Главная страница

60 билетов ОТО история.. История история как наука. 1 билет История


Скачать 5.01 Mb.
НазваниеИстория история как наука. 1 билет История
Анкор60 билетов ОТО история
Дата25.03.2023
Размер5.01 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаIstoria_60_Biletov.docx
ТипДокументы
#1014058
страница1 из 17
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

ИСТОРИЯ

1. ИСТОРИЯ КАК НАУКА. 1 билет

История - комплекс общественных наук (историческая наука), изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии.

История – социально-гуманитарная наука, концептуально анализирующая события прошлого, представленные в виде исторических фактов

Всемирная (всеобщая) история – история, изучающая период человечества от появления первого Homo sapiens до настоящего времени;

История Отечества – история, изучающая историю отдельных стран и народов (история России, история Германии).

Разделы истории (по хронологическому принципу):

  • история первобытного общества;

  • древняя история;

  • средневековая история;

  • новая история;

  • новейшая история.

Отрасли истории:

  • политическая история;

  • экономическая история;

  • военная история;

  • историография.

2. СПЕЦИФИКА ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ. 2 билет

Рождение исторического факта = концептуальное осмысление события (интерпретация прошлого сквозь призму интересов) + анализ исторического источника (тенденциозный отбор фактов, абсолютизация, игнорирование).

История Отечества – история, изучающая историю отдельных стран и народов (история России, история Германии).

Исторические источники – письменные документы и вещественные предметы, непосредственно отражающие ход исторического процесса и дающие возможность изучать прошлое человечества (памятники материальной культуры, языка, обычаи, обряды и т.п.).

Типы исторических источников (по типу фиксации информации):

  • письменные источники (хроники (летописи); судебники, указы и постановления; сочинения историков изучаемого периода и т.д.);

  • вещественные источники (предметы быта, орудия труда, остатки жилых, общественных, культовых зданий);

  • аудио и кино-фото материалы (появились лишь в конце XIX - начале XX века).

3. ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ И ФУНКЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ. 3 билет

Принцип – (основание) – то, что лежит в основе некоторой совокупности фактов или знаний и относится к сферам человеческой деятельности – нормативное общее высказывание, содержащее определённое требование к осуществлению познавательной, практической и духовной деятельности.

Принципы исторического познания:

  • Принцип объективности;

  • Принцип развития;

  • Метафизика;

  • Диалектика;

  • Принцип восхождения от абстрактного к конкретному;

  • Принцип единства исторического и логического;

  • Принцип историзма;

  • Принцип системности (всесторонности);

  • Принцип детерминизма (религиозный политический экономический географический социокультурный).

Метод – это упорядоченный и организованный способ деятельности, направленный на достижение определённой практической или теоретической цели, то есть, путь исследования, познания, теория, учение.

Методы исторического познания:

  • Описательный;

  • Хронологический;

  • Периодизации;

  • Проблемный;

  • Историко-генетический;

  • Сравнительно-исторический;

  • Историко-типологический;

  • Ретроспективный;

  • Статистический;

  • Метод социологических исследований.

4. МОДЕЛИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. 4 билет

А) Циклическая.

1. Идея «вечного возвращения» – характерна для языческих мифологических систем, в которых развитие повторяло природные циклы – смену суток и времен года (Геродот, Гесиод, Платон).

Платон: противопоставлял чувственный мир миру идей. Идеи рассматривал как вечные и неизменные прообразы вещей. Познание трактовал как анемнесис – воспоминание души об идеях, которые она созерцала до её соединения с телом.

Циклическая модель исторического развития по Платону:

Аристократия - - - Тимократия - - - Олигархия - - - Демократия - - - Тирания - - - (и по кругу) …

2. Циклизм локальных цивилизаций – развитие культур – это результат диффузии культурных элементов из одних замкнутых географических ареалов («культурных кругов») в другие (Н. Данилевский, О. Шпенглер, Д. Тойнби).

3. Концепция «кругового» («шаровидного») развития событий – развитие свободно от каких бы то ни было законов. Мироздание изменяется на основе произвольного столкновения мировых центров силы, однако этот произвол приводит к общему возвращению всех сил в первоначальное состояние (европейские новые правые).

Б) Линейная.

1) Регрессивная модель.

Регресс – переход от более высоких форм развития к низшим.

Инволюция – обратное развитие.

1. Христианская модель инволюции мироздания– идея деградации материального мира по мере его развития, что приведёт ко всеобщему нравственному падению и явится моральным оправданием для уничтожения материального мира и соединения человеческих душ с Богом в мире божественном (А. Августин, Ф. Аквинский).

Динамика общечеловеческой истории по Аврелию Августину:

  • Град земной (государство);

  • Град Божий (церковь и религиозная община).

2. Процесс солидификации Вселенной – развитие мироздания и социума состоит в движении от чистой духовности к низвержению в материю, в которой находят своё выражение самые зловещие возможности проявления (Р. Генон).

Солидификация Вселенной по Рене Генону:

Оплотнение («солидификация») мира выражается в превращении «качества в количество».

В мироздании «земной рай» превращается в каменный, кристаллический, а затем в металлический ад. В сфере мысли наблюдается постепенное помрачение («оккультация») высших принципов, которые со временем становятся недоступными для большинства людей.

2) Прогрессивная модель.

Общественный прогресс – тенденция развития, которая характеризуется переходом от низших социальных норм к более высшим, от менее развитых общественных форм к более развитым.

Трактовки прогресса: 

  • в плане освобождения человечества от религиозного невежества (П.А. Гольбах, К.А. Гельвеций, Д. Дидро, Ж.О. де Ламетри);

  • в сфере роста и совершенствования научных знаний (Ф. Бэкон, Р. Декарт, О. Конт, Д.С. Милль, К.А. де Сен‑Симон);

Стадии развития общества по О. Конту: теологическая (примитивные мифологические и религиозные представления) - - - метафизическая (господство абстрактных философских представлений) - - - научная (позитивная, доминирование строго научно обоснованных знаний).

  • в морали (И. Кант);

  • в плоскости развития человеческого духа (И.‑Г. Фихте, Г.В.Ф. Гегель);

  • в степени осознания необходимости построения справедливого общества (Т. Мор, Т. Кампанелла).

В) Спиралеобразная.

Совмещает круговой и линейный характер.

1. Любое развитие проходит 3 этапа (по Г.В.Ф. Гегелю):

  1. тезис (утверждение);

  2. антитезис (отрицание тезиса (утверждения));

  3. синтез (отрицание антитезиса, повторяющего тезис на новом качественном уровне).

2. Поступательно-прогрессивная смена общественно-экономических формаций, которая исходит из научно обоснованной возможности уничтожения эксплуатации человека человеком (К. Маркс, Ф. Энгельс, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин).

Г) Ризомообразная.

Ризома – в процессе развития наблюдается множество «побегов», переплетенных между собой, растущих в разных направлениях, постоянно отмирающих и возрождающихся. В обществе царит бессмысленность и хаотичность социальных процессов (Делёз Жиль, Гваттари Феликс).

5. МАРКСИСТСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ. 5 билет

Концепция:

  • определённый способ понимания, трактовки каких‑либо явлений;

  • изложение основной точки зрения или идеи для описания и объяснения явлений;

  • ведущий замысел, принцип организации различных видов деятельности.

1. Марксистская (история борьбы классов).

Представители: 1. Карл Маркс (1818‑1883) – немецкий мыслитель, политолог, философ, экономист, общественно-политический деятель, идеолог марксизма, учения, названного его именем. Сторонник материалистической концепции истории с признанием решающего значения экономической сферы в жизни общества.

  • признавал значение экономической сферы в жизни общества решающим;

  • отношения эксплуататоров (рабовладельцев, феодалов, капиталистов) и эксплуатируемых (рабы, крепостные крестьяне, пролетариат) по поводу собственности);

  • общественно экономические формации: Рабовладение - - - Феодализм - - - Капитализм - - - Коммунизм.

Марксизм — в основу развития человеческого общества положена диалектика развития производственных сил и производственных отношений, смена способов производства: первобытнообщинного, античного, феодального, буржуазного и коммунистического.

«История всех до сих пор существующих обществ была историей борьбы классов» — К.Маркс, Ф. Энгельс

Формационная теория — учение о закономерности смены фаз общественного развития от низшей ступени к высшей на основе линейного прогресса, обусловленного, прежде всего, социально-экономическими факторами

Основной акцент исторического анализа в формационной теории:

  • Процессы возникновения и развития так называемой производственной экономики (земледелия и животноводства);

  • Разделение труда (физического от умственного);

  • Появление торговли и денег;

  • Социально-экономической дифференциации общества;

  • Возникновение классов.

Социальная революция обуславливается конфликтом между производственными силами и производственными отношениями и обеспечивает переход от одной формации к другой.

Сильные стороны формационного подхода:

  • Создание четкой модели исторического развития человечества как объективного, закономерного, поступательного процесса (движущие силы, основные этапы и тд);

  • Детальная разработка теории экономической основы общества.

Слабые стороны формационного подхода:

  • Детерминизм, выраженный в жесткой привязке любых исторических явлений к способу производства и системе экономических отношений, принижении личностного содержания исторического процесса, а вместе с ним и духовных факторов исторического развития

  • Абсолютизация роли конфликтных отношений, в том числе насилия, в историческом процессе

  • Провиденциализм и социальный утопизм, выражающиеся в декларировании неотвратимости наступления эры коммунизма

  • Европоцентризм, затрудняющий отражение многомерности, многовариантности, многообразия исторического процесса и человеческих цивилизаций

2. Фридрих Энгельс (1820‑1895) – немецкий мыслитель, политолог, обществовед, журналист, общественно-политический деятель.

Стадии функционирования общества:

  • производство

  • распределение

  • обмен

  • потребление

Всемирность в пространственном смысле рассматривается К. Марксом и Ф. Энгельсом не как изначальное состояние, а как процесс, результат длительного развития общества. Всемирность - явление историческое, и реальностью она становится лишь при капитализме, который уничтожает замкнутость отдельных народов, и «история становится всемирной историей». В основе становления всемирности лежит развитие материального производства, развивающийся процесс разделения труда между народами.

2. (Д.А. Гобсон, Р. Гильфердинг, В.И. Ленин (1870‑1924) – теоретик марксизма, организатор РСДРП, идеолог и первый лидер Советского государства, основатель СССР. Создал целостную политико-идеологическую доктрину социализма эпохи империализма и пролетарских революций, получившую название ленинизма, Н.И. Бухарин, Р. Люксембург, Ф. Штернберг) теория имперализма.

Теория Имперализма - империализм как монополистическая стадия развития капитализма, при котором исчезает свободная конкуренция и обостряется борьба за мировые рынки.

Империализм – это мировое господство монополистического капитала и связанных с ним наиболее сильных в военно-экономическом отношении государств.

«Империализм, как высшая стадия капитализма» - 1916 год (В.И. Ленин). В. И. Ленин в своём труде подытожил развитие капитализма за полустолетие, прошедшее со времени выхода в свет первого тома «Капитала». Опираясь на открытые Марксом и Энгельсом законы развития капитализма, Ленин показал, что империализм — высшая и последняя стадия капитализма, канун социалистической революции.

Ленин показал, что наиболее характерным признаком империалистической стадии капитализма является господство монополий. Поэтому исследование империализма им и было начато с анализа концентрации производства и капитала. Ленин сделал вывод, что концентрация производства, на известной ступени её развития, подводит вплотную к монополии. «Если бы необходимо было дать как можно более короткое определение империализма, — писал Ленин, — то следовало бы сказать, что империализм есть монополистическая стадия капитализма».

Господство монополий охватывает решающие сферы экономической жизни: производство, обмен и распределение, кредитно-денежные отношения. Монополии захватывают рынки сырья и сбыта, сферы приложения капитала. Они стремятся целиком забрать в свои руки научные кадры и квалифицированную рабочую силу.

Обобщая громадный исторический опыт, Ленин исследовал реальный путь развития капитализма от свободной конкуренции, через концентрацию производства и капитала к господству монополий и показал взаимопроникновение противоречащих друг другу начал — монополии и конкуренции.

6. Модернизационная. 6 билет

Модернизация характеризуется как всесторонний процесс, который включает множество одновременных изменений на различных уровнях общественного организма.

Типы обществ:

1. «Традиционное общество» (аграрное, иерархизированное, примитивная техника и наука);

2. «Индустриальное общество» (широкое распространение достижений науки и техники, урбанизированность населения, рост труда высокой квалификации);

3. «Постиндустриальное общество» (знание – основной источник богатства и власти, доминирование интеллектуальных (а не машинных) технологий, «сервисное» общество).

Значения модернизации:

  • переход от традиционного общества к современному

  • догоняющее развитие;

  • преобразования отстающих стран с целью приблизиться к характеристикам наиболее развитых обществ;

  • совершенствование в широком смысле слова путём реформ и внедрения инноваций.

Аспекты модернизации:

  • Интеллектуальная:

1. рационализация (повышение грамотности, рост ценности знаний и квалифицированного труда);

2. секуляризация (освобождение семьи, общества и государства от влияния церкви).

  • Социальная – урбанизация, трансформация сословий в классы, усиление вертикальной и горизонтальной социальной мобильности, сексуальная, гендерная и семейная революция;

  • Технологическая – индустриальная революция, появление новых технологий, от потребительского сельского хозяйства к коммерческому, замена мускульной силы человека и животных «неодушевленной» энергией и механизмами, урбанизация;

  • Политическая – переход от авторитаризма к представительному легальному правлению;

  • Этическая – повышение значения личного успеха и индивидуализма.

Черты модернизации:

  • процесс социальной дифференциации, при котором осуществляется общественное разделение труда (Э. Дюркгейм);

  • процесс рационализации, в ходе которого хозяйствующие субъекты стремились максимально повысить собственную экономическую отдачу (М. Вебер);

  • капитализация (Г. Зиммель);

  • процесс товаризации, в ходе которого товары и услуги все более и более производились для рынка (К. Маркс);

  • демократизация и либерализация (Э. Шилз).

Теория социального действия (Макс Вебер) - действие становится социальным, когда в своем целеполагании затрагивает других людей или обусловлено их существованием и поведением. В концепции М. Вебера социология выступает как бы исследованием действий, ориентированных на поведение других. Например, увидев нацеленное на себя дуло ружья и агрессивное выражение на лице прицелившегося человека, любой человек понимает смысл его действий и грозящую опасность благодаря тому, что мысленно как бы ставит себя на его место. Мы пользуемся аналогией с собой для того, чтобы понять цели и мотивы.

Структура социального действия обязательно включает в себя следующие элементы:

  • актора (субъекта)

  • потребность актора, выступающую непосредственным мотивом действия;

  • стратегию действия (осознанная цель и средства ее достижения);

  • индивида или социальную группу, на которые ориентировано действие;

  • конечный результат (успех или неудача).

Четыре вида социального действия:

  • целерациональное — использование определенного ожидаемого поведения других людей для достижения целей;

  • ценностно-рациональное — понимание поведения, действия как собственно ценностно-значимого, основанного на нормах морали, религии;

  • аффективное — особенно эмоциональное, чувственное;

  • традиционное — основанное на силе привычки, принятой норме. В строгом смысле аффективное и традиционное действия не являются социальными.

Теория модернизации (Ф.Тённис) — теория, призванная объяснить процесс модернизации в обществах. Теория рассматривает внутренние факторы развития любой конкретной страны, исходя из установки, что «традиционные» страны могут быть привлечены к развитию таким же образом, как и более развитые.

Проведение различия между "общностью" и "обществом" лежит в основании его теоретической социологии. Оба фундаментальных понятия определяют направленность эмпирической и прикладной социологии на исследование перехода общества от общинных отношений к отношениям собственного общества.

Общность по сравнению с обществом, по мысли Тенниса, представляет собой высший способ ассоциации.

Идеальный тип у Тённиса – это политически небеспристрастная, морально асимметричная абстрактная модель, при помощи которой описываются не реальные события, а чистые формы социальных явлений.

Модернизационная концепция:

1. Премодерн (традиционное общество (сер. I тыс. до н.э. – XV век), основные черты: доминирование религии, отсутствие субъекта, сословная иерархия, аграрный тип общества, ориентация в прошлое, модель общества – деревенская изба);

2. Модерн (индустриальное общество (XVI – пер. пол. ХХ веков), основные черты: рационализм, развитие крупного промышленного производства, свобода человека от сословных и религиозных ограничений, национальное государство с правовой идентичностью, экономическая иерархия, модель общества – многокомнатная квартира);

3. Постмодерн (постиндустриальное общество (со второй половины ХХ века), основные черты: мировоззренческий плюрализм, преобладание сферы услуг над производственной сферой, глобальное общество, общечеловеческие ценности, разрушение семьи, уничтожение субъекта, модель общества – хостел).

7. Мир-системная концепция = история мировой экономической системы. 7 билет

В широком смысле мир-системный подход — совокупность исторических, экономических, социально-философских исследований и практик, ориентированных на проблематику изучения истории человечества и форм современной социальной как глобальной интегрированной иерархической системы.

Мир‑системная концепция (А.Г. Франк, Ф. Бродель, И. Валлерстайн, Й. Галтунг, Р. Кокс, С. Амин, М. Рогальски) – выявляет большие экономические образования:

  • акцент делается на анализе экономических связей между обществами;

  • представление о мире как глобальной системе многообразных экономик, государств, обществ, идеологий и культур;

  • социально-экономические системы порождают социально-исторические организмы (цивилизации, государства);

  • отрицание стадиального развития и прогресса 

  • в социальной истории происходят изменения, не имеющие никакой направленности.

1. Бродель Фернан (1902‑1985) – французский историк и социальный мыслитель, сторонник мир‑системного подхода.

Концепция миров‑экономик: мир-экономика есть экономически самостоятельный регион планеты, способный в основном быть самодостаточным, которому его внутренние связи и обмены придают определенное органическое единство (Финикия, Карфаген, Рим, Индия, Китай).

Черты современной мир-экономики:

  • всемирная организация производства;

  • рост значения транснациональных монополий в мировом хозяйстве;

  • интернационализация капитала и рынков продуктов при одновременной сегментации рынка труда;

  • уменьшение возможностей государственного вмешательства в сферу финансов;

  • глобальная тенденция «финансизации», выражающаяся в высоких процентных ставках, «плавающих» обменных курсах и свободе спекулятивных трансфертов.

Теория «игр обмена» Ф. Броделя.

Капиталистическая экономика проходит два этапа:

  1. рыночная экономика – принцип свободной конкуренции и эквивалентного обмена с ориентацией на равноправно-горизонтальные связи субъектов рынка и стремится действовать в рамках локализованных национальных экономик;



  1. современный капитализм – стремится к неравномерному перераспределению ресурсов и несправедливому товарному обмену в пользу политически сильного государства, что выражается в устранении свободного ценообразования и конкуренции через повсеместное распространение монополизации с задействованием политических рычагов и механизмов государственного воздействия.

2. Мир-системный анализ И. Валлерстайна (Валлерстайн Имммануил (1930-2019) – американский социолог и политолог неомарксистского направления, создатель мир‑системного анализа).

Социальные системы – единственная социальная реальность, разновидностью которой выступают:

  • Мини-системы – небольшие, высокоавтономные единицы с четким внутренним разделением труда, с однородностью культурных и управляющих структур (эпоха охоты и собирательства).

  • Миры-системы – самодостаточные социальные системы, имеющие границы, структуру, правила легитимации и внутреннюю согласованность:

1. миры-империи – (Китай, Рим, СССР) – экономика находится под диктатом политической власти, использующей логику извлечения дани из управляющихся локальных производителей;

2. миры-экономики – (современная капиталистическая мир-система) – нет социальных ограничений для развития капиталистического производства, но прибыль распределяется неравномерно в пользу тех, кто достигает различных видов временных монополий в рыночных сетях.

Современная система мир-экономика:

Состоит из:


написать администратору сайта