Главная страница

ВКР вокал. Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников на уроке музыки в процессе вокальнохоровой работы


Скачать 74.96 Kb.
НазваниеРазвитие эмоциональной отзывчивости младших школьников на уроке музыки в процессе вокальнохоровой работы
Дата05.05.2023
Размер74.96 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаВКР вокал.docx
ТипУрок
#1110129
страница3 из 7
1   2   3   4   5   6   7

1.2. Проблема развития эмоциональной отзывчивости обучающихся в педагогике искусства


Художественная педагогика – важнейший аспект образования, отвечающий за развитие творческих способностей и способствующий более глубокому пониманию окружающего нас мира. Одной из важнейших целей художественного образования является развитие эмоциональной отзывчивости учащихся, которая относится к их способности взаимодействовать с различными художественными стимулами и реагировать на них на эмоциональном уровне. Однако развитие эмоциональной отзывчивости у учащихся – это многогранная задача, с которой должны справиться педагоги. В данном разделе будет обсуждаться проблема воспитания эмоциональной отзывчивости учащихся в педагогике искусства, рассматривается роль разработки учебных программ, методов обучения, социокультурных факторов и ограничений стандартизированных оценок.

Хорошо структурированная учебная программа имеет решающее значение для воспитания эмоциональной отзывчивости у учащихся. К сожалению, многие учебные программы, как правило, делают упор на технические навыки и исторические знания, а не на развитие эмоциональных связей с искусством. Чтобы решить эту проблему, педагоги должны разработать учебные программы, поощряющие исследования, экспериментирование и самовыражение. Включение занятий, позволяющих учащимся выражать свои эмоции с помощью различных художественных средств, может помочь им развить более глубокую связь с искусством и способствовать эмоциональной отзывчивости.

Традиционные методы обучения часто отдают предпочтение передаче знаний, а не обучению на опыте, что может ограничить эмоциональную вовлеченность учащихся в искусство. Чтобы развивать эмоциональную отзывчивость, педагогам необходимо применять инновационные стратегии обучения, которые поощряют эмоциональную связь с художественным процессом. Некоторые из этих стратегий включают9:

  1. Поощрение личных размышлений: Преподаватели могут побудить учащихся поразмыслить над своими чувствами и эмоциями, вызванными конкретными произведениями искусства. Такое самоисследование может способствовать установлению эмоциональных связей и созданию значимого опыта обучения.

  2. Групповые обсуждения: Групповые обсуждения произведений искусства или художественных концепций могут способствовать эмоциональной отзывчивости, позволяя учащимся делиться своими чувствами и мыслями. Такие взаимодействия способствуют развитию эмпатии и понимания, а также способствуют социально-эмоциональному обучению.

  3. Обучение на опыте: Практические занятия, предполагающие непосредственное взаимодействие с художественными материалами и техниками, могут помочь учащимся развить эмоциональную связь с творческим процессом. Этого можно достичь с помощью совместных проектов, поездок на места и семинаров.

Социокультурный контекст играет значительную роль в формировании эмоциональной восприимчивости студентов к искусству. Такие факторы, как культурное происхождение, социально-экономический статус и семейное окружение, могут влиять на то, как учащиеся воспринимают искусство и вовлекаются в него. Чтобы устранить эти факторы, преподаватели должны применять подходы, учитывающие культурные особенности, которые признают и ценят разнообразный опыт и перспективы своих учеников.

Один из способов сделать это – включить в учебную программу культурно значимые виды искусства и художников, что может помочь учащимся развить эмоциональную связь с искусством, которое перекликается с их происхождением. Кроме того, создание безопасной и инклюзивной обстановки в классе может побудить учащихся делиться своими уникальными взглядами и участвовать в содержательном диалоге, что еще больше способствует эмоциональной отзывчивости.

Стандартизированные оценки часто не в состоянии отразить сложность эмоциональной отзывчивости в художественном образовании. Такие оценки обычно фокусируются на поддающихся количественной оценке показателях, таких как результаты тестов и технические способности, и пренебрегают более тонкими аспектами эмоциональной вовлеченности. Это может привести к чрезмерному акцентированию внимания на измеримых результатах и недооценке важности эмоциональной отзывчивости в процессе обучения.

Чтобы противостоять этой проблеме, педагогам следует рассмотреть альтернативные методы оценки, которые учитывают эмоциональные аспекты художественного образования. Эти методы могут включать самооценку, оценку со стороны коллег и оценку на основе портфолио. Смещая акцент со стандартизированного тестирования на более целостные подходы к оценке, преподаватели могут лучше оценивать эмоциональную отзывчивость учащихся и общий рост художественного образования.

Развитие эмоциональной отзывчивости в художественной педагогике –сложный вопрос, требующий пристального внимания к разработке учебных программ, методам преподавания, социокультурным факторам и практике оценки. Применяя комплексный подход, который ценит эмоциональную связь с искусством, преподаватели могут создавать обогащающий и преобразующий учебный опыт для своих учеников.

Включение мероприятий, способствующих эмоциональному самовыражению, внедрение инновационных стратегий преподавания, создание культурно инклюзивной среды в классе и отказ от стандартизированных оценок – все это может способствовать развитию эмоциональной отзывчивости учащихся в художественном образовании. Поскольку преподаватели продолжают изучать и внедрять эти стратегии, они могут ожидать более глубокого взаимодействия и связи между учащимися и миром искусства. В конечном счете, воспитание эмоциональной отзывчивости в художественной педагогике не только обогащает образовательный опыт, но и дает учащимся возможность развивать эмпатию, самосознание и более глубокую оценку разнообразной палитры человеческих эмоций и переживаний, которые охватывает искусство.

История художественной педагогики богата и разнообразна, отражая эволюционирующую роль искусства в обществе и его трансформацию как образовательной дисциплины. Понимание этой истории имеет решающее значение для того, чтобы оценить трудности и триумфы в развитии эмоциональной отзывчивости учащихся в художественном образовании. В этом эссе будет представлен исторический обзор художественной педагогики, исследующий истоки формального художественного образования, влияние различных образовательных философий и постоянный поиск путей совершенствования методов обучения и учебных программ, способствующих эмоциональной отзывчивости.

Концепция формального художественного образования восходит к гильдиям и мастерским периода Возрождения. Эти заведения служили учебными площадками для молодых художников, где они обучались техническим навыкам и развивали свое ремесло под руководством мастеров-художников. В то время как основным направлением этих систем раннего художественного образования было развитие технических навыков, эмоциональная восприимчивость к искусству культивировалась через погружение в творческий процесс и знакомство с работами великих художников.

Промышленная революция привела к значительным изменениям в мире художественного образования. По мере того, как росло значение искусства в обществе, росла и потребность в формализованном и структурированном художественном образовании. Начали появляться художественные школы, предлагающие более системный подход к преподаванию искусства, выходящий за рамки традиционной модели "мастер-ученик".

На протяжении всей истории различные образовательные философии влияли на то, как преподается искусство, и на развитие эмоциональной отзывчивости у учащихся. Некоторые из этих философий включают:

  1. Романтизм: это движение подчеркивало важность индивидуального самовыражения, интуиции и эмоций в искусстве. Романтизм оказал глубокое влияние на художественную педагогику, вдохновив преподавателей уделять приоритетное внимание эмоциональным переживаниям учащихся и их связям с искусством.

  2. Прогрессивизм: движение за прогрессивное образование, возглавляемое Джоном Дьюи и другими, сосредоточилось на эмпирическом обучении, образовании, ориентированном на учащихся, и интеграции искусства с другими дисциплинами. Такой подход к образованию побудил учителей искусства применять более целостные методы обучения, способствующие эмоциональной отзывчивости и междисциплинарным связям.

  3. Баухауз: Влиятельная немецкая художественная школа Баухауз, основанная Вальтером Гропиусом, подчеркивала важность функциональности и эстетики в искусстве и дизайне. Хотя подход Баухауза был сосредоточен в первую очередь на технических навыках и практическом применении, он также признавал важность эмоциональной вовлеченности в творческий процесс.

История художественной педагогики была отмечена настойчивым стремлением развить эмоциональную отзывчивость учащихся. Со временем к этой цели стали подходить с помощью различных методов и стратегий, некоторые из которых включают10:

  • Введение курсов по оценке произведений искусства: В 20 веке включение курсов по оценке произведений искусства в учебные программы стало более распространенным явлением. Эти курсы были направлены на углубление эмоциональных связей студентов с искусством, знакомя их с разнообразием художественных стилей, техник и исторических контекстов.

  • Рост самовыражения в художественном образовании: под влиянием романтических и прогрессивных образовательных движений преподаватели искусства стали уделять приоритетное внимание самовыражению как средству воспитания эмоциональной отзывчивости. Этот сдвиг привел к внедрению более открытых, ориентированных на учащихся проектов и мероприятий в классах рисования.

  • Интеграция принципов арт-терапии: По мере того, как область арт-терапии получила признание, преподаватели искусства начали внедрять терапевтические принципы в свою преподавательскую практику. Этот подход подчеркивал эмоциональную пользу от создания произведений искусства и был направлен на развитие эмоциональной отзывчивости посредством творческого самоисследования.

История художественной педагогики раскрывает богатую и разнообразную палитру подходов к воспитанию эмоциональной отзывчивости у учащихся. Начиная с ранних гильдий и мастерских и заканчивая классами современного искусства, художественное образование постоянно развивалось, чтобы соответствовать меняющимся потребностям общества и охватывать новые идеи и философию. Понимая эту историю, педагоги могут получить ценное представление о проблемах и возможностях, которые ждут их впереди в развитии эмоциональной отзывчивости учащихся в художественной педагогике.

Интеграция технологий в художественную педагогику открывает многочисленные возможности для повышения эмоциональной отзывчивости учащихся. Цифровые инструменты и платформы могут предоставить учащимся новые способы доступа к произведениям искусства, их создания и обмена ими, способствуя большей эмоциональной вовлеченности. Некоторые способы, которыми технологии могут быть использованы для поддержки эмоциональной отзывчивости в художественном образовании, включают:

  1. Виртуальные галереи и музеи: Цифровые платформы позволяют студентам знакомиться с мировыми коллекциями произведений искусства и выставками, расширяя их знакомство с различными художественными стилями и культурными перспективами. Такой расширенный доступ может способствовать эмоциональной связи с искусством и вызвать увлекательные дискуссии в классе.



  1. Инструменты для создания цифрового искусства: Программные продукты и приложения позволяют студентам экспериментировать с различными художественными техниками и средствами массовой информации, способствуя самовыражению и эмоциональному исследованию. Используя цифровые инструменты, учащиеся могут развивать свои художественные навыки, одновременно получая более глубокое понимание своих эмоций и того, как они соотносятся с творческим процессом.



  1. Онлайн-сотрудничество и обмен информацией: Социальные сети и другие цифровые платформы предоставляют студентам возможность делиться своими работами и общаться с другими людьми, имеющими схожие интересы, способствуя развитию чувства общности и эмоциональной поддержки.

Эмоциональный интеллект (EI) играет важную роль в развитии эмоциональной отзывчивости учащихся в сфере художественного образования. EI относится к способности распознавать, понимать и управлять своими эмоциями и эмоциями других людей. Включение обучения EI в художественную педагогику может помочь студентам развить эмоциональные навыки, необходимые для более глубокого взаимодействия с искусством.

Некоторые стратегии включения EI в художественное образование включают:

  • Поощряющий эмоциональный словарный запас: Преподаватели могут помочь учащимся пополнить свой эмоциональный словарный запас, предоставив им ряд терминов для описания их чувств и эмоций. Это может позволить студентам более эффективно выражать свои эмоциональные переживания и участвовать в содержательных дискуссиях об искусстве.

  • Обучение эмпатии: Развивая эмпатию в классе, преподаватели могут помочь учащимся развить способность понимать эмоции других людей и разделять их. Этот навык необходим для приобщения к искусству, поскольку позволяет учащимся эмоционально соприкасаться с художниками и их творениями.

  • Практика эмоциональной регуляции: Искусство может вызывать сильные эмоции, и обучение студентов тому, как управлять своими чувствами, имеет решающее значение для развития эмоциональной отзывчивости. Преподаватели могут включать мероприятия, способствующие эмоциональной регуляции, такие как упражнения на внимательность и ведение дневника, чтобы помочь учащимся справиться со своими эмоциями и поддерживать сбалансированное состояние ума.

Междисциплинарный подход к художественной педагогике имеет решающее значение для воспитания эмоциональной отзывчивости у учащихся. Связывая искусство с другими предметными областями, преподаватели могут помочь учащимся увидеть более широкое значение искусства в их жизни и развить более глубокую эмоциональную связь с предметом. Некоторые междисциплинарные стратегии повышения эмоциональной отзывчивости в художественном образовании включают11:

  • Интеграция литературы и искусства: Чтение о жизни художников, исторических контекстах или темах, связанных с конкретными произведениями искусства, может дать студентам более глубокое понимание эмоционального содержания и смысла искусства. Это может усилить их эмоциональное взаимодействие с произведением искусства и способствовать установлению значимых связей.

  • Соединение искусства с наукой: Преодоление разрыва между искусством и наукой может помочь студентам увидеть эмоциональные аспекты обеих областей. Например, изучение нейробиологии, лежащей в основе эмоций и творческого процесса, может дать студентам лучшее понимание взаимосвязи между их чувствами и художественным самовыражением.

  • Сотрудничество с другими дисциплинами: Преподаватели искусства могут сотрудничать с преподавателями из других предметных областей для разработки межпредметных проектов, включающих эмоциональную отзывчивость. Такое междисциплинарное сотрудничество может помочь студентам увидеть эмоциональную значимость искусства в различных контекстах и побудить их более глубоко погрузиться в этот предмет.

Решение проблемы развития эмоциональной отзывчивости учащихся в художественной педагогике требует многогранного подхода, который включает интеграцию технологий, тренинг эмоционального интеллекта и междисциплинарные методы. Используя эти стратегии, преподаватели могут создать более целостную и инклюзивную среду обучения, которая способствует эмоциональному росту учащихся и устанавливает более глубокую связь с искусством.

Интегрируя цифровые инструменты, виртуальные галереи и платформы для совместной работы, учителя могут познакомить учащихся с более широким спектром художественного опыта, способствуя эмоциональной вовлеченности и самовыражению. Кроме того, включение тренинга эмоционального интеллекта в художественное образование может дать учащимся навыки, необходимые для понимания, выражения своих эмоций и управления ими во время занятий искусством.

Наконец, применение междисциплинарных подходов может помочь студентам оценить эмоциональную значимость искусства в различных дисциплинах, повысить их эмоциональную отзывчивость и углубить их понимание мира. Благодаря этим совместным усилиям педагоги могут создать всеобъемлющую и обогащающую художественную педагогику, которая развивает эмоциональную отзывчивость и воспитывает пожизненное понимание эмоциональной силы искусства.

Сегодня преподавателям искусства представлен широкий спектр методов и стратегий обучения, которые разрабатывались и совершенствовались на протяжении всей истории. Чтобы эффективно развивать эмоциональную отзывчивость в своих учениках, преподаватели должны быть открыты для принятия и адаптации этих методов в соответствии с уникальными потребностями своих классов и учащихся.

Более того, уроки, извлеченные из исторического развития художественной педагогики, могут помочь педагогам определить ключевые элементы, необходимые для воспитания эмоциональной отзывчивости, такие как важность самовыражения, ценность междисциплинарных связей и необходимость культурной инклюзивности. Применяя эти принципы в современных классах, преподаватели искусства могут создать среду обучения, которая позволит учащимся соприкоснуться с искусством на более глубоком эмоциональном уровне.

История художественной педагогики служит ценным руководством для понимания сложностей развития эмоциональной восприимчивости учащихся к искусству. Признавая исторический контекст и опираясь на различные образовательные философии и подходы, которые сформировали художественное образование, современные педагоги могут продолжать совершенствовать свою педагогическую практику и создавать богатый, эмоционально привлекательный учебный опыт для своих учеников. По мере того, как общество продолжает развиваться, будет развиваться и художественная педагогика, поскольку она стремится удовлетворить постоянно меняющиеся потребности и устремления учащихся и мира, в котором они живут.
1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта