история медицины 1 занятие юугму. ТЕОРИЯ 2 ЗАНЯТИЕ ИстМЕД. Развитие медицинских знаний Главным источником и основой медицинских знаний в Византийской империи были Гиппократов сборник
Скачать 68.54 Kb.
|
Монастырская медицина и монастырские больницы. Больницы при Троице-Сергиевском монастыре и Киево-Печерской лавре С XI века в Киевской Руси стали строить больницы при монастырях (Киев, Переяславль),которые предназначались для лечения не только монастырского населения, но и окрестного. С XIV века монастыри, становясь крепостями, стали открывать больницы с уставными положениями, заимствованными из Византии. Первый временный военный госпиталь был организован на территории Троице-Сергиевой лавры в период польско-литовской интервенции и осады этого монастыря (1611—1612). В госпитале оказывалась медицинская помощь не только раненым, но и заболевшим цингой, дизентерией гражданским лицам, укрывшимся от врагов за стенами монастыря. Второй временный госпиталь был открыт в Смоленске в 1656 году во время войны России с Польшей, третий - в 1678 году на Рязанском подворье в Москве в период войны с Турцией и Крымским ханом. Особенностью русской медицины являлось стратегическое значение монастырских больниц. Временные военные госпитали были государственными. Во времена вражеских нашествий раненых размещали за крепкими стенами обителей, осуществляя поставку медикаментов, лекарств и финансирование персонала за счет государства. В 1635 году закончилось строительство двухэтажных больничных палат в Троице-Сергиевой лавре. Отдельно стоящими кельями, приспособленными специально для ухода за больными, располагал Новодевичий монастырь. Широкой известностью пользовалась монастырская больница Киево-Печерской лавры—первого русского монастыря, основанного в первой половине XI в. в окрестностях Киева и получившего свое название от пещер (печер), в которых первоначально селились монахи. Со всей Руси ходили в Киево-Печерскую лавру раненые и больные различными недугами, и многие находили там исцеление. Для тяжело больных при монастыре были специальные помещения (больницы), где дежурили монахи, ухаживавшие за больными. Монастырские хроники («Киево-Печерский патерик», XII в.) сообщают о нескольких монахах-подвижниках, которые прославились своим врачебным искусством. Среди них — пришедший из Афона «пречудный врач» Антоний (XI в.), который лично ухаживал за больными, давая им свое исцеляющее «зелье»; преподобный Алимпий ^\ в.4), тапетивавший мазяжа ирсжа-женных, и преподобный Агапит (умер в 1095 г.) —ближайший ученик преподобного Антония. Первый монастырский приют, устроенный при Киево-Печерской лавре, начал принимать больных только в XI столетии. Подробные сведение о больнице, монастыре и его обитателях отражены в Киево-Печерском патерике XII века. Самый древний русский монастырь располагался за пределами Киева, недалеко от пещер (др. — рус. — печеры), где первоначально жили монахи. Служители лавры считали заботу о больных своим долгом, исполняя его с большим усердием. Отдельные кельи предназначались для тяжелобольных, за которыми братья ухаживали круглосуточно. Люди, страдавшие заразными, кожными и психическими заболеваниями, приходили сюда со всей Руси, неизменно получая помощь и надежду на исцеление. Впрочем, лечение в монастыре не ограничивалось упованием на Бога. В патерике сообщается о монахах, искусно владевших различными способами врачевания. Едва появившись, светская медицина вернулась в обители. Одной из самых известных в ту пору лечебниц стала больница Кирилло-Белозерского монастыря, основанного в 1397 году и никогда не подвергавшегося нападению врага. Больных и раненых здесь размещали в больших и малых палатах, возведенных специально для этой цели. Начиная с XII века монастырские лекари обязывались соблюдать врачебную мораль. Например, врачу предписывалось самопожертвование, добросердечие, гуманность, внимательность ко всем обратившимся за помощью. Он не мог отказаться от личного участия в процессе исцеления, порой выполняя самую грязную работу. Церковная клятва Гиппократа требовала от медика терпимости к тяжелобольным, чуткости по отношению к «одержимым». Не подлежал обсуждению вопрос об оплате, тщеславии и заботе о своем благополучии. Вследствие отрешенности от всего, что касалось собственной личности, представители монастырской медицины пользовались уважением в народе. Многих лечцов после смерти объявляли святыми ВОПРОС 8 Пётр СирияниН Другим известным врачом в Киеве XI века был Пётр Сириянин. Вместе с черниговским князем Святославом Давыдовичем, при котором он служил, они пришли в монастырь. В летописи об этом написано так: «Имяше же сий блаженный князь Святоша, еще в княжении сый, лечьца хытра вельми, именем Петра, родом Сурянина, иже прииде с ним в монастырь. Видев же сего Петр вольную нищету, в поварьници жеиу врат приседяша, лишився его и живяше в Киеве, врачюа многих». Пётр часто посещал князя в монастыре, следя за его здоровьем: «Блюди, да некогда недуг, отовсюду собрався, и не имушо ти крепости, скоро живота гоньзнеши, – мне же не могушу ти помощи». На что князь отвечал ему: «И ты убо, егда уврачюеши, не гнушати ли ся велиши брашен?» Однако, несмотря на заботу Сириянина, однажды князь серьёзно заболел. Тогда Пётр захотел приступить к лечению: «И егда убо разболяшеся сий блаженный, и видев же его, лечець приготовляет зелиа на потребу врачеваниа, на кыйждо недуг, когда беаше или огненое жжение, или теплота кручиннаа». Однако князь быстро выздоровел: «И прежде пришествиа его (т.е. Петра), здрав бываше князь: никако же не дадый себе врачевати». Так повторялось ещё несколько раз. Когда заболел Пётр, князь сказал ему не употреблять лечебных зелий: «Петрови разболевчшуся, посла к нему Святоша, рече: «аще не пиеши зелиа, скоро исцелееши; аще ли мене преслушаеишся, много имаши пострадати». Сначала врач не послушал его: «Он же, хитр ся творя и болезни гонзнути хотя, мало живота не погреши, растворениа вкусив». Однако лекарство не помогло: «Пакы же сему разболевыпуся, наречие посылает к тому святый, глаголя, яко в 3-й день исцелееши, аще не врачюешися». Пётр выздоровел, когда последовал совету князя: «Послушавьше его Сирианин, в 3-й день исцеле, по словеси блаженного». Когда Святослав сказал, что через три месяца отойдёт в мир иной, Пётр сильно расстроился и попросил князя, желая спасти его: «Повеждь мне, рабу своему, язву смертную, да ще аз тя не изоврачюю, да будет глава моа за главу твою и душа моа за душу твою». Однако тот отказался от помощи Петра: «Врачевания же в животе не требовах, мертвии бо живота не имут видети, не врачеви могут въскресити». Пётр принял решение умереть вместо князя и лечь в гроб, который тот себе приготовил. Сириянин сказал Святославу: «Ты живи еще, а мене здесь положи». Пётр Сирианин умер через 3 дня, а князь Святослав прожил в монастыре ещё 30 лет. ВОПРОС 10 .Уровень знаний о строении человеческого тела, о функциях органов и систем, о причинах болезней, методах обследования больного. Памятники изобразительного искусства и письменности, исследования археологов показывают, что основные санитарно-гигиеничес ие навыки русского народа стояли на значительной для того времени высоте. Наши предки еще на заре их истории имели правильные представления в области санитарии и гигиены— общественной, пищевой и личной. Для времени Киевско-Новгородского государства характерно наличие у восточных славян определенного уровня санитарной культуры. Специальных медицинских книг со времен Киевской Руси до нас не дошло, но их существование весьма вероятно, об этом говорят биологические и медицинские вопросы в книгах общего содержания. В «Шестодневе», например, содержится описание строения человеческого тела и функций его органов: описаны легкие («плюще»), бронхи («пролуки»), сердце, печень («естра»), селезенка (слезна»). Вопрос 11 5.Уровень знаний о профилактике заболеваний, взгляды на организацию борьбы с эпидемиями. Традиционные гигиенические правила славянских племен глубоко укоренились в быту русского народа. В литературных памятниках Киевской Руси, Древнего Новгорода, Московского государства имеются подробные гигиенические предписания по сохранению чистоты тела, содержанию жилищ, по диететике, предохранению от заразных болезней, о пользе бани. Во врачевании большое внимание уделялось предупреждению болезней, средствам «оберегания» от недугов. Уже в X—XI вв. встречаются примеры общественной заботы о здоровье, предохранении от болезней такими санитарно-гигиеничес ими методами, как сооружение водопроводов и соблюдение правил общественного водопользования, проведение карантинных мер и др. О высоком уровне развития медицины и медико-санитарного дела в Древней Руси свидетельствуют данные археологии, памятники письменности, изобразительного и прикладного искусства, устного народного творчества. Сведения, касающиеся медицинской практики и организации лечебного дела, содержатся в летописных сводах, сборниках законоположений, церковных документах — патериках и в литературных памятниках — житиях, «словах» и других источниках. К древнейшим памятникам русской медицинской письменности относится «Изборник Святослава» — своеобразный энциклопедический сборник. В великокняжеском книгохранилище к концу XI в. накопилось много произведений медицинской и биологической литературы, переведенных с греческого и сирийского языков, а также написанных по-славянски. В числе этих произведений наиболее значительными были «Физиолог» — компилятивный трактат из естественнонаучных работ античных авторов, и «Шестоднев» Иоанна Болгарского. ВОПОС 12 ервое упоминание аптекаря в русских летописях относится к 1553 г. Переселение в Москву иноземных врачей, аптекарей и хирургов началось в первой половине XVI столетия. Первые достоверные сведения о первой на Руси аптеке относятся к 1581 г. когда в правление Ивана IV Грозного на территории Московского Кремля была устроена придворная Государева аптека. Обслуживала она только царя и членов царской семьи. В XVI в. на Руси еще не было аптекарей-профессионалов из «прирожденных россиян», поэтому первоначально в придворной аптеке работали исключительно иноземцы (англичане, голландцы, немцы). В конце XVI в. на территории Кремля, в здании, где располагалась Государева аптека, был организован Аптекарский приказ (точная дата его создания не установлена). Приказы — органы центрального управления, возникшие в Российском государстве в первой половине XVI в. «для исполнения приказов» (т.е. поручений) боярам, прообраз министерств. Первоначально он был задуман как придворное учреждение по управлению государевым врачебным и аптекарским делом (обеспечение лечебной помощью царя, его семьи и приближенных) и вплоть до начала XVIII столетия назывался «Ближний Государев Аптекарский Приказ». Для выдачи лекарства требовалось назначение доктора и разрешение боярина, заведовавшего аптекой (а позднее — Аптекарским приказом). Лекарства для посторонних отпускались лишь в порядке исключения и за соответствующую плату, в редких случаях — «безденежно», по особому царскому распоряжению. В 1673 г. была открыта «Новая» аптека Штат старой и Новой аптек состоял из наемных и выборных людей. К наемным относились: аптекари, лекари, алхимисты, дистиляторы и подьячие. Выборные люди избирались сроком на один год и при вступлении в должное целовали крест, обещая добросовестно исполнять свои обязанности и тщательно хранить вверенные им деньги и имущество. Отсюда и произошло их название — «целовальники». В обязанности целовальников входило заведование аптечной кассой, закупка лекарственного сырья и контроль за их продажей. В 1682 г., в Москве открылась третья аптека. Она учреждалась при первом гражданском госпитале. Снабжение аптек лекарственными средствами осуществлялось разными путями. Первоначально лекарственное сырье для Государевой аптеки было завезено из Англии. Параллельно некоторые материалы приобретались в торговых рядах и лавках: целебные травы и ягоды — в зелейном ряду, сало свиное на пластырь — в мясном, сера горючая и смола черная — в москательном, воск для пластыря — в свечном ряду и т.д. Кроме того, ежегодно во все концы Руси к воеводам посылались царские указы с предписаниями собирать для Государевой аптеки разные травы. Распознавать травы помогали специально составляемые травники, содержащие рисунки и описания лекарственных растений. Специально назначаемые заготовители обучались методам сбора трав и их доставки в Москву. Во второй половине XVII в. в Московском государстве сложилась своеобразная система сбора и заготовки лечебных средств — государственная «ягодная повинность», за невыполнение которой полагалось тюремное заключение. С развитием аптек расширялись и функции Аптекарского приказа. Во второй половине XVII в. в его ведение входило не только руководство аптеками, аптекарскими огородами и сбором лекарственного сырья, но также: приглашение на службу ко двору врачей (иноземных совместно с Посольским приказом впоследствии и отечественных); проверка их документов об образовании; проведение экзаменов врачам и аптекарям, прибывшим в Россию; контроль за их работой и ее оплатой; подготовка и распределение врачей по должностям; проверка «докторских сказок» (историй болезней); подбор лекарей в стрелецкие полки и снабжение войск медикаментами (с середины XVII в.); организация некоторых карантинных мер; судебно-медицинское освидетельствование собирание и хранение травников, лечебников и других медицинских книг; подготовка российских лекарей (с 1654 г.). В круг дел Аптекарского приказа входили также заготовка и продажа водки, вина, пива и меда (что являлось одним из основных источников его финансирования). В 1714 г. Петр I переименовал |