Лекции АиГ. Лек_01. Развитие и современное состояние акушерства и гинекологии (вводная лекция)
Скачать 85.49 Kb.
|
Лекция № 1 на тему: Развитие и современное состояние акушерства и гинекологии (вводная лекция). текст лекции «Стремление доставить роженице облегчение ее страданий и помощь до того естественно, что мы смело можем считать первые зачатки акушерства более древними, нежели историю медицины, столь старыми, как самый род человеческий». (Е.Бумм, 1907). ВведениеСлайд 1. Настоящая лекция является вводной в курс одной из базовых медицинских дисциплин – акушерство и гинекологию. Признав материнство социальной функцией женщины, государства берут на себя, в основном, охрану интересов матери и ребенка. По данным Демографического фонда ООН, на Земле ежесекундно регистрируются трое новорожденных, а в течение дня - примерно 250 тысяч. В течение года численность населения планеты возрастает на 80 - 90 миллионов человек. В начале 90-х годов ХХ столетия число землян достигло 5,3 миллиарда человек. В тоже время, в России за этот период сложилась практически катастрофическая демографическая ситуация. С 1991 года (Слайд 2) смертность населения в стране почти в 2 раза преобладает над рождаемостью, образовался так называемый «русский крест». Ежегодная убыль населения составляет 750 тыс.- 1 млн человек в год. Данная ситуация является предметом серьезного обсуждения и принятия экстренных мер по ее устранению правительством и парламент ом страны. Медицине, и в частности, акушерству и гинекологии определена соответствующая роль. Несмотря на то, что в 2000 году по сравнению с 1999 г. в России родилось на 52111 детей больше, очень много проблем еще предстоит решить. Слайд 3. Материнство - основная фикция женского организма. Много возвышенных и проникновенных слов сказано о матери во все времена и в разных странах. Тема материнства вдохновляла лучших представителей искусства - писателей, художников, скульпторов, композиторов на создание подлинных шедевров. «Ни одна функция не играет такой выдающейся роли в жизни женщины, как рождение ребенка, момент, когда она становится матерью. Лишь давши жизнь новому существу, женщина исполняет назначение, которое указано ей природой.» Г.Плосс (1900). Но, кажется, всех выразительней сказал Алексей Максимович Горький: "Все прекрасное в человеке - от лучей солнца и молока матери". Изучение любого предмета начинается с его истории. Это естественно, ибо не обращаясь назад к тому разделу человеческих знаний, которые составляют историческую основу любой дисциплины, невозможно оценить настоящее и предвидеть будущее. Именно поэтому я хотел бы привести слова нашего соотечественника, одного из руководителей кафедры акушерства и гинекологии ВМедА, М.И.Горвица, (Слайд 4) который в 1874 г. писал: «…знакомство с прошедшим того отдела человеческих знаний, которому мы посвящаем всю нашу жизнь, все лучшие наши стремления, составляет совершенно законное требование человеческого духа, - знакомство с историческими судьбами изучаемой специальности служит лучшим, а может быть и единственным, средством к более глубокому и серьезному изучению ее с одной стороны, а с другой, - оно расширяет умственный кругозор наш и не дает нам погружаться в ту узкую колею, которая составляет патогномонический признак узкого специалиста». Кардинальными направлениями в деятельности акушеров-гинекологов являются предупреждение и снижение материнской и перинатальной заболеваемости и смертности, профилактика и своевременное лечение гинекологических заболеваний, совершенствование охраны здоровья женщин. Положение женщины в современном обществе определяет во многом ее медицинское, социальное и экономическое значение в государстве, ибо здоровая женщина – это здоровье всей нации. Самой историей предопределено, что акушерство более древняя дисциплина, чем сама медицина. Согласно Библии первыми людьми на Земле были Адам и Ева, а Ева рожала. В тоже время гинекология, как самостоятельная медицинская дисциплина, как наука о женщине вообще, хоть и сформировалась только в середине XIX века, т.е. значительно позже научного акушерства, имеет более глубокое содержание. (Слайд 5). Гинекология (от греч. gynecos - женщина, logos - учение) - наука о женщине - специальная медицинская дисциплина, изучающая физиологию женской половой системы в различные возрастные периоды женщины, и заболеваний, связанных с анатомо-физиологическими особенностями женского организма. Понятие «гинекология» относится к науке о заболеваниях органов женской половой системы (вне беременности, родов и послеродового периода), их возникновении, диагностике и лечении. Эти оба основных раздела и составляют гинекологию - науку, изучающую физиологическое состояние половой системы в различные возрастные периоды жизни женщины. К медицинским специальностям, составляющим фундамент современной клинической медицины, наряду с терапией и хирургией, относится и гинекология - наука о женщине, о специфических особенностях её организма. (Слайд 6). Акушерство (от французского acoucher - рожать) - отрасль клинической медицины, изучающая физиологические и патологические процессы, происходящие в организме женщины в связи с зачатием, беременностью, родами и послеродовым периодом. Таким образом, акушерство является частью гинекологии. Понятие «акушерство» относится к области гинекологии, предметом которой является функция деторождения непосредственно, помощь во время беременности, родов и послеродового периода. Французские корни этого термина отражают определенный этап развития данной области гинекологии и, в частности, роль французской акушерской школы в эпоху, последовавшую за периодом Возрождения. Общеизвестны и широко распространены термины «врач - гинеколог», «врач – акушер». При их употреблении подразумевается те отрасли гинекологии, которыми преимущественно занимается тот или иной специалист (онкогинеколог, гинеколог-эндокринолог). Однако, в новейшее время, понятие науки о женщине имеет более широкое объяснение. (Слайд 7) Прежде всего это относится к репродуктологии, как одному из наиболее важных разделов современной медицины, включающей и детскую гинекологию, и урогинекологию, и проблемы отсутствия беременностей… (Слайды 8,9). Среди основных функций женщины главной является репродуктивная, т.е. способность воспроизводства рода, способность давать потомство, что определяет как особенности строения и функции органов половой системы, так и функционального состояния целостности организма женщины. Ряд существенных особенностей выделяет гинекологию среди других медицинских дисциплин клинического профиля. (Слайд 10) Прежде всего следует отметить исключительно важное социальное и общебиологическое значение тех проблем, которые составляют предмет гинекологии. 1. Развитие человечества в целом в значительной степени определяется состоянием здоровья женщины, а системы охрани здоровья матери и ребенке определяет судьбу будущих поколений человеческого общества, о чем Уолт Уитмен сказал: «Мужчина велик на земле и в веках, но каждая йота его величия, выросла из женщины». Из седой глубины веков нетленным остается чувство уважения у всех народов к женщине - матери, первооснове жизни на земле, и здоровье её вручено акушерам-гинекологам. Все это создает чувство колоссальной ответственности и гордости, присущей профессии врача - акушера и её большой эмоциональный накал, помогающий преодолевать и бессонные ночи, и волнения за жизнь матери и ребенка. И сегодня в нашем государстве на этапе переходного периода Национальная программа «Безопасное материнство» остается приоритетной. 2. Акушерство и гинекология являются специальностями хирургического профиля. Хотя значительная часть операций, особенно при гинекологических заболеваниях (опухоли) проводится в плановом порядке, однако многие хирургические операции и вмешательства (чаще при акушерской патологии) являются экстренными и производятся в целях благоприятного исхода для матери и плода в течение нескольких минут (или лишь десятка минут) с момента выявления осложнения. Примеры: гипоксия плода - наложение акушерских щипцов; разрыв матки - лапаротомия, остановка кровотечения; операция кесарева сечения. Экстренность операций, двойная ответственность (за жизнь матери и ребенка), риск массивных кровопотерь требует определенного склада характера, (решимость, смелость) физической тренировки и умения круглосуточной работы (роды - в любое время суток, а чаще ночью), наконец, высокое профессиональное мастерство (как и всякая хирургия, акушерство и гинекология остаются и искусством). 3. Социальное, моральное и нравственное значение носят демографические проблемы (увеличение рождаемости, борьба с бесплодием, а в некоторых странах - ограничение рождаемости). Вопросы контрацепции, бесплодного брака, как и другие аспекты анамнеза, диагностики и лечения гинекологических заболеваний требуют исключительного такта, соблюдения принципов медицинской этики, деонтологии. 4. Особенностью медицинской помощи при нормально протекающей беременности является глубокое знание врачом-акушером фундаментальных медицинских наук - терапии, хирургии, физиологических процессов в организме, обусловленных прогрессирующей беременностью, генетики. Предметом заботы акушера является и "внутриутробный пациент" – плод. Ярким примером необходимости чрезвычайно строгого подхода к применению лекарственных препаратов во время беременности может служить трагедия, развернувшаяся в сравнительно недавнее время в ряде стран Западной Европы (ФРГ) в связи с приемом беременными нового седативного препарата - талидамида, что повлекло за собой рождение большого числа (>8000) детей с пороками развития конечностей. 5. Кроме решения чисто профессиональных задач, каждому акушеру-гинекологу приходится заниматься вопросами организационного характера. Этот аспект работы особенно характерен в настоящее время для деятельности войскового врача при организации медицинской (гинекологической) помощи женщинам - военнослужащим, членам семей и служащим РА и ВМФ. В настоящей лекции, являющейся для Вас вводной в новую клиническую дисциплину будут рассмотрены (Слайд 11): 1. Краткий обзор общей истории акушерства и гинекологии; 2. История развития и состояние акушерско-гинекологической помощи в России. Роль кафедры акушерства и гинекологии Академии в формировании отечественной школы акушеров-гинекологов. 3. Состояние и перспективные направления современного акушерства и гинекологии. 1. Краткий обзор общей истории акушерства и гинекологии Обращаясь к истории становления и развития акушерско-гинекологической помощи, мы руководствуемся известным положением, что человечество никогда не покидал интерес к историческому прошлому. Это чувство и интерес имеют глубокий смысл, так как изучая динамику историю того или иного события, явления в природе или обществе, человек приобретает способность предвидеть будущее. Возможно сегодня, когда наука вплотную подошла к разработке вопросов генной инженерии, оплодотворения и развития яйцеклетки в искусственных условиях, применения в медицине электронной и лазерной техники, трудно удивить сообщением об операции, например, кесарева сечения, щипцов или овариоэктомии. Но ведь когда-то все было в первый раз... Как писал академик Н.Н. Бурденко «Бывают моменты, когда для освещения и понимания настоящего полезно перевернуть несколько забытых страниц истории медицины, а может быть не столько забытых для многих, сколько неизвестных. И сегодня, приступая к изучению акушерства и гинекологии, это предстоит сделать нам. Развитие акушерства и гинекологии, также как и медицины в целом, тесно связано с уровнем материальных условий жизни человечества и развитием производственных сил. Можно предполагать, что при первобытно-общинном строе (в период матриархата) женщина рожала без всякой помощи; иногда ей оказывалась помощь старшей в семье женщиной. (Слайд 12, 13) Подтверждением этого положения могут служить быт и нравы некоторых народов Азии, Африки и Северной и Южной Америки, где еще в недалеком прошлом, а иногда, к сожалению, и в наши дни роды протекают без всякой медицинской помощи, часть родов проводят необученные женщины, применяя физическую процедуру, которая заключается в очень сильном давлении несколькими помощницами на дно матки с целью плодоизгнания при затянувшихся родах. О подобных методах в 1984 г. писала М.А.Репина, показав что они стали причиной разрыва матки в 57 из 161 случаев, т.е. у каждой третьей (!). (Слайд 15) С некоторой долей условности в истории развития акушерства и гинекологии можно выделить несколько периодов, которые в хронологическом отношении не имеют четких очерченных границ, но характеризуются определенными историческими событиями. Указания на зачатки акушерства и гинекологии встречаются в письменных памятниках Индии, Китая, Древнего Египта, Греции, Северной Америки (Слайд 16) в лечебниках славянских народов. Судя по дошедшим до нас литературным сведениям, врачи древней Индии первые предложили рациональные приемы помощи при родах. Так, индийский врач Сушрута впервые упоминает о неправильных положениях плода, при которых рекомендует производить поворот и извлечение плода, а в необходимых случаях и плодоразрушающую операцию. В индийских книгах "Аюрведа" ("Знание жизни" ), относящихся к 1Х-Ш век до новой эры, сообщается о смещениях матки и о некоторых женских болезнях - о кондиломах, о неправильных менструациях (об аменорее). На роды мы должны смотреть как на физиологический акт, с которым женщина при нормальных условиях справляется также хорошо и легко, как и со всякой другой функцией организма, и для которого она при правильном течении также мало нуждается в посторонней помощи, как самка животных. Мы должны констатировать, что в первобытные времена в которые жизнь человека мало чем отличалась от жизни высших животных, женщине во время родов оказывалась лишь самая незначительная помощь. Что роды вполне возможны без посторонней помощи доказывают многочисленные случаи, которые еще и теперь имеют место при современных условиях культуры. В общем можно утверждать, что у животных роды протекают легче и скорее, чем у женщины, которая под влиянием цивилизации уже значительно уклонилась от нормального состояния. В тоже время хорошо известно, что женщины из низших сословий или социально неблагополучных слоев населения легче справляются с родами, чем женщины более состоятельных классов. Однако, этому факту в определенной степени противоречат некоторые разделы Библии. «В муках ты будешь рожать детей,» – возвещено было Еве. Одновременно с человеком появилась и потребность в помощи во время родов. Уже книга Бытия выражает это в несомненно неслучайном сопоставлении всякого начала человеческого труда. Так как сама Библия не относит первых родов ко времени пребывания человека в раю и так как, далее, по новейшим данным теологических исследований весь отдел Библии о сотворении мира представляет мифическое измышление позднейшего (послевавилонского) периода, то это определяет некоторое иное отношение к родам, а именно – если родовой труд связан с первым появлением человека, то страдающая женщина несомненно искала уже тогда помощи и утешения и вероятно находила их. Уже позже, в 1907 г. Е.Бумм подтвердит: «Стремление доставить роженице облегчение ее страданий и помощь до того естественно, что мы смело можем считать первые зачатки акушерства более древними, нежели историю медицины, столь старыми, как самый род человеческий» Роды в лингвистическом отношении у разных народов имеют по сути одно происхождение: рожать=работать=труд=страдание=разрешиться, что также подчеркивает совершенно очевидную смысловую нагрузку. Роды в эмблематических письменах. Египет, остров Св.Пасхи Мистицизм родов. Чем ниже социальное положение, тем больше представлений о сверхестественных силах при рождении ребенка (Сегодня фантастические фильмы о влиянии злых духов, «Секретные материалы») Австралийские женщины из Квинследа съедают своих детей чтобы восполнить силы, которые они утратили при вынашивании последних. Даяки на юге Борнео представляют оригинальную историю, почему женщины рожают в муках. Филадельфия – там верят, что с каждыми родами женщина теряет один зуб. Культ дерева (священого) при родах. Нечистота роженицы. Практически у всех народов считалось, что женщина в родах и после них «нечистая». Например в Афинах, кто прикасался к женщине во время родов не имел права подойти к алтарю. Необходимость покоя для роженицы. Отношение к родам различных народов, мужчин. Мифология родов. Боги рождения у различных народов. В Греции - Эйлейфия, богиня родовспомогательного искусства, Диана (позднее богиня охоты) – карала нарушивших незаконно целомудрие. Гера – богиня брака и родов, Артемида, вышедшая первой из чрева Лето, помогала матери в рождении Аполлона. Наконец представительницами зачатия и рождения являются еще богини Генетиллиды. У римлян и этрусков. Диана (они называли ее Люциной) – покровительница деторождения, предохраняла от выкидыша. Юнона – богиня рождения и охранительница женского пола. Мена – оберегала месячные. Выбор места для родов. Роды под открытым небом без посторонней помощи Роды под открытым небом с посторонней помощью Роды в присутствии посторонних Роды в жилище Роды в бане Родильные хижины (Индия) Так, как дело обстоит теперь еще у диких и нецивилизованных народностей, было, вероятно, и во времена седой старины: более пожилые женщины, умудренные личным опытом, помогали советом и делом, насколько умели, своим более молодым, неопытным соплеменницам. Известное число эмпирически добытых мер и еще большее количество странных обычаев – вот все, что в отчаянных случаях было в их распоряжении. Между этими временами самого грубого и инстинктивного родовспоможения и профессиональной акушерской практики лежат долгие культурные эпохи, от которых сохранились лишь скудные следы существования человека. Культурные народы древности (индусы, евреи, греки, римляне) и вероятно другие – имели уже своих повивальных бабок (Hebammen). Происхождение этого слова: μαιαι – старуха; obstetrices – стоящий возле; Ahnen – праотцы – отсюда Hebahnen и испорченное Hebammen; - уже само по себе указывает, как развивалось это сословие: обычай приглашать к родам пожилых, уже обладающих известным опытом женщин повел со временем к тому, что последние сделали из этого занятия ремесло, стали повивальными бабками по профессии. Таким образом, по естественному ходу развития акушерство само собою и неизбежно попало в руки женщин и оставалось в их руках как ремесло. До степени науки оно смогло подняться лишь тогда, когда тысячелетние ограды, которыми обычай и привычка окружили родовой акт, пали, и роженица стала доступна деятельности и исследованию мужчин. |