Главная страница

Лекции АиГ. Лек_01. Развитие и современное состояние акушерства и гинекологии (вводная лекция)


Скачать 85.49 Kb.
НазваниеРазвитие и современное состояние акушерства и гинекологии (вводная лекция)
АнкорЛекции АиГ
Дата08.03.2020
Размер85.49 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЛек_01.docx
ТипЛекция
#111192
страница2 из 4
1   2   3   4

Нельзя сказать, что мужчины были полностью отстранены от акушерства. Часто их приглашали (главным образом хирургов) в трудных с клинической точки зрения случаях, когда повивальные бабки, повитухи справиться не могли. Однако и лекарям-хирургам в таких случаях выпадала отнюдь неблагодарная задача – извлечь из утробы матери ребенка. Все дело заключалось в том, что у врачей того периода были весьма скудные представления как об анатомии беременной женщины, так и об особенностях самого процесса родов. Практически отсутствие собственного опыта еще в большей степени отрицательно сказывались на качестве оказания этой помощи.

От влияния этого заколдованного круга не могли уйти даже лучшие из врачей, причем многие столетия.

С некоторой условностью всю историю развития акушерства и гинекологии можно разделить на 6 периодов. Они не одинаковы по времени между собой и охватывают различные эпохи.

1-й период греко-римский;

2-й – Арабы и арабисты, их подражатели;

3-й – Период возрождения в Западной Европе до середины XVII века;

4-й – от середины XVII века до начала XIX столетия (до Recamier);

5-й – от начала XIX столетия до начала ХХ столетия (от Recamier до Simpson);

6-й - от начала ХХ столетия до наших дней.

Указания на зачатки акушерства и гинекологии встречаются в письменных памятниках Индии, Китая, Древнего Египта и Греции, в лечебниках славянских народов. Судя по дошедшим до нас литературным сведениям, врачи древней Индии первые предложили рациональные приемы помощи при родах. Так, индийский врач Сушрута впервые упоминает о неправильных положениях плода, при которых рекомендует производить поворот и извлечение плода, а в необходимых случаях и плодоразрушающую операцию. В индийских книгах "Аюрведа" ("Знание жизни" ),относящихся к 1Х-Ш веку до новой эры, сообщается о смещениях матки и о некоторых женских болезнях - о кондиломах, о неправильных менструациях (об аменорее).

1-й период – Греко-римский

Формирование профессионального врачевания и "храмовой" медицины началось в период рабовладельческого строя. Главным образом становление и развитие акушерства и науки о женских болезнях в этот период связывают с именем великого Гиппократа, жившего в 460 – 370 гг. до Р.Х (отец - врач Гераклид, мать - известная в то время акушерка Фенарет). До него наследство о медицине, в том числе и об акушерстве и гинекологии скудно. Известно, что древние врачи были более гинекологами нежели акушерами. Всецело роды находились в руках бабок. Отсталость гинекологии и акушерства по сравнению с другими отделами медицины заключалась прежде всего со скудостью анатомо-топографических сведений, касающихся половой сферы женщины. Следует отметить, что акушерские учения гиппократовских сочинений стоят далеко ниже того, что в них излагается из смежной, и очевидно, более доступной области женских болезней. Так, например, к прогрессивным взглядам Гиппократа можно отнести следующие его высказывания и трактаты («Гиппократовый сборник» – медицинская энциклопедия того времени, содержащий разделы ): "О природе женщины", "О женских болезнях", "О бесплодии"

«Ароматические окуривания вызывают месячные»;

«Если матка, наклоненная к седалищным костям, отделяет гной, то ее нужно перевязывать корпейными турундами» (выпадение);

«Если желают приостановить месячные у женщины, то поставьте большие банки к грудям».

Кроме этого, им предложено ручное исследование женщины. Заметный след оставили его сочинения ”De genitura” (зачатие) – гинекологическая физиология; “De morbis mulierum” – сочинение о состоянии гинекологии того времени; “De sterilibus” - о бесплодии.

В то же время по вопросам акушерства имелись самые примитивные воззрения или ложные или ошибочные религиозно-мистические воззрения на само зачатие и беременность: считалось, что беременность может быть распознана по глазам и по наклонению сосков беременной (подъем сосков вверх -мальчик); развитие пола плода Гиппократ ставил в зависимость от того, какой половиной матки воспринималось семя (если правой - развивается мальчик, если левой - девочка). По утверждению Гиппократа, плод стремится покинуть утробу матери под влиянием голода, он рождается собственными силами при условии головного предлежания, упираясь ножками в дно матки. Отсюда логически вытекало, что на практике всегда стремились искусственно восстановить головное положение. Если это не удавалось, то естественное родоразрешение казалось невозможным и тогда прибегали к плодоразрушающим операциям. Известно, что врачи древней Греции акушерской практикой не занимались, но зато в круг их деятельности входило лечение женских болезней, к которых они имели определенные познания. Они были знакомы с новообразованиями, с неправильными положениями матки и др. заболеваниями. Гиппократ описал симптомы воспаления матки и влагалища, придавал в диагностике большое значение характеру выделений из матки, предложил терапию воспалительных заболеваний. Имеются рекомендации Гиппократа и при лечении новообразований. Так с помощью хирургических вмешательств (щипцов, ножа и каленого железа) удалялись опухоли матки.

Что касается акушерских представлений школы Гиппократа, то следует отметить, что у Гиппократа и его учеников было много религиозно-мистических, ложных и ошибочных представлений о зачатии и беременности: считалось, что беременность может быть распознана по глазам и по наклонению сосков беременной (подъем сосков вверх -мальчик); причиной наступление родов считалось недостаточное питание плода на 9-ом месяце беременности; плод якобы рождался собственными усилиями, отталкиваясь ножками от дна матки; развитие пола плода Гиппократ ставил в зависимость от того, какой половиной матки воспринималось семя (если правой - развивается мальчик, если левой - девочка).

В виду высокого уважения к акушерским взглядам Гиппократа уже у его современников, вместе с греческими врачами и повитухами они проникли в Рим и оставались здесь господствующими приблизительно до христианского летоисчисления.

С этого времени замечается существенный прогресс. В Александрии (Египет) по покровительством Птоломеев эллинские искусства и науки пустили новые ростки. В Александрию со всех стран стекались врачи в знаменитые медицинские школы. Здесь впервые осмелились разрезать и исследовать человеческий труп, здесь же, по-видимому, врачам удалось поднять таинственный покров, который до тех пор был распространен над родовыми процессами. Главным источником, из которого почерпнуты сведения о состоянии акушерства этого периода являются сочинения Корнелия Цельса (Aulus Cornelius Celsus – 30 г. до Р.Х. – 14 г. по Р.Х.), жившего в первом веке по Р.Х. в царствование Тиверия и Клавдия. Цельс в истории назывался дилетантом в медицине, тем не менее, судя по тому, что он сообщает об акушерстве в одной главе своих хирургических книг, многое улучшилось под влиянием Александрийской школы, особенно в области практики. Было отвергнуто существовавшее мнение, что родоразрешение естественным путем возможно лишь при головном предлежании. Познание и практическое применение пособия, которое под названием поворота на ножки и извлечения за ножки образует важную часть нашей современной терапии неправильных положений плода, в акушерстве был сделан скачок более чем на тысячелетие вперед. В гинекологии Цельс одним из первых описал заращение влагалища, предложил использование свечей в качестве лекарственной формы.

Среди врачей александрийской школы (Египет) особенно прославились Герофил, Архиген. В Александрии изучение анатомии производилось на человеческих трупах, более того, разрешалась вивисекция не только на животных, но и на преступниках, следовательно, и анатомические знания были обширнее и достовернее. Герофил (Ш век до н.э.) главными причинами патологических родов считал неправильное (поперечное) положение плода, трудность раскрытия маточного зева, неправильное строение позвоночника и таза (при кифозе и лордозе), а также смерть плода. Архиген (1-П в, н,э,) впервые применил для исследования влагалища и шейки матки зеркало, названное им "диоптра», он же впервые произвел перевязку сосудов и обкалывание кровоточащих мест для остановки кровотечения.

В эту эпоху наряду с Архигеном Апомейским – сирийским врачом (100 л по Р.Х.), который изобрел гинекологическое зеркало для осмотра внутренних половых органов и Руфом Эффеским, впервые описавшем «яйцеводы» – маточные трубы, Мошионом (Moschion) которому принадлежит авторство самой старинной дошедшей до нас книги повивального искусства, заметный след в истории акушерства и гинекологии принадлежит Сорану Эффескому. Он один из первых провел исследования трупов женщин и опроверг господствовавшее мнение о живой природе матки (матка самостоятельное и не зависящее от организма существо), высказанное Платоном; “Uterus animal sperma desiderens”. Соран Эффеский сравнивал матку с кровеносной банкой, оценил ее топографические и анатомические особенности. В частности, он считал, что существует связь между маткой и грудями, желудком, мозгом. Им дополнены сведения о «яйцепроводах», влагалище и в тоже время он опровергал существование девственной плевы.

Терапия = слабейшая точка древних. Хирургия – местные причины устранить, отвлекающие процедуры.

В дальнейшем центром медипинских знаний становится РИМ, У римлян продолжали существовать религиозные культы с поклонением богам, заимствованные у древних греков. Так, греческий бог – врачеватель Асклепий переносится в Рим под именем Эскулапа - бога медицины; появляется богиня матки - Утерина, детороящения - Диана, даже богиня менструапии - Флюония. Каждое положение плода в матке имело свою богиню (рождением плода головой ведала Проза), Из врачей древнего Рима (1-П в.НоЭ,) в истории медицины сохранились имена известных врачевателей - Цельса, Сорана, Филумена, Галена. Первым среди врачей Рима -" "-по достоинству называют Соран Эфесского (1 век н.Эе). Соран установил место расположения матки - между мочевым пузырем и прямой кишкой, описал впервые анатомическое строение матки, яичников и маточных труб. Соран установил следующие признаки беременности: задерживаются месячные, набухают грудные железы, а сосуды кожи желез делаются ихвитыми и приобретают синеватый оттенок; появляется позыв к рвоте; под глазами выделяются темные круги, а на лице желтые пятна; с течением времени увеличивается живот и беременная начинает ощущать движение плода. Он дал более правильнне сведения о внутритрубном питании плода, впервые установил наличие плодных оболочек и плаценты. Весьма обстоятельно Соран изложил правила для врача при введении роцов. Прежде всего Соран рекомендовал врачу, которого позовет повитуха на роды, внимательно путем расспроса ознакомиться с течением родов, тщательно исследовать роженицу, выяснить причину патологии, но не спешить рукодействивать и особенно не разрешать это делать повитухе». Соран впервые указал, как должны быть сложены пальто ("рука акушера") для более легкого введения руки при производстве внутреннего акушерского исследования. Им было написано первое пособие для повитух - руководство по родовспоможению.

В постгиппократовский период самым знаменитым врачом древности считают Клавдия Галена (131 – 200 гг. по Р.Х.). Он практически не занимался гинекологией. Его анатомо-топографические исследования были проведены на обезьянах. Вероятно поэтому он придерживался старого мнения о двурогости матки. Авторитет Галена практически держался все средние века, однако после угасания Римской империи медицина во многом стала окультной, шаманской. Уменьшилось число врачей, широко использовались элексиры «бессмертия», «вечной молодости», нелепые бессмыслицы и суеверия и др. Чтобы охарактеризовать дух тех времен приведу пример: при трудных родах прибегали к силе магнитов или записывали псалом (особо длинный) сперва чернилами на бумаге, затем смывали водой и давали несчастной роженице пить!

2-й период – арабы и арабисты и их подражатели

Этот период вообще для медицины, а для акушерства и гинекологии в частности, нельзя не считать самым печальным. Господство арабов в мире вплоть до периода Возрождения в мире определяло религиозные предрассудки: ни один посторонний мужчина не должен не только прикасаться, но и видеть женщину. Исключений не было даже для врачей. Начинается спад гинекологии. Все что касалось женских болезней, было сосредоточено в руках грубых и невежественных бабок. Вся деятельность врачей заключалась в советах как поступать в тех случаях, где они оказывались несостоятельными.

Вся арабская медицина непререкаемым авторитетом считала Галена.. Поражает наивность суждений этого периода. Так, один из замечательных арабских врачей РАЗЕС наивно полагал, что по числу узлов на пуповине можно предсказать, сколько раз еще будет рожать женщина. Или например, он полагал, что если при ходьбе женщина заносит сначала правую ногу – то родится мальчик, и наоборот.

В Европе в средние века науки и медицина были сосредоточены в руках монахов. Каков был уровень той медицины, можно только судить по тому, что многие женщины попадали на костер только за то, что страдали выпадением матки, что считалось результатом плотских отношений с дьяволом. При различных заболеваниях матки к половым органам прикладывались амулеты, благовонные вещества и окуривания, во влагалище вводились куски полотна с заклинаниями. Известный в средние века врач СЕРАПИОН повторял представление Гиппократа, что причина истерии у женщины в том, что матка оставляет свое место и поднимается вверх (suffocatio uterina). Его сторонники зашли еще более далеко – они полагали, что матка может разгуливать по всему телу, что она животное (animal sperma desiderans). При этом для лечения истерики рекомендовали нюхать жженный волос и чеснок, чтобы матка испугавшись дурного запаха спустилась вниз.

Наиболее выдающимся мыслителем средневековья несомненно был Авиценна (Абу Али ибн Сина, 980-1037), чье влияние на развитие медицины распространилось на шесть веков, да и сегодня мы нередко вспоминаем его "Канон врачебной науки", где им приводятся операции поворота плода, низведение ножки плода, кранио и эмбриотомия, удаление маточных полипов. Авиценна подробно остановился на заболеваниях женской молочной железы. Несомненная заслуга Авиценны состоит в том, что он впервые поставил вопрос об условиях операции, т.е. о возможности произвести её в данный момент. Он создал более 270 произведений, из которых 160 дошло до наших дней. С ХП века труды таджикского ученого стали переводится на европейские языки, а «Канон врачебной науки" издавался более 30 раз.

В эпоху феодализма в христианском мире арабистами называли последователей арабской медицины. Развитие медицины и, в частности акушерства и гинекологии, резко затормозилось. Утверждалось, что все знания уже преподаны в "священом писании», установилось представление, что врачам-мужчинам низко и даже неприлично заниматься акушерством», гиппократовская медицина и достижения александрийской школы были забыты. Религия насаждала идеи вроде догма "о непорочном зачатии" и в то же время фанатики внушали мысль о том, что дети могут рождаться от дьявола. Всякая критика подобных диких взглядов со стороны ученых и врачей вызывала их преследование, пытки инквизиции. В 1552 г. доктор Вейт был публично сожжен как еретик на центральной площади Гамбурга за то, что стал заниматься родовспоможением. По законам средневековой христианской церкви следовало, что смерть рожениц происходила по воле бога, в то время как производство аборта - уничтожение внутриутробного плода, обладающего "божественной душой", рассматривалось как убийство. В УП веке решением Константинопольского собора (в 629 году) истребление "неодухотворенного" зародыша каралось ссылкой как женщины сделавшей себе аборт, так и лица, помогавшего ей в этом, а за истребление "одухотворенного" зародыша (более 40 дней беременности) полагалась смертная казнь. Между прочим на Руси в 1649 году (через 1000 лет) уложением царя Алексея Михайловича также была установлена смертная казнь за производство аборта. Кстати, в наши дни католическая церковь рассматривает прерывание беременности как нарушение прав человека в утробе матери, ибо душа у человека появляется, якобы, уже с момента зачатия.
3-й период: от возрождения наук и искусств в Западной Европе до половины 17-го века

Эпоха Возрождения характеризовалась бурным развитием наук, искусства и медицины. Основы для научного акушерства и гинекологии были заложены в ХУ1-ХУП веках трудами таких выдающихся анатомов, как А.Везалий, Г.Фалоппий, Евстахий, Аранций, Т.Бартолин, Д.Боталло, Рене Грааф, В.Гравей и биологов – А. Левенгук, К.Бер. Свежее веяние, которое в начале 16 века охватило умы и как во всей культурной жизни наций, так и в медицине создало новую эру, не прошло бесследно и для акушерства. Благодаря великим анатомам той эпохи медицина получила новую анатомическую основу, и наряду с этим пошло быстрое развитие хирургии и акушерства. И именно Франция та страна, которая стала ее первой колыбелью. Не только возрождение, но и дальнейшая разработка родовспомогательного искусства сосредоточилась почти исключительно там в течение более столетия. Как в древности, так и в эти же времена первых акушеров дали хирурги. Деятельные цирюльники берут на себя труд сломить исключительное господство повивальных бабок в родильной комнате и скоро добиваются того, что завоевывают для своей деятельности новую большую область. То обстоятельство, что под их руками развитие акушерства шло на первых порах почти исключительно в оперативную сторону, естественно и нисколько не умаляет их заслуг.

Везалий (1514 – 1564) и его ученики Реальдо Коломбо и Габриель Фаллопий описали очень точно женский таз и женскую половую сферу, особенно матку, яичники и маточные трубы.

Амбруаз Паре (1509 – 1510 - 1592) - знаменитый французский хирург и акушер Возвысившись собственными усилиями от цирюльника до полевого врача, до члена чистолюбивого парижского хирургического цеха, коллегии St.Come. после многих столетий забвения он воспроизвел операцию поворота плода на ножку. При кровотечениях в родах А.Паре рекомендовал производить быстрое опорожнение матки от ее содержимого, ввел в практику молокоотсос. Он основал первое родовспомогательное учреждение - Hotel-Dieux в старой парижской больницы на острове Сены и при нем учредил первую повивальную школу, в которой и совершенствовали свои навыки хирурги.
1   2   3   4


написать администратору сайта