Главная страница
Навигация по странице:

  • III. Центристская.

  • 9. Становление Древнерусского государства (

  • 10. Черты цивилизаций Византии и Западной Европы средний веков

  • Христианская цивилизация

  • 11. Принятие христианства на Руси

  • Значение принятия христианства.

  • 12. Эволюция восточнославянской государственности в

  • 13. Золотая Орда и ее влияние на историческое развитие Руси

  • Влияние на правительство

  • Политическая и ремесленная жизнь

  • Церковь в монгольский период

  • 14. Новгородская феодальная республика

  • В XII-XV вв. происходило расширение республики

  • История экзамен. Рассказ, повествование о том, что удалось узнать, исследование


    Скачать 183.56 Kb.
    НазваниеРассказ, повествование о том, что удалось узнать, исследование
    АнкорИстория экзамен.docx
    Дата24.10.2017
    Размер183.56 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстория экзамен.docx
    ТипРассказ
    #9793
    страница2 из 14
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

    II. Антинорманская
    В наше время норманнскую теорию считают научно несостоятельной, т.к. считается, что у восточных славян устойчивые традиции государственности сложились задолго до призвания варягов. Академик Б.А.Рыбаков доказывал, что Киевское государство сложилось уже в VIв, а норманны использовались лишь как наемная военная сила. Летопись о призвании варягов он считал поздней вставкой. "Русь" же, по его мнению, - производное от названия реки Рось (правый приток Днепра южнее Киева). 
    III. Центристская.
    Современные историки пытаются преодолеть крайности обеих этих теорий. Они пришли к вот каким выводам: - норманны сами в то время не имели государственности 
    - процесс формирования государства начался до прихода Рюрика; сам факт его приглашения на княжение говорит о том, что эта форма власти была уже известна славянам 
    - вопрос о том, является ли Рюрик реальной исторической личностью, не связан с проблемой образования государства; каким бы путем он не пришел к власти (есть версия, что он захватил Новгород силой), он завладел ей в той форме, в какой она существовала у ильменских словен 
    - Олег, объединив Новгородскую и Киевскую земли и установив контроль над двумя важнейшими отрезками пути "из варяг в греки", подвел экономическую базу под складывающееся государство. 

    9. Становление Древнерусского государства (VI-XI вв.)

    На первом этапе формирования Древнерусского государства в 8- в середине 9 веков происходит формирование межплеменных союзов и княжений. В 9 веке появляется система полюдья — сбор дани в пользу князя, которая по тем временам имела в большей степени добровольный характер и её считали компенсацией за управленческие и военные услуги.

    На 2-м этапе (2-ая половина 9 — середина 10 века) Древнерусское государство формируется быстрее, благодаря активному вмешательству варягов и хазар. «Повесть временных лет» описывает нашествия воинов Северной Европы, которые вынудили подчинившиеся племена платить дань. Эти летописные данные являются основой “норманнской теории” возникновения Древнерусского государства, разработанной в 18 веке. Сторонники теории приписывали варягам, давшим свое имя — “Древняя Русь”. Некоторые норманисты считали, что славяне отстали по развитию и не могут самостоятельно творить историю.

    Третий, и завершающий этап формирования Древнерусского государства начинается с княгини Ольги. Она отомстила древлянам за любимого мужа, устанавливает четкий размер дани, а для того, чтоб её собрать устраивает “погосты”, которые были опорой. Политика сына Святослава (964-972 год), который был знаменит победой над Хазарией, закончившимися настоящей неудачей, требовала больших сил для осуществления внешних завоеваний.

    Следующим важным этапом, завершающим формирование Древнерусского государства была замена Владимиром князей на своих сыновьями , которые призваны защищать христианство и укрепить власть отца на местах.

    Тем самым Владимир превратил Русь во владение Рюриковичей. Укрепление власти позволило ему организовать население всей страны для формирования мощных оборонительных рубежей на юге и переселить сюда часть вятичей, кривичей, и славян. На этом этапе народ воспринимает великого князя не как защитника, а как главу государства, которая охраняет его границы.

    К концу 10 века сформировались основные принципы существования Древнерусского государства. Это власть княжеского рода; простой государственный аппарат во главе дружины и наместников князя; система сбора дани; территориальный принцип расселения, который вытесняет племенной; принятие христианства.

    Благодаря возникновению государства сформировалась культура, складывается одна идеологическая система общества.

    10. Черты цивилизаций Византии и Западной Европы средний веков

    Европейская христианская цивилизация зарождается и переживает своё становление в эпоху Средних веков. В это время формируется европейский мир в современных его пределах и этнических границах. Для христианской цивилизации характерны две основные черты:

    1. Социально-классовая структура общества определялась феодальным способом производства, его основными классами были собственники земли (феодалы) и крестьяне;

    2. Религия и церковь заполняли всю жизнь человека средневековой эпохи от рождения до смерти. Церковь претендовала на то, чтобы управлять обществом, выполняла множество функций, которые позднее стали принадлежать государству. Монополизировав в обществе культуру, науку, грамотность церковь обладала огромными ресурсами, подчинявшими ей человека феодальной эпохи. Христианство стало важнейшим фактором европейской культурной общности, именно в средние века оно превратилось в одну из мировых религий.

    Христианская цивилизация утверждалась на руинах античной цивилизации. На её основе христианская цивилизация не только отрицала прежние ценности, но и переосмысливала их. Христианская церковь, её централизация и богатство, её миропонимание, право, этика и мораль - создали единую феодальную идеологию. К IV в. императорская власть Рима выбирает христианство в качестве идеологической основы для консолидации многоэтничной империи и средства успокоения населения надеждами на воздаяние после смерти.

    Христианство - это новая религия и системная идеология, развитие, сохранение и передача которой дальнейшим поколениям европейцев составляет величайшую историческую заслугу Древнего Рима и Византии.

    11. Принятие христианства на Руси

    Еще до религиозных реформ Владимира Ясное Солнышко христианство на Руси уже было известно. В эту религию обратилась великая княгиня Ольга, бабушка Владимира. Она крестилась в Константинополе, а когда вернулась в Киев, попыталась привить свою веру сыну Святославу, убеждая его тоже окреститься. Однако тот побоялся, что верная дружина не примет такого решения, и отказал матери.

    Его сын Владимир, когда взошел на престол в 980 году, был язычником. Но он уже четко осознавал необходимость объединения страны путем общей религии. Однако Владимир долгое время не мог выбрать ту веру, которую мог бы считать истинной. Он отправлял советников в разные страны, чтобы те изучали богослужения и религии различных народов. Сам беседовал о вере и с католиками, и с мусульманами. В конце концов он выбрал христианство. Существенную роль в этом сыграл тот факт, что братья-императоры Византии Константин и Василий отдали Владимиру в жены свою сестру Анну в обмен на обещание стать христианином.

    Новая религия приживалась на Руси довольно медленно и тяжело. Русичи чтили своих языческих богов и не хотели отказываться от древних традиций. Однако князь был жесток и настойчив. Первыми крещение приняли жители Киева и Новгорода. Многих людей просто силой загнали в реку и окрестили. Языческих идолов жгли, капища разрушали, отправляющих прежние обряды преследовали. Постепенно, спустя несколько десятилетий, христианизация дошла и до окраин Руси. Главой церкви был Киевский митрополит, которого назначали из Константинополя, а потом утверждали на соборе епископов.

    В целом крещение много дало для развития страны. Укрепилась власть князей, упрочилось единство славян. Через античную и византийскую сформировалась русская национальная культура. Стало быстрее развиваться феодальное производство. Вошла в жизнь славянская азбука.

    Значение принятия христианства.

    1) Принятие христианства способствовало развитию материальной и духовной культуры. Многие ремесла и искусства – дома и крепости из камня, храмовое каменное строительство, возведение куполов, камнерезное дело, иконопись, фреска, мозаика – все это пришло на Русь из Византии благодаря распространению христианства.

    С христианством пришла письменность на славянском языке, созданная болгарскими просветителями Кириллом и Мефодием. При монастырях появились школы, распространялась грамотность.

    2) Христианство повлияло на нравы и мораль. Религия и церковь запрещала жертвоприношения, многоженство и кровную месть, боролась с работорговлей, тем самым способствовала гуманизации отношений среди людей. Общество впервые познакомилось с понятиями греха и совести – моральными понятиями, отсутствовавшими в языческом мировоззрении.

    3) Среди политических последствий крещения, надо отметить то, что христианство укрепило государство через насаждение и пропаганду единой для всех религиозной идеологии.

    Последствия:

    1.Русь была признана как христианское государство

    2.Жители разных земель стали объединяться в единую культурную и политическую общность

    3.Появление на базе византийской культуры уникальной русской средневековой культуры

    4.Церковь принесла на Русь письменность

    5.Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви — «десятину»

    6.Появление церковного суда, ведавшего делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм.

    12. Эволюция восточнославянской государственности в XII-XIII вв.

    На рубеже XI—XII вв. произошел распад Древнерусского государства на ряд отдельных княжеств и земель. Русь переживала период феодальной раздробленности. Негативные последствия политического дробления Руси проявились в ослаблении военного потенциала, что способствовало иноземному завоеванию, междоусобным войнам. Но с другой стороны, феодальная раздробленность привела не к упадку культуры, а, наоборот, к бурному росту городов (развивается торговля) и яркому расцвету русской культуры XII — начала XIII в. во всех ее проявлениях. Улучшается техника обработки почвы, появляются водяные мельницы, наблюдается расцвет ремесла.

    Процесс феодального дробления Руси обусловлен укреплением власти крупнейших феодалов на местах и зарождением местных административных центров. Одной из причин ослабления власти киевских князей стал спад транзитной торговли. В результате крестовых походов установились связи стран Западной Европы с Востоком по Средиземному морю, так что путь «из варяг в греки», который проходил через Киев, потерял былое значение, а Киев утратил роль крупного центра европейской торговли с Востоком.

    Крупнейшими землями эпохи феодальной раздробленности являлись следующие.

    Галицко-Волынское княжество располагалось на северо-восточных склонах Карпати между реками Днестр и Прут. Карпаты отделяли Галичину от Венгрии; на западе, между Бугом и Вислой, шла граница с Польшей. Галицко-Волынское княжество унаследовало политический строй Киевской Руси. При принятии важных решений князья учитывали мнение бояре ко -дружинной знати и городских собраний. Но к середине XIII в. княжество стало слабеть. Этому способствовали внутренние смуты, частые войны. Результатом стало вступление Галицко- Волынского княжества в состав Великого княжества Литовского и Польши. |ЙГ Владимир о -Суздальское княжество находилось в междуречье Оки и Волги. Поток людей хлынул сюда в XI — XII вв. Переселенцев привлекали безопасность от набегов, плодородные земли, судоходные реки, вдоль которых строились крупные города, т.е. Владимиро-Суздальское княжество переживало экономический и политический подъем. Владимире -Суздальские князья для принятия решений не советовались с боярами и городскими самоуправлениями, а всецело полагались на преданных им княжеских слуг. Значительного расцвета княжество достигло при правлении Андрея Боголюбского, который вел активную внешнюю политику, боролся за влияние в Киеве и Новгороде, и при его брате Всеволоде Большое Гнездо. Новгородская республика занимала территорию от Северного Ледовитого океана до верховьев Волги, от Прибалтики до Урала. Ее процветанию способствовали торговля и ремесло. Большое влияние имело новгородское вече. На нем проходили выборы должностных лиц, решался вопрос о приглашении князя, который под присмотром совета господ и посадников выполнял функции военного руководителя. Новгород был аристократической республикой, хранителем вечевых традиций.

    13. Золотая Орда и ее влияние на историческое развитие Руси

    Под ударом монголов погибло не менее одной десятой части населения Руси. Часть городов была разрушена. Это Киев, Чернигов, Переславль, Рязань, Суздаль, Владимир-Суздальский и др. Киев, Чернигов и Переславль на несколько столетий потеряли свое значение. Сохранились только Смоленск, Новгород, Псков и Галич.

    Нашествием монголов вообще было подорвано русское промышленное производство. Не менее ста лет после завоевания монголов на Руси продолжалась промышленная депрессия. Некоторые отрасли производства ста ли возрождаться только тогда, когда контроль монголов над Русью несколько ослаб. Стала возрождаться металлургия. Быстрый рост ремесел начался в XV веке. На Руси стали появляться оживленные ремесленные центры.

    Сельское хозяйство : Монголы разрушили на Руси различные ремесла и промышленное производство. Но они не стали разрушать сельскохозяйственное производство – они кормились плодами этого производства.

    Русь для монголов была ценна своей данью. Основную часть дани производили крестьяне. Поэтому монголы не были заинтересованы в снижении продуктивности сельского хозяйства. Монголы не препятствовали и охотничьему промыслу и рыболовству. Они вносили свой вклад в дань монголам.

    Торговля: С нашествием монголов производство товаров сократилось, а в большинстве случаев и вообще прекратилось. Города были не способны удовлетворять потребности сельских жителей. Города вместе с ремеслами лежали в руинах.

    Влияние на правительство: поскольку часть городов монголами была разрушена, то оказалась разрушенной и вечевская система. Вече продолжало функционировать только в Новгороде и Пскове. Князья были заинтересованы в том, чтобы устранить вече от управленческих дел.

    Сопротивление городского населения было сломлено общими усилиями князей и монголов. Вече как таковое прекратило свое существование в середине XIV века. Была ликвидирована и должность тысяцкого, который до этого представлял интересы города в княжеской администрации.

    Политическая и ремесленная жизнь в городах затихла. Поэтому оживилась жизнь в крупных земельных поместьях. Их владельцы здесь сосредотачивали политическую, экономическую и социальную деятельность. Занятия политикой были ограничены, поэтому князья больше занимались хозяйством в своем владении. Княжеские земельные владения постепенно увеличивались. Увеличивалось и боярское землевладение. Бояре готовы были продолжить борьбу с князьями, но в данной ситуации это было опасно. Монголы всегда выступали на стороне князя. Поскольку бояре имели право сменить князя, то они постепенно стали сосредотачиваться вокруг московского князя. Однако со временем бояре оказались закрепощенными московским князем и покинуть княжество не имели права. Кто был настойчив, тот потерял вначале имение, а затем и голову.

    Армия: В русской армии были введены некоторые монгольские доспехи и вооружения. Войска Даниила Галицкого были экипированы в монгольском стиле. В русской армии стали успешно использовать лассо. Кардинально изменился состав русской армии. В Киевской Руси армия состояла из дружины и городского ополчения, которым командовал тысяцкий. Сельское население не принимало участия в военных действиях.

    Монголы установили на Руси свою систему воинской повинности. Она стала всеобщей, а значит, к воинской службе стали призывать и сельское население. Городское ополчение было заменено регулярной армией. Должности тысяцких были отменены.

    С введением регулярной армии была введена должность военного начальника – окольничего. Его функции и задачи соответствовали таковым у монгольского букаула в армии Золотой Орды.

    Церковь в монгольский период: В первый период монгольского на шествия церковь пострадала, так же как и весь народ. Митрополит, как и многие другие выдающиеся священнослужители, был убит. Епархия в Переславле была закрыта, так как город был разрушен.

    Положение церкви стало меняться к лучшему, после того как хан Менгу-Тимур выдал ей охранную грамоту. Достаточно быстро церковь укрепилась и стала сильнее, чем была в домонгольский период. Монголы дали церкви свободу, а от князей она не зависела. Крестьяне работали только на себя. Церковь не платила дань ни князю, ни монголам.

    В первое столетие монгольского периода было основано тридцать монастырей, во второе столетие – более ста пятидесяти.

    14. Новгородская феодальная республика

    Новгородская феодальная республика – феодальное государство Руси XII-XV вв

    Тенденции к обособлению от Киева в Новгороде Великом, столице Новгородской феодальной республики, проявились уже в начале XI в. Их выразителем являлось новгородское боярство, поддержанное городским населением, обязанным платить дань и поставлять войско для походов киевского князя. В начале XII в.

    Новгород уже начинает приглашать князей без согласования с киевским великим князем. В 1136 г. боярство и купеческая верхушка Новгородской феодальной республики, использовав широкое движение масс, добились политической самостоятельности.

    Значительные торгово-ремесленные посады существовали в старинных новгородских городах – Старой Руссе, Ладоге, Торжке, Кореле, Орешке, имевших политическое самоуправ¬ление и считавшихся пригородами (вассалами) Новгорода. В XII - XIII вв. в состав Новгородской феодальной республики входил Псков, который стал обособляться от Новгорода с середины XIII в

    В XII-XV вв. происходило расширение республики в восточном и северо-восточном направлениях. Осваивались Обонежье, Подвинье, берега Белого моря. Югорские племена, жившие на Северном Урале, платили дань Новгороду. Северные владения, богатые пушниной, морским зверем, рыбой, солью и другим, имели большое экономическое значение для Новгородской феодальной республики. Выс¬шим органом власти в ней являлось вече, на которое могли собираться как горожане, так и свободное население. Вече избирало из среды боярства посадника, тысяцкого и даже архиепископа (с 1156 г.)
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


    написать администратору сайта