Главная страница

дневники мотоциклиста. Рассказать о фильме Дневники мотоциклиста


Скачать 32.89 Kb.
НазваниеРассказать о фильме Дневники мотоциклиста
Дата16.10.2022
Размер32.89 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файладневники мотоциклиста.docx
ТипРассказ
#736779

Хотелось бы рассказать о фильме «Дневники мотоциклиста».

Краткая биография Че Гевары

В ХХ веке Латинская Америка подарила миру немало видных революционеров, но самым известным среди них стал Эрнесто Че Гевара. С момента гибели Че прошло более 50 лет, но до сих пор его личность вызывает споры в обществе. Для одних он – пламенный борец за народное счастье, герой Кубинской революции, не пожалевший жизни ради торжества своих идеалов. Для других – левый террорист и бунтарь, выступающий против законных властей.

Будучи аргентинским доктором-недоучкой, Че прибыл на Кубу после долгого и интересного путешествия по Южной Америке. Островом тогда правил жестокий диктатор Фульхенсио Батиста. Левые силы, во главе которых стоял Фидель Кастро, готовили в стране переворот и захват власти. Многие вожаки кубинской революции выступали за демократические перемены, а Фидель и Че считали, что куда больших успехов можно добиться революционным насилием.

Даже соратники Че Гевары отмечали, что он мало смыслит в военном деле. Его главной силой была тяга к уничтожению врагов революции. В письмах и стихах Гевары часто прослеживается жажда крови и убийств.

После успеха Кубинской революции и свержения режима Батисты на Кубе начался период революционного террора, и Че принимал в нём активное участие. Он расстреливал как полицейских эпохи Батисты, так и бывших соратников-анархистов. Были казнены тысячи кубинцев, а сам Че Гевара, по официальной версии, лично расправился со 180 человеками. Считается, что одним из убитых Геварой был обычный крестьянин-проводник, которого по какой-то причине не стал убивать телохранитель Фиделя Кастро. По воспоминаниям современников, однажды Команданте Че расстрелял 14-летнего ребёнка, чья вина состояла только в том, что он попытался спасти собственного отца от казни революционерами.

По всему острову появились трудовые лагеря, обустроенные по типу ГУЛага. Туда попадали самые разные категории людей – от журналистов, освещавших Кубинскую революцию, до гомосексуалистов, излишне верующих или поклонников популярного на рубеже 1950-1960-х годов рок-н-ролла, считавшихся одними из самых злостных врагов революции.

Многие из бывших соратников Гевары позже разочаровались в нём. Многих отвернула его бесчеловечная и порой необъяснимая жестокость. Почти всю первую половину 1959 года Команданте Че провёл в крепости Сан-Карлос-де-ла-Кабанья. Революционная власть переоборудовала её в тюрьму с пыточными камерами, и Гевара лично контролировал процесс казней и пыток неугодных.

Хуанита Кастро, родная сестра Фиделя и Рауля Кастро, хорошо знавшая Че лично, так отзывалась о нём: «Для него не имели значения ни суд, ни следствие. Он сразу начинал расстреливать, потому что был человеком без сердца». Впрочем, этого не скрывал и сам Гевара. В декабре 1964 года, выступая на трибуне ООН, он говорил так: «Расстрелы? Да! Расстреливали, расстреливаем и будем расстреливать!»

В 1961 году Че, по указу Кастро, стал министром промышленности Кубы. Его деятельность на этом посту оценивается по-разному. Одни считают, что он поднял с колен кубинскую промышленность, создал новые заводы, обеспечил тысячи кубинцев рабочими местами. Другие же полагают, что лихой революционер оказался неспособен руководить министерством. Эти люди полагают, что Гевара едва совсем не добил промышленность Кубы, и единственное, что тогда спасало страну от тотального экономического краха – мощная и стабильная финансовая поддержка со стороны СССР.

Кубинскую революцию поддерживал Советский Союз, что и стало причиной напряжения отношений с США, ведь Штатам пришёлся не по душе успех коммунистического мятежа неподалёку от своих границ. Ситуация усугубилась, когда в ответ на размещение Америкой ядерных ракет в Турции СССР разместил свои ракеты в Кубе. Мир приблизился к ядерной войне, а эти события позже вошли в историю как Карибский кризис. Конфликт был решён после советско-американских переговоров. СССР убрал ракеты с Кубы, США – из Турции. Это не понравилось Че, который счёл себя преданным русскими.

24 февраля 1965 года, выступая на Второй афро-азиатской экономической конференции, Че резко раскритиковал крупные социалистические государства, обвинив их в давлении на страны третьего мира. В первую очередь, это был выпад в сторону СССР. Он считал, что социалистические государства, как и империалистические, навязывают странам типа Кубы невыгодные правила товарообмена, а также недостаточно поддерживают их народно-освободительную борьбу. Он говорил так: «Мы считаем, что братские отношения обязывают сильные страны помогать зависимым и развивающимся странам и строить с ними отношения, забыв о «взаимной выгоде» и мировом рынке, торгашеские цены которого разоряют и без того бедные государства. Как можно говорить о «взаимной выгоде», когда и на сырье, добытое с таким трудом бедными странами, и на технику, созданную на гигантских автоматизированных заводах, установлены одни и те же цены мирового рынка?»

СССР услышал речь Че и дал понять Фиделю Кастро, что Гевара стал слишком «токсичным», чтобы представлять собой Кубинскую революцию, и потому ему следует подыскать другое занятие. Весной 1965 года, когда Кастро окончательно укрепил свою власть, Че отправился делать революцию в Конго. Он должен был готовить мятежников для будущего коммунистического восстания. На этот раз удача отказала революционеру. Местные повстанцы оказались крайне недисциплинированными и слабо мотивированными. В сражениях против государственной армии они обычно терпели поражения. Осенью власть в Конго получил Жозеф Касавубу, выступавший за прекращение конфликта. В этот же момент Танзания, ранее выступавшая как перевалочная и тыловая база для боевиков Че, отказалась им помогать. Кубинскому революционеру ничего не оставалось, как покинуть страну. Позже он крайне негативно отзывался об африканских революционерах, обвиняя их в бездействии и отсутствии желания учиться и приносить пользу революционному делу.

В конце 1966 года Че перебрался в Боливию, где также начал готовить революцию. Он рассчитывал, что в этот раз его начинания будут успешными. Тем более, что ещё за полгода до его приезда местные коммунисты выкупили крупные земельные участки и создали там базу для подготовки будущих боевиков-революционеров.

Поначалу дела Че в Боливии складывались неплохо. Вместе со своим отрядом из 50 человек он сумел несколько раз успешно атаковать правительственные войска в горах региона Камари. Однако кубинского революционера подвело то, что местные жители не хотели революции. Гевара планировал опереться на боливийских крестьян, но они в массе своей не поддержали гостя-революционера, считая, что он сделает их жизнь ещё хуже. Некоторую группу союзников он обрёл среди классово чуждых ему зажиточных представителей среднего класса.

Однако это не помогло Че. К тому времени он уже был как кость в горле у Соединённых Штатов. Во многих странах Латинской Америки 1960-х у власти стояли правые диктаторы, поддерживаемые США. Почти все они помогали боливийским властям ловить неуловимого революционера. Там же, в боливийских джунглях, охоту на Че вели и агенты ЦРУ.

Для боевиков Че наступили нелёгкие времена. В августе-сентябре погибли две группировки повстанцев, а вместе с ним был ликвидирован видный революционер Хуан Акунья Нуньес. Сам же Че до поры до времени успешно скрывался. При этом он даже оказывал помощь раненым бойцам боливийской армии и после этого отпускал их на свободу.

7 октября 1967 года информатор ЦРУ Сиро Бустос выдал информацию о том, где расположен лагерь Че. Агенты незамедлительно выдвинулись по указанным координатам и окружили лагерь. Завязалась перестрелка, в которой Гевара был ранен, а его винтовка уничтожена выстрелом црушника. Революционер продолжал отстреливаться из пистолета и был схвачен только после того, как у него закончились патроны.

Взятого в плен Че Гевару пытали. Он отказался сотрудничать с ЦРУ и не выдал месторасположение своих товарищей. При этом он просил мучителей о пощаде, говоря, что живой для них он будет куда дороже, чем мёртвый. Вскоре было принято решение о расстреле революционера. 9 октября 1967 года сержант боливийской армии Марио Теран привёл приговор в исполнение, выпустив в команданте девять пуль.

Влияние Че Гевары на общество

Культ Че Гевары начал формироваться ещё при его жизни. В годы Кубинской революции он был желанным гостем в СССР. Позже, когда отношение Гевары к Советскому Союзу стало меняться на негативное, советская власть всё равно избегала критики Че. Официально он оставался ярым и непримиримым коммунистом-революционером. Пропаганда признавала за Че некоторые заблуждения, но заблуждения эти считались искренними и честными.

Характерное событие имело место сразу после гибели Че. Его труп на вертолёте был доставлен в небольшой городишко Валье-Гранде и был выставлен на всеобщее обозрение для журналистов и всех остальных, кто желал убедиться в том, что легендарный неуловимый революционер действительно мёртв. Туда же пришли местные крестьяне. Ранее с опаской и недоверием относившиеся к Геваре, они, увидев его труп, сочли его святым. Когда о гибели Че официально объявил Фидель Кастро, культ «святого Че Гевары» распространился по всей Латинской Америке. Существует даже специальная молитва «San Ernesto de La Higuera» (Святой Эрнесто Игерский), с которой южноамериканские обездоленные обращаются к Че, прося у него милостей, помощи и заступничества. Верующих в магическую силу Че не смущает то, что при жизни этот политик был воинствующим атеистом, уничтожившим немало католиков.

Вскоре после расстрела Че боливийские военные офицеры увезли труп и закопали его в неизвестном месте. Только в 1997 году генерал армии Боливии Марио Варгас сообщил, что Команданте вместе с несколькими соратниками был похоронен неподалёку от взлётной полосы в Валье-Гранде. Вскоре его останки нашли и перезахоронили в кубинском городе Санта-Клара в специально выстроенном мавзолее. Коммунисты всего мира до сих пор посещают этот мавзолей, отдавая дань почести своему кумиру.

Даже спустя 50 лет после гибели влияние Гевары на Кубу остаётся высоким. Его фото изображено на кубинской купюре в три песо. Каждый день в кубинских школах начинается с распевания песни «Мы будем, как Че». 8 октября, в годовщину захвата Команданте в плен, на Кубе отмечается День Героического Партизана.

На родине Гевары, в Аргентине, есть несколько музеев, посвящённых легендарному революционеру. В его родном городе Росарио в 2008 году была установлена четырёхметровая бронзовая статуя Че.

Самое известное фото Гевары, более известное, как Героический Партизан, было сделано кубинским фотографом Альберто Кордой во время митинга 5 марта 1960 года. Как и почти любое удачное фото, оно было сделано случайно. С годами это фото стало одним из главных революционных символов мира. Левые митингующие до сих пор выходят на протесты по всему миру с этим фото легендарного Команданте. А продажа символики с фото Гевары туристам приносит неплохие барыши в карман кубинских мелких торговцев. По иронии судьбы, коммунистический политик превратился не только в яркий символ левых идей, но и в коммерческий бренд.

Про судьбу политика и революционера написано немало стихов и песен, снято несколько фильмов. Самая известная из подобных кинолент – латиноамериканская драма «Дневники мотоциклиста».

Фильм «Дневники мотоциклиста»

Широким слоям общества Че Гевара известен как легендарный Команданте, лидер Кубинской революции. При этом первые годы его жизни обычно остаются за кадром. Однако именно там скрывается тайна личности этого неординарного человека. Что побудило аргентинского будущего врача из зажиточной семьи стать революционером-гастролёром? Ответы на этот вопрос пытается дать фильм «Дневники мотоциклиста».

Действие ленты происходит в Латинской Америке в 1952 году. Эрнесто Че Гевара тогда ещё не был политиком и революционером. Однако именно в тот период произошли события, определившие судьбу как самого Че, так и всей Кубы, косвенно повлиявшие на ситуацию в мире.

Когда будущему врачу Эрнесто Геваре остаётся отучиться всего один семестр, он вместе со своим старшим приятелем, биохимиком Альберто Гранадой, неожиданно покидают столицу Аргентины Буэнос-Айрес на мотоцикле. Они планируют в конце прибыть в Перу и устроиться работать в местный лепрозорий, но прежде этого друзья хотят вдоволь развлечься и отдохнуть. У них есть чуть более четырёх месяцев, чтобы объехать всю Латинскую Америку. Сперва они хотят поехать через Анды на север, проехать по чилийскому побережью, пересечь пустыню Атакама и перуанскую Амазонку, а 2 апреля, к 30-летию Альберто, прибыть в Каракас. Тем не менее, старый мотоцикл Гранадо Norton 500 постоянно глохнет и ломается, из-за чего друзья должны ехать чуть медленнее и прибывают в венесуэльскую столицу лишь к июлю.

С самых первых сцен путешествия Гевара и Гранадо повсюду видят шокирующую нищету коренных крестьян. Постепенно персонажи фильма всё острее ощущают контраст между собой и индийскими крестьянами, ведь Эрнесто и Альберто – выходцы из зажиточных семей, которые никогда не знали подобной нищеты. Друзья впервые увидели, как крестьяне жуют листья коки, чтобы заглушить голод. Они видят, как богачи нещадно эксплуатируют бедолаг-крестьян, ограничивая их в самых базовых человеческих правах, подчас лишая их даже жилища на своей земле, и это производит в душе Гевары необратимые перемены. Здесь следует отдельно похвалить исполнителя роли Че, одного из лучших драматических актёров Мексики Гаэля Гарсию Берналя, который блестяще отобразил все эти идеологические изменения в душе своего персонажа, из скромного и наивного идеалиста превращающегося в яркого революционера и политика.

Один из самых ярких и показательных эпизодов происходит в Чили, когда Альберто и Эрнесто встречают бедную пару. Из-за своих коммунистических убеждений они испытали гонения и теперь вынуждены скитаться по стране и выполнят принудительные работы. Позже показывается сцена на фоне огня, в которой Эрнесто и Альберто со стыдом признаются вновь обретённым друзьям, что они сами не ищут себе работу.

Огонь в этой яркой сцене не случаен – это один из самых мощных коммунистических символов, огонь революции. Большевики говорили, что из «Искры» разгорится пламя, и в фильме показано, как множество мелких искорок разожгли революционное пламя в душе будущего марксистского политика. «Встреча с этими людьми изменила меня. Я стал человечнее», как сказал Гевара в фильме. Кроме того, это тот водораздел в фильме, когда жанр меняется с классического роуд-мови на политическую драму.

Позже главные персонажи прибывают на медный рудник Чукикамата. Рудник принадлежит американским крупным бизнесменам, зарабатывающим огромные состояния на бесчеловечной эксплуатации местных рабочих. Гевару приводит в ярость увиденное, он понимает, насколько велика в мире несправедливость и неравноправие.

В конечном итоге друзья наконец добираются до Перу. Эрнесто посещает древние руины Мачу-Пикчу, выстроенные ещё инками. Величественный вид остатков великой цивилизации шокирует Гевару и что-то незримо переворачивает его. Однако окружающие реалии не дают будущему революционеру долго размышлять об инках. Он понимает, что эксплуататорам нет никакого дела до древних культур, и если будет такая необходимость, они уничтожат и их.

Эрнесто и Альберто устраиваются работать в местный лепрозорий, как они и хотели. Но даже в таком месте царит неравноправие и разделение общества. Персонал лепрозория проживает на северном берегу реки, чтобы лишний раз не контактировать с прокажёнными, обитающими к югу от реки. Старшая монахиня в лепрозории требует от персонала, чтобы все работали исключительно в перчатках, но Эрнесто демонстративно отказывается использовать их и работает с голыми руками.

В этой сцене проявляется не только характер Гевары. Здесь видна явная отсылка к известной фразе Владимира Ленина о том, что революцию не делают в белых перчатках. Гевара, как верный последователь дела водя мирового пролетариата, подтверждал этот девиз на практике. Хотя Че и замарал руки насилием над невинными людьми, он всё же не отсиживался за спинами подчинённых, всегда находился на переднем краю революционной борьбы и при этом всегда действовал «без перчаток», голыми руками. В этом плане для него было совершенно неважно, какую задачу необходимо выполнить – поднять промышленность на Кубе или собственноручно расстрелять бывшего соратника из числа революционных анархистов.

Но вернёмся к фильму. Как и положено будущему политику левому толку, Эрнесто больше доверяет науке, чем религиозным предубеждениям и социальным предрассудкам. Чтобы доказать окружающим, что проказа не заразна, он свободно здоровается за руки с больными и общается с ними как с полноценными людьми.

В образе прокажённых явно угадываются бедные латиноамериканские рабочие и крестьяне. Как и больные из лепрозория, они также не привыкли к человеческому отношению. Ими брезговали, помыкали, над ними издевались и, в конечном итоге, не считали полноценными людьми. Авторы фильма намекают на то, что именно Че стал первым из тех, кто пришёл на помощь этим обездоленным жителям Латинской Америки. Именно он увидел в них обычных людей, таких же, как и все остальные. Гевара доказывал, что обездоленные нуждаются в защите своих прав и человеческом отношении, и неважно, кто это – прокажённые больные или кубинские крестьяне.

Финал фильма подводит зрителя к пониманию того, что Гевара по итогам работы в лепрозории полностью сформировался как левый политик и революционер. На праздновании своего дня рождения он произносит тост, который одновременно можно считать первой полноценной политико-революционной речью будущего Команданте Че. Он призывает присутствующих осознать свою панлатиноамериканскую идентичность, которая куда шире рамок, установленных принадлежностью к разным расам и нациям. Учение о том, что все люди равны, несмотря на национальные разделения – один из краеугольных камней марксистского учения. Произнося эту речь, авторы фильма дают понять зрителям, что Эрнесто теперь окончательно определился с тем, чего он хочет добиться в будущем.

Свой выбор в пользу марксистстко-ленинской идеологии Гевара подтверждает тем, что ночью, несмотря на острый приступ астмы, бросается в реку и переплывает с северного на южный берег. Он хочет присоединиться к прокажённым и провести ночь своего дня рождения в их лачуге, а не в каюте для врачей. В этой сцене угадываются и библейские мотивы, ведь Иисус также предпочитал общество отверженных людей. На первый взгляд, атеистическая основа марксизма слабо сочетается с христианским учением. Однако история Латинской Америки показывает, что такой симбиоз не просто возможен, но и жизнеспособен. Именно в Южной Америке стала так популярна т.н. «теология освобождения», которая учит тому, что Иисус Христос – не только Спаситель, но и освободитель угнетённых и обездоленных. И пусть сам Че Гевара, будучи политиком, вовсе не был ревностным католиком, многие из его классовых последователей считают себя христианами.

Позже, когда Гевара и Альберто прощаются друг с другом в аэропорту, Гранадо рассказывает, что его день рождения был не 2 апреля, а 8 августа, и что вышеупомянутая цель была просто мотиватором: Гевара отвечает, что он знал об этом все это время. Фильм заканчивается появлением настоящего 82-летнего Альберто Гранадо, а также фотографиями из реального путешествия и кратким упоминанием о возможной казни Че Гевары в 1967 году при содействии ЦРУ в боливийских джунглях.

Фильм блестяще показывает особенности превращения врача-недоучки Эрнесто Гевары в великого политика, Команданте Че. Особенно ярко это показано на контрасте характеров Эрнесто и Альберто Гранадо. У Альберто были весьма приземлённые цели поездки – так, он планировал переспать с как можно большим количеством женщин. Он, как и Гевара, прекрасно видел окружающую нищету и обездоленность, но старался будто бы не замечать этого, делал вид, что ничего страшного не происходит. Альберто показан простым и непритязательным человеком без политических амбиций, и поэтому всё увиденное хоть и шокировало его, но не наложило никакого отпечатка на его душу.

Совсем другая ситуация была у Эрнесто Гевары. На каждом шагу встречая вопиющую несправедливость, он всё глубже погружался в проблемы рабочего класса, рассуждая о том, как можно устранить все эти проблемы. Че Гевара как политик левого толка сформировался именно под влиянием увиденного в этой мотопоездке. Он оставил семью, любимую девушку из хорошей и богатой семьи, прежние буржуазные привычки и увлечения ради революционной борьбы. Гевара мог бы стать обычным зажиточным врачом, но после путешествия по Латинской Америке это уже было невозможно. Там, где Гранадо понял, что ему пора остепениться и перейти к спокойной жизни, Гевара осознал всю необходимость и неотложность революционных перемен – в том виде, в каком он их себе представлял. Прежде чем совершить революцию на Кубе, Эрнесто совершил революцию внутри себя. Он ещё не знает, что через несколько лет станет одним из самых известных политиков мира и вершителем судеб тысяч людей, но теперь он уже не мог сойти с этого пути.

Не секрет, что Че Гевара до сих пор считается одним из самых спорных политиков в мировой истории. Даже в родной для него Латинской Америке многие до сих пор вполне заслуженно ненавидят Команданте Че. Борясь с несправедливостью, он часто творил куда худшее зло и загубил сотни жизней ни в чём не повинных людей. Но сложно спорить с тем, что всех этих кубинских революционных кровавых ужасов не случилось бы, если бы эксплуататоры прекратили бы бесечеловечное отношение к обычным южноамериканским рабочим и крестьянам, дали бы им чуть больше свободы. В том, что произошло в конце 1950-начале 1960-х на Кубе, есть существенная доля вины тех, кто считал для себя нормальным бесчеловечную эксплуатацию ради увеличения заработков. По сути, одно насилие породило другое насилие, и произнесённая Геварой в фильме фраза «Не бывает революции без кровопролития» верна во всей своей трагичности. Именно в этом и заключается посыл фильма «Дневники мотоциклиста».

Автор сценария фильма Хосе Ривера так говорил о смысле фильма: «Каждому поколению нужна история о путешествии; каждому поколению нужна история о том, что значит быть измененным географией, что значит быть измененным встречами с культурами и людьми, которые чужды вам, и вы знаете, что возрастная группа от 15 до 25 лет – идеальное поколение для того, чтобы сесть на мотоцикл и отправиться в путь, надеть рюкзак и просто выйти».

В создании фильма участвовали сразу восемь стран – Аргентина, Бразилия, Чили, Перу, США, Франция, Германия, Британия. Исполнитель главной роли, Гаэль Гарсия Берналь – мексиканец. Это не случайно, ведь Че, как и положено любому левому политику, был космополитом, человеком мира, для которого были важны лишь классовые разногласия. Разделение людей на расы и национальности перестало для него иметь существенное значение после латиноамериканского вояжа 1952 года.

Несмотря на общий посыл картины, фильм не похож на типовую скучную драму о революционной борьбе. Картина обильно приправлена своеобразным латиноамериканским юмором, который всегда уместен и только подчёркивает сюжетные повороты фильма.

Важная часть фильма – это музыкальное сопровождение. Кинокритики позже говорили, что музыка идеально подобрана к сюжетным поворотам фильма. Позже за это фильм получил премию «Оскар».

Подвести итог хотелось бы фразой, произнесённой Эрнесто Че Геварой в фильме: «За то время, пока мы путешествовали, что-то произошло. Что-то, над чем я должен подумать... Это первоначальное скитание по Южной Америке изменило меня сильнее, чем я ожидал. Намного сильнее. Я уже не был самим собой, по крайней мере, в душе».


написать администратору сайта