Главная страница
Навигация по странице:

  • Ход урока

  • – Как проявился историзм Бунина в рассказе «Кавказ» – Какое время отражено писателем

  • «Солдат не браню, обвиняю начальников», – устами одного из героев говорит нам автор. Кто они, офицеры армии Николая I

  • – Как вы полагаете, можно ли считать рассказ «Куст сирени» еще одним произведением о любви

  • Домашнее задание

  • 8 кл. лит-ра. Рассказ куст сирени


    Скачать 19.78 Kb.
    НазваниеРассказ куст сирени
    Дата28.03.2022
    Размер19.78 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла8 кл. лит-ра.docx
    ТипРассказ
    #421751

    А. И. КУПРИН: СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ.
    РАССКАЗ «КУСТ СИРЕНИ»


    Цели урока: познакомить учащихся с основными страницами биографии писателя; учить составлять конспект статьи учебника; работать над выразительным чтением.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Проверка домашнего задания.

    1. Пересказ учащимися статьи учебника «Историзм И. А. Бунина».

    2. Беседа по вопросам.


    – Как проявился историзм Бунина в рассказе «Кавказ»?


    – Какое время отражено писателем?


    – Какие приметы времени заметили вы в тексте бунинского произведения?


    – Виноват ли кто-нибудь из героев в разыгравшейся трагедии?

    III. Работа по новой теме.

    1. Сообщение темы и целей урока.

    2. Вступительное слово учителя: страницы биографии писателя.

    В 90-е годы XIX века «властителями дум» мыслящего русского общества, как мы уже отмечали, были такие титаны литературы, как Л. Н. Толстой и А. П. Чехов.

    На рубеже нового века приходят в литературу талантливые писатели-реалисты нового поколения: А. И. Куприн, И. А. Бунин, В. В. Вересаев, Л. Н. Андреев и др. Это младшее поколение писателей-реалистов не отличалось толстовской широтой охвата жизни, но каждый из названных писателей воссоздает какую-то важную сторону действительности, ставит в своих произведениях проблемы, выдвинутые временем.

    На предыдущем уроке мы начали разговор о творчестве И. А. Бунина, сегодня наш рассказ о А. И. Куприне, творчество которого проникнуто пафосом защиты личности.

    (На экран проецируется портрет Куприна с указанием даты жизни и смерти.)

    Обратите внимание на эти даты: они практически совпадают с годами жизни Бунина. Мы уже говорили, чтó это были за годы...

    Шла к неотвратимой развязке русско-японская война (1905 г.). Пал Порт-Артур. Бездарные генералы проигрывали одно сражение за другим. Становилась все очевиднее гнилость самодержавного режима. В стране нарастали волнения. Пришла ужасная весть о разгроме русского флота при Цусиме. Возможно, именно поэтому самой злободневной темой стала тема жизни русской армии.

    В тогдашней литературе об армии писали редко и, как правило, по отдельным, частным поводам. Перу же Куприна принадлежало произведение, полное самых широких обобщений. Действие его повести «Поединок» происходит в мирные годы, в основу сюжета положены воспоминания писателя о собственной службе в пехоте в 1890–1894 гг. Однако современники нашли в повести объяснение причин военных поражений России Николая II.

    Военную среду Куприн знал с детства. Маленьким ребенком он лишился отца и как сирота из дворянской среды, не имеющей средств к существованию, был помещен в закрытое учебное заведение – кадетский корпус. Затем 2-годичное военное Александровское училище, и 20-летний Куприн в чине подпоручика, младшего офицера, был направлен в полк. Он сразу же почувствовал себя чужаком среди офицеров, сразу увидел жестокость казарменного режима, бесправие солдат.

    С юных лет он мечтал стать писателем. Еще юнкером, курсантом училища, опубликовал свой первый рассказ. В начале 90-х годов в полку он задумал когда-нибудь написать «повесть или большой роман, канвой к которому послужили бы ужас и скука военной жизни».

    Осуществление этот замысла начал с цикла небольших военных рассказов: «Дознание», «Ночная смена», «Ночлег», «Поход», «Куст сирени» (с которым мы познакомимся сегодня на уроке). В них он рассказал о страданиях солдат, вскрыл казарменную бюрократию царской армии, тупость, разнузданность, бескультурье офицерства. Нарисовал и образы тех немногих честных офицеров, кто осмеливался противостоять, протестовать против несправедливости.

    Рассказы – своеобразные эскизы к большому полотну, успех которого был исключительный, небывалый. А между тем ко времени опубликования «Поединка» Куприн уже был известным писателем. Его знали как автора повестей «Молох» и «Олеся», его ранним рассказом «Белый пудель» и поныне зачитывается детвора.

    К 1902 году, выйдя в отставку, Куприн несколько лет провел в скитаниях по Руси, затем переехал в Петербург, стал писателем-профессионалом. Работа над повестью подвигалась медленно, трудно. Куприн писал кровью сердца. Он сам страдал, рассказывая горькую правду о разложении всего военного механизма царского самодержавия, о невозможности солдата раскрыть свои дарования.


    «Солдат не браню, обвиняю начальников», – устами одного из героев говорит нам автор. Кто они, офицеры армии Николая I?

    – Вспомните рассказ Толстого «После бала». Куприн, продолжая Толстого, рассказывает: с кадетских парт им внушали кастовую спесь, чувство превосходства над всеми, кто не носит офицерских погон. Знаний им почти не дали, и Пушкин для них всего лишь «какой-то шпан» (так презрительно именовали штатских). Считается молодечеством изругать или побить ни с того ни с чего штатского человека. На страницах «Поединка» вспоминают такой случай: пехотный подпоручик насмерть зарубил шашкой студента в танцзале за то, что тот толкнул его. Остался безнаказанным, и любая расправа могла сойти с рук, потому что офицерство – опора престола, столп самодержавия.

    Военное сословие с его призрачной доблестью, по глубокому убеждению писателя – не единственное исключение из общего порядка вещей. Прогнил весь буржуазный мир, почти каждое ремесло служит несправедливости. Устами своего героя Куприн говорит о самых разных профессиях. Адвокаты должны были бы помогать угнетенным и обиженным, педагоги – воспитывать доброту и благородство, врачи – избавлять от болезней и страха. Но все они стали равнодушны к людям, погрязли в «холодной и мертвой формалистике».

    Бессмыслица военной службы, подчеркивал автор «Поединка», неизбежно делает офицеров «низменными, трусливыми, глупыми... Вы спросите: почему? Да именно потому, что никто из них в службу не верит и разумной цели этой службы не видит». «Ему приказывают: стреляй, и он стреляет, – кого? за что? Может быть, понапрасну? Ему все равно, он не рассуждает. В этой горькой характеристике офицерства все справедливо, порукой тому собственный опыт Куприна в пехотном полку. Продолжая разговор об офицерстве, А. И. Куприн отмечает, что представление о рыцарстве и отваге дворяне и офицеры связывали с дуэлью. (Помните пушкинского Петрушу Гринева из «Капитанской дочки»?) Считалось позором не принять вызов. Рассуждали так: оскорбление смывают только кровью. Но в смертельном бою часто погибал не тот, кто нанес оскорбление, а тот, кто был оскорблен. Выдвигали и еще один аргумент в пользу дуэлей: они будто бы способствуют выработке храбрости и сознания чести. В 1894 г. военное ведомство узаконило дуэли. Участие в поединке больше не подлежало наказанию, более того, оно считалось обязательным для офицера, если за дуэль высказывался офицерский суд.

    Можно ли было этим путем повысить нравственность тогдашнего офицерства? Чтобы у офицеров возросло сознание чести, нужно было немедленно раз и навсегда покончить с неуважением к солдату, с рукоприкладством. Офицеры, без сомнения, стали бы храбрее, если бы знали, что связаны с народом, что защищают правое, справедливое дело.

    Дуэль в русской армии в конце XIX – начале XX века была превращена в развлекательный кровавый спектакль. Съезжались офицеры, полковые дамы, вызывали даже фотографа. И вот на глазах у всей этой толпы какой-нибудь несчастный юноша-подпоручик получал рану в живот и умирал в мучениях. А у него, порой, на содержании были старушка-мать и сестра...

    Когда «Поединок» вышел в свет, один начинающий литератор обратился к Куприну с просьбой рассказать о том, как он пишет. Отвечая ему, Куприн сформулировал главные правила, которыми он считал непреложными для себя как писателя-реалиста:

    «Знай, что, собственно, хочешь сказать, что любишь, а что ненавидишь. Выноси в себе сюжет, сживись с ним. Тогда лишь приступай к способу изложения. Пиши так, чтобы было видно, что ты знаешь свой предмет основательно. Пишешь о сапожнике, чтобы сразу было видно, что ты в сапожном деле не новичок. Ходи и смотри, вживайся, слушай, сам прими участие. Из головы никогда не пиши!

    Работай! Не жалей зачеркивать, потрудись в «поте лица». Болей своим писанием, беспощадно критикуй, не читай недоделанного друзьям, бойся их похвалы, не советуйся ни с кем. А главное, работай, живя. Ты – репортер жизни».

    Эти слова Куприна дают представление, сколь нелегок и радостен литературный труд, с каким уважением нужно относиться к русской речи. В полной мере они сохраняют свое значение и сегодня.

    После опубликования «Поединка» Куприн начал резко вмешиваться в политическую жизнь. В 1905 году он участвовал в сборе средств для нужд революционных организаций, выступал на благотворительных вечерах, и почти каждое его выступление производило сенсацию. Полиция установила над писателем негласный надзор, но запугать его не удалось. Он продолжал борьбу.

    Ему довелось быть свидетелем зверской расправы адмирала Чухнина над матросами восставшего крейсера «Очаков». Прямо в бухте Чухнин разбомбил крейсер, устроил страшный пожар, в котором сгорело несколько сот матросов. Смело и гневно Куприн выступил против палача, опубликовав взволнованную статью «События в Севастополе». За эту статью его привлекли к уголовной ответственности, потребовали немедленного выезда из Крыма. До отъезда в Петербург он успел совершить еще один отважный поступок: укрыл несколько уцелевших матросов с «Очакова» – они чудом спаслись, их разыскивали власти.

    В рассказе «Сны», написанном в дни декабрьского вооруженного восстания в Москве, Куприн говорил, что часто видит один тяжкий сон: свою бедную, прекрасную, удивительную родину – изуродованной, окровавленной, поруганной и обманутой. Но мужеством и оптимизмом звучали вдохновенные заключительные строки:

    «Я верю: кончается сон, и идет пробуждение... Идет день свободы!»

    Куприн прожил еще много лет, он умер в 1938 году. После «Поединка» он написал десятки рассказов и повестей, среди которых такие шедевры, как «Гамбринус», «Гранатовый браслет», «Анафема». Были у Куприна и ошибки, самая тяжкая из которых – эмиграция после Октябрьской революции. Лишь незадолго до смерти тяжелобольной писатель вернулся на родину, москвичи его радушно приветствовали, и он повторял: «Я беско-нечно счастлив».

    3. Знакомство со статьей учебника (с. 67–68), составление плана (или выписать основные факты и даты).

    4. Выразительное чтение рассказа «Куст сирени» с последующим его обсуждением по вопросам.

    – Понравился ли вам рассказ? что привлекло вас в этом произведении?


    – Как вы полагаете, можно ли считать рассказ «Куст сирени» еще одним произведением о любви?

    – Какое произведение зарубежной литературы, прочитанное вами в 7 классе, напоминает этот рассказ? можно ли сказать о чувстве самоотверженности и любви героев этих рассказов?

    Домашнее задание: продолжите в тетради таблицу (с. 75, учебник), подготовьте сравнительную характеристику Николая и Веры Алмазовых; напишите сочинение-рассуждение на тему «Счастлива ли Вера Алмазова?»; индивидуальное задание: подготовить сообщение о «босяцких» годах в жизни Горького.


    написать администратору сайта