Главная страница

Рассказыванию в детском саду Источник Э. П. Короткова, "Обучение рассказыванию в детском саду"


Скачать 0.59 Mb.
НазваниеРассказыванию в детском саду Источник Э. П. Короткова, "Обучение рассказыванию в детском саду"
Дата24.12.2021
Размер0.59 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаKorotkova_E_P_Obuchenie_rasskazyvaniyu_v_detskom_sadu.doc
ТипРассказ
#316855
страница11 из 11
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

— Что мне делать? Бабушка советует:

- Попробуй, Ира, сама себе дело найди. Без подсказки.

— Где искать? — думает Ира. — Может, за дверью? Отворила дверь и по лестнице — во двор.

Видит: дворник из шланга цветы и траву на газоне поливает.

— Здравствуйте! — говорит Ира; — Помочь вам? Я сумею.

- Помоги, — говорит дворник. — Ты траву и цветы польешь, а я дорожки песком посыплю.

Со двора Ира на улицу пошла. Видит: знакомая старушка малыша в коляске катает.

— Здравствуйте! — говорит Ира. — Помочь вам? Я люблю малышей катать.

— Помоги, — сказала старушка. — Ты моего внука покатаешь, а я в магазин за молоком схожу.

С улицы Ира в сквер зашла. Видит: заплаканный малыш бежит.

— Что ты плачешь? — спрашивает Ира.

- Я мяч потерял, — отвечает тот. — Никак не найду.

— Пойдем вместе поищем!

А искать мячик нелегко: он — зеленый. Разве просто разглядеть его в зеленой траве под зелеными ветками? Очень обрадовался мальчуган, когда Ира мяч нашла.

Дома бабушка у Иры спросила, что за дело она сумела себе найти.

Ира рассказала обо всем.

«О чем рассказала Ира бабушке и как она говорила?» — обращается с вопросом педагог к группе и предлагает передать речь героя. При этом он указывает, что Ира могла рассказать и о других своих поступках, советует подумать, о ком еще позаботилась девочка, как по-доброму поступила.

В выступлениях детей отразятся результаты усиленной работы мысли, творческого воображения; дети выразят чувства симпатии к герою, одобрение добрых поступков. Занятие по рассказыванию окажет глубокое нравственное влияние на детей, побудит их самих быть внимательными и заботливыми по отношению к взрослым и друг к другу.

Ценным речевым упражнением является построение рассказа с опорой на данный педагогом образец при условии замены в нем описательных элементов в соответствии с творческим заданием. Например, в рассказе-образце описывается весна, перед детьми же ставится задача представить в рассказе действия героев в другое время года и соответственно этому дать описания.

Для использования на занятиях может быть предложен следующий текст:

КАК ВЕСНА ШУТИТЬ УМЕЕТ

Оля гуляет во дворе, бегает, прыгает. А ее меховая коричневая шубка осталась висеть на вешалке. И пуховая белая шапка с длинными ушами лежит на полке, и варежки лежат.

Сегодня Оля вместо шубки надела синее весеннее пальто, вместо белой пуховой шапки — красный берет. Варежки оставила дома — руки не озябнут, сегодня теплая погода. И завтра она будет теплой. И послезавтра. Потому чт наступила весна!

«Что-то Ира долго не идет, — вспомнила Оля о своей подружке. - Позову ее».

— Ира! Вы-хо-ди гу-лять!

...Дверь в подъезде открылась, и вышла девочка. В желтом пальтишке, зеленом платке.

«Кто это? — думает Оля. — Незнакомая девочка. Не Ира. У Иры серое пальто и меховая шапка».

А девочка стоит, Олю разглядывает... И вдруг как побежит к ней!

— Это ты меня звала? — спрашивает.

— Я! - отвечает Оля и смеется. — Я тебя не узнала. Думала — другая девочка вышла. А это ты!

— А думаешь, я тебя узнала? — затараторила Ира. — Вышла, смотрю, девочка какая-то стоит, в синем пальто, в красном берете. А где, думаю Оля? Посмотрела-посмотрела и узнала: это же ты!

Засмеялись подружки: вот какую шутку подстроила весна!

Перед тем как дети выслушают рассказ (его можно повторить дважды), воспитатель заинтересовывает детей творческим заданием — он говорит, что им предстоит самим придумать рассказ. «Про кого пойдет в нем речь? Про подруг — Иру и Олю. Сейчас я познакомлю вас с ними — расскажу об одной их прогулке. Это поможет вам придумать рассказ о новой их прогулке» — так педагог вызывает у детей интерес к занятию и обеспечивает сосредоточение их внимания на предстоящей самостоятельной речевой деятельности. Затем он сообщает текст. Выслушав рассказ педагога, дети отвечают на вопрос «Почему подружки не сразу узнали друг друга?». Выяснив, что всем понятна причина веселого происшествия, воспитатель конкретизирует задание, поставленное ранее: «А как все могло произойти летом? Представьте себе первую летнюю прогулку девочек. Расскажите о веселом случае».

Итак, используя специально отработанные рассказы-образцы, можно последовательно упражнять детей в разнообразных творческих речевых действиях.

В комплексе эффективных методических приемов на занятиях широко применяется и такой методический прием, как указания. Они бывают разного типа: рассказать подробно; обдумать весь рассказ от начала до конца; продумать начало рассказа; обязательно рассказать о том или ином; получше обдумать, как закончить рассказ, и т. п.

При обучении творческому рассказыванию с помощью различных приемов интенсивно активизируется словарь детей. Педагог привлекает внимание дошкольников к тем точным и выразительным словам, словосочетаниям, которые они смогут использовать в своем повествовании. С этой целью на протяжении всего занятия, особенно в объяснительной его части, он преднамеренно вводит в свою речь намеченный ранее словарный материал. Так, знакомя детей с сюжетом «Славик стал новоселом», педагог многократно и подчеркнуто произносит следующие слова и обороты: новоселы, новоселье, радостные хлопоты новоселов, новоселье — праздничное событие. Речевой образец побуждает детей произносить нужные словосочетания и фразы. Они быстро запоминают акцентируемые слова и стараются ввести их в свой рассказ.

Н. К. Крупская отмечала потребность в повторности восприятия словесного материала как одну из особенностей ребенка: «Нам... нужно, влияя на ребят, стараться не подавлять их инициативы... и укреплять те методы изучения, которые стихийно ребята усваивают. Вот, например, одна из особенностей детского восприятия: ребята имеют терпение выслушивать иногда одно стихотворение раз 15. Он давно его знает наизусть, но все снова и снова заставляет повторять. Очевидно, ему нужно овладеть как-то словами, их сочетанием».
Задача педагога — учить детей рассказывать выразительно, образно, эмоционально, умело используя доступные художественные приемы. Например, работая над сюжетом «Вера помогает бабушке ухаживать за курицей и цыплятами», воспитатель своими вопросами («Как подзывала девочка курицу и цыплят? Как она отгоняла от цыплят кошку? Что слышала Вера, когда цыплята с курицей подбегали к корму?») побуждает детей к звукоподражанию в рассказах. Или, обращая внимание детей на выразительность и меткость слов с оттеночным значением (например, цыплятки), он советует использовать их в описаниях.

Большая часть занятия отводится детским рассказам, причем педагог одновременно уделяет внимание тем, кто говорит, и тем, кто слушает. Личным примером он учит детей слушать рассказы внимательно, заинтересованно: выражает одобрение улыбкой или кивком головы; не прерывает без основания рассказчика, дает ему возможность высказаться полностью; приходит на помощь, если ребенок в чем-то затрудняется.

Педагогу надо быть таким слушателем, который подмечает все особенности ответов детей. Целесообразно записывать отдельные обороты речи рассказчиков, фрагменты выступлений (однако процесс записи не должен влиять на темп детской речи). Запись поможет воспитателю предметно провести анализ и оценку рассказов и в то же время покажет детям, как внимательно он относится к их работе.

Существенной частью занятия является анализ и оценка детских рассказов.

Воспитателю необходимо избегать трафаретности оценок, их неконкретности, поверхностности, снижающих эффективность этого методического приема.

В практике нередко анализ всех детских рассказов производится в конце занятия. Такой порядок нецелесообразен. Лучше, если воспитатель анализирует и оценивает ответ сразу же после того, как он будет закончен. Именно в том случае анализ и оценка могут быть конкретными: впечатления еще свежи, слушатели удерживают в памяти весь рассказ целиком, с его деталями речевыми оборотами, словосочетаниями и т. д. Наиболее развернуто и обстоятельно следует анализировать первые ответы, так как очередные рассказчики учтут сделанные выводы и более успешно и уверенно справятся с заданием. При оценке очередного рассказа нужно останавливаться на том новом, что можно отметить в нем по сравнению с предыдущим, — тогда анализ не будет перегружен повторением уже отмеченных фактов. В каждом рассказе ребенка воспитателю следует стараться найти те или иные положительные моменты (точно употребленное слово, выразительное словосочетание, интересный поворот сюжета, лаконичность и т.д.) и поощрять даже самые маленькие удачи рассказчика.

При анализе и оценке рассказов необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Бывает, что воспитатель (в конце занятия) предлагает детям определить, чье выступление им больше всего понравилось. Ребята называют один из многих прослушанных рассказов, а на вопрос, почему он им понравился, чаще всего просто пересказывают сюжет. Это происходит оттого, что дети шести-семи лет еще не способны доказательно обосновать свой выбор. Оценочные суждения, относящиеся к содержанию и форме рассказов, бесспорно очень сложны для них. И, конечно, подводить ребенка к таким оценкам можно только путем, постановки четких, конкретизированных заданий.

Конкретные, содержательные вопросы педагога сосредоточивают мысль детей на существенной стороне прослушанных рассказов. Например, педагог спрашивает, чем интересно выступление Гали. Дети отмечают те или иные моменты, а воспитатель подчеркивает наиболее существенные из них и сам выделяет некоторые факты. Своими вопросами педагог обращает внимание детей на речь рассказчика, на ее точность и выразительность: «Что вам особенно запомнилось из Сережиного рассказа и почему? Почему было интересно слушать Юру, когда он говорил о медвежонке?» Можно предложить детям припомнить начало прослушанного рассказа и отметить его положительные стороны, вычленить концовку и т. д.

При сравнении двух выступлений рекомендуется подчеркнуть своеобразие каждого. Не следует рассчитывать на то, что дети при разборе и оценке рассказов отметят все сами. Однако в детских садах воспитатели зачастую лишь выслушивают высказывания ребят и мало поясняют. Педагогу же нужно самому выделить из речевого материала существенные моменты и показать детям, на что следует обратить внимание при анализе выступлений.

Рассказы детей целесообразно оформлять таким образом, чтобы с ними можно было провести повторную работу, например, записывать их с целью сделать книжку. Тексты этих рассказов (их записывает воспитатель) можно проиллюстрировать рисунками самих детей. Дошкольники любят рассматривать такие книжки, показывают их малышам и родителям, просят педагога вновь прочитать придуманные ими рассказы.

На занятиях по творческому рассказыванию дети шести-семи лет учатся также придумывать сказки.

М. Кольцова отмечает, что сказки, сочиненные детьми дошкольного возраста, являются сплавом того, что они выучили, слышали ранее, что видят сейчас: «Рассказывая сказку, ребенок учится использовать ранее усвоенные фразы. Использует он их здесь не механически, а в новых комбинациях, создавая что-то свое, новое. В этом залог развития творческих способностей человеческого ума».

Доступным и очень интересным для дошкольников оказывается придумывание сказок об игрушках — куклах, игрушечных медвежатах, лисятах, зайчатах и т. п.

Детям старшего дошкольного возраста могут быть предложены следующие сюжеты сказочного характера: «Медведица учит медвежонка говорить спасибо», «В игрушечном цирке выступают заводные зверушки», «Слоненок учится кататься на велосипеде», «Матрешки устроили для кукол веселый концерт», «На полке в шкафу для игрушек поселился крокодил», «Заяц, лиса и медведь захотели стать музыкантами», «Медвежонок и зайчишка затеяли веселую игру», «Подъемный кран и самосвал помогают куклам строить дом», «Кукла идет в лес за грибами», «Дюймовочка в гостях у кукол». Придумывание сказок целесообразно сопровождать демонстрацией игрушек. Это активизирует мышление, воображение, речевую деятельность ребенка, создает возможность реализовать влияние художественно-образной наглядности в работе по развитию словесного творчества детей.

Рассмотрим подробнее методику проведения занятия с использованием игрушки.

Ход занятия.

Педагог знакомит детей с темой — придумать сказку о кукле, которая захотела пойти в лес за грибами. «Вам, наверное, интересно будет узнать, — продолжает педагог, — в какой лес она пошла за грибами, какие грибы собирала, кого встретила в лесу, кто помог ей насобирать побольше грибов. Посмотрите сюда, и вы обо всем узнаете». (Она показывает следующую сценку: кукла с корзинкой в руках подходит к лесу (на столе расставлены деревья из настольного театра, под ними много разных грибов, под елочкой около самого крупного грибка сидит белка). Дети г интересом вглядываются в куклу, в лес, в грибы, отыскивают белочку и догадываются, что именно она поможет кукле.

Чтобы сказки не были схематичными (а такими они бывают тех случаях, когда дети лишь бегло перечисляют действия персонажей и не останавливаются на более или менее развернутых описаниях), воспитателю следует на одном-двух примерах показать, с какой обстоятельностью, точностью и образностью нужно говорить об увиденном. Например, педагог с помощью вопросов побуждает детей подробнее рассказать о деревьях в лесу о грибах: «В каком же лесу будет кукла собирать грибы? Что за деревья в нем растут? Расскажите об этом». Ребята отметят что в лесу под елочками и березками растут белые грибы, лисички, подберезовики. «Увидит кукла, как много в лесу грибов и, наверное, обрадуется: быстро можно насобирать полную корзинку!» — говорит воспитатель, заостряя внимание детей на переживаниях героя сказки и тем самым подготавливая к отображению этих переживаний при рассказывании. «Чему еще обрадуется кукла? Как вы думаете?» — задает педагог следующий вопрос. «Правильно, встрече с белкой», — подтверждает она догадки ребят и советует рассказать подробнее о том, как белочка помогала кукле собирать грибы, о чем они разговаривали.

Таким образом, инсценирование сюжета способствует накапливанию у детей зрительных впечатлений, целенаправленно активизирует их словарь.

Инсценированный сюжет в значительной мере облегчает решение творческой задачи не только для старших дошкольников, но и для детей четырех-пяти лет. Однако сочинение сказок об игрушках только по инсценированному сюжету (как это часто бывает в детском саду) приводит к шаблонному использованию игрушек при обучении творческому рассказыванию. Внесение же новых элементов в структуру занятия оказывает на детей активизирующее влияние.

Плодотворным является знакомство ребенка с игрушкой как с персонажем сказки без инсценирования сюжета. В этом случае дети учатся сочинять с опорой на образ сказочного героя.

Педагог, представляя детям игрушку, помогает подметить особенности ее внешнего вида и, что наиболее важно; черты характера (проворная, шустрая, веселая белочка; трусливый заяц; неуклюжий, забавный, любопытный медвежонок и т.д.). Воспитатель учит детей придумывать и передавать в сказке воображаемые эпизоды, в которых проявляются эти черты. Встреча с игрушкой, выполняющей роль сказочного персонажа, должна быть обстоятельной и обязательно эмоционально насыщенной.

Занятие с использованием нескольких игрушек.

Ход занятия.

Занятие начинается вступительным словом воспитателя подготавливающим детей к предстоящей речевой творческой деятельности: «Вы знаете много сказок, любите их слушать, сегодня вы сами попробуйте придумать сказку о веселых игрушечных зверушках. Сначала послушайте сказку, которую я придумала о медвежонке и белочке». Педагог выставляет на стол игрушки и показывает их в движении: вот они сидят друг против друга, смотрят друг на друга; вот они идут; вот заяц ловко, высоко подпрыгнул, а неуклюжий медвежонок, подпрыгнув, завалился на бок и т. п. Дети оживленно, с улыбкой смотрят на забавные игрушки и ждут веселую сказку.

Воспитатель рассказывает: «В большой комнате на ковре сидел игрушечный медвежонок. Вдруг откуда-то сверху, с полки, спрыгнула на ковер проворная, шустрая, веселая белочка. Поздоровалась с медвежонком и — прыг к кукольным качелям. «Влезай на качели, — позвала белочка медвежонка, — вместе покачаемся!» Стал косолапый на качели влезать — два раза подряд на ковер шлепнулся. А как уселся, принялся изо всех сил раскачивать качели: вверх-вниз, вверх-вниз. Долго мишка с белочкой качались и громко смеялись: им было очень весело».

Затем педагог обращается к детям: «Когда вы слушали сказку, многие из вас улыбались, некоторые смеялись. Чем порадовала вас сказка? Что вам особенно запомнилось? (Ребята оживленно высказываются.) Сейчас вы начнете придумывать сказку о медвежонке и зайчишке. (Педагог заменяет белочку игрушечным зайцем.) Рассмотрите получше зверушек и придумайте веселую сказку о том, какие игры затевали медвежонок и зайчишка».

Сказки, сочиненные детьми, отличались выдумкой, занимательным сюжетом, выразительностью, краткостью.

При обучении творческому рассказыванию могут быть использованы заводные игрушки. Это значительно обогащает занятия. Прежде чем дошкольники начнут сочинять сказки по сюжету «Заводные игрушки выступают в игрушечном цирке», они рассматривают три заводные игрушки в действии, определяют с помощью педагога точными и выразительными словами их особенности, припоминают другие известные им заводные игрушки. Вызвав у детей интерес к сюжету, педагог конкретизирует его: предлагает подумать над тем, кто из заводных игрушечных зверушек мог стать цирковым артистом, с каким номером он выступал, кто пришел посмотреть цирковое представление. Дети намечают план сказки и рассказывают непринужденно, весело. На занятиях по придумыванию сказок можно также предлагать детям сюжеты, связанные с музыкальными игрушками. На подготовительном, этапе дошкольники слушают звучание детских музыкальных инструментов и учатся строить описание на основе звуковых впечатлений.

Перед тем как предложить детям придумать сказку, например, на тему «Заяц, лиса и мишка захотели стать музыкантами», демонстрируются такие игрушки: дудочка, барабан, погремушка. По просьбе педагога ребята играют на них; на вопрос, как они звучат, отвечают, подбирая точные и выразительные слова и словосочетания: «Дудочка играет звонко, заливисто, протяжно. Погремушка трещит задорно, весело. Барабанные палочки выбивают громкую барабанную дробь».

После этого воспитатель знакомит детей с основной целью занятия: «Знаете, для чего мы сейчас рассматривали музыкальные игрушки, слушали, как они звучат? Чтобы вы могли придумать интересную сказку», — и дает ряд необходимых указаний.

Занятия с опорой на игрушки сочетаются с занятиями, на которых придумывание сказок идет без показа игрушек, например по сюжетам «Слоненок учится кататься на велосипеде», «Медведица учит медвежонка говорить спасибо», «Как ежик нашел дорогу домой». Воспитатель знакомит ребят с сюжетом будущей сказки, сообщает план ее изложения, активизирует словарь детей и т. д. Все это создает условия для овладения новыми способами творческой речевой деятельности.

В некоторых случаях целесообразно применять прием совместных действий — педагог начинает сказку, а дети продолжают и заканчивают ее. Например, воспитатель так начинает развивать сюжет «Как ежик нашел дорогу домой»: «В лесу под старой елью жили еж, ежиха и ежонок. Еж с ежихой не разрешали ежонку уходить далеко от дома: мал был он, мог заблудиться. Как-то раз мимо пролетала стрекоза, она летела очень низко, чуть крылом не зацепилась за колючий бок ежонка. Ежонку захотелось посмотреть, куда полетела стрекоза. Покатился он по дорожке, все дальше и дальше от дома. Что нового он узнал? С кем повстречался? Как ежонок нашел дорогу домой — кто пришел ему на выручку? Об этом вы расскажите сами», — переключает педагог детей на продолжение начатой сказки.

Итак, занятия по творческому рассказыванию являются важным звеном в системе обучения связной выразительной речи детей старшего дошкольного возраста и играют большую роль в развитии их творческой активности и самостоятельности.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


написать администратору сайта