Главная страница

60 билетов ОТО история.. История история как наука. 1 билет История


Скачать 5.01 Mb.
НазваниеИстория история как наука. 1 билет История
Анкор60 билетов ОТО история
Дата25.03.2023
Размер5.01 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаIstoria_60_Biletov.docx
ТипДокументы
#1014058
страница2 из 17
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

ядро (страны Западной Европы, Северная Америка, Япония — включает государства с усовершенствованной системой производства. У них больше всех капиталов, самые качественные товары, самые сложные технологии и средства производства. Дорогую и высокотехнологичную продукцию эти страны экспортируют в периферию и полупериферию);

  • полупериферия (страны достаточно развиты индустриально. Как и государства ядра, они экспортируют промышленные и непромышленные товары, но им не хватает власти и экономического могущества стран ядра. Производство механизировано и автоматизировано, но все или большинство технологий заимствуются у стран ядра. В полупериферию входят интенсивно развивающиеся страны с динамичной политикой, набирающим силы средним классом, например, Бразилия);

  • периферия (самые отсталые и бедные государства Африки и Латинской Америки, сырьевые придатки ядра. Полезные ископаемые добываются, но не перерабатываются на месте, а экспортируются. Большая часть прибавочного продукта присваивается иностранным капиталом. Политические режимы — диктаторские или авторитарные — нестабильны, часто происходят перевороты, постоянно возникают социальные и национальные конфликты. Высший класс не отделен от низшего широким слоем среднего класса).

    8. Цивилизационная концепция = история локальных цивилизаций 8 билет

    Цивилизация – тип организации общества, характеризуемый специфической общественно-производственной технологией и соответствующей ей культурой, определенной философией и общественно значимыми ценностями.

    Цивилизационный культурно-исторический подход (Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, О. Шпенглер, А. Тойнби) – социально-историческое развитие трактуется как история цивилизаций, имеющих локально-замкнутый характер.

    В истории человечества выделяются особые людские сообщества, члены которых были объединены культурой, системой ценностей и стилем поведения, менталитетом, имели отличные от других политические институты, особенности экономического развития и социального облика. Это достаточно крупные сообщества, которые могли иметь в своем составе несколько государств и даже целые континенты. Они значимы не только по своему масштабу, но и по силе воздействия на человечество, каждое их таких сообществ — влиятельное действующее лицо мировой истории. Важно подчеркнуть, что различия между сообществами весьма существенны, принципиальны, это разные социокультурные организмы. Цивилизации, как уже было сказано, обладают жизненным циклом, проходят все его стадии от рождения до гибели. Все цивилизации конечны, только одни живут дольше, другие — короче.

    1. Цивилизационная концепция Н.Я. Данилевского.

    Данилевский Николай Яковлевич (1822-1885) – философ, публицист, естествоиспытатель, создатель теории культурно-исторических типов. Отстаивал идеи славянской независимости и самобытности. Соч.: «Россия и Европа» (1891).

    Теория культурно-исторических типов – исходит из идеи о различных культурно-исторических типах (цивилизациях), лежащих в основе славянского и западноевропейского миров на основе психического строя, религии, воспитания, характера культурной деятельности.

    Десять культурно-исторических типов:

    • египетский,

    • китайский,

    • ассирийско-вавилоно-финикийский (халдейский),

    • индийский,

    • иранский,

    • еврейский,

    • греческий,

    • римский,

    • ново-семитский (аравийский),

    • германо-романский (европейский),

    • славяно-русский.

    2. Цивилизационная концепция К.Н. Леонтьева.

    Леонтьев Константин Николаевич (1831-1891) – русский философ, писатель, публицист, политический мыслитель, разработал философско-политические основы русской консервативной идеологии. Соч.: «Византизм и славянство» (1875), «Племенная политика как орудие всемирной революции» (1888), «Средний европеец как идеал и орудие всемирного разрушения», «Восток, Россия и славянство» (1885-1886).

    Цивилизационный изоляционизм – эволюционные законы зарождения, роста и гибели действуют и в рамках существования отдельных народов, наций и культур. Самобытность, сложность и разнообразие может породить только мощная государственная система путём насильственного структурирования социальной материи на ранги, слои, группы. Ослабление этого принципа ведет к смешению, однообразию и потере качественно-самобытных характеристик составляющих систему элементов.

    Социальный биологизм К.Н. Леонтьева.

    В историческом развитии любого общества Леонтьев выделяет три основных стадии: «первичная простота», «цветущая сложность» и «вторичное смешение».

    Для Леонтьева характерно рассмотрение общества по аналогии с живыми организмами как целостного, органически связанного единства форм, в котором государство выступает в качестве организующего начала. В обществе имеются независимые друг от друга сферы, как в организме есть различные виды тканей, каждая из которых имеет свою специфику, свои функции и особенности, не похожа полностью на другие. Жизнь общества есть целостный процесс, нарушение одной из подсистем которого может привести к нарушению функционирования организма в целом, а безмерное развитие одной из систем общества за счет других — к гибели живого организма.

    «Первичная простота» - зарождение государства.

    «Цветущая сложность» - центральный период (жизнь). Этот период характеризуется яркостью, многообразием, противоречивостью.

    «Вторичное смешение» - Этот процесс Леонтьев характеризует как болезненный, ведущий к смерти государств. Он проявляется прежде всего в отказе от неравноправных социальных слоев, которые, по мнению Леонтьева, составляют ту деспотическую форму неравенства, которая необходима для жизни государств.

    Любая цивилизация имеет временные пределы своего существования. По Леонтьеву, максимальный возраст цивилизации - 1000-1200 лет (об этом он, в частности, писал в своей работе «Византизм и славянство»).

    3. Цивилизационная концепция О. Шпенглера.

    Шпенглер Освальд (1880-1936) – немецкий философ, создатель оригинальной философско-исторической концепции. Отстаивал тезис об уникальности и сменяемости культур. Соч.: «Закат Европы» (1918-1922), «Пруссачество и социализм» (1920), «Человек и техника» (1931), «Годы решений» (1933).

    Культура против цивилизации – различные культуры есть обособленные организмы, обладающие растительно-биологическими характеристиками и ландшафтными особенностями среды обитания той или иной нации. Развитие национальных культур повторяет цикличность природных процессов.

    Каждая культура проходит путь от развитой стадии (культура) к её деградировавшим формам (цивилизация).

    Существует восемь «плодоносных» и «мощных» культур:

    • египетская,

    • индийская,

    • вавилонская,

    • китайская,

    • греко-римская (аполлоновская),

    • византийско-арабская (магическая),

    • культура майя,

    • западноевропейская (фаустовская).

    • Возможно также появление русско-сибирской культуры.

    4. Цивилизационная концепция А. Тойнби.

    Цивилизационная концепция – цивилизация есть достигшая пределов самоидентификации культура, которая представляет собой большие в пространственно-временном плане общности. Количество цивилизаций – 21 (затем 13, в силу исключения «второстепенных» и «недоразвитых»).

    Динамика развития цивилизаций определяется столкновением:

    • «вызова» – ставит под угрозу существование общества (ухудшение природных условий, внешнее завоевание, появление в недрах общества инородных социальных сил) и

    • «ответа» – творческое усилие людей, призванное разрешить конкретную проблемную ситуацию и демонстрирующее их свободу в условиях испытаний.  

    5. Цивилизационная концепция С. Хантингтона.

    Хантингтон Самуэл Филлипс (1927) – американский политолог, специалист в области сравнительной политологии и международных отношений, автор концепций «столкновения цивилизаций» и «третьей волны» глобальной демократизации. Соч. : «Политический порядок в изменяющихся обществах» (1968), «Третья волна. Демократизация в конце ХХ столетия» (1991), «Столкновение цивилизаций ?» (1993), «Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка» (1997).

    Концепция «столкновения цивилизаций» – будущий мир будет дифференцирован уже не на двухполярной идеологической основе, а по линии углубляющихся цивилизационных отличий разных регионов планеты.

    Западная, конфуцианская, японская, исламская, индуистская, православно-славянская, латиноамериканская, африканская и буддистская цивилизации обречены в будущем на столкновение и противоборство.

    9. Институциональная концепция = история социальных институтов 9 билет

    Институты — это разработанные людьми

    1. формальные (законы, конституции);

    2. неформальные (договоры и добровольно принятые кодексы поведения) ограничения, структурирующие их взаимодействие и образующие побудительную структуру обществ и экономик.

    Представители: Торстейн Бунд Веблен (1857— 1929) – основоположник институционального направления в политической экономии; Дуглас Сесил Норт (род. в 1920) – сторонник идеи, что структура рыночной экономики и протекающие в ней процессы тесно связаны с социальными и политическими институтами страны.

    В составе институтов Норт выделяет три главные составляющие:

    1. неформальные ограничения (традиции, обычаи, социальные условности);

    2. формальные правила (конституции, законы, судебные прецеденты, административные акты);

    3. механизмы принуждения, обеспечивающие соблюдение правил (суды, полиция и т. д.).

    Неформальные институты складываются спонтанно, без чьего-либо сознательного замысла, как побочный результат взаимодействия множества людей, преследующих собственные интересы. Многое в этом процессе прояснила теория игр, получившая широкое применение в неоинституциональных исследованиях.

    Формальные институты и механизмы их защиты устанавливаются и поддерживаются сознательно, чаще всего — силой государства.

    Формальные правила допускают резкую одномоментную ломку (в периоды революций), тогда как неформальные меняются лишь постепенно.

    Согласно Норту, существует два основных источника институциональных изменений:

    1. сдвиги в структуре относительных цен.

    Технический прогресс, открытие новых рынков, рост населения — все это ведет либо к изменению цен конечного продукта по отношению к ценам факторов производства, либо к изменению цен одних факторов по отношению к ценам других.

    Под влиянием таких изменений некоторые из прежних форм организационного и институционального взаимодействия становятся невыгодными, и экономические агенты начинают экспериментировать с новыми формами.

    Что касается неформальных норм, то они «разъедаются» ценовыми сдвигами постепенно, когда их начинает соблюдать все меньшее и меньшее число людей.

    1. идеология.

    Под идеологией он понимает субъективные модели, через призму которых люди воспринимают и оценивают окружающий мир.

    Идеологические пристрастия также не свободны от влияния экономических расчетов: чем больше прибыльных возможностей блокирует чья-либо субъективная картина мира, тем сильнее стимулы к ее пересмотру.

    Вместе с тем идеология, по мнению Норта, нередко действует как самостоятельный фактор.

    Одним из таких примеров он считает отмену рабства в США, которое к началу гражданской войны оставалось экономически высокоэффективным институтом. Его отмену, полагает Норт, можно объяснить только постепенным проникновением в сознание общества убеждения в аморальности собственности на человеческие существа.

    Институциональные матрицы.

    Итак, институциональная матрица как социологическое понятие – это устойчивая, исторически сложившаяся система базовых институтов, регулирующих взаимосвязанное функционирование основных общественных сфер – экономической, политической и идеологической.

    Другими словами, институциональная матрица – это триединая социальная форма; она представляет собой систему экономических, политических и идеологических институтов, находящихся в неизменном соответствии.







    10. Синергетическая концепция = история самоорганизующихся
    социальных систем
    10 билет

    Синергетика (от др.-греч. совместная деятельность) — одно из ведущих направлений современной науки, репрезентирующее собой естественно-научный вектор развития теории нелинейных динамик в современной культуре.

    Представители: Хакен Герман (1927) — основатель синергетики, Пригожин Илья Романович (р. 1917) – один из основателей нового научного направления – синергетики (теория самоорганизации), Манн Стивен — (род. 1951) США) – американский идеолог геополитической технологии управляемого хаоса.

    Под синергетикой Хакен предложил понимать область науки, которая занимается изучением эффектов самоорганизации в физических системах, а также родственных им явлений в более широком классе систем.

    Синергетика:

    • развитие не есть безальтернативный поступательный процесс;

    • возможность существенного воздействия индивидуального усилия на ход осуществления макросоциальных процессов;

    • созидающий потенциал хаоса самодостаточен для конституирования новых организационных форм (микрофлуктуации способны порождать макроструктуры);

    • любой сложной системе атрибутивно присуща альтернативность сценариев её развития в точках бифуркации (ветвления);

    • неустойчивость – одно из условий и предпосылок стабильного и динамического развития через процессы самоорганизации.

    Синергетическая концепция развития является наиболее популярной в настоящее время.

    Синергетика (от греч. synergeia - сотрудничество, содружество) возникла как попытка найти альтернативы существующим концепциям развития, которые исчерпали свои возможности в объяснении возникновения и развития сложноорганизованных систем.

    Исходным понятием синергетики является понятие хаоса. Хаос традиционно рассматривался как деструктивное начало, которое должно быть упорядочено.

    Синергетика считает, что в хаосе таится источник развития, который может привести к конструктивным результатам.

    В отличие от других концепций развития, синергетика возвращает в лоно теории понятие случайности, реабилитируя его.

    Если в диалектической концепции и в классическом эволюционизме случайность рассматривалась как второстепенный и не имеющий значения фактор, забывающийся, стирающийся по прошествии времени, то синергетика поднимает случайность до уровня необходимости.

    Состояния неравновесности и неустойчивости также объявляются синергетикой как нормальными и естественными.

    Классические концепции понимают развитие как поступательное и безальтернативное движение, подчиненное принципу причинности. По причинным цепочкам ход развития может быть просчитан как в прошлое, так и в будущее. Развитие реконструируемо и предсказуемо.

    Настоящее определяется прошлым, а будущее - настоящим. Но такой строго детерминистский подход был подорван в XX веке появлением квантовой механики.

    Один из ведущих теоретиков в области синергетики Илья Пригожин говорил, что идея нестабильности, лежащая в основе синергетики, существенно потеснила идею детерминизма. Она позволила включить в поле зрения естествознания человеческую деятельность. И такие понятия, как нестабильность, непредсказуемость, стали играть немаловажную роль в преодолении той разобщенности, которая всегда существовала между социальными науками и науками о природе.

    В мире обусловленности природа поддается полному контролю со стороны человека, представляя собой инертный объект его желаний. Идея нестабильности означает, что траектории многих систем неустойчивы и мы не можем предсказывать их развитие на длительный отрезок.

    Пригожин назвал эти интервалы "темпоральной экспонентой" и выдвинул утверждение, что после того, как мы переходим в новый интервал, информация о предыдущем может исчезнуть. Наше знание - это всего лишь небольшое окно в универсум, и из-за нестабильности мира нам следует отказаться даже от мечты об исчерпывающем знании. Заглядывая в это окно, мы можем экстраполировать имеющиеся знания за границы нашего видения и строить догадки по поводу того, каким мог бы быть механизм, управляющий динамикой универсума.

    В традиционной картине мира обусловленности отсутствует всякий риск, ибо протекание событий одновариантно и прогнозируемо. Синергетика же постулирует многовариантное видение мира, которое раскрывает перед человечеством возможность выбора, означающего, в том числе, этическую ответственность.

    Основные идеи синергетики можно свести к следующим:

    • Из хаоса может возникнуть новая структурно организованная определенность. Законы и механизмы этого процесса и исследует синергетика;

    • Сложноорганизованные и самоорганизующиеся системы не могут развиваться по строго определенным законам, ибо в них большую роль играют моменты спонтанности и случайности;

    • Синергетика разрабатывает принципы суперпозиции, сборки сложного эволюционного целого из частей. Но эта сборка не подчиняется правилам арифметики.

    • Синергетика является одновременно и методом, и наукой об управлении сложноорганизованными системами. Главным рычагом этого управления является не сила, а правильная топологическая конфигурация, архитектура воздействия на сложноорганизованную среду.

    Рассмотренные различные аспекты проблемы развития дают основание утверждать, что развитие - это особый тип изменений, благодаря которым мы получили тот мир, в котором живем. Многообразие природных и социальных феноменов не было дано изначально, а появилось в результате развития некоего исходного количества видов и форм. Поэтому невозможно понять мир вне контекста развития. Но сам процесс развития становится все более комплексным и сложным, и объяснить его исходя из какой-либо одной теоретической модели невозможно.

    11. Постмодернистская концепция (= история социальных структур) 11 билет

    Постмодернизм возник в конце 70-х гг. ХХ в.

    Сторонники постмодернизма разочаровались в ходе прогресса и считают, что европейская рациональность оказалась в итоге совершенно несостоятельной, что все ее притязания: на открытие законов, на универсальный прогресс, на руководство человеческой жизнью – так и остались на уровне притязаний, несбывшихся надежд. Их реализация на поверку оказалась зловещей. Утверждение идей обернулось отрицанием, отрицание – утверждением.

    Благодаря науке и разуму жизнь стала комфортней, но одновременно и более ненадежной, хрупкой. Жилища стали функциональнее, но функциональность есть и в крематориях Освенцима. Пройдя через кошмары Хиросимы, Чернобыля, наше бытие стало еще более негарантированным, зыбким. Разум сделал человека не только счастливым. Он погрузил человечество в неисчислимые беды и страдания.

    Постмодернизм устанавливает прямую связь между разумом и тоталитарными режимами Европы, между вторжением науки во все сферы жизни и ростом народонаселения и др. Знаменитое "Знание – сила!" выродилось в накапливание информации, внедрение ее в сознание и умелое манипулирование ею. Аналитизм подтачивает разум, иссушает воображение.

    Один из самых известных постмодернистов в области философии истории Ж.-Ф. Лиотар. Он ставит под сомнение наличие единой истории. Он также отрицает наличие противоположностей в истории и наличие бинарных позиций (женщина – мужчина, дети – взрослые, добро – зло, общественный – частный, субъект – объект и т.д.). Никаких противоположностей. Только разнообразие, в котором тонет все. Вообще постмодернистское многообразие довольно специфично. Каждый предмет не столько уникален, сколько равноценен. Все составляющие мира одинаково важны и легитимны. И тогда в мире нельзя выделить что-то более или менее важное, не найти тенденции в развитии. История превращается в цепь перемешанных событий, фактов, процессов. Мир непонятен и в общем-то однообразен. Это мир однородного разнообразия.

    Такая же сфера сплошного разнообразия характерна и для сферы познания. Согласно постмодернизму, все знание вырастает из ограниченных, относительных позиций или перспектив познающих субъектов. Ни одна из них не может быть более истинной, чем другая. Не может быть универсальных познавательных систем, нет преимуществ научных систем знания над обыденным знанием. Поэтому одинаково знают о том, что нужно делать, как жить и ученые профессионалы, и маргинальные слои общества, и каждый отдельно взятый индивид. Ни у кого нет преимуществ. Все одинаково правы или бесправны. Если мы имеем дело с идеей, то совершенно неважно определять, истинна она, или нет. Надо найти иную идею в иной области. Важна не сама идея, а то, что проходит между этими двумя идеями. Надо избавиться от навязчивого стремления искать истину. Весь поиск, как и сама жизнь, это игры людей. Даже технология – это игра. Только в ней ищут не истину, а эффективность.

    Истории как направленности тоже нет. История лишь вечное становление чего-то нового, не требующего объяснений, обращения к образцам, аналогиям. В истории не много значат прошлое и будущее. В ней важно становление настоящего, чем она, по сути своей, и является. Реально в истории только настоящее. В прошлом истории есть только нагромождение фактов, а в будущем не будет ничего нового, чего не было бы в прошлом. Остается повторение одних и тех же опытов, чувств, мыслей.

    Таким образом, история в постмодернизме предстает как бесформенное состояние повторений, переплетений событий. Она не имеет единого корня, связующего центра. Ее можно отсчитывать от любого события, факта, значительного или незначительного. История ломается, рвется, течет несвязанными друг с другом рукавами, насыщена индивидуальными агентами, живущими самостоятельной жизнью, и в этом состоит ход истории.

    Постмодернисткая концепция истории оказывается очень уязвимой. Во-первых, постмодернизм несправедлив по отношению к разуму. Его исторический потенциал не исчерпан, а злоупотребление разумом не относится к самому разуму. Во-вторых, постмодернизм чрезмерно релятивизирует моральные ценности и нормы. Если все в мире одинаково ценно, то обесцениваются понятия добра и зла. Тираны, садисты так же ценны для человечества, как и святые. У каждого появляется свой замкнутый мир, своя истина. В-третьих, метапаттерн истории слишком неопределен в постмодернизме. История уподобляется слепому котенку, тыкающемуся во все углы.

    Но в постмодернизме есть и конструктивная программа, немало положительных черт: отстаивание ценности разнообразия, расширение плюралистического взгляда на мир; способность видеть и понимать части истории до включения их в целостный процесс; углубленное изучение самостоятельности индивида в рамках общественного целого.

    Заключение.Как видно из вышеизложенного, история у человечества одна, а метапаттернов много. Многообразие паттернов объясняется многообразием единства человеческого общества. В нем взаимодействуют, пересекаясь и накладываясь друг на друга самые различные формы развития: циклические, линейные, спиральные и др. Все они представлены определенными народами, культурами и цивилизациями. От этой индивидуальной мозаики жизни, ее значимости для всемирной истории в конечном счете и отталкивается теоретическое формирование столь разных метапттернов истории.

    Структурня антропология. Леви Стросс Клод (1908 2003) – французский этнолог-структуралист, создатель концепции структурной антропологии. Соч.: «Структурная антропология» (1958), «Мифологии. Т. 1-4» (1964-1971), «Структурная антропология-2» (1973), «Структура мифов» (1970).

    К. Леви-Стросс, создатель структурной антропологии, использовал методы структурной лингвистики в этнологии – дисциплине, занимающейся, согласно его определению, сравнением этнографических описаний и выявляющей бессознательные структуры, которые лежат в основе социальных установлений, верований или обычаев. Философ по образованию, он занялся этнологией примитивных обществ, увидев в конкретно-научном структурном анализе перспективный путь решения проблем антропологии.

    И социальные институты, и бессознательное для Леви-Стросса – знаковые системы, языки, общие структурные законы которых выявляет структурная антропология.Стремясь дать рациональное объяснение культурных фактов, этнология обращается к базовым объективным процессам, располагающимся на уровне коллективного бессознательного. Этнолога интересует не что люди думают, как они понимают и интерпретируют правила социальной жизни, а объективные бессознательные законы, управляющие жизньюпомимо того, осознают это сами деятели или нет. Именно законы бессознательного раскрывают загадки функционирования норм человеческой жизни: брачные правила, правила удовлетворения пищевых потребностей, религиозные верования, магические и ритуальные действия и др. Обращение к бессознательному Фрейда и Юнга было обусловлено натуралистическими установками Леви-Стросса, стремлением избежать субъективизма и ценностных предпочтений.

    Постструктуралистская теория. Фуко Мишель (1926 1984) – французский философ-постструктуралист, историк и теоретик культуры, автор работ по «археологии знания», «генеалогии власти», истории сексуальности. Соч. : «История безумия в классическую эпоху» (1961), «Рождение клиники» (1963), «Слова и вещи» (1966), «Археология знания» (1969), «Надзирать и наказывать» (1975), «История сексуальности» (1976 84).

    Дисциплинарная власть. одна из тех тем, которой он широко занимался, был социальный контроль, и здесь важными являются понятия дисциплины и дисциплинарного общества. Дисциплина подразумевается, как некое средство контроля над человеком, его телом. Тело человека должно быть послушным, оно должно следовать определенным принципам и отвечать за определенные функции. Тело регулируется биовластью – это реализация практической власти, то есть практики здравоохранения, связанной с защитой жизни, на все области жизни человека; она дает человеку право жить и умирать. Властные структуры работают так слажено, что люди перестают обращать на них внимание, но дисциплина и надзор в обществе все равно присутствуют. Тело и душа, дисциплина и эмоциональный порыв, публичная казнь и тюремное заключение – все это стало составляющими в построении теории М. Фуко о дисциплинарном обществе.

    Концепция дисциплинарного общества частично была представлена М. Фуко в одной из его самых известных работ "Надзирать и наказывать". Автор писал книгу довольно долго: с момента выхода последней монографии М. Фуко "Археология знания" до публикации новой работы прошло шесть лет. Эти годы автор посвятил политической деятельности, поэтому судить о развитии его философских взглядов можно только по текстам лекций и отдельным выступлениям.

    Современное общество, убежден Фуко, есть общество дисциплинарное. Своим появлением оно обязано реформе судебной и уголовной систем в конце XVIII – начале XIX вв, которая повлияла на появление новой правовой системы, имевшей несколько коренных отличий от предыдущей. Во-первых, правосудие стало предметом судебной и политической власти. Во-вторых, появился прокурор, который символизировал собой двойника жертвы или истца. В-третьих, давнее понятие "ущерба" было заменено понятием "правонарушение", и касалось оно уже не индивида, а существующей власти. В-четвертых, государство стало той стороной, которая начала требовать возмещения ущерба.

    Что же такое понятие правонарушения, которое было упомянуто в отличиях судебной и уголовной систем? Это то, что вредит обществу. Тем самым правонарушение может разрушать его как систему. Таким образом, преступник является врагом общества. Поэтому, чтобы не содействовать дальнейшему уничтожению системы и общества, к преступнику нужно применять карательные действия. Возможными наказаниями могут быть депортация, публичное осуждение, принудительные работы или наказание "око за око".

    Дискурсивное насилие (Мишель Фуко)

    Классификация форм социального контроля:

    • силовой контроль (традиционное общество)

    • правовой контроль (общество модерна);

    • дискурсивный контроль (постмодернистское общество);

    12. Теория циклов 12 билет

    Исторический циклизм — теория исторического круговорота, повторения периодов зарождения, расцвета и упадка или даже гибели человеческих обществ. Многообразие вариаций теории относят к установлению её как по субъектам общественного развития (политический строй, государство, цивилизация), так и к разделению по стадиям, а также её различным сочетаниям с другими теориями развития.

    Технологические циклы (=история развития технологических укладов)

    Понятие «технологический уклад»

    Группы сопряжённых производств, связанные

    -) однотипными технологическими цепями,

    -) в рамках которых осуществляется замкнутый производственный цикл,

    -) включающий добычу и получение первичных ресурсов, все стадии их переработки и выпуск конечных продуктов.

    Технологический уклад связан с возникновением принципиально новых видов инфраструктуры, новых типов энергоносителей, новых конструкционных материалов.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


  • написать администратору сайта