Дипломная работа Распевание академических хоров младшего и среднего возраста. Распевание академических хоров младшего и среднего возраста. Распевание академических хоров младшего и среднего возраста Панасенко Анна Евгеньевна Специальность Хоровое дирижирование
Скачать 20.85 Kb.
|
«Распевание академических хоров младшего и среднего возраста» Панасенко Анна Евгеньевна Специальность «Хоровое дирижирование» ,4 курс Преподаватель-консультант : Григорьева Елена Валентиновна Введение Пение было и остаётся одной из самых широких и общедоступных форм художественной деятельности людей, являясь мощным средством воспитания детей и молодёжи, способствует росту музыкальной и общей культуры подрастающего поколения. Целью педагога должно быть стремление пробудить у учащихся интерес к классической вокальной музыке и желание научиться грамотно её исполнять на основе единства с общим музыкально – художественным развитием. Проблема развития и воспитания детского голоса стоит сегодня очень остро. Это большое количество появившихся вокальных студий, центров раннего развития, рост хоровых студий. Сегодня время предъявляет к детскому голосу очень высокие требования, а множество молодых педагогов приходят работать в детские центры раннего развития и не знают с чего начать. Цель работы - раскрытие особенностей распевания детских академических хоров младшего и среднего возраста. Для реализации цели необходимо было решить следующие задачи: - изучить физиологические и анатомические особенности детских голосов; - рассмотреть некоторые эффективные отечественные методики вокальной работы с детьми. В качестве источников были задействованы труды В.В. Емельянова «Фонопедический метод развития голосообразования», Д.Е. Огороднова «Методика комплексного музыкально-певческого воспитания и программа как методика воспитания вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры», методики Г.П. Стуловой и В. Соколова, а так же актуальные интернет источники. Распевание детского академического хора Важным звеном в работе с хоровым коллективом является распевание. Распевание может проводиться одновременно со всем хором или группами. В процессе распевания, которое длится 15-20 минут, учащиеся хора помимо разогревания голосового аппарата совершенствуют певческие знания, умения, навыки. Нет смысла менять упражнения к каждому занятию, если намеченная цель не достигнута. Необходимо, чтобы упражнения носили стабильный характер, так как положительный результат возникает только при многократном повторении одних и тех же упражнений. Правильно организованное распевание хора обладает целым рядом положительных качеств: а) мобилизирует, активизирует, тренирует голосовой аппарат учащегося; б) учит слушать и понимать качество воспроизводимого звука; в) помогает быстрее преодолеть вокально – хоровые трудности в работе над произведением. г) развивает у учащегося музыкальную память, слух и чувство ритма; Распевание хора ведётся в двух направлениях: - для приобретения вокально - хоровых умений и навыков; - как элемент вокально-хоровой работы, связанный с разучиванием репертуара; Правильный подбор упражнений помогает выработать и закрепить каждый элемент упражнения в отдельности, а так же закрепить комплекс этих знаний, умений и навыков в их совокупности. Возрастные особенности развития детского голоса Каждый возрастной период имеет свои характерные особенности, связанные с формированием пола, физическим и нервно-психическим ростом ребенка. Как и в голосах взрослых, в детском голосе есть регистры грудной, головной (границы между ними легко заметны) и микст. Пение исключительно грудным звуком (что нередко наблюдается у мальчиков) несвойственно природе детского голоса и ведет к его порче. Также губительно для голоса форсированное пение. Педагогу необходимо иметь в виду, что голосообразующие органы детей не одинаковы в различные периоды их роста. Например, уровень расположения гортани при пении у каждого певца свой и определяется типом голоса, а ее размер зависит от пола, возраста и индивидуальных особенностей человека. Детский голос проходит несколько стадий своего развития: 7-9 лет - младший домутационный возраст; 10-13 лет - старший домутационный возраст; 13-15 лет - мутация; 16-18 лет - послемутационный период, становление голоса взрослого человека. При правильном вокальном воспитании процесс становления голоса проходит плавно как у мальчиков, так и у девочек. В гортани развивается очень важная мышца - голосовая. Начиная с 7-8 лет, идет постепенное обособление и развитие голосовой мышцы, которая формируется к 11- 12 годам. Ее строение постепенно усложняется, и в дальнейшем к 12-13-ти годам она начинает управлять всей работой голосовых связок, которые приобретают упругость. Безусловно, особенности строения голосового аппарата учащихся начальных классов ограничивают их исполнительские возможности. Детские легкие малы по своей емкости, отсюда - естественная ограниченность силы звука детского голоса. Для них отбирается специальный репертуар: песни с доступным содержанием, простым построением, короткими фразами, нешироким диапазоном. Таким образом, знание возрастных свойств певческого голоса и индивидуальных особенностей детей необходимо при организации вокальной работы в хоре, а задача хормейстера помочь вокальному становлению голосов используя при этом различные методы распевания. Метод исправления интонации у плохо интонирующих детей. Острейшей проблемой в работе с детскими хоровыми коллективами остаётся проблема «гудошников». Эти дети не только сами значительно отстают в своём развитии, но и тормозят развитие всего коллектива в целом. Существует интересный в этом направлении метод работы педагога, хорового дирижёра Д.Е. Огородного . Он считает, что причина кроется в отсутствии у таких детей верной координации между слухом и голосом. Это обусловлено отставанием развития соответствующих частей головного мозга. Ребёнок просто не справляется со своим голосовым аппаратом, не умеет правильно формировать (оформлять) певческий звук. В методике Огороднова используются современные педагогические методы, такие, как программированное обучение с минимальным шагом программы, коллективно-индивидуальные формы работы на занятиях с учащимися, применение наглядных схем-алгоритмов, позволяющих значительно лучше организовать и активизировать всю работу даже самых слабых учащихся. Отличительной чертой методики В.В. Емельянова является приоритетное решение задач координации и тренировки голосового аппарата по отношению к задачам эстетическим и исполнительским, в чем состоит главный смысл слова «фонопедический». В этом основное отличие программы Емельянова от общепринятого вокально-педагогического подхода, исповедующего «единство технического и творческого». Автор предлагает сначала создать инструмент для пения, а когда он будет создан – научиться на нём «играть» будет легче и проще. Автор утверждает: голос есть у каждого человека и научить можно всех. Таким образом, фонопедический метод развития голоса (ФМРГ) – это многоуровневая обучающая программа установления координации и эффективной тренировки голосового аппарата человека для решения речевых и певческих задач с неизменно высоким эстетическим качеством. Метод называется фонопедическим благодаря его восстановительно-профилактической и развивающей направленности. Воспитание правильной интонации у детей плохо интонирующих, нужно начинать с интонирования одной ноты. Уловив высоту, которую обычно воспроизводят ученики, можно пропеть простую народную прибаутку на одном звуке . Найдя исходный звук, через некоторое время прибавляем к нему второй. После пения простых попевок на двух звуках, прибавляем третий, постепенно расширяя диапазон. Очень важно правильно рассадить в хоре плохо интонирующих учеников. Их следует размещать в первом ряду, ближе к преподавателю. Такое размещение важно, во –первых, учителю легче следить за фальшиво поющими детьми. Во – вторых, сидя впереди они получают возможность всё время слышать сзади себя правильное пение. Дети, которые поют чисто, таким образом, не слышат фальши. Выработка навыков певческого дыхания Певческое дыхание играет огромную роль в звукообразовании. Певческий вдох сопровождается активной работой мышц - расширяющих рёбра, грудную клетку и диафрагму, которая опускаясь и сокращаясь, даёт свободу для наполнения воздухом лёгких. Для пения принципиальное значение имеет не столько тип дыхания (грудной, брюшной - диафрагмальный или смешанный), сколько характер выдоха. Выходящее дыхание должно быть плавным, без толчков, лишнего напряжения и достаточно организованным. Длительность и сила дыхания развивается при помощи упражнений на дыхании без звуков. Они помогают дыхательным мышцам осуществлять свою работу более точно, тем самым мы развиваем способность управлять мускулатурой и необходимыми мышцами. Характер вдоха, длительность и объём диктуются музыкальной фразой и выразительными задачами. Входящее дыхание производится быстро, бесшумно, только через нос, или через нос и рот одновременно, или через нос с дальнейшим «добиранием» дыхания через рот. В зависимости от возраста дыхание видоизменяется. Например, в возрасте семи лет певческое дыхание мало чем отличается от обычного. Отсюда довольно частое взятие дыхания при пении. Важную роль в формировании дыхания играет умение певца распространить его на всю исполняемую фразу. Наиболее приемлемо смешанное дыхание. Но гигиеничнее дышать через нос: при вдохе сухой воздух увлажняется, холодный – согревается. Это предохраняет голосовые связки от сухости и охлаждения. Дыхание должно быть во внимании хормейстера всегда, на любом возрастном этапе. Важен показ хормейстера и контроль за выполнением упражнения на дыхание у обучающихся. Руководителю хора необходимо помнить о разнице объёма дыхания у девочек и мальчиков. В младшем школьном возрасте можно работать над элементами цепного дыхания (фрагментарно). Важно отметить влияние дирижёрского жеста на правильность взятия дыхания. Жест должен содержать объём дыхания, скорректированным с хоровой партитурой и тесситурными условиями. Заключение Пение оказывает глубокое воздействие на умственное развитие ребёнка, развивает его основные психические функции. Пение и музыка дарят возвышенный смысл жизни, духовную свободу, развивают внутренний мир, стимулируют мыслительная деятельность, а так же развивают и укрепляют память. Однако, вокальная работа в детском хоре имеет свою специфику по сравнению с работой во взрослом хоре. Эта специфика обусловлена, прежде всего, тем, что детский организм в отличие от взрослого находится в постоянном развитии, а следовательно изменении. В распевании особенно важен грамотно подобранный музыкальный репертуар в виде системы вокальных упражнений. На занятиях хора техническая работа должна сочетаться с работой над музыкальной выразительностью, и тогда у детей разовьются не только певческие навыки, но и музыкальный вкус, и художественные представления. Главное – чтобы ребенок пел естественно, красиво и с удовольствием, выявляя свою вокальную индивидуальность Правильно поставленная работа над певческим дыханием, звукообразованием, артикуляцией, и другими навыками, заметно влияет на качество исполняемой хором концертной программы. Начальный этап развития голоса очень важен. Не заложив фундамента, не добиться успехов. Именно в хоре певцы воспитываются музыкально и получают основные вокально-хоровые навыки. Литература 1. Бандина А. Школа хорового пения. – Москва: Музыка, 1981г. – 207с. 2. Бараш А.Б. Программа дисциплины «Методика работы с детским голосом», М., 2003. – 56с. 3. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006г. – 164с. 4. Далецкий О.В Самоучитель певца. Москва: Композитор, 2003г. – 98с. 5. Добровольская Н. Распевание в школьном хоре. – Москва: Музыка, 1969г. – 260с. 6. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. Москва: Музыка, 1968г – 675с. 7. Дмитриев Л.Б. Вопросы вокальной педагогики. – Москва: Музыка,1982г. – 358с. 8. Емельянов В.В., Развитие голоса. Координация и тренинг. Учебное пособие, – Санкт-Петербург, «Планета музыки», 2020 – 176 стр. 9. Корнилова Л.М. Формирование и развитие певческой культуры у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]: [научная работа, 10янв. 2010 г.] Л.М. Корнилова. URL: http://ippk.arkh-edu.ru/upload/iblock/1f8/kornilova.pdf (дата обращения: 15.02.2021). 10. Огороднов Д.Е. Методика комплексного музыкально-певческого воспитания и программа как методика воспитания вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры, – Киев, «Музична Україна», 1998 – 164 стр. 11. Пекерская Е.М. Вокальный букварь. – Москва: Музыка, 1996г. – 102с. 12. Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка. – Москва: Академия, 2001г. – 356с. 13. Серебрякова Т.Ю. Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]: [методическая разработка, 04 авг. 2013 г.] Т.Ю. Серебрякова. URL: http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/razvitie-pevcheskih-navykov-u-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 15.03.2021). 14. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. – Москва: Музыка,2002г. – 175с. 15. Струве Г. Хоровое сольфеджио. – Москва: Просвещение, 1981г. – 32с. 16. Струве Г. Школьный хор. – Москва: Просвещение, 1981г. – 191с. |