Философский иррационализм ХIХ века. Философский иррационализм. Рассуждая о мире как представлении, Шопенгауэр утверждает, что мир
Скачать 16.14 Kb.
|
Философский иррационализм - учение, настаивающее на ограниченности познавательных возможностей рационального мышления и признающее важнейшим источником познания интуицию, живое чувство, инстинкт и т.п. По Шопенгауэру, основой мира и человека является бессознательная воля. Воля бессознательна и представляет собой лишь слепой, неудержимый порыв, она присутствует везде - в живой и неживой природе, проявляется во всемирном тяготении, магнетизме, инстинктах животных, эмоциях людей. «Итак, эти соображения подтверждают для нас то, 1) что воля к жизни –сокровеннейшая суть человека; 2) что она сама по себе бессознательна, слепа; 3) что познание – это первоначально чуждый ей, дополнительный принцип; 4) что воля с этим познанием враждует, и наше суждение одобряет победу знания над волей» (НЕ ПОД ЗАПИСЬ, А ПРОСТО ЧТОБ ПОНЯТЬ ЛУЧШЕ: Бессознательная воля является внутренней сущностью истории человечества и отдельной человеческой жизни, поэтому история – это «всего лишь пестрая смена одних случайных событий другими, подобная вереницам кучевых облаков на небе в ветреную погоду». Человеческая жизнь есть постоянная тревога и страдание. Рассуждая о мире как представлении, Шопенгауэр утверждает, что мир сам по себе, вне нашего познания для нас ничто. Изначально мир бессознателен и хаотичен, но разум человека пытается организовать его и привнести порядок. Так для человека возникает мир как представление, и этот мир человек упорядочивает в процессе познания. В нем есть субъект и объект, пространство и время, множественность отдельных вещей и причинная связь между ними. В упорядоченном мире человеку проще действовать и достигать своих целей, но приходит время, и слепая бессознательная воля разрушает этот призрачный порядок, демонстрируя человеку ограниченность его возможностей. «Ошибка всех философов заключалась в том, что метафизическое, неразрушимое, вечное в человеке они полагали в интеллекте, между тем как на самом деле оно лежит исключительно в воле, которая от первого совершенно отлична и только одна первоначальна» (Избранные произведения… С. 131).) Пессимистический взгляд заключается в том, что Шопенгауэр считает этот мир самым худшим, а жизнь людей - это бесконечная борьба и страдания, в которой они пожирают друг друга. «Явно софистическим доказательством Лейбница, будто этот мир – лучший из возможных миров, можно вполне серьезно и добросовестно противопоставить доказательство, что этот мир – худший из возможных миров.» «Страдание – это поистине тот очистительный процесс, который один в большинстве случаев освящает человека, т.е. отклоняет его от ложного пути воления жизни» Творчество Фридриха Ницше знаменует собой переход от философии ХIХ века к философии ХХ века, когда философская проблематика обращается к человеческой индивидуальности, проблемам человеческого существования, смыслу человеческой жизни, проблеме переоценки ценностей в связи с новыми историческими реалиями. Ницше считает, что западной культуре присущи такие черты, как самообман людей, следование христианству в его современном истолковании как единственной и абсолютной системе ценностей. Жизнь как частный случай стремится к максимуму чувства власти; «Всюду, где было живое, обнаруживал я волю к власти; и даже в повиновении слуги находил я стремление быть господином.» Следовать этой высшей морали может новый тип человека – сверхчеловек. Но сверхчеловек ещё не родился, а процесс превращения человека в сверхчеловека не может произойти путем естественного отбора. Для этого необходима смелость отдельных индивидов, которые смогут разломать старые скрижали, переоценить все старые ценности и создать новые. Они-то и укажут направление и цель для высшего человека, станут стимулом, побуждением для возможного рождения сверхчеловека. (НЕ ПОД ЗАПИСЬ: «Человек – это канат, протянутый между животным и Сверхчеловеком, это канат над пропастью. Опасно прохождение, опасна остановка в пути, опасен взгляд, обращенный назад, опасен страх. Величие человека в том, что он мост, а не цель; и любви в нем достойно лишь то, что он – переход и уничтожение. Я люблю того, кто не ищет в небесах, за звездами основания для того, чтобы погибнуть и принести себя в жертву; того, кто приносит себя в жертву земле, чтобы когда-нибудь стала она землей Сверхчеловека. Я люблю того, кто живет ради познания и стремится познавать во имя того, чтобы жил некогда Сверхчеловек. Ибо так хочет он гибели своей.) Что касается критики Христианства, то Ницше считает религию оковами, которые не позволяют ступить на новый этап развития человечества. Он обвиняет религию в создании ложных ценностей, в создании морали, которую относит к стадным инстинктам. Ницше считал, что людям самим пора определяли цели своего существования, создавали настоящие ценности и т.д. «Величайшее из новых событий – что «Бог умер», и что вера в Христианского Бога стала чем-то не заслуживающим доверия – начинает уже бросать на Европу свои первые тени... Но... само событие слишком ещё велико, слишком отдалено, слишком недоступно восприятию большинства... Впредь с погребением этой веры должно рухнуть все воздвигнутое на ней, опиравшееся на неё, вросшее в неё, – к примеру, вся наша европейская мораль.» |