Главная страница

эссе по религии. ЭССЕ социология 2 неделя. Социальное положение бездомных людей в казахстанском обществе и других обществах


Скачать 18.41 Kb.
НазваниеСоциальное положение бездомных людей в казахстанском обществе и других обществах
Анкорэссе по религии
Дата07.10.2021
Размер18.41 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЭССЕ социология 2 неделя.docx
ТипДокументы
#243145



ЭССЕ

Тема: Социальное положение бездомных людей в казахстанском обществе и других обществах

Выполнил: Омаргалиев Р.Ю.
Проверила: Дайрабаева А. Б.

Бездомные - это социальная группа общества, характеризующаяся отсутствием жилья, дома. Это люди, не имеющие ни собственного жилья, ни служебного жилья, ни арендованного жилья или жилья предоставленного родственниками, друзьями и знакомыми. Но само по себе отсутствие у человека постоянного жилья, еще не делает его бездомным. Например, цыгане не рассматриваются в обществе в качестве бездомных. Хотя эти люди довольно часто не имеют постоянного жилья. То же самое можно сказать о тех приезжих, чьи профессиональные навыки востребованы на рынке (представители творческих профессий, квалифицированные рабочие редких специальностей). В отличие от категории бездомных, они принадлежат к своему сообществу, которое служит их эмоциональным прибежищем, дает им возможность чувствовать себя востребованными. Они «вписаны» в систему, которая определяет и закрепляет за ними определенный общественный статус.

Отсутствие постоянного жилья становится решающим фактором в определении бездомного лишь тогда, когда у него нет социально приемлемой роли ни в системе общественной занятости, ни в семье, ни в общине. Именно это характеризует бездомность и именно в этом случае жизнь «на улице» приводит к необратимым последствиям.

Таким образом, типичным признаком бездомных людей является разрыв прежних родственных и дружеских отношений. Это означает, что бездомные не просто лишены жилья, они отторгнуты от своих прежних первичных социальных групп, «выпадают» из общепринятых социальных иерархий, теряя присущие им характеристики и роли. Человек, оказавшийся за пределами первичной социальной группы и не имеющий жилья, приобретает специфические черты поведения, характерного для бездомных, он воспринимает нормы и ценности, принятые среди этой категории людей, которые отличаются от ценностей, которые доминируют в обществе.

Положение бездомных невозможно рассматривать вне общеэкономического, политического, демографического положения в стране и происходящих в ней правовых процессов.

Эксперты, изучающие проблему бездомности (социологи, юристы) отмечают, что за последние 5 лет положение бездомных в Казахстане ухудшилось. В условиях меняющейся социально-экономической ситуации происходят не только количественные, но и качественные изменения в структуре рассматриваемого явления. На месте прежних возникают новые факторы, например, приватизация жилья, безработица и связанная с ней миграция и т.д., обусловливающие появление новых категорий бездомных.

Соответственно, меняются географические, культурные, этнические и т.п. аспекты данной проблемы. Глубинное понимание того, как отразились нынешние реформы в обществе на таком социальном явлении как бездомность, предполагает некоторую ретроспективу.

Воссоздание исторического контекста, в рамках которого можно рассматривать бездомность в Казахстане, позволит прояснить некоторые моменты, важные с точки зрения понимания специфики данного явления именно для нашей страны. Эта специфика определяется главным образом тем, что в бывшем СССР проблема бездомности оказалась самым тесным образом переплетенной с господствующей в стране идеологией. Вследствие этого она постепенно утратила статус социальной проблемы и, в конечном счете, была сведена к уголовному преследованию и «борьбе» с лицами, не имеющими прописки или ведущими «бродяжнический образ жизни».

В Казахстане традиционно было много бездомных (бродяг) и нищих. Для них строились ночлежные дома, приюты, отводились специальные места для легального сбора подаяний и т.д. Революционные события двадцатых годов и гражданская война в еще большей степени усугубили ситуацию.

Тогда же появились предпосылки (связанные преимущественно с коммунистической идеологией новой власти), способствовавшие тому, что социальная политика государства по отношению к таким явлениям как нищенство, бездомность, бродяжничество коренным образом изменилась. Изменения эти имели явно выраженную репрессивную тенденцию. Однако происходили они постепенно.

После революции и гражданской войны сотни тысяч людей остались без крова, появилось огромное количество беспризорных детей. В таких обстоятельствах бездомность воспринималась как само собой разумеющееся явление, и деятельность властей была направлена скорее на оказание помощи этим людям, предоставление им хоть какого-нибудь прибежища. Первые законодательные акты того времени касались главным образом безработицы, о чем свидетельствуют декреты «О биржах труда» от 31 января 1918 года, «О трудовых книжках для трудящихся» от 5 октября 1918 года и «О порядке всеобщей трудовой повинности» от 29 января 1920 года. Цель этих и подобных декретов заключалась в том, чтобы заставить всех трудоспособных граждан работать на новую власть.

Впервые наказание за бродяжничество было установлено в 30-х годах и предполагало меры административного характера. Такое положение в общем и целом сохранялось до начала 50-х годов, когда были в основном ликвидированы разрушительные последствия второй мировой войны, и официальной пропагандой было провозглашено, что в СССР нет и не может быть бездомных.

Бродяжничество в свою очередь стало рассматриваться как антиобщественное явление, несовместимое с социалистическим образом жизни. Это нашло свое отражение в том, что в принятый в 1961 году новый уголовный кодекс были введены две статьи, одна из которых предусматривала уголовную ответственность за систематическое бродяжничество или попрошайничество, а другая - за нарушение правил прописки. Кроме этого, для людей, освобождающихся из лагерей и тюрем, еще со времен сталинских репрессий продолжали существовать ограничения на жительство в столицах союзных республик, областных и краевых центрах. Оказаться в местах лишения свободы значило потерять не только свободу, но и прописку, а для жителей столицы и некоторых крупных городов, часто - возможность вернуться на прежнее место жительства после освобождения.

Будет ли бездомность завтра? Да. Какое-то количество бездомных будет всегда. Это будут именно те 5%, которые при любом режиме выбирают подобный образ жизни, но остальные 95%, борющихся за выживание сейчас и пытающихся сохранить внешний вид обычного «домашнего» человека, перестанут быть изгоями.

Уверенность в выздоровлении общества вселяет наша история. На земле нашей многострадальной Родины никогда не было спокойно. Всегда были нищие и бездомные, и во все времена призыв: «Всего же более убогих не забывайте» - находил отклик в сердцах наших соотечественников. Как бы ни было тяжело, сострадание и милосердие к самым обездоленным не иссякало.

Сейчас таких миллионы. Эти несчастные имели жилье, учились, получали профессиональные навыки (до 70% бездомных имеют среднее образование, 20-22% - среднее специальное, 8-10% - высшее). Они могут еще вернуться к жизни, если общество от них не отвернется. Только под девизом замечательного доктора Ф. П. Гааза: «Спешите делать добро» .

Бездомные были, есть и будут. Задача государства и общества – сделать все для того, чтобы бездомность была следствием исключительно свободного выбора, а не невозможности выбраться из ловушки, расставленной законами, и общественного отторжения.


написать администратору сайта