Главная страница

шпоргалки по истории. Рассказ о прошлом, о том, что действительно было


Скачать 1.49 Mb.
НазваниеРассказ о прошлом, о том, что действительно было
Анкоршпоргалки по истории
Дата17.12.2021
Размер1.49 Mb.
Формат файлаrtf
Имя файлаShporyistoria.rtf
ТипРассказ
#307481
страница1 из 19
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Вопрос № 1.

Греческое слово *история* означает рассказ о прошлом, о том, что действительно было.

История, как наука начинает свое развитие со времен ГЕРОДОТА, названного «отцом истории». Однако, в истории Геродота еще не существует исторического процесса как такового.

В отличие от Геродота, другой греческий историк ФУКИДИД уже полностью стоит на почве истории.

У римского историка ПОЛИБИЯ появляется совершенно новый тип историографии – тип всеобщей истории. В центре его внимания не событийная история войн, как у Фукидида, а внутренние отношения действующих в них политических сил

Следующим историком, внесшим ощутимый вклад в историческую науку стал средневековый историк ВИКО. Его история предстает как процесс, созданный людьми, их речью, обычаями и законами. Вико увидел в истории процесс возникновения и развития человеческих обществ и их институтов. Вико является непосредственным предшественником основных исторических кон-цепций, которые стали возникать в конце XIX в. и которые можно свести к трем группам: концепции ОДНОЛИНЕЙНОГО, МНОГОЛИНЕЙНОГО И ЦИКЛИЧЕСКОГО развития.

1.Концепция однолинейного развития представлена его основателями Гегелем и К. Марксом. ГЕГЕЛЬ полагал, что историческая деятельность человечества слагается из деятельности отдельных людей, каждый человек преследует свои собственные интересы, а в результате возникает нечто, такое, о чем люди и не подозревали

Вся история у Гегеля – история постоянного прогрессивного развития мирового разума, который выступает в форме духов отдельных народов.

МАРКС, испытавший на себе влияние Гегеля, также считал, что история человечества едина. Все народы, по представлению Маркса, должны пройти пять общественно-экономических формаций. Подобный подход назван в истории Формационным. Все народы должны прийти к коммунизму как к светлому будущему

Еще одним представителем однолинейной направленности исторического процесса является американский экономист РОСТОУ. В его учении также как и в учении Маркса наблюдается тенденция разделить историческое развитие общества на формации, но в его учении эти понятия заменены на с т а д и и. Вся человеческая история сводится у Ростоу к истории совершенствования техники.

2.Концепции многолинейного развития. Основные представители – К. Ясперс, А. Вебер. Схема мировой истории по Ясперсу строится на четырех пунктах:

А) доистория,

Б) существовавшие тысячелетия великие культуры древности,

В) осевое время, когда полностью формируется современный человек.

Г) научно-техническая эпоха, чье преобразующее действие мы сейчас испытываем.

Понятие Осевое время Ясперс считал основным в своей теории.

Еще одной концепцией многолинейного развития является теория А. Вебера. Согласно Веберу, к началу 1-го тысячелетия до н.э. сложились три большие культурные сферы: китайская, индийская и Греко-римская, и соответствующие им три религии: конфуцианство, буддизм и греческая религия.

3.Концепцию циклического развития представляет в исторической науке О. Шпенглер. Согласно его теории нет единой истории, но есть целый ряд замкнутых в себе культур, каждая из них возникает, развивается, стареет и умирает.

КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ И ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТИВНОГО ФАКТОРА В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.

Первым научную, типологическую классификацию создал в начале ХХ в. А.С.Лаппо-Данилевский.

Согласно ей все исторические свидетельства он поделил на источники, изображающие факт и источники, обозначающие факт. Первые он назвал остатками культуры, вторые - историческими преданиями. К Остаткам культуры А.С.Лаппо-Данилевский относил вещественные памятники и юридические акты. К преданиям создатель классификации относил все словесные и письменные свидетельства.

Классификация А.С.Лаппо-Данилевского естественным образом вошла в методологический арсенал советской исторической науки и господствовала в ней вплоть до середины 50-х годов ХХ в.

Наибольшее признание получили классификационные схемы Л.Н. Пушкарева, обнародованные им в 1975 году. Рассмотрим его типологическую схему. Все исторические источники он поделил на семь типов: 1) вещественные (археологические), 2) письменные, 3) устные (фольклорные), 4) этнографические, 5) лингвистические, 6) фото, - кинодокументы и 7) фонодокументы.

В настоящее время большинство источниковедов и историков придерживается более совершенной видовой классификации, созданной Л.Н. Пушкаревым.

Сущность и содержание концепции цивилизационного похода к познанию истории

Формационный поход абсолютизирует линейность. Цивилизационный подход предполагает многовариантность и цикличность исторического процесса. Основоположниками цивилизационного подхода считаются: английский социолог и историк Арнольд Тойнби (1889 – 1975 гг.) и русский философ, историк Николай Яковлевич Данилевский (1822 – 1885 гг.).

Историки выделяют несколько факторов, определяющих своеобразие отдельных цивилизаций:

- природная среда;

- система видения хозяйства;

- социальная организация;

- религия (или идеология, возведенная в ранг религии);

- духовные ценности;

- политическая система.

Однако, самым основным среди них считается фактор МЕНТАЛИТЕТА.

МЕНТАЛЬНОСТЬ – это наличие у людей того или иного общества определенного умственного инструментария, психологической оснастки, которая дает им возможность по-своему воспринимать и осознавать мир и самих себя.

Цивилизация не является чем-то неподвижным. Она развивается, проходит ряд стадий: зарождение, расцвет, разложение и гибель. Характер развития многовариантен. На протяжении истории существовало и существует множеств цивилизаций, обладающих неповторимым обликом и яркими характерными чертами. Одни разрушались или их разрушали, другие возникали на их обломках, усваивая предшествующее наследие.

Предпринимались попытки выявить общий принцип формирования цивилизаций, систематизировать их многообразие. А.Тойнби, изучая всемирную историю, попытался определить число самостоятельных цивилизаций, обладающих особыми, неповторимыми чертами. Сначала он насчитал до 100 самостоятельных цивилизаций. Затем, работая над своей концепцией, он последовательно сократил их число до 36, потом до 21 и, наконец, до 13. Остальные общества он считал вариантами самостоятельных цивилизаций.

Ф. Бродель, П. Сорокин полагали, что каждое общество, цивилизацию надо изучать такими, какие они есть, и не надо стремиться выявить какие-то общие, глобальные законы.

В современной России наиболее распространено выделение цивилизаций по национально-этническому принципу: японская, китайская, русская и т.д.

Однако, исторический материал свидетельствует, что цивилизация является вненациональным феноменом, хотя национально этнические факторы играют важную роль. Предлагается также выделение цивилизаций по региональному принципу: атлантическая, тихоокеанская и т.д.

Выделение типов развития можно осуществить и по набору признаков, которые носят достаточно общий характер и позволяют обозначить специфические особенности, характерные для многих существовавших и существующих обществ:

На основе сформулированных признаков можно выделить три типа развития цивилизаций:

1. цивилизации замкнутого типа

2. К цивилизациям циклического, или восточного типа развития можно отнести Индию, Китай, Турцию и т.п. Часто подобные общества называют традиционными.

Общество данного типа развивается циклически и по спирали. В тече¬ние одного цикла оно проходит последовательно 4 стадии:

1. Централизация и укрепление власти. 2. Кризис власти, усиление центробежных сил.

3. Упадок власти. 4. Социальная катастрофа

3. Цивилизации интенсивного (западного или европейского) типа развития.

В истории известны две цивилизации подобного типа: греко-латинская, или античная, и европейская.

Россия в мировом сообществе цивилизаций.

На сегодняшний день в науке существует ряд подходов, в рамках которых делается попытка определить место России в мировом сообществе цивилизаций и его прошлом.

Часть ученых, например Ю.Н.Афанасьев, склонны рассматривать развитие России по аналогии с Западом, а точнее - с Европой, от которой Россия всегда якобы отставала. Кстати, в этом же русле шёл и марксистский подход.

Другие полагают, что Россия относится к цивилизациям чисто восточного типа, и с этих позиций анализируют ее историю.

Имеется и третий подход - Евразийский. Согласно ему Россия является самостоятельной и самодостаточной Туранской цивилизацией, отличной от Запада и Востока, и представляет собой самостоятельный тип цивили-зационного развития.

Думается, что правильнее говорить о России как цивилизационном феномене. Его отличительной чертой является и такой существенно цивилизационный признак, как национальное самосознание. Этот термин применяется в данном контексте в смысле «сознания единства людей, принадлежащих данному народу, данной народности или нации». Он, в свою очередь, включает такие элементы, как этническая принадлежность, национальные чувства, национальные идеи.

Весьма интересны в этом смысле фундаментальные труды Д.С.Лихачева. Осмысливая генезис самосознания русского народа в пределах XI - XVIII вв., его показатели - памятники письменности и искусства, он делает интересные выводы о том, что все народы проходят трудный путь воспитания национального самосознания на базе своей истории, и это один из элементов общей исторической психологии человечества. Д.С.Лихачев считает, что российская цивилизация не относится в чистом виде ни к одному из трех типов цивилизационного развития.

РОССИЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЦИВИЛИЗАЦИОННО-НЕОДНОРОДНЫЙ КОНГЛОМЕРАТ ИЛИ ЦИВИЛИЗАЦИОННО-НЕОДНОРОДНОЕ ОБЩЕСТВО, СЛОЖИВШЕЕСЯ В РАМКАХ МОСКОВСКО¬ГО ЦАРСТВА В XIV - XVI ее. В РЕЗУЛЬТАТЕ ОБЩЕНИЯ НАРОДОВ, ОТНОСЯЩИХСЯ К РАЗЛИЧНЫМ ТИПАМ ЦИВИЛИЗАЦИЙ, ОБЪЕДИНЕННЫХ МОЩНЫМ ГОСУДАРСТВОМ С ВЕЛИКОРУССКИМ ЯДРОМ

Вопрос № 2

Исходным рубежом в истории всех народов был первобытнообщинный родовой строй. В ходе его развития сложились племена, затем образовались племенные союзы, ведущие к созданию первых государственных форм общественной жизни на классовой основе. Параллельно сохранялась более или менее значительная прослойка свободного крестьянства. С возникновением рабовладельческих государств складывается древняя цивилизация. Она развивалась в наиболее благоприятных в климатическом отношении районах.

На первой стадии основными очагами цивилизации (с середины пятого тысячелетия до н. э.) стали государства Древнего Востока — Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Урарту, Египет, Сирия, Финикия, Палестина, Мидия, Персия, Древняя Индия и Древний Китай.

На второй стадии — «классическое рабовладение» (VII — I вв. до н. э.) — получила высокое развитие античная цивилизация Древней Греции и Рима, оказавшая большое влияние на дальнейшие судьбы народов, населявших Европу и Азию. Она заложила основы развития многих современных наук, дала шедевры мирового искусства, примеры государственного устройства и военного дела, создала античную городскую культуру и заложила основу торговых и денежных отношений.

Античная цивилизация, получившая свое завершение в Римской империи, распространилась на Средиземноморье, побережье Черного моря, Переднюю Азию, Египет, южную и западную части Европы, включая Британские острова. За ее пределами обитали различные племена, именуемые античными историками «варварами». Римская империя вела непрерывные войны на первобытной периферии для захвата рабов, земель и сбора дани.

Третья стадия — разложение рабовладельческого строя (I в. до н. э. — V в. н. э.). Низкая эффективность рабского труда и нравственная деградация сограждан привели к ослаблению Римской империи. С конца IT в. усилился натиск на нее варварских племен — эпоха «великого переселения народов». В III в. вспыхнули крупные восстания рабов и колонов (арендаторов земли у крупных землевладельцев), что еще более ослабило рабовладельческий строй и Римскую империю. В конце IV в. она распалась на две части: Западную и Восточную (Византия). Наступление вестготов на Западную Римскую империю завершилось взятием Рима в 410 г.

Падением Западной Римской империи завершается древняя история и начинается период средневековья. На всей территории Западной Европы образуются новые государства, где происходит процесс слияния языческих культур с христианской культурой Рима. Так зарождалась новая западноевропейская цивилизация. Одновременно шел процесс формирования новой общественно-экономической формации — феодализма.

Ранний феодализм в Европе. Формирование западноевропейского типа цивилизаций

Первоначально феодальные порядки возникли на той территории, которая входила в состав западных провинций Римской империи, лишь в последующем они распространились на другие регионы. В зависимости от соотношения варварских и античных начал различают типы феодального синтеза: 1) приблизительно равное соотношение (Франкское королевство, часть южных славян); 2) преобладание позднеантичных начал (страны Средиземноморского региона); 3) незначительное влияние античности и преобладание элементов распадающегося первобытнообщинного строя (Северо-Западная Германия, Скандинавские страны, территория славян и др.). К основным признакам феодализма относят следующие: господство натурального хозяйства; сочетание крупного феодального землевладения и мелкого (надельного) крестьянского землепользования; личную зависимость крестьян от феодала. Отсюда внеэкономическое принуждение.

Ранний феодализм в Европе охватывает период с V до XI в н. э. Первым крупным феодальным государством, сложившимся на развалинах Западной Римской империи, стало Франкское королевство. Основатель его Хлодвиг (481 — 511) принял христианство и способствовал его распространению. При Карле Великом (786 — 814) все земли Западной Римской империи были объединены, а сам он Папой Римским был увенчан императорской короной. После смерти Карла его империя разделена между сыновьями. В 962 г. при поддержке церкви создается «Священная Римская империя». Ее основатель германский король Оттон I подчинил себе Северную и Среднюю Италию вместе с Римом. Однако и эта империя постепенно распадалась на независимые феодальные владения (герцогства, королевства), а власть императоров становилась номинальной. Феодальная раздробленность неумолимо разрушала раннефеодальные империи.

Геополитические условия Западной Европы способствовали общественному прогрессу. Арабские завоевания VII — VIII вв. на Ближнем Востоке и в Северной Африке образовали огромную раннефеодальную исламскую империю от границ Ирана до Пиренеев. Продвижение арабов в Европу остановлено в битве при Пуатье в 732 г.

Переход Западной Европы в стадию развитого феодализма

К XI в. изжиты элементы прошлых формаций родоплеменные отношения и рабовладельческий уклад. Завершилось формирование феодальных отношений: крестьяне жестко поставлены в поземельную и личную зависимость от землевладельцев и становятся крепостными, а земельные собственники-феодалы образовали иерархическую структуру соподчинения.

Постепенно происходит полный раздел общинных земель правящими сословиями. Церковь также становится крупным землевладельцем, обладая церковными и монастырскими землями на феодальной основе. Начинаются феодальные войны за передел земельной собственности и захват земель соседних народов на Востоке. Так зарождается движение германских государств «дранг нах Остен» («натиск на Восток»), во главе которого стали рыцарские церковные организации — «рыцарские ордена».

Города как центры торговли и ремесла организовывали свои союзы. На севере Европы ведущее положение в XII — XIII вв. приобрел союз городов — немецкая Ганза, имевшая свою контору в Великом Новгороде. На Юге торговлю между Европой и Азией монополизировали Венеция и Генуя. В городах растет производство оружия и рыцарских доспехов, сельскохозяйственных орудий (плугов), шерстяная и полотняная промышленность. В портовых городах закладываются верфи для строительства кораблей. В XI — XII вв. городское ремесленное производство организуется в цехи, нося­щие закрытый профессиональный характер. Постепенно в цехах возникает господствующий слой — мастера, которые прибегают к найму рабочей силы. Королевская власть все более выступает в качестве регулятора отношений между крупными и мелкими землевладельцами, торговыми союзами и городским населением. Возникает сословно-представительная монархия.

Вопрос № 3

Первые свидетельства о славянах.Славяне, как считает большинство историков, обособились из индоевропейской общности в середине II тысячелетия до н. э. Прародиной ранних славян (праславян), по археологическим данным, была герриюрия к востоку от германцев — oi реки Одер на западе до Карпатских гор на востоке. Ряд исследователей счшают, что праславянский язык начал складываться позднее, в середине 1 тысячелетия до н. э.Первые письменные свидетельства о славянах относятся к началу I тысячелетия н. ). О славянах сообщают греческие, римские, арабские, византийские источники.

В эпоху Великого переселения народов (III—VI вв. н. э.), совпавшего с кризисом рабовладельческой цивилизации, славяне освоили территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Они жили в лесной и лесостепной зонах, где в результате распространения орудий труда из железа стало возможно вести оседлое земледельческое хозяйство. Заселив Балканы, славяне сыграли значительную роль в разрушении дунайской границы Византии. Первые сведения о политической истории славян относятся к IV в.н. э. С Балтийского побережья германские племена готов пробились в Северное Причерноморье.

Крупнейшими политическими образованиями VII—VIII вв. в южнорусских степях были Болгарское царство и Хазарский каганат, а в районе Алтая — Тюркский каганат.

Восточные славяне в VI—IX вв.В VI в. славяне неоднократно совершали военные походы против крупнейшего государства того времени — Византии.

Территория восточных славян (VI—IX вв.).Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге. Славяне, осваивавшие Восточно- Европейскую равнину, вступали в контакт с немногочисленными финно-угорскими и балтийскими племенами. Происходил процесс ассимиляции (смешивания) народов. В VI—IX вв. славяне объединялись в общности, имевшие уже не только родовой, но и территориально-политический характер. Племенные союзы — этап на пути складывания государственности восточных славян.

Путь «из варяг в греки». Великий водный путь «из варяг в греки» был своеобразной «столбовой дорогой», связывавшей Северную и Южную Европу. Он возник в конце IX в. Из Балтийского (Варяжского) моря по реке Нева караваны купцов попадали в Ладожское озеро (Нево), оттуда по реке Волхов — в озеро Ильмень и далее по реке Ловати до верховьев Днепра.

Наиболее развитые земли славянского мира — Новгород и Киев — контролировали северный и южный участки Великого торгового пути. В. О. Ключевский утверждал, что торговля мехом, воском' и медом была главным занятием восточных славян, так как путь «из варяг в греки» был «главным стержнем экономической, политической, а потом и культурной жизни восточного славянства».

Хозяйство славян. Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками, обнаружившими семена злаков (рожь, пшеница, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, свекла, морковь, редька, чеснок и др.). С природно-климатическими условиями тесно связаны основные системы земледелия восточных славян. На севере, в районе таежных лесов (остатком которых является Беловежская пуща), господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. В первый год деревья подрубали. На второй год высохшие деревья сжигали и, используя золу как удобрение, сеяли зерно. Два-три года участок давал высокий для того времени урожай, потом земля истощалась и приходилось переходить на новый участок. Основными орудиями труда были топор, а также мотыга, соха, Серпами собирали урожай. Молотили цепами. Размалывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами.

К моменту образования гос-ва у вост славян на смену родовой общине пришла соседская (территориальная). Города строились на холмах, на пересечении двух рек, или на торговых путях.

Во главе вост славянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка. Важнейшие вопросы решались на народных собраниях – вечевых сходах.

Образование Древнерусского государства. Племенные княжения славян имели признаки зарождающейся государственности. Племенные княжения часто объединялись в крупные суперсоюзы, обнаруживавшие черты ранней государственности.

Одним из таких объединений был союз племен во главе с Кием (известен с конца V в.)

Восточные источники позволяют предположить существование накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение се в соседскую, рост числа городов, возникновение дружины— свидетельства формирующейся государственности. Славяне освоили Восточно-Европейскую равнину, взаимодействуя с местным балтийским и финно-угорским населением. Военные походы антов, склавсн, русов на страны более развитые, прежде всего на Византию, приносили дружинникам и князьям значительную военную добычу. Все это способствовало расслоению восточно-славянского общества. Таким образом, в результате экономич и социально-политич развития у восточно-славянских племен начала складываться государственность.

ДРЕВНЕРУ́ССКОЕ ГОСУДА́РСТВО (Киевская Русь), государство 9 — начала 12 вв. в Восточной Европе, возникшее в последней четверти 9 в. в результате объединения под властью князей династии Рюриковичей двух главных центров восточных славян — Новгорода и Киева, а также земель (поселения в районе Старой Ладоги, Гнездова), расположенных вдоль пути «из варяг в греки».

Социально-политический строй. Власть на Руси принадлежала киевскому князю, который был окружен дружиной, зависящей от него и кормившейся в основном за счет его походов. Некоторую роль играло и вече. Управление государством осуществлялось при помощи тысяцких и сотских, т. е. по признаку военной организации. Доходы князя имели различные источники. В 10 — начале 11 вв. это в основном «полюдье», «уроки» (дань), получаемые ежегодно с мест. В 11 — начале 12 вв. в связи с появлением крупного землевладения с различными видами ренты функции князя расширились. Владея собственным крупным доменом, князь вынужден был вести сложное хозяйство, назначать посадников, волостелей, тиунов, руководить многочисленной администрацией. Он был военным вождем, теперь ему приходилось организовывать не столько дружину, сколько ополчение, приводимое вассалами, нанимать иноземные войска. Во главе городов стоял городской патрициат. Самую многочисленную часть городского населения составляли ремесленники как свободные, так и зависимые. Особое место занимало духовенство, делившееся на черное (монашествующее) и белое (мирское). Во главе Русской церкви стоял обычно назначаемый константинопольским патриархом митрополит, которому подчинялись епископы. Сельское население состояло из свободных крестьян-общинников (число их уменьшалось), и уже закрепощенных крестьян. Рост крупного землевладения, закрепощение свободных общинников и рост их эксплуатации привели к обострению классовой борьбы в 11-12 вв. (восстания в Суздале в 1024; в Киеве в 1068-1069 гг.; на Белоозере около 1071; в Киеве в 1113). Восстания в большинстве случаев были разобщены, в них участвовали язычники-волхвы, использовавшие недовольных крестьян для борьбы с новой религией — христианством. Особенно сильная волна народных выступлений прокатилась по Руси в 1060-1070-х гг. в связи с голодом и нашествием половцев. В эти годы был создан сборник законов «Правда Ярославичей», ряд статей которого предусматривал наказания за убийство служащих вотчины. Общественные отношения регулировались Русской правдой и другими правовыми актами.

Хозяйство. В эпоху образования Древнерусского государства пашенное земледелие с упряжными почвообрабатывающими орудиями постепенно повсеместно (на севере несколько позднее) сменило мотыжную обработку почвы. Появилась трехпольная система земледелия; выращивались пшеница, овес, просо, рожь, ячмень. Население занималось также скотоводством, охотой, рыболовством и бортничеством. Деревенское ремесло имело второстепенное значение. Ранее всего выделилось железоделательное производство, базирующееся на местной болотной руде.

Основной тенденцией развития общественного строя Древней Руси было становление феодальной собственности на землю, с постепенным закрепощением свободных общинников.

Развитие ремесла и торговли обусловило появление городов. Наиболее древние из них — Киев, Чернигов, Переяславль, Смоленск, Ростов, Ладога, Псков, Полоцк. Центром города был торг, где реализовалась ремесленная продукция. В городе развивались различные виды ремесел: кузнечное, оружейное, ювелирное (ковка и чеканка, тиснение и штамповка серебра и золота, филигрань, зернь), гончарное, кожевенное, портняжное. Древняя Русь экспортировала в Западную Европу меха, воск, лен, полотно, серебряные изделия. Ввозились дорогие ткани (византийские паволоки, парча, восточные шелка), серебро и медь в диргемах, олово, свинец, медь, пряности, благовония, лекарственные растения, красящие вещества, византийская церковная утварь.

Культура. Грамотность в Древнерусском государстве была сравнительно широко распространена среди народа, о чем свидетельствуют берестяные грамоты и надписи на хозяйственных предметах. Есть сведения о существовании на Руси в то время школ. Типы рядовых поселений и жилищ, техника возведения деревянных зданий из горизонтально уложенных бревен долго оставались теми же, что и у древних славян.

Наиболее полно сохранившиеся мозаики и фрески Софийского собора в Киеве (середина 11 в.) исполнены преимущественно византийскими мастерами. Росписи в башнях — полные динамики светские сцены плясок, охот, ристалищ. В изображениях святых, членов великокняжеской семьи движение порой лишь обозначено, позы фронтальны, лица строги. В 11 в. получает развитие и иконопись. Во второй половине 11 в. на смену княжескому строительству храмов приходит монастырское.

В 988г при Владимире 1(княжил после Святослава)- ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА. Его 12 сыновей управляли крупнейшими волостями Руси. После смерти Владимира княж престол перешёл Святополку, против него выступил Ярослав Мудрый, Который изгнал Святополка. При Ярославе Мудром Киевская Русь достигла Наивысшего могущества и широкого международного признания.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


написать администратору сайта