесленники и земледельцы, которые обеспечивают материальное благосостояние государства. При этом последние обладают собственностью, имеют семьи, а у первых и вторых собственности нет, даже жены и дети у них общие. Достойная жизнь, ее высокое качество для высших слоев достигается за счет налогов с ремесленников и земледельцев.

Каждый слой — каста профессионалов своего дела. Так, мудрецы — лучшие и наиболее мудрые из стражников, достигших определенных успехов на службе, зарекомендовавшие себя доблестными воинами, умелыми начальниками, добросовестными гражданами государства.

Идеи Платона оказали влияние на всю последующую философию. Наиболее выдающимся учеником Платона был Аристотель.

В отличие от Сократа и Платона, Аристотель (384-322 до н.э.) не был афинянином, он родился в г. Стагира, и в связи с этим его иногда называют Стагирит. Аристотель 20 лет проучился в Академии под руководством Платона и после смерти последнего некоторое время путешествовал, пока не был приглашен царем Македонии Филиппом для воспитания его сына Александра, впоследствии прославленного политического деятеля и полководца, создавшего одно из наиболее могущественных государств античности. Позже (335 до н.э.) Аристотель открыл в Афинах свое учебное заведение — Ликей, где часто занятия проводил во время прогулки, отчего его учеников называют перипатетиками(прогуливающиеся). После смерти Александра был вынужден покинуть Афины и вскоре умер на о. Эвбея.

Аристотель оставил огромное научное наследие в самых разных областях знания. Им написано много трудов по философии («О философии», «Метафизика», «Политика» и др.), а также по многим другим дисциплинам — от ораторского искусства до биологии. Он считается основателем логики как науки, его положения по формальной логике остаются во многом актуальны до нашего времени. Его также считают первым историком философии. Он впервые предложил классифицировать науки.

В основу онтологических воззрений Аристотель положил свою критику Платона, которого он тем не менее очень ценил. Аристотеля не устраивали платоновские эйдосы. Он предложил в качестве первоначал материю (как возможность, потенцию) и форму (которая является сущностью конкретной вещи). Материя и форма проявляются в своей взаимосвязанности в конкретных вещах. Никаких самостоятельных идей нс существует. Помимо этого есть еще первоматерия - некое бесформенное вещество, пассивный исходный материал, а также переоформи -перводвигатель, первопричина, цель всего сущего и одновременно Мировой разум. Все вместе составляет бытие, обладающее такими характеристиками, как количество и качество, время, отношение, положение, состояние и др.

Благодаря похожести форм бытия и мышления человек способен познавать мир. Познание — процесс, включающий чувственное восприятие отдельных вещей и их свойств, опыт — воспоминания о познанной вещи, искусство -знание сущности многих вещей, философия — знание первопричин, форм, а также пели всего сущего.

Человека Аристотель считал «политическим животным», высшее благо которого — счастье, возможное лишь при добродетельной жизни (этика). Такова же и высшая цель государства, которое может иметь различную форму. Лучшая форма — полития. Она отличается тем, что в обществе нет ни слишком бедных, ни слишком богатых. Худшие формы те, в которых на первое место ставятся личные интересы: тирания (интересы одного человека) и демократия (интересы многих людей). Главная функция государства — воспитание добродетельных граждан.

Философские положения, выдвинутые Аристотелем, нашли отражение не только в европейской, но и в восточной философии уже в Средние века. Его идеи во многих областях знания повлияли на мировоззрение целых поколений. Его учение стало ярким завершением классического периода древнегреческой философии.

В целом философию классического периода отличал более глубокий подход к философским проблемам; было положено начало объективному идеализму; впервые предметом философского анализа стала непосредственно человеческая деятельность, сущность самого человека, государства и общества. Дальнейшее развитие идеи классической философии Древней Греции получили в эпоху эллинизма.

Эллинистический период античной философии

После распада империи Александра Македонского, простиравшейся от Греции до Индии, на ее территории возникло несколько греческих государств, культура которых, с одной стороны, оказала влияние на развитие завоеванных греками народностей и стран, с другой — впитывала в себя культуру этих стран. Так происходило взаимообогащение культур, создавались условия и для развития философской мысли. Позже ситуация отчасти повторилась в результате экспансии динамично развивающегося Рима.

На территории эллинских государств (а позже в Римской империи) возникали и одновременно развивались несколько философских школ. Наиболее значительными из них считаются такие, как скептикикиники, стоикинеоплатоникиэпикурейцы.



На философию этой поры повлияло частичное обесценивание прежних мифологических, религиозных и в целом культурных ценностей. Поклонение античным богам становилось скорее привычкой. чем внутренней потребностью; мифические обитатели Олимпа стремительно теряли свое былое могущество и авторитет. Параллельно с этим утрачивали значение и некоторые этические нормы. Говоря современным языком, кризисные явления не могли остаться вне внимания философов.

Проблемы философии

Античная философия выдвинула ряд идей и проблем, которые актуальны и сегодня.

Проблемы бытия и небытия, материи и ее форм: идея о противоположности формы и материи, о главных элемен­тах, о тождестве и противоположности бытия и небытия, структурности бытия и его противоречивости; как возник Космос и какова его структура. (ФалесАнаксимандрАнаксименЗенонДемокрит).

Проблема человека, его познания, его отношения с дру­гими людьми: в чем сущность морали, отношение человека и государства, существует ли абсолютная истина и дости­жима ли она человеческим разумом (Сократ, Антифонт, Эпикур).

Проблема воли и свободы человека: идея ничтожности человека перед силами природы и его силы духа в стремле­нии к свободе, к познанию с этими понятиями отождествлялось счастье свободного человека. (СенекаЭпиктет).

Проблема отношения человека и Бога, божественной воли, строения Космоса. Выдвигались идеи Космоса и бытия, структуры материи, души, общества как взаимопроникающие друг в друга (Плотин, Филон Александрийский др.)

Проблема чувственного и сверхчувственного - идея синтетических основных философских проблем. Проблема поиска рационального метода познания (Платон, Aристотель и ученики).

Античная философия имеет следующие особенности: материальной основой расцвета философии был экономический расцвет и греческих полисов. Мыслители были независимы от производства, освобождены от физического труда и претендовали на духовное руководство обществом.

Главной идеей античной философии был космоцентризм, на поздних этапах смешавшийся с антропоцентризмом. Допускалось существование богов, которые был близки к человеку. Человек признавался частью природы.

В античной философии были заложены два направления в философии - идеалистическое (учение Платона) и материалистическое - (линия Демокрита).





Софисты - учителя мудрости (философская школа в древней Греции, 5-6 вв. до н.э.) - выступали как теоретики и философы - педагоги, обучающие граждан философии, ораторскому искусству и другим знаниям. Свою правоту в диспутах они доказывали с помощью «софизмов» - логиче­ских приемов, уловок. Софисты разделялись по группам - ­были старшие софисты и младшие. Их отличало:

- критическое отношение к окружающей действительности;

- стремление к логике и практике в процессе познания;

- неприятие опыта прошлых цивилизаций;

- отрицание cтарыx норм, законов и привычек, не дока­занных современным знанием,

- субъективизм в оценках и суждениях.

Главной заслугой софистов является их критика окру­жающей действительности, а также просветительский ха­рактер их деятельности среди граждан греческих полисов.

Первыми, кто обратился к проблеме человека, были со­фисты. Их мнение, что человек только в себе самом может найти истину, четко сформулировал софист Протагор: «Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, не существующих, что они не существуют». Для одного и того же человека никогда одно и то же не бывае истинным раз и навсегда, ибо человек изменчив.

В философии софистов человек становится единственным бытием в отличие от предыдущих времен, когда бытие искалось вне человека. На первый план выходит проблема отношения человека к миру, их постоянное соотнесение. В этом софисты, в том числе и Протагор не избежали крайностей релятивизма (условность и относительность человече­ского познания).

Сократ (469-399 гг. до н.э.) - ученик софистов, не при­знавал в рассуждениях его учителей засилье относительно­го, забвение абсолютного, неумение и даже нежелание его поисков. Он превосходит софистов в понимании общего.

Сократ не оставил в наследие философских произведе­ний, но вошел в историю как непревзойденный полемист, оратор, философ и мудрец. Значителен его вклад в просве­тительскую деятельность: ведя свои диспуты среди просто­го народа, он затрагивал и пытался дать ответы на злобо­дневные темы того времен, не потерявшие актуальности и по сей день: добро и зло, любовь, счастье, честь, и т.д.

Сократ выработал и применял метод «майевтики», бла­годаря которому с помощью логических приемов и наводя­щих вопросов он подводил собеседника к самостоятельному нахождению истины. Метод широко применяется в совре­менном образовании. Его философия основана на нравст­венности. Нравственное можно познать и усвоить, а отсюда - и жить в соответствии с этими знаниями. Он пытается внушить людям понятия об истинно нравственном. Сократ разрабатывает диалектику, которая поможет приобрести людям знания. Диалектика состоит из иронии (спор, диалог) и майевтики (рождение мысли).

Сократ совершил коренной переворот в философии. Поняв, что натурфилософия во многом безразлична челове­ку, он по-другому подходит к решению вопроса о природе и содержании человека. Вместо физики онна первое место выводит этику. Именно философия человека должна стать ключом к философии природы, а не наоборот. В этой связи Сократ придает первостепенное значение тому, что человек есть существо познающее и разумное.

Человека от других живых существ отличает наличие души. Душа - это способность человека осознавать, прояв­пять мыслительную активность, быть совестливым и мо­ральным. Тело человека не довлеет над душой, наоборот, оно является инструментом души. Сократ занимался телес­ными упражнениями, а еще больше душевными. Без по­следних нельзя воспитать в себе добродетели, среди кото­рых главные - мудрость, справедливость, умеренность. Развивая свои добродетели, человек достигает гармонии души, даже физическое насилие не может ее разрушить.




Это означает, что человек становится свободным, и именно в этом состоит его счастье.

Платон - самый выдающийся мыслитель времен антич­ности (427-347 гг. до н.э.), состоялся как философ под влия­нием идей Сократа и Аристотеля.

Платон основал в 387 г. собственную философско­-религиозную школу, которая просуществовалаболее 1000 лет. Выпускники Академии IIлатона существенно повлияли на развитие идей платонизма и неоплатонизма и признания их ведущими направлениями европейской философии.

Наибольшее влияние на философские взгляды оказали его теория идей и философия государства. IIлатон является основоположником идеалистического направления в фило­софии. Он первый, кто оставил после себя ряд произведе­ний. Наиболее значимые из них: «Апология» (защита Со­кратата), «Критон» (об уважении к законам), «Лахет» (о му­жестве), «Хармид» (о благоразумии), «Эвтифрон» (о благочестииии), «Менон (о риторике), «Государство» (о справед­ливости), «Кратил» (о языке). Большинство произведений Платона написано в форме диалога.

Платон является автором философского учения о триаде все существующее состоит из трех субстанций: «едино­го», «ума», и «души».

Философия IIлатона включает в себя все орновные на­правления философского знания того времени. Главным яв­ляется то, что он впервые ставит вопрос о соотношении бы­тия и мышления, материально-чувственного и идеально- существенного, отдавая приоритет идеям и заложив тем самым основу идеалистической линии в философии

Основные положения учения IIлатона: все материальное изменчиво и со временем прекращает свое существова­ние, окружающий мир временен и изменчив и в действи­тельности как самостоятельная субстанция не существует, реально существующими являются лишь чистые идеи, они вечны и постоянны, всё вещественное является лишь материальным отражением первоначальной идеи.

Совокупность идей представляет особый мир, сущест­вующий независимо от человека и называемый бытием.

Платон утверждает, что чувственное восприятие дает только мнение. Действительное знание приходит вместе понятиями, и только в том случае, если эти понятия неиз­мены. Понятие должно иметь объект, к которому оно от­носится. Этот объект не может быть идентичным объекту чувственного восприятия, он должен быть сверхчувственным - идеей. Таким образом, в наших понятиях совершается познание сверхчувственного мира. Понятия являются отражением идей. Причастность духа к миру идей доказывает бессмертие души. Душа имеет в себе самой идеи еще до того, как соединяется с телом. Самая главная идея - это идея блага. Платон понимает эту идею, как идею Бога, который сначала создает мировую душу, как нетелесную, везде проникающую движущую силу. Материя сама по себе не существует, она становится реальной только тогда, когда в ней присутствует идея. Этика Платона исходит из идей, которые руководят жизнью. Последняя осуществляет идею нравственности, т.е. добродетели (порядок и гармонию).

Платон различает четыре основных добродетели: мудрость, мужество, благоразумие и главную добродетель – справедливость, которая, в свою очередь, компенсирует и сочетает в себе другие добродетели.

Особую роль в философии Платон уделил проблеме государства. Он определил его основную задачу - это самосохранение государства; посредством воспитания граждан в духе добродетели с определенной политической целью - воспитание идеального гражданина общества. В античной философии было разработано учение об идеальном гос дарстве, основанном на труде рабов. Платон считал, что наиболее удачным вариантом государства является аристократическая республика, в которой правят философы, охраняют воины, а материальные блага производят ремесленники, они одни имеют право на владение собственностью, т.к. им необходим стимул к труду. В утопическом государстве Платонаутверждаются идеалы единомыслия, разделен труда, общественного воспитания детей, презрение к богатству и бедности, как к порокам, ведущим к порче людей и социальным возмущениям.



1   2   3


написать администратору сайта