Главная страница

Рассказыванию в детском саду Источник Э. П. Короткова, "Обучение рассказыванию в детском саду"


Скачать 0.59 Mb.
НазваниеРассказыванию в детском саду Источник Э. П. Короткова, "Обучение рассказыванию в детском саду"
Дата24.12.2021
Размер0.59 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаKorotkova_E_P_Obuchenie_rasskazyvaniyu_v_detskom_sadu.doc
ТипРассказ
#316855
страница8 из 11
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Пересказ в подготовительной к школе группе
В подготовительной к школе группе на занятиях по пересказу закрепляют и совершенствуют речевые умения и навыки, полученные детьми в старшей группе. Дошкольники продолжают учиться излагать тексты связно, последовательно, полно, без искажения, пропусков и повторений. Совершенствуются умения детей эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц, использовать в пересказах смысловые ударения, паузы, определенные художественные средства, характерные для сказок (зачин, повторы и т.п.). Дети учатся говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения. Повышается самостоятельность детей: они учатся пересказывать сказки и рассказы без помощи вопросов воспитателя.

Литературно-художественный материал, предлагаемый для пересказа, усложняется, возрастает и количество текстов.

В подготовительной к школе группе для занятий рекомендуются следующие произведения: русские народные сказки «Заяц-хваста», «У страха глаза велики», «Лиса и Козел»; рассказы «Четыре желания», «Утренние лучи» К. Д. Ушинского, «Косточка» Л. Н. Толстого, рассказы советских писателей: «Грибы» В. Катаева, «Еж» М. Пришвина, «Купание медвежат» В. Бианки, «Медведь» Е. Чарушина, «Просто старушка», «Плохо» В. Осеевой, «Земляничка» Н. Павловой, «Зеленые бабочки», «Сосулькина вода» Н. Сладкова, «Разлились реки» Г. Скребицкого и др.

Литературные произведения оказывают огромное художественно-педагогическое влияние на мысли, чувства, интересы и творческие способности ребенка. Пересказ активизирует весь процесс эмоционально-эстетического освоения детьми литературного материала. В форме пересказа проявляется художественно-речевая деятельность дошкольников на начальном этапе ее развития.

Ребенок шести-семи лет может более точно соотнести свой пересказ с текстом, отметить допускаемые пропуски, перестановку материала; возрастает его самостоятельность при разборе ответа товарища.

Методы и приемы, используемые воспитателем для осуществления задач обучения пересказу, различны: выразительное дву-и трехкратное чтение текста, беседа о прочитанном, показ иллюстраций, речевые упражнения, указания относительно способов и качества выполнения задания, оценка и т.д. О правильном применении их будет свидетельствовать повышение от занятия к занятию активности и самостоятельности детей при выполнении учебных речевых заданий.

Важно, чтобы на занятиях возникали благоприятные условия для общения, содержанием которого является изложение текстов сказок, рассказов. Различными приемами воспитатель побуждает детей к тому, чтобы они передавали прочитанное понятно, четко, ясно, умели адресовать свою речь тем, кто их слушает, могли уточнить, дополнить ответы рассказчиков, проявляя к товарищам доброжелательное, заинтересованное отношение. Накапливаемый опыт речевого общения имеет немаловажное значение в подготовке детей к школе.

Рассмотрим занятие по пересказу сказки «Лиса и Козел».

Бежала Лиса по дороге, на ворон зазевалась и упала в колодец. Воды в колодце немного, утонуть-то — не утонешь, а выскочить — не выскочишь.

Сидит Лиса, горюет. Что тут делать?

Вот идет по той же дороге Козел, головой помахивает, бородой потряхивает, по сторонам поглядывает. От нечего делать заглянул Козел в колодец. Увидел там Лису и спрашивает:

— Здорово, Лисонька. Что ты тут делаешь?

— Да вот отдыхаю. Наверху-то жарко, а тут и прохладно, и водицы холодненькой сколько хочешь.

А Козлу давно пить хочется.

— Да хороша ли вода-то?

— Вода-то хороша, — отвечает Лиса. — Да ты прыгай сюда, вот и попробуешь. Места нам и двоим хватит.

Козел сдуру и прыгнул. Воду замутил, чуть Лису не задавил. Рассердилась Лиса, бранится:

— Ишь, бородатый, и прыгнуть не сумел, всю забрызгал.

Вскочила Лиса Козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца! Только Козел ее и видел.

Сидит Козел в колодце. До вечера просидел, не знает, как выбраться.

Хватился хозяин Козла, пошел искать. Искал, искал, насилу нашел. Веревку принес и Козла из колодца вытащил.

Ход занятия.

Рассказав сказку, педагог проводит с детьми беседу с целью вызвать у них желание поделиться своими впечатлениями, суждениями.

При этом он так формулирует вопросы, чтобы дать ребятам возможность проявить инициативу при оценке сказочных персонажей и построить свои высказывания самостоятельно: «Вы с интересом прослушали сказку. Что скажете о Лисе, а что — о Козле?»

Выслушивая ответы, воспитатель просит детей аргументировать свои выводы и оценки.

Затем педагог обращает внимание детей на композицию сказки, на выразительные средства ее языка.

«Вспомните, как Лиса очутилась в колодце. А почему Козел попал в тот же колодец? Каким голосом говорила Лиса, когда нахваливала прохладу в колодце, холодненькую водицу? А как она стала говорить с Козлом, когда тот прыгнул в колодец?» Эти вопросы подводят детей к суждениям о характерах персонажей. По просьбе педагога дети воспроизводят с различными интонациями фразы из диалога. В заключение беседы следует вопрос: «О чем рассказывается в конце сказки?» Дошкольники пробуют сжато передать содержание этой части сказки. Лиса из колодца сама сумела выскочить, а Козла хозяин вытащил.

После беседы педагог вновь рассказывает сказку и предлагает пересказать ее. Далее дети упражняются в различных видах пересказа. Вначале двое-трое ребят рассказывают сказку от начала до конца, затем педагог предлагает коллективно пересказать текст: один ребенок рассказывает первую часть (до того момента, как Козел прыгнул в колодец), другой продолжает пересказ до конца.

Приведем в пример еще одно занятие — по пересказу рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания».

Ход занятия.

Перед чтением текста педагог беседует с детьми о временах года, о развлечениях и радостях, которые приносят зима, весна, лето, осень (задает вопросы: «Чем радует вас зима? А чем радует весна? лето? осень?»). Обобщив высказывания, воспитатель выражает уверенность в том, что детям будет интересно послушать рассказ «Четыре желания».

После двукратного чтения проводится беседа по прочитанному. Вопросы педагога, лексически и синтаксически близкие к тексту, побуждают детей передать содержание рассказа подробно и образно: «Какие четыре желания высказал Митя? Когда он пожелал, чтобы все зима была? А когда захотел, чтобы все весна была? После чего Митя поделился с отцом третьим своим желанием - чтобы лету конца не было? А когда отец записал в книжку четвертое его желание — чтобы осени конца не было?»

Своими указаниями воспитатель обращает внимание детей на поэтические описания, на образную авторскую речь. В том случае если ребенок говорит слишком сжато и сухо, педагог советует ему припомнить, как об этом написано в книге, или зачитывает соответствующий отрывок. Например, на вопрос «Когда Мите захотелось, чтобы осени конца не было?» ребенок отвечает: «Когда Митя собирал в саду яблоки и груши». Воспитатель помогает построить высказывание ближе к тексту: «Когда Митя собирал в саду румяные яблоки, желтые груши». Если в ходе беседы дети поймут, с какой точностью, полнотой и живостью следует передавать прочитанное, то при пересказе они постараются воспроизводить художественный материал без значительных пропусков и с выразительной интонацией. В конце беседы педагог ставит перед детьми творческую речевую задачу — пересказать текст — и еще раз читает рассказ. В этом случае дети воспринимают текст с установкой на пересказ.

Чтобы усилить эмоциональное восприятие художественного текста, воспитатель может использовать прием «мысленного вхождения в описанную ситуацию». Это активизирует воображение детей в том плане, что они видят себя непосредственными участниками оцисанного события, вместе с героем наблюдают, размышляют, удивляются, радуются. Например, во время беседы по рассказу В. Бианки «Купание медвежат» педагог обращается к детям: «Вы послушали рассказ и как будто вместе с охотником очутились в лесной чаще и вместе с ним увидели, как медведица купала своих медвежат». После такого вступления дети с большим интересом отвечают на вопросы: «Что сделала медведица, чтобы выкупать первого медвежонка? А как она поступила со вторым медвежонком?» На занятиях по пересказу ребенок шести-семи лет вполне справляется с заданием передать текст от лица персонажа. Чтобы дети быстрее включились в новую учебную ситуацию, воспитатель привлекает их внимание к центральному герою произведения, т. е. воздействует на них конкретными образами. Например, педагог предлагает подумать над тем, как сам охотник из рассказа «Купание медвежат» поведал бы обо всем случившемся. Воспитатель конкретно формулирует вопрос: «Как охотник начнет свой рассказ?» — и предлагает выступить одному-двум ребятам. Дети проявляют самостоятельность и пробуют придать своему изложению форму прямой речи: «Я шел по берегу лесной реки и вдруг услышал...» — так, например, строит фразу ребенок. Воспитатель одобряет его и просит продолжать рассказ.

Для обучения пересказыванию может быть рекомендован цикл произведений о весне: «Медведь» Е. Чарушина, «Разлились реки» и «Путешественник поневоле» Г. Скребицкого, рассказы-миниатюры Н. Сладкова «Зеленые бабочки», «Сосулькина вода» и др. При этом надо подчеркнуть, что круг произведений для пересказов следует постоянно расширять, больше вводить в него современную художественную прозу для детей.

Рассмотрим методику проведения занятия по пересказу произведения Е. Чарушина «Медведь».

Цель: учить детей пересказывать последовательно, полно, передавая образные словосочетания и обороты, используя выразительные интонации.

Мишка в берлоге спал, лапу сосал. Солнце снег согнало, проснулся Мишка и пошел но лесу еду добывать. Прошлогодние ягоды искал, корешки копал и увидел — пчелы из дупла летят.

Захотел Мишка меду, полез в дупло. Да не дали меду пчелы, прогнали Мишку. Рявкнул он, свалился с дерева и пошел другую еду искать.

В коротком рассказе передан забавный случай из жизни леса. Язык произведения точен, эмоционален, динамичен. Автор употребляет много глаголов — в шести строках их восемнадцать: в берлоге спал, лапу сосал, проснулся, пошел по лесу еду добывать, ягоды искал, корешки копал, полез в дупло, рявкнул, свалился с дерева и др. Ритм рассказа меняется от спокойно-размеренного в начале до ускоренного в конце.

Рассказ Е. И. Чарушина можно уверенно отнести к произведениям, которые отвечают требованию, выдвинутому К. Д. Ушинским к тексту для пересказов: «Он должен быть таков, чтобы мог легко запечатлеться в голове детей; чтобы, дослушав рассказ до конца, дитя помнило его середину и начало, чтобы подробности не затемняли главного...».

Ход занятия.

Перед чтением текста педагог предлагает детям ответить на вопрос «Где зимует медведь?» Дети отвечают обстоятельно и правильно: «Медведь зимой спит в берлоге»; «Он спит всю зиму в берлоге и сосет лапу»; «Медведь делает себе берлогу под деревом».

«Вам, наверное, будет интересно узнать, — продолжает воспитатель, — что делает медведь, когда он просыпается и выходит из своей берлоги. Об этом вы узнаете из рассказа Евгения Ивановича Чарушина «Медведь», который я вам сейчас прочитаю».

После чтения педагог проводит с детьми беседу по тексту, цель которой — помочь дошкольникам овладеть новыми словосочетаниями и образными выражениями.

На вопрос «Когда Мишка проснулся?» ребята ответили правильно («Ранней весной»; «Весной»), но недостаточно полно и эмоционально. Педагог предложил детям припомнить, как об этом сказано в книге, и зачитал нужную фразу: «Солнце снег согнало — проснулся Мишка». В свои вопросы воспитатель преднамеренно вводил словосочетания из прочитанного рассказа, и дети использовали их в своих ответах. Так, опираясь на речевой образец, они вспомнили выражение прошлогодние ягоды.

Для активизации детского воображения педагог также предлагает вопросы, побуждающие детей высказывать свои догадки и конкретизировать картину. Например: «Подумайте, как рявкнул медведь». — «Громко, сердито, — отвечают дети. — По всему лесу было слышно». Затем воспитатель просит произнести слово рявкнул так, чтобы сразу было видно, как сердит медведь. Во время беседы педагог показывает иллюстрации, и, глядя на них, дети отмечают: «Вот как Мишка отбивается от пчел. Одной лапой держится за дерево, а другой — отбивается. А вот он идет хмурый, сердитый».

В конце беседы воспитатель предлагает детям подготовиться к пересказу и читает рассказ еще раз. При повторном чтении дошкольники глубже проникают в смысл произведения, более живо и эмоционально воспринимают все события. Некоторые дети даже сопровождают чтение текста имитирующими движениями (например, слова корешки копал).

На занятии выступают с рассказами восемь человек.

Как правило, пересказы бывают близки к авторскому тексту. Обороты, которые употреблялись в беседе, передаются детьми особенно точно. Речь детей во время пересказа непринужденна, выразительна. Слово рявкнул они произносят громким, отрывистым голосом, низким тоном.

Для пересказов детей характерна конкретизация обстоятельств действий, например: «Солнце с земли снег согнало» вместо «Солнце снег согнало»; «Полез Мишка на дерево, залез в дупло» — в тексте «Полез в дупло» — и т.д.

Детям нравится этот рассказ, и они выразительно пересказывают его даже спустя одну-две недели после занятия.

Рассказы Н. Сладкова из книги «Воробьишкина весна» представляют собой поэтические миниатюры. Их можно отнести к тем «маленьким рассказцам в несколько строчек», назначение которых К. Д. Ушинский видел в том, чтобы ребенок сразу уловил содержание и передал его.

ЗЕЛЕНЫЕ БАБОЧКИ

На тополях понатужились и лопнули почки. Из каждой почки, как бабочка из куколки, вылупился зеленый листик. Воробьи расселись по ветвям и стали склевывать клейких зеленых бабочек. Угощаются; один глазок вверх — нет ли ястреба, другой вниз — не лезет ли кошка?

СОСУЛЬКИНА ВОДА

На крышах сосульки. Днем с сосулек капает вода. Это особая вода — сосулькина. Чив очень любит сосулькину воду. Перегнется с карниза и ловко подхватит клювом сосулькину капельку, похожую на капельку солнца. Напившись воды, Чив начинает так отчаянно прыгать и чирикать, что прохожие останавливаются, улыбаются...

Подготовка к пересказу миниатюры «Сосулькина вода» связана с наблюдениями: ранней весной дети рассматривают сверкающие на солнце сосульки, слушают звонкую капель, изучают поведение воробьев. Чтобы облегчить ребятам восприятие литературного произведения, педагог в свои объяснения вводит словосочетания и обороты, взятые из рассказа, раскрывает смысл незнакомых понятий и слов (например, карниз).

Перед чтением рассказа «Зеленые бабочки» воспитатель рассматривает с детьми на участке кусты, на которых начинают лопаться почки. «Зеленой точечкой показался листик», — объясняет педагог, и дети тоже начинают внимательно разглядывать ветки. «Здесь листик как зеленые усики», — говорят они.

Наблюдение продолжается и на занятии: ребята рассматривают ветку тополя с зазеленевшими листьями, трогают листочки, говорят, что они липкие. «Клейкие листочки», - уточняет воспитатель высказывание детей, тем самым подготавливая их к встрече с этим словом в рассказе.

Так дети готовятся к осмысленному и эмоциональному восприятию и воспроизведению литературных произведений.

Пересказ вновь возвращает их к наблюдениям, которые теперь уже становятся поэтическими поисками и находками. После занятия дети подбегают к кустам, находят лопнувшие почки, первые листья, обмениваются впечатлениями: «А здесь уже зеленые крылышки из почки вылезли», «А это зеленый носик у листика высунулся».

РАЗЛИЛИСЬ РЕКИ

Широко разлилась река, затопила луга и болота. Не река, а прямо огромное озеро. Над разливом кружатся чайки; этим птицам раздолье, когда кругом так много воды. Надоело летать — уселись прямо на воду, отдохнули и снова поднялись в воздух: мелких рыбешек себе на обед высматривают.

ПУТЕШЕСТВЕННИК ПОНЕВОЛЕ

Чайкам раздолье летать над разливом или плавать, качаясь на волнах. А вот разным зверям и зверушкам, которых захватило врасплох половодье, тем просто беда. Пришлось и лисичке стать путешественницей: вскарабкалась на бревно да и плывет на нем сама не знает куда.

При подготовке детей к пересказу педагог должен активизировать в их памяти не только представления, накопленные в наблюдениях — на экскурсиях, прогулках, но и знакомые литературные образы. Ранней весной во время ледохода ребят водили к реке, в группе читали стихотворение Н. А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы».

Предложение послушать на занятии новый рассказ о весеннем разливе реки, о половодье дети встречают с интересом. Знакомые образы помогают глубже вникнуть в новые и эмоционально откликнуться на поэтические описания, содействуют не только правильному воспроизведению прочитанного, но и длительному, яркому сохранению его в детской памяти. Чтобы убедиться в этом, можно предложить детям пересказать миниатюры Г. Скребицкого сначала через семь дней после занятия, а затем через две-три недели. Дети совместно с педагогом могут сравнить старые и новые варианты пересказов. Это позволит воспитателю оценить эффективность различных методических приемов обучения. Как показала практика, дети длительное время удерживают в памяти не только суть прочитанного, но и языковую форму произведения.

С помощью пересказа дети глубже и полнее усваивают рассказы о природе, учатся зорче вглядываться в цвет неба, листву деревьев, полет птиц, отыскивать новое в знакомом и говорить о нем интересно, образно.

В работе с детьми подготовительной к школе группы особое внимание нужно уделять формированию первоначальных навыков учебной деятельности — умения слушать речь педагога, понимать ее, запоминать, действовать согласно указаниям воспитателя.

Вышеприведенные примеры свидетельствуют о том, что в структуре занятия большое значение имеет установка на пересказ. Обычно она дается после беседы о прочитанном, перед повторным чтением. Это способствует целенаправленному восприятию текста. Общая установка на пересказ в соответствующей структурной части занятия дополняется указаниями о характере пересказа (коллективно, по частям, в лицах, от первого лица и т.д.). При этом педагог сопровождает свои указания речевым образцом, чтобы дети на конкретных примерах могли выявить особенности той или иной формы пересказа.

Следует учитывать, что ребенок седьмого года жизни может проявить большую самостоятельность при выполнении заданий. Если дети достаточно хорошо пересказывают прочитанное, методика занятия может быть изменена: после чтения дается установка на пересказ, затем текст вновь зачитывается и дети пересказывают его. В этом случае развернутой беседы по прочитанному не проводится: у детей уже накоплен опыт восприятия произведений; они могут проявить самостоятельность в процессе освоения материала и устного изложения его, придерживаясь усвоенных ранее требований к качеству пересказа.

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что пересказ литературных произведений в речевой практике старших дошкольников занимает большое место. Чем лучше усваивает ребенок различные способы пересказа, тем значительнее его успехи в овладении монологической речью.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


написать администратору сайта