Главная страница
Навигация по странице:

  • Объедините слова с твердым согласным перед [э] в одну группу, а с мягким - в другую. Для каких слов характерна вариантная норма

  • 1. Найдите стилистические ошибки в предложениях. Чем они вызваны Какой критерий культуры речи нарушен

  • русский. Рассказа А. П. Чехова Толстый и тонкий


    Скачать 37.28 Kb.
    НазваниеРассказа А. П. Чехова Толстый и тонкий
    Анкоррусский
    Дата28.12.2021
    Размер37.28 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файларусский.docx
    ТипРассказ
    #320817

    Объект моего исследования – текст рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий».

    Предметом исследования работы являются стилистические приемы, встречающиеся в данном рассказе.

    Цель моей работы – исследование особенностей использования стилистических приемов в данном рассказе.

    Соответственно с поставленной целью ставятся следующие задачи:

    Изучить понятие «языковые средства выразительности».

    Ознакомиться с видами средств выразительности.

    Найти и перечислить наиболее встречающиеся языковые средства в рассказе А.П.Чехова «Толстый и тонкий

    1. Понятие «Языковые средства выразительности».

    Языковые средства выразительности – это те художественно выразительные средства, которые придают нашей речи, литературным произведениям, яркость, красочность, лексическую и эмоциональную выразительность. Они помогают выразить отношение автора к предмету обсуждения, обратить внимание на самые выразительные черты предмета, события или явления.

    Средства выразительности языка делятся на фонетические, лексические и синтаксические средства.

    Фонетические:

    Аллитерация – повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении).

    Ассонанс - приём звуковой организации текста, особенно стихотворного: повторение гласных звуков — в отличие от аллитерации (повтора согласных). У наших ушки на макушке!

    Фонетические средства выразительности характерны только для поэтической речи.

    Лексические:

    Эпитет - художественно-образное определение, подчеркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления; применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы и т.д.

    Сравнение – вид тропа, распространённая форма, основанная на сопоставлении одного явления или предмета другому на основании общего у них признака.

    Метафора – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком- либо отношении двух предметов или явлении: Крыло самолёта (крыло птицы); золотые руки (золотое кольцо).

    Метонимия – употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними: читал охотно Апулея, а Цицерона не читал.

    Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения какого-либо предмета или явления. В сто сорок солнц закат пылал.

    Литота – образное выражение, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета: мальчик с пальчик, мужичок с ноготок.

    Аллегория – троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлечённого понятия при помощи конкретного жизненного образа. Например, в баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи.

    Перифраз – троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления, описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты: Туманный Альбион (вместо «Англия»).

    Оксюморон – стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое, в результате которого возникает новое смысловое качество: горькая радость, звонкая тишина.

    Ирония – троп состоящий в употреблении слова или выражения содержащего в себе оценку того, что осмеивается: отколе, умная, бредёшь ты, голова? (И.А. Крылов).

    Синтаксические:

    Анафора – повторение звуков, слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф. «Задремали звезды золотые…» – повторение начальных звуков.

    Эпифора – стилистическая фигура, противоположная анафоре, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда: Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?

    Антитеза – стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путём резкого противопоставления понятий, мыслей, образов: богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.

    Градация - стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывании, при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся смысловое или эмоционально-экспрессивное значение: я победил его, разгромил, уничтожил.

    Эллипсис – пропущенный элемент высказывания, легко восстанавливающийся в данном контексте или ситуации: Шампанского! (А.Н.Островский)

    Инверсия – расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный(прямой) порядок, с целью усилить выразительность речи: Сначала очень была огорчена(А.С.Пушкин)

    Синтаксический параллелизм – одинаковое синтаксическое построение, расположение однородных членов предложения, соседних предложений или оборотов речи: Ах, кабы на цветы не морозы, и зимой бы цветы расцветали.

    Риторический вопрос – один из стилистических фигур, состоящий в высказывании утверждения в вопросительной форме. На риторический вопрос не ожидается ответа: на кого не действует новизна?

    Риторическое восклицание – стилистическая фигура, служащая для усиления чувств.

    Риторическое обращение – высказывание адресуется неодушевлённому предмету, отвлечённому понятию, отсутствующему лицу: Мечты, мечты! Где ваша сладость?

    Парцелляция – такое членение предложения, при котором содержания высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно- смысловых, речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы: С девушкой он вскоре

    поссорился. И вот из-за чего.

    Умолчание – оборот речи, заключающийся в том, что автор не до конца выражает мысль предоставляя читателю или слушателю саму догадаться, что именно осталось не высказанным: Но смерти… но власть… но бедствия народны..

    Многосоюзие – один из стилистических фигур, который состоит в намеренном увеличении количества союзов в предложении, благодаря чему выделяются отдельные слова, замедляется интонация, усиливается выразительность речи: И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы.

    Бессоюзие – оборот в поэтической речи, который состоит в пропуске между словами и предложениями соединительных союзов. Их отсутствие придаёт речи стремительность, выразительность: Люди знали: где-то, очень далеко от них идёт война.

    2. Анализ языковых средств выразительности в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий».

    Антон Павлович Чехов – удивительный писатель. Известно множество рассказов маленьких, но довольно интересных. Я не случайно обратился к творчеству этого великого русского писателя. Мне захотелось узнать, почему его рассказы так малы по объёму, но очень интересны.

    Чехов сам писал: “Умею коротко говорить о длинных вещах”. Действительно, все коротко, но емко. Добивается он этого с помощью целой системы выразительных средств.

    Уже в заглавии рассказа «Толстый и тонкий» заложена антитеза. Да и во всём рассказе антитеза – это главный приём, который использует автор. В нём заложен весь смысл произведения.

    Действие рассказа начинается внезапно: «На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий». Дружескую атмосферу встречи автор передаёт через инверсию («встретились два приятеля»). Для показа настроения автор использует восклицательные и вопросительные предложения и обращения: «Порфирий! Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет? – Батюшки! Миша! Друг детства! Милый мой! Вот не ожидал! Вот сюрприз! Ах, ты господи! Ну, что же ты? Богат? Женат? Это, Нафаня, друг моего детства! В гимназии вместе учились! Детьми были!».

    Нельзя не удивляться мастерству писателя в умении характеризовать героев. Чехов не описывает внешность, он обращает внимание на главное: «Толстый только что пообедал, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились. Здесь автор использует метафору («лоснились губы»), сравнение («как спелые вишни»), эпитеты («толстый и тонкий»). Тонкий же был навьючен чемоданами, узлами и картонками» (ряды однородных членов). Для усиления выражения радости «тонкого», которые произносят монолог, не даёт разговориться «толстому» автор умело использует и лексический повтор («Тебя дразнили… Тебя дразнили Геростратом», «Жена моя, Луиза, урождённая в Ванценбах… лютеранка…Обращение к сыну: «Нафаня»). Читателю не очень важно знать про сына, про жену тонкого, но это необходимо для создания общей картины.

    Действие развивается очень быстро. В результате изменения ситуации внезапно приходит развязка. Оказывается, что «толстый» “уже до тайного дослужился”. Стоит «тонкому» узнать это, и дружественная атмосфера вдруг куда-то пропадает. Он запинается теперь еще чаще, но уже не от радости. Чехов пишет: “Тонкий вдруг побледнел, окаменел" (градация), но скоро лицо его покривилось во все стороны широчайшей улыбкой (эпитет) ; казалось, от лица его посыпались искры (метафора). Сам он съежился, сгорбился, сузился...”(градация); Его чемоданы, узлы и картонки съёжились, поморщились (олицетворение). А дружественное обращение “милый мой” быстро заменяется на “Ваше превосходительство”. Тонкий вдруг стал часто прибавлять “-с” («такие вельможи-с», «помилуйте-с»), междометия «хи-хи», «ваше превосходительство; сын мой Нафанаил… жена Луиза… лютеранка…(лексический повтор), «почтительной кислоты» (олицетворение), да и прежних восклицаний поубавилось, его тон меняется на благоговейный и почтительный.

    Во второй части рассказа важную роль для раскрытия образа коллежского асессора играют метафора («окаменел»), сравнение («казалось… от лица и глаз его посыпались искры»), олицетворение (коробки, узлы «съежились, поморщились»). Так в рассказе «Толстый и тонкий» Чехов высмеивает низкопоклонство, трусость, приспособленчество героя. Причем делает Тонкий это неосознанно, по привычке, не обращая внимания на слова бывшего товарища: «Ну, полно… И к чему этот тон?».

    Когда “приятели” прощались, тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем. Эта сцена смешна и печальна. Так в форму рассказа Чехов смог вместить огромное социально-философское и психологическое содержание. Даже то, что у героев рассказа нет имен, говорит о типичности таких людей. Рассказ А. П. Чехова “Толстый и тонкий” актуален и сейчас, ведь чинопочитание, преклонение перед должностью (за которой порой личность человека остается незамеченной) часто встречаются и в наши дни. Но талант Чехова заключается не только в том, что он видит и поднимает в своих произведениях социальные проблемы, но и в том, какими средствами он этого достигает. Читая А. П. Чехова, мы не перестаем восхищаться даром великого мастера слов.

    Современному обществу нужны грамотные, образованные люди, умеющие ясно и чётко излагать свои мысли, быть эрудированными во всех сферах жизни.

    Речь молодого человека – выпускника школы должна быть яркой, образной, выразительной, для этой цели мы должны знать языковые средства выразительности.

    На примере рассказа Антона Павловича Чехова «Толстый и тонкий» я увидел, как с помощью средств выразительности автор раскрыл внутренний мир своих героев, смог помочь нам понять их характеры, увидеть авторское отношение к ним.

    Используя знания о языковых средствах выразительности, я смогу хорошо выполнить задание 24 теста по русскому языку и получить высокий балл по ЕГЭ.

    Список использованной литературы

    1. «Словарь литературоведческих терминов» редакторы-составители: Л.И. Тимофеев,

    С.В. Тураев

    2. А. П. Чехов «Толстый и тонкий». Рассказ

    10В отличие от метафоры метонимия не предусматривает какого-то либо сходства между

    предметами.

    Метафора позволяет заменять одно слово другим произвольно, по некоторому

    сходству. Например, «горячее сердце» - метафора, основанная на сходстве сильного

    чувства с высокой температурой. Если в выражение можно подставить слова «как» или

    «словно» - то перед нами метафора.

    Метонимия подразумевает, что обозначаемые предметы логически связаны друг с

    другом. «Попал в больницу с сердцем» - это метонимия, подразумевается сердечный

    приступ, инфаркт.

    Метонимические переносы обладают большим разнообразием по характеру

    лексических преобразований. Рассмотрим некоторые разновидности метонимии.

    B обыденной речи метонимии места встречаются часто. Haпpимep, говорят: «самовар

    кипит» или «чайник вскипел», но кипит не сам самовар или чайник, a вода в них; «лампа

    горит», но горит не сама лампа, a керосин или масло в ней; «я всю тарелку съел», «он целый

    стакан выпил», но едят не тарелки и пьют не стаканы, a то, что на них положено или в них

    налито.

    Синекдоха — это художественный троп, который создается переносом наименования

    предмета с его части на целое и наоборот.

    Некоторые теоретики называют синекдоху одним из видов метонимии, основанной на

    смежности. Так в учебнике филологических специальностей «Введение в

    литературоведение» (1988) под редакцией Г.Н. Поспелова синекдоха определена как

    количественная метонимия.

    В данном пособии выделяются разновидности количественной метонимии.

    Одним из видов синекдохи является обозначение целого предмета через наименование

    его части.

    Haпpимep, «на заводе не хватает рабочих рук»; «под его командой был отряд в двести

    штыков»; «я ее теперь на порог не пущу»; «за последние годы в колхозе удвоилось

    количество голов скота».

    Другой вид — словосочетания, в которых множество какого-либо рода явлений или

    предметов обозначается через одно такое явление или предмет. Haпpимep: «медведь в этих

    лесах не водится»; «русский человек этого не может понять»; «студент теперь пошёл

    пытливый, требовательный»; «наш бpaт-пeдaгoг».

    Разновидностью синекдохи также является употребление собственных имена в

    нарицательном значении. Haпpимep: «ты что же, Пушкиным себя вooбpaжaeшь?»; «нам

    Суворовы и Кутузовы нужны»; «y нас драматургов много, но Шекспиров пока нет».

    Другие специалисты считают, что метонимия и синекдоха разные явления.

    Метонимия - это скорее сжатое описание предмета. Синекдоха - упоминание части, при

    котором целое лишь подразумевает. От этого в синекдохе более выражен переносный

    смысл, чем в метонимии, объясняет М. Петровский в «Литературной энциклопедии» 1925

    года.

    Однако сходство двух тропов настолько велико, что иногда одно и то же выражение

    можно трактовать и как синекдоху, и как метонимию.

    Например, у А.С. Пушкина в «Медном всаднике»: «Все флаги в гости будут к нам».

    Если считать, что «флаг» означает корабль, то это синекдоха - часть корабля означает

    корабль в целом.

    Если же «флаг» понимать как нацию, народ - это скорее метонимия, замена реального

    понятия другим словом в переносном значении.

    Подобные трудности с трактовкой неизбежны:

    Слова с твердым согласным перед [э]: альтернатива, анестезия, антенна, артерия, бактерия, бандероль, бассейн, вундеркинд, генетика, геодезия, гротеск, детектив, индекс, модель, панель, темп, шедевр, шинель, экземпляр, экспресс.

    Слова с мягким согласным перед [э]: берет, бизнес, велотрек, гейзер, дебют, дегустация, демагог, депо, депрессия, интеллект, крепдешин, полонез, рельс , сервис, синтез, терапевт, федерация, форель, штемпель, штепсель.

    Слова, для которых характерна вариантная норма произнесения согласного: гипотеза, декан, идентичный, кларнет, нейрохирург, нейрон, партер, протез, протекция, рейд, стратегия, тезис, термос, террор,эстет.

    Твёрдый согласный:

    Альтернатива, анестезия, антенна, артерия, бактерия, бизнес, велотрек, вундеркинд, генетика (вторая "е), геодезия (вторая "е"), гротеск, декан, депо, детектив, идентичный, кларнет, индекс, модель, нейрохирург, панель, партер, полонез, протез, протекция, синтез, тезис, темп, термос, форель, шедевр, штемпель, штепсель, экземпляр, экспресс, эстет.

    Мягкий:

    Бандероль, бассейн, берет, гейзер, генетика (первая "е"), гипотеза, дебют, дегустация, демагог, депрессия, интеллект, кларнет, крепдешин, нейрон, рейд, рельс, сервис, стратегия, терапевт, террор, федерация, форель, шинель.

    Задание №3


    Объедините слова с твердым согласным перед [э] в одну группу, а с мягким - в другую. Для каких слов характерна вариантная норма?

    Альтернатива, анестезия, антенна, артерия, бактерия, бандероль, бассейн, берет, бизнес, ватерлиния, велотрек, вундеркинд, гейзер, генетика, геодезия, гипотеза, гротеск, дебют, дегустация, декан, демагог, депо, депрессия, детектив, идентичный, индекс, интеллект, кларнет, крепдешин, модель, нейрохирург, нейтрон, панель, партер, полонез, протез, протекция, рейд, рейсфедер, рельс, сервис, синтез, стратегия, тезис, темп, терапевт, термос, террор, федерация, форель, шедевр, шинель, штемпель, штепсель, экземпляр, экспресс, эстет.

    Твердые и мягкие согласные различаются особенностями артикуляции, а именно положением языка: при образовании мягких согласных все тело языка сдвигается вперед, а средняя часть спинки языка приподнимается к твердому нёбу, при образовании твердых согласных тело языка сдвигается назад.

    Согласные образуют 15 пар, противопоставленных по твердости / мягкости: [б] – [б’], [в] – [в’], [г] – [г’], [д] – [д’], [з] – [з’], [к] – [к’], [л] – [л’], [м] – [м’], [н] – [н’], [п] – [п’], [р] – [р’], [с] – [с’], [т] – [т’], [ф] – [ф’], [х] – [х’].

    К твердым непарным относят согласные [ц], [ш], [ж], а к мягким непарным – согласные [ч’], [щ’], [й’] (непарным мягким является также звук [ж’], встречающийся в некоторых словах в речи отдельных носителей языка).

    Согласные [ш] и [щ’] (а также [ж] и [ж’]) пар не образуют, так как отличаются не только твердостью / мягкостью, но и краткостью / долготой.

    Сказанное можно обобщить в следующей таблице:

    парные (15 пар)

    непарные

    твердые

    б в г д з к л м н п р с т ф х

    ж ш ц

    мягкие

    б’ в’ г’ д’ з’ к’ л’ м’ н’ п’ р’ с’ т’ ф’ х’

    ч’ щ’ й’

    Твердая согласная

    Мягкая согласная

    Альтернатива, антенна, берет, бизнес, ватерлиния, вундеркинд, гейзер, генетика, геодезия, гротеск, дегустация, депрессия, детектив, идентичный, индекс, крепдешин, модель, нейрохирург, партер, полонез, протез, рейсфедер, синтез, тезис, термос, форель, шедевр, штемпель, штепсель, экземпляр, эстет.

    анестезия, артерия, бактерия, бандероль, бассейн, дебют, велотрек, гипотеза, декан, демагог, депо, интеллект, кларнет, нейтрон, панель, протекция, рейд, рельс, стратегия, темп, терапевт, террор, федерация, шинель, экспресс,

    Задание №4

    Задание №8

    Поставьте ударения в грамматических формах следующих слов.

    Балова'ть - балу'ю - балует - балованный.

    балова’ть(ся), - лу’ю(сь), - лу’ешь(ся)

    Важный — важна — важно — важны.

    ва’жный, ва’жен, важна’, ва’жно, важны’ (сущест­вен­ны) и ва’жны (напыщенны)

    Гна'ть - г'онит - гна'ла - гна'ли.

    Дли'нный — длинна' - длинно - длинны.

    Жда'ть — ждала' — ждало' — жда≈ли.

    Звони'ть — звони'т - звони'шь - звоня'т.

    Краси'вый - краси'вее - краси'вейший.

    Ломоть — ломтя — ломти.

    ломо’ть, - мтя’; мн. ломти’, - е’й

    Нача'ть - начал - начала - начали.

    нача’ть, начну’, начнёшь; на’чал, начала’, на’чало, на’чали

    Пон'ять - понял - поняла' - поняли.

    Равный - равна - равны.

    равный, ра’вен, равна’, равно’, равны’

    Сердиться - сердится - сердятся.

    серди’ть, сержу’, се’рдишь

    Це'лый — це'л — цела' — цело'.

    Я'сли - яслей — в яслях.

    Орфоэпические нормы - это произносительные нормы устной речи. Их изучает специальный раздел языкознания - орфоэпия (греч. orthos - правильный и epos - речь). Орфоэпия определяет произношение отдельных звуков в тех или иных фонетических позициях, в сочетаниях с другими звуками и т.д. Основные правила литературного произношения: 1) произношение гласных. Четко произносятся только ударные гласные, в безударном положении гласные утрачивают ясность и четкость звучания, их произносят с ослабленной артикуляцией; 2) произношение согласных. Происходит обязательное оглушение звонких согласных в конце слова, а в сочетаниях звонкого и глухого (либо глухого и звонкого) согласных первый из них уподобляется второму; 3) произношение заимствованных слов. Оно, как правило, подчиняется современным орфоэпическим нормам и редко отличается некоторыми особенностями, например, произношение звука [о] в безударных слогах (м[о]дель, [о]тель, [о]азис) или твердых согласных перед гласным е (ст[э]нд, кашн[э], код[э]кс).

    Упражнения:

    1) Объедините слова с твердым согласным перед [э] в одну группу,

    с мягким согласным - в другую. Выделите слова, для которых характерна вариантная норма произнесения согласного. При выполнении упражнения пользуйтесь «Орфоэпическим словарем русского языка».

    Альтернатива, анестезия, антенна, артерия, бактерия, бандероль, бассейн, берет, бизнес, ватерлиния, велотрек, вундеркинд, гейзер, генетика, геодезия, гипотеза, гротеск, дебют, дегустация, декан, демагог, депрессия, детектив, идентичный, индекс, интеллект, модель, нейтрон, панель, партер, протез, рейд, сервис, синтез, стратегия, тезис, терапевт, термос, террор, форель, шедевр, шинель, экземпляр, экспресс.

    2) Поставьте ударения в грамматических формах следующих слов. Произнесите их вслух, соблюдая правильное ударение.

    ответ:Балова'ть - балу'ю - балу'ет – бало'ванный; Ва'жный - важна' - ва'жно – ва'жны'.

    Гна'ть - го'нит - гнала' – гна'ли; Дли'нный - длинна' - дли'нно - длинны'.

    Жда'ть - ждала' - жда'ло – жда'ли; Звони'ть - звони'т - звони'шь - звоня'т.

    Краси'вый - краси'вее – краси'вейший; Ломо'ть - ломтя' – ломти'.

    Нача'ть - на'чал - начала' – на'чали; Поня'ть - по'нял - поняла' - по'няли.

    Равный – равна – равны; Сердиться - сердится - сердятся.

    Це'лый - це'л – цела' – це'ло; Я'сли - я'слей - в я'слях.

    3) Поставьте в словах ударение. Ответ: А'вгустовский, аге'нт, балова'ть, библиоте'ка, бла'га, бомбардирова'ть, валово'й, высоко', договоре'нность, заку'порить, за'говор, заискри'ть, закли'нить, и'конопись, инструме'нт, и'скра, кварта'л, киломе'тр, креме'нь, ку'хонный, мышле'ние, обеспе'чение, парте'р, портфе'ль, приобрете'ние, тамо'жня, тво'ро'г, усугуби'ть, цеме'нт, хода'тайство, щаве'ль, якша'ться

    4) Прочитайте слова, обращая внимание на место ударения. Объясните их значение:

    Ле´дник – ледни´к, па´рить – пари´ть, на´голо – наголо´, а´тлас – атла´с, бро´ня – броня´, ви´дение – виде´ние, у´гольный – уго´льный, про´клятый – прокля´тый, хло´пок – хлопо´к, о´рган – орга´н, хо´ры – хоры´;

    языко´вая – языкова´я; занято´й – за´нятый; развито´й – ра´звитый – разви´тый; обходно´й – обхо´дный; переходно´й – перехо´дный; переносно´й – перено´сный; призывно´й – призы´вный; характе´рный – хара´ктерный; чудно´й – чу´дный.

    ответ: ледник-погреб ледник-масса льда, парить-веником в бане парить-в воздухе, наголо-полностью наголо-вывув из ножен (шашку), атлас-географический атлас атлас-ткань, броня-снарядиться броней броня-старйха бронит старика, видение-зрение видение-образ, угольный-содержащий уголь угольный-бассейн, проклятый-подвергнут к проклятию проклятый-ненавистный, хлопок-волокно хлопок-в ладоши, орган-чувс.человека орган-инструмент, хоры-галерея хоры-пение, языковая-колбоса языковая-подготовка, занятой-человек занятый-дом, развитой-достигший высокой степени сравнения развитый-зрелость развитый-раскрученный, обходной-лист обходный-тот, кто совершает обход, переходной-возрост переходный-процесс, переносной-светильник переносный-смысл, призывной-пункт призывный-клич, характерный-обладающий ярко выраженными, своеобразными чертами характерный-барин, чудной-вызывающее удивление, недоумение чудный-прекрасный.

    Грамматика - один из разделов языкознания, который делится на морфологию и синтаксис. Морфологические нормы требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа существительных, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и др.). Синтаксические нормы предписывают правильное построение основных синтаксических единиц словосочетаний и предложений.

    Упражнения:

    1) Подберите прилагательные, правильно согласуя их с существительными. Какие факторы влияют на форму рода несклоняемых существительных?

    Авеню, бра, безе, евро, жюри, кенгуру, киви, кольраби, коммюнике, кофе, пенальти, салями, сирокко, табу, цеце, цунами, Батуми, Калахари, Миссисипи. Ответ: широкая авеню, хрустальное бра, легкое безе, коллекционный евро, строгое жюри, быстрый кенгуру, вкусный киви, незрелая кольраби, содержательное коммюнике, чёрный кофе, повторный пенальти, вкусная салями, знойный сирокко, первобытное табу, африканская цеце, опасное цунами, солнечный Батуми, знойная Калахари, широкая Миссисипи.

    2) Образуйте форму именительного падежа множественного числа от данных существительных:

    Корпус... (здания, войскового соединения) – корпус... (туловища); образ... (иконы) – образ... (художественно-литературные); орден... (знаки отличия) – орден... (рыцарские и монашеские общества); повод... (поводья) – повод... (побуждения).

    Ответ:Корпуса (здания, войскового соединения) – корпусы (туловища); образа (иконы) – образы (художественно-литературные); ордена (знаки отличия) – ордены (рыцарские и монашеские общества); повода (поводья) – поводы (побуждения).

    3) Раскройте скобки, выберите подходящий вариант:

    1. Для проведения бесед и докладов были подобраны квалифицированные (лекторы – лектора). 2. Крупные (лоскуты, лоскутья) разноцветной кожи лежали в углу сапожной мастерской. 4. Мальчик в изодранной курточке и брюках бежал вперёд, (лоскуты, лоскутья) его одежды развевались на ветру. 5. Пастух приложил к губам свою дудочку, и медленно стали разноситься тихие, переливчатые (тоны, тона). 6. Яркая луна взошла над горизонтом, небо и море окрасились в мягкие тёмно-синие (тоны, тона). 7. Водить автобусы по горным дорогам могут только опытные (шофёры, шофера). 8. Многочисленные (прожекторы, прожектора) ярко освещали площади и улицы города. 9. В доме отдыха оказались представители самых разнообразных профессий: врачи, (учители, учителя), (бухгалтеры, бухгалтера), (инженеры, инженера), (кондукторы, кондуктора) железнодорожных поездов. 11. Важнейшие (секторы, сектора) института были реорганизованы. 12. Из ворот выехали пятитонные грузовики, (кузовы, кузова) их до краёв были наполнены мешками и ящиками. Ответ: 1. Для проведения бесед и докладов были подобраны квалифицированные лекторы. 2. Крупные лоскуты разноцветной кожи лежали в углу сапожной мастерской. 4. Мальчик в изодранной курточке и брюках бежал вперёд, лоскутья его одежды развевались на ветру. 5. Пастух приложил к губам свою дудочку, и медленно стали разноситься тихие, переливчатые тоны. 6. Яркая луна взошла над горизонтом, небо и море окрасились в мягкие тёмно-синие тона. 7. Водить автобусы по горным дорогам могут только опытные шофёры. 8. Многочисленные прожектора ярко освещали площади и улицы города. 9. В доме отдыха оказались представители самых разнообразных профессий: врачи, учителя, бухгалтеры, инженеры, кондуктора железнодорожных поездов. 11. Важнейшие секторы, института были реорганизованы. 12. Из ворот выехали пятитонные грузовики, кузова их до краёв были наполнены мешками и ящиками.

    4)От данных существительных образуйте формы Им.п. мн.ч. и Р.п. мн.ч. Выделите существительные, имеющие варианты.

    Апельсин, бухгалтер, гектар, год,гусар, доктор, катер, килограмм, мандарин, отпуск, полотенце, рельс, томат, торт, англичанин, баклажан, бурят, вафля, гренадер, кочерга, носок, чулок, сапог, свеча, туфель, цапля, ясли.

    Ответ: им. п. мн.ч. р.п. мн. ч.

    апельсины-апельсинов

    бухгалтеры-бухгалтеров

    гектары-гектаров

    годы-годов

    гусары-гусаров, гусар

    доктора-докторов

    катеры-катеров

    килограммы-килограммов

    мандарины-мандаринов

    отпуска-отпусков

    полотенца-полотенец

    рельсы-рельсов

    томаты-томатов

    торты-тортов

    англичане-англичан

    баклажаны-баклажанов

    буряты-бурятов

    вафли-вафель

    гренадеры-гренадеров

    кочерги-кочерег

    носки-носков

    чулки-чулок

    сапоги-сапог

    свечи-свечей

    туфли-туфлей

    цапли-цапель

    ясли-яслей

    существительные имеющие варианты: год-лет

    7) Раскройте скобки и выберите нужную падежную форму. Укажите возможные варианты: Ждать (автобус, автобуса), ждать (встречу, встречи), ждать (решение, решения), искать (поддержку, поддержки), искать (дорогу, дороги), искать (спасение, спасения), искать (славу, славы). Ответ: Ждать автобус, ждать встречи, ждать решения, искать поддержку, искать дорогу, искать спасения, искать славы.

    2) Определите по толковым словарям значения следующих синонимов, их стилистическую окраску, а также их происхождение в русском языке: в каких прямых и переносных значениях и устойчивых контекстах употребления они могут заменять друг друга, а в каких нет и почему (приведите для подтверждения своего ответа примеры словосочетаний и предложений с этими словами):

    Восстановление – реставрация, агитация – пропаганда, авария - катастрофа, осваивать - обживать, сотрудничество – взаимодействие, импульс - толчок, регион - район, реформа - изменение. Ответ: Восстановление – реставрация (позд. лат.). Востановление/реставрация здании. Востановление(спец.)

    Агитация (лат.)-пропаганда (лат.). Антигосударственная пропаганда/агитация. Пропаганда здорового образа жизни. Агитация-распространение, к-либо настроения в пользу, к-либо идеи. Пропаганда-распространение идей.

    Авария(фран.)-катастрофа(греч.). Авария- повреждение. Катастрофа-1) неожиданное событие в романах, драмах, служащее разведкой. 2) ужасное проишествие. Имеет большуюэкспрессию и трагизм, чем авария. Автомобильная авария/катастрофа. Натянутое отношение супругов должно же было наконец разрешиться в какую-нибудь катастрофу.

    Осваивать- обживать. Осваивать- учиться пользоваться чем-либо. Обживать-осваивать новые места. Осваивать новый компьютер. Обживать новый дом.

    Сотрудничество-взаимодействие. Сотрудничество-участие в каком-либо общем деле. Взаимодействие (книж.) -взаимная связь;(психол.)-процесснепосредственного воздействия объектов друг га друга, порожающий их взаимную обусловленность и всязь. Наша компания сотрудничает/взаимодействует с редакцией газеты "К". После появления квант. теории поля представление о взаимодействии существенно изменилось.

    Импульс-толчок(лат.). Импульс-1) мера механического движения 2) внушение, побуждение. Толчок-резкий короткий удар, производимый движением от себя. Дать толчка кому-либо. Посылать электрические импульсы.

    Регион(лат.)-район(фран.). Регион-1) область, район, частьстраны,отчичающая от других областей совокупностьюестественных или исторических сложившихся особенностей. 2) группа близлежащих стран . Экономико-географический или близкий по состату район мира. Район-извесный округ. Определённая часть местности.

    Реформа-изменение(лат.). Реформа- преобразование, вводимое законодательным путем. Изменение- превращение в нечто другое. Реформа образования. Изменение показаний счетчика.

    3) Найдите ошибки в употреблении слов-паронимов, исправьте их, определив значения неправильно употребленного и нужного в данном случае слова по толковому словарю:

    В полку царило воинствуюшее настроение. Народ терпел двойственный гнет. Хищное истребление лесов привело к образованию оврагов. В конце собрания слово представили профессору Дьяконову. Множество фактов: климатические и температурные условия, сроки обработки, характер освещения - влияют на развитие растений. Ответ:В полку царило воинственное настроение. Народ терпел двойной гнет. Хищническое истребление лесов привело к образованию оврагов. В конце собрания слово предоставили профессору Дьяконову. Множество фактов: климатические и температурные условия, сроки обработки, характер освещения - влияет на развитие растений.

    4) Найдите нарушения лексических норм в следующих предложениях и исправьте их, определите, какие типы лексических норм нарушены в каждом случае, значения неправильно употребленных слов определите по толковому словарю:

    Он записал песни коренных аборигенов Севера. В школах Сыктывкара родилась новая традиция. Жизнь старой крестьянки постепенно стала нетерпимой. Сегодня у нас в гостях гости из Мадрида. Нервы охотников напряжены: палец на мушке. В субботу бутик «Ягуар» учинит показ мод. Ответ:Он записал песни коренных жителей Севера. В школах Сыктывкара появилось новая традиция. Жизнь старой крестьянки постепенно стала невыносимой. Сегодня у нас гости из Мадрида. Нервы охотников напряжены: палец на курке. В субботу бутик «Ягуар» устроит показ мод.

    Абориген-это коренной житель.

    6) Найдите и устраните ошибки, связанные с неточным выбором слова и нарушением норм лексической сочетаемости:

    1. На предприятии использовалось более прогрессивное оборудование. 2. У людей появилась вера в частную собственность, возможность чисто своими силами добиться успеха. 3. Теперь каждый гражданин получил возможность обладать собственностью. 4. Благоприятно сказался для промышленников Указ императора Павла I. 5. Сейчас эти функции сведены в лице одного человека. 6. Пора подвести результаты встречи.. 7. На протяжении тридцати лет Афанасьев выполнял роль кладовщика и экспедитора.

    Ответ: 1. На предприятии использовалось оборудование. 2. У людей появилась уверенностьвозможностииметь частную собственность своими силами добиться успеха. 3. Теперь каждый гражданин получил возможность обладать собственностью. 4. Благоприятно сказался на промышленниках Указ императора Павла I. 5. Сейчас эти функции возможны на одного человека. 6. Пора подвести итоги встречи.. 7. На протяжении тридцати лет Афанасьев выполнял функции кладовщика и экспедитора.

    10). Найдите и исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением синонимов, антонимов и паронимов:

    1. Старые порядки и прежние организационные структуры уже отброшены. 2. Специалисты-свекловоды уверены, что конечный эффект будет значительным. 3. Этот агрегат позволяет внушительно снизить температуру соединения материалов. 4. Он открыто признался в том, что было скрыто от нас. 5. Недостоверные факты должны нас настораживать. 6. На псарне у Троекурова были гоночные собаки. 7. Полярники дрейфили на льдине. 8. Наташа кричала, онемев от страха. 9. Дубровский родился в бедной, но довольно-таки зажиточной семье. 10. Над городом стоял сильный смокинг – результат вредных выбросов.

    Ответ:1. Старые порядки организационные структуры уже отброшены. 2. Специалисты-свекловоды уверены, что конечный эффект будет значимым. 3. Этот агрегат позволяет значительно снизить температуру соединения материалов. 4. Он признался в том, что было скрыто от нас. 5. Недостоверные факты должны нас настораживать. 6. На псарне у Троекурова были гончие собаки. 7. Полярники дрейфовали на льдине. 8. Наташа кричала от страха. 9. Дубровский родился в довольно-таки зажиточной семье. 10. Над городом стоял сильный смок – результат вредных выбросов.

    1) Найдите предложения, в которых слова не соответствуют тем предметам, признакам и явлениям, которые они обозначают. Исправьте

    ошибки, связанные с нарушением лексических норм.

    1. Началась избирательная фиеста. 2. Он познакомился с плеядой новых компьюте-ров. 3. Депутаты приняли решение, которое способствует улучшению отмеченных недостатков. 4. Бабушка ласково кивает добрым морщинистым лицом. 5. Эта борьба ведется под тезисом защиты прав человека. 6. На очередном заседании клуба Книголюбов прошла презентация первых номеров альманаха «Владикавказ».

    Ответ: 1. Началась избирательная кампания. 2. Он познакомился с несколькими моделями новейших компьютеров. 3. Депутаты приняли важное решение, которое поможет устранить имеющиеся недостатки. 4. Бабушка ласково кивает лицом. 5. Эта борьба ведется под эгидой защиты прав человека. 6. На очередном заседании клуба Книголюбов прошла презентация первого номера альманаха «Владикавказ».

    Задание 1


    1. Найдите стилистические ошибки в предложениях. Чем они вызваны? Какой критерий культуры речи нарушен?

    - Заглавная роль в комедии «Ревизор» принадлежит Хлестакову.

    - Писатели-либералы очень хладнокровно относились к тяжелому положению народа.

    - Нередко лесные пожары появляются потому, что отдыхающие не соблюдают самых элементарных заповедей.

    - Сатирические произведения поэта привлекают своей новизной и моложавостью.

    Ответ 1

    - Заглавная роль в комедии «Ревизор» принадлежит Хлестакову.

    Заглавная роль — это роль действующего лица, именем которого названа пьеса, а Хлестаков и ревизор — это разные люди.

    - Писатели-либералы очень хладнокровно относились к тяжелому положению народа.

    Хладнокровно — со спокойствием, самообладанием при стрессовых обстоятельствах. Относиться к чему-л. с хладнокровно нельзя, скорее «равнодушно».

    - Нередко лесные пожары появляются потому, что отдыхающие не соблюдают самых элементарных заповедей.

    Заповедь — это религиозно-нравственное предписание. Здесь речь идет просто о правиле.

    - Сатирические произведения поэта привлекают своей новизной и моложавостью.

    Слово «моложавость» связывают только с внешностью человека, который кажется моложе своих лет. Это не может относиться к произведению.

    Ошибки вызваны употреблением слова с неподходящим значением. Нарушенный критерий — понятийная точность (использование слов в полном соответствии с их языковым значением).

    Задание 2

    Найдите ошибки в употреблении форм глаголов и определите, какой критерий культуры речи нарушается в предложениях.

    Ответ 2

    - Слух о сумасшествии Чацкого попадает на подготовленную почву, и фамусовское общество охотно поддержало поддерживает эту сплетню.

    - В годы реакции многие отреклись отрекались от прежних либеральных взглядов, замыкались в темном мирке личных интересов.

    - Ноздрев - большой любитель купить покупать и менять свои вещи.

    - Закрыв книгу, Когда вы закрываете книгу, у вас в памяти надолго остаются ее герои.

    - Его охватило сильное беспокойство, получив когда он получил письмо из деревни.

    - Готовя роман к переизданию, автором был внесен автор внес в него ряд существенных исправлений.

    - Шарапову Шарапов, рискуя жизнью, удалось смог заманить банду в ловушку.

    Нарушенный критерий — правильность речи (владение грамматическими нормами литературного языка).[TG1]


    написать администратору сайта