Главная страница
Навигация по странице:

  • Историческая наука

  • Объект исторической науки

  • Письменные

  • Вещественные (материальные)

  • Образование древнерусского государства Государство

  • Феодальная раздробленность Цель

  • История. Рассказ о прошедшем, об узнанном. Основоположником истории считается древнегреческий историк Геродот (V век до нашей эры)


    Скачать 23.31 Kb.
    НазваниеРассказ о прошедшем, об узнанном. Основоположником истории считается древнегреческий историк Геродот (V век до нашей эры)
    Дата17.11.2022
    Размер23.31 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстория.docx
    ТипРассказ
    #794316

    Теоретико-методологические основы изучения истории

    • Учитывать динамику рынка, дифференцировать свою ценность на рынке труда.

    • Суметь расположить оппонента к себе, перевести его на свою сторону.

    • Умение управлять ситуацией, изучать психобраз окружающих.

    • Заранее понимать, что хочешь получить от лекции, какие знания, развивать свою модель.

    • Самостоятельно определяешь, быть победившим героем-воином или поражённым.


    История—рассказ о прошедшем, об узнанном. Основоположником истории считается древнегреческий историк Геродот (V век до нашей эры).
    Роль истории в жизни человека, страны:

    • Создаёт основу легитимности существования страны, свободы и независимости народа, права самостоятельно определять своё будущее.

    • Формирует уважение, гордость и любовь к Родине и своему народу.

    • Вооружает знаниями героической и трагической истории Отечества на фоне развития мировых цивилизаций.

    • Способствует формированию навыков умело вести дискуссию, грамотной речи, аргументированного убеждения, точного выражения мысли.

    • Способствует формированию исторического сознания, формирует навыки и потребность систематического пополнения своих знаний.

    • Содействует становлению и развитию основополагающих профессиональных качеств.

    • Воспитывает в духе уважения к человеческой деятельности, прививает принципы гуманизма.


    Историческая наука—комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии, изменении в пространстве и во времени, процесс развития природы и общества.

    Объект исторической науки—развитие человеческого общества во всем его многообразии.

    Предмет исторической науки— исторический процесс, законы и закономерности развития общества, вся совокупность исторических фактов, событий, явлений, характеризующих жизнь в прошлом, настоящем и будущем.
    Функции исторического познания:

    • Научно-познавательная

    • Практически-политическая

    • Мировоззренческая

    • Воспитательная

    • Социальной памяти и исторического сознания

    • Прогностическая

    • Практически-рекомендательная


    Исторические факты подразделяются на:

    • Факт событие—характеризующий уникальное, неповторимое (Прохоровское сражение, запуск первого человека в космос-Ю. Гагарина);

    • Факт явление—отражающий типичное, общее (эпоха Возрождения, индустриализация в СССР, цифровизация общества);

    • Факт процесс—определяющий всеобщее (крещение Руси, Расокльничество, революционное движение в России начала ХХ века).

    Исторические источники:

    Письменные: государственно-актовые: документы и материалы правительственных органов; документы и материалы партий, движений, хранящиеся в центральных местных государственных архивах; законодательные акты; описательные: летописи, описания, письма, дневники, мемуары выдающихся деятелей, периодическая печать, документы музеев; книги, фундаментальные исследования по истории, учебная и методическая литература по истории России…

    Вещественные (материальные): орудия труды, предметы быта, сооружения, оружия, памятники, материалы музеев, кинофотодокументы…

    Лингвистические: данные языка…

    Принципы научного исследования:

    • Научность

    • Объективность

    • Историзм

    • Диалектика



    Образование древнерусского государства
    Государство—это политическая организация, обладающая определённой территорией, суверенитетом, аппаратом управления, законом, налогами, населением, языком общения, идеологией.

    Предпосылки образования древнерусского государства:

    • Экономические связанные с отделением скотоводства и ремёсла от земледелия, и повышение производительности последнего, что привело к активизации торговли, и накоплению богатства отдельными группами людей.

    • Социально-политические, заключающиеся в раздражении родовой общины и возникновение социального неравенства, выделение родоплеменной знати, раскладывание древнерусской народности; в появлении социальных групп, заинтересованных в завоевании, удержании и использовании власти в своих интересах, а также потребности защиты славянских племён от внешних врагов

    • Духовные, обусловленные в значительной степени общими для всех славян языческой религией и мировоззрением.


    Феодальная раздробленность

    Цель: рассмотреть основные причины и последствия феодальной раздробленности Древнерусского государства.
    Оценка феномена феодальной раздробленности

    Обычно сам факт превращения единого Древнерусского государства в совокупность независимых друг от друга государств-княжеств рассматривается как некое понятное движение, а следовательно, регрессивное явление в русской истории.

    Подобная оценка проистекает из своеобразного «культа централизации».

    Иначе говоря, во многих работах само понятие исторического прогресса связывается только с процессом централизации.

    На самом деле истерическая реальность была намного сложнее и естественно, что необходимо поменять сами критерии понятия «прогресс»

    Прогресс общества заключается в реализации в исторической деятельности цирк социальной справедливости на основе развития производительных сил, роста материальных и духовных благ, обеспечивающих дальнейшее развитие общества.

    С этой точки зрения, в ХII-XIII в.в. на Руси наблюдается буерное социально-экономическое развитие «Земель», рост городов, развитие торговли и ремесла, значительный рост уровня благосостояния горожан, возросшее значение городского самоуправления, снижение роли княза, великого князя.

    От 1054г. (Кончина Ярослава Владимировича Мудрого)

    До 1132г. (Кончина Мстислава Владимировича)
    На последней дате особо настаивает Б. А. Рыбаков, ввиду того, что князья перестали считаться с великим князем киевским, как с главой всея Руси. Феодальная раздробленность не была исключительно русским явлением и не стала анархическим всевластием князей и бояр. Подобный период переживали все ведущие страны Европы.

    Реально эти процессы проявились в середине второй половины XI в. Князь Ярослав Мудрый разделил земли между 5 своими сыновьями, пытаясь решить две проблемы:

    Подвластные великому князю земли не дробились на отдельные владения, а рассматривались как общее достояние всего рода Ярославичей. Князья получали во временное управление часть общего владения— тем лучшую: чем «старше» считался тот или иной князь. Система «лествичного восхождения» -основа распрей между братьями и детей князей.

    В 1907 году по инициативе внука Ярослава переяславского князя Владимира Всеволодовича Мономаха в городе Любече собрался съезд князей своих на берегу Днепра. Сидя на одном ковре они благоразумной рассуждали, что Отечество гибнет от их несогласия, что им должно, наконец, прекратить междоусобие, вспомнить древнюю славу предков, соединиться душою и сердцем, унять внешних разбойников-половцев, успокоить государство, заслужить любовь народа.

    На съезде был установлен новый принцип организации власти на Руси — «каждый да держит откину свою».

    Таким образом, русская земля переставала быть совокупным владением целого рода. Владения каждой ветви этого рода-отчины- становились ее наследственной собственностью. Это решение закрепляло феодальную раздробленность.

    Князья единодушно утвердили Киевскую землю и великое княжество за Святополком,

    За Мономахом укрепились уделы его отца: Переславль, Смоленск, Ростов, Суздаль, Белоозеро,

    Олегу, Давиду и Ярославу Святославичам достались Чернигов, Рязань и Муром,

    Давиду Игоревичу—Владимир-Волынский,

    Каждый целовал святой крест, говоря «Да будет земля русская общим для нас Отечеством».

    Раздробленность раннефеодального государства сигнализирует о том, что во-первых, старые институты власти не могут больше обеспечить внешней и внутренней безопасности стран, во-вторых, говорит о таком развитии производственных сил отдельных районов, которое позволяет им существовать самостоятельно и заставляет делать это.

    Иными словами, раздробленность является необходимым этапом в жизни феодального государства, в результате которого уровни экономического, социального, политического развития его областей выравниваются, получают новый импульс, а последующее их объединение происходит на более высокой ступени.

    На рубеже XII в. произошёл не распад Древней Руси, а превращение ее в своеобразную федерацию княжеств и земель. Количество княжеств и земель, на которые распалось Древнерусское государство, не было постоянным, доходя до 15.

    Крупнейшими государственными центрами стали Владимиро-Суздальская, Галицко-Волынская и Новгородская земля.

    Номинально Киевский князь оставался главой государства.

    Отношения между князьями регулировались соглашениями и обычаями, экономически же княжества не отгородились друг от друга, к тому же религия и культура оставались для них общими.

    Причины феодальной раздробленности Руси:

    • Киевская Русь была обширным, но нестабильным государственным образованием

    • Племена, вошедшие в ее состав, долгое время сохраняли свою обособленность

    • Отбельные земли при господстве натурального хозяйства не могли образовать единое экономическое пространство

    • В XI-XII в.в. возникают новые факторы, способствующие раздроблению этого неустойчивого государства


    написать администратору сайта