ВКР вокал. Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников на уроке музыки в процессе вокальнохоровой работы
Скачать 74.96 Kb.
|
Вывод к главе IIВ заключение, в этой главе подробно рассмотрены практические аспекты развития эмоциональной отзывчивости у младших школьников на уроках музыки, в частности, с помощью вокальной и хоровой работы. Была подчеркнута важная роль музыкального образования в развитии эмоционального интеллекта, социальных навыков и когнитивного развития, а также преимущества включения вокальной и хоровой работы в музыкальную программу. Поощряя эмоциональное самовыражение, укрепляя групповую сплоченность и воспитывая чувство принадлежности, вокальная и хоровая работа может внести значительный вклад в эмоциональное развитие младших школьников. На протяжении всей главы мы исследовали различные стратегии, которые могут быть использованы музыкальными педагогами для эффективного повышения эмоциональной отзывчивости младших школьников. Эти подходы включают в себя выбор подходящего репертуара, создание безопасной и воспитывающей среды, поощрение самовыражения и развитие эмпатии и сотрудничества. Вовлекая учащихся в эмоционально насыщенную музыку и способствуя обсуждению вызванных эмоций, учителя могут стимулировать эмоциональную осведомленность и понимание учащихся, закладывая основу для эмоционального роста на протяжении всей жизни. В этой главе также обсуждалась важность выбора подходящего с точки зрения развития репертуара для младших школьников, обеспечения доступности и увлекательности музыкального материала, способствующего эмоциональной отзывчивости. Учителям следует тщательно продумать текст, мелодию, гармонию и ритм выбранной музыки, принимая во внимание культурное и эмоциональное разнообразие учащихся. Кроме того, включение народных песен и традиционной музыки может помочь развить понимание культуры и чувство идентичности, способствуя эмоциональному благополучию учащихся. Создание безопасной и воспитывающей обстановки в музыкальном классе имеет решающее значение для развития эмоциональной отзывчивости. Устанавливая четкие ожидания, обеспечивая позитивное подкрепление и применяя поддерживающий стиль преподавания, преподаватели могут создать пространство, в котором учащиеся чувствуют себя комфортно, выражая себя и исследуя свои эмоции. Кроме того, включение совместных занятий, таких как групповое сочинение или импровизация, может способствовать развитию чувства сопричастности и эмоциональной связи между сверстниками. Поощрение самовыражения в вокальном и хоровом творчестве является еще одним важным аспектом развития эмоциональной отзывчивости. Предоставляя учащимся возможность выражать свои эмоции с помощью пения, они могут развить более глубокое понимание своих чувств и переживаний. Такие техники, как вокальная импровизация, пение с выразительным намерением и включение движений, могут еще больше усилить эмоциональную вовлеченность учащихся в музыку. Более того, регулярное участие в рефлексивной практике, где учащиеся делятся своими эмоциональными переживаниями во время пения, может способствовать развитию эмоциональной грамотности и взаимопонимания. В этой главе также подчеркивается важность развития эмпатии и сотрудничества на уроках музыки. Благодаря групповому пению и хоровой работе учащиеся могут развить свои навыки слушания, научиться ценить точку зрения других и воспитывать чувство общей ответственности. Участвуя в мероприятиях, требующих сотрудничества и общения, учащиеся могут установить более прочные связи со своими сверстниками и развить свой эмоциональный интеллект. В дополнение к практическим стратегиям, представленным в этой главе, важно признать роль музыкального педагога в успешном развитии эмоциональной отзывчивости у младших школьников. Педагоги должны обладать глубоким пониманием развития ребенка и эмоционального интеллекта, а также способностью адаптировать свои методы обучения в соответствии с уникальными потребностями и способностями своих учеников. Кроме того, учителя должны сохранять постоянную приверженность профессиональному развитию, оставаясь в курсе последних исследований и передовой практики в области музыкального образования и эмоционального развития. В этой главе также затрагивались потенциальные проблемы и ограничения, связанные с развитием эмоциональной отзывчивости на уроках музыки. Такие факторы, как ограниченные ресурсы, временные ограничения и различное образование учащихся, могут повлиять на эффективность представленных стратегий. Чтобы справиться с этими проблемами, преподаватели должны проявлять гибкость, творческий подход и способность к адаптации, постоянно размышляя о своей практике и ища возможности для роста и совершенствования. В заключение можно сказать, что развитие эмоциональной отзывчивости у младших школьников на уроках музыки имеет жизненно важное значение, поскольку это способствует их общему эмоциональному интеллекту, социальным навыкам и когнитивному развитию. Включив вокальное и хоровое творчество в учебную программу и используя практические стратегии, рассмотренные в этой главе, преподаватели музыки могут создать мощный и преобразующий учебный процесс для своих учеников. Способствуя эмоциональному самовыражению, сплоченности группы и чувству сопричастности, вокальная и хоровая работа может внести значительный вклад в эмоциональное развитие младших школьников. Поскольку преподаватели музыки продолжают адаптировать и совершенствовать свою практику преподавания, они могут гарантировать, что их ученики получат необходимую эмоциональную поддержку и руководство, чтобы ориентироваться в сложностях жизни. Развивая эмоциональную отзывчивость в музыкальном образовании, мы не только обогащаем жизнь наших учеников, но и готовим их к более эмоциональному и чуткому будущему. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ заключение можно сказать, что развитие эмоциональной отзывчивости у младших школьников с помощью уроков музыки, особенно вокального и хорового творчества, является мощным и преобразующим образовательным подходом. В этой работе рассматриваются различные аспекты этой темы, исследуется роль музыки в эмоциональном развитии, методы, используемые в вокальной и хоровой работе, а также потенциальные преимущества и проблемы внедрения такого подхода в школьных условиях. Музыка уже давно признана универсальным языком, способным преодолевать культурные барьеры и вызывать сильные эмоции. На протяжении всей истории музыка использовалась для выражения чувств, передачи посланий и объединения сообществ. В контексте образования музыка, и более конкретно вокальное и хоровое творчество, может играть жизненно важную роль в воспитании эмоциональной отзывчивости младших школьников. Как мы рассмотрели в этой работе, процесс вокальной и хоровой работы включает в себя не только технические аспекты пения, но и развитие эмоциональной осведомленности, самовыражения и понимания. В этой работе было рассмотрено несколько ключевых методов, которые могут быть использованы для развития эмоциональной отзывчивости у детей с помощью вокальной и хоровой работы. Они включают в себя групповое пение, импровизацию, активное слушание и изучение различных музыкальных стилей и жанров. Участвуя в этих мероприятиях, дети могут глубже понять свои собственные эмоции и эмоции других людей, одновременно оттачивая свои музыкальные способности. Одним из наиболее значительных преимуществ использования вокальной и хоровой работы для развития эмоциональной отзывчивости у младших школьников является потенциал улучшения эмоционального интеллекта. Как обсуждалось ранее, эмоциональный интеллект является жизненно важным компонентом личного и социального успеха, влияющим на межличностные отношения, психическое здоровье и общее благополучие. Развивая эмоциональный интеллект с помощью музыки, дети могут развить такие ценные навыки, как эмпатия, самосознание и эмоциональная регуляция, которые могут сослужить им хорошую службу в различных аспектах их жизни. Кроме того, в работе подчеркивается положительное влияние вокальной и хоровой работы на когнитивное развитие детей, социальные навыки и самооценку. Участвуя в групповых занятиях пением, дети могут улучшить свою память, внимание и способности к решению проблем, а также улучшить свои навыки общения и командной работы. Более того, чувство выполненного долга и сопричастности, возникающее при совместном создании музыки, может повысить уверенность детей в себе, побуждая их рисковать и сталкиваться с трудностями в других сферах своей жизни. Однако в работе также рассматриваются несколько проблем и потенциальных недостатков внедрения вокальной и хоровой работы в школах. К ним относятся нехватка ресурсов, временные ограничения и необходимость специализированной подготовки преподавателей. Чтобы преодолеть эти препятствия, школы должны уделять приоритетное внимание музыкальному образованию, выделять соответствующие ресурсы и обеспечивать надлежащую подготовку учителей по вокальным и хоровым техникам. Кроме того, в работе была рассмотрена важность создания инклюзивной и поддерживающей среды для участия всех детей в вокальном и хоровом творчестве, независимо от их музыкального образования или способностей. Воспитывая чувство сопричастности и подчеркивая ценность вклада каждого человека, учителя могут помочь учащимся развить не только их музыкальные навыки, но и эмоциональную отзывчивость и социальные компетенции. В свете доказательств, представленных в этой работе, становится ясно, что развитие эмоциональной отзывчивости у младших школьников посредством вокальной и хоровой работы является важным аспектом всестороннего образования. Потенциальные преимущества такого подхода, включая повышение эмоционального интеллекта, когнитивного развития, социальных навыков и самоуважения, намного перевешивают проблемы и недостатки. Инвестируя в необходимые ресурсы и обучение, школы могут заложить бесценную основу для своих учеников, снабдив их эмоциональными инструментами, необходимыми для того, чтобы ориентироваться в сложностях современной жизни. Таким образом, интеграция вокального и хорового творчества на уроках музыки предоставляет младшим школьникам уникальную возможность развить свою эмоциональную отзывчивость и воспитать необходимые жизненные навыки. Признавая преобразующую силу музыки, педагоги могут создать благоприятную и инклюзивную среду, в которой дети могут расти, учиться и самовыражаться с помощью универсального языка песни. Поскольку общество продолжает развиваться и становится все более взаимосвязанным, потребность в эмоционально отзывчивых людях, способных понимать других и сопереживать им, как никогда велика. Развивая эмоциональную отзывчивость с помощью вокальной и хоровой работы на уроках музыки, мы можем помочь сформировать поколение сострадательных, осознающих себя и эмоционально интеллигентных личностей, готовых противостоять вызовам будущего. Поэтому крайне важно, чтобы педагоги, родители и политики осознали важность включения вокального и хорового творчества в учебную программу для младших школьников. Поступая таким образом, мы можем дать нашим детям возможность развить эмоциональную отзывчивость, необходимую для процветания во все более сложном и разнообразном мире. В конечном счете, семена, которые мы сажаем сегодня в виде эмоционально насыщенного музыкального опыта, принесут плоды в виде чутких, жизнерадостных и эмоционально интеллигентных взрослых, способных создать гармоничное и инклюзивное общество для будущих поколений. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАлексеева Т.Ю. Музыкальное искусство как педагогическое средство коррекции эмоциональной дезадаптации у младших школьников. Екатеринбург, 1998. Багадуров В.А. Вокальное воспитание детей – М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1953. – 96 с. Безбородова Л.А, Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. М., Academia 2002 Белобородова В.К. Развитие эмоций младших школьников средствами музыки. Советская педагогика №6, №10. 1985. Вилюнас В.К. Психология эмоций. 2-е изд. М., 1993. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976. Выготский Л.С Вопросы детской психологии. СПб., 1997. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991 – 479 с. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1986 – 573 с. Давыдова С.Д. Диагностика музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста. Метод. матер. к спецкурсу «Одаренные дети» // УрГПУ: сост. С.Д.Давыдова Екатеринбург, 1995 – 35 с. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. СПб., Речь 2002 – 175 с. Додонов Б. И. Эмоции как ценность. М.: Политиздат, 1978 – 272 с. Емельянов В.В. Материалы семинара хормейстеров и вокалистов. Екатеринбург, 1993. Изард К. Эмоции человека. Пер. с англ. М.: Издат. МГУ, 1980 – 440 с. Изард К. Эмоции. М., 1978. Изорд К.Э. Психология эмоции. Пер с англ. СПб – Питер 1999. Карпова Г.А. Педагогическая диагностика эмоционального самочувствия школьника: Метод. реком. Екатеринбург, 1997. Лук А. Н. Эмоция и личность. М., Знание. 1982. Мухина В.С. Детская психология. М., Просвещение 1985. Надырова Д.С. Совершенствование методов развития эмоциональной отзывчивости на музыку: Автореф.дис.канд.пед.наук. М., 1987. Ольшанникова А.Е. Эмоции и воспитания. М.: Знание, 1993 – 78 с. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. М., 2001 – 368 с. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: Изд. центр ВЛАДОС, 1997 – 384 с. Пилипенко Л.Л. Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников на занятиях детского музыкального театра // Методич. рекомендации, Урал.гос.пед.ун-т. - Екатеринбург, 2003 – 29 с. Симонов П.В. Что такое эмоция. М., Наука.1966. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Знание, 1981 – 272 с. Тагильцева Н.Г. Воспитание эмоциональной культуры первоклассников на уроках музыки / Урал.гос.пед.ун-т. - Екатеринбург, 1995 – 64 с. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М., Педагогика 1988 – 176 с. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.- Л: АПНРСФСР, 1947 – 334 с. Школяр Л.В. и др. Музыкальное образование в школе // Учеб. пособие для студентов. Под ред. Л.В.Школяр – М.: Издат. центр «Академия» 2001 – 232 с. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М.: Просвещение, 1966 - 292с. 1 Вилюнас В.К. Психология эмоций. 2-е изд. М., 1993 2 Додонов Б. И. Эмоции как ценность. М.: Политиздат, 1978 – 272 с. 3 Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976 4 Изард К. Эмоции человека. Пер. с англ. М.: Издат. МГУ, 1980 – 440 с. 5 Изорд К.Э. Психология эмоции. Пер с англ. СПб – Питер 1999 6 Изард К. Эмоции. М., 1978 7 Лук А. Н. Эмоция и личность. М., Знание. 1982 8 Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Знание, 1981 – 272 с. 9 Пилипенко Л.Л. Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников на занятиях детского музыкального театра // Методич. рекомендации, Урал.гос.пед.ун-т. - Екатеринбург, 2003 – 29 с. 10 Мухина В.С. Детская психология. М., Просвещение 1985. 11 Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1986 – 573 с. 12 Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: Изд. центр ВЛАДОС, 1997 – 384 с. 13 Тагильцева Н.Г. Воспитание эмоциональной культуры первоклассников на уроках музыки / Урал.гос.пед.ун-т. - Екатеринбург, 1995 – 64 с. 14 Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М.: Просвещение, 1966 - 292с. 15 Brackett, M. A., Rivers, S. E., & Salovey, P. (2011). Emotional intelligence: Implications for personal, social, academic, and workplace success. Social and Personality Psychology Compass, 5(1), 88-103. 16 Карпова Г.А. Педагогическая диагностика эмоционального самочувствия школьника: Метод. реком. Екатеринбург, 1997. 17 Белобородова В.К. Развитие эмоций младших школьников средствами музыки. Советская педагогика №6, №10. 1985. 18 Давыдова С.Д. Диагностика музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста. Метод. матер. к спецкурсу «Одаренные дети» // УрГПУ: сост. С.Д.Давыдова Екатеринбург, 1995 – 35 с. 19 Школяр Л.В. и др. Музыкальное образование в школе // Учеб. пособие для студентов. Под ред. Л.В.Школяр – М.: Издат. центр «Академия» 2001 – 232 с. 20 Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. СПб., Речь 2002 – 175 с. 21 Алексеева Т.Ю. Музыкальное искусство как педагогическое средство коррекции эмоциональной дезадаптации у младших школьников. Екатеринбург, 1998. 22 Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. М., 2001 – 368 с. 2320 Багадуров В.А. Вокальное воспитание детей – М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1953. – 96 с. 24 Ольшанникова А.Е. Эмоции и воспитания. М.: Знание, 1993 – 78 с. 25 Безбородова Л.А, Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. М., Academia 2002 |