Главная страница
Навигация по странице:

  • 5.Древняя Русь и её соседи (IX в. – первая треть XIII вв.).

  • 6.Принятие христианства на Руси: значение и последствия.

  • 7.Формирование древнерусской государственности. Норманнская теория.

  • история ответы на экзаменн. Рассказ, повествование о том, что удалось узнать, исследование


    Скачать 209.58 Kb.
    НазваниеРассказ, повествование о том, что удалось узнать, исследование
    Анкористория ответы на экзаменн
    Дата26.01.2023
    Размер209.58 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаIstoria_Otvety_na_ekz_voprosy.docx
    ТипРассказ
    #906417
    страница2 из 16
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

    4.Восточные славяне: происхождение, общественный строй и хозяйство.

    Славяне — крупнейшая в Европе группа родственных народов, объединенных Близостью языков и общностью происхождения. Их численность — почти 300 млн человек. Предки славян, так называемые праславяне, принадлежали к древней индоевропейской семье народов, которые в IV— III тысячелетии до н. э. расселились на громадной территории Европейского материка — от Европы до Индии. Ближайшими родственниками славян по языку были балты — предки литовцев, латышей и пруссов. Соседями на юге и западе — германцы, которых славяне называли общим именем «немцы». Восточными соседями — западно-иранские племена — скифы и сарматы. К этой же семье относились индийцы, иранцы, древние хетты, армяне, греки и римляне, кельты и др. народы. Древние славяне населяли Центральную и Восточную Европу между реками Вислой и Днепром, предгорья Карпат и продвигались к Дунаю, на Балканы. Во второй половине I тысячелетия они заняли территорию от Эльбы и Одера на западе, Верхнем Приднепровье и до Среднего Поднепровья на востоке. Пока славяне жили вместе между Вислой и Днепром, они говорили на одном, понятном для всех языке — праславянском. Однако по мере расселения древние славяне всё более отдалялись друг от друга по языку и культуре. Позднее славянский массив разделился на три ветви, на основе которых сложились современные нации:
    западные славяне – поляки, чехи, словаки;
    южные славяне – болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы, боснийцы;
    восточные славяне – это русские, украинцы, белорусы.
     
    В середине I тысячелетия племена восточных славян занимали огромную территорию от Онежского и Ладожского озер на севере до северного Причерноморья на юге, от предгорий Карпат на западе до междуречья Оки и Волги на востоке. В VIII—IX вв. у восточных славян сложилось около 15 наиболее крупных союзов племен. Картина их расселения выглядела следующим образом:
    > поляне - по среднему течению Днепра;
    > древляне — на северо-западе, в бассейне реки Припять и в Среднем Поднепровье;
    > славяне (славяне ильменские) — по берегам реки Волхов и озера Ильмень;
    > дреговичи — между реками Припять и Березина;
    > вятичи — в верховьях Оки, по берегам Клязьмы и Москвы-реки;
    > кривичи — в верховьях Западной Двины, Днепра и Волги;
    > полочане — по Западной Двине и ее притоку реке Полота;
    > северяне — в бассейнах Десны, Сейма, Сулы и Северного Донца;
    > радимичи — на Соже и Десне;
    > волыняне, бужане и дулебы — на Волыни, по берегам Буга;
    > уличи, тиверцы — на самом юге, в междуречьях Буга и Днестра, Днестра и Прута;
    > белые хорваты — в предгорьях Карпат.
    Рядом с восточными славянами жили угро-финские племена: весь, карела, чудь, мурома, мордва, мерь, черемисы. Их отношения со славянами строились в основном мирно. Основу хозяйственной жизни восточных славян составляло земледелие. Славяне, жившие в лесостепной и степной зонах, занимались пашенным земледелием с двупольным и трехпольным севооборотом.
    Основными орудиями труда были соха с железным наконечником, серп, мотыга, но применялся уже и плуг с лемехом. У славян лесной зоны было подсечное земледелие, при котором леса вырубались и сжигались, зола, смешанная с верхним слоем почвы, служила хорошим удобрением. В течение 4—5 лет снимался хороший урожай, потом этот участок забрасывался. Выращивали ячмень, рожь, пшеницу, просо, овес, горох, гречиху. Важными сельскохозяйственными техническими культурами были лен и конопля. Хозяйственная деятельность славян не ограничивалась земледелием: они занимались и скотоводством, разводили крупный рогатый скот и свиней, а также лошадей, овец и домашнюю птицу. Были развиты охота и рыболовство. Ценными мехами платили дань, они являлись эквивалентом денег. Занимались славяне и бортничеством — сбором меда диких пчел. Из меда приготовляли хмельные напитки. Важной отраслью хозяйства было производство железа. Его добывали из железной руды, залежи которой часто обнаруживали в болотах. Из железа изготовляли железные наконечники для сохи и плуга, топоры, мотыги, серпы, косы. Гончарство также было традиционной отраслью хозяйства древних славян. Главной формой посуды у славян на протяжении всего Средневековья были горшки. Их использовали для приготовления пищи, хранения продуктов и в качестве ритуальной утвари: в дохристианские времена умерших сжигали, а прах помещали в горшок. На месте сожжения насыпались курганы. Низкий уровень развития сельскохозяйственной техники обусловливал и характер организации хозяйственной жизни. Основной единицей хозяйственной жизни была родовая община, члены которой сообща владели орудиями труда, сообща обрабатывали землю и совместно потребляли полученный продукт. Однако по мере совершенствования способов обработки железа, изготовления сельскохозяйственных орудий происходит постепенное вытеснение подсечно-огневого земледелия пашенной системой. Следствием этого явилось то, что основной хозяйственной единицей стала семья. На смену родовой общине пришла соседская сельская община, в которой семьи селились не по принципу родства, а по принципу соседства. В соседской общине сохранялась общинная собственность на лесные и сенокосные угодья, пастбища, водоемы. Но пашня делилась на наделы, которые каждая семья обрабатывала своими орудиями труда и сама распоряжалась полученным урожаем. Дальнейшее совершенствование орудий труда и технологии выращивания различных культур обусловило возможность получения прибавочного продукта и его накопления. Это привело к имущественному расслоению внутри сельскохозяйственной общины, зарождению частной собственности на орудия труда и земельные угодья.
    В VII - IX вв. у восточных славян шел процесс разложения родо-племенного строя: переход от родовой общины к соседской. Общинники жили в отдельных домах - полуземлянках, рассчитанных на одну семью. Частная собственность уже существовала, но скот оставался в общем владении, неравенства внутри общин еще не было.
    Выделилась родо-племенная знать - вожди (кнезы, князья) и старейшины. Они окружали себя дружинами, то есть вооруженной силой, не зависящей от воли народного собрания и способной принудить рядовых общинников к повиновению. Таким образом, славянское общество уже подходило к возникновению государственности.
    Каждое племя имело своего князя. Слово "князь" происходит от общеславянского "кнез", означающего "вождь". Одним из таких племенных князей-вождей VI (VII) века был Кий, княживший в племени полян. Русская летопись ("Повесть Временных лет") называет его основателем Киева. Некоторые историки даже считают, что Кий стал основателем древнейшей племенной княжеской династии, но это мнение не разделяется другими авторами. Многие исследователи считают и самого Кия легендарной фигурой.


    5.Древняя Русь и её соседи (IX в. – первая треть XIII вв.).

    Образование Киевского государства - это длительный, сложный процесс объединения различных племен восточных славян. Первые письменные свидетельства о восточных славянах относятся к рубежу I тысячелетия н.э. О славянах сообщают греческие, римские, арабские, сирийские историки. Славяне тогда представляли единую этническую общность. Они жили к востоку от германцев: от Эльбы и Одера до Донца, Оки и Верхней Волги; от Балтийского поморья до среднего и нижнего течения Дуная и Черного моря. Их расселение в VI-VIII вв. Шло по трем направлениям: на юг на Балканский полуостров, на восток и север по Восточно-европейской равнине и на запад -в среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы. Результатом было разделение славянства на три ветви: южную, восточную и западную.
    В VI в. происходит обособление из единой славянской общности ветви восточного славянства, на основе которой формируется древнерусская народность. Восточные славяне жили племенными союзами, которых насчитывалось примерно полтора десятка. Каждый союз включал в себя отдельные племена, каких на русской равнине было 100-200. Каждое отдельное племя в свою очередь делилось на множество родов.
    Каждый племенной союз имел свою территорию. Наиболее крупным было племя полян, живших по среднему течению Днепр (в районе Киева - будущей столицы древнерусского государства). (*)Земля полян носила название"русь" или "рось" по имени одного из племен, жившего по реке Рось. По мнению академика Рыбакова Б.А., а также некоторых других учёных это название затем было перенесено на всю территорию восточных славян. Существуют также и другие мнения. (*) Название города Киева летопись связывает с именем князя Кия, княжившего в VI в. вместе со своими братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью в среднем Приднепровье. По имени Кия был назван основанный братьями город.
    К западу от полян жили древляне, бужане, волыняне, дулебы. К северу от полян - северяне. По реке Москве и Оке - вятичи, в верховьях Волги, Днепра и Западной Двины - кривичи и полочане. Вокруг озера Ильмень жили ильменские славяне. По Днестру жили уличи, хорваты и тиверцы. На реке Соже - родимичи. Между Припятью и Березиной - дреговичи.
    Соседями восточных славян были на западе прибалтийские народы: западные славяне (поляки, словаки, чехи); на юге печенеги и хазары, на востоке - Волжская Булгария и многочисленные финно-угорские племена.
    Основным занятием восточных славян было земледелие. Это определило их оседлый образ жизни. Они выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо, репу, капусту, свеклу, морковь, редьку, огурцы. Картофель был привезен из Америки позднее в XVIII в. Южные районы обгоняли в своем развитии северные. На севере, в районе таежных лесов господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. В первый год деревья подрубали, они засыхали. На второй год их сжигали и в золу сеяли зерно. Два- три года участок давал неплохой урожай, потом земля истощалась и приходилось уходить на другой участок. Основными орудиями труда были топор, мотыга, борона-суковатка, заступ, серп, цепы, каменные зерно теки и ручные жернова. *Поляне получили название, по мнению историка Н.М.Карамзина, от "чистых своих полей". (Карамзин Н.М. История государства Российского.- Т.I.- М.: 1989.- С.48.). Некоторые ученые считают, что князь Рюрик был из племени "Русь", однако большинство современных ученых отрицают существование такого племени. Большинство историков сходится во мнении, что это слово скандинавского происхождения, "русью" называли княжеских дружинников.
    В южных районах ведущей системой земледелия был "перелог". Там плодородных земель было много и участок земли засевался в течение 2 - 3-х лет. С истощением земли переходили на другой участок. В качестве основного орудия труда использовали рало, а впоследствии - деревянный плуг с железным лемехом.
    Славяне также занимались скотоводством, разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота использовали на юге волов, в лесной зоне - лошадей. Из других занятий восточных славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество (сбор меда).Низкий уровень производительных сил требовал от славян огромных затрат труда.


    6.Принятие христианства на Руси: значение и последствия.

    В 988 г. при Владимире I в качестве государственной религии было принято христианство. Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный - один из учеников Христа. Рассказы о последующих крещениях отдельных групп населения Руси (во время Аскольда и Дира, Кирилла и Мефодия, княгини Ольги и др.) показывают, что христианство посте­пенно входило в жизнь древнерусского общества.
    Византийского императора принцессой Анной — и, таким образом, еще в большей мере закрепило дружеские отношения с такой влиятельной держа­вой, как Византия. Дружба с Византией не только открывала дорогу к расширению торгово-экономических и культурных связей, но и в какой-то мере защищала Русь от набегов многочисленных кочевых племен, населявших Великую степь к северу от Черного моря, которых Византия постоянно использовала в борьбе со своим северным соседом:
    И еще один момент сыграл свое значение при выборе православия. В католицизме богослужение происходило на латинском языке, тексты Библии и других богослужебных книг — на этом же, языке. Православие не связывало себя языковыми канонами. К тому же в этот период православие утверждалось в славянской Болгарии. Таким образом, богослужебные книги и весь обряд в языковом отношении были родственны населению Киевской Руси. Через болгарские богослужебные книги и болгарских священнослужителей православие начало утверждаться в духовной жизни русского общества.
    яющих факторов нашего дальнейшего исторического развития.
    Христианство создало широкую основу для объединения всех народов этого общества. Исчезла граница между русом и славянином, угро-финном и славянином и т. д. Всех их объединила общая духовная основа. Христианство постепенно начало вытеснять языческие обряды и традиции и на этой основе произошла гуманизация общества. Значительным культурным переворотом бы­ло введение единой письменности. Принятие христианства способствовало становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране. Под влиянием христиан развивались храмное строительство, книжное дело, литература, история и философия,
    На основе христианизации происходит становление нового типа государственности в Киевской Руси, которая в значительной мере приобретает византийскую форму. Устанавливается тесная взаимосвязь между светской и церковной властью, при главенстве первой над второй. В первой половине XI в, начинается оформление церковной юрисдикции. В ведение церкви передаются дела о браке, разводе, семье, некоторые наследственные дела. К концу XII в. церковь стала осуществлять надзор за службой мер и весов. Значительная роль отводится церкви в международных делах, связанных с углублением отношений с христианскими государствами и церквями.
    В целом благодаря принятию христианства Киевская Русь была включена в европейский христианский мир, а значит и стала равноправным элементом европейского цивилизационного процесса. Однако принятие христианства в православном варианте имело свои негативные последствия. Православие способствовало обособлению Руси от западноевропейской цивилизации. С падением Византии Русское государство и Русская православная церковь оказались, по сути дела, в изоляции от остального христианского мира. Именно этим обстоятельством может быть отчасти объяснен отказ Западной Европы прийти на помощь Руси в ее противоборстве с иноверцами (татаро-монголами, турками и другими завоевателями).


    7.Формирование древнерусской государственности. Норманнская теория.

    Возникновение государства- это закономерный этап развития древнего общества. На территории России в древности обитали такие народы и государства как Киммерийцы, Скифы, Сарматы, Боспорское царство, Урарту.
    Норманнская теория - это направление в историографии, сторонники которого считают норманнов (варягов, скандинавов) основателями первого государства восточных славян - Киевская Русь.
     
    Официальное распространение норманнская теория получила в 30-40-е годы XVIII века во времена "бироновщины", когда многие высшие должности при дворе были заняты немецкими дворянами. Естественно, что и весь первый состав Академии Наук был укомплектован немецкими учеными.
    Так, в стенах Российской Академии Наук в XVIII веке родилась норманнская теория, согласно которой Киевское государство было создано норманнами-варягами. Родоначальниками этой теории выступали Иоганн Готфрид Байер, кенигсбергский ученый-лингвист, а вслед за ним другой немецкий ученый Герардт Фридрих Миллер. Считается, что создали они эту теорию под влиянием политической обстановки. Чуть позже эту теорию развил Шлетцер.
    Немецкие ученые использовали сообщения летописи "Повесть временных лет" для изложения своей теории. Русский летописец начала XII в., пытаясь объяснить происхождение Древнерусского государства, в соответствии со средневековой традицией включил в летопись легенду о призвании в качестве князей трех варягов — братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. По этой легенде накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи (ильменские словене, чудь, весь) платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в зависимости от хазар. В 859 г. новгородцы «изгнавши варягов за море», что привело к междоусобице. В этих условиях в 862 г. для прекращения междоусобиц некоторые племена восточных славян обратились к варягам с предложением занять княжеский престол: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Да пойдите княжить и володеть нами». Три брата - варяга - Рюрик, Синеус и Трувор откликнулись на призыв славян, и власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в их руки. Рюрик стал править в Новгороде, Синеус - в Белоозере, а Трувор - в Изборске. Большинство историков считает, что Синеуса и Трувора на самом деле не существовало (в переводе с древнешведского языка слова "сине хус трувор" означают "с домом и дружиной").
    Далее немецкие ученые доказывали, что образование государственности у восточных славян - заслуга исключительно норманнов и делали выводы об извечной отсталости славян. Старший из князей Рюрик положил, как считал летописец, начало княжеской династии. После смерти Рюрика другой варяжский князь Олег (есть сведения, что он был родственником Рюрика), правивший в Новгороде, объединил Новгород и Киев в 882 г . Так сложилось, по мысли летописца, государство Русь (называемое историками также Киевская Русь).
    Норманнская теория содержит в себе два общеизвестных пункта: во-первых, норманнисты утверждают, что пришедшие варяги есть скандинавы и они практически создали государство, что местному населению было не под силу; и, во-вторых, варяги оказали огромное культурное влияние на восточных славян. Общий смысл норманнской теории совершенно ясен: скандинавы создали русский народ, подарили ему государственность, культуру, вместе с тем подчинив его себе.
    Основные даты и события:
     
    862 - призвание Рюрика,
     
    862-879 - годы правления Рюрика,
     
    879-912 - годы правления Олега,
     
    882 - покорение Новгородом Киева, образование Древнерусского государства
    907, 911 - походы Олега на Византию, русско-византийский договор
    912-945 - годы правления Игоря,
     
    941, 944 - походы Игоря на Византию,
     
    945 - убийство Игоря древлянами,
     
    945-972 - годы правления Святослава,
     
    945-964 - годы регентства Ольги,
     
    965 - покорение Хазарского каганата,
     
    968 - победа над Волжской Булгарией,
    972 – 980 - годы правления Ярополка,
     
    980-1015 - годы правления Владимира Святого,
     
    988 - принятие христианства,

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


    написать администратору сайта