Главная страница
Навигация по странице:

  • Введение Актуальность

  • Объект исследования

  • Теоретическая значимость

  • Методы исследования

  • Понятийный аппарат исследования

  • Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста 1.1 Характеристика понятия «творческие способности» в психолого–педагогической литературе

  • 1.2 Психолого–педагогические особенности детей младшего школьного возраста

  • Курсовая работа «Развитие творческих способностей». Развитие творческих способностей младших школьников. Развитие творческих способностей младших школьников Содержание


    Скачать 2.06 Mb.
    НазваниеРазвитие творческих способностей младших школьников Содержание
    АнкорКурсовая работа «Развитие творческих способностей»
    Дата04.04.2023
    Размер2.06 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаРазвитие творческих способностей младших школьников.doc
    ТипРеферат
    #1036351
    страница1 из 3
      1   2   3



    Развитие творческих способностей младших школьников


    Содержание
    Введение…………………………………………………………………………...3

    Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста……………………………………………...……6

    1.1 Характеристика понятия «творческие способности» в психолого–педагогической литературе…………………………………………………..…..6

    1.2 Психолого–педагогические особенности детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………...10

    Глава 2. Методические основы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста……………………………………………….....17

    2.1 Способы, методы и приемы развития творческих способностей у младших школьников……………………………………………………………17

    2.2 Методы диагностики уровня развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста………………………………………………….21

    2.3 Разработка занятия, направленного на формирование творческих способностей младших школьников………………………………………...…24

    Заключение……………………………………………………………………….29

    Список использованной литературы…………………………………………...31

    Приложение……………………………………………………………………....34

    Введение
    Актуальность. В обществе в данный момент существует особая потребность в развитии творчески активной личности, которая будет уметь решать жизненные проблемы нестандартно и эффективно. Это является одной из значимых причин, благодаря которым перед школьными образовательными учреждениями стоит важнейшая задача: развить творческий потенциал учащихся.

    Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что–то, что до тебя еще никем не было сделано, или, хотя то, что до тебя существовало, сделать по–новому, по–своему, лучше.

    Актуальность данного исследования заключается в обновленном содержании школьного образования, где место развития творческих способностей определено на таких же равноправных основах, как развитие коммуникативных и социальных навыков младшего школьника. При этом в большинстве образовательных организаций сохраняется устаревшая образовательная парадигма, ориентированная в большей мере на усвоение программы, нежели на развитие его естественных способностей и наклонностей. Также в ходе изучения психолого–педагогической литературы мы отметили, что теме развития творческих способностей уделяется недостаточное внимание.

    Таким образом, развитие творческих способностей – важнейшая задача образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает самостоятельность и инициативу принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Проблема развития творческих способностей у учащихся является актуальной в современном мире. Творческие способности являются неотъемлемым компонентом полноценного развития младшего школьника, его поведения в целом.

    Все перечисленные аргументы обуславливают актуальность и определяют выбор темы: «Развитие творческих способностей младших школьников».

    Объект исследования – процесс развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.

    Предмет исследования – роль творческих способностей в развитии младших школьников.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. Рассмотреть понятие «творческие способности», опираясь на психолого–педагогическую литературу.

    2. Изучить психолого–педагогические особенности детей младшего школьного возраста.

    3. Описать способы, методы и приемы развития творческих способностей у младших школьников.

    4. Рассмотреть методы диагностики уровня развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.

    5. Разработать занятие, направленное на формирование творческих способностей младших школьников.

    Проблема развития творчески способностей у младших школьников исследовалась такими авторами как Б.Г. Ананьев [2], Д.Б. Богоявленская [3], Л.А. Большакова [4], Л.С. Выготский [6], А.Н. Леонтьев [10], А.Н. Лощилин [11], А.Н. Лук [12], М.И. Павлова [19], С.Л. Рубинштейн, [20], Б.М. Теплов [21] и др.

    Д.Б. Богоявленская [3] и А.Н. Лощилин [11] изучали аспекты психологии творческих способностей, Л.А. Большакова [4] в своих трудах уделяла внимание особенностям развития творчества младшего школьника, Л.С. Выготский [6] изучал воображение и творчество в детском возрасте. Б.М. Теплов [21] рассматривал способности в сочетании с одаренностью.

    Теоретическая значимость работы состоит в определении основных аспектов роли творческих способностей при обучении младших школьников.

    Практическая значимость данной работы заключается в том, что она поможет педагогам и родителям в разработке содержания работы по развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста.

    Методы исследования: анализ психологической и педагогической литературы; изучение и анализ методических пособий, документации педагогов; анализ полученных результатов.

    Понятийный аппарат исследования: высшие психические функции, способности, творческие способности, ведущая деятельность, социальная ситуация.

    Структура – работа состоит из введения, двух глав, подразделяющихся на параграфы, заключения и списка использованной литературы.

    Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста
    1.1 Характеристика понятия «творческие способности» в психолого–педагогической литературе

    Способности изучают различные науки – философия, социология, медицина и другие. Но ни одна из них не рассматривает так глубоко и разносторонне проблему способностей, как психология.

    Исследованием человеческих способностей занимались многие известные педагоги и психологи, среди них: Б.Г. Ананьев [2], Д.Б. Богоявленская [3], Л.А. Большакова [4], Л.С. Выготский [6], А.Н. Леонтьев [10], А.Н. Лощилин [11], А.Н. Лук [12], М.И. Павлова [19], С.Л. Рубинштейн, [20], Б.М. Теплов [21] и др. Приведем некоторые примеры определения человеческих способностей языком вышеупомянутых авторов.

    Б.Г. Ананьев считает, что «способности есть проявление творческого развития ума, а не простого накопления знаний, следовательно, проявление творческого применения этих знаний, новаторской позиции самого человека в отношении знаний, которые он усваивает, самостоятельности и сознательности. Таким образом, предполагается, что способность не есть простое накопление знаний...» [2, c.17].

    С.Л. Рубинштейн понимал под способностями сложное синтетическое образование личности. Отличительной особенностью способностей он считал легкость усваивания новой деятельности [20, c.363].

    Б.М. Теплов рассматривал способности, как индивидуальнопсихологические различия людей. Способности, по его мнению, отличают людей друг от друга, считаются таковыми только, если имеют отношение к успешному выполнению определенной деятельности, и не сводятся к уже выработанным навыкам и умениям человека [21, c.164].

    Д.Б. Богоявленская определяет творческие способности как ситуативную не стимулированную активность, стремление выйти за пределы заданной проблемы [3, c.174].

    Проанализировав литературу, мы пришли к выводу, что термин «способности» многими психологами трактуется неоднозначно. Если рассматривать всевозможные варианты существующих в настоящее время подходов к исследованию способностей, то их можно свести к трем основным типам.

    В первом случае под способностями понимают совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое толкование термина «способности».

    С точки зрения второго подхода под способностями понимают высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в психологии XVIII–XIX вв. и достаточно часто встречается в настоящее время.

    Третий подход основан на утверждении о том, что способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

    Способности подразделяют на природные и наследственные. Они имеют сложную структуру. Природную основу способностей называют задатками. К ним относятся в первую очередь психофизиологические и анатомо–физиологические особенности. Например, темперамент, данный с рождения, влияет на успешность человека в той или иной профессии. И если холерику, который любит создавать что–то новое, будет комфортно на должности журналиста, то меланхолик со своей апатией сможет выполнять обязанности в полном объёме. К задаткам относятся и врожденные особенности сенсорной системы. Например, человек с физическими задатками может стать спортсменом, а с интеллектуальными задатками может стать лингвистом. Существуют определенные факторы или черты личности, которые часто связаны с высокой креативностью в самых разных областях. Такими факторами могут быть повышенная толерантность к неопределенности, готовность идти на риск, саморегуляция, заинтересованность и т.д. В этом смысле творческая личность характеризуется как более чувствительная к проблемам и информационным пробелам и, как представляется, проявляет потребность в построении большего количества гипотез в исследовании и оценке проблем. Некоторые личностные черты кажутся более частыми у людей, которые выделяются своим художественным творчеством и все же есть другие, которые чаще всего видны в областях научных изобретений [5, c.227].

    Стоит помнить, что любая способность – это комплекс из задатков, умений, навыков и личностных качеств. Так, для успеха в точных науках требуется абстрактно–логическое мышление, а в области художественного творчества важно развитие образного мышления, воображения, интуиции, а для успеха в точных науках.

    Способности будут развиваться только в том случае, если человек будет осваивать деятельность, в которой хочет трудиться, обучаться различным приемам, методам и техникам в этой области. Если человек с хорошими спортивными задатками не пойдет в спортивную секцию, то эти задатки никогда не проявятся [11].

    Творческая способность человека может развиваться только в пределах максимального творческого потенциала человека при наличии оптимальных условий. Это называется творческой способностью человека. На творческий потенциал влияет целый ряд факторов, таких как интеллект, психическое здоровье, возможности в рамках окружающей среды, личность и безопасность. Таким образом, творческие способности отличаются от одного человека к другому на основе перечисленных факторов. Достижение творческого потенциала происходит редко, но всегда есть место для роста. Однако рост не происходит автоматически, он требует усилия [12, c.53].

    Окружающая среда может дать возможности для творческого роста, но когда появляются новые обстоятельства, то от стресса может произойти регрессия способностей. Следовательно, развитие творческих способностей зависит от готовности человека расти творчески и правильно. Процесс развития творческих способностей может быть ограничен или прерван факторами вне профессиональной деятельности. К таким факторам относятся: инвалидность, травмы и болезни. Внешние факторы окружающей среды также могут ограничивать или нарушать развитие [18].

    Основными характеристиками творческих способностей являются:

    1. Быстрота – способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).

    2. Гибкость – способность высказывать широкое многообразие идей.

    3. Оригинальность – способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).

    4. Законченность – способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид [18].

    Творческие способности могут оцениваться неофициально родителями и работниками образовательных учреждений или более формально с помощью тестов или экспертных оценок.

    Принято определять показатели развития творческих способностей:

    • когнитивный компонент: оригинальность, невербальное воображение;

    • эмоциональный компонент: эмоциональные переживания в творческой деятельности и позитивное эмоциональное отношение к творчеству;

    • мотивационный компонент: творческая мотивация [8, c.21].

    Таким образом, творческие способности – это совокупность индивидуальных, психологических особенностей личности, которые напрямую влияют на уровень успешности выполнения любой задачи в самых разных видах деятельности, при этом не все сводится только к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у обучаемого. Основными характеристиками творческих способностей являются: быстрота; гибкость; оригинальность; законченность. Обязательными составляющими творческих способностей являются творческое мышление и развитое воображение.

    1.2 Психолого–педагогические особенности детей младшего школьного возраста

    Младший школьный возраст – период жизни от 6–7 до 10–11 лет, который соответствует периоду обучения в 1–4 классах, т.е. в начальной школе.

    Рассмотрим основные характеристики физического и психического развития детей младшего школьного возраста.

    Психическое развитие. Ощущение, восприятие. Восприятие ребенка данного возраста определяется особенностями самого предмета: замечают то, что бросается в глаза, часто восприятие ограничивается лишь узнаванием и дальнейшим называнием предмета.

    Текущая воспринимаемая ситуация уже меньше опосредует мыслительные операции, чем в дошкольном возрасте.

    Осуществляется переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному наблюдению за объектом. К концу младшего школьного возраста образуется синтезирующее восприятие. Дети в 1–2 классе путают предметы, сходные в каком–либо отношении, их восприятие отличается малой дифференцированностью [9, c.92].

    Внимание. Учебная деятельность требует длительной концентрации внимания, переключения с одного вида работы на другой – развитие произвольности внимания, появляется на пике волевого усилия (специально организовывает себя под воздействием требований).

    В этом возрасте преобладает непроизвольное внимание. Удерживание внимания может происходить благодаря волевым усилиям и высокой мотивации. Внимание активизируется, но еще недостаточно стабильно.

    Направление развития внимания: от концентрации внимания к самоорганизации внимания, распределению и переключению динамики внимания в пределах задания и всего рабочего дня. Младшие школьники могут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10–20 минут [15, c.240].

    Память. Дети младшего школьного возраста начинают выделять и осознавать мнемическую задачу. В этом возрасте развивается произвольная память, дети могут запоминать материал, представляющий для них интерес. Процессы памяти характеризуются осмысленностью (связь мышления и памяти). Присутствует восприимчивость к освоению различных мнемонических приемов. Осуществляется совершенствование смысловой памяти. Дети обладают хорошей механической памятью. В учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, оперативная и кратковременная. Развитие памяти связано с необходимостью заучивать учебный материал. Младшие школьники начинают пользоваться воспроизведением при заучивании наизусть. Воспроизводят с опорой на текст, к припоминанию прибегают реже, т.к. оно связано с напряжением.

    Память в этом возрасте носит конкретно–образный характер. Произвольное и непроизвольное запоминание имеет свои особенности.

     Мышление получает доминирующее значение, происходит переход от наглядно–образного к словесно–логическому мышлению. Логически верные рассуждения ребенка основывается на конкретном наглядном материале. Благодаря учебной деятельности и усвоению научных понятий у младших школьников развивается теоретическое мышление.

    К концу младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия в мышлении. Выделяются: «практики» «мыслители», и «художники».

    В ходе обучения происходит формирование научных понятий (основы теоретического мышления), способность идти от конкретного к общему и в обратном направлении [10, c.20].

    Воображение. Основные направления в развитии – это переход к более правильному и полному отражению действительности на основе соответствующих знаний. Воображение проходит 2 стадии: репродуктивное и продуктивное.

    В данном возрасте проявляются продуктивные образы–представления, т.е. результат новой комбинации некоторых элементов.

    В 1 классе воображение опирается на конкретные предметы, но со временем доминирует слово. От 1 ко 2–му классу реализм воображения увеличивается. Это определяет увеличение запаса знаний и формирование критического мышления [20, c.247].

    С возрастом воображение становится более управляемым процессом, и образы возникают в связи с задачами деятельности человека.

     Речь опосредует развитие мышления и других познавательных процессов. Речь играет значительную роль в решении задач учебной деятельности (обучение детей вести рассуждения вслух способствует успеху). При обучении ребенок легко овладевает звуковым анализом слов, словарный запас увеличивается до приблизительно 7 тысяч слов. Потребность в общении определяет развитие речи [23, c.133].

    Физическое развитие. Можно наблюдать равномерное физическое развитие практически до подросткового возраста. Продолжается рост и созревание костей скелета, но скорость данных процессов может быть разной у разных детей. Растут мышцы, увеличивается физическая сила, ловкость и выносливость.

    Более эффективно работают лобные доли головного мозга, которые ответственны за процессы мышления и иные психические процессы, что дает возможность включаться во все более сложную деятельность.

    Значительным фактором физического развития ребенка является здоровье, которое дает возможность детям более активно заниматься умственной и физической деятельностью. Выключенные из двигательной активности ребенка 4–5 часов обязательно должны компенсироваться специально организованными физическими упражнениями [9, c.68].

    Социальная ситуация. Ведущая деятельность – учебная. Учебная деятельность – это деятельность, непосредственно нацеленная на усвоение культуры и науки.

    У ребенка есть две сферы социальных отношений «ребенок – взрослый» и «ребенок – дети». Данные системы связаны игровой деятельностью. Отношения существуют параллельно, они не связаны иерархическими связями [14, c.124].

    В младшем школьном возрасте игра не пропадает, она получает новые формы и содержание. Теперь играми для детей младшего школьного возраста являются игры с правилами, которые распределяют расстановку сил в детском коллективе, т.е. сюжетно–ролевые игры.

    Этот период характеризуется переходом к учебной деятельности. Ребенок развивается в условиях сложной социальной среды, в условиях обучения и воспитания. Меняется сфера социальных отношений, появляется система «ребенок – взрослый», «ребенок – родители», «ребенок – взрослый», «ребенок – учитель», «ребенок – дети».

    Индивидуально–психологические особенности. В младшем школьном возрасте осуществляется увеличение индивидуальных различий между детьми, темпераментные отличия видны в поведении и деятельности. Ведущая деятельность благоприятна для развития следующих личностных качеств: самостоятельность, трудолюбие, способность к саморегуляции.

    О развитии способностей говорит устойчивый интерес к конкретному виду деятельности, становление познавательного мотива. Старые мотивы и интересы теряют силу, появляются новые мотивы, которые связаны с учебной деятельностью. Для ученика, который пришел в школу, значимы следующие социальные мотивы – самосовершенствования и самоопределения.  Учебная деятельность при этом может побуждаться мотивом: социальными мотивами учения; мотивом получения высокой оценки; мотивами достижения успеха; учебно–познавательными мотивами; мотивами  избегания. Реализуется перестройка в иерархической мотивационной системе, мотивация достижения является доминирующей.

    В развитии мотивации учения ребенка нужно использовать мотивы, которые связаны с процессом учения. По содержанию такой интерес может быть нацелен на конкретные факты и на теоретические знания. Важно научить младшего школьника испытывать удовлетворение от процесса анализа вещей [20, c.153].

    Эмоциональное развитие.В этот возрастной период происходит увеличение осознанности и сдержанности в проявлении эмоций. Изменяется их общий характер, а именно содержательная сторона и устойчивость. Эмоции связываются с более сложной социальной жизнью ребенка, с более ясно выраженной социальной направленностью его личности. Появляются новые эмоции, а также те эмоции, которые были в дошкольном детстве, изменяют содержание и характер.

    Эмоции становятся более длительными, глубокими и устойчивыми. У ребенка появляются постоянные интересы, длительные дружеские отношения, которые базируются на общих и прочных интересах. Происходит обобщение переживаний, поэтому появляется логика чувств.

    В целом общее настроение младшего школьника обычно жизнерадостное. Эмоциональная стабильность видна в положительном отношении к учебе; несдержанность, тревожность, повышенная чувствительность проявляется в отрицательном отношении к педагогу и школьным занятиям. Поэтому возможны аффективные состояния, проявляющиеся во вспыльчивости,  грубости и эмоциональной неустойчивости [24, c.221].

     Личностное развитие.С поступлением в школу изменяется весь строй личности. Направленность личности выражается в ее мотивах и потребностях.

    Переход к учебе означает переход к систематическому накоплению знаний, развитие мышления и памяти, расширение кругозора, психические процессы становятся управляемыми и сознательными, формируются основы мировоззрения.

    Появляются новые взаимоотношения с окружающими, новые обязанности и права. Переход к новому положению создает предпосылку для формирования личности.

    Происходит активное формирование моральных чувств школьника, что также происходит формирование моральной стороны личности. Устанавливается новая внутренняя позиция. Активно развивается самосознание, которое приводит к переоценке ценностей, то, что было важно, становится второстепенным. Формирование самооценки имеет зависимость от успеваемости и особенностей общения педагога с классом.

    В возрасте 7–11 лет активно развивается мотивационно–потребностная сфера. Мотивы получают характер обобщенных намерений и начинают осознаваться [15, c.125].

    Развивается рефлексия и самопознание, план действий, самоконтроль и произвольность.

    Самооценка формируется на основе критерия оценивания учебных работ, в оценке деятельности самим ребенком, в общении с другими детьми.

    Появление самоуважения, которое связано во многом с уверенностью в учебных способностях.

    Новообразования. Появляется осознанность и произвольность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование при помощи системы научных понятий. Рефлексия как осознание своих изменений в результате развития учебной деятельности.

    В результате учебной деятельности появляются психические новообразования: осознанность и произвольность психических процессов, рефлексия (интеллектуальная, личностная), внутренний план действий (планирование в уме и умение анализировать).

      1   2   3


    написать администратору сайта