Главная страница

шпоргалки по истории. Рассказ о прошлом, о том, что действительно было


Скачать 1.49 Mb.
НазваниеРассказ о прошлом, о том, что действительно было
Анкоршпоргалки по истории
Дата17.12.2021
Размер1.49 Mb.
Формат файлаrtf
Имя файлаShporyistoria.rtf
ТипРассказ
#307481
страница6 из 19
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Вопрос № 24

Смута стала суровым испытанием и для церкви. Часть священнослужителей во главе с патриархом Игнатием поддержала Лжедмитрия I (сам патриарх короновал его на царство).

Находившиеся в Москве в годы Смуты поляки не только раз­грабили церковную утварь и осквернили мощи святых, но и уничтожили при отступлении почти все 450 московских церквей. Массовым явлением были убийства оккупантами слу­жителей церкви, взятие их в заложники. В числе пленных ока­зался и фактический глава Русской Православной Церкви мит­рополит Филарет (Федор Никитич Романов). Но все это не сломило, а, напротив, укрепило духовные силы верующих.

После восьмилетнего пребывания в польском плену митропо­лит Филарет возвратился в 1619 г. в Москву. Участники Церков­ного собора избрали его новым патриархом Московским и всея Руси. При нем резко возросли роль и значение церкви в жизни го­сударства. Филарет, по существу, был вторым царем: все доклады о государственных делах царь и патриарх заслушивали совместно, Михаил никогда не принимал решений без согласия отца. Быва­ло и такое, что по сугубо государственным вопросам распоряже­ния отдавал сам патриарх. Главное, чего удалось добиться Фила­рету — укрепить авторитет и власть царя Михаила Федоровича. Однако многие вопросы церковного характера так и не были ре­шены ни при нем, ни при его преемниках — патриархах Иоасафе I и Иосифе. Среди них главным был вопрос обновления религиозной идеологии и церковных обрядов. Стремясь проти­водействовать в годы Смуты западному влиянию, церковь усилила в эти годы борьбу с иноверием.

В середине XVII в. стало ясно, что в русских церковных кни­гах, переписывавшихся от руки, имеется много описок и иска­жений текста по сравнению с оригиналами. Немало сомнений вызывал обычай многоголосия во время церковной службы (когда священник, дьякон и сами верующие молились одновре­менно, порой используя разные молитвы), крещения двумя паль­цами и др. По этим вопросам мнения верующих разделились. Од­ни (в том числе патриарх Иосиф) предлагали исправить Церковные книги и обряды, вернувшись к древнерусским образцам. Другие (к числу которых относился царь Алексей Михай­лович и его ближайшее окружение) считали, что следует обра­титься не к книгам столетней давности, а к самим греческим ис­точникам, с которых они в свое время переписывались. После смерти патриарха Иосифа новым предстоятелем Русской Право­славной Церкви по предложению Алексея Михайловича был из­бран Никон — митрополит Новгородский. Ему и было поручено провести церковную реформу. Реформа прошла в 1653—1655 гг. и касалась в основном церковных обрядов и книг. Было введе­но крещение тремя пальцами, поясные поклоны вместо земных, исправлены по греческим образцам иконы и церковные книги. Созванный в 1654 г. Церковный собор одобрил реформу, но предложил привести действующие обряды в соответствие не только с греческой, но и с русской традицией.

Новый патриарх был человеком своенравным, волевым, во многом фанатичным. Получив необъятную власть над верующими, он вскоре выступил с идеей первенства церковной вла­сти и предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть по примеру царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета. Он говорил: «как месяц имеет свет от солнца, так и царь имеет по­священие, помазание и венчание от архиерея». Однако царь не пожелал долго терпеть эти нравоучения патриарха. Он перестал ходить на патриаршие богослужения в Успенском соборе, приглашать Никона на государственные приемы. Это было серьез­ным ударом по самолюбию патриарха. Во время одной из про­поведей в Успенском соборе он заявил о сложении патриарших обязанностей (с сохранением сана) и удалился в Новоиеруса­лимский Воскресенский монастырь. Там Никон ждал, что царь раскается и попросит его вернуться в Москву. Однако Алексей Михайлович поступил совсем иначе. Он стал готовить церков­ный суд над Никоном, для чего пригласил в Москву православ­ных патриархов из других стран.

Для суда над Никоном в 1666 г. был созван Церковный со­бор, на который патриарха привезли под охраной. Царь заявил, что Никон «самовольно и без нашего царского величества пове­ления церковь оставил и от патриаршества отрекся», тем самым давая понять, кому принадлежит реальная власть в стране. При­сутствовавшие церковные иерархи поддержали царя и осудили Никона, благословив лишение его сана патриарха и вечное за­точение в монастырь. Одновременно Собор 1666—1667 гг. под­держал церковную реформу и предал проклятию всех ее против­ников (которые стали именоваться старообрядцами). Участники Собора постановили передать лидеров старообрядцев в руки светских властей. По Соборному уложению 1649 г. им грозило сожжение на костре. Таким образом, реформа Никона и Собор 1666—1667 гг. положили начало расколу в Русской Православной Церкви.

Главой старообрядцев стал протопоп Аввакум (Аввакум Пет­ров) (1620—1682). С юных лет посвятив себя церкви, Аввакум был активным сторонником и проповедником благочестивого образа жизни. Некоторое время он входил в число членов «Кружка ревнителей благочестия», познакомился с поддержи­вавшим их царем Алексеем Михайловичем. Реформы Никона Аввакум воспринял резко отрицательно, считая, что если и об­ращаться к первооснове веры, то только в русских источниках. За свои взгляды он был лишен места в московском Казанском соборе, арестован и заключен в монастырь, а позже сослан в Сибирь. Однако везде он вел активную пропаганду старооб­рядческих идей. В 1664 г. Аввакум вернулся в Москву, где царь и симпатизировавшие ему люди тщетно убеждали раскольника смириться с церковной реформой. За отказ от смирения Авва­кум был предан церковному проклятию на Соборе 1666— 1667 гг. и расстрижен из священников, а затем вновь заключен в земляную тюрьму. Там он написал свое знаменитое «Житие» и десятки других работ. За непокорность и непримиримость Аввакум был приговорен к казни Церковным собором 1681—1682 годов. 11 апреля 1682 г. «неистовый протопоп» и его сподвиж­ники были заживо сожжены.

Таким образом, церковь, укрепившая свои позиции после Смуты, попыталась занять господствующее положение в поли­тической системе страны. Однако в условиях усиления самодер­жавия это привело к резкому конфликту церковной и светской власти. Поражение церкви в этом столкновении подготовило почву для ее превращения в один из элементов самодержавия.

Вопрос № 25

946 При княгине Ольге "полюдье" древний сакральный сбор дани с подвластного населения превращается в "урок" фиксированную норму обложения, государственное тягло, рентный налог (оброк)

1061, 1072 Основная масса крестьян - смерды - еще свободны. Появляются первые формы зависимости: рядовичи (крестьяне заключившие договор, ряд) по поводу кредита или натуральной формы долга; в составе рядовичей - закупы, отрабатывающие на земле князя или боярина свою купу (долг);вдачи (изорники) - разорившиеся общинники, жившие на земле хозяина и обрабатывающие ее хозяйским инвентарем; огнищане (дружинники) и тиуны привилегированные домоправители и ключники, добровольно отдавшиеся в услужение. Русская правда" Ярослава Мудрого; "Правда" Ярославичей.

XIII- XIV вв. Рост задолженности крестьян, При отчуждении имений (вотчин), имевших свою задолженность, крестьяне передавались новому владельцу вместе со своими долгами

XIV- XV вв. "Окняжение" и "обояривание" земель, в т. ч. населенными "черными" крестьянами, которые потеряли право свободного распоряжения, продажи. дарения и завещания земли.

XIV в. Появляются добровольно "задавшиеся" под чужое покровительство крестьяне, в т. ч. добровольные холопы.

1388 г. Запрет "черным" крестьянам продавать свою землю. Указ Дмитрия Донского

XV век, вторая половина Появляются факты "вывоза" крестьян: землевладелец платит долги крестьянина и вывозит его в свое имение, обязывая трудиться на себя. Факт "старожительства" и задолженности крестьянина влекли за собой фактическое крепостное состояние

XV век, вторая половина Князья жалуют землевладельцам льготу: не отпускать от себя крестьян

1481 год Первое упоминание в документах о "кабальных" людях - переходном состоянии к холопству за долги

1497 год Установление правила Юрьева дня: крестьяне могут переходить к другому землевладельцу в ограниченный срок - за неделю до и неделю после 26 ноября. При этом росла плата за пожилое. Судебник Ивана III

1550 год Отменено рабство за долги, подтвержден Юрьев день, но при этом увеличена плата за "пожилое". Прикрепление к тяглу посадских людей. Судебник Ивана IV

1565 год Опричнина: усиление гнета крестьян служилыми людьми

1581 год Первый указ о "заповедных летах", запрещающий переход крестьян в связи с чрезвычайными обcтоятельствами. Указ Ивана IV

1597 год Установление пятилетнего срока исков о беглых крестьянах и пожизненной службы по кабалам. Ноябрьское (1597 г. ) Уложение царя Федора Иоановича

16 век, конец Несмотря на юридическое сохранение права крестьян на переход, процесс переходов фактически прекращен. Общий принцип: неоплатный долг порождает крепостное состояние, хотя и не наследственное. Крестьяне обязаны при переходе найти и посадить на свое место другого "жильца".

1601 год Запрет перехода крестьянам. записанным в писцовых книгах 1592 - 1593 гг.. Указ Бориса Годунова

1642 год Срок давности исков о вывезенных крестьянах увеличивается до 15 лет, а беглых крестьян до 10 лет. Указ Михаила Федоровича (Романова)

1646 год Срок давности по искам о беглых и вывезенных крестьянах вовсе отменен. Указ Алексея Михайловича

1649 год Полное запрещение переходов крестьян, включая и "Юрьев день". Прикрепление к личности владельца, а не к земле. Запрещен выход из городского сословия. Окончательное оформление крепостного права. Соборное Уложение Алексея Михайловича

1707- 08 гг. За укрывательства и невозвращение беглых крестьян грозит полная конфискация имения. Указ Петра Первого

1718, 1719 гг. Введена подушная подать и ответственность землевладельцев за уплату крестьянских податей. Подати возросли в три раза. Указ Петра Первого

1721 год Оформление практики "посессионного крестьянства": права купцов и промышленников покупать крестьян для работы на заводах. Прикрепление крестьян к заводам, а не к личности владельца. Указ Петра Первого

1732 год Помещикам запрещено переселять собственных крестьян без разрешения Камер - коллегии (в интересах фиска.)Указ Анны Иоановны

1736 год "Вечное закрепощение" рабочих на мануфактурах. Разрешение фабрикантам покупать крестьян "на вывоз", без земли. Указ Анны Иоановны

1760 год Дворяне получили право ссылать крестьян в Сибирь

1762 год Дворяне освобождены от обязательной службы: усиление крепостного гнета

1765 год Дворяне получили право посылать крестьян на каторгу. Указ Екатерины II

1785 год Освобождение дворян от налогов и их монополия на владение землями и крестьянами

"Жалованная грамота дворянству" Екатерины

Вопрос № 26

К концу 17 в. В России начинает складываться абсолютная монархия . Для нее характерно:

максимальное сосредоточение власти в руках одной личности;

наличие сильного разветвленного профессионального бюрократического аппарата;

наличие сильной постоянной армии;

ликвидация всех сословно-представительных органов и учреждений.

Все эти признаки были присущи российскому абсолютизму, однако он имеет свои особенности:

если абсолютная монархия в Европе складывалась в условиях капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов, то абсолютизм в России совпал с развитием крепостничества ;

если социальной базой западноевропейского абсолютизма был союз дворянства с городами, то российский абсолютизм опирался в основном на крепостническое дворянство, служилое сословие.

Установление абсолютной монархии в России сопровождалось широкой экспансией государства, его вторжение во все сферы общественной, корпоративной и частной жизни. Экспансионистские устремления выразились в :

а) стремление к расширению своей территории и выходу к морям; б) политики дальнейшего закрепощения, принявшее наиболее широкие формы в 18 в. ; в) усиление роли государства проявилось в детальной, обстоятельной регламентации прав и обязанностей отдельных сословий и социальных групп. Наряду с этим происходило юридическая консолидация правящего класса, сложилось сословие дворянства.

Идеология абсолютизма может быть определена как «патриархальная» . Глава государства представляется как «отец народа» , который любит и хорошо знает, чего хотят его дети. Он вправе их воспитывать, поучать, наказывать. Отсюда стремление контролировать все, даже малейшее проявление общественной и частной жизни: указы в первой четверти 18в. Предписывали населению, когда гасить свет, в каких гробах хоронить, брить или не брить бороду и т. п. Поэтому государство, возникшее в начале 18 в. , называют «полицейским» .

В отдельные периоды существования абсолютной монархии и ее идеологии становилась идеология «просвещения» : возникали правовые формы, напоминающие западноевропейские, предпринимались попытки создания правовых основ государственности, конституции, культурного просветительства. «Просвещенный» абсолютизм возникал в периоды, когда старые методы управления становились не эффективными.

Для системы властвования, установившейся в эпоху абсолютизма, характерно довольно частые дворцовые перевороты. В этот период было обилие писаных юридических актов, принимаемых по каждому поводу. Госаппарат в целом, а также его структурные части действовали по предписанию спец. регламентов, и иерархию, которых замыкает Генеральный регламент.

В сфере экономической идеологии господствующей стала философия меркантилизма, ориентирующая экономику на превышение экспорта над импортом, накопление и государственной протекционизм.
Вопрос № 27
Россия в конце XVII века

После смерти Алексея Михайловича в 1676 г. царем стал его сын Федор (1676–1682). Короткое царствование Федора Алексеевича ознаменовано дальнейшим укреплением государства и централизацией власти. В 1680 г. была проведена военно-окружная реформа. В 1682 г. отменилось местничество, что объективно способствовало усилению позиций дворянства. Существовали и проекты реформирования административно-церковного управления страны, но они не были реализованы из-за ранней смерти царя в 1682 г.

Молодой Федор Алексеевич умер бездетным, поэтому после его кончины остро встал вопрос о престолонаследии. В это время происходит борьба за власть между боярскими фамилиями Милославских и Нарышкиных, представительницами которых были соответственно первая и вторая жены Алексея Михайловича. По праву старшинства наследником русского престола должен был стать Иван, сын Марии Милославской. Однако Иван Алексеевич был человеком слабым, болезненным и не способным к управлению государством. Царем был провозглашен сын Алексея Михайловича от второго брака Петр. Это не устраивало Милославских и они спровоцировали стрелецкое восстание против Нарышкиных. В результате было принято компромиссное решение: русский престол поделили между двумя царями Иваном и Петром. Регентшей при них стала сестра Софья (1682–1689).
Начало царствования Петра 1 Первого

С 1682 по 1696 гг. русский престол занимали сыновья царя Алексея от разных браков – Петр (1672-1725) и Иван (1666-1696). Поскольку они были малолетними, то правительницей являлась их сестра царевна Софья (1657-1704), правившая с 1682 по 1689 гг. В этот период усилилась роль князя В. Голицына (1643-1714), фаворита царевны.

В 1689 г. Петр I достиг совершеннолетия, женился и проявил стремление к борьбе со старыми отжившими боярскими традициями. Софья предприняла попытку с помощью стрельцов, не-довольных созданием полков нового строя, потерей многих своих привилегий, лишить власти Петра. Однако она потерпела неудачу. Петра поддержали Преображенский и Семеновский полки, многие бояре и дворяне, московский патриарх и даже некоторые стрелецкие полки. Петр удержал трон, наказал бунтовавших стрельцов, расформировал стрелецкое войско, Софью постригли в монастырь.

В 1696 г. умер Иван V, Петр стал единодержавным правителем. Первой задачей Петра было продолжение борьбы за Крым. Он направил свои действия на овладение Азовом – турецкой кре-постью в устье Дона. Но из-за плохо подготовленной осадной техники и отсутствия судов русские войска потерпели неудачу. Тогда Петр приступил к строительству флота на р. Воронеж. Построив за один год 30 крупных судов, увеличив вдвое сухопутную армию, Петр в 1696 г. блокировал Азов с моря и овладел им. Для закрепления на Азовском море он соорудил крепость Таганрог.

В 1697 г. он отправился с «Великим посольством» в Европу, сочетая дипломатическую мис-сию с многообразными познавательными задачами в кораблестроении, военном деле, ремесле.
Вопрос № 28
В 1695 г. русские войска попытались взять турецкую крепость Азов, важнейший порт, обеспечивающий выход к Каспийскому морю. Однако осада не принесла успеха, так как защитники имели поддержку с моря. Петр отступил, но понял, какое большое значение имеет флот, которого у России в конце XVII в. не было. Уже через год русские корабли блокировали Азов с моря, и крепость пала.

Сложившаяся в Европе политическая ситуация способствовала созданию Северного союза (Дания, Россия, Саксония), направленного против Швеции. Петр заключил перемирие с Турцией в 1700 г. и сразу же объявил войну Швеции и ее молодому королю Карлу XII. Атака шведов под Нарвой в 1700 г. была неожиданной для русских войск. Предательство иностранных офицеров и низкая подготовка не позволили оказать достойного сопротивления, русские войска были разбиты, потеряна почти вся артиллерия.

Петр реформировал армию, и уже в 1702 г. русские войска перешли в наступление на Балтийском побережье. Крупным успехом Петра была победа, одержанная у деревни Лесной 28 сентября 1708 г. над шведским генералом Левенгауптом, который вез для Карла XII провиант и оружие. 27 июня 1709 г. состоялось генеральное сражение Северной войны — Полтавская битва. Русские войска разгромили шведов, Карл XII вынужден был бежать в Турцию. В 1710 г. Турция объявила войну России, вскоре было заключено перемирие, по условиям которого Петр вынужден был отдать Азов и разрушить Таганрог. Противостояние России и Швеции продолжилось на Балтийском море, в 1714 г. Петр одержал победу при мысе Гангут, а в 1720 г. — у острова Гренгам. В 1721 г. был заключен Ништадтский мир, по которому за Россией закреплялось побережье Балтийского моря, однако Петр, ставший после победы императором, обещал в качестве компенсации за эти земли выплатить 1,3 млн руб.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


написать администратору сайта