Главная страница
Навигация по странице:

  • 4. Коммунизм

  • Идея коммунизма

  • Карл Маркс

  • Знаковое событие

  • 16. Проблема образования древнерусского государства. Социально-политическое и экономическое развитие Киевской Руси

  • веках 1.Путь «из варяг в греки»2. Противостояние кочевникам3. Войны с Византией Общественный строй

  • Путь «из варяг в греки».

  • 17. Культура Киевской Руси. Принятие христианства. РАСЦВЕТ КИЕВСКОЙ РУСИ (КОНЕЦ X—ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XI в.)

  • Традиционализм.(

  • Письменность. Просвещение.

  • Литература, устное народное творчество. От домонгольского времени до нас дошли около 150 книг. Древнейшая среди них — «Остромирово Евангелие».

  • «Ипатьевская летопись»

  • «Поучение детям»

  • Архитектура. В середине XI в., при Ярославе Мудром был сооружен Софийский собор

  • Живопись и скульптура. Внутри храма стены украшались фресками и мозаиками. Необходимым украшением храмов были иконы

  • Монументальная скульптура

  • 60 билетов ОТО история.. История история как наука. 1 билет История


    Скачать 5.01 Mb.
    НазваниеИстория история как наука. 1 билет История
    Анкор60 билетов ОТО история
    Дата25.03.2023
    Размер5.01 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаIstoria_60_Biletov.docx
    ТипДокументы
    #1014058
    страница5 из 17
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

    сущность власти Национальная

    основа государства   Воля нации и вождя

    политические действия Национальная революция

    Знаковое событие Нац. германская рев. (1933)

    Нация

    Социальная опора Партия (I)

    Воины (II)

    Национальная буржуазия (III)

    Трудящиеся (IV)

    В 20–40-е гг. ХХ в. в странах Европы, а также в других регионах мира широкое распространение получила идеология фашизма (от лат. fascio – пучок, связка). утверждающая превосходство и исключительность определенной нации или расы и отрицающее как либеральные, так и социалистические ценности.

    4. Коммунизм от латинского communis – «общий». Общественный строй, идеей которого является общая собственность и социальное равенство. Главный принцип коммунизма: «Каждый – по способностям, каждому – по потребностям!».

    Иногда под коммунизмом понимают идеологии, целью которых является создание коммунистического общества: марксизм, социализм, социальный анархизм и другие.

    В отличие от социализма коммунизм нацелен на то, чтобы общими были не только средства производства, но и результат труда.

    Идея коммунизма заключалась не в том, чтобы разрешить конфликт между пролетариатом и буржуазией, а в том, чтобы устранить буржуазию как класс в принципе:

    В то время немецкий философ, писатель и экономист Карл Маркс и его единомышленник историк и предприниматель Фридрих Энгельс создали первую международную партию «Союз коммунистов» и составили «Манифест коммунистической партии», в котором объявили, что гибель капитализма необратима.

    Коммунисты, пришедшие к власти сначала в России в 1917 г.(большевики), азатем и в ряде других стран, были противниками демократии и политическихсвобод (несмотря на то, что формально заявляли об их поддержке) и сторониками вмешательства государства во все сферы жизни общества.

    Идеология в том виде, в каком она стала господствующей в СССР в 1920-е годы, получила название «марксизм-ленинизм».

    сущность власти Классовая

    основа государства   Аппарат классового насилия

    политические действия Экономическая революция

    эконом. программа Ликвидация классов и частной собственности

    Знаковое событие Великая Октябрьска соц. революция (1917)

    Социальная опора Трудовой народ

    События последних десятилетий демонстрирует усиление значимости идеологий в развитии общественных процессов. Помимо отмеченных классических, не перестают развиваться и быть востребованными национальные идеологии, набирают вес и влияние идеологии глобализма и антиглобализма.

    16. Проблема образования древнерусского государства. Социально-политическое и экономическое развитие Киевской Руси 16 билет

    Киевская Русь в IXXI веках

    1.Путь «из варяг в греки»

    2. Противостояние кочевникам

    3. Войны с Византией

    Общественный строй

    Древнерусское государство можно охарактеризовав как раннефеодальную монархию. Политической основой Киевской Руси была княжеская власть, принадлежавшая династии Рюриковичей.

    Русский летописец начала XII в., пытаясь объяснить происхождение Древнерусского государства, в соответствии со средневековой традицией включил в рукопись легенду о призвании в качестве князей тpex варягов — братьев Рюрика, Синсуса и Трувора.

    Собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка.— Авт.) в ней нет. Да пойдите княжить и володеть нами». Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик положил, как считал летописец, начало княжеской династии. После смерти Рюрика другой варяжский князь, Олег (есть сведения, что он был родственником Рюрика), правивший в Новгороде, объединил Новгород и Киев в 882 г. Так сложилось, по мысли летописца, государство Русь (называемое историками также Киевская Русь).

    В IX-X вв. княжеская власть наследовалась от отца к сыну. Во главе государства стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин. Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях — вечевых сходах.

    Походы за сбором дани назывались полюдьем. Сбор дани обычно проходил в ноябре—апреле и продолжался до весеннего вскрытия рек, когда князья возвращались в Киев.

    Хозяйство славян. Основным занятием восточных славян было земледелие.

    Поэтому большую роль в жизни древнерусской деревни приобретала община.

    Каждая такая община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей.

    В общине было две формы собственности — личная и общественная.

    Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника.

    В общем пользовании находились пахотная земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья.

    Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями.

    Общинные традиции и порядки определяли уклад и характерные черты жизни русского крестьянства

    В результате передачи князьями права на владение землей феодалам часть общин попала под их власть. (Феод — наследственное владение, пожалованное князем-сеньором своему вассалу, обязанному за это нести придворную, военную службу

    Общины, не попавшие под власть феодалов, обязаны были платить подати государству, которое по отношению к ним общинам выступало и как верховная власть, и как феодал.

    Крестьянские хозяйства и хозяйства феодалов имели натуральныйхарактер. И те и другие стремились обеспечить себя за счет внутренних ресурсов и еще не работали на рынок.

    Город. Город, как правило, строился на холме, на месте слияния двух рек, так как это обеспечивало надежную оборону от нападения врагов. Центральная часть города, защищенная валом, вокруг которой возводилась крепостная стена, носила название кремля или детинца. Там находились дворцы князей, дворы крупнейших феодалов, храмы, позднее и монастыри. С двух сторон кремль защищала естественная водная преграда. Со стороны основания кремлевского треугольника выкапывали ров, наполняемый водой. За рвом под защитой крепостных стен располагался торг. К кремлю примыкали поселения ремесленников. Ремесленная часть города называлась посадом, а отдельные ее районы, населенные, как правило, ремесленниками определенной специальности,— слободами.

    В большинстве случаев города строились на торговых путях, таких, как путь «из варяг в греки», или Волжский торговый путь, связывавший Русь со странами Востока. Связь с Западной Европой поддерживалась также по сухопутным дорогам.

    Славянское язычество. Древние славяне были язычниками.

    Важнейшими богами славян были Перун — бог грома, молнии, войны; Сварог — бог огня; Велес — покровитель скотоводства; Мокошь — богиня, Особо почитался бог солнца Ярило

    Путь «из варяг в греки». Великий водный путь «из варяг в греки» был своеобразной «столбовой дорогой», связывавшей Северную и Южную Европу

    Наиболее развитые земли славянского мира — Новгород и Киев — контролировали северный и южный участки Великого торгового пути.

    Перед молодым государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с защитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов (с 30-х гг. XI в.— половцев), борьба с экспансией Византии,

    Торговым партнером Руси была могущественная Византийская империя. Киевские князья неоднокраию совершали походы на своего южного соседа.

    В 907 и 911 гг. Олег с войском дважды успешно воевал под стенами Константинополя (Царьграда). В результате этих походов были заключены договоры с греками, составленные, как записал летописец, «на двое харатьи», т. с. в двух экземплярах — на русском и греческом языках. Это подтверждает, что русская письменность появилась задолго до принятия христианства.

    Походы Святослава. Одни историки считают Святослава (957—972) — сына Ольги и Игоря талантливым полководцем

    Перед Святославом стояла задача защитить Русь от набегов кочевников и расчистить торговые пути в другие страны.

    Святослав в ходе своих многочисленных походов начал присоединение земель вятичей, нанес поражение Волжской Болгарии, покорил мордовские племена, разгромил Хазарский каганат, успешно воевал на Северном Кавказе и Азовском побережье, овладев Тмутараканью на Таманском полуострове, отразил натиск печенегов. Он попытался приблизить границы Руси к Византии и включился в болгapo-византийский конфликт, а затем повел упорную борьбу с константинопольским императором за Балканский полуостров.

    Однако борьба с Византией окончилась неудачно

    17. Культура Киевской Руси. Принятие христианства. РАСЦВЕТ КИЕВСКОЙ РУСИ (КОНЕЦ X—ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XI в.) 17 билет

    Владимир I

    При Владимире I (980—1015) все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси.

    Принятие христианства. В 988 г., при Владимире I, в качестве государственной религии было принято христианство.

    Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный — один из учеников Христа

    Как свидетельствует «Повесть временных лет», апостол Андрей установил на киевских холмах крест и предсказал, что Киев будет «матерью городов русских».

    Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Корсуни (Херсонесс) — центре византийских владений в Крыму (Херсонес располагается в черте нынешнего Севастополя).

    Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ.

    Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов.

    Христианство утверждалось медленно.

    Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси.

    Христианство с его идеей вечности человеческой жизни (утверждало идею равенства людей перед Богом.)

    Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси.

    «Божий слуга» — государь был, по византийским традициям и справедливым судьей внутри государственных дел, и доблестным защитником границ державы

    Христианство имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились.

    Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной культуры.

    Во главе Русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах.

    Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви — «десятину» (термин происходит от размеров налога, составлявшего на первых порах десятую часть дохода населения).

    Митрополичья кафедра, епископы, вскоре превратились в крупнейших земельных собственников, оказавших огромное влияние на ход исторического развития страны.

    Ярослав Мудрый.

    При Ярославе Мудром (1019—1054) Киевская Русь достигла наивысшего могущества.

    При Ярославе Мудром Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем.

    Сам князь назывался, подобно византийским правителям, царем, о чем свидетельствует надпись XI в. на стене Софийского собора

    При Ярославе Мудром Русь достигла широкого международного признания. С семьей киевского князя стремились породниться крупнейшие королевские дворы Европы.

    Характерной чертой культуры этого времени является

    1. Традиционализм.(авторитет старины),

    2. Господство в идеологии религиозного мировоззрения.

    Русская культура формировалась и развивалась в общем русле европейской культуры

    К сожалению, многие памятники культуры до нас не дошли. Значительная часть их погибла в огне пожаров, нашествий, войн.

    Например, когда в 1382 г. ордынцы осаждали Москву, ее жители снесли книги в кремлевский собор. Летописец записал: книг было так много, что они подпирали своды здания. Когда же Тохтамыш обманом ворвался в Кремль, то эти несметные книжные богатства сгорели.

    Культура Киевской Руси унаследовала культуру восточно-славянских племен.

    Отличительной чертой культуры Киевской державы был синтез достижений восточного славянства и христианской культуры Византии.

    Письменность. Просвещение.

    Принятие христианства способствовало дальнейшему развитию письменности, просвещения.

    Братья-миссионеры из греческого г. Салоники Кирилл и Мефодий создали глаголический алфавит (глаголицу), который, в свою очередь, был вскоре переработан ими с использованием греческого письма, так появилась нынешняя азбука, кириллица, которой мы пользуемся до сих пор.

    Основными центрами обучения грамоте были школы при монастырях и церквах, где осваивали не только навыки чтения и письма, но и высшие науки того времени (богословие, грамматику, диалектику, риторику и т. п.).

    В 1951 г. археологи в Новгороде обнаружили берестяные грамоты. В настоящее время найдено более 700 грамот —в Новгороде, Смоленске, Москве и других городах.

    Литература, устное народное творчество.

    От домонгольского времени до нас дошли около 150 книг. Древнейшая среди них — «Остромирово Евангелие». Оно было написано в 1056—1057 гг. для новгородского посадника Остромира, по имени которого и получило свое название.

    В то время писали на пергаменте (иначе его называли харатья, кожа, мех). Пергамент изготовляли, как правило, из специально выделанной телячьей кожи. Текст начинали писать с большой красной буквы — заставки (до сих пор сохранилось выражение «писать с красной строки»). Книги часто украшали рисунками, называемыми миниатюрами. Сшитые листы книги переплетали, закладывая между двумя досками, которые обтягивали кожей (отсюда выражение «прочесть от доски до доски»). Книги стоили дорого, поэтому их тщательно хранили, передавая как часть наследства.

    Широкое распространение на Руси получила переводная литература как религиозного, так и светского содержания. К последней относилась знаменитая «Александрия», рассказывавшая о подвигах и жизни Александра Македонского.

    Создавались оригинальные сочинения древнерусских авторов. В отличие от европейских стран, где литературным языком была латынь, на Руси писали на родном языке.

    Среди жанров древнерусской литературы первое место занимает летопись. Историки выделяют несколько летописных сводов, которые предшествовали созданию самой знаменитой летописи Древней Руси — «Повести временных лет», составленной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале XII в.

    «Ипатьевская летопись» названа так потому, что обнаружена в одноименном монастыре под Костромой.

    Одними из самых знаменитых на Руси стали «жития» князей Бориса и Глеба, убитых братом Святополком в междоусобной борьбе в 1015 г.

    Из наиболее известных сочинений того времени следует назвать «Поучение детям» Владимира Мономаха.

    Самое выдающееся произведение периода удельной раздробленности — бессмертное «Слово о полку Игореве», гордость нашей литературы.

    Наряду с письменной литературой широкое развитие получило устное народное творчество, и прежде всего знаменитые былины, повествующие о героической борьбе народа против кочевников, о его созидательном труде.

    Ремесло.

    Выдающееся развитие в те далекие времена получило ремесло.

    В древнерусских городах работали ремесленники более 60 специальностей.

    Прославились русские ремесленники, занимавшиеся литьем колоколов, ювелиры, стеклоделы.

    С середины X в. было широко развито производство кирпича, многоцветной керамики, предметов обработки дерева и кожи. Значительное развитие получило производство оружия — кольчуг, колющих мечей, сабель.

    Архитектура.

    В середине XI в., при Ярославе Мудром был сооружен Софийский собор (1037), имевший 13 куполов.

    Тогда же были воздвигнуты Золотые ворота в Киеве.

    На территории Руси известно около 15 каменных храмов XI — начала XII в., близких по стилю.

    Принципы строительства храмов были заимствованы из Византии.

    В Новгороде наиболее распространенным строительным материалом был известняк.

    В отличие от Новгорода и Киева во Владимиро-Суздальской Руси основным строительным материалом был камень.

    К памятникам архитектуры Владимиро-Суздальской Руси относятся сохранившиеся до наших дней, хотя порой и в перестроенном виде Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире.

    Живопись и скульптура.

    Внутри храма стены украшались фресками и мозаиками.

    Необходимым украшением храмов были иконы (от греч. eikon — изображение, образ). Иконы того времени, как правило, являлись принадлежностью храмов и были довольно большими по размеру, первые на Руси иконы были написаны греческими мастерами.

    Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках, выполненное неизвестным греческим живописцем на рубеже XI—XII вв. Эта икона получила название Владимирской Богоматери и стала своеобразным символом Руси (в настоящее время она хранится в Третьяковской галерее).

    Монументальная скульптура языческих времен не получила значительного развития, так как православная церковь видела в ней напоминание о низвергнутых идолах и языческой вере. Зато широкое развитие получила резьба по дереву и камню, особенно в украшении стен храмов.

    18. Социально-политическое и экономическое развитие русских княжеств периода феодальной раздробленности. Золотая Орда. 18 билет

    Феодальная раздробленность на Руси явилась закономерным итогом экономического и политического развития раннефеодального общества.

    Княжеские и боярские вотчины, как и крестьянские общины, платившие подати государству, имели натуральный характер.

    Их связи с рынком были весьма слабыми и нерегулярными. Господство натурального хозяйства открывало каждому региону возможность отделиться от центра и существовать в качестве самостоятельной земли или княжества.

    Местные бояре, опиравшиеся на военную мощь своего князя, теперь больше не хотели зависеть от центральной власти в Киеве.

    Главной силой разъединительного процесса выступило боярство. Опираясь на его мощь, местные князья сумели установить свою власть в каждой земле.

    Однако впоследствии между усилившимся боярством и местными князьями возникли неизбежные противоречия, борьба за влияние и власть

    В Новгороде, а позднее в Пскове установились боярские республики.

    Сложились полтора десятка самостоятельных княжеств и земель, где правили местные династии.

    В результате дробления в качестве самостоятельных выделились княжества:

    • Киевское,

    • Черниговское,

    • Переяславское,

    • Муромское,

    • Рязанское,

    • Ростово-Суздальское,

    • Смоленское,

    • Новгородская и Псковская земли

    Политическая раздробленность не означала разрыва связей между русскими землями, не вела к их полной разобщенности. Об этом свидетельствуют единая религия и церковная организация, единый язык, действовавшие во всех землях правовые нормы «Русской Правды».
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


    написать администратору сайта