60 билетов ОТО история.. История история как наука. 1 билет История
Скачать 5.01 Mb.
|
б) Церковный раскол. Религиозно-политическое движение XVII века, в результате которого произошло отделение от Русской православной церкви части верующих, не принявших реформ патриарха Никона, получило название раскола. Поводом к возникновению раскола послужило исправление церковных книг. Потребность в таком исправлении чувствовалась уже давно, так как в книги было внесено много мнений, несогласных с учением православной церкви. За устранение разночтений и исправление богослужебных книг, а также ликвидацию местных различий в церковной практике, выступали члены Кружка ревнителей благочестия, сформировавшегося в конце 1640 х — начале 1650 х годов и просуществовавшего до 1652 года. Настоятель Казанского собора протопоп Иван Неронов, протопопы Аввакум, Логгин, Лазарь считали, что русская церковь сохранила древнее благочестие, и предлагали проводить унификацию, опираясь на древнерусские богослужебные книги. Духовник царя Алексея Михайловича Стефан Вонифатьев, дворянин Федор Ртищев, к которым позднее присоединился архимандрит Никон (позднее — патриарх), ратовали за следование греческим богослужебным образцам и укрепление их связей с восточными автокефальными православными церквами. В 1652 году митрополит Никон был избран в патриархи. Он вступил в управление русской церковью с решимостью восстановить полное согласие ее с греческой церковью, уничтожив все обрядовые особенности, которыми первая отличалась от последней. В сознании этого долга патриарх Никон приступил к исправлению русских богослужебных книг и церковных обрядов по греческим образцам. В 1653 году перед великим постом им был разослан указ о том, сколько следует класть земных поклонов при чтении великопостной молитвы святого Ефрема Сирина, предписывая также креститься тремя перстами. Затем предметом его критики стали русские иконописцы, которые отступили от греческих образцов в писании икон и применяли приемы католических живописцев. Далее он ввел вместо древнего одноголосного пения многоголосное партесное, а также обычай произносить в церкви проповеди собственного сочинения — в древней Руси видели в таких проповедях признак самомнения. Никон сам любил и умел произносить поучения собственного сочинения. Также на богослужении вместо пения "Аллилуйя" два раза было велено петь три раза. Вместо обхождения храма во время крещения и венчания по солнцу было введено обхождение против солнца. Вместо семи просфор на литургии стали служить на пяти. Вместо восьмиконечного креста стали употреблять четырехконечный и шестиконечный. По аналогии с греческими текстами вместо имени Христа Исус в новопечатных книгах патриарх приказал писать Иисус. В восьмом члене Символа веры ("В Духа Святаго Господа истинного") убрал слово "истинного". Недовольство населения вызвали насильственные меры, с помощью которых патриарх Никон вводил в обиход новые книги и обряды. Первыми за "старую веру", против реформ и действий патриарха выступили некоторые члены Кружка ревнителей благочестия. Протопопы Аввакум и Даниил подали царю записку в защиту двоеперстия и о поклонах во время богослужения и молитв. Затем они стали доказывать, что внесение исправлений по греческим образцам оскверняет истинную веру, так как греческая церковь отступила от "древлего благочестия", а ее книги печатаются в типографиях католиков. Столкновение между Никоном и защитниками "старой веры" приняло резкие формы. Аввакум, Иван Неронов и другие противники реформ подверглись жестоким преследованиям. Выступления защитников "старой веры" получили поддержку в различных слоях русского общества, начиная от отдельных представителей высшей светской знати и заканчивая крестьянами. В народных массах живой отклик находили проповеди расколоучителей о наступлении "последнего времени", о воцарении антихриста, которому якобы уже поклонились царь, патриарх и все власти и выполняют его волю. Большой московский Собор 1667 года анафематствовал (отлучил от церкви) тех, кто после многократных увещеваний отказался принять новые обряды и новопечатные книги, а также продолжал ругать церковь, обвиняя ее в ереси. Собор также лишил Никона патриаршего сана. Низложенный патриарх был отправлен в заточение — сначала в Ферапонтов, а затем Кирилло Белозерский монастырь. С 1667 по 1676 год страна была охвачена бунтами в столице и на окраинах. Затем с 1682 года начались стрелецкие бунты, в которых раскольники играли немаловажную роль. Раскольники совершали нападения на монастыри, грабили монахов, захватывали церкви. Страшным последствием раскола явились гари — массовые самосожжения. Самое раннее сообщение о них относится к 1672 году, когда в Палеостровском монастыре совершили самосожжение 2700 человек. С 1676 по 1685 год, по документально зафиксированным сведениям, погибли около 20 000 человек. Самосожжения продолжались и в XVIII веке, а отдельные случаи — в конце XIX века. Главным результатом раскола явилось церковное разделение с образованием особой ветви православия — старообрядчества. К концу XVII — началу XVIII века существовали различные течения старообрядчества, получившие названия "толков" и "согласий". Старообрядчество разделилось на поповщину и беспоповщину. Поповцы признавали необходимость духовенства и всех церковных таинств. Беспоповцы жили на севере государства. После смерти священников дораскольного рукоположения они отвергали священников нового поставления, поэтому стали называться беспоповцами. Таинства крещения и покаяния и все церковные службы, кроме литургии, совершали избранные миряне. Постепенно большинство старообрядческих согласий, особенно поповщина, утратило оппозиционный характер по отношению к официальной церкви. В 1800 году часть старообрядцев поповцев пошла на соглашение с официальной церковью. Сохранив свою обрядность, они подчинились местным епархиальным архиереям. Поповцы, не пожелавшие идти на примирение с официальной церковью, создали свою церковь. В конце XVIII века сами раскольники стали предпринимать попытки сблизиться с церковью. 27 октября 1800 года в России указом императора Павла было учреждено единоверие как форма воссоединения старообрядцев с Православной церковью. Старообрядцам, пожелавшим вернуться в синодальную церковь, было дозволено служить по старым книгам и соблюдать старые обряды, среди которых наибольшее значение придавалось двоеперстию, но богослужение и требы совершали православные священнослужители. в) Деятельность патриарха Никона. Роль патриарха в Московском государстве XVII в. была чрезвычайно велика. Он мог выступать заступником невинно осужденных, пенять царю за его неправды, судить и миловать людей в духовных вопросах. Более того, желая показать степень своего доверия и уважения Никону, Алексей Михайлович фактически сделал его своим соправителем. Влияние Патриарха Никона на гражданские дела было весьма велико. При активном содействии Патриарха Никона в 1654 г. состоялось историческое воссоединение Украины с Россией. Земли Киевской Руси, некогда отторгнутые польско-литовскими магнатами, вошли в состав Московского государства. Это привело в скором времени к возвращению исконно православных епархий Юго-Западной Руси в лоно Русской Церкви. Вскоре с Россией воссоединилась и Белоруссия. К титулу Патриарха Московского «Великий Государь» присоединилось наименование «Патриарх всея Великия и Малыя и Белыя России». Как глава Русской Православной Церкви, Никон всячески поощрял церковное строительство. При нем были сооружены богатейшие монастыри Православной Руси: Воскресенский под Москвой, именуемый «Новым Иерусалимом», Иверский Святоозерский на Валдае и Крестный Кийостровский в Онежской губе. Введенные Никоном изменения в рукописные церковные книги, равно как и вмешательство нового патриарха в установленный обряд богослужения стали основой массового недовольства его деятельностью. Церковный собор 1666 г. лишил Никона патриаршества и сослал его в отдаленный Ферапонтов монастырь. В 1676 г. Никон был переведен в Кирилло-Белозерский монастырь. Отметим, что Собор 1666 г. одобрил нововведения Никона. Причиной же его низложения и изгнания следует считать его претензии на первенство власти патриарха в светской жизни страны. Низложенный Патриарх Никон пробыл в ссылке 15 лет. Перед смертью царь Алексей Михайлович в своем завещании просил у Патриарха Никона прощения. Новый царь Феодор Алексеевич принял решение о возвращении Патриарху Никону его сана и просил его вернуться в основанный им Воскресенский монастырь. 17 августа 1681 г. по пути в Москву Патриарх Никон умер. Он был погребен с подобающими почестями в Воскресенском соборе Ново-Иерусалимского монастыря. В сентябре 1682 г. в Москву были доставлены грамоты всех четырех Восточных Патриархов, восстанавливавшие Никона в сане Патриарха всея Руси. 27. Социально-политические и культурные преобразования Петра I. Возникновение российской империи и становление системы абсолютизма. «Табель о рангах». 27 билет а) Социально-политические и культурные преобразования Петра I. В социальной политике реформаторская деятельность коснулась всех сословий русского общества. Петр I прежде всего стремился экономически и политически стабилизировать господствующий класс — дворянство. В первой четверти XVIII века произошел распад некогда единого сословия «служилых людей». Верхушка служилого сословия — служилые «по отечеству», то есть по происхождению, превратились в дворян, а низы сословия служилых «по отечеству» и «по прибору» стали государственными крестьянами. Образование сословия дворян было результатом сознательной деятельности Петра. Он строил сильное дворянское государство. А для этого нужно было возвысить дворянство. Царь добивается того, чтобы оно считало «государеву службу» своим почетным правом, своим призванием, умело править страной и начальствовать над войсками. Петр устанавливает новые обязанности для дворян: с 10 до 15 лет дворянин обязан обучаться «грамоте, цифири и геометрии». С 15 лет он шел служить. Прохождение несложного курса науки было обязательным, без справки о «выучке» дворянину не давали разрешения жениться. Указами царя был установлен порядок, по которому «родовитость» не принималась во внимание при назначении на должность и прохождении службы. И наоборот, наиболее одаренные и деятельные выходцы из народа имели возможность получить любой военный или гражданский чин. Этот порядок был закреплен в «Табели о рангах», принятой в 1722 году, по которой все должности в армии, во флоте и в гражданских учреждениях были разделены на 14 рангов или чинов. Все чины можно было получить только за свои личные качества и за службу. Петр уничтожил существовавшее в ту эпоху внутри господствующего класса деление на окольничих, бояр, дворян, на наследственно владевшее землей боярство и на служилое дворянство. Все стали дворянами. Указом 1714 года о единонаследии было уничтожено различие между поместьями и вотчинами. Все земли стали полностью собственностью дворян, их имениями. Петр запретил дворянам дробить земельные владения между всеми сыновьями и приказал завещать недвижимое имение лишь одному сыну по выбору. Когда не было завещания, поместье наследовал старший сын. Это предотвращало дробление дворянских земель, падение платежеспособности крестьян, побуждало дворян нести «государеву службу», заниматься торговлей. Те, кто не получал имений, вынуждены были «хлеба своего искать службою, учением, торгами и прочим». Социальные преобразования Петра затронули и крепостное крестьянство. С введением подушной подати ухудшилось юридическое положение крепостного крестьянства вследствие слияния его с холопами в единое сословие помещичьих «подданных». Холопы сначала были переписаны, а затем внесены в подушный оклад. Утратив признак бестягловости, холопы стали разновидностью крепостных крестьян и потеряли право на получение свободы. Постоянная нужда в деньгах на военные расходы побуждала Петра изыскивать все новые и новые источники государственных доходов. Учреждена даже особая должность прибыльщиков, которые, по выражению одного указа, должны были «сидеть и чинить государю прибыли». К концу царствования Петра многие мелочные сборы были отменены, а прямые налоги, распределявшиеся по тяглым дворам, заменены подушной податью. Для этого в 1718 году произведена перепись всего «тяглого» населения. На все лица мужского пола, занесенные в ревизские списки, определен подушный оклад в 74 копейки. Подушная подать, которая была выше прежней, подворной, и падала на большее число лиц, увеличила доход казны в 4 раза, но и тяготы крестьян возросли в три раза. Власть помещиков над крестьянами усилилась, так как представление ревизских списков и сбор подати были поручены помещикам. Народ от государственных тягот уходил в казаки или бежал в Польшу. Побеги при Петре приняли большие размеры. Таким образом, в социальном строе России петровского времени сознательно осуществлялся процесс унификации сословной структуры общества, целью которого являлось создание самодержавного, военно-бюрократического государства. В петровскую эпоху была проведена реформа в области культуры и быта. Главным ее содержанием являлось становление и развитие светской культуры, просвещения, изменения в быту и нравах. При Петре получают развитие начальные «цифирные» школы и специальные учебные заведения. Широко издавались учебные пособия, учебники, словари, буквари. Появляется первая печатная газета в России — «Ведомости», вводится гражданский шрифт, арабские цифры сменили старые буквенные обозначения. Логическим итогом всех этих мероприятий было основание в 1725 году Академии наук в Петербурге, а при ней — университета и гимназии. б) Возникновение российской империи и становление системы абсолютизма. См. ответ на вопрос 25 в) «Табель о рангах». Государственный закон, принятый Петром I 24 января 1722 года и создававший иерархию статских, военных и придворных чинов и систему их продвижения по службе. Создание Еще в 1710-е годы Петр Великий рассматривал проблему соотношения служебных разрядов. Для создания «Табели о рангах» изучались подобные законы в других странах, например, Швеции, Дании, Франции и Пруссии. Русская Табель редактировалась самим Петром, а также обсуждалась в Военной и Адмиралтейской коллегиях. Содержание «Табель о рангах» делила должности на несколько категорий: статскую, военную и придворную службу. Все они состояли из 14 рангов или классов, каждый из которых соотносился между собой. Так, например, второй класс гражданской службы – действительный тайный советник – соответствовал второму военному рангу – генералу и адмиралу, и второму придворному рангу – обер-камергеру. Так же дело обстояло со всеми чинами. При всем этом военные чины считались выше остальных. Низшим классом был 14-й, высшим – первый. Определялась форма обращения к чиновнику, военному или придворному в зависимости от занимаемого им ранга. Так, к чинам первого и второго класса обращались «Ваше высокопревосходительство», третьего и четвертого – «Ваше превосходительство», пятого – «Ваше высокородие», шестого, седьмого и восьмого – «Ваше высокоблагородие», с девятого по четырнадцатый – «Ваше благородие». Достигнув восьмого класса, статские и придворные чины получали потомственное дворянство, военные получали его при достижении первого обер-офицерского чина, то есть с двенадцатого класса, что свидетельствовало об их более привилегированном положении. Чиновники получали личное дворянство уже с четырнадцатого класса, тем самым обосабливаясь от низшей бюрократии. Петр I утверждал принцип, по которому занимающие те или иные ранги должны были им соответствовать. В связи с этим, например, в 1714 году вводилось обязательное обучение дворянских детей цифири и геометрии. Для выбравших военное поприще действовали Морская, Артиллерийская и Военная академии. Для отслеживания за качеством дворянской службы и обучения устраивались дворянские смотры. Важным принципом, который утверждала «Табель о рангах», был принцип личной выслуги, возобладавший над привычным приоритетом знатности и родовитости. Это открывало дорогу талантливым выходцам из низших сословий, а продвижение по службе происходило благодаря годам работы на благо государства или особым перед ним заслугам. Таким образом, постепенно происходила демократизация русского дворянства и усиление его социальной мобильности. В своих частностях петровская Табель о рангах менялась на протяжении XVIII-XIX веков. Она была отменена во время революционных событий 1917 года. 28 Внешняя политика Петра I. Северная война. Полтавская битва. 28 билет а) Внешняя политика Петра I. Внешняя политика Петра I, как и вся его деятельность, была подчинена достижению главной цели – превратить Россию в могущественную мировую державу. Для этого необходимо было получить выход к морским торговым путям. Будучи отрезанной от морей, Россия не могла развивать экономические отношения со странами Европы и оказывать серьезного влияния на мировую политику. У России в конце XVII века был только один морской порт – Архангельск на Белом море. Но в силу своей удалённости, он не мог решить стоящих перед страной задач. На Балтийском море господствовала Шведская империя, пребывавшая на пике своего могущества. Швеция, добившись положения сильнейшей страны Северной Европы, была не намерена терпеть прихода в свои владения давнего противника - России. Черное море тоже было недоступно – оно находилось под полным контролем могущественной Османской империи. Тихоокеанское побережье, в силу своей не освоенности и удаленности, даже не рассматривалось Петром I как фактор внешней политики. В этой ситуации ничего не оставалось, как силой прокладывать выход к морю. И первая проба сил молодого Петра I состоялась на южном направлении, в войне с Османской империей. Азовские походы Петра I. Походы против Османской империи состоялись в 1695 и 1696 годах. По сути, это было продолжением войны начатой царевной Софьей, сестрой Петра и его предшественницей на российском престоле. Разница состояла лишь в том, что в отличие от походов русской армии 1687 и 1689 годов, походы Петра I были направлены не на Крымское ханство, а на овладение стратегически важной турецкой крепостью Азов в устье Дона. Первым походом не удалось достичь цели – в результате двух неудачных штурмов осаду крепости пришлось снять. Но зато на следующий год русской армии все-таки удалось захватить крепость Азов. Выход России к Азовскому морю имел для нее очень важное политическое и военное значение. Но нужно было еще закрепиться на море, чтобы развить достигнутый успех. А это означало активизацию войны с Турцией. Для этого России было необходимо получить поддержку европейских стран, ведущих войну против Турции. Для этого в Европу в 1697 году была отправлена дипломатическая миссия, возглавляемая царем, получившая название «Великое посольство». Великое посольство. Дипломатический визит Петра I в Европу 1697-1698 годах. Явилась следствие Азовских походов и имела несколько целей: получить дипломатическую и военную поддержку стран Европы в войне с Турцией. В случае победы над Турцией – заручится согласием европейских союзников на получение северного Причерноморья. использовать внешнеполитический фактор победы в Азовском походе, поднять престиж России. поиск союзников для войны со Швецией. знакомство Петра I со странами Европы. И, хотя Петр I в составе посольства под именем Петра Михайлова, урядника Преображенского полка фактически лично возглавлял посольство. За два года посольство побывало в Лифляндии, Риге, Кёнигсберге, Голландии, Англии и Австрии. Итогом Великого посольства для внешней политики Петра I стала смена ее курса. Война за выход к Черному морю перестала быть для него актуальной, и в 1700 году он подписал Константинопольский мирный договор с Османской империей. Этот договор закреплял существующее положение – за Россией оставался Азов, а Турции возвращалась часть Поднепровья. Таким образом, Россия фактически отказывалась от своего присутствия на Черном море. Это было вызвано стремлением Петра I завоевать выход к стратегически важному для России морю – Балтийскому. Для этого была неизбежна война со Швецией. В ходе своего визита в Европу, Петр нашел союзника в этой войне – короля Саксонии и Речи Посполитой Августа II, с ним он заключил соглашение против Швеции. В 1699 году это соглашение вылилось в Северный союз с участием Дании. В 1700 году началась война за Балтийское море, длившаяся 21 год и получившая название «Северная война». Северная война. Война началась для России с разгромного поражения под Нарвой в 1700 году. Но это не остановило Петра в своем стремлении завоевать Балтику. Реорганизовав армию, он возобновил военные действия и в 1702 году добился первого успеха – захвачена шведская крепость Нотебург (переименованная Петром в Шлиссельбург). А в 1703 году с захватом крепости Ниеншанц в устье Невы удалось выйти к Балтийскому морю. Тогда же, в 1703 году, был основан Санкт-Петербург – будущая блистательная столица Российской империи. А крепость Кронштадт на острове Котлин стала первой базой российского балтийского флота. Но впереди были еще долгие годы войны - Северная война закончилась только в 1721 году полной победой России. В 1721 году Россия заключила со Швецией Ништадтский мирный договор. Главным итогом войны для России стало ее закрепление на Балтийском море. Война с Турцией. В 1710 году возобновилась война с Турцией, как следствие Азовских походов. В 1711 году Петр I предпринял поход, получивший название Прутский. Он сложился для русской армии крайне неудачно – в июле она оказалась окруженной у реки Прут (38 тыс. русским противостояло 120 тыс. турок и70 тыс. крымских татар). Чтобы спасти армию и самому избежать плена, Петр пошел на переговоры, их результатом стал Прутский договор, согласно ему Россия обязалась вернуть Турции Азов. В 1713 был подписан Андрианопольский мирный договор, подтверждавший Прутский договор. В результате поражения в этой войне Россия лишалась всех завоеваний Азовского похода 1696 года и как следствия теряла выход к Черному морю. Каспийский поход. По окончании Северной войны, в 1722 году Петром была предпринята попытка расширения территорий тогда уже Российской империи за счет Закавказья, принадлежавшего Персии. Получив контроль над этой территорией, он рассчитывал восстановить торговый путь из Индии через Среднюю Азию в Россию и Европу. В 1722-1723 годах Россией было завоевано западное и южное побережья Каспийского моря с городами Дербент, Баку и Решт. Но от походов вглубь Закавказья пришлось отказаться, чтобы избежать новой войны с Турцией, вторгнувшейся в 1723 году в Грузию и Армению. В результате в 1724 году Россия и Турция подписали Константинопольский договор, в нем стороны признавали территориальные приобретения друг друга. Итогом внешней политики Петра I стало значительное расширение территории России, закрепление ее на Балтийском море, установление тесных дипломатических и торговых связей со странами Европы, интеграция в ход мировой политики. Но главное, Петр I своей внешней политикой превратил Московское царство в Российскую империю. |