Главная страница
Навигация по странице:

  • Авторская позиция

  • Анализ рассказа Л. Андреева «Ангелочек». Рассказа Л. Андреева Ангелочек Рассказ Ангелочек


    Скачать 22.89 Kb.
    НазваниеРассказа Л. Андреева Ангелочек Рассказ Ангелочек
    Дата17.11.2022
    Размер22.89 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАнализ рассказа Л. Андреева «Ангелочек».docx
    ТипРассказ
    #793932

    Анализ рассказа Л. Андреева «Ангелочек»

    Рассказ «Ангелочек» - одно из самых художественных произведений Леонида Андреева. Рассказ датирован автором 11 – 16 ноября 1899 года и посвящен Александре Михайловне Велигорской, будущей жене писателя. Не лишен текст и автографичностии: в детстве писателя точно также расстаяла восковая фигура, оставленная рядом с огнем.

    Произведение «Ангелочек» Андреева относится к жанру рождественского рассказа. Согласно какону жанра, герой, ведущий не совсем правильный образ жизни, в канун Рождества получает право на перерождение, он изменяется в лучшую сторону. Однако, многие исследователи отмечают, что «Ангелочек» - это рождественский рассказ наоборот. У Андрееева есть Рождество, есть главный герой – Сашка - человек с непокорной душой. Но происходит ли перерождение Сашки на страницах рассказа? К поставленному вопросу мы вернемся немного позже.

    Итак, главный герой рассказа мальчик по имени Сашка. Леонид Андреев поднимает тему трудного детства. Уже само имя – Сашка – указывает на тяжелую судьбу главного героя. Он похож на маленького загнаного волчонка, лишенного детства, который уже познал тяготы жизни и умеет только одно – защищаться: «и углы губ его подергивались от желания оскалить зубы. В гимназии за эту привычку его звали волчонком». Он не может спокойно отнестись к злу и унижению и мстит миру за подавление собственной личности, индивидуальности: «И так как Сашка обладал непокорной и смелой душой, то он не мог спокойно отнестись ко злу и мстил жизни». Сашка делает это теми способами, которые приходят ему в голову: бьет товарищей, грубит, рвет учебники. Всеми силами он пытается привлечь к себе внимание и заставить с собой считаться. Но, не смотря на это, Сашка -ранимая душа, способная видеть красоту мира и отвечать ей: «Мороз усилился, и, когда Сашка проходил в светлом круге, который образовался от зажженного фонаря, он видел медленно реявшие в воздухе маленькие сухие снежинки».

    В то же время проблематика рассказа вбирает в себя широкий круг аспектов: это и взаимоотношения полов, и человеческое неравенство, и христианский мотив, и мотив растраченной попусту жизни.

    Рассмотрим композицию произвеждения. Рассказ состоит из трех небольших по объему частей. В экспозиции рассказа мы узнаем об обстоятельствах жизни Сашки. Роль завязки выполняет приглашение Свечниковых на ёлку. Кульминация, самая высшая точка – момент встречи Сашки с игрушкой на ёлке – восковым ангелочком, так полюбившимся главному герою. Развязка наступает в маленькой комнатке, за перегородкой, где ангелочек, повешенный на ниточке, прикреплённой к отдушине печки, тихо таял, умирал, а ничуть не настороженные отец и сын мирно спали.

    Сюжет рассказа предельно прост - поход Сашки на ёлку, его причины и следствие. Однако на страницах небольшого по объему произведения перед нами вырисовывается судьба по меньшей мере 5 персонажей: Сашка, Иван Саввич - отец Сашки, Феоктиста Петровна - мать Сашки, дочь Свечниковых, в которую был когда-то влюблен Сашкин отец, Коля, маленький мальчик, сын дочки Свечниковых. При иных обстоятельсвах судьба Ивана Саввична могла найти отражение в не меннее художественном романе Л. Андреева. Однако авторскую позиция прослеживается в отношении к судьбе Сашки.

    Обратимся к художественному своеобразию рассказа. Рассмотрим образ Новогодней ёлки Леонида Андреевна: «Елка ослепляла его [Сашку] своей красотой и крикливым, наглым блеском бесчисленных свечей», «…» сама нелепо разукрашенная, нагло горящая елка». Подобное описание идет в разрез с нашим традционном представлением семейного праздника, рождетвенскими подарками и настоящими чудесами. Ёлка с ей пустыми нарядами, с ненужной мишурой сопоставима с тем обществом, с которым Сашке приходилось постоянно воевать. Именно поэтому, ангелочек, ёще один образ, так нелепо висевший на ёлке, привлек внимание мальчика: «На обращенной к нему стороне елки, которая была освещена слабее других и составляла ее изнанку, он увидел то, чего не хватало в картине его жизни и без чего кругом было так пусто, точно окружающие люди неживые. То был восковой ангелочек, небрежно повешенный в гуще темных ветвей и словно реявший по воздуху». Авторская позиция усматривается в своеобразном сопоставлении ангелочка Сашке: «Другие игрушки как будто гордились тем, что они висят, нарядные, красивые, на этой сверкающей елке, а он [ангелочек] был грустен и боялся яркого назойливого света, и нарочно скрылся в темной зелени, чтобы никто не видел его». Сашка не скрывался, он нападал, он был не похож на окружающих его детей, он был другой. Сходство Сашки с восковым ангелочком заметили и дети, и взрослые на празднике: «И в этот короткий момент все заметили загадочное сходство между неуклюжим, выросшим из своего платья гимназистом и одухотворенным рукой неведомого художника личиком ангелочка».

    Необходимо заметить, что на сопоставлении и противопоставлении сроится весь сюжет рассказа: Сашка – ангелочек, Сашка – Коля, хороший мальчик, Феоктиста Петровна и дочь Свечниковых, Сашка – Иван Саввич, его отец. Вспомним, что настоящим зеркальным отображением выступает жизнь Ивана Саввична, отца главного героя, прежде он пил и ругал свою жену, теперь она выпивает и ругает его.

    Как ласково называет восковую игрушку писатель – ангелочек! Сашка ему тоже очень мил, Андреев видит в нем огромную силу. Но герой рассказа лишен одного, у него веры. Прослеживается христианский мотив в произведении. Выпрашивая игрушку у хозяйки дома, Сашка становится на колени. «И никогда, - поучительно добавила седая дама, - не становись на колени: это унижает человека. На колени можно становиться только перед Богом». Но ведь Сашка, все правильно сделал, он встал на колени перед своим Ангелом хранителем, перед восковым ангелочком. Не случайно, рассказ Андреев посвятил своей будущей жена, она его ангел хранитель. Обратите внимание, взгляд волчонка после встречи с ангелочком стал кротким: «Медленно приближая ангелочка к своей груди, он не сводил сияющих глаз с хозяйки и улыбался тихой и кроткой улыбкой, замирая в чувстве неземной радости». Впервые Сашка познал чувство счастья.

    Л.Андреев очень скуп на портретные характерстики, поэтому они столь весомы. К примеру, у отца Сашки отмечается высокий лоб, признак большого ума, красивое лицо дочери Свечниковых, притягивающее к себе, и короткий грязный ноготь Феоктисты Петровна. Куда более описательная характеристика дана ёлке и восковому ангелочку: «Его прозрачные стрекозиные крылышки трепетали от падавшего на них света, и весь он казался живым и готовым улететь. Розовые ручки с изящно сделанными пальцами протягивались кверху, и за ними тянулась головка с такими же волосами, как у Коли».

    Рассказ написан в серых сдержанных тонах, даже при описании елки автор не использует цвета, только густые темные краски. Однако после появления воскового ангелочка мир Сашки словно переворачивает, он наполняется жизнью, светом. На страницах появляется розовый и белый тона. Светом озарается и мрачная коморка, в которой «рядом с глазами отжившего человека сверкали глаза начинающего жить». Волшебством герой делится с самым дорогим и близким человеком – с отцом.

    Что ждет героев после пробуждения? Страшно представить, каким ожидается рождественское утро отца и сына. Волшебство, пришедшее в их мрачную коморку вместе с восковым ангелочком, померкло, растаяло. Жизнь потекла привычным путем. Вспомним, Андреев рисует приземленый образ прусака (таракана): «Любопытный прусак пробежал, обжигаясь, вокруг бесформенного слитка, взобрался на стрекозиное крылышко и, дернув усиками, побежал дальше». Останутся нами герои прежними? Светлые воспоминания о рождественском волшебстве сделают часы угасания отца Сашки менее печальными: «Кроткий покой и безмятежность легли на истомленное лицо человека, который отжил». Впервые автор лаского упоминул и о Сашке: «смелое личико человека, который еще только начинал жить». Сейчас герою 13 лет. Черта между детством и подростковой жизнью вот-вот исчезнет. Сашка обрел Ангела хранителя, обрел веру. Каждый из нас нуждается в любви, ведь только тогда к нему приходит ощущение счастья. Но каждый из нас должен понимать, какое это хрупкое и мимолетное ощущение. Из Сашки вырастит хороший смелый человек, который не позволит себе прожить пустую жизнь.

    Вернемся к вопросу жанра. Несмотря на нетрадиционную подачу материала, перерождение главного героя случится. В каждой жизненной истории, самой темной и мрачной, есть проблески света и тепла, которые нужно научиться замечать и наслаждаться ими. И ради этих моментов стоит не терять надежду и продолжать жить.

    .


    написать администратору сайта