Рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано и исследовано
Скачать 0.57 Mb.
|
Предмет, функции и источники истории как науки. Методологические основы изучения исторического процесса. История –это рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано и исследовано. Предметом изучения истории являетсядеятельность и действия людей, вся совокупность отношений в обществе. История выполняет целый ряд функций: 1) Познавательная - выявлении закономерностей исторического развития. 2) Воспитательная -способствует формированию гражданских, нравственных качеств и ценностей на исторических примерах. 3) Прогностическая -заключается в возможности предвидения будущего на основе анализа исторических событий прошлого и настоящего. 4) Функция социальной памяти -заключается в том, что исторические знания выступают в качестве способа идентификации и ориентации общества и личности. 5) Практически-рекомендательная - помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. Исторические источники – все остатки прошлого в которых отложились исторические свидетельства, отражающие реальные явления общественной жизни. Классификация источников: ( Ковальченко И.Д) 1) Вещественные 2) Письменные 3) Изобразительные ( худ. работы) 4) Фонические ( документы аудио и видео ряда) Методы изучения истории: 1) Хронологический 2) Хронологическо-проблемный метод- по периодам эпохам пробем 3) Проблемно-хронологический-исследует одну сторону развитя гос-ва 4) Синхронический-установление связей между опр обьектами и явлениями 5) Ретроспективный-причинно-следственные связи и закономерности развития исторического события Периодизация всемирной истории. Восточная и западная формы цивилизационных пространств. Периодизация всемирной истории. Восточная и западная формы цивилизационных пространств. Периодизация истории — особого рода систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определённые хронологические периоды. Периодизация всемирной истории: 1) Первобытное общество (2 млн. лет назад – 4 тысячелетие до н.э.) 2) Древний мир ( 5 тысячелетие до н.э. – сер. 1 тыс. н.э.) 3) Средние века (476 г. – сер.17 в.) 4) Новое время (сер. 17 в. – начало 20 в.) 5) Новейшая история ( 1918 г. – начало 21в.) Существуют две точки зрения. Согласно одной, Восток - неславянское, преимущественно нехристианское население как европейской, так и азиатской части страны. Другая точка зрения отрицает существование общеевропейской цивилизации. Согласно данной теории, есть две христианские цивилизации: одна - собственно западная, а другая, противостоящая ей, - восточнохристианская. Ярко выраженным "западником" являлся Пётр I. Вся его деятельность была направлена на приобщение России к европейским ценностям и прошла в ожесточённой борьбе со старой аристократией, не желавшей расставаться с привычным укладом жизни. Славянофилы того времени выступали за особый путь развития России, принципиально отличный от западного. Они считали, что необходимо развивать собственную - русскую или "общеславянскую" - культуру, в определенной мере отгородившись от Запада. Россия в мировом цивилизационном пространстве: основные специфические черты и этапы российской истории. Цивилизации — это человеческое сообщество, которое в течение определенного периода времени имеет устойчивые особые черты Четыре основных типа цивилизации: 1) природные сообщества; 2) восточный тип цивилизации; 3) западный тип цивилизации; 4) современный тип цивилизации. Восточный тип цивилизации (восточная цивилизация)— исторически первый тип цивилизации,сформировавшийся к III тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке Характерными чертами восточной цивилизации являются: 1. Традиционализм. 2. Низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности. 3. В мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков независящими от него силами природы, социума, богов и т. д. 4. Нравственно-волевая установка не на познание и преобразование мира, а на созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни. 5. Коллективизма. 6. Политическая преобладание государства над обществом. Основными ценностями западного типа цивилизации, по М. Веберу, являются следующие: 1) динамизм, ориентация на новизну; 2) утверждение достоинства и уважения к человеческой личности; 3) индивидуализм, 5) идеалы свободы, равенства, терпимости; 6) уважение к частной собственности; 7) предпочтение демократии всем другим формам государственного управления. Западная цивилизация на определенном этапе развития приобретает характер техногенной цивилизации. Техногенная цивилизация— исторический этап в развитии западной цивилизации, особый тип цивилизационного развития, сформировавшийся в Европе в XV—XVII вв. и распространившийся по всему земному шару вплоть до конца XX столетия. Характерные черты: 1) быстрое изменение техники и технологии 2) как результат слияния науки и производства происходит научно-техническая революция, существенным образом изменившая взаимоотношения человека и природы; 3) ускоряющееся обновление той искусственно созданной человеком предметной среды, в которой протекает его жизнедеятельность. На базе техногенной цивилизации сформировалось два типа общества — индустриальное и постиндустриальное общество. Европа и древнерусские земли IV–IX вв. Основы политической, социально-экономической и культурной организации восточных славян. Окончательное формирование Восточных славян происходит в образование древнерусского гос-ва. Звались русичи.Согласно ПВЛ в VIII веке на территории Приднепровья и Приильмене были расселены восточно0славянские племена (Поляне, Древляне, Дреговичи, Тиверцы, Уличи, Северяне, Кривичи, Радимичи, Полочане, Вятичи). Археологические находки свидетельствуют о том, что основным занятием восточных славян было земледелие. Славяне были язычниками. Они верили в добрых и злых духов, обожествляли силы природы, поклонялись душам умерших предков. Исследователи обращают внимание на то, что у них не было храмов и особого сословия жрецов, хотя были кудесники и волхвы, которые считались служителями богов и толкователями их воли. Общественный строй восточных славян в VII-IX вв. историки определяют как строй военной демократии. Это переходный этап от родоплеменного первобытного общества к социально неоднородному обществу и государству. Поначалу торговля носила натуральный, меновый характер, затем был введен эквивалент обмена - шкурка пушного зверька (куна); восточные славяне также использовали при расчетах монеты других стран.В этих условиях развивается внутренняя и внешняя торговля. Со времени колонизации Великой Русской равнины у восточных славян сложились внешнеэкономические связи со странами Востока, Византией, странами Северной Европы. При этом использовались главные торговые пути: Великий Волжский, Днепровский (путь «изваряг в греки»), а с конца IX в. сухопутные пути в Западную Европу. Но основным, безусловно, был «путь из варяг в греки» - с Балтики через систему рек и волоков к Днепру, затем по Днепру в Черное море и далее в Константинополь (Византию). В.О. Ключевский подчеркивал, что Днепр был главной хозяйственной артерией, столбовой дорогой для восточных славян, сближавшей их с процветающей и могущественной Византией. Государство «Киевская Русь» от Рюрика до Мстислава Великого: основные этапы политического и социально-экономического развития (IX – начало XII вв.). В 9 веке, после длительного периода разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу, сложилось раннефеодальное государство Киевская Русь. Согласно «Повести временных лет» в 862 г. в Новгороде утвердился Рюрик. После его смерти власть захватил Олег в 879 г. , и в 882 г. он с помощью обмана захватил Киев, ставший центром объединенного государства. Древнерусское государство - раннефеодальная монархия. Во главе государства стоял великий князь, а его сыновья, братья и дружинники осуществляли суд и сбор дани. Главной задачей страны являлась защита границы от набегов кочевников. В 991 г. князь Олег подписал с Византией первый международный договор. Древнерусское государство значительно укрепилось при князьях Игоре и Святославе, но подлинный рассвет Киевской Руси произошел при князе Владимире I. При нем все земли восточных славян объединялись в состав Киевской Руси. В 988 г. Владимир принимает христианство в качестве новой государственной религии. Принятие христианства укрепило государственную власть и территориальность единства Киевской Руси. Отвергнув примитивное язычество, Русь становилась равной другим христианским странам. Кроме того, принятие христианства сыграла большую роль в развитие русской культуры. В 11 в. в Киеве и Новгороде прошли народные восстания, вызванные усилением феодальной эксплуатации. Ярослав Мудрый сумел их подавить. Эти события заставили составить свод законов, получивший название «Правда Ярослава» . К середине 11 в. на Руси утвердились феодальные отношения. Земля и основные средства производства находились в руках феодалов. Всё свободное население называлось «люди» , а зависимое «закупы» и «рядовичи» . Основной хозяйственной формой была «Вотчина» , которая передавалась по наследству от отца к сыну. Владелец вотчины был боярин или князь. Древнерусское государство к 12 веку имело международное признание и являлось единым государством всех восточных славян. Ярослав Мудрый вел энергичную династическую политику, связав своих сыновей и дочерей узами брака с правящими родами Венгрии, Польши, Франции, Германии и др. Ярослав умер в 1054г. , до 1074г. его сыновьям удавалось согласовывать свои действия. В конце XI — начале XII в. власть киевских князей ослабла, все большую независимость приобретали отдельные княжества, правители которых пытались договориться друг с другом о взаимодействии в борьбе с новой — половецкой — угрозой. Тенденции к раздроблению единого государства усиливались по мере того, как богатели и крепли отдельные его области Последним киевским князем, сумевшим приостановить распад Древнерусского государства, был Владимир Мономах (1113—1125). После смерти князя и смерти его сына Мстислава Великого (1125—1132) раздробленность Руси стала свершившимся фактом. Древнерусские земли в условиях цивилизационных вызовов «Запада» и «Востока». Проблема смены религиозного ориентира в Х в. В 988 г. при Владимире I в качестве государственной религии было принято христианство. Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились традиционные политические, экономические, культурные связи Киевской Руси с Византией.В системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение от императора. Это соответствовало политическим устремлениям князя Владимира. Не последнюю роль сыграли и династические соображения. Принятие православия открывало дорогу для брака Владимира с сестрой византийского императора принцессой Анной — и, таким образом, еще в большей мере закрепило дружеские отношения с такой влиятельной державой, как Византия. Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития. Христианство создало широкую основу для объединения всех народов этого общества. Исчезла граница между русом и славянином, угро-финном и славянином и т. д. Всех их объединила общая духовная основа. Христианство постепенно начало вытеснять языческие обряды и традиции и на этой основе произошла гуманизация общества. Значительным культурным переворотом было введение единой письменности. Под влиянием христиан развивались храмное строительство, книжное дело, литература, история и философия, На основе христианизации происходит становление нового типа государственности в Киевской Руси, которая в значительной мере приобретает византийскую форму. В целом благодаря принятию христианства Киевская Русь была включена в европейский христианский мир, а значит и стала равноправным элементом европейского цивилизационного процесса. Однако принятие христианства в православном варианте имело свои негативные последствия. Православие способствовало обособлению Руси от западноевропейской цивилизации. С падением Византии Русское государство и Русская православная церковь оказались, по сути дела, в изоляции от остального христианского мира. Именно этим обстоятельством может быть отчасти объяснен отказ Западной Европы прийти на помощь Руси в ее противоборстве с иноверцами (татаро-монголами, турками и другими завоевателями). Древнерусские земли в период феодальной раздробленности. Великое Княжество Литовское (первая треть XII – конец XV вв.). Причины феодальной раздробленности. 1) Государство замкнутого натурального хозяйства. 2) Развитие феодальной вотчины. 3) Неотрегулированность порядка княжеского престолонаследия. 4) Распри внутри правящей династии. 5) Сепаратизм местной знати. Основой разъединительной силой в удельный период было боярство. Для феодальной раздробленности характерно: 1) Повсеместное распространение пашенного земледелия. 2) Совершенствование орудия труда 3) Крупное боярское землевладение 4) Рост числа городов 5) Господство натурального хозяйства 6) Усиление политической власти местных князей и бояр В середине XII в. Киевская Русь входит в период политической, или феодальной, раздробленности – закономерный результат экономического усиления и политического обособления феодальных владений. Древнерусское государство в это время разделяется на ряд самостоятельных княжеств: Киевское, Черниговское, Переяславское, Галицко-Волынское, Полоцкое, и др. Эти княжества-вотчины, равные по территории крупным европейским странам, имели все права суверенного государства и являлись самостоятельными субъектами международных отношений. Их князья решали со своими боярами все вопросы внутреннего устройства, заключали любые союзы, объявляли войны и подписывали мирные соглашения. С течением времени в этих землях формировались свои отличительные особенности. Таким образом, переход к политической раздробленности можно рассматривать как своеобразную форму новой российской государственности, ставшую логическим результатом предшествующего развития и освоения Русью всё новых и новых территорий обширной Восточно-Европейской равнины. Процесс дробления территории когда-то единого государства и выделения всё новых княжеств шёл по нарастающей. Как подсчитали историки, уже к началу XIII в. образовалось примерно 50 княжеств, а в XIV в. их число, по некоторым оценкам, приблизилось к 250. К числу основных социально-экономических и политических причин, приведших к распаду некогда могущественной державы, следует отнести: 1)формирование и развитие боярских вотчин, а также неустойчивость наследственных связей по родовому признаку; 2) господство натурального хозяйства 3)расприи внутри правящей династии 4) рост городов и образование крупных территориальных административных центров, «стольных градов»; 5) упадок влияния и могущества самого Киева. Большой ущерб единству Руси нанесла междоусобица – политические амбиции князей и бояр, их ожесточённая борьба за власть, земли и привилегии. Монголо-татарское иго как особый этап азиатского господства в российской истории. Борьба русских земель за независимость. Весной 1223 г. к Днепру вышли полчища кочевников под командованием Чингисхана. Это были монголо-тата-ры. К Днепру монголо-татары пришли, чтобы напасть на половцев, хан которых, Котян, обратился за помощью к своему зятю – галицкому князю Мстиславу Романовичу. Русские, таким образом, впервые встретились в бою с захватчиками на р. Калке 31 мая 1223 г. Зимой 1237 г. монголо-татары под командованием Батыя вступили на территорию Северо-Восточной Руси. Их первой жертвой стал русский город Казань, затем захватчики разграбили Коломну. В феврале 1238 г. пала столица Северо-Восточной Руси – Владимир. Кочевники покорили Чернигов, пал и стольный Киев. Захват русских городов сопровождался нечеловеческой жестокостью, жителей убивали, несмотря на пол и возраст. Главными причинами поражения Руси и установления Ордынского ига были: 1) существовавшая в то время феодальная раздробленность, так как каждое княжество оказывалось наедине с силами завоевателей. Таким образом, русские князья были поодиночке разбиты врагами; 2) монголо-татары использовали передовую военную технику (камнеметы, стенобитные машины, порох); 3) численное превосходство противника. Итоги завоевания: города и деревни сжигались, искусные ремесленники уводились в рабство, поля приходили в негодность, а внешнеэкономические связи Руси оказались нарушены на долгие годы. Монголо-татарское завоевание завершило историю Древней Руси в 1240 г. |