Главная страница
Навигация по странице:

  • Монастырская медицина

  • Санитарное дело. Бани. Эпидемии

  • история медицины 1 занятие юугму. ТЕОРИЯ 2 ЗАНЯТИЕ ИстМЕД. Развитие медицинских знаний Главным источником и основой медицинских знаний в Византийской империи были Гиппократов сборник


    Скачать 68.54 Kb.
    НазваниеРазвитие медицинских знаний Главным источником и основой медицинских знаний в Византийской империи были Гиппократов сборник
    Анкористория медицины 1 занятие юугму
    Дата01.03.2022
    Размер68.54 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТЕОРИЯ 2 ЗАНЯТИЕ ИстМЕД.docx
    ТипСборник
    #378394
    страница2 из 3
    1   2   3

    Народная медицина. Передача медицинских знаний

    Народная медицина – это древнейшая ветвь медицины в истории России. По сути, корнями ее было язычество, которое исповедовали славянские племена до объединения и создания государства и до принятия христианства. Таким образом, момент зарождения народной медицины можно отнести к тому времени, с которого начинается историческое описание жизни русского народа, т. е. ко временам доисторическим. С принятием христианства она не искоренилась, пережила более чем тысячелетие уже исторической жизни народа и даже в наше время она продолжает развиваться, широко применяется на практике теми людьми, которые владеют этим искусством, а иной раз вступают в спор с научной медициной.

    В наше время известно изрядное количество случаев, когда научная медицина оказывалась бессильной перед каким-нибудь случаем заболевания, даже несмотря на то что достигла наивысшего теоретического и практического развития и технического оснащения. И были случаи, когда буквально «из гроба вытаскивали» человека и возвращали ему здоровье люди, владеющие навыками народной медицины. С развитием и ростом Русского государства народная медицина вплоть до второй половины XIX в. оставалась единственным способом лечения болезней и поддержания здоровья простых людей, так как не существовало более доступной врачебной помощи. Ситуация изменилась во второй половине XIX в., когда появились первые земские учреждения и собственно земская медицина.

    Никто не может объяснить, почему, но забота о здоровье всего народа русского мало интересовала правителей Русской земли очень долгое время. Существовали вплоть до конца XVII в. Лишь «государевы врачи», которые лечили государя, семью его и особо приближенных лиц. Петр I пытался изменить ситуацию, но радикальных преобразований не добился, сделав медицину доступной для привилегированных слоев населения. Надо сказать, что на тот момент ему и не приходила мысль о том, что помощь врача нужна всем слоям общества.

    Лишь Александр II, отменивший в 1861 г. крепостное право и проведший большое количество преобразований во всех сферах жизни россиян, стал автором первых шагов к доступности медицинской помощи, провел земскую реформу и ввел земскую медицину.

    Врачевание со времен его зарождения отличалось от других видов медицины тем, что сочетало в себе и знание целебных свойств природных средств, и веру в чудодейственные силы.

    Врачеванием на Руси занимались знахари и предсказатели, ведьмы, ведуны, ведуньи, чаровницы, кудесники, их побаивались, так как они были возведены в ранг посредников между исцеляющими силами природы и человеком.

    Боялись их потому, что верили, что они могут таинства природы обратить как во благо, так и во вред человеку. Они занимались совершением различных магических приворотов, отворотов, лекарским делом, гаданием, напусканием и снятием порчи и т. д. Им настолько доверяли, что обращались за помощью к ним не только простолюдины, но и князья и члены княжеских семей.

    Народные лекари умели делать кровопускания, трепанации черепа, а также лечить травмы (накладывать лубки), раны с помощью различных мазей, прижиганием.

    По прошествии времени врачеватели обрели новое название – лечцы. Они стали организаторами семейных школ, в которых знания медицины переходили от отца к сыну.

    Лечцы широко использовали в своем деле не только растительные средства (такие, например, как листья березы, чеснок, полынь, хрен, подорожник, лук, чемерица черника и т. д.) и различные магические заговоры, но и продукты животного и минерального происхождения, например растертый в порошок хризолит применялся при сильных болях в животе, а женщинами для облегчения родов рекомендовали носить рубин. Наиболее известным целебным средством со времен лечцов, дошедшим до наших дней, стала так называемая кислая вода или нарзан. Название это исконно русское и в переводе означает «богатырь-вода».

    Первое упоминание о лечцах было найдено в «Русской Правде» – древнейшем своде законов. Свод этот был составлен еще при Ярославе Мудром в XI в., а дополнил его Владимир Мономах своим «Уставом» (1113–1125 гг.). Там-то впервые и нашли закон о праве требовать возмещения морального ущерба с человека, причинившего увечье не только тому, кому был причинен ущерб, но и в казну государства, а также право доктора (лечца) брать вознаграждение за оказанную помощь, так называемую мзду.

    Народные врачеватели составляли трактаты об использовании целебных сил природы – травники и лечебники. Особенно широкое распространение это получило после принятия христианства и появления письменности. К сожалению, нам досталась в наследство лишь малая толика тех источников, так как большинство из них погибло или было украдено во время войн. Интересно то, что в дошедших до нас книгах есть средства, которые применялись не только после принятия христианства, но и задолго до него.

    Монастырская медицина

    Появление монастырских больниц можно отнести ко временам принятия христианства на Руси. Монахи, верившие в то, что всем на земле ведает Бог, воспринимали болезни как кару за прегрешения человеческие, а иной раз и как вселение бесов в человеческую душу и тело. Следовательно, исцеление от болезни рассматривалось как прощение Божие и отпущение грехов.

    Монастырские больницы носили название «лечебницы» и «странноприемницы». Первые упоминания о них относятся к XI в. Наиболее известными из них стали лечебница в Переславле, основанная в 1091 г. митрополитом Киевским Ефремом, и Киево-Печерская лавра, основанная в 1051 г. монахами Антонием и Феодосием в предместьях Киева. Название она свое получила от слова «печеры», т. е. пещеры, в которых монахи жили и творили свое благородное дело. Киево-Печерская Лавра оставила свои следы в развитии медицины и культуры на Руси. Там было написано множество летописей: от Нестора, Никона, Сельвестра.

    Оттуда пошла и житийная литература. В XIII в. там был создан «Киево-Печерский патерик» – сбор рассказов и историй об этом известнейшем монастыре. Множество известных зодчих и живописцев принимали участие в создании интерьера лавры. О них, быте и деятельности монахов, укладах и нравах Киева рассказывалось в патерике. В 1661 г. он впервые был напечатан и издан в типографии той же Киево-Печерской Лавры.

    В пещерах монастыря похоронены люди, вошедшие в историю России: основатель Лавры Антоний, летописец Нестор, врачеватели Дамиан и Агапий и даже основатель Москвы – Юрий Долгорукий.

    Как ни странно, в лавре находили способы лечения самых различных болезней – от инфекционных до психических. В стенах монастыря даже было что-то вроде изоляторов, куда помещались тяжелобольные, им обеспечивался индивидуальный уход. Люди, которые не имели уже надежды на выздоровление, нередко исцелялись монахами, после чего уверовали в Бога и молитвы и постригались в монахи.

    Среди известнейших целителей, практиковавших в лавре, были такие люди, как преподобный Алимпий, прославившийся тем, что лечил людей с тяжелейшими случаями лепры. Для лечения болезней кожи он использовал иконописные краски, содержавшие, по-видимому, различные лечебные вещества. Так же святой и блаженный Агапий был монахом лавры. Он известен тем, что вылечил внука Ярослава Мудрого, который впоследствии стал князем Руси, а в историю вошел, как Владимир Мономах.

    Лечили врачеватели монастыря бесплатно, к больным относились терпимо, с любовью вплоть до самопожертвования. Это отношение является азами врачебной этики, которой в наше время при обучении в вузах придается большое значение.

    Монастырские лечебницы были также центрами обучения и просвещения: монахи собирали византийские и греческие рукописи, переводили с латинского и греческого, объединяли информацию в сборники, дополняли своими знаниями и знаниями предков и по этим источникам преподавали медицину. Большой известностью пользовались такие писания, как «Христианская топография» Косьмы Индикоплова (около 1549 г.), «Шестоднев» Иоанна Экзарха болгарского, а также переведенный с болгарского оригинала в 1073 г. «Изборник», состоявший из отрывков сочинений величайших византийских богословов и проповедников. В 1076 г. был составлен другой «Изборник». Он стал своеобразным источником знаний во всех областях – от домашнего быта и основ и норм христианской морали до руководств и советов по лечению различных заболеваний, ведению здорового образа жизни, правильному питанию и т. п.

    Светская медицина

    Светская медицина появилась на Руси со времен правления Ярослава Мудрого. Представителями этой ветви медицины были врачи вольной практики, не относящие себя ни к народным врачевателям, ни к монастырским лекарям. Это были люди, часто иноземного происхождения (лечец-армянин, имя которого неизвестно, который пользовался огромной популярностью даже при княжеском дворе; врачеватель Петр, сириец, живший при дворе Николая Давыдовича (князь XII в.) в Чернигове) и за помощь больным деньги брали, не стесняясь, чем и вызывали негодование у представителей других ветвей медицины. Особенно боролась со светской и народной медициной набиравшая обороты монастырская медицина.

    Она возводила действия магов и кудесников, а также иноземцев в рамки бесовского дела. Велось активное преследование мудрецов, ведунов и т. д., пойманных даже сжигали на кострах. Действия эти были сродни европейской инквизиции. Однако, несмотря на упорную борьбу, врачевание на Руси так и не стало чисто церковной привилегией. Это видно из источников, относящихся к периоду классического Средневековья, в которых продолжает упоминаться и народное врачевание, и мирская медицина. С ходом времени эти две ветви медицины приобрели все больше различий и обособлились друг от друга.

    Санитарное дело. Бани. Эпидемии

    В отличие от Западной Европы санитарное дело на Руси в X–XIV вв. было довольно сильно развито. Об этом свидетельствуют раскопки древнего Новгорода, на территории которого было найдено около 50 усадеб, оснащенных банями, водопроводами и водостоками. Целые площади были покрыты деревянными мостовыми, относящимися к Х-XI вв., в отличие от Западной Европы, в которой первые мостовые были сооружены лишь в XIV в., а водопровод – в XV в. Эти «нововведения» были найдены в Германии.

    Особое место в Древней Руси занимала баня. Народные врачеватели уже тогда поняли, какая польза приносится организму при удалении из него вредных веществ вместе с потом. Баня в доме или усадьбе была самым чистым местом: там не только мылись, но и принимали роды, ухаживали за новорожденными, туда приглашали лекарей и костоправов. Первое упоминание о русской бане относится к 1113 г. (летопись от Нестора). Особой бедой Древнерусского государства были эпидемии инфекционных болезней или «моровые поветрия». О повальных болезнях писалось в летописях, и только за период с XI по XVII вв. можно найти сведения о 47 эпидемиях. Заболевали чумой, холерой, лепрой и другими болезнями. Центрами возникновения эпидемий были пограничные города, через которые проходили иноземные караваны – Новгород, Смоленск.

    Так, например, в 1230 г. в Смоленске эпидемия унесла десятки тысяч жизней, что свидетельствует о чрезвычайной заразности болезни. Люди понимали, что болезнь переходит от человека к человеку, поэтому отграничивали зараженные места, где были больные. Если эпидемия распространялась на весь город, жители уходили в леса, бросая дома, скарб и больных родственников, и отсиживались до тех пор, пока не пройдет мор. Однако за избавление от болезни принимался тот момент, когда умирал последний больной и заразиться вроде бы было не от кого. Ничего не зная о возбудителях заболеваний, люди возвращались в города, и эпидемия иной раз возвращалась вместе с ними. Считая место проклятым, люди доходили до того, что сжигали целые поселения. Ошибкой их было еще и то, что до XV в. умерших от эпидемий людей хоронили согласно религиозным законам на кладбищах при церквах.

    Это способствовало возобновлению и распространению мора. Лишь в XVI в. умерших от заразных болезней стали хоронить вне кладбища, за пределами городов и селений. Люди недопонимали, что причиной возникновения эпидемий были не сверхъестественные силы, а нищета и несоблюдение правил гигиены, поэтому в отдельных случаях доходило до отчаянных поступков: так, например, в XIV в. в Новгороде во время эпидемий чумы жители за 24 ч. возвели церковь Андрея Стратилата. Она сохранилась и до сих пор. В период монголо-татарского нашествия на Руси было самое большое количество эпидемий, больше всего погибло людей.

    Просуществовало Древнерусское государство три столетия. В 1132 г. умер сын Владимира Мономаха, последний князь Киевский Мстислав Владимирович. Государство распалось на несколько княжеств – это был период феодальной раздробленности, ослабивший политическую и экономическую независимость Древней Руси. Нашествия монголо-татарских орд хана Батыя окончательно разрушило все принципы правления и жизни на земле русской.

    Вопрос 4

    еристика эпохи. С конца IX века началось образова­ние государства, получившего название «Русь». Значение создания древнерусского госу­дарства «Киевская Русь» заключалось в том, что: 1) оформилась территория государства; 2) стала формироваться народность; 3) утверждаться стали феодальные отношения; 4) начал создаваться аппарат власти и феодальное войско; 5) появляются первые законодательные акты; 6) получила развитие культура.

    Родоначальником всех киевских кня­зей считается князь Игорь. После смерти Игоря стала править княгиня Ольга. Она провела ряд ре­форм: административно-налоговую, выделив специальных лю­дей - сборщиков налогов (тиутов), собиравших дань в админи­стративных центрах (погостах). С 964 г. стал править князь Святослав. Он присоединил хазарское царство. В 980 г. князь Владимир стал во главе Киевской Руси.

    В 988 г. в правление Владимира происходит принятие христианства, как государственной религии.

    Значение принятия христианства на Руси:

    - большое этническое значение: оно консолидировало русскую народность;

    - большое политическое значение: единые государственные законы, единая церковь, заменившая различные культовые обряды;

    - социальное значение: формирование господствующего класса вокруг Киевского князя.

    После смерти Владимира, в 1019 г. во главе государства становится его сын Ярослав, прозванный Мудрым. В 1073 г. к власти приходит его сын Всеволод Ярославович.

    Медицина Древней Руси. Существовала народная медицина. Ее представители были волхвы (знахари), ведуны, ведуньи, ведьмы (ведать происходит от слова - знать), кудесники, чаровницы. Их считали посредниками между силами природы и человеком.

    Ремесленническая медицина, к ней относились лечцы, существовали целые семейные школы. В своей практике лечцы использовали лекарства, приготовленные из трав (полыни, крапивы, подорожника, багульника, листьев липы, березы, коры ясеня, можжевельника). Встречались лекарства животного происхождения: мед, сырая печень трески, кобылье молоко, панты оленя. Из минеральных средств в качестве лекарства использовались уксус, медный купорос, порошок камня хризолит. Лечцы имели свое профессиональное направление: кровопуски, зубоволоки, костоправы. В «лечебниках» (книгах о медицине) встречалось описание болезней: лихорадки, почечуйной болезни (геморрой), даны в них описания некоторым оперативным вмешательствам (резанию): черепосверлению, чревосечению (только на мертвой женщине) с целью спасения жизни ребенка), ампутации. Использовались в качестве хирургических инструментов: пилки, ножи, долота, топоры, щупы, их стерилизовали огнем. Раны обрабатывались водой, вином, золой, а зашивали волокнами льна, конопли. Для извлечения металлических осколков использовались магнит. Для усыпления больного в момент операции применяли мак, сок мандрагоры и вино. Позднее появились сборники лекарств (травники). Все вышеописанные представители ремесленной медицины относились к светскому направлению врачевания, носившему удельный характер (были киевские, черниговские, муромские лечцы).

    В период ХI-ХII веков светская медицина полностью «уходит» в монастыри. Вначале монастырская медицина предназначалась только для населения, жившего на монастырских землях, затем помощь стали оказывать в монастырских приютах паломникам, затем людям, бежавшим в монастырь при эпидемиях, во время военных действий. Монастырские больницы расширялись, принимали всех, уже в XII в. на Руси было около 70 монастырских больниц.

    В 1091 г. Митрополит Ефрем в г. Переярославле при монастыре создает монастырскую больницу и приглашает в нее светских лечцов. Если ремесленная медицина имела опыт народной, связывала себя с язычеством, то и церковная медицина, хотя и преследовала ведунов и ведуний», тоже отличалась мистическим характером. Древнерусские требники содержат молитвы к «святым целителям», каждая из них была направлена против определенной болезни: водянки, бессонницы, душевной болезни и т.д.

    У большинства монахов было происхождение крестьянское, и поэтому они охотно использовали рецепты народной медицины. Широкой известностью пользовалась монастырская больница при Киевско-Печерской лавре. Известны имена монахов - врачевателей: Антония. Алимпия, Агапита, последнему приписывается врачевание самого князя Владимира Мономаха.

    Светская (ремесленная) медицина была платной и резко себя отделяла от монастырской и от языческого знахарства. В 1073-1076 гг. появляются медицинские книги «Изборники», в которых подробно описывается труд резальников (хирургов), операции, проводимые ими (ампутирование конечностей, удаление поверхностных опухолей и т.д.), в литературе XII века упоминается о женщинах - лекарках, о бабках - костоправах и массажистках. Все лекари этого периода ценили высоко целебное свойство бани, в ней принимали роды, осуществляли уход за новорожденными, лечили простуду, болезни суставов и кожи.

    Русское православие и вопросы здравоохранения. Общей основой православия и медицины с древнейших времен являлись милосердие и благотворительность. Милосердие, как категория нравственности, родилось вместе с человеческим обществом. В развитии как частной, так и общественной благотворительности большую роль сыграло христианское православие. На Руси никогда не оставляли «умирать» стариков, больных взрослых и детей. Милосердие и благотворительность с древнейших времен связано с медицинской деятельностью врачевателя», об этом говорят многочисленные монастырские больницы, богадельни при монастырях, оказывающие помощь не только больным, но и всем раненым во время войн, во время эпидемий и стихийных бедствий.

    Медицина в Московском государстве. Развивалась народ­ная медицина. Источниками ее изучения являются многочис­ленные «лечебники», «травники», а также историко-бытовая повесть «о Петре и Февронии Муромских». В XIV-XV вв. в русских летописях упоминается о 12 эпи­демиях. Мысль о «прилипчивости» данных болезней приве­ли к ряду предохранительных мер: изоляция больных (оцепление войсками неблагоприятных мест, переселение в более безо­пасные места), сжигание вещей, окуривание их дымом, провет­ривание, мытье вещей. В 1620 г. был организован Аптекарский приказ. По приглашению Ивана Грозного в Москву на царскую службу прибыл врач английской королевы Роберт Якоб. В 1672 г. была открыта аптека уже при царе Алексее Михайловиче, она располагалась в новом гос­тином дворе, в 1682 г. открыта была третья аптека при граждан­ском госпитале у Никитских ворот. Снабжение аптек лекарст­венными средствами шло различными путями: первоначально все сырье привозили из Англии, затем стали закупать его в зелейных лавках, затем появился указ, обязывающий собирать травы в различных губерниях. Стали создаваться специальные «аптечные ого­роды». С открытием аптек расширялись функции Аптекарско­го приказа. Во второй половине XVII века в его функции входило не только руководство аптеками, аптекарскими огородами и сбором лекарственного сырья, но и вопросы организации здра­воохранения,. Приказ контролировал приглашение иноземных докторов, кон­тролировал их работу и оплату, проверял «докторские сказки» (истории болезни), снабжал медикаментами войска, организо­вывал карантины в период эпидемий, проводил судебно-медицинскую экспертизу и наконец при приказе в 1654 г. нача­лась подготовка российских лекарей. Сначала она носила ре­месленный характер: ученик прикреплялся к одному или не­скольким лекарям, затем работал помощником и т.д. Аптекар­ский приказ взял под государственный контроль обучение в ле­карской школе: ученики стали набираться из семей духовенства, стрельцов, «служивых» людей. Обучение включало: сбор трав, работу в аптеке, и практику в полку. Изучали латинский язык, анатомию, «фармацию», диагностику, во время военных дейст­вий открывались курсы «костоправных» наук. Преподавание было наглядным и у постели больного, анатомию изучали на костных препаратах. Был переведен на русский язык курс А. Везалия по анатомии «Эпитоме». За 50 лет своего сущест­вования школа выпустила 100 лекарей, их обучение велось от 5 до 7 лет. Гражданским лицам лекарская помощь оказывалась на дому и в бане, военным - в госпиталях.

    Первые больницы. При монастырях стали строиться боль­ницы, в 1635 г. при Троице-Сергиевской лавре, больничные па­латы при Ново-Девичьем монастыре. В 1652 г. две гражданские больницы были организованы боярином Ртищевым в своих до­мах. В 1682 г. уже были построены 2 государственные больни­цы и открыта Греко-славяно-латинская академия.

    Первые доктора медицины из Российских людей появи­лись в XV веке: Георгий из Дрогобыча (1450-1494), получивший степень доктора медицины и философии в Болонском универси­тете (Италия, 1476), в дальнейшем он стал ректором этого уни­верситета (1481-1482), затем работал в Венгрии (1482-1485) и в Краковском университет (1485). В 1512 г. степень доктора ме­дицины в г. Падуя (Италия) получил Франциск Скорина из Полоцка (Белоруссия), первопечатник и просветитель, он работал в Праге, Вильно, Кенигсберге. Позднее в (1696) в Падуанском университете степень доктора медицины был удостоен П.В.Посников. Это был первый доктор, вернувшийся в Россию с иноземным дипломом. В 1701 г. он стал первым российским доктором, зачисленным в Аптекарский приказ. Впоследствии он служил российским послом и дипломатом в Голландии, Фран­ции, Англии. Он был очень образованным человеком своего времени.

    +Увеличился штат Аптекарского приказа, уже через 50 лет его существования штат насчитывал 80 человек.

    Вопрос № 7
    1   2   3


    написать администратору сайта