Главная страница
Навигация по странице:

  • «Дагестанский профессионально-педагогический колледж»

  • Тема урока: «Стилизация растительных мотивов в дагестанском орнаменте» Цель

  • Задачи урока: Обучающие

  • Тип урока

  • Методы

  • Музыкальный ряд

  • Для студентов

  • Ход урока: 1. Организационный момент

  • 3. Мотивация учебной деятельности

  • Новруз

  • Формирование новых знаний

  • стилизованных

  • Формирование навыков и умений.

  • Практическая работа студентов.

  • Подведение итогов.

  • Байрамбеков М.М. Система занятий по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством народов Дагестана. – Махачкала: Дагучпедгиз, 1996

  • Булатова А.Г. Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в XIX – нач. XX в. – Л.: Наука, 1988.

  • Гаджимурадов С.М., Закавова Ш.З. Программа «Дагестанский орнамент» для 1-4 классов. – Махачкала: Дагучпедгиз, 1992.

  • Открытый урок. Конспект открытого урока. Разработал преподаватель


    Скачать 1.17 Mb.
    НазваниеРазработал преподаватель
    АнкорОткрытый урок
    Дата29.11.2021
    Размер1.17 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКонспект открытого урока.doc
    ТипМетодическая разработка
    #286089

    Министерство образования и науки РД

    Государственное бюджетное образовательное учреждение

    среднего профессионального образования

    «Дагестанский профессионально-педагогический колледж»
    Утверждаю

    Зам.директора по УР

    ____________Шелкова Е.Н.

    Методическая разработка урока творчества

    по теме:




    Разработал преподаватель:
    Таипова Сыйлыхан Боранбаевна

    Кизляр 2014г.


    Введение
    «...Кто край свой не чтит

    с постоянством сыновним,

    Тому не понять и далекие земли.

    Кто отчему дому не внемлет с любовью,

    Тот глух и к соседям, тот братству не внемлет...»

    Р. Гамзатов

    Через любовь к родному краю, происходит изучение художественных промыслов Дагестана. Изучение родного края обогащает не только зна­ния о прошлом нашего народа, но и память становится достоя­нием будущих поколений. Сегодня, когда заинтересовать детей очень трудно, увлечь их творчеством дагестанского народа – задача нелёгкая. Нынешнее поколение больше привлекает нереальный мир будущего, чем история и культура наших предков.

    Народное искусство, народная культура - понятие духовное. Духовный опыт, накопленный нашим народом, и, прежде всего, крестьянством – вечен. Он передаётся во все следующие пласты культуры, и самое наше высокое, большое искусство не обходится, да и не может обойтись без этого колоссального опыта слаженной жизни. То самое, что Василий Бе­лов назвал «лад» - это красота. Она воплощается в гармонии, в цветении и радости, которыми полыхают цветы на прялке, или краски женского на­ряда, или в целом свадебном обряде, в песнях, в которых всё слажено, - отсюда берёт начало народная основательность, смекалка, доброта, трудолюбие. Эти качества красивы и гармоничны, они сплачива­ют народ. А воспитывает их в нас именно народное искусство.

    Таким образом, если мы заинтересованы в том, чтобы народ страны не потерял своих лучших качеств, необходимо всеми мерами поддержи­вать то, что эти качества в нас воспитывают, – народное искусство.
    Дагестан – это не просто красивые холмы, гранитные скалы, водопады и буйные реки, не только снежные вершины и белые облака у порога наших домов. Человек, родившийся в этих краях, богат духовно. Иначе не может быть, ведь живя среди такой пронзительной красоты, невозможно оставаться равнодушным к ней, невозможно не любить свой край. Именно прелесть природных контрастов – и побудила к изготовлению работы, где возможно использование таких материалов, предоставленных самой природой.

    Только человек с высокой внутренней культурой, развитыми эстетическими чувствами способен активным образом преобразовы­вать окружающий мир. «Настоящий мастер, кто бы он ни был — строитель, токарь или, скажем, хлебороб,— немыслим без развито­го чувства прекрасного, без потребности делать свое дело не толь­ко хорошо, добротно, но и красиво. Нет сомнений, что разумно орга­низованное эстетическое воспитание сегодня — одно из важных условий научно-технического прогресса и ускорения социально-экономического развития страны».

    Занимаясь прикладным искусством, студенты невольно сопри­касаются с самыми современными достижениями в области тех­нологии обработки материалов. Ведь известно, что с развитием науки и техники технология изготовления изделий декоративно-прикладного искусства тоже совершенствуется. Даже в самых «ручных» видах прикладных работ применяется технологическое оборудование, позволяющее облегчать выполнение вспомогательных операций. Таково, например, применение деревообрабатывающих станков, позволяющих подго­тавливать основу под инкрустацию с насечкой или под резьбу на художественных промыслах в ауле Унцукуль.

    Использование достижений научно-технического прогресса в де­коративно-прикладном искусстве — лишь средство для наиболее качественного воплощения в материале творческих замыслов мастера. При всей механизации и автоматизации производственных про­цессов, которые коснулись вспомогательных трудоемких операций, основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера.

    Успехи в декоративно-прикладном искусстве рождают у учащихся уверенность в своих силах. Они преодолевают барьер нерешитель­ности, робости перед новым видом деятельности. У них воспитыва­ется готовность к проявлению творчества в любом виде труда.

    Занятия декоративно-прикладным искусством настолько увлека­тельны, что не возникает желания заниматься пустым времяпровождением.

    Есть целые территории нашей страны, где отмечается положи­тельное влияние декоративно-прикладного, искусства на воспитание учащихся.

    Народное искусство поднимает темы большого гражданского со­держания, оказывает глубокое идейное влияние на зрителей. Оно помогает взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, уви­деть красоту окружающего мира.

    «Говоря о глубокой традиционности народного искусства, - пишет Т.М. Разина, - мы имеем в виду, что многие его идеи, образы, сюжеты, орнамент, технические приемы и формы предметов возникли в очень от­даленные эпохи и устойчиво сохраняются в творчестве народа, иногда вплоть до нашего времени. Это не проявление консерватизма, а живая и органичная преемственность, когда каждое новое поколение усваивает наследие предыдущего не по инерции, а в силу искренних, непредвзятых побуждений от прошлого, уже сделанного народом ранее, берется лишь понятное, отвечающее сегодняшним мыслям и чувствам, вызывающее интерес и побуждающее к творчеству».

    Прогресс искусства невозможен без преемственности, без критичес­кого освоения художественного опыта, творческих традиций, эстетичес­ких норм прошлого. Культурные ценности определенного исторического периода как бы замкнуты в точных исторических или во всяком случае, не изменяющихся во временных границах. Правильнее всего, как предлага­ет Я.А. Коменский, именовать их наследием. «В отличие от него тради­ция - это действующий процесс освоения, варьирования и развития оп­ределенного наследия».
    Тема урока: «Стилизация растительных мотивов в дагестанском орнаменте»

    Цель: выполнить эскиз предмета быта, украшенного растительной орнаментальной композицией

    Задачи урока:

    Обучающие: ознакомить студентов с особенностями декоративной композиции растительного орнамента.

    Раскрыть понятие «стилизации растительного мотивов в искусстве дагестанского народа».

    Развивающие: способствовать развитию творческого мышления и дать возможность его реализации, создав на уроке условия для выбора творческого решения своей композиции растительного орнамента.

    Воспитывающие: воспитывать в студентах чувства любви к искусству родного края, чувства коллективизма, товарищества, взаимопомощи. Формировать чувство композиции, аккуратности, при выполнении работы.

    Тип урока: комбинированный

    Межпредметные связи: история и культура Дагестана, история изобразительное искусство, композиция.

    Методы: беседа, демонстрирование наглядного материала, объяснение, практическая работа, анализ практической работы, презентация.

    Оборудование и материалы:

    Зрительный ряд:дагестанские сувениры (керамическая расписная посуда); элементы дагестанского костюма; таблицы с примерами стилизации растительного орнамента; иллюстративный материал.

    Музыкальный ряд: дагестанские народные мелодии

    Для преподавателя: раздаточный материал: открытки и иллюстрации с изображением, шаблоны – примеры стилизованных растительных элементов дагестанского орнамента, бумага, ножницы, скотч.

    Для студентов: формат А3, аппликационный материал (цветная бумага, нитки, пряжа, ножницы, карандаш, ластик, клей ПВА, кисть, салфетка) или гуашь, кисти


    Хронокарта урока:


    1. Организационный момент 1 мин.

    2. Вступительное слово учителя. 2 мин

    3. Мотивация учебной деятельности 2 мин

    4. Актуализация опорных знаний 5 мин

    5. Формирование новых знаний 8 мин

    6. Формирование навыков и умений 25мин

    7. Итог урока 2 мин


    Ход урока:

    1. Организационный момент

    1. Приветствие.

    1. Проверка готовности к занятию.




    1. Вступительное слово учителя.

    1. Сообщение темы и цели занятия.


    - Сегодня у нас с вами необычный урок. Вы разделитесь на две группы и создадите свои мастерские по изготовлении сувениров.

    - Все ли необходимое имеется у вас на столе? Для сегодняшней работы нам с вами понадобятся аппликационный материал, инструменты, а так же внимание, активность и, конечно, ваша фантазия.
    3. Мотивация учебной деятельности

    - За окном весна и наша родная земля вновь зацветет яркими красками. Весенняя пора - это не только пробуждение природы, но и начало празднования торжества дружбы и труда. И один из таких дагестанских праздников – Новруз (праздник первой борозды).


    1. Актуализация опорных знаний

    - Кто может кратко нам рассказать об этом празднике? Что в нем характерного и когда он проводится?

    Сообщение студента: Кавказ — удивительный край, с глубокой древности населенный народами, которые говорили на разных языках, отличались друг от друга многими особенностями культуры и быта. Проходили век за веком, и здесь сложился разноязыкий, но единый кавказский мир. И это неудивительно: горы Кавказа, вставая неодолимой преградой на пути завоевателей, никогда не прерывали общения живущих здесь народов.

    У всех дагестанских народов есть праздник весны ежегодный праздник, посвященный началу земледельческих работ. Празднества начинались с общественных молений, затем, прокладывали первую борозду и сеяли, что символизировало оплодотворение земли. У одних народов он называется «новруз» — «новый день», у других — «Алый праздник», «Красный день». Этот праздник обязательно сопровождался зажиганием всевозможных огней: костры разжигали в горах, на крышах домов, во дворах. Мальчишки скатывали с гор горящие обручи. Считалось, что, перепрыгнув в первый день весны через костер, больной освободится от всех недугов, а у здорового осуществятся все желания. Если костры разжигали на крышах, то тут же устраивали веселые танцы, бросали в дымоходные трубы орехи. Когда костер угасал, пепел рассыпали по крыше, приговаривая: «Чтобы в доме было много добра».

    В некоторых селах юноши в этот день выкапывали с корнем молодое деревце, украшали его зеленью и лентами, а на верхней ветке укрепляли чучело удода. С этим деревом ходили по дворам, пели песни, поздравляли людей с наступлением весны. Особенно радовались этому дню дети, они устраивали веселые игры.

    - Спасибо, а какие еще праздники существуют у нас в Дагестане?

    - Ответ: Праздник цветов.

    Расскажите об этом празднике, что интересного происходит в это время.

    Сообщение студента: Праздник цветов

    В конце весны, начале лета, когда горы покрывались молодой зеленью, к празднику цветов начинало готовиться все село: приводили в порядок музыкальные инструменты, готовили нарядную одежду и еду для уходящих в горы, делали факелы. Молодежь отправлялась в горы ночью, так, чтобы к восходу солнца прийти на цветущий луг. Путь освещали факельщики. Всю дорогу пели, танцевали, веселились. Руководил праздником выборный «шах» — наиболее предприимчивый и веселый человек.

    В горах молодежь устраивала веселые игры, танцы, состязания в беге, прыжках, лазании по горам. Собирали на лугах цветы, плели венки, составляли букеты. Занимались также поисками съедобной зелени — крапивы, щавеля, черемши, которую использовали как начинку для пирогов. Домой возвращались к вечеру, отдавали встречавшим их старикам принесенные с гор цветы, и вновь начинались танцы на сельской площади. Прежде поход в горы за цветами был одним из самых ярких впечатлений для молодежи за весь год — в остальное время юноши могли видеться с девушками только на некоторых полевых работах, а совместные развлечения и вовсе не допускались.


    1. Формирование новых знаний

    Одним из забавных состязаний является лазание по шесту за каким-нибудь призом. Если призов было несколько, то они вывешивались согласно порядку: лучшие, для самых выносливых и ловких, закреплялись на самой маковке шеста. Призом мог стать женский платок, шкатулка, сапоги, гармошка, корзина со сладостями.

    - Вам предстоит придумать композицию из стилизованного растительного орнамента для праздничных предметов быта дагестанских народов (ковер, шкатулка, сундук и т.д.)

    - Богат наш край не только своими недрами, но и своим искусством, которое дагестанский народ воплощал в произведениях ткачества, вышивки, в декоративной обработки дерева и металла, аппликации, в украшении одежды и жилища. Украшая изделия, дагестанцы говорили элементами орнамента о своей жизни, быте, семье, традициях, природе, о красоте своей души.

    - Давайте вспомним, какие характерные особенности имеет традиционный дагестанский орнамент?

    Студент: «В народном искусстве орнамент является основным видом декоративного искусства, представляющим своеобразный и важный слой художественной памяти народа. Дагестанский орнамент никогда не повторяется, а меняется мастерами, превращая элементы в причудливые очертания. Он всегда симметричен, узоры располагаются либо отдельными розетками, либо сплошной сеткой или используется все эти приемы одновременно. Композиционное построение его определяется назначением, формой и размерами украшенных предметов. В цветовом отношении дагестанский орнамент полихромный. Яркий, многоцветный, колористический образ строится на контрастах сильных и чистых цветов. Преобладают красный, черный и зеленый, синий, голубой, алый, желтый реже оранжевый, лиловый. Растительный орнамент обычно состоит из плавно извивающихся стилизованных цветов и листьев».

    - Прежде чем приступить к практической работе, мы посмотрим слайды о дагестанских центрах художественных изделий, а ребята расскажут.

    Сообщение студентов о народных художественных центрах в Дагестане.

    (показ слайдов 1.)

    (показ слайдов 2.)

    (показ слайдов 3.)

    (показ слайдов 4.)

    - Что понимается под словом «стилизация»?

    - Стилизация - это упрощение или усложнение, обобщение формы, цвета, контура объекта.

    - Посмотрите на представленные примеры стилизации растений.

    (таблицы с примерами)

    - Здесь можно проследить стилизацию растения, упрощение, разворот, выделение силуэта, замена реального цвета.

    - Обратите внимание, что часто края декоративных изделий украшаются ленточным орнаментом. На доске расположены образцы таких ленточных дагестанских национальных орнаментов.

    - Способ его выполнения из аппликационного материала прост

    - складываем полоску бумаги «гармошкой»;

    - проводим карандашом по внешней стороне плавную кривую, напоминающую рог барана (зарисовка на доске);

    - вырезаем согласно проведенной линии и разворачиваем.

    Таким способом можно выполнить множество вариантов ленточных национальных мотивов, некоторые вы видите на вывешенном образце (так же продолжаю демонстрировать выполнение других ленточных орнаментов).


    1. Формирование навыков и умений.


    На вашем столе лежат готовые формы праздничного платка и ковра, которые вы должны будете украсить орнаментом из растительных элементов – цветов и листьев. Так же вашему вниманию предоставляются примеры композиционных решений растительного орнамента (указываю на таблицу).

    Ваша задача:

    1. придумать и вырезать формы стилизованных растительных элементов;

    2. составить и выбрать наиболее удачную композицию из полученных элементов;

    3. перенести ее на готовую форму и закрепить с помощью клея;

    4. и, наконец, готовые работы вывесить на шест, т.е. на просмотр.

    И еще вам необходимо подготовить пояснение к своей проделанной работе.

    На самостоятельную работу отводится 20 – 25 минут.

    А, что бы всех вас вдохновить на творческую работу я поставлю дагестанские мелодии.
    Практическая работа студентов.
    Звучит мелодия. Студенты приступают к практической части урока.

    - Помните, что получить симметричные формы можно с помощью сложения бумаги пополам. А несколько одинаковых элементов – с помощью сложения бумаги в несколько слоев.

    III. Заключительная часть урока (5-7).

      1. Просмотр работ.

    Выставка работ и их обсуждение. В своих работах студенты передали красоту дагестанских узоров.

    Подведение итогов. Рефлексия

    Заключение
    Современный период развития общества характеризуется интенсивно возросшим интересом народов к своему историческому и эстетическому наследию. В этой тенденции находят гармоничное слияние общечеловеческое и культурное наследия, плодотворное использование национального художественного опыта, системы эстетических и дидактических критериев развития изобразительных и художественно-творческих способностей учащихся в преподавании дисциплин эстетического цикла.

    Народная педагогика за тысячелетнюю практику накопила немалый и весьма плодотворный творческий потенциал глубокого ознакомления учащихся с исторически сложившимися методами нравственного воспитания и общеэстетического образования при учете регионально-этнических особенностей. Многолетние наблюдения наиболее прогрессивных педагогов показывают, что только те преподаватели, дидактическая система которых базируется на исконно народных средствах, формах и приемах семейного, школьного и традиционно-общественного воспитания, способны добиться оптимальных результатов в развитии творческих способностей учащихся. При этом преподаватель должен умело и плодотворно сочетать теоретический опыт гуманитарного образования и региональный эстетический багаж, присущий каждому учащемуся, умело использовать в развитии изобразительных и творческих способностей, в познании народных промыслов.

    Народное и декоративно-прикладное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия на учащихся и способствует формированию его духовного мира, расширяет понятия об украшении предметов орнаментом, знакомит с яркой цветовой палитрой ковров, поражает разнообразием форм и образов изделий народных мастеров. В связи с этим необходимо отметить, что фундаментальной основой художественно-эстетического воспитания и развития учащихся должна стать опора на народное и декоративно-прикладное искусство Дагестана.

    Список литературы:





    1. Д.М. Магомедов, Р.Ш. Микаилов, Л.В. Шахмарданова. - Искусство Дагестана, - Москва 1981г.

    2. М.М. Байрамбеков – Дагестанский народный орнамент – НИИ педагогика, - Махачкала 2001г.

    3. Байрамбеков М.М. Система занятий по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством народов Дагестана. – Махачкала: Дагучпедгиз, 1996

    4. Булатова А.Г. Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в XIX – нач. XX в. – Л.: Наука, 1988.

    5. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. 1967г.

    6. Гаджимурадов С.М., Закавова Ш.З. Программа «Дагестанский орнамент» для 1-4 классов. – Махачкала: Дагучпедгиз, 1992.

    7. Газарян С. Прекрасное своими руками. Народные художественные ремесла. – М.: «Детская литература», 1987













    написать администратору сайта