Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос 2. Россия в мировой цивилизации.

  • На рубеже 19-20 веков формировались концепции евразийцев, основываясь на идеологии славянофилов. Они считали

  • К наиболее часто выделяемым к российской цивилизации относят

  • Вопрос 3. Восточные славяне: генезис, этапы развития.

  • Вопрос 4. Образование древнерусского государства.

  • Вопрос 5. Русь 9-12 веков. Характер и особенности цивилизации.

  • Особенности древнерусского гос-ва

  • Вопрос 6. Культура Руси 9-12 веков.

  • Изобразительное искусство

  • Народная культура – культура «низов»

  • Вопрос 7. Удельный период Руси, его предпосылки и последствия.

  • Рассказ, повествование о том, что удалось узнать, исследование


    Скачать 170.65 Kb.
    НазваниеРассказ, повествование о том, что удалось узнать, исследование
    АнкорIstoria_zachet.docx
    Дата03.02.2017
    Размер170.65 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаIstoria_zachet.docx
    ТипРассказ
    #2069
    страница1 из 7
      1   2   3   4   5   6   7

    Вопрос 1. История как наука, предмет, методы изучения.

    Понятие. Слово «история» происходит из древнегреческого языка, где оно означало «рассказ», «повествование о том, что удалось узнать», «исследование». В настоящее время термин «история» имеет несколько значений. С одной стороны, историей называют всякий процесс развития в природе и обществе (например, истории галактики, истории растений, истории языка и т.д.). С другой стороны, понятием «история» обозначают прошлое, хранящееся в памяти людей, а также любой рассказ об этом прошлом. Термин «история» используется в первую очередь для обозначения одной из гуманитарных дисциплин. История в этом случае – особая наука (или комплекс наук), занимающаяся изучением прошлого человеческого общества во всем его многообразии. Исходя из этого, предметом исторической науки можно назвать все проявления жизни человечества, начиная с зарождения человеческого общества и до настоящего времени. Соответственно, главной задачей истории следует считать познание прошлого человечества – познание, необходимое для понимания современного состояния человеческого общества и предвидения его развития в будущем.

    В исторической науке имеет место специализация по нескольким принципам:

    – по временному (хронологическому) охвату; – по пространственному – по различным сферам человеческой деятельности

    Кроме того, историческая наука включает в себя несколько особых отраслей: археологию, изучающую прошлое по вещественным источникам; этнографию, изучающую ныне живущие народы и этнические общности, их быт и культуру; источниковедение, разрабатывающее теорию и методику изучения и использования исторических источников; историографию, изучающую становление и развитие исторической науки (историю истории). Методы, используемые в историческом исследовании, можно разделить на две группы: общенаучные и специальные (частнонаучные). Общенаучные методы подразделяются на эмпирические (наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент) и теоретические (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, обобщение, аналогия, инверсия, моделирование, системно-структурный подход, построение гипотез). К специальным историческим методам относятся:

    – конкретно-исторический или идеографический метод; суть его – в описании фактов, явлений и событий, без чего невозможно ни одно исследование;

    – сравнительно-исторический метод; подразумевает, что явление изучается не само по себе, но в контексте подобных явлений, разнесенных во времени и пространстве; сопоставление с ними дает возможность глубже понять исследуемый феномен;

    – историко-генетический метод; связан с прослеживанием генезиса – т.е. зарождения и развития изучаемого явления;

    – ретроспективный метод; заключается в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причин событий;

    – историко-типологический метод; связан с классификацией объектов познания по избранному признаку (признакам) для облегчения их анализа (в чистом виде предстает, например, в археологии, где обширные классификации и хронологии строятся на определенных видах орудий труда, керамики, украшений, форме погребений и пр.)

    – хронологический метод; предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности.

    Вопрос 2. Россия в мировой цивилизации.

    Цивилизация означает гражданско-правовое, в научном обороте этот термин введен французским философом – просветителем в конце 18в., начале 19в, и всю историю делил на 3 периода: 1)дикость 2) варварство 3)цивилизация

    С развитием марксистской идеологией появляется формационный подход к изучению истории. Выделяют 5 периодов общественно экономических формаций:

    1)первобытная община 2)феодальная 3)рабовладельческая 4)капиталистическая 5) коммунистическая

    Во 2 половине 20в, формируется цивилизационный подход к изучению истории, который делит историю на 7 мировых цивилизаций:

    1) неолитическая 2)раннеклассовая 3)античная 4)феодальная 5)прединдустриальная 6)индустриальная 7)постиндустриальная

    С 19 века ведется дискуссия о том, что является ли Россия частью мировой историей самостоятельной цивилизацией, ведется дискуссия об особенностях древнерусской, русской и российской цивилизации. Как считал Платонов « русская цивилизация принадлежит числу древнейшей цивилизации базовые ценности которой, сложились в первом тысячелетии до н.э. опираясь на эти ценности русский народ сумел создать величайшее в мире историческое гос-во, гармонично объединенное многими другими народами.» главными чертами русской цивилизации Платонов считал:

    1)преобладание духовной нравственности, основываясь материальной. 2)культура правдолюбия и добролюбия 3)коллективистская ментальность

    В середине 19 в. формировалась идеология славянофилов:

    1)обоснованный путь исторического развития России отличался от запада. Самобытность России видели в ее историческом отсутствии классовой борьбы, существующий по земельной общине. 2)выступали против копирования западно-европейской политической жизни. 3)православное единство направленное в христианстве. 4)идеализация до петровской Руси, где мнение было единство народа и царя.

    В 19 веке формировались другие русские антифеодальные общественные мыслители – западничества.

    Западники считали единым закон России и запада и выступали за использование западного исторического опыта для улучшении российской жизни.

    На рубеже 19-20 веков формировались концепции евразийцев, основываясь на идеологии славянофилов. Они считали:

    1)Россия расположена между Европой и Азией отличалась от востока и запада. Это особый мир Евразия. 2)западничество чуждо для России. 3)русские внесли исключительную роль в истории. 4)веками формировалась и сохранялась соборность и целостность российского мира. 5)русская нация формировалась под сильным влиянием тюркских и угро-финских племен. 6)монголы положили началу единству, заложили основу государственного строя. Прямым наследником стала московская Русь. 7)культура России неповторима. Русская церковь – центр культуры ее сущность. Гос-ву принадлежит роль жизни общества. 8)одним из главных факторов истории России является связь культуры и жизни народа с географической средой.

    К наиболее часто выделяемым к российской цивилизации относят: 1)самодержавная форма государственной власти2)коллективистская ментальность3)незначительный объем экономической свободы.4)подчинения об-ва к гос-ву.

    При рассмотрении вопросов о специфики Российской цивилизации особое место уделяют географической, геополитической, политическим факторам. Обширная территории требует большого государственного аппарат власти, контроля за всеми сферами жизни.

    Вопрос 3. Восточные славяне: генезис, этапы развития.

    1531 век – первое упоминание о славянах.

    Славянов называли по разному: скифы, аланы, венеды.

    Рыбаков считал, что славяне относятся к большой группе индоевропейских народов, наряду с германцами, балтами, индийцами, по его мнению славяне не имели первоначального ядра, это и результат смещения различных племен.

    Лихачев считал, что предки славянов проживали на территорит Германии. В первой тысячелетии до н.э. в результате появления новых орудий труда, железа, происходит разложение, родовой общины на территории или соседи, т.е. славяне могли выживать отдельными семьями, селились на берегах рек, озер, закладывали основные сельские поселения. Они занимались сельским хозяйством, ремеслом, охотой, рыболовством, бортничеством. Выращивали злаки, пшеницу, ячмень, овес, просо, корниплоды, репу; технические культуры: лен, канапля. Постепенно развивалось ремесленное производство – гончарная, кузнецкая. Изменялось жилье – из пещер в наземные жилища. Сновные орудия труда: мотыга, соха, плуг. У славян существует система многобожия, вера в неодушевленное, обожествление в животных, вера в духов. Также славяне вели торговлю и сдругими странами. С большим удовольствием в свои ряды войск брали античники. Славяне бились до конца. Нахождения под водой использовали соломинки. Существовало правило у кого больше скотины тот и богаче.

    Вопрос 4. Образование древнерусского государства.

    В первой трети 18 века немецкими историками была сформулирована норманская теория происхождения древнерусского гос-ва. Суть: по уровню своего развития славяне не были способными самостоятельно создать гос-во и оно было создано при помощи иностранцев – норманов. Первым противником этой теории был Ломоносов, который позднее утверждал: славяне самостоятельно создали гос-во, и Рюрик имел славянские корни происхождения.

    Для создания гос-ва существуют объективные предпосылки:

    1)уровень развития производственных сил славянских племен позволил создать экономическую базу гос-ва. 2)существует союз славянских племен – первые формы государственной организации. 3)существует социальное неравенство.

    В соответствии с повестью временных лет 862г, славянские племена обратились к варягам с просьбой владеть и княжить ими и Рюрик стал княжить в Новгороде.

    862г – рождение российского гос-ва.

    Обвинение Новгорода и Киевских княжеств, князя Олега в 882г и положили начало формирования древнерусского гос-ва Киевская Русь. Процесс имел 3 этапа:

    1)середина 9 конец 10 века: (Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир). Объединение большинства славянских племен в единые гос-ва. Определены территориальные границы гос-ва. Создана вертикаль власти. Укрепилась обороноспособность внешнеполитического авторитета гос-ва. 2)Конец 10 первая половина 11 века: период рассвета (Владимир, Ярослав Мудрый). С принятием христианства (908) Русь вошла в число европейского христианского гос-в. Укрепилась система государственного управления. Создан письменный свод законов «русская правда». Укрепилась экономическая мощь гос-ва, появились новые экономические центры и города. Киев превратился в церковный центр, где была учреждена русская метрополия. Киев стал крупным центром торговли и ремесла. Через него проходил главный торговый путь из варяг в греки. Происходит бурное развитие культуры, развивались строительства храмов, иконопись, летопись.

    3)вторая половина 11 начало 12 века: период борьбы за сохранность и единство гос-ва. Происходит экономический рост новых центров сев-воструси. Происходит развитие экономики, дорог, торговли. Укрепились международные связи на равноправных условиях с Византией, Польшей, Венгрией, Чехией.

    Вопрос 5. Русь 9-12 веков. Характер и особенности цивилизации.

    Особенности:

    Гос-во состоит из властей, которые управляют династией. Волости сложились на основе территориальных племенных княжений. Ведущей структурой господствующего слоя древней руси являлась дружина, которая выполняла военную, судебную, административную ф-ю. старшие дружинники – бояре, мужики входящие в совет при князе затем в совет бояр, совет думы. Князь назначал наместника – в города воевод, тысяцких, данников, мечников, мытников, мелких должностных лиц.

    Важную роль в древнерусском гос-ве играло вече. Основную часть населения состовляли свободные общины сельского населения, которых называли люди.

    Особенности древнерусского гос-ва:

    1)ранняя феодальная монархия, где правил князь династия и его семья. Существуют принципы редистрибуции. Рабство имело место, но носила патриархальный характер. 2)в отличие от запада частная собственность на землю получила развитие в конце 11 века после решения съезда князей в Любичах. 3)основной социальной единицей, которой руководило хозяйство, культура и культовая жизнь является община. 4)существует система общественных договоров которое заключалось между князем и вече, где определялось взаимные обязанности. 5)древние города являлись не только центрами ремесла и торговли, но и политическими центрами, городами. 6)важную роль в общественной политической жизни играло вече.

    Вопрос 6. Культура Руси 9-12 веков.

    Литература:

    Литература была, в основном, переводной – с греческого. В начале XII в. появляется первый общерусский летописный свод, написанный монахом Нестором – «Повесть временных лет». Появляется агиографическая литература – жития, посвященные русским святым – Борису, Глебу, Феодосию Печерскому. Со временем, развивается и местное летописание – новгородское, владимиро-суздальское, галицко-волынское…Все эти летописания характерны для развитых политически и экономически княжеств. В 1117 г. появляется «Поучение Владимира Мономаха» - по сути, автобиография. «Слово о полку Игореве» - считается вершиной древнерусской литературы XII века.

    Изобразительное искусство:

    Греческая преемственность. Из Греции же мы взяли и мозаику, и фрески. Развивается, прежде всего, иконопись и всевозможные изображения божественной жизни. Много мозаики в храме Софии Киевской. Первые иконы были привезенными из Византии. «Владимирская Божья Матерь» считается написанной евангелистом Лукой, хотя, по экспертизе, она была написана в Византии XII века. Появляются «Спас Нерукотворный», мозаика «Нерушимая стена» в храме Софии Киевской и икона «Ангел Златые Власы». Высоким уровнем характеризуется и прикладное искусство на Руси.

    Зодчество:

    Опять же, во многом, византийские традиции. Русь переняла крестово-купольный тип храма. Софийский собор, в Киеве, к примеру, увенчан 13 куполами. Быстро строится и Новгородский собор Святой Софии. Князья хотели, чтобы облик их княжества был неповторим, и в различных княжествах развиваются свои направления зодчества. Во второй половине XII века строится Успенский собор во Владимире (Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо). Там уже крестово-купольная конструкция дополнена арками – аркатурный пояс, пилястрами и полуколоннами. Там же, во Владимиро-Суздальской земле, строится и церковь Покрова на Нерли.

    Народная культура – культура «низов»:

    Она, в какой-то степени, противоположна «высокой» культуре. В ней переплелись и христианство, и языческие элементы. Она, с одной стороны, оппозиционна по отношению к государству и церкви, с другой – сохраняет этническую самобытность, память о родовой общине. Прежде всего, мы говорим об устном народном творчестве. При всем уважении и любви к грамотности простые люди не могли себе этого позволить. Не умея ни читать, ни писать, они оставляли изустные памятники культуры – былины (эпические сказания) и сказки. Через былины народ осмысливал связь между прошлым и настоящим, передавал память о князьях и боярах. По былинам же можно понять, какие идеалы были у народа, какими представлениями он жил. Народные эпосы «Алеша и Тугарин», «Добрыня и змей», «Илья Муромец» и по сей день основа для сказок, мультфильмов, воспитывающих менталитет поколения. Надо отметить, что стены между народной и элитарной культурой не было – они переплетались.

    Вопрос 7. Удельный период Руси, его предпосылки и последствия.

    К середине XI в. Древнерусское государство достигло своего расцвета. Но с течением времени единого государства, объединенного властью Киевского князя, уже не стало. На его месте появились десятки вполне самостоятельных государств-княжеств. Распад Киевской Руси начался после смерти в 1054 г. Ярослава Мудрого. Владения князя были разделены между тремя его старшими сыновьями. Вскоре в роду Ярославичей начались конфликты и военные усобицы. В 1097 г. в городе Любече состоялся съезд русских князей. «Пусть каждый держит свою отчину» – таково было решение съезда. Княжеские усобицы, впрочем, съезд не прекратил: напротив, в конце XI – начале XII в. они вспыхнули с новой силой.Единство государства удалось на время восстановить княжившему в Киеве внуку Ярослава Мудрого Владимиру Всеволодовичу Мономаху (1113–1125). Политику Владимира Мономаха продолжил его сын Мстислав Владимирович (1125–1132). Но после смерти Мстислава период временной централизации закончился. На долгие века страна вступила в эру политической раздробленности. Его не избежало ни одно раннефеодальное государство Европы. Повсюду в эту эпоху власть монарха была слаба, а функции государства – незначительны. Тенденция к сплочению и централизации государств начала проявляться только в XIII–XV вв.Политическое дробление государства имело множество объективных причин. Экономическая причина политической раздробленности заключалась, по мнению историков, в господстве натурального хозяйства. Торговые связи в XI–XII вв. были развиты достаточно слабо и не могли обеспечить экономического единства русских земель. К этому времени некогда могущественная Византийская империя начала приходить в упадок. Византия перестала быть мировым торговым центром, а следовательно, утратил свое значение древний путь «из варяг в греки», который долгие века позволял Киевскому государству осуществлять торговые связи. Другой причиной политического распада были пережитки родоплеменных отношений. Ведь сама Киевская Русь объединила несколько десятков крупных племенных союзов. Немалую роль сыграли постоянные набеги кочевников на днепровские земли. Спасаясь от набегов, люди уходили жить в малонаселенные земли, расположенные на северо-востоке Руси. Непрерывная миграция способствовала расширению территории и ослаблению власти киевского князя. На Руси же земельные владения после смерти князя могли делиться между всеми наследниками. Еще в XI в. идет процесс «оседания дружинников на землю», появления крупных феодальных вотчин – боярских сел. Класс феодалов приобретает экономическое и политическое могущество. Распад Древнерусского государства не разрушил сложившуюся древнерусскую народность. Духовная жизнь различных русских земель и княжеств при всем своем многообразии сохраняла общие черты и единство стилей. Росли и строились города – центры вновь возникших удельных княжеств. Развивалась торговля, что привело к возникновению новых путей сообщения. Важнейшие торговые пути вели от озера Ильмень и Западной Двины к Днепру, от Невы к Волге, Днепр также соединялся с Волжско-Окским междуречьем. Таким образом, удельный период не следует рассматривать как шаг назад в русской истории.

      1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта