Главная страница
Навигация по странице:

  • Байдикова Елизавета Александровна

  • Селезенева Юлия Юрьевна Санкт-Петербург2023 г. СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования

  • 1. Анализ и обобщение данных научно-методической литературы

  • Педагогические наблюдения.

  • 4. Педагогический эксперимент

  • Метод математической статистики

  • 3. Особенности развития гибкости у детей 5-7 лет, занимающихся художественной гимнастикой

  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ Список литературы

  • ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Комплекс упражнений для развития гибкости

  • КУРСОВАЯ РАБОТА 2 БАЙДИКОВА. Развитие гибкости у детей, занимающихся художественной гимнастикой


    Скачать 310.25 Kb.
    НазваниеРазвитие гибкости у детей, занимающихся художественной гимнастикой
    Дата31.03.2023
    Размер310.25 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКУРСОВАЯ РАБОТА 2 БАЙДИКОВА.docx
    ТипКурсовая
    #1028882

    Санкт-Петербургское государственное бюджетное

    Профессиональное образовательное учреждение

    «Малоохтинский колледж»

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    по дисциплине: МДК.02.01. Базовые и новые физкультурно-спортивные виды деятельности с методикой оздоровительной тренировки

    на тему: «Развитие гибкости у детей, занимающихся художественной гимнастикой»

    Работу выполнил:

    Байдикова Елизавета Александровна

    Студент 9042 группы СПБ ГБ ПОУ

    «Малоохтинский колледж»

    Специальность:

    49.02.01. Физическая культура

    (углубленная подготовка)

    Руководитель:

    Селезенева Юлия Юрьевна

    Санкт-Петербург

    2023 г.
    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..стр.

    3

    1. Методы исследования……………………………………………...

    4

    2. Этапы исследования…………………………………………………..

    12

    3. Особенности развития гибкости у детей 5-7 лет, занимающихся художественной гимнастикой………………………………………

    13

    Заключение………………………………………………………………

    16

    Список литературы……………………………………………………..

    17

    Приложения………………………………………………………… …..

    18








    ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность исследования: Художественная гимнастика – это вид спорта, включающий комплексы упражнений гимнастической направленности, которые выполняются, как правило: без пауз для отдыха, в достаточно быстром темпе. Занятия художественной гимнастикой обладают эмоциональностью и возможностью корректировать содержание тренировок в зависимости от подготовленности спортсмена.

    На тренировках по художественной гимнастике достигается четкая определенность, упражнения нельзя «смазать», сделать поспешно. Каждая спортсменка находится на виду у тренера, и каждое ее неровное движение возможно сразу скорректировать. Таким образом, у спортсмена формируется способность к проявлению устойчивого внимания и собранности, которые являются важными предпосылками успешной спортивной деятельности. Одним из результатов занятий художественной гимнастикой является воспитание у ребенка строгой внутренней дисциплины, а также общее совершенствование его физического развития.

    Многие авторы, изучавшие влияние физических упражнений на повышение двигательной подготовленности, подчеркивают значение регулярных занятий гимнастическими упражнениями для подготовки детей к различным видам трудовой деятельности, увеличение резервных и компенсаторных возможностей их организма.

    Занятия художественной гимнастикой улучшают настроение и оказывают содействие нормальному физическому развитию организма ребенка, совершенствуют гибкость и координационные способности и, кроме того, укрепляют здоровье спортсменок при условии регулярных тренировок.

    Обьект

    Предмет

    Цель

    Задачи

    Гипотеза

    1. Методы исследования

    Основные методы исследования заключаются в следующем:

    - анализ и обобщение данных научно-методической литературы;

    - педагогические наблюдения;

    - тестирование;

    - педагогический эксперимент;

    - метод математической статистики.

    1. Анализ и обобщение данных научно-методической литературы

    Данный метод включается в обработке научно-методической литературы, программно-нормативных документов, связанных с вопросами физического воспитания учащихся, занимающихся художественной гимнастикой. Анализ литературных источников позволит составить представление о проблеме исследуемого вопроса, обобщить имеющиеся литературные данные и мнения специалистов, касающихся вопроса о важности силовых способностей в художественной гимнастике, особенностей силовой подготовки юных гимнасток. Данный метод применяется на протяжении всего периоды выполнения работы. В результате проведенного анализа и обобщения материалов проведенных исследований были определены задачи работы.

    2. Педагогические наблюдения. Представляют собой планомерный анализ и оценку индивидуального метода организации тренировочного процесса гимнасток без вмешательства исследования в ходе этого процесса. Данное наблюдение имеет конкретный объект изучения, наличие специфических приемов регистрации явлений и фактов (условных обозначений при записях и пр.) и конечно, проверку результатов наблюдения.

    3. Тестирование. Важную роль при отборе играет определение уровня развития физических качеств. Уровень физической подготовленности детей определяется путем тестирования, специфического для художественной гимнастики.

    Выбор высоко информативных показателей отбора и составление на их основе программы тестирования спортивных способностей обусловлены как общими требованиями теории тестов, так и специфичностью методологии отбора.

    Тестирование двигательных возможностей человека является одной из наиболее важных областей деятельности спортивных педагогов, считает Н.Г. Озолин. Оно помогает решению ряда педагогических задач: выявить уровни развития кондиционных и координационных способностей, оценивать качество технической и тактической подготовленности. На основе результатов тестирования можно сравнивать подготовленность, как отдельных гимнасток, так и целых групп, проводить спортивный отбор для участия в соревнованиях, обосновать нормы (возрастные, индивидуальные) физической подготовленности детей.

    Таким образом, для тестирования в эксперименте применяются следующие контрольные тесты:

    -мост;

    - наклон вперед сидя;

    - выкрут гимнастической скакалки;

    - шпагат на правую ногу с высоты 30 см;

    - шпагат на левую ногу с высоты 30 см;

    - наклон назад лежа на животе;

    - сгибание голеностопа;

    - разгибание голеностопа.

    Тест 1. «Мост»

    . Исходное положение – основная стойка, руки вверх. Гимнастка выполняет наклон назад, руки ставит максимально близко к ногам. Измеряется расстояние от пальцев рук до пяток.

    Ниже приведены нормативные показатели для данной группы в спортивной школе (табл. 1)

    Таблица 1

    Контрольные тесты определения уровня развития гибкости у детей 5-7 лет, занимающихся художественной гимнастикой

    Развиваемое физическое качество

    Контрольное

    упражнение

    НП







    5

    4

    3

    2

    Гибкость подвижность позвоночного столба

    Мост

    15

    20

    25

    30

    Тест 2. «Наклон вперед сидя».

    Исходное положение – сед, ноги врозь – расстояние 30 см. Ступни вертикально. Партнер прижимает колени, выполняющего упражнение, рукой к полу, не позволяя сгибать ноги во время выполнения наклонов. Выполняются три медленных предварительных наклона, не задевая измерительной линейки. Четвертый наклон выполняется плавно (не рывком), как зачетный, и его результат засчитывается по кончикам пальцев, достигших наибольшей цифровой отметки.

    Ниже приведены нормативные показатели для данной группы в спортивной школе (табл. 2).

    Таблица 2

    Контрольные тесты определения уровня развития гибкости у детей 5-7 лет, занимающихся художественной гимнастикой

    Развиваемое физическое качество

    Контрольные упражнения

    НП







    5

    4

    3

    2

    Гибкость развитие гибкости ног

    Наклон вперед сидя

    12

    10

    8

    6

    Тест 3. «Выкрут гимнастической скакалки».

    Исходное положение – основная стойка, руки перед собой, в руках гимнастическая скакалка.Испытуемый, в положение стоя выполняет выкрут прямыми руками назади вперед. Результат засчитывается, если выкрут палки произведен одновременным движением плеч. Подвижность плечевого сустава оценивают порасстоянию между кистями рук при выкруте: чем меньше расстояние, тембольше гибкость плечевого сустава, и наоборот.

    Предоставляется одна попытка.

    Результат фиксируется в сантиметрах.

    Ниже приведены нормативные показатели для данной группы в спортивной школе (табл. 3).

    Таблица 3

    Контрольные тесты определения уровня развития гибкости у детей 5-7 лет, занимающихся художественной гимнастикой

    Развиваемое физическое качество

    Контрольные упражнения

    НП







    5

    4

    3

    2

    Гибкость подвижность плечевого сустава

    Выкрут гимнастической скакалки

    20

    25

    30

    35

    Тест 4 и 5. «Шпагат с опоры».

    Исходное положение – сед на продольный шпагат с гимнастической скамейки, руки на скамейке перед собой с обеих сторон от передней ноги.

    Испытуемый в течение 3 секунд выполняет упражнение. Результат засчитывается с правильной техникой, сохранение «квадрата». Гибкость тазобедренных суставов оценивается по расстоянию от бедра передней ноги допола. Результаты фиксируются в сантиметрах.

    Ниже приведены нормативные показатели для данной группы в спортивной школе (табл. 4)

    Таблица 4

    Контрольные тесты определения уровня развития гибкости у детей 5-7 лет, занимающихся художественной гимнастикой

    Развиваемое физическое качество

    Контрольные упражниния

    НП







    5

    4

    3

    2

    Гибкость подвижность тазабедренных суставов

    Шпагаты с опоры на правую и левую ногу

    5

    5*

    10

    15

    *- с техническими недочетами.

    4. Педагогический эксперимент заключается в составлении плана его проведения, формирования групп испытуемых, осуществление подготовки по разработанной методике, проведение тестирования и обработка результатов. В содержание тренировочных занятий экспериментальной группы внедрили комплекса упражнений для развития гибкости, применяемые на более старший возраст гимнасток.

    Комплекс применялся 2 раза в неделю, в процессе учебно-тренировочного занятия. Данные комплексы для развития гибкости необходимо выполнять на разогретые мышцы.

    Таблица 5

    Комплексы упражнений для развития гибкости у детей 5-7 лет, занимающихся художественной гимнастикой

    Развиваемое качество



    Описание упражнения

    Дозировка

    Методические указания

    Развитие гибкости позвоночного столба

    1

    Упражнение «Улитка». Исходное положение - лежа на животе, руки согнуты в локтях. 1-2 – наклон назад, руки выпрямить. 3-4 – исходное положение.

    8 повторений




    2

    Упражнение «Мост на коленях». Исходное положение – стойка на коленях. 1-2 – прогнуться назад, локти согнуть, фиксация положения. 3-4 – исходное положение.

    8 повторений




    3

    Упражнение «Мост-наклон назад». Исходное положение – основная стойка. 1 – наклон вперед. 2 – исходное положение. 3 – наклон назад, фиксация наклона – 8 секунд. 4 – исходное положение

    8 повторений




    4

    Упражнение «Прогиб назад №1». Исходное положение – лежа на животе, руки за спиной в замке. 1-2 – поднять спину. 3-6 – фиксация. 7-8 – вернуться в исходное положение.

    8 повторений




    5

    Упражнение «Прогиб назад №2». Исходное положение– лежа на животе, руки за головой в замке. 1-2 – поднять спину. 3-6 – фиксация. 7-8 – вернуться в исходное положение.

    8 повторений




    6

    Упражнение «Наклон назад к ноге». Исходное положение – нога назад на 90 градусов на опоре, руки вверх. 1-2 – наклон назад. 3-4 – исходное положение. Повторить на левую ногу

    8 повторени




    7

    Упражнение «Наклон назад». Исходное положение – стоя лицом к шведской стенке, руки перед собой на опоре. 1-2 – наклон назад. 3-4 – исходное положение.

    8 повторений




    8

    Упражнение «Волна». Исходное положение – стоя лицом к шведской стенке, руки перед собой на опоре. 8 волн – вперед. 8 волн – назад.

    8 повторений




    9

    Упражнение «Заднее равновесие». Исходное положение – стоя спиной к гимнастической стенке, левая нога назад в шпагате на ней, хват за рейку внизу на уровне бедра опорной ноги. 1-16 – 8 наклонов назад.

    8 повторений




    10

    Упражнение «Переднее равновесие с наклоном назад». Исходное положение – стоя лицом к гимнастической стенке, одна нога в переднем шпагате на рейке, хват за рейку на уровне бедра. 1-7 – наклон назад. 8 – исходное положение.

    8 повторений




    11

    Упражнение «Равновесие нога назад». Исходное положение – стоя лицом к гимнастической стенке, правая рука делает захват левой ноги. 1-захват ноги. 2-7 – зафиксировать положение, нога прямая. 8 – исходное положение

    8 повторений




    12

    Упражнение «Равновесие нога назад в кольцо». Исстоя лицом к гимнастической стенке, правая рука делает захват левой ноги (рис. 27). 1-захват ноги. 2-7 – зафиксировать положение, нога согнутая. 8 – исходное положение. –

    8 повторений




    5. Метод математической статистики.

    Метод математической обработки результатов используется для сравнения полученных показателей на начальном и конечном этапах.

    Мы использовали параметрический критерий t-критерий Стьюдента. С помощью этого критерия мы определяли достоверность отличий между показателями тестирования до и после эксперимента. Достоверными считались различия на 5% уровне значимости.



    Если рассчитанное значение t – критерия (tр) больше табличного (граничного) tгр (tр ≥ tгр) при числе степеней свободы f=n-1, то различия считаются достоверными при принятом уровне значимости (как уже говорилось выше для педагогических исследований берется 5%-ный уровень, т.е. t0,05). Если же наоборот, т.е. tр≤ tгр, то различия недостоверны.

    Далее достоверность различий определялась по таблице вероятностей граничных значений t-критерия Стьюдента [9, с. 104]. Согласно этой таблицы для 14 испытуемых при t >=2,06, P <= 0,05, т.е. можно говорить о достоверности на 5%-ном уровне значимости. При t >= 2,78, P <= 0,01, т.е. можно говорить о достоверности на 1%-ном уровне значимости.

    2. Этапы исследования

    Исследование будет проводиться на базе ДЮСШ Центрального района г. Санкт-Петербург. Педагогический эксперимент будет проводиться с марта 2023 года по май 2023года. В данном педагогическом эксперименте будут принимать участие 13 гимнасток СК «Импульс» группы начальной подготовки 1 года обучения (НП1). Все гимнастки имеют одинаковый уровень подготовки. Все участницы исследования предварительно прошли медицинский осмотр и противопоказаний к учебно-тренировочным занятиям не имели. Занятия будет проводиться 4 раза в неделю по 90 минут в день. Педагогическое исследование будет проводиться в III этапа.

    Первый этап будет проводиться в первой половине марта 2023 года и заключается в отборе тестов для определения первоначального уровня развития гибкости у детей 5-7 лет, занимающихся художественной гимнастикой. Необходимо определить уровень физической подготовки девочек с помощью тестов: мост; наклон вперед сидя; выкрут гимнастической скакалки; шпагат с правой ноги с высоты 30 см; шпагат с левой ноги с высоты 30 см; наклон назад лежа на животе; сгибание голеностопа; разгибание голеностопа. Так же будут разработаны комплексы упражнений, направленные на развитие гибкости.

    На втором этапе исследования (вторая половина апреля 2023 г. по май 2023 г.) в группе будут проводиться тренировочные занятия по стандартной государственной школьной программе, но дополнительно в уроки экспериментальной группы будут включены разработанные комплексы упражнений для развития гибкости. Будет проведено промежуточное тестирования уровня гибкости (апрель 2023 года).

    Третий этап исследования (май 2023года) будет проведено итоговое тестирование, так же данный этап заключается в анализе и сравнении данных тестирования в начале и в конце эксперимента. На основании проведенного анализа данных определяется достоверность гипотезы.

    3. Особенности развития гибкости у детей 5-7 лет, занимающихся художественной гимнастикой

    Выявление спортивного таланта в художественной гимнастике – сложный, трудный процесс. Все больше возрастают требования к морфотипу, двигательным способностям, артистичности. Поиск двигательно-одаренных детей облегчается массовой работой

    Гимнастикой легко увлечь детей дошкольного возраста. Интерес к занятиям объясняется разнообразием упражнений. Привлекает детей гимнастика красотой и необычностью многих упражнений, элементов. Упражнения в художественной гимнастике формируют правильную осанку, развивают силу, выносливость, увеличивают подвижность суставов, улучшают координацию движений, совершенствуют чувство равновесия и прыгучесть.

    В последние годы в художественной гимнастике появилась тенденция к снижению начальной возрастной границы занимающихся, совершенствованию и усложнению техники юных гимнасток.

    Занятия гимнастикой оказывают благотворное воздействие не только на мышечно-связочный аппарат, но и на внутренние органы. Гимнастка, хорошо владеющая упражнениями, умело согласует фазы дыхания с фазами движения.

    Нельзя не отметить положительного влияния упражнений на вестибулярный аппарат занимающихся. Вследствие их выполнения у гимнасток развивается высокая устойчивость к действиям ускорения, к изменениям положения тела.

    Цель раннего обучения – создать прочную основу для воспитания здорового, сильного, работоспособного и гармонично-развитого молодого поколения.

    Основными упражнениями в художественной гимнастике являются различные виды ходьбы и бега, пружинные и волнообразные движения туловищем и руками, махи и взмахи определенными частями тела, прыжки, повороты, упражнения в равновесии и множество упражнений с предметами (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента)

    Для развития силы, ловкости, выносливости дополнительно используются: ОРУ (общеразвивающие упражнения) на силу, гибкость, растягивание, элементы акробатики (кувырки, «мосты», различные повороты и т.д.).

    Спортивная тренировка – специализированный процесс физического воспитания, направленный на достижение высоких результатов. Тренировка состоит из технической, физической, моральной, волевой, тактической и теоретической подготовки .

    Физическая подготовка бывает – общая и специальная. Общая физическая подготовка (ОФП) обеспечивает функциональное и морфологическое совершенствование организма. Этот процесс, направленный на гармоничное воспитание различных физических качеств, способствующих всестороннему физическому развитию личности ].

    Вспомогательная физическая подготовка строится на базе ОФП. Средствами ОФП являются: - строевые упражнения – выполнение строевых команд, построение и перестроение, передвижение по залу: в обход, противоходом, змейкой, спирально, по диагонали. При передвижении по залу используют маршевый шаг, различные виды ходьбы и бега с переменой темпа, ритма, скорости движения, различные прыжковые упражнения; - общеразвивающие упражнения (ОРУ) – без предмета, с предметом, для определенных групп мышц: упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для шеи и туловища, упражнения для ног, упражнения для развития силы, выносливости, ловкости, гибкости ; - игры, игровые упражнения – сюжетные игры, упражнения из других видов спорта.

    Специальная физическая подготовка (СФП) – это процесс воспитания физических качеств, обеспечивающих преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для художественной гимнастики .

    Основная цель СФП – развитие специальной выносливости, быстроты, прыгучести, гибкости, силы.

    Средствами СФП являются: - упражнения для развития специальной выносливости: челночный бег, иловые прыжки, подвижные игры; - упражнения для развития равновесия: различные виды ходьбы (на носках, пятках, острый, перекатный), стойки на определенное время (на носках, поза цапли), выпады; - упражнения для развития ловкости: жонглирование предметами в парах и группе; - упражнения для развития гибкости: наклоны назад, в стороны, вперед, «мосты», шпагаты, махи, удержание ноги .

    К частным задачам гимнастики относят: - воспитания умения произвольно регулировать силу (степень мышечного напряжения) движений в соответствии с их амплитудой, направлением, темпом, ритмом; -воспитания умения придавать движениям разнообразную эмоциональную окраску; - эстетическое воспитание на основе связи движения с музыкой и использование элемента танца .

    На этапе предварительной подготовки одним из важных условий в занятиях с юными гимнастками является сочетание общей и специальной физической подготовки, компонентом которой является гибкость.

    В художественной гимнастике большое внимание, по сравнению с остальными двигательными качествами, уделяется развитию гибкости, так как это качество имеет решающее значение в достижении высоких спортивных результатов; благодаря целенаправленному развитию гибкости облегчается выполнение всех видов гимнастических упражнений – наклонов, равновесий, прыжков, волн.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Список литературы

    1.Сермеев Б.В Спортсменам о воспитании гибкости / Б.В. Сермеев. - Москва: Просвещение 2000.- 24 с.

    2.Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. Москва, 2003. 478 с.

    3.Фомин Н.А Возрастные особенности физического воспитания [Текст] / Н.А.Фомин. – Москва: Академия, 1988.- 75 с.

    4.Чудинова П.Р Воспитание гибкости у детей [Текст] / П.Р. Чудинова. -Москва: 1994.- 3 с

    5. Л.А.Карпенко, О.Г.Румба Теория и Методика физической подготовки в художественной и эстетической гимнастике-Москва 2013-42с

    ПРИЛОЖЕНИЯ

    Приложение 1

    Комплекс упражнений для развития гибкости

     

    1.   Наклон вперед, сидя ноги врозь.

    Коснуться грудью пола и удержать это положение 2-3 секунды. Чтобы успешно выполнить это требование, рекомендуется освоить следующие упражнения:

     а) сидя на полу, ноги вместе, наклон вперед с помощью тренера, который нажимает руками в область лопаток;

    б) стоя в наклоне вперед, стремиться коснуться ладонями пола, затем лбом, грудью ног;

     в) встать спиной к гимнастической стенке, наклониться вперед, ухватиться за вторую рейку и притягивать к себе, наклоняясь все глубже и глубже (ноги не сгибать);

    г) стоя лицом к гимнастической стойке, поставить правую ногу на рейку на высоте пояса или груди, и, наклоняясь вперед, стремиться грудью коснуться ноги;

    д) сидя ноги врозь пошире, наклон вперед с помощью.

    2.      Мост из положения лежа.

    Упражнения для овладения мостом:

    а) наклоны назад, касаясь стенки руками;

    б) стоя на коленях, руки вверх, наклон назад, стремиться коснуться руками пола;

     в) сидя спиной к стенке, взяться руками за рейку на высоте головы, согнуть ноги и поставить на ширине плеч, прогибаясь встать;

     г) стоя спиной к стенке, наклониться назад и опираясь руками о стенку, выполнить мост;

    д) лежа на спине, согнуть ноги и упереться руками за головой;

    е) из положения стоя, мост с помощью тренера.

    3.     Выкруты в плечевых суставах со скакалкой.

    Для развития гибкости в плечевых суставах рекомендуется регулярно выполнять следующие упражнения:

    а) круговые движения руками в боковой и лицевой плоскостях поочередно, последовательно и одновременно;

    б) тоже со скакалкой в руках (в качестве утяжелителя);

    в) из положения стоя, руки вверх с резиновым бинтом, выкрут, опуская руки назад за спину и возвращаясь в исходное положение;

    г) тоже, но со скакалкой, руки вверх шире плеч.

    4.     Шпагат прямой.

    Обучение шпагату следует начинать с махов ногами вперед, назад, в сторону, стоя у гимнастической стенки и опираясь на нее одной рукой. Это исключает травматические повреждения и содействует хорошему выполнению прямого шпагата. А также упражнения:

    а) стоя лицом к гимнастической стенке, развести ноги врозь пошире. Держась руками за стенку, стремиться опуститься как можно ниже;

     б) стоя ноги врозь пошире, мяч между ногами. Разводя ноги, стремиться сесть на мяч;

    в) из седа ноги врозь пошире, опираясь на руки вперед, встать на ноги и вернуться в исходное положение;

    г) из положения сидя на полу ноги вместе, заводя ноги в сторону переползти на живот, собрать ноги вместе, и затем так же в исходное положение.

    В домашние задания детям младшего возраста необходимо включать упражнения на развитие гибкости позвоночника, тазобедренных и голеностопных суставов и подколенных связок, а так - же упражнения для гибкости плечевых суставов:

    1.   Повторные пружинящие движения, повышающие интенсивность растягивания (наклоны вперед, в стороны, назад).

    2.   Движения, выполняемые по возможно большей амплитуде (наклоны вперед и назад до отказа).

    3.   Инерция движений какой-либо части тела (махи ногами вперед, в стороны, назад в положении стоя, лежа на боку, спине).

    4.   Активная помощь партнера.


    написать администратору сайта