ВКР вокал. Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников на уроке музыки в процессе вокальнохоровой работы
Скачать 74.96 Kb.
|
2.2. Методы и приемы развития эмоциональной отзывчивости младших школьников на уроке музыки в процессе вокально-хоровой работыЭмоциональная отзывчивость играет решающую роль в когнитивном и социальном развитии младших школьников. Изучение музыки, особенно с помощью вокального и хорового творчества, предоставляет уникальную возможность развить этот навык. В данном параграфе мы рассмотрим различные методы и приемы, которые могут быть использованы на уроке музыки для повышения эмоциональной отзывчивости младших школьников во время вокальных и хоровых занятий. Создание эмоционально благоприятной среды Одним из наиболее важных аспектов развития эмоциональной отзывчивости у младших школьников является создание безопасной и благоприятной среды, способствующей самовыражению и исследованию20. Учителя должны стремиться создать атмосферу доверия, уважения и открытости, поощряя учащихся делиться своими чувствами, мыслями и идеями. Этого можно достичь с помощью: Установление взаимопонимания и укрепление связей со студентами Поощрение сопереживания, понимания и активного слушания среди сверстников Установление четких ожиданий и руководящих принципов поведения Обеспечение положительного подкрепления для эмоционального самовыражения и вовлеченности Эмоциональное воспитание с помощью музыкального репертуара Выбор подходящего музыкального репертуара является важным инструментом для развития эмоциональной отзывчивости. Учителям следует выбирать песни, отражающие широкий спектр эмоций, настроений и тем, а также произведения, соответствующие возрасту и доступные. Это позволит учащимся установить связь с музыкой на более глубоком уровне и развить лучшее понимание различных эмоциональных состояний. Стратегии включения эмоционального воспитания в музыкальный репертуар включают21: Выбор песен, вызывающих определенные эмоции (например, радость, печаль, волнение) Поощряя студентов делиться своими эмоциональными реакциями на различные произведения Обсуждение эмоционального содержания и контекста текста, мелодии и гармонии Анализ и сравнение эмоционального воздействия различных музыкальных элементов (например, темпа, динамики, артикуляции) Моделирование эмоционального выражения в спектакле Учителя играют жизненно важную роль в моделировании эмоционального самовыражения во время вокальной и хоровой работы. Демонстрируя связь между музыкой и их эмоциями, преподаватели могут вдохновить студентов делать то же самое. Эффективные стратегии моделирования эмоционального самовыражения включают22: Воплощение эмоций песни с помощью мимики, языка тела и тембра голоса Делюсь личными историями и опытом, связанными с изучаемой музыкой Побуждение студентов наблюдать за профессиональными выступлениями и обсуждать эмоциональные аспекты выступления Предоставление обратной связи по эмоциональному самовыражению студентов во время репетиций и выступлений Участие в вокальной и хоровой импровизации Импровизация предоставляет школьникам уникальную возможность исследовать свои эмоции с помощью музыки. Выполняя упражнения по вокальной и хоровой импровизации, учащиеся могут развить свою эмоциональную отзывчивость и творческое самовыражение. Некоторые методы импровизации, которые следует рассмотреть, включают23: Задания по вызову и ответу, в которых учащиеся повторяют вокальную линию учителя своей эмоциональной интерпретацией Групповая импровизация, когда каждый студент вносит свой вклад в вокальную партию, выражающую определенную эмоцию Ролевые упражнения, в которых учащиеся импровизируют сцену или разговор, используя только вокальные звуки и выражения Создание "эмоционального звукового ландшафта", где учащиеся накладывают вокализации друг на друга, чтобы представить различные эмоции или настроения Использование драматизма и движения в хоровом творчестве Включение элементов драмы и движения в вокальную и хоровую работу может повысить эмоциональную отзывчивость, обеспечивая более целостный подход к музыкальному образованию. Задействуя как тело, так и голос, учащиеся могут исследовать связи между музыкой, эмоциями и физическим самовыражением. Методы интеграции драмы и движения включают: Включение жестов, мимики и языка тела в выступления Участие в разогревающих упражнениях, основанных на драматургии, таких как ролевые игры, рассказывание историй и пантомима Использование движения и танца для исследования эмоционального содержания музыки Поощрение студентов к созданию собственной хореографии или сценической постановки, чтобы передать эмоции песни Рефлексивные практики и эмоциональное осознание Развитие эмоциональной отзывчивости у младших школьников также требует сосредоточения внимания на самосознании и рефлексии. Поощрение школьников к распознаванию и пониманию своих собственных эмоций может помочь им стать более восприимчивыми к эмоциям других людей и эмоциональному содержанию музыки. Вот некоторые рефлексивные практики, которые следует рассмотреть24: Предоставление учащимся возможности записывать или обсуждать свои эмоциональные переживания во время уроков музыки Руководство учащимися в создании визуальных представлений их эмоций, таких как рисунки или коллажи, связанные с музыкой, которую они изучают Поощрение учащихся к распознаванию закономерностей в их эмоциональных реакциях на различные музыкальные элементы и стили Содействие групповым дискуссиям об эмоциях, которые учащиеся испытывают во время выступлений, репетиций или прослушивания Совместное создание музыки и поддержка сверстников Процесс совместного создания музыки может способствовать развитию чувства общности и эмоциональной поддержки у студентов. Участвуя в совместном создании музыки, учащиеся могут развить свою эмоциональную отзывчивость посредством обмена опытом и культивирования эмпатии. Стратегии содействия сотрудничеству и поддержке со стороны коллег включают: Поощрение групповой работы, такой как небольшие ансамбли или партнерские мероприятия Содействие обратной связи со сверстниками и размышлениям во время репетиций и выступлений Создание возможностей для студентов наставлять и поддерживать друг друга в их музыкальном росте Организация общественных выступлений или совместных сессий, посвященных достижениям студентов и эмоциональным путешествиям В представленной таблице представлены пять основных методов и приемов развития школьников, а также связанные с ними практики, цели и области применения в образовании. Этот всеобъемлющий обзор помогает преподавателям лучше понять разнообразные стратегии, доступные для стимулирования роста и обучения учащихся. Таблица состоит из пяти столбцов, в которых подробно описываются метод, техника выполнения, цель и внедрение в преподавание. Таблица 1. «Подходы и приемы развития школьников»
Увлекательные способы, с помощью которых различные методы и приемы могут быть использованы для содействия развитию школьников. В таблице представлен всеобъемлющий обзор различных подходов, каждый из которых имеет уникальный набор целей и областей применения. Изучая таблицу, вы можете обнаружить, что размышляете о бесконечных возможностях, которые предлагают эти методы для создания динамичной и увлекательной учебной среды25. Развитие эмоциональной отзывчивости у младших школьников на уроках музыки требует многогранного подхода, который включает в себя благоприятную среду, разнообразный музыкальный репертуар и разнообразные методы обучения. Вовлекая студентов в вокальную и хоровую работу, в которой особое внимание уделяется эмоциональному самовыражению, импровизации, драматургии, рефлексии и сотрудничеству, преподаватели могут воспитать эмоционально отзывчивых и чутких музыкантов. Это не только обогащает музыкальный опыт учащихся, но и способствует их общему социальному и эмоциональному развитию. |