Главная страница
Навигация по странице:

  • Первый-базовый.

  • Подбор цвета для покраски стен.

  • Подчиненность второстепенному главному (наличие доминанты)

  • Уравновешенность (статическая и динамическая)

  • Асимметрия

  • 1.4 Способы создания и уравновешивания композиции: Равновесие в композиции

  • Центр

  • центра

  • Масштабность

  • Композиция в дизайне

  • Принцип целесообразности. (Закон единства содержания и формы)

  • Принцип единства. (Закон цельности)

  • Витрувианский человек

  • «Золотое

  • Рамка Точка, фокус Когда дополнительные объекты «указывают» на объект. (рука, линия) Ракурс

  • Гармония, баланс Создает атмосферу, раскрывает замысел. Атмосфера и эмоции Свет и цвет Ритм, динамичность

  • Целостность визуализации

  • Диплом. Разработка и создание стенда для кабинета информационных технологий


    Скачать 2.42 Mb.
    НазваниеРазработка и создание стенда для кабинета информационных технологий
    АнкорДиплом
    Дата10.06.2022
    Размер2.42 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаdiplom.docx
    ТипДиплом
    #582894
    страница4 из 5
    1   2   3   4   5

    Глава II. Выбор стилевого направления и концепции дизайна

    1 Стили в современном дизайне


    Согласно словарю Даля стиль — это образ, вкус. В современном понимании стиль — это единство художественного направления, гармоничная совокупность черт. То есть, если за неким множеством объектов прослеживается общий почерк, идея, дух, то это стиль.

    Стиль стал в наше время более гибким, более мобильным, более открытым влияниям из вне.

    Чтобы правильно выбрать стиль для своего проекта необходимо учитывать следующее:

    1. Выбрав определенный стиль, не стремитесь воссоздать его в эталоном виде, вам это не удастся.

    2. Стиль должен соответствовать вашему образу жизни и вкусу.

    3. Стиль создают не только предметы, но и архитектурное пространство интерьера.

    В настоящее время предпочтение, как правило отдают следующим стилевым направлениям: классика, модерн, хай-тек, этно, минимализм и ар-деко.

    Существует три вида дизайн-проекта.

    Первый-базовый. В него включены планы помещения до и после реконструкции, виды и развертки внутренней поверхности стен и т.к…

    Второй вид дизайн-проекта дополнен техническими деталями: планами, схемами, а также подбором дополнительных элементов.

    И, наконец, в третьем проекте все предельно детализировано, указано даже место всех вещей, независимо от того, есть они в наличии или нет.

    Подбор цвета для покраски стен.

    Ахроматическая или черно-белая, гамма также выразительная, но по- своему. Она позволяет заострить внимание на силуэтах и фактуре, подчеркивает принты.

    1.1 Сочетания цветов в интерьере.

    1.1.1 Хроматическая и ахроматическая гамма.


    Цвета обладают рядом характеристик, по которым их можно классифицировать. Прежде всего это разделение на хромматическую и ахроматическую гаммы, проще говоря на цветную и черно-белую. Основу спектра образуют базовые цвета – красный, желтый и синий. Все остальные можно получить, если смешивать их в разных пропорциях. Для удобства и лучшего понимания процесса смешивания и перехода между цветами была создана графическая схема, которая называется цветовым кругом.

    Цветовым кругом называют наглядную схему, цель которой-показать непрерывный переход от одного цвета к другому. Чаще всего можно встретить его графическое изображение, состоящее из 12-ти секторов. Шесть из них являются цветами спектра, другие шесть- цветами их смешения.

    1.2 Композиция в дизайне


    В переводе с латинского «composition» - сочинение, составление, расположение различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.

    Существует несколько определений композиций:

    — построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением;

    — структура произведения, в которой конструктивные и смысловые связи образуют закономерное взаимодействие;

    — образно выраженный, зрительно раскрытый смысл художественного произведения в самой организационной структуре изобразительной формы;

    — особая форма структурной организации изобразительного материала;

    — совокупность условий понимания, т е выражение динамического взаимодействия художника и зрителя, в котором объект познания и познающий субъект взаимно творят друг друга;

    — сама форма, образ творческой мысли;

    — взаимодействие и взаимосвязь значений, качеств, построение смыслового целого;

    — синтез разновременного и разнопространственного, смысловая целостность.

    Итак, три главных формальных признака композиции:

    • целостность;

    • подчиненность второстепенного главному, то есть наличие доминанты;

    • уравновешенность;

    Целостность

    Если изображение или предмет целиком охватываются взглядом как единое целое, явно не распадается на отдельные самостоятельные части, то налицо целостность как первый признак композиции. Целостность нельзя понимать как непременно некий спаянный монолит; это ощущение сложнее, между элементами композиции могут быть промежутки, пробелы, но все-таки тяготение элементов друг к другу, их взаимопроникновение зрительно выделяют изображение или предмет из окружающего пространства. Целостность может быть в компоновке картины по отношению к раме, может быть как колористическое пятно всей картины по отношению к полю стены, а может быть и внутри изображения, чтобы предмет или фигура не распадались на отдельные случайные пятна. Композиционная целостность осуществляется с помощью основных законов композиции, в основе которых лежат объективные законы природы.

    Подчиненность второстепенному главному (наличие доминанты)

    Главный элемент композиции обычно сразу бросается в глаза, именно ему, главному, служат все другие, второстепенные, элементы, оттеняя, выделяя или направляя взгляд при рассматривании произведения. Это смысловой центр композиции. Ни в коем случае понятие центра композиции не связано только с геометрическим центром картины. Центр, фокус композиции, ее главный элемент может быть и на ближнем плане, и на дальнем, может оказаться на периферии или в прямом смысле в середине картины — это неважно, главное, что второстепенные элементы «играют короля», они подводят взгляд к кульминации изображения, в свою очередь соподчиняясь между собой.

    Уравновешенность (статическая и динамическая)

    Непростое это понятие, хотя, на первый взгляд, ничего сложного здесь нет. Уравновешенность композиции по определению связана с симметрией, но симметричная композиция имеет качество уравновешенности изначально, как данность, поэтому здесь не о чем говорить. Нас интересует как раз та композиция, где элементы расположены без оси или центра симметрии, где все строится по-принципу художественной интуиции в совершенно конкретной ситуации. Уравновесить композицию может пустое поле или одна-единственная точка, поставленная в определенном месте картины, а вот какое это место и какой цветовой интенсивности должна быть точка, в общем случае указать нельзя. Правда, мы можем отметить заранее: чем ярче цвет, тем меньшего размера может быть уравновешивающее пятно. Особое внимание приходится уделять уравновешенности в динамических композициях, где художественная задача заключается как раз в нарушении, уничтожении равновесного покоя. Как ни странно, самая асимметричная, устремленная за пределы полотна композиция в произведениях искусства всегда тщательно уравновешена. Убедиться в этом позволяет простая операция: достаточно прикрыть часть картины — и композиция оставшейся части развалится, станет фрагментарной, незаконченной.

    Закон- связь и взаимосвязь каких-нибудь явлений, объектов действительности, общеобязательное правило.

    Законы реализуются с помощью принципов (основных правил в которых отражается закономерность) и категорий (специфических компонентов мышления, выражающих общие связи и свойства явлений).

    Принципы и категории, как обязательные правила построения композиционной структуры, материализуются с помощью композиционных средств (приемов, способов действия, орудий осуществления) подразделяющихся на изобразительные, пространственные и формообразующие.

    Закон формата определяет наличие общих границ то изобразительного поля, где осуществляется композиционно построение.

    1.3 Средства композиции


    Равновесие по- разницу проявляется в симметричных и асимметричных композициях. Симметрия сама по себе еще не является гарантией уравновешенности в композиции. Количественное несоответствие симметричного элемента и плоскости (или диспропорция частей тела) становится зрителю не уравновешенным. Человек всегда тяготеет к равновесию форм, что создает более полный психологический комфорт, гармонию обитания в предметно- пространственной среде. Уравновесить ассиметричную композицию гораздо легче, чем ассиметричную, и достигается это более простыми средствами, так как симметрия уже создает предпосылки для композиционного равновесия.

    Симметрия  — равномерное размещение элементов по оси, делящее пространство на равные части. В симметричной композиции расположение элементов относительно оси должно быть одинаковое.
    Асимметрия — это отсутствие или нарушение симметрии. 

    Диссимметрия — это частичное отсутствие симметрии, расстройство симметрии, выраженное в наличии одних симметрийных свойств и отсутствии других. Абсолютная симметрия в крупных и сложных сооружениях, строго говоря, невозможна. Сложность функциональных систем вызывает частичные отклонения от основной, определяющей характер композиции симметричной схемы. Нарушенную, частично расстроенную симметрию мы называем диссимметрией.

    Антисимметрия – симметрия с полярно противоположными, контрастными свойствами, противопоставлением.

    Антисимметрию используют как средство для усиления выразительности

    Антисимметричные композиции часто имеют символическое звучание: символ «Ян-Инь», маска со смеющейся и плачущей половинами лица.

    При этом важно соблюсти равновесие формы.

    1.4 Способы создания и уравновешивания композиции:

    Равновесие в композиции — это когда все элементы сбалансированы между собой относительно центра.

    Распределение цветовых пятен, объемов относительно центра должно давать ясную зрительную информацию об устойчивости. Равновесие и ритм присуще всему растительному и животному миру. Лист каштана, соцветие акации, рифовые кораллы. Равновесие зрительно вызывает чувства покоя, устойчивости. Зрительно мы отдыхаем от восприятия такой композиции.

    Центр композиции — это главный герой произведения, который выражает основную идею автора (то, на что автор делает акцент). Значение композиционного центра ставя задачу организации гармоничной композиции из некоторого количества элементов, необходимо, чтобы она (композиция) была едина. Это должно выразиться в единстве пластического решения, образного и смыслового раскрытия темы, в единстве формообразования, колористического и фактурного решения.

    1.5 Формат полоской композиции.


    Огромное значение для плоской композиции имеет формат – граница поля изображения. Незаполненное белое поле листа может быть очень активным, эту активность придают ему элементы композиции, размещенной на белом поле. Композиция из абстрактных черных пятен на белом поле выглядит рельефной, в ней есть некая трехмерность, т.к. черный цвет придает плоскому изображению вес, глубину, а белый фон трактуется как воздух. Если изображение сделано на плоском листе без четко очерченных границ, оно кажется не очень глубоким, приближенным к зрителю, но стоит ввести рамку, как появляется дополнительное третье измерение. Вся картина отодвигается вглубь, в центре появляется пространство. Но даже если рамки нет, сама композиция имеет очерковую границу, контур, который определяет форму и ритм.

    Масштабность — это наиболее сложное средство композиции, которое характеризует соразмерность предметов в сравнении друг с другом. Масштабность - соразмерность принятому эталону (человеку).

    Тождество  это равенство свойств и характеристик. Применяется для того, чтобы уравновесить композицию, придать объектам какие-то общие свойства. Существуют степени сходства и различия в паре нюанс—контраст. Тождество. Элементы аналогичны по всем композиционным свойствам — по цвету, по размеру и т.д. Частичное сходство. Элементы в композиции, в целом одинаковы, но имеют небольшие различия по одному из признаков, например по цвету. 

    Контраст — резкое отличие элементов композиции – мощное средство усиления выразительности. Это сочетание противоположных характеристик, противопоставление высокого и низкого, линий и пятен, темного и светлого.

    Нюансом называют взаимодействие в композиции нескольких предметов, схожих по какому-то признаку. При нюансе нет четко выраженных противоречий: он призван выявить оттенки, помогая избежать монотонности. В нюансных формах, больше сходства, а различия незначительные: Нюансные отношения, сближенные по форме, цвету, фактуре, объему и пр. обогащают форму игрой оттенков и деталей.

    Композиция в дизайне — сложение отдельных частей в единое целое. Одно из важнейших свойства графического дизайна.

    Свойства композиции:

    • Симметрия и ассиметрия

    • Динамика и статика

    • Ритм

    • Контраст

    • Нюанс

    • Пропорциональность

    • Масштабность.

    • Колорит и единство

    1.6 Принципы композиции:


    • Принцип целесообразности. (Закон единства содержания и формы)

    Высшая степень целесообразности как результат поиска изобразительных и композиционных средств, наиболее полно раскрывающих замысел. Принцип целесообразности заключается в том, что авторский замысел и весь строй произведения предполагают наличие цели, идеи, смысла, художественной задачи, что и определяет, в конечном счете, развитие содержания произведения и направляет творческий процесс переработки материала в художественную форму.

    • Принцип единства. (Закон цельности)

    Требует подчинения всех элементов и частей произведения единому замыслу, тем самым, определяя сделанность, законченность художественного произведения. Умение художника подчинить второстепенное главному делает художественный образ более ясным, не упрощая его при этом.

    Основной принцип, обеспечивающий целостность произведения. Благодаря этому принципу сложное выглядит не как конгломерат из разрозненных частей, а как связное целое. Композиция выступает как система внутренних связей, объединяющая все компоненты формы и содержания в единое целое. (Все остальные композиционные принципы рассматривают различные проявления связи, различные аспекты зависимости между частями и элементами произведения).

    • Принцип доминанты.

    Внутреннее организующее начало в композиции с первого взгляда обнаруживается благодаря наличию доминанты — смыслового центра, где завязывается основное действие, возникают основные связи. С доминанты начинается восприятие произведения, она как бы точка отсчета, эмоционально смысловой и структурный центр. Смысловой центр часто совпадает со зрительным центром, т. е. располагается в центральной зоне картинного поля. Характеристики доминанты в более приглушенном звучании повторяются в отдельных частях формы, связывая их между собой.

    • Группировка.

    Как уже неоднократно говорилось, в произведении художественном все части связаны между собой и с целым. Целое представляет собой совокупность связанных между собой частей, где подчиненность частей друг другу вполне, очевидна. Чтобы целое было воспринято, необходима определенная последовательность в восприятии частей; Эта последовательность обеспечивается благодаря группировке родственных или контрастирующих элементов. Части целого составляют группы, связанные друг с другом по признакам подобия или по контрасту. Тот же принцип повторяется и внутри каждой из групп (подобие или контраст), возникает ритм, пронизывающий насквозь все произведение. Все эти группы перекликаются между собой всеми своими элементами, так, что целое повторяется в его частях, а часть в целом. Благодаря группировке элементов и частей происходит последовательное восприятие частей целого, и в то же время целое воспринимается единовременно и цельно.

    • Принцип динамизма.

    Известно, что движение в картине не присутствует реально, а воспринимается сознанием, являясь реакцией зрительного аппарата, движением глаз, вызванным теми или иными зрительными впечатлениями. Даже если на картине изображено статическое состояние, симметричная композиция, устойчивая и неподвижная, в ней есть движение, ибо детали, элементы художественной формы всегда выражают движение: их цветовые и тоновые отношения, взаимодействие линий и форм, контрасты, напряженность вызывают сильные зрительные импульсы, а следовательно, ощущение движения, жизни. Композиционные приемы обладают способностью направлять и усиливать это ощущение движения в картине, в изображении. Композиционное построение произведения изобразительного искусства может быть представлено в виде схемы из линий, показывающих направление движения в картине — по диагонали, по кругу, лучевое, S — образное. Движение в композиции имеет организованный характер, ритмизованно. С его помощью осуществляется гармония целого.

    • Принцип равновесия.

    Уравновешенность частей в картине — первостепенное требование композиционного построения — означает расположение изобразительного материала вокруг воображаемой оси симметрии таким образом, чтобы правая и левая стороны находились в равновесии. Это требование к композиции восходит, как уже говорилось прежде, к всеобщему закону тяготения, определяющему психологическую установку в восприятии равновесия.

    • Принцип гармонии.

    Внесение гармонического начала в композиционное построение и в моделировку формы означает не одно только соблюдение количественных отношений, обеспечивающих соразмерность, пропорциональность, равновесие. Гармония осуществляет связь между всеми элементами произведения - примиряет противоречия между формой и содержанием, между материалом и формой, между предметом и пространством и прочими элементами формы, сводя все воедино в единое композиционное целое.

    1.7 Десять правил композиции:





    • Витрувианский человек — рисунок, сделаный Леонардо Да Винчи примерно в 1490-1492 годах, как иллюстрация для книги, посвященной трудам Витрувия. Рисунок сопровождается пояснительными надписями, в одном из его журналов. На нем изображена фигура обнаженного мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведенными в стороны руками, описывающими круг и квадрат.

    Термин «золотое сечение» ввел Леонардо да Винчи. Если человеческую фигуру — самое совершенное творение вселенной — перевяжем поясом и отмерим потом расстояние от пояса до ступней, то эта величин будет относиться к расстоянию от того же пояса до макушки, как весь рост человека относится к длине от пояса до ступней…

    • «Золотое сечение» — особое соотношение, полученное делением линии на две части так, чтобы большая часть соотносилась с меньшей таким же образом, каким вся линия соотносится с большей частью. Результатом этого определения является число φ (фи) =1,681, которое используется в природе при делении или умножении органического материала.

    • Рамка

    • Точка, фокус

    Когда дополнительные объекты «указывают» на объект. (рука, линия)

    • Ракурс

    Смелые и необычные ракурсы привлекают внимание.

    • Гармония, баланс

    Создает атмосферу, раскрывает замысел.

    • Атмосфера и эмоции

    • Свет и цвет

    • Ритм, динамичность

    • Целостность визуализации

    Проработать передний план, продумать средний и задний план

    Художественное конструирование — особая область творчества, со своими профессиональными приемами и методами работы. Эта часть знаний связана с методикой художественного конструирования. Рассматривая отдельные свойства и качества композиции, углубляясь в анализ ее средств, в ряде мест необходимо коснуться приемов и методов художественного конструирования, выбора основной идеи композиции и последовательного проведения ее на всех этапах работы. Важным этапом является и изготовление окончательных натуральных макетов, завершающих стадию художественно-конструкторской разработки проекта. Роль макетирования в дизайне чрезвычайно велика, т к только объемное изображение в полной мере дает возможность детально отработать форму.

    Декоративные композиции создаются, как правило, для придания большей выразительности и эстетичности архитектурно-пространственному окружению, с которым они тесно связаны. Очень часто декоративно-прикладные произведения помогают создать гармонию и достичь полной законченности.

    Необходимым и решающим условием успешной работы является ясное понимание формально-композиционного содержания и методического смысла ключевых понятий данной темы: качественная мера, вид композиции, принцип организации, элемент, пространство. Все эти понятия должны находиться в тесном взаимодействии. Понятие качественной меры должно раскрываться через конкретное содержание тех характеристик, которые определяют существование любого художественно- композиционного произведения, то есть зрительной целостности, художественной выразительности и эстетической ценности. Без этих характеристик композиция не может существовать, как особая качественная определенность, поскольку перестают действовать законы ее внутренней структуры организации и прекращается ее внешнее функционирование как целостного системного образования.

    Цвет — это свойство света вызывает определенное зрительное ощущение, в соответствии со спектральным составом отражаемого или испускаемого излучения.

    Эстетика — (в применении к колористике) исследует законы гармонизации цветовых сочетаний, гармоничного сочетания цветов и позиций определенных идеалов эстетического общественного сознания, в соответствии с мерой человека, мерой вещи, гармонизируемой цветом, и мерой среды, в которой вещь функционирует и воспринимается.

    Теория композиции — раскрывает закономерности использования цветов и их сочетаний в соответствии с многообразием функций цвета в композиции, произведений искусств и дизайна.

    Установлено, что существуют определенные цвета, которые большинством людей оцениваются как «красивые», причем такая оценка может и не зависеть от того, как данный цвет сочетается с другими цветами. Один и тот же цвет может казаться более или менее «красивым» в том или ином отношении. Так, например, цвет может быть чистым или грязным. Грязным цветом обычно считается цвет краски, к которой примешано какое-либо колличество черной краски.

    Восприятие цвета всегда зависит от контекстаном мире предметы являют собой разнообразие угловатых и изогнутых, выпуклых и вогнутых форм. Поверхности объектов также обладают рядом характеристик, влияющих на наше восприятие цвета — предметы могут быть гладкими и блестящими, шероховатыми и текстутрированными. Данный стенд как раз является гладким предметом. Предметы не существуют обособленно, они организованы в пространстве, взаимодействуют и влияют друг на лруга. Цвет является неотъемлемой частью этого взаимодействия. В зависимости от контекста — формы, поверхности и положения в пространстве, меняется и наше восприятие цвета. Цвет может мутировать сам и менять объекты вокруг себя. Одним словом, цвет — наиболее непредсказуемое явление среди прочих элементов визуальной коммуникации. Следует помнить, что дизайн в двух измерениях во многом основан на отношениях «форма — фон». Любая форма, вне зависимости от ее цвета, будет выступать, при этом наибольшей способностью к движению обладают угловатые геометрические формы: квадрат, ромб и т. к ,а более граничные, изогнутые формы обладают этой способностью в меньшей мере, светлотой и насыщенностью. Ахроматические цвета отличаются друг от друга только светлотой.

    Все цвета делятся на хроматические и ахроматические. К хроматическим цветам относятся все «цветные» цвета — спектральные и их смеси. К ахроматическим — белый, черный, серый. Желто-серый, черный с синевой не являются строго ахроматическими. Хроматические цвета отличаются друг от друга цветовым тоном.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта