Рассказыванию в детском саду Источник Э. П. Короткова, "Обучение рассказыванию в детском саду"
Скачать 0.59 Mb.
|
Рассказывание на темы из личного опыта в подготовительной к школе группе подготовительной к школе группе воспитатель продолжает упражнять детеи в рассказывании на темы из личного опыта. Учитывая приобретенные навыки, педагог повышает требования к рассказам, добивается проявления детьми большей активности и самостоятельности. Рассказы детей седьмого года жизни несколько сложнее по структуре и по грамматическому строю, в них передается значительно больше фактического материала. Ребенок все чаще сам, без дополнительных вопросов и указаний взрослого, поясняет события, о которых рассказывает. Тематика рассказов из опыта отражает разнообразные наблюдения детей, их игры, прогулки, участие в доступных, интересных трудовых делах, жизнь в коллективе сверстников и т. д. Детям шести-семи лет могут быть предложены следующие темы: «Как мы отдыхали летом», «Мои любимые цветы», «Наши новые игрушки», «Интересная прогулка», «Наш парк летом и осенью», «Как мы заботимся о малышах», «Хороший поступок твоего товарища», «Как мы веселились у новогодней елки», «Про нашу белочку», «Мы побывали в зоопарке», «О нашем аквариуме», «О поездке за город», «О наших постройках из строительного материала», «Как мы играем с мячом». Рассмотрим методику проведения занятия по теме «Хороший поступок твоего товарища». Ход занятия. Чтобы вызвать у детей интерес к данной теме, педагог проводит краткую беседу, в ходе которой дошкольники припоминают факты из своей жизни, т. е. подготавливают нужный материал для будущего рассказа. Например, воспитатель обращается к группе: «Всегда радостно слышать, когда кому-нибудь из детей говорят: ты поступил хорошо. Вспомните, ребята, хорошие поступки своих товарищей. О каком хорошем поступке ты, Люда, вспомнила? А ты, Саша, о чем хочешь рассказать?» Отвечая на вопросы, дети скажут о добрых делах своих сверстников. Педагог поможет оценить поступки, увидеть в них проявления дружбы, смелости, правдивости, скромности, доброты. Затем воспитатель знакомит группу с заданием — подробно рассказать о хорошем поступке товарища — и поясняет: «Хороший поступок твоего товарища» — так будет называться рассказ. В работе с подготовительной к школе группой, так же как и в других группах, широко распространенным методическим приемом является речевой образец. Он должен помочь детям отобрать факты из жизненного опыта, использовать образные выражения, дать эмоциональный настрой. «О хорошем поступке, — говорит педагог, — хочется рассказать подробнее, интереснее. Послушайте мой рассказ о хорошем поступке Сережи. Недавно на прогулке Ира и Света играли с мячом. Они перебрасывали его друг другу и ловили. Но вот мяч полетел в сторону, упал на траву и закатился под елочку, под колючие зеленые ветки. Девочки подбежали к елке и остановились — боятся уколоться об иголки-хвоинки. Как достать мяч? Им на выручку поспешил Сережа. Он подошел к елке, нагнулся приподнял еловую ветку и достал мяч! И отдал его девочкам. Они Сереже спасибо сказали». Воспитатель ведет повествование неторопливо, интонационно-выразительно, логическими ударениями и смысловыми паузами акцентируя части рассказа, отдельные предложения, слова. Чтобы дети лучше вникли в речевой образец, педагог задает вопросы: «За что можно похвалить Сережу? Что в рассказе хотелось бы послушать еще раз и почему?» — и повторяет выделенные ребятами моменты. Следующий вопрос: «А как вы сами постараетесь рассказать о хорошем поступке?» — сосредоточивает внимание детей на качестве их будущих рассказов. Дети говорят, что будут стараться рассказывать подробно, интересно, понятно, громко, не торопясь. Затем педагог советует получше обдумать рассказы и после небольшой паузы вызывает кого-либо из детей, предлагая всей группе внимательно выслушать выступление, а потом обсудить его и оценить. За время занятия успевают выступить пять-шесть человек. Рассмотрим методику проведения еще одного занятия по теме «Как мы заботимся о малышах». Рассказы о малышах, о добром и заботливом отношении к ним способствуют углублению у каждого ребенка гуманистических чувств, стремлений. Ход занятия. Занятие целесообразно начать с краткой беседы, которая подготовит детей к восприятию темы, к активной деятельности. Обратившись к группе, педагог говорит, что каждый из ребят без ошибки скажет, сколько ему исполнилось лет (по его просьбе двое-трое детей называют свой возраст). «А знаете ли вы, — продолжает воспитатель, — сколько лет Юре из младшей группы? А Кате? И Юре и Кате недавно исполнилось три года. Они — малыши. У многих из вас есть младшие сестры и братья. У Сережи — сестра Люба. Ей исполнилось два года. У Нины — четырехлетний братишка Славик. Как вы заботитесь о малышах, что для них делаете, чем их радуете? Сегодня на занятии вы и расскажите об этом». Затем педагог дает указание: «К рассказыванию надо подготовиться — каждый должен вспомнить случай, когда он чем-то помог малышу, позаботился о нем. О чем ты, Вера, будешь рассказывать? Какой случай ты, Ира, припомнила? В рассказах надо постараться говорить о малышах ласково», — советует воспитатель и приводит слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (ребятишки, малышок), указывает на ласкательную форму имен (Надя — Наденька, Надюша; Сережа — Сереженька). В конце беседы педагог с помощью вопросов выясняет, как дети усвоили данную тему, и после этого предлагает обдумать рассказы от начала до конца. Руководя процессом рассказывания, воспитатель обращает внимание на содержание изложения, на последовательность описания, на правильность речи рассказчика и т. д. Когда дети затрудняются передать словами задуманное, он, не нарушая хода их мыслей, подсказывает нужное слово или выражение; если допущены грамматические или орфоэпические ошибки, речевым примером показывает, в какой грамматической форме употребляется слово и как правильно произнести его. Очень часто дети затрудняются начать рассказ. В этом случае педагог одним-двумя вопросами выясняет, о чем ребенок хочет говорить, а затем предлагает свой вариант. Например: «Ты, Вова, мог бы рассказ начать так: «Мою сестренку зовут Лена. Ей три с половиной года. Сегодня я помог Леночке надеть ботинки». Дети, следуя речевому образцу, продолжают раскрывать тему. В подготовительной к школе группе предлагаются следующие темы для описательных рассказов о природе: «Наш парк летом и осенью», «Цветы на нашей клумбе», «Наша речка». Рассмотрим методику применения на занятиях некоторых приемов обучения рассказыванию на темы из личного опыта. В этой группе педагог продолжает учить детей рассказывать по готовому плану. Вначале он сообщает тему рассказа, а затем знакомит с основными пунктами плана, смысловыми паузами и интонацией отделяя один вопрос от другого, подчеркивая во фразах опорные слова. Например, на занятии по теме «Наш сад» воспитатель говорит: «Вначале надо рассказать о деревьях и кустарниках нашего участка; потом — в середине рассказа — подробно рассказать о нашей клумбе и о газонах на участке; в конце — о площадках для игр и забав». После того как план будет изложен, следует предложить одному-двум детям повторить его (педагог говорит доходчиво, не употребляя термина «план рассказа»). Если объем материала для рассказа достаточно большой и связан с общегрупповыми наблюдениями, целесообразно организовать коллективное рассказывание по намеченному плану. И тогда дошкольники составляют описание по частям в соответствии с вопросами плана. В начале занятия воспитатель дает указание о характере коллективной работы, например, в такой форме: «Рассказ о нашем участке начнет Витя, он будет говорить о деревьях и кустах. Другие ребята продолжат и закончат рассказ». Коллективное рассказывание объединяет детей выполнением общего задания, повышает их внимание и сосредоточенность, обогащает новыми ценными формами речевой деятельности. Педагог также может применить на занятии прием совместных действий, который позволит ему включиться в рассказывание, чтобы дать пример изложения. Этот прием особенно эффективен в том случае, если дети рассказывают с затруднениями, малоинтересно. Коллективный рассказ на тему «Наша поездка в зоопарк» может быть составлен детьми и воспитателем совместно. Во вступительной краткой беседе педагог с помощью вопросов оживляет впечатления от недавней автобусной экскурсии в зоопарк, сообщает о теме рассказа, выясняет, какие звери ребятам больше всего запомнились. Затем воспитатель намечает план детских выступлений («Вы расскажете о слоне, о верблюдах о львице со львятами, о тиграх, много интересного вы расскажете о медведях, бурых и белых, о трех забавных медвежатах») и сам начинает рассказ об экскурсии (дети должны по намеченному плану продолжить и закончить его): «Это было совсем недавно. К детскому саду подъехал автобус. Мы сели в автобус и поехали в зоопарк. До зоопарка автобус довез нас быстро. В зоопарке мы увидели много зверей. Мы долго смотрели на обезьянок. Непоседливые веселые обезьянки то раскачивались на качелях, то повисали на перекладине. В зоопарке мы видели слона», — заканчивает изложение педагог и обращается к детям: «Про слона расскажет Юра (Вадик, Марина). Мы слушаем тебя». Один за другим ребята выступают с короткими описаниями, из которых постепенно складывается большой, коллективно составленный рассказ на заданную тему. Во второй половине учебного года воспитатель может привлекать детей к совместному продумыванию плана (сам он заранее при подготовке к занятию полностью намечает и разрабатывает план). Это повышает активность и самостоятельность дошкольников. Например, воспитатель намечает провести занятие по теме «Как мы веселились у новогодней елки». Предварительно он беседует с ребятами о новогоднем празднике, о новогоднем веселье. «Вспомните, дети, нашу елку в новогоднем наряде, — говорит педагог. — Елка была красивая, празднично блестела. А что еще вы скажете о ней?» Следующий вопрос помогает активизировать яркие слуховые впечатления: «Что слышалось в зале, когда детвора с Дедом Морозом веселилась вокруг елки?» -«Смех, хлопки в ладоши, веселые голоса, песни, музыка», — живо припоминают дети. Активизировав детскую память, нацелив детей на отбор точных и выразительных слов, воспитатель приступает к обсуждению содержания рассказа, последовательности изложения. Он заинтересовывает детей следующим заданием: «Обдумаем все вместе наш рассказ. С чего лучше его начать? С чего ты, Вера, начала бы рассказ? А ты, Шурик? Правильно, хорошо вначале рассказать о нашей новогодней елке, о том, как мы ее украсили. А дальше о чем ты, Коля, советуешь рассказать?» и т. д. Педагог одобряет лучшие варианты ответов. Иногда ребенок, излагая событие, участником которого он был, переходит к рассказу о воображаемых действиях и говорит о них так, как будто они состоялись на самом деле. Рассказывание приобретает характер своеобразного фантазирования. Важным моментом в методике проведения такого занятия является очень конкретное и доступное пониманию детей формулирование заданий, указаний, вопросов, подводящих к обдумыванию замыслов и передаче их в рассказах. Для активизации творческих замыслов целесообразно использовать в комплексе обучающих приемов рассказ педагога. Воздействуя на ребенка своим рассказом, воспитатель побуждает его обдумывать планируемые действия на совершенно конкретном материале, обогащает творческую мысль, усиливает желание высказываться о задуманном в коллективе и выслушать товарищей. Эффективность рассказа-образца зависит не только от его качества, но и от методики преподнесения его детям. Педагог организует восприятие детьми рассказа с учетом творческих речевых заданий, которые им предстоит выполнить. Так, очень важно активизировать рассказывание детей об игровых замыслах. При этом полезно ориентировать рассказчиков на решение собственно языковых задач (например, на придумывание необходимых в игре названий и т.п.). Приводим в качестве примера занятие с использованием рассказа «Лесные остановки». Ход занятия. В начале занятия педагог называет (по сюжетам) две-три детские игры, просит вспомнить, во что еще дети недавно с интересом играли, затем предлагает послушать рассказ об игре «Лесные остановки». Миша и Юра играли в лесные остановки. На полу игрушечный лес устроили. По лесной просеке троллейбус бежит. А в троллейбусе пассажиры: козлик, медведь, ежик, белка и заяц. Белочка спрыгнула на остановке «Ореховая», на «Медовой» слез мишка. До «Грибного перелеска» ежик доехал. А заяц? На какой остановке ему сходить? - Поезжай, заяц, до остановки «Заячья капустка». А можешь спрыгнуть и на «Клеверной лужайке». Миша и Юра все делали сами. Они и троллейбус в путь отправляли, и становки в лесу устроили. Только названия для остановок придумал Мишин папа. Зато объявляли их громко-громко, в два голоса — Миша и Юра. А ведь это, конечно, очень важно. Закончив рассказ, воспитатель побуждает детей высказаться о том, за что Миша и Юра могли поблагодарить Мишиного папу (за то, что он помог придумать интересные названия для лесных остановок), чем заинтересовали детей эти названия, какие игрушки выбрали бы для игры они сами, какие названия придумали бы для новых остановок. Воспитатель предлагает детям обдумать, как они сами поиграли бы в игру, просит рассказать о ней. Так, использовав рассказ, педагог создает условия для продуктивного применения детьми метода аналогии в речевой практике. В процессе обучения рассказыванию на темы из личного опыта следует упражнять детей в составлении писем. Задача изложить содержательный материал в форме письма побуждает детей осознанно строить высказывания, преднамеренно добиваться точности и обстоятельности сообщений. Таким образом, в подготовительной к школе группе продуктивно осуществляется обучение рассказыванию на материале накопленного детьми опыта, которое входит в общую систему занятий по развитию связной речи. Рассказывание по предложенным сюжетам в подготовительной к школе группе Обучение творческому рассказыванию по предложенному сюжету — сложный этап работы по формированию связной монологической речи. «Программой воспитания в детском саду» определены основные задачи обучения: дети в рамках предложенного сюжета учатся придумывать завязку, ход события и развязку, описывать место и время действия, соблюдать логику развития сюжета, правдиво изображать действительность в рассказах на реалистические темы, эмоционально передавать переживания действующих лиц. Сочинение сказок и рассказов в «Программе» рассматривается как проявление самостоятельной художественной деятельности детей. Одним из важных методических вопросов обучения творческому рассказыванию является вопрос о выборе сюжетов. Сюжет может быть одобрен, если он вызывает у детей желание придумать рассказ, сказку с четким композиционным построением, с включением в них элементарных описаний, если он соответствует опыту ребенка, уровню его речевого развития, затрагивает нравственные и эстетические чувства, активизирует воображение, углубляет интерес к речевой деятельности. Сюжеты для придумывания реалистических рассказов охватывают область детских игр и развлечений, например: «Сереже подарили новую игрушку», «Люда и Света играют в школу», «Галя учится кататься на коньках», «Юра и Маша пускают весной кораблики», «Ира с Вовой смотрят по телевизору веселый мультфильм». Ряд сюжетов ориентирует на придумывание рассказов морально-этического содержания: «За что бабушка сказала внуку спасибо», «Вера — мамина помощница», «Люся пришла на помощь своему младшему брату», «Ира и Света — хорошие поддруги», «Кто научил Катю переходить улицу», «Славик стал новоселом». Некоторые сюжеты отражают интерес детей к животному миру, к природе: «Сережа вывел на прогулку своего щенка», «Вера помогает бабушке ухаживать за курицей с цыплятами», «Гриша с ребятами пошел в лес за грибами», «Забавные приключения рыжего котенка». В методической литературе всегда уделялось большое внимание разработке сюжетов для детских рассказов, например, Е. И. Тихеева сформулировала ряд конкретных тем и на их основе наметила главные направления разработки сюжетов: «Ваня чуть не утонул», «Катя разбила куклу», «Приключения на катке», «Как дети вылепили снежную бабу», «Случай с мальчиком, которого послали опустить в ящик письмо», «Дети разыскивают пропавшего котенка». О. И. Соловьева в своих работах предложила следующие темы для творческого рассказывания: «Как Сережа помог Наташе», «Как Ваня ходил с папой в лес», «Как Катя потерялась в зоопарке». На занятиях дошкольники учатся проявлять творческую инициативу и выдумку в рамках реалистического рассказа. Дети активно используют накопленные знания, представления, образы, чтобы на их основе развивать в рассказах воображаемые события или действия. По сюжетам дети придумывают рассказы не только с одним героем, но и с несколькими действующими лицами. Наличие двух-трех персонажей дает, в частности, основание вводить в описание диалог. Дошкольники сочиняют сказки, в которых действуют их любимые игрушки — зайчики, медвежата, матрешки, куклы и т. д. На занятиях воспитателю следует различными приемами (вопросами, указаниями, упражнениями, оценкой, использованием речевых образцов) обеспечить осмысленное и эмоционально заинтересованное восприятие сюжета, а также учебных речевых заданий; побуждать детей к предварительному обдумыванию своих ответов; руководить процессом рассказывания, анализом и оценкой рассказов. Методика занятий, проводимых в начальный период обучения, когда у детей только еще начинает накапливаться опыт творческого рассказывания, не может не отличаться от методики занятий, проводимых в дальнейшем, особенно в заключительный период обучения, когда дошкольники в определенной степени уже овладели умением придумывать рассказы и сказки. В самом начале обучения целесообразно применение речевого образца, по аналогии с которым дети смогут увереннее придумывать рассказы по предложенному сюжету. Рекомендуется также использовать прием совместных действий — непосредствен ное участие педагога помогает ребенку лучше справиться с творческим заданием. На всех занятиях следует полнее использовать вопросы, указания, оценку и другие методические приемы. |