Раздел долгосрочного плана:
Сатира и юмор
| Школа:
| Дата:
| ФИО учителя:
| Класс:
| Количество присутствующих:
| отсутствующих:
| Тема урока
| Обличение хамелеонства в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон»
| Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)
| 8.2.5.1 характеризовать героев произведения, их поступки, мотивы поведения, значение имен и фамилий;
8.3.2.1 сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя специфические средства создания образов в разных видах искусства;
8.1.6.1 давать аргументированный ответ на проблемный вопрос, используя цитаты
| Цели урока
| Учащиеся могут:
давать характеристику героям, анализируя эпизоды произведения; определять отношение автора к персонажам; сопоставлять изображение героев в литературном произведении и произведениях изобразительного искусства.
| Критерии оценивания
| – характеризует героя, анализируя эпизоды;
– выявляет отношение автора к персонажам рассказа;
–называет приемы и средства, используемые автором для характеристики персонажа;
– сопоставляет и сравнивает литературное произведение и иллюстрации к рассказу.
| Привитие ценностей
| Данный урок направлен на развитие ценностей: доброта, милосердие, сочувствие, сострадание (привитие этих ценностей осуществляется через восприятие содержания художественного текста); культура взаимоотношений, сплоченность и умение работать в команде, ответственность и лидерство (привитие этих ценностей осуществляется посредством установления правил работы в группе, оказания поддержки менее способным/уверенным в себе учащимся).
| Межпредметные связи
| Межпредметная интеграция на уроке будет реализована через содержание используемых материалов.Связь с изобразительным искусством:учащиеся могут рассмотреть иллюстрации, отражающие образы героев и развитие сюжета. Связь с историей: апелляция к фактам, воссоздающим жизнь, быт и нравы России2-ой половины XIX века.
| Ход урока
| Запланированные этапы урока
| Запланированная деятельность на уроке
| Ресурсы
| Начало урока
0-2
| Оргмомент Целеполагание. Учитель предлагает учащимся предположить, о чем будет урок и самостоятельно сформулировать объявляет тему урока.
|
| Середина урока
| – Назовите действующих лиц рассказа.
С кем мы знакомимся вначале? Говорящие фамилии
(Очумелов- очуметь, потерять соображение. Чума – очень опасное заболевание, которое уносило тысячи жизней) (Хрюкин- хрюшка, свинья)
– Какие детали в описании Очумелова и городового бросаются в глаза?
Новая шинель – символ чина; узелок и решето с крыжовником – свойство их деятельности(Узелок в руке полицейского надзирателя и решето конфискованного крыжовника у городового говорят о том, что блюстители порядка сами же этот порядок и нарушают).
– Почему на площади никого нет, даже нищих?
Боятся новых поборов; все замерли в ожидании
– Какие-либо звуки мы слышим в этом эпизоде?
– Что является завязкой рассказа? –
Кто же является виновником столь душераздирающих криков?
Описание зачитать. Крики Хрюкина
– А кто же “пострадавший”?
Зачитать. Окровавленный палец, поднятый вверх, который “имеет вид знамения победы”.? собака укусила за палец Хрюкина. Он кричит. Собирается толпа. И все решают, как поступить с собакой. Мнение постоянно меняется в зависимости о того, чья это собака) – Как ведет себя в этой ситуации Очумелов – Охарактеризуйте его речь.
Речь внушительна и начальственна
– Как дальше разворачиваются действия?
– Сколько раз Очумелов меняет свое решение относительно собаки?
В связи с чем это происходит?
Шесть раз, в зависимости от того, кого называют хозяином собаки.
От начальственно-повелительной до рабски-трусливой
Категоричное, законное решение: уничтожить собаку и наказать хозяина.
Приговор этот он произносит в тоне распекания и команды, что для него является привычным
– Как при этом меняется интонация полицейского надзирателя?
– Зачитаем первое решение Очумелова. Что в нем звучит?
– А для чего в своей речи он использует угрозы и брань? Для острастки; это его истинное лицо Чтобы не уронить своего достоинства
Он не раз меняет свою точку зрения, видно, что в нем постоянно происходит внутренняя борьба. Полицейский надзиратель находится в постоянной тревоге, что проявляется в его словах: «Сними ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас, как жарко! Должно полагать, перед дождем…», а затем: «Надень ка, брат Елдырин, на меня пальто… Что то ветром на меня подуло… Знобит…» Человек унижен, он готов лебезить даже не перед генералом, а перед его собачонкой.
– Но вот кто-то предположил, что это генеральская собака. Как это отражается на поведении Очумелова? Его бросило в жар от мысли, что он мог наказать собаку генерала Он берет собаку под свою защиту, а виновным оказывается Хрюкин
– Зачитайте рассуждения Очумелова. – С какой целью он вслух озвучивает такое пространное рассуждение?
– А почему ему вдруг стало жарко, что он попросил Елдырина снять с него шинель
– Когда он снова надевает шинель?
Когда в 4-ый раз меняет свое решение, его начинает знобить из-за того, что он не может определиться с хозяином собаки
– Как ведет себя Хрюкин после того, как Очумелов изменил свое решение?
Сначала он пытается подступиться к Очумелову с лестью: “Их благородие умный господин и понимают…”. А когда это не действует, переходит к скрытым угрозам: “У меня у самого брат в жандармах…”
– Новые сомнения городового – новый сдвиг в настроении Очумелова: вновь он требует “истребить” собаку, вновь Хрюкин оказывается пострадавшим. И так до появления Прохора, который расставляет все точки над и.
– Понаблюдаем за тем, как изменяется в репликах Очумелова и в изображении самого автора образ собаки
– Как меняется лицо и речь надзирателя, когда наконец-то выясняется, чья это собака? Как меняется его взгляд на справедливость? Бросает то в жар, то в холод.; Смена интонаций голоса (от повелительного до трусливого). Правда и справедливость не имеют никакого значения. Всё решает чин: кто сильнее, тот и прав. Двуличие. Оба лица лживы) ** взгляд на справедливость меняв зависимости от того, чей «белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине»! Если это просто собака, то правильным Очумелов считает истребить ее: «Я этого так не оставлю! Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчинятьсяпостановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я покажу ему кузькину мать!» Но если это генеральская собака, то правильнее будет поступить по другому: «Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашел и прислал… И скажи, чтобы ее не выпускали на улицу... Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака – нежная тварь…»
Как меняется лицо Очумелова при известии, что к генералу братец приехал? Почему?
***При известии о том, что к генералу приехал погостить братец, все лицо Очумелова «заливается улыбкой умиления». А все лишь потому, что для него не важна истина, важнее преклонение перед сильными мира сего, потому что от этого зависит дальнейшая карьера. В речи Хрюкина два разаО соблюдении законности здесь не может быть и речи.
Мнение толпы идет вслед за мнением Очумелова: сначала сочувствует мастеровому, а потом смеется над ним
– Почему Чехов не дает ответа на вопрос: виновата ли собака?
От несчастного существа со слезящимися глазами до “цуцика этакого” в финальной сцене, щенок удостаивается чести оказаться на руках у самого полицейского надзирателя
“Всё лицо заливается улыбкой умиления…”, речь становится слащавой льстивойУкус вызывает восхищение.
Ее участь от этого не зависитОт того, кем окажется ее хозяин
Ни разу
– А от чего зависит ее участь
– То есть о соблюдении законности здесь речи нет. Посмотрите, встречаются ли хоть раз в речи Очумелова и Елдырина слова с корнем –закон-?
– А в чьей речи мы слышим слова с этим корнем? – О чем это говорит?
– Как ведет себя толпа?
Почему так странно ведет себя Очумелов? (Меняет свое отношение к собаке в зависимости от того, кому она принадлежит)
Очень часто Чехов заменяет подробное описание « художественной деталью».
Какая деталь помогает понять лицемерие Очумелова?
(Шинель, палец, конфискованный крыжовник: 1) Решето, доверху наполненное конфискованным крыжовником. Узелок и конфискованный крыжовник означают вседозволенность. Скорее всего в этом узелке что-то, что дали Очумелову как взятку.)
(Значит, полицейский надзиратель и городовой, по долгу службы обходя площадь, уже собрали “дань”) – Слова “хамелеон” нет в рассказе. Почему же возник такой заголовок? В прямом или переносном значении употреблено это слово?
– В чем смысл названия рассказа? Кого в нем можно назвать “хамелеоном”?
– Какова же идея рассказа?
Нельзя моментально, в угоду обстоятельствам, менять свои взгляды на прямопротивоположные; нельзя не иметь своего мнения
– Как бы вы определили, что такое “хамелеонство”?
Это моментальное изменение своих взглядов на прямопротивоположные в угоду обстоятельств.
(Хамелеоном можно назвать человека, готового постоянно и моментально, в угоду обстоятельств, менять свои взгляды на прямо противоположное)
. Сопоставительный анализ героя в изображении писателя и художника. Работа в группах. Каждая группа получает отдельную иллюстрацию.
1. Внимательно рассмотрите иллюстрацию художника к рассказу А.П. Чехова «Хамелеон». В группах обменяйтесь идеями и подготовьте ответы на следующие вопросы:
Какой эпизод рассказа отображен на иллюстрации? Какие черты героя отразил писатель? Какие – художник? Какие детали в изображении портрета, позы, деталей костюма, интерьера/пейзажа помогли писателю и художнику создать образ героя? Каковы особенности композиции картины: что изображено на переднем плане; каков задний фон картины; почему художник именно так располагает объекты на своем полотне? Каково цветовое решение сцены в литературном произведении и в произведении изобразительного искусства? Каково авторское отношение к герою/героям? Какие чувства, переживания вызывает герой в сравниваемых произведениях?
2. Результаты сопоставительного анализа внесите в таблицу.
По завершении работы учащиеся проведут панельную презентацию таблиц. Рекомендуемый прием взаимооценивания «Плюс – минус – интересно».
Критерии оценивания:
–определяет сходства и различия художественной литературы с другим видом искусства.
Дескрипторы:
–называет приемы и средства, используемые автором для характеристики персонажа;
–приводит не менее 3 цитат из текста в качестве аргументов;
– сопоставляет и сравнивает словесное и живописное изображение героев.
|
Презентация
| Конец урока
| Рефлексия. «Лесенка успеха».
Дом задание стр. 64 выполнить задания 1-3
| Презентация
| Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?
| Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?
| Здоровье и соблюдение техники безопасности
| Работа в группах: более способные ученики оказывают поддержку менее способным, работа в парах: помощь учащимся, нуждающимся в поддержке (план анализа картины/иллюстрации; макет таблицы; иллюстративный материал; слова и словосочетания для характеристики персонажей; шаблон построения развернутого устного высказывания– словесного рисования).
| Формативное оценивание восприятия и интерпретации новой информации. На всех этапах осмысления темы учащиеся оцениваются по критериям, осуществляется наблюдение учителя, дают свои комментарии учащиеся.
| Соблюдение техники безопасности при передвижении учащихся по классу во время групповой работы у доски (представление результатов – сопоставительных таблиц).
| |