Главная страница

Курсовая работа Пейзаж. Курсовая_Пейзаж. Развитие эстетического восприятия в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с живописью


Скачать 49.65 Kb.
НазваниеРазвитие эстетического восприятия в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с живописью
АнкорКурсовая работа Пейзаж
Дата16.08.2019
Размер49.65 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКурсовая_Пейзаж.docx
ТипРеферат
#85151

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Содержание


«Развитие эстетического восприятия в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с живописью»

Содержание
Введение
Глава 1.Живопись как средство развития эстетического восприятия
1.1.Многообразие видов искусства. Живопись как вид искусства
1.2.Психолого-педагогические основы развития эстетического восприятия у детей дошкольного возраста посредством искусства
Глава 2.Живопись как важнейшее средство развития эстетического восприятия детей дошкольного возраста
2.1.Особенности эстетического восприятия живописи дошкольниками
2.2.Особенности использования живописи для развития эстетического восприятия детей дошкольного возраста
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ

      Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации и развития внутреннего  мира  ребенка, его  духовности,   формирования общечеловеческих ценностей. Особую значимость приобретает и задача формирования эстетической сферы дошкольника, т.к. полнота духовной жизни во многом определяется именно этой сферой. Без воспитания эстетически грамотных людей, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческого начала невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности.

Значительное внимание вопросам формирования эстетического сознания уделяли и уделяют многие ученые: Б.Т.Лихачев, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Б.М.Теплов, Т.Г.Козакова, Н.А.Ветлугина, Н.П.Сакулина, Б.М.Теплов, Л.П.Тарасова, В.С.Воронов, М.А.Некрасова, А.Б.Салтыков и другие. Учеными выявлено,  основа эстетического сознания закладывается с раннего детства, что, приобщая старшего дошкольника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусстве, можно  заложить прочную основу   для   формирования    эстетического   вкуса, умения эстетически оценивать окружающий мир, эстетического идеала и т.д.   Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству. Одним из компонентов эстетического сознания является эстетическое восприятие, основанное на ознакомлении с произведениями изобразительного искусства.

Проблема эстетического восприятия произведений изобразительного искусства является актуальной в свете возрастающей роли искусства как важнейшего средства эстетического воспитания подрастающих поколений. Такое положение продиктовано содержанием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 30384 от 14 ноября 2013 года), где определены основные требования к содержанию одной из образовательных областей - художественно-эстетического развития дошкольников, а именно:

  • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства;

  • стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

Исследования по проблеме формирования эстетического восприятия осуществляли как психологи (Л. С. Выготский, Д. А. Леонтьев, Б. М. Теплов, С. Л. Рубинштейн), так и педагоги (Р.Арнхейм, В.Ф.Асмус, А. А. Бакушинский, В. А. Гуружапов, Э. В. Ильенков, М. С. Каган, А. А. Мелик-Пашаев, П. М. Якобсон) и др.

Различным аспектам эстетического восприятия произведений изобразительного искусства, в частности произведений живописи, посвящены исследования Л.В. Благонадежиной, Н.Л. Кульчинской, М. Н. Семеновой, О.И. Никифоровой и др. В работах В.А. Гуружапова, А.А. Мелик-Пашаева, Ю.А. Полуянова раскрыта специфика эстетического восприятия произведений живописи и выявлены уровни эстетического развития дошкольников.

Восприятие — начальный этап общения с искусством и красотой действительности. От его полноты, яркости, глубины зависят все последующие эстетические переживания, формирование художественно-эстетических идеалов и вкусов.

Д.Б. Лихачев эстетическое восприятие характеризует, как способность человека вычленять в явлениях действительности и искусства процессы, свойства, качества, пробуждающие эстетические чувства. Только так возможно полноценное освоение эстетического явления, его содержания, формы. Это требует развития у ребенка способности тонкого различения формы, цвета, оценки композиции и других особенностей эмоционально-чувственной сферы. Развитие культуры восприятия есть начало художественно-эстетического отношения к миру. И основой этого процесса является ознакомление с произведениями изобразительного искусства, в частности с произведениями живописи (пейзажем, портретом, натюрмортом и т.д.).

Наиболее доступным, понятным и вызывающим интерес у дошкольников жанром живописи является мифологический, посвященный героям и событиям, о которых рассказывают мифы древних народов, сказки, легенды, былины (от греч. mythos - предание). Разносторонний анализ психолого-педагогической и искусствоведческой литературы позволяет установить, что отдельных научных исследований в области использования мифологического жанра живописи в формировании эстетического восприятия не имеется. И эта проблема рассматривается в работах А.А. Мелик-Пашаева, М.В. Грибановой, Л.Я. Дорфмана, П.А. Мирошкиной, Г.А. Вишневой, Т.Г. Казаковой, П.А. Вершининой, О.И. Никифоровой, И.А. Зимней, Н.Г. Морозовой, Р.М. Чумичевой и др. в рамках использования произведений живописи в педагогическом процессе.

Такое положение позволяет выявить проблему исследования, которая формулируется в виде вопроса: каковы возможности произведений мифологического жанра живописи в процессе формирования эстетического восприятия у старших дошкольников?

Анализ научно-педагогической литературы и состояние художественно-эстетического воспитания старших дошкольников позволили выявить противоречие между возможностями произведений мифологического жанра живописи в процессе формирования эстетического восприятия с одной стороны и формализацией указанного вида образовательной деятельности ввиду недостаточной компетентности педагогов с другой стороны.

Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности формирования эстетического восприятия у старших дошкольников средствами произведений мифологического жанра живописи.

Объект исследования: эстетическое восприятие старших дошкольников.

Предмет исследования: процесс формирования эстетического восприятия у старших дошкольников произведениями мифологического жанра живописи.

Гипотеза: Формирование эстетического восприятия у старших дошкольников произведениями мифологического жанра живописи будет осуществляться эффективно, если:

- учитываются возрастные и индивидуальные особенности и возможности психолого-педагогического развития старших дошкольников;

-реализуются теоретические знания о специфике развития эстетического восприятия старших дошкольников;

-применяются разнообразные формы и методы ознакомления старших дошкольников с произведениями мифологического жанра живописи;

-используется специально разработанная система педагогической работы ознакомления с произведениями мифологического жанра живописи с целью формирования эстетического восприятия.

Задачи исследования:

1.Изучить понятие эстетического восприятия в психологии и выявить специфику формирования эстетического восприятия у старших дошкольников произведений живописи.

2. Определить методику использования мифологического жанра живописи в процессе формирования эстетического восприятия у старших дошкольников.

3. Экспериментальным путем доказать эффективность использования произведений мифологического жанра живописи в процессе формирования эстетического восприятия старших дошкольников.

4. Разработать методические рекомендации для педагогов дошкольного образования по развитию эстетического восприятия у старших дошкольников средствами мифологического жанра живописи.

Методологические основы исследования:

1.В основе изучения эстетического восприятия и специфики его развития у старших дошкольников лежат исследования А.А. Мелик-Пашаева, М.В. Грибановой, Л.Я. Дорфмана, П.А. Мирошкиной, Г.А. Вишневой, Т.Г. Казаковой, П.А. Вершининой, О.И. Никифоровой, И.А. Зимней, Н.Г. Морозовой, Р.М. Чумичевой и других.

2. В основе изучения вопросов использования произведений изобразительного искусства в педагогическом процессе с дошкольниками лежат исследования А.Н. Бурова, П.Н. Якобсона, Б.П. Юсова, Р.М. Чумичевой, Т.И. Хризман, Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной, В.С. Мухиной и других.

В качестве основных методов исследования были использованы:

на теоретическом уровне: анализ, синтез, сравнение, обобщение научной, психолого-педагогической и искусствоведческой литературы, моделирование воспитательно-образовательного процесса;

на эмпирическом уровне: наблюдение, эксперимент, изучение продуктов эстетической деятельности, метод количественной и качественной обработки полученных данных.

Организация и этапы исследования.   Исследование состояло из нескольких этапов:

1 этап – поисково-теоретический. На этом этапе определены теоретические основы формирования эстетического восприятия у старших дошкольников произведениями мифологического жанра живописи.

2 этап – опытно-экспериментальный. Проведено экспериментальное исследование использования произведений мифологического жанра живописи в процессе формирования эстетического восприятия старших дошкольников.

3 этап – обобщающий. Осуществлялся анализ и обобщение результатов исследования, коррекция выводов, систематизировались и обобщались экспериментальные данные, разработаны методические рекомендации для педагогов дошкольного образования по развитию эстетического восприятия у старших дошкольников средствами мифологического жанра живописи.

Теоретическая и практическая значимость исследования:

Теоретическая значимость заключается в том, что материалы исследования систематизируют и обобщают представления о процессе формирования эстетического восприятия у старших дошкольников произведениями мифологического жанра живописи.

Очевидно, что у ребенка будут доминировать те способности, для развития которых имеются стимулы и созданы все условия. Когда условия благоприятные, то развитие способностей идет быстро и достигает наибольшей высоты и ребенок возможно станет талантливым.

Мотивируя любознательность, знакомя с новыми знаниями и вовлекая детей в разные виды деятельности, взрослые способствуют накоплению детского опыта и знаний, которые необходимы для будущей творческой деятельности. Эстетическое восприятие и художественный вкус не являются врожденными качествами человека, они создаются и развиваются в следствие воспитания, под воздействием той среды, в которой развивается ребенок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.

.

Педагогическая наука определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей. Эстетическое воспитание – целенаправленное систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования эстетических восприятий, суждений, вкусов, чувств, эстетического сознания, правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве; развитие эстетических потребностей и интересов, способностей к творческому участию в преобразовании жизни по законам красоты.

Е .Кононенко, Э.Белкина считают, что особую роль в становлении эстетического восприятия младших школьников играет ознакомление с произведениями скульптуры, графики, живописи.
Изобразительная деятельность -- одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Очень рано ребенок начинает также стремиться самым разнообразным образом, выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему расширить область выражения складывающихся у него образов.  Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно ни выразилось.

Как правило, дети любят рисовать, получая возможность передать то, что их взволновало, что им понравилось, что вызвало у них интерес. Уже начиная с первой младшей группы, на рисование отводится два занятия в неделю. Постепенно количество их увеличивается, и в старших группах занятия по рисованию проводятся четыре раза в неделю.

Цель данной работы - рассмотреть методику ознакомления детей дошкольного возраста  с живописью.

Познавательная функция искусства. При детальном рассматривании картины, анализе изображённого на ней детей учат устанавливать взаимосвязи в содержании произведения: не только отвечать, что видит ребёнок на полотне, но и уметь объяснить. почему художник посвятил картину данной теме, какие средства выразительности использовал, чтобы раскрыть содержание задуманного. Детей подводят к осознанию замысла художника (о чём написана картина), к пониманию связи между содержанием произведения и выразительными средствами. На занятиях по изобразительному искусству широко используют средства выразительности поэтического языка: образные сравнения, слова, обозначающие нравственные качества людей, вводя их в активный и пассивный словарь детей. На занятиях оперируют изобразительными терминами, не вводя их в активный словарь детей: динамика, колорит, пространство, симметрия.

Воспитательная функция искусства. Искусство способствует воспитанию

4

различных чувств. При ознакомлении детей с жанровой живописью у них активизируется интерес к общественной жизни,  видам деятельности человека, к ценностям, художественному творчеству. У детей формируется нравственнее сознание.

Эстетическая функция. Это учить детей видеть красоту человеческих поступков, взаимоотношений, сравнивать изображенное в произведении искусства явление  с реальной действительностью

К каким произведениям живописи дети проявляют большой интерес и почему?

Опыт показывает: из различных жанров они отдают предпочтение бытовому и натюрморту – они созвучны опыту детей.

Вначале дети объясняют своё отношение к картине лишь одним словом – нравится. Им бывает трудно объяснить, почему понравилось то или иное произведение. Мотивы выбора понравившейся картины чаще отвлечены или обусловлены личным опытом. Но в результате работы отмечаются два вида отношений.

Первый– эмоционально-личностный, для которого характерны личные мотивы, эмоции и интерес (например: «Мне нравится эта картина. Она рассказывает о строительстве красивых домов. Мне понравилась потому, в этой картине все заняты, кажется, что всё движется – люди, машины. Красиво»).

Второй– когда старшие дошкольники проявляю эстетическое отношение к произведению искусства, дают оценку содержания, нравственно-эстетическое отношение изображённых на картине людей. (например: «Мне понравилась картина…, потому что я увидел, как трудно пришлось сражаться нашим солдатам с врагами. Это было нелегко. Они мужественные, Я хочу, чтобы все дети увидели эту картину. Она сильная»).

Опыт показывает, что старшие дошкольники выделяют познавательную, эстетическую и нравственную ценность содержания картины. Оценивая познавательную ценность произведения, они легко понимают, о чём рассказал художник в своей картине.

5

 Об эстетической ценности содержания картины ребята рассказывают с особой эмоциональной настроенностью. Но иногда эмоциональная реакция исходит от красивого сочетания красок произведения.

 Дети способны определить нравственную ценность содержания картины. Но им сложно уяснить нравственную ценность портретного жанра, чем сюжетного произведения. Это объясняется возрастными особенностями детей.

«Участие детей в различных видах художественной деятельности начинается с раннего детства. Дети поют, читают стихи, танцуют. Они импровизируют попевки, танцы, воплощают свои замыслы в рисунках, в лепке. А это и есть первые творческие проявления. Дети с увлечением слушают сказки, стихи, музыку, рассматривают картинки, т.е. они проявляют большой интерес к восприятию искусства. Вместе с тем они задают бесконечно много вопросов, выясняя непонятное им при слушании или рассматривании. Так они приобщаются к простейшим знаниям об искусстве.

Все виды художественной деятельности – восприятие произведений искусств, первые их оценки, попытки исполнять и импровизировать – возникают уже в дошкольном детстве. И дело педагогов создать все условия для приобщения ребёнка к разнообразным видам художественной практики.»
«И все-таки разные виды художественной деятельности в процессе воспитания ребенка развиваются неодинаково. Известный психолог Б Теплов еще в 40-х годах указывал на односторонность в подходе к трем основным видам художественной деятельности: восприятию, исполнительству, творчеству. Если, например, в изобразительной практике детей учат рисовать, лепить, но мало развивают восприятие, то в литературе все внимание уделяется именно процессу восприятия.» ( Ветлугина Художественное творчество и ребенок)
Детство – уникальный и волшебный мир. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем окружающего мира. На современном этапе дошкольные образовательные организации несут ответственность за формирование общей культуры, развитие интеллектуальных, личностных качеств, в том числе развитие творческих способностей и индивидуальных особенностей дошкольников.

Развитие эстетического восприятия – актуальная проблема дошкольного образования. Дети наиболее восприимчивы к творчеству, при этом развитие эстетического восприятия происходит в период дошкольного детства, когда закладываются основы личности. В связи с утверждением Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования стала очевидной необходимость изменить систему образования детей дошкольного возраста.

Эстетическое восприятие это способность создавать или воспроизводить и эмоционально окрашивать целостные образы под влиянием реальных предметов и художественных произведений.

Эстетическое восприятие развивается в процессе ознакомления детей с живописью. В процессе ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций. Ознакомление с живописью формирует личность ребенка, может помочь им в постижении нравственных норм и ценностей – различать добро и зло, сострадание и ненависть и т. д. В процессе ознакомления дошкольники обогащают собственное представление о ценностях, индивидуальные качества, по-новому осмысливают их.

Одним из важнейших факторов развития эстетического восприятия у детей является создание условий, способствующих формированию способности к эстетическому восприятию искусства, равно как и природы, способно дать внутренний ориентир.

Проблеме художественного восприятия действительности уделяют большое внимание многие психологи-исследователи художественного творчества, независимо от разделяемых ими теоретических концепций, например, Р. Арнхейм, развивавшийположения гештальтпсихологии, Э. Нойман, последователь К. Г. Юнга, А. Маслоу, представитель гуманистической психологии. Практически все исследователи рассматривают художественное восприятие действительности как проявление художественной одаренности и важную основу художественных способностей.

В условиях ситуации начала XXI века изменения иерархии эстетических и нестабильности нравственных ценностей, художественное воспитание призвано быть гарантом полноценного формирования и сохранения целостности развивающейся личности. В дошкольном возрасте закладывается фундамент её творческого потенциала, её ценностные и эстетические установкиРазвитие способности к эстетическому восприятию искусства, равно как и природы, способно дать тот внутренний ориентир (чувство гармонии и меры, который направляет личностное развитие по сбалансированному пути.

В исследованиях В. И. Игнатьева, В. С. Кузина, Н. П. Сакулиной, Е. А. Флериной экспериментально доказано, что создание изображения требует, чтобы дети отчетливо представляли те предметы и объекты, которые следует изобразить. Все эти представления формируются на основе восприятия, но обязательно эмоционально-эстетически окрашенного.

Эмоционально-эстетическое восприятие развивается в процессецеленаправленных наблюдений и рисования с натуры, по памяти и др. На этой основе развиваются процессе изобразительной деятельности воображение, обогащается разнообразие впечатлений.

Известно, что эстетическое отношение к действительности, рассмотренное с позиции активности субъекта, является основополагающим началом в его всестороннем развитии (Ю. Б. Борев, В. В. Ванслов, Н. И. Киященко, А. Ф. Лосев, и др.)Эстетическое отношение к действительности позволяет детям проявлять творческую активность в любом виде деятельности (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, В. С. Мухина, Б. М. Теплов и др. ; Н. А. Ветлугина, А. Н. Зимина, Т. С. Комарова, и др.)].

В исследованиях Н. А. Курочкиной, Н. Б. Халезовой, Г. М. Вишневой показано, что художественное восприятие картины формируется наиболее полно в старшем дошкольном возрасте, когда дети могут самостоятельно передавать живописный образ, давать оценки, высказывать эстетические суждения и немВосприятиекартины представляет собой процесс непосредственного контакта с окружающей средой, процесс переживания впечатлений о предметах в рамках социо-эмоционального развития наблюдателя.

Одним из важнейших средств МХК, влияющим на развитие эстетического восприятия у дошкольников, является изобразительное искусство.

Живопись – это один из видов изобразительного искусства, воспроизведение красками на холсте, дереве, плоскости стены предметов и явлений реальной действительности. Ранние эмоциональные переживания, связанные с восприятием искусства, нередко оставляют неизгладимый след в душе ребенка. С годами это первое, не всегда осознанное тяготение к прекрасному переходит в потребность знать и понимать искусство.

Эстетическое восприятие дошкольников художественных произведений, также имеет свои особенности:

Восприятие образов в искусстве органично сплетено с впечатлениями и наблюдениями в действительности. Чувства радости, удивления, огорчения, переданные в картине через выражения лица и жеста, улавливаются детьми и передаются ими в высказываниях.

- Дети старшего дошкольного возраста способны это выразить в суждениях о произведении в целом.

- Дети легко узнают изображаемое и его классифицируют.

- В высказываниях детей появляются сравнения изображаемого с виденным в жизни.

Психологи (Б. М. Теплов, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец и др.) и педагоги (В. А. Гуружапова, А. А. Мелик-Пашаева, Ю. А. Полуянова, П. М. Якобсон и др.) рассматривают эстетическое восприятие живописных картин детьми дошкольного возраста как эмоциональное познание мира, начинающееся с чувства, а в дальнейшем опирающееся на мыслительную деятельность человека. В дошкольном возрасте оно носит специфический характер, обусловленный возрастными особенностями и отличается эмоциональной непосредственностью, повышенным интересом к окружающему миру, живым откликом при встрече с прекрасным и удивительным, которые проявляются в улыбках, жестах, возгласах, мимике, в воспринимаемом явлении, дать ему эстетическую оценку.

А. А. Люблинская считает, что восприятию картины ребенка надо учить, постепенно подводя его к пониманию того, что на ней изображено. Это требует узнавания отдельных предметов (люди, животные); выделяя позы и места положения каждой фигуры в общем плане картины; установления связей между основными персонажами; выделение деталей: освещение, фон, выражения лиц людей.

С. Л Рубинштейн, Г. Т Овсепян, изучавшие вопросы восприятия картины, считают, что характер ответов детей по ее содержанию зависит от ряда факторов. Прежде всего - от содержания картины, близости и доступности ее сюжета, от опыта детей, от их умения рассматривать рисунок.

На наш взгляд, целесообразно знакомить детей с произведениями, которые могут послужить развитию эстетического восприятия. В этом ряду мы можем назвать произведения А. В. Лентулова «Звон. Колокольня», И. И. Левитана «Золотая осень», В. М. Васнецова «Богатыри»«Иван-Царевич на сером волке», Н. Е. Чарушина «Лягушка-путешественница», В. И. Сурикова «Взятие снежного городка», И. Е. Репина «Бурлаки на Волге», В. М. Венецианова «Гумно», К. Е. Маковского «На попечении у бабушки»«Бабушкины сказки», И. К. Айвазовского «Девятый вал», И. И. Шишкин «Сосновый бор»«Мачтовый лес»«В Вятской губернии» и многие другие.

Восприятию картин должны предшествовать наблюдения в природе. Окружающая действительность поможет понять неповторимую красоту, созданную художником, откроет колористические возможности. И тогда, уже выполняя творческую работу, работая над рисунком, ребенок сможет найти золотистую гамму, характеризующую осень, холодные цвета зимы, нежно-голубые, светло-зеленые оттенки весны. Повторные наблюдения, художественное слово, музыка будут не только накапливать впечатления, но и воспитывать культуру образного видения, способствовать формированию художественного образа в рисунках.

Наряду с использованием пейзажной живописи, широко используется портретная живопись. Дошкольников знакомят с картинами, созданными разными художниками на одну и ту же тему («Семья» Г. П. Сорогина и «Семья» Ю. П. Кугача). Воспринимая эти картины, дети приобретают умение сравнивать различную манеру изображения одного и того же явления разными художниками, выделять их отношение к изображаемому.

Практика показывает: от отбора произведений зависит успех воспитания детей, формирования у них эстетического восприятия. То, о чем расскажет художник на полотне и с чем впервые соприкоснется дошкольник, что откроется перед его взором, чему он удивится, – все это станет основой формирования эстетического вкуса, устойчивого интереса к живописи как источнику познания мира. Таким образом, правильный отбор произведений живописи является одним из условий творческого воспитания дошкольников. Но не только в этом его значение. Кроме того, через восприятие живописи (жанровая, портретная, натюрморт, пейзаж) происходит гуманизация личности ребенка. Скажем, понимая гуманные отношения в жанровой живописи, он попытается перенести воспринятые отношения в собственные со своими сверстниками и взрослыми. Так он учится наблюдать, всматриваться в лица людей, понимать их радости и печали, но самое главное – он учится сопереживанию.

Таким образом, от общения с изобразительным искусством дети получают прежде всего радость узнавания окружающего мира. Воспринимая произведения искусства, ребенок становится пытливым, наблюдательным, эмоционально отзывчивым. Искусство создает радость общения с товарищами, формирует умение сопереживать.

Произведения художников учат ребят фантазировать. Дети начинают «видеть» и «слышать» в произведении что-то свое, у них возникает желание самим создать красивое. Так зарождается творчество, креативное мышление.

Воспринимая произведение художника, эмоционально откликаясь на него и размышляя о нем, ребенок совершает умственные и духовные усилия над собой, он как бы преобразует себя, а включение воображения, фантазии в процесс восприятиякартины говорят о творческом труде дошкольника.

Как видим, мировая художественная культура является важным средством формирования эстетического восприятия у детей дошкольного возраста. Любой вид искусства, будь то литератураживопись, музыка или скульптура, позволяет ребенку развить внимание, память, креативные способности; умение сопереживать, усваивать существующие в обществе ценности и нормы. Именно искусство побуждает детей к собственной художественной деятельности (изобразительной и словесной, где реализуется творческий потенциал, речевые и изобразительные возможности ребенка. Мы полагаем, что значение опыта приобщения ребенка к мировой художественной культуре уже в детском саду для его развития и воспитания невозможно переоценить. В связи с этим мы постоянно обращаемся в своей практической деятельности к потенциалу искусства.

«Если научное наблюдение иногда называют «думающим вос­приятием», то эстетическое восприятие можно назвать «чувствующим восприятием», эмоциональным восприятием. Понять художественное произведение — значит почувствовать, эмоционально пережить его и на этом основании поразмыслить над ним»1.

Именно через эмоциональное, чувственно-конкретное содержание дети воспринимают произведение. Однако не всякое восприятие является эстетическим.

Эстетическое восприятие обусловлено не только наличием внешней гармонии, но и раскрытием внутреннего смысла.

В старшем возрасте интенсивно развивается произвольное вни­мание, оно становится более устойчивым, адекватным, целостным, осознанным. Это создает основу для формирования эстетического восприятия содержания картины. С возрастом изменяется характер воображения, увеличивается объем образной и логической памяти. Чем старше становятся дети, тем осознаннее они подходят к анали­зу произведений живописи. Однако для того чтобы дошкольники научились анализировать содержательную и художественно-изоб­разительную стороны живописных образов, необходимо вести пла­номерную работу, начиная с младшей возрастной группы. На осно­ве наглядно-действенного мышления у детей формируются наглядно- образные формы. Благодаря этому дошкольники познают связи и отношения между предметами и явлениями, изображенными на кар­тине, понимают язык живописи, образа.

1. Теплов Б. М. Избранные труды: в 2 т. — М., 1985. — Т. 1. — С. 20.

Развиваемое образное мышление создает предпосылки для фор­мирования логического мышления, определенных понятий. Старший дошкольник способен сравнивать, сопоставлять, обобщать, выска­зывать свои суждения и делать выводы. Ребенок-дошкольник доста­точно легко может установить связи между предметами и явлениями, отображенными в произведении, но значительно труднее он раскры­вает пространственные, временные отношения, композиционные закономерности. Уровни восприятия дошкольниками произведений жи­вописи1:

Первый уровень — эмоционально-личностный, который обуслов­лен личным отношением ребенка к произведению, он характеризу­ется первой эмоциональной реакцией на увиденный образ, связан с эмоциональным опытом самого ребенка, на основе которого фор­мируются знания, умения и навыки.

Второй уровень — личностно-эстетический. Дошкольники де­монстрируют эстетическое отношение к произведениям живописи, дают им оценку с точки зрения содержания, художественной выра­зительности образов. А главное — на этом уровне проявляется спо­собность детей соотносить воспринимаемый образ с внутренними эстетическими установками.

Третий уровень — созидательно-преобразовательный. Дети стремятся перенести усвоенные знания и полученные эстетические впечатления в собственное творчество. Именно по этому уровню можно судить о степени эстетического воздействия на детей воспри­нимаемых произведений.

Условия формирования эстетического воспри­ятия и отношения детей дошкольного возраста к произведениям живописи и графики:

1.Наличие у детей интереса и эмоционально-эстетического от­клика на воспринимаемые живописные и графические образы.

2. Доступность произведений восприятию и изучению детьми до­школьного возраста.

3. Яркая эмоциональная выразительность образов в произведении.

4.Соответствие содержательной стороны произведений возраст­ным и индивидуальным особенностям детей.

5.Учет эмоциональной стороны восприятия живописи при опре­делении задач и схемы анализа дошкольниками произведений жи­вописи и графики.

6.Профессионализм педагога.

7.Эстетическое оформление используемого демонстрационного материала и его разнообразие.

8. Соответствие содержания, структуры художественно-изобра­зительного образа характеру и задачам ознакомления.

 

1.См.: Кузин В. С. Психология: учебник. — М., 1997.

ОТ АВТОРА Жанровая, или бытовая, живопись это особый жанр изобразительного искусства. Слово «жанр» французское, оно обозначает «вид», «род» и определяется предметом изображения. Предметом изображения жанровой живописи являются повседневная жизнь людей, их быт, будничные дела и занятия, их радости и тревоги, труд, отдых, спорт, традиции, обычаи и праздники. В произведениях этого жанра отражаются многообразие тем и сюжетов социальной жизни общества, его нравственно-эстетические идеалы. Тематика жанровой живописи с дальнейшим становлением общества изменяется и расширяется, происходит появление новых средств выразительности. В настоящее время условность и неточность термина «бытовая живопись» стала особенно очевидна и не отражает в полной мере самого существа этого вида живописи. Как отмечают исследователи (Н. А. Апраксина, И. Г. Акимова), несмотря на историческую изменяемость жанровой живописи, все же можно говорить о некоторых чертах, свойственных только ей. Такими признаками являются: отражение современной жизни людей в ее распространенных проявлениях, интерес к моральноэтическим проблемам действительности, особая социальная острота и гражданственность. Именно поэтому главное в жанровой живописи раскрытие взаимоотношений людей, их характеров и душевных состояний. Здесь изображается не конкретная личность (в отличие от портрета), а типичный, обобщенный характер человека. Жанровую живопись отличают многообразие форм построения картин и конкретность изображаемой ситуации, выраженное сюжетное начало. Совокупность по следовательно развивающихся событий, их взаимосвязь составляют основное содержание жанрового художественного произведения, то есть сюжет. Понятие «сюжет» подчинено понятию «тема». Тема это предмет изображения в произведении искусства, а сюжет его конкретное воплощение. Например, тема труд, а произведение А. Пластова «Ужин трактористов» конкретный сюжет на тему труда. Думая о теме, художник одновременно оценивает ее с определенных идейных позиций. Так образуется идейно-тематическая основа будущего произведения. Затем содержание темы обретает свои, более конкретные рамки в сюжете, в выборе определенных средств выразительности. Художник-жанрист обобщает, типизирует все увиденное. Часто в случайном и порой незначительном он отыскивает существенное и важное, наиболее ярко выражающее общественные и эстетические идеалы эпохи. Жанровая живопись отражает один жизненный момент, но художник воссоздает его так, что мы воспринимаем изображенное действие как длительное событие, ассоциативно воспроизводим предшествующие и представляем последующие картине события. Это обусловлено композиционным построением полотна, где смысловой и композиционный центр сразу привлекает наше внимание. В нем сосредоточена главная идея картины. Композиционный центр художник пишет детально, ярко, сочно, а второстепенные детали, предметы, обогащающие образ, обобщенно. Логику восприятия произведения художник указывает либо жестами и движениями, либо цветом и светом. Центром композиции является та часть, которая достаточно ярко выражает главное в идейном содержании сюжета, она включает сюжетную завязку с главным действующим лицом. Композиции могут быть однофигурные и многофигурные. Одни картины имеют очень простой бытовой сюжет с одним или несколькими действующими лицами, другие сложные многофигурные композиции со многими «сюжетными линиями» (Б. М. Никифоров), раскрывающими столкновение характеров, жизненные противоречия и драмы. Идея жанровой живописи обычно скрыта от глаз зрителя, она выражена в конкретном художественном образе. Чтобы увидеть ее, надо провести анализ взаимоотношений изображенных людей, мотивов их поведения, композиционного построения и цветового решения картины. Колорит произведения всегда соответствует изображенному моменту реальной действительности. Он отвечает времени года, состоянию погоды, освещенности, настроению изображенных людей. Цвет в жанровой живописи помогает выявить композиционный центр. Он более яркий, интенсивный, привлекающий внимание. Чем дальше композиционный центр, тем цвет и свет как бы гаснут, становятся приглушенными и лишь иногда вспыхивают в каких-нибудь деталях. Цвет в жанровой живописи выступает как бы ярким эмоциональным дополнением к содержанию композиции, воздействуя на наши мысли, чувства, настроение, вызывая различного рода ассоциации. Можно ли детей знакомить с жанровой живописью? Как показывают исследования Е. А. Флериной, Н. М. Зубаревой, Р. М. Чумичевой, дети старшего дошкольного возраста проявляют большой интерес к этому жанру. Однако для понимания он сложен (если не ведется специальная работа), 3

так как содержанием его являются социальная жизнь людей, мотивы поступков и поведения, их нравственно-эстетические взаимоотношения, традиции и обычаи народа. Чтобы адекватно оценивать их, ребенку необходимо иметь достаточный личный социальный опыт взаимоотношений со взрослыми и детьми в положительных и отрицательных поступках, определенный уровень развития мыслительных процессов анализа и синтеза, умений устанавливать многообразные смысловые, причинно-следственные связи, видения и понимания внешних выражений эмоций и чувств человека. Нужно иметь некоторые представления о живописи, средствах ее выразительности. Поэтому в неорганизованном опыте большинство старших детей неадекватно понимает содержание жанровой картины, основываясь на несущественных связях, выявленных в картине, не постигает социальной значимости содержания. Только небольшая часть детей оценивает нравственно-эстетическую значимость содержания, но на основе одной логической связи: либо в содержании, либо в средствах выразительности. Целенаправленная педагогическая работа по ознакомлению старших дошкольников с жанровой живописью способствует пониманию нравственной, познавательной и эстетической ценности содержания картины на основе умений анализировать логические связи в ней и ее выразительные средства. Исследования подтверждают, что жанровая живопись обладает большим воспитательным потенциалом. Произведения этого жанра позволяют приобщать детей к социальному опыту своего народа, национальным традициям, обычаям, нравственно-эстетическим нормам, правилам, общечеловеческим ориентациям в поступках и взаимоотношениях людей. Ребенок может сравнивать свой опыт с опытом изображенных художником людей, а способы их взаимоотношений перенести в реальные жизненные ситуации, тем самым обогащая нравственный опыт и опыт самопознания. Дети начинают оценивать свои поступки, действия, осознавая себя частицей общества. Жанровая живопись учит видеть красоту человеческих поступков, развивает у детей эмоциональное и эстетическое сопереживание, отзывчивость на состояние изображенных героев, делает их более чуткими и отзывчивыми на боль и радость реальных людей. При ознакомлении дошкольников с данным жанром живописи используются одновременно разные виды искусства: литература, поэзия, музыка, а также разные виды деятельности: двигательная, изобразительная, музыкальная, игровая все это способствует полихудожественному развитию детей, их творческих способностей, ассоциативного мышления, обогащает речь и делает ее выразительной. Опыт показывает, что для работы со старшими дошкольниками необходимо выбирать такие произведения жанровой живописи, которые ярко отражают реальную жизнь людей, их быт, взаимоотношения. В содержании картин должна быть четко выражена идея произведения и легко определяться тема. Подобранные картины должны соответствовать социальному опыту дошкольников, отражать знакомые детям явления общественной жизни, быть близки жизненным впечатлениям ребенка. По форме произведения могут отличаться разнообразными средствами выразительности композиционными и колористическими, а также разнообразной художественной манерой изображения. Однако не следует брать произведения с многофигурной композицией, сложным сюжетом. В предлагаемом пособии даны примерные конспекты по ознакомлению старших дошкольников с жанровой живописью на темы труда, спорта, традиционных праздников и игр, повседневного быта. Педагог, исходя из своих целей, может воспользоваться разработанными конспектами, внося в них свои дополнения, изменения, или подобрать репродукции других картин на данные темы. Но он всегда должен учитывать требования к подбору картин данного жанра для детей этого возраста. Система методов ознакомления должна быть направлена на развитие у них активного творческого восприятия, понимания идеи произведения (замысла художника) путем анализа логических связей в содержании и средств выразительности картины, а также активизировать личный опыт детей и вызывать эмоционально-ценностные отношения к содержанию произведений. Творческих успехов взрослым, а детям радости и удовольствий от встречи с прекрасными произведениями!


написать администратору сайта