Главная страница
Навигация по странице:

  • Носителем сознания у Аристотеля является душа.

  • В политических взглядах

  • Античная философия. Ранний VIIV вв до н э., классический


    Скачать 102.35 Kb.
    НазваниеРанний VIIV вв до н э., классический
    АнкорАнтичная философия
    Дата19.12.2019
    Размер102.35 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАнтичная философия.docx
    ТипДокументы
    #101198
    страница3 из 3
    1   2   3

    Аристотель (384-322 гг. до н.э.) древнегреческий фило­соф классического периода, основатель научной филосо­фии, в которой отдельные науки получили освещение с точ­ки зрения философии. Наиболее известные произведения: «Органон», «Физика», «Метафизика», «О душе», «История животных», «Политика» и др. В 335-332 гг. он основал соб­ственную философскую школу - Ликей. Оказал очень силь­нoe влияние на развитие человеческой мысли благодаря созданной им философской системе классификации науч­ных дисциплин, выделив для каждой из них специальные области исследований. Также он разделил эти науки на: теоретические (математика, физика, психология), практиче­скиe (этика) и творческие (техника, эстетика).

    Основу этой системы составляют логика (аналитика) и метафизика. Логика - учение об основных логических зако­нах, понятии, суждении, умозаключении, доказательстве и его методах. Аристотель впервые изложил логику система­тично, в виде самостоятельной дисциплины - науки о зако­нах мышления. Аристотель сумел выделить эти законы в четкой и ясной постановке:

    1.Закон исключенного противоречия;

    2.Закон исключения третьего;

    3.Закон тождества.

    В логике он дал понятие дедуктивного метода - от частного к общему, обосновал систему силлогизмов - вывода из двух и более посылок заключения (понятие-суждение-умозаключение).

    Учение о категориях (сущность, отношение, качество, количество, время, место, положение, действие) стоит на границе между логикой и ме­тафизикой. В нем философ различает вещество (материю) и форму ( силу, мышление), которые вначале существовали как не связанные друг с другом возможности, в единстве же они являются действительностью.

    Высшая действительность, мысль мысли, чистая форма - это Бог. Он является целевой причиной всякой деятельности. Один Бог состоит из формы без материи. Это форма всех форм.

    Аристотель выступил с критикой философии Платона по проблеме бытия, он считал, что его учитель оторвал «мир идей» от реального мира и рассматривал «чисты идеи» вне всякой связи с окружающей действительностью.

    Аристотель выделял 10 категорий, отвечающих на во­прос: «Что такое бытие? Это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, отношения, места, времени, положения состояния, действия, страдания».

    Человек воспринимает свойства бытия, но не его сущность. Категории - высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которой немыслимо бытие.

    Аристотель занимался проблемами материи. В его трудах материя - это потенция, заключенная в определенную форму. Потенцией и формой обладает все сущее на земле изменение, одного из этих качеств приводит к изменени сущности самого предмета. Реальность - последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи.Потенция (материал) - пассивное начало, форма - активное

    Носителем сознания у Аристотеля является душа. Она ведает также функциями организма. Философ дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека: человек является одним из видов высокорганизованных животных, отличается от них наличием мышления и разума, имеет склонность жить в коллективе.

    В политических взглядахфилософ исходит из понимания человека как общественного животного,в сферу жизни которого входят семья, общество, государство. Он выделял шесть типов государства:монархия, тирания, apистократия, крайняя олигархия, крайняя демократия, полития.

    По Аристотелю государство реалистично. Государвенный деятель не может ждать, пока наступят идеальные политические условия, а должен, исходя из возможностей, наилучшим образом управлять людьми, такими, каковы есть, и, прежде всего, заботиться о физическом и моральном воспитании молодежи.

    Аристотель к лучшим государственным формам относит: монархию, аристократию, умеренную демократию, к худшим - тиранию, олигархию.

    7. Досократовский период античной философии

    Милетская школа

    В ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего.

    На первом месте здесь стоит вопрос о сущности мира. Можно сказать, что эта первая греческая философская школа стихийно тяготеет к материализмуi. Представители милетской школы интуитивно понимали мир как материальный.

    Фалес из Милета - жил приблизительно в 640-562 гг. до нашей эры. Основой всего сущего Фалес считал воду. Воду он понимал не как конкретную форму или персонификацию мифологической силы, а как аморфное, текущее сосредоточение материи. Все существующее разнообразие вещей Фалес рассматривал как проявление этого единого, вечного начала. Он утверждал, что все вещи возникают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются в воду.

    Анаксимандр (611-546 гг. до нашей эры).

    Подобно Фалесу, он стихийно тяготел к материализму. Также как Фалес, Анаксимандр ставил вопрос о начале мира. Он утверждал, что «первоначалом и основой является беспредельное (APEIRON), и не определял его ни как воздух, ни как воду, ни как что-либо иное. Он учил, что части изменяются, целое же остается неизменным»ii.

    Анаксимандр объяснял возникновение вещей не игрой стихий, но тем, что в вечном движении выявляются противоположностиiii. У Анаксимандра встречается проблематика возникновения и формирования жизни. Способность жизни приписывается здесь непосредственно определенному виду материи1. Кроме того, Анаксимандр к естественному ряду развития животных относит и человека.

    Анаксимен (585-524 гг. до нашей эры).

    Он первоосновой мира полагает определенный вид материи. Такой материей он считает неограниченный, бесконечный, имеющий неопределенную форму воздух. По Анаксимену, разряжение воздуха приводит к возникновению огня, а сгущение вызывает ветры - тучи - воду - землю - камни.

    Гераклит Эфесский(540-480 гг. до нашей эры)

    Гераклит объяснял естественным образом такие природные явления как ветер, молнии, гром, зарницы и другие. Основой всего Гераклит считал огонь. Огонь является для него наиболее адекватным символом динамики развития, постепенности постоянных изменений. Центральным мотивом учения Гераклита был принцип все течет (ПАНТА РЕИ). Постоянный ход развития он сравнивал с течением реки, в которую нельзя войти дважды. Очень важное значение во взглядах Гераклита придается, используя современный термин, детерминизму, т.е. всеобщей обусловленности всех событий и явлений. Все, согласно ему, правится судьбой или необходимостью (НИКЕ). С понятием необходимости весьма тесно связано понимание закономерности - закона (ЛОГОС). Логос, по Гераклиту, так же вечен, как и несотворенный и неуничтожимый мир. Логос существует объективно, т.е. независимо от человеческого сознания.

    Элеаты

    Парменид из Элеи (ок. 540-470 гг. до нашей эры).

    Основным для Парменида, как и для всей элейской школы, является наука о бытии, о сущем. У Парменида имеется отрицание «сотворения» сущего, утверждение его вечности. Сущее не только вечно в своем существовании, оно также и неизменно.

    Из действительного мира, из области бытия Парменид полностью исключает движение. Почему Парменид отвергает движение и развитие? Ответ на это вопрос вытекает из его характеристики бытия и небытия. По Пармениду, не-сущее не существует. Все, что существует, есть сущее (бытие), которое есть всюду, во всех местах, и поэтому оно не может двигаться. Хотеть нечто переместить, согласно Пармениду, означало бы либо поместить его на место другого сущего, а это невозможно, так как одно сущее уже там находится, либо поместить его на место, где ранее было не-сущее, но, как вытекает из ранее сказанного, не-сущее не существует, поэтому и этот вариант отпадает. Отсюда сущее является наполненным и неподвижным. Бытие имеет материальный характер, но из него исключены изменение, движение и развитие.

    Зенон (род. ок. 460 г. до нашей эры).

    Сущее, по Зенону, имеет материальный характер. Согласно взглядам Зенона все в природе происходит от тепла, холода, сухого и влажного или их взаимных перемен; люди же произошли из земли, а души их есть смесь вышеназванных начал, в которой ни одно из них не пользуется преобладанием.

    Видимо, наиболее известным изложением элейского отрицания движения и постулирования неизменности и неподвижности сущего являются апории Зенона, доказывающие, что если допускается существование движения, то возникают непреодолимые противоречия. Первая из апорий названа ДИХОТОМИЕЙ (деление пополам). Второй апорией Зенона является АХИЛЛЕС. Зенон прославился, в основном, выяснением противоречий между разумом и чувствами. В соответствии с принципами элейской школы Зенон также разрывает чувственное и рациональное познание. Истинным он однозначно признает рациональное познание, чувственное же, по его мнению, ведет к неразрешимым противоречиям.

    Пифагор

    Жизнь Пифагора приходится на период приблизительно между 584-500 гг. до нашей эры. Он исследует и взаимоотношения чисел. Числа были подняты на уровень реальной сущности всех вещей. Так, например, единица означала начало всего, непрерывность, положительность, всеобщую сущность. Двоица означала противоположность, различие, особенное. Пифагор полагал основными первые четыре числа арифметического ряда - единицу, двойку, тройку, четверку. В геометрической интерпретации этим числам последовательно соответствуют: точка, прямая, квадрат (плоская фигура) и куб (пространственная фигура). Сумма этих чисел дает число «десять», которое пифагорейцы считали идеальным числом и сообщали ему почти божественную сущность. Религию и мораль Пифагор считал основными атрибутами упорядочения общества. Его учение о бессмертии души (и ее перевоплощении) стоится на принципах полной подчиненности человека богам:

    Эмпедокл (ок. 484-424 гг. до нашей эры) был учеником Пифагора, но в тоже время в его взглядах содержится влияние и элеатов и ионических философов. Мир несотворим и неуничтожим. Основные силы стихии не могут ни возникать, ни уничтожаться. Соединяются и разъединяются только соединения стихий. Эмпедокл отстаивает тезис о том, что пустоты не существует.

    Древнегреческие атомисты

    Левкипп (ок. 500-440 гг. до нашей эры). Левкипп выдвинул основные принципы атомистической философии. Он признавал бесчисленные, постоянно движущиеся элементы - атомы, имеющие бесконечное множество форм, так как видел в вещах постоянное возникновение и изменение. Он учил, что сущее не более чем не-сущее и что оба они являются равной причиной возникновения вещей. Полагая суть атомов полной и плотной. Атомы характеризуются формой, порядком и положением.

    Демокрит (ок. 460-370 гг. до нашей эры)

    Демокрит полностью разделяет учение Левкиппа об атомах и пустоте. К характеристикам атомов Демокрит добавляет еще и величину и тяжесть. Атомы сами по себе неизменны. Концепция атомизма содержит, таким образом, представление о неуничтожимости и несотворимости материи.

    Движение присуще атомам в естественном состоянии. Движение передается столкновением, и движение в этом понимание является основным источником развития, поскольку в результате столкновения атомы соединяются, из этого возникает все, что мы видим. Демокрит был сторонником строгой необходимости. Развитие вселенной, порядок мира, все сущности определены механистическим движением атомов.

    Демокрит считает, что основным стимулом развития общества являлась необходимость удовлетворения потребностей. Он пытается сформировать некие «универсальные» моральные правила. Центральным в его этике является «достижение доброй мысли». Путь к этому - через жизненную уравновешенность и умеренность. Главным средством достижения добродетели он считает убеждение, воспитание в духе нравственности.
    1   2   3


    написать администратору сайта