Главная страница

Ответы на вопросы по философии. Философия. Рассказ об идеальном государстве ведется от лица некоего Гитлодея, путешественника, случайно оказавшегося на этом чудесном острове.


Скачать 17.05 Kb.
НазваниеРассказ об идеальном государстве ведется от лица некоего Гитлодея, путешественника, случайно оказавшегося на этом чудесном острове.
АнкорОтветы на вопросы по философии
Дата12.07.2022
Размер17.05 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаФилософия.docx
ТипРассказ
#629477

Социальные утопии Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы.

Философская мысль эпохи Возрождения не исчерпывается рассуждениями, опирающимися на политический реализм. Никколо Макиавелли предпочел действительность воображаемому. Но были и те, кто, по его собственным словам, «изобразил республики и государства, которых в действительности никто не знавал и не видывал». Одним из таких мыслителей был Томас Мор английский гуманист, государственный деятель и святой католической церкви. Пик его политической карьеры — высший государственный пост лорда-канилера Англии, который спустя без малого сто лет займет другой английский философ Фрэнсис Бэкон. Однако бессмертную славу Томасу Мору принесла его «Утопия» — произведение, описывающее жизнь на счастливом острове, затерянном где-то в Новом Свете.

Рассказ об идеальном государстве ведется от лица некоего Гитлодея, путешественника, случайно оказавшегося на этом чудесном острове. В эпоху Великих географических открытий и усиленного интереса публики к литературе о путешествиях это был весьма удачный ход для обеспечения успеха книге.«Утопия» Томаса Мора начинается с острой критики существовавших в Англии общественных порядков. Источник всех социальных бедствий он видит в наличии частной собственности. Там, где она есть, где все мерят на деньги, там вряд ли возможно справедливое общество. Поэтому он считает, что «распределение средств равномерным и справедливым способом и благополучие в ходе людских дел возможны только с совершенным уничтожением частной собственности». Рисуя безотрадную картину эпохи становления буржуазных отношений, Мор не ограничивается лишь неприятием существующих порядков. Он противопоставляет им проект государства всеобщего благоденствия. В этом заключается важная особенность утопизма. Его представителей нельзя назвать реформаторами, то есть теми, кто стремится изменить существующий мир. Несогласие утопистов с действительностью касается всех ее сторон, и их альтернативные проекты затрагивают общественный порядок в целом.

Спустя столетие утопические идеи получили развитие в творчестве итальянского мыслителя Томмазо Кампанеллы, доминиканского монаха, астролога и бунтовщика. Особую роль в его судьбе сыграло участие в заговоре против испанского владычества в его родной Калабрии. В 1499 г. заговор был раскрыт, а Кампанелла приговорен к тюремному заключению, длившемуся 27 лет. В этих условиях он и создал одно из важнейших своих произведений — «Город Солнца».

В отличие от Мора Кампанелла не только мечтал о совершенном обществе, но и стремился к радикальному переустройству социальных порядков. Заговор против испанского владычества предполагал последующее учреждение такого общественного строя.

Однако различие между Мором и Кампанеллой в этом важном пункте еще не дает основания для противопоставления этих мыслителей. Сходство между ними значительно. И тот и другой не придавали значения условиям и путям осуществления идеала, сосредоточивая свое внимание на детальном конструировании будущего царства добра и справедливости.

Повествование у Кампанеллы так же, как и у Мора, ведется от лица мореплавателя, который во время своего кругосветного путешествия оказался на острове Тапробана, расположенном где-то в районе экватора. Там он посетил необычное для своего времени государство, основанное философами, бежавшими из Индии. Общественный уклад жизни соляриев — граждан Солнечного государства — также строится на всеобщем труде и отсутствии частной собственности, и поэтому «не они служат вещам, а вещи служат им». Продолжительность рабочего дня в Городе Солнца еще меньше, чем в Утопии, и составляет всего четыре часа.

Во главе государства стоит верховный правитель, именуемый Метафизиком, или просто Солнцем. Он выносит по всем вопросам и спорам окончательные решения. Эта должность не наследуется, и на нее не избирают. Ее может занять самый сведущий во всех областях человек, выбор которого очевиден. У Метафизика есть три главных помощника: Мощь, Мудрость и Любовь, — каждый из них руководит своей областью общественной жизни. Мощь — военным делом, Мудрость — искусством, ремеслами и науками, в ведении Любви находятся вопросы деторождения, воспитания, земледелия, скотоводства, питания. Каждый из них имеет своих помощников. Все граждане, достигшие 20-летнего возраста, составляют Большой Совет, на собраниях которого они решают вопросы контроля за деятельностью должностных лиц и их смещения, за исключением высшей четверки. Правда, Метафизик и трое его помощников сами должны передать свои места тем, кто превзойдет их.

Хотя утописты эпохи Возрождения в полном соответствии с духом своего времени рассматривали человека в качестве высшей ценности, жесткая регламентация всего образа жизни, отличающая утопические проекты, не оставляет места свободе личности, превращает людей, по меткому выражению Фёдора Достоевского, в подобие «фортепьянных клавиш», на которых играет кто-то другой.

В каждом из утопистов есть что-то от пророка: все они были убеждены, что их проект — это и есть то единственное решение, которое сделает всех людей счастливыми. Возможно, людям и необходим образ такого хрустального дворца, виднеющегося где-то вдали, но ведь это не значит, что его проект безупречен, и они смогли бы в этом дворце жить.


написать администратору сайта