Главная страница
Навигация по странице:

  • Список использованной литературы

  • Курсовая работа «Развитие творческих способностей». Развитие творческих способностей младших школьников. Развитие творческих способностей младших школьников Содержание


    Скачать 2.06 Mb.
    НазваниеРазвитие творческих способностей младших школьников Содержание
    АнкорКурсовая работа «Развитие творческих способностей»
    Дата04.04.2023
    Размер2.06 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаРазвитие творческих способностей младших школьников.doc
    ТипРеферат
    #1036351
    страница3 из 3
    1   2   3

    Игра «Картинка».

    Каждый задумывает персонаж для картины: «Я водичка, хочу взять в картину тебя (берёт того, кто нравится). Скажи, кто ты?» Ребёнок, например, отвечает: «Я – рыбка». Далее они берутся за руки, а ребёнок – «рыбка» приглашает другого в пейзаж, и так до тех пор, пока все дети «не войдут» в картину.

    3. Заключительная часть

    После занятия–путешествия педагог вместе с детьми, обмениваясь мнениями, оформляет выставку работ «Обитатели морских глубин».

    Таким образом, представленное занятие для младших школьников направлено на формирование творческих способностей. Данное занятие может применяться в рамках внеурочной деятельности в образовательном учреждении.

    Заключение

    Таким образом, в первой главе мы рассмотрели понятие «творческие способности» в психолого–педагогической литературе. Творческие способности – это совокупность индивидуальных, психологических особенностей личности, которые напрямую влияют на уровень успешности выполнения любой задачи в самых разных видах деятельности, при этом не все сводится только к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у обучаемого. Основными характеристиками творческих способностей являются: быстрота; гибкость; оригинальность; законченность. Обязательными составляющими творческих способностей являются творческое мышление и развитое воображение.

    Также мы рассмотрели психолого–педагогические особенности младших школьников. Младший школьный возраст – период жизни от 6–7 до 10–11 лет, который соответствует периоду обучения в 1–4 классах, т.е. в начальной школе. Данный период крайне важен в развитии школьника, так как происходят множественные изменения ребенка. Этот период характеризуется переходом на новую ведущую деятельность – учебную. Происходят значительные изменения в памяти, внимании, мышлении и воображении младшего школьника. Например, происходит переход от наглядно–образного к словесно–логическому мышлению, память носит конкретно–образный характер.

    В рамках второй главы мы рассмотрели способы, методы и приемы развития творческих способностей у младших школьников. Самыми распространёнными способами развития творческих способностей является художественная, театральная, музыкальная деятельность, а также специальные творческие задания на уроках в школе. Творческие способности развиваются в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать что–то новое, находить решение в нестандартных ситуациях. Существует множество способов, методов и приемов развития творческих способностей младших школьников. Данные способы, методы и приемы могут использоваться как в процессе обучения в школе, так и в ходе внеурочной деятельности. Также элементы творческой деятельности обязательно должны быть включены в повседневную жизнь ребенка.

    Также мы описали методы диагностики уровня развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста. Например, диагностическое задание «Оживи картину из твоей любимой сказки», «Усовершенствование игрушки», «Полоски» и др.

    Также мы разработали занятие «В царстве Нептуна» для младших школьников, направленное на формирование творческих способностей. Данное занятие может применяться в рамках внеурочной деятельности для учащихся начальной школы. Стоит отметить, что в рамках данного занятия применяются игровые формы.

    Список использованной литературы

    1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.

    2. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Б.Г. Ананьев. – М., 1996. – 75 с.

    3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. – М.: Педагогика, 2016. – 240 с.

    4. Большакова Л.А. Развитие творчества младшего школьника / Л.А. Большакова // Завуч начальной школы. – 2017. – № 2. – С. 12–16.

    5. Буровкина Л.А. Формирование творческой активности обучающихся в процессе художественно–творческой деятельности на занятиях изобразительным и декоративно–прикладным искусством / Л.А. Буровкина // Педагогическое мастерство и педагогические технологии: мат–лы V Межд. науч.–практ. конф. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 226–228.

    6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 2017. – 440 с.

    7. Забрамная С.Д. Практический материал для психолого–педагогического обследования детей: метод.пособие / С.Д. Забрамная, О.В. Боровик. – М.: ВЛАДОС, 2016. – 195 с.

    8. Захарюта Н. Современный подход к развитию творческой личности / Н. Захарюта // Дошкольное воспитание. – 2016 – №3. – С. 21–22.

    9. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии: моногр. / В.А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 2016. – 260 c.

    10. Леонтьев Л.Н. Деятельность. Сознание. Личность / Л.Н. Леонтьев. – Москва, 2016. – 364 с.

    11. Лощилин А.Н. Проблема творческих способностей / А.Н. Лощилин // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. – 2018. – №4 (808). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema–tvorcheskih–sposobnostey

    12. Лук А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук. – М.: Наука, 2018. – 125 с.

    13. Мальцева Л.В. Искусство развивает творческие способности / Л.В. Мальцева // Наука без границ. – 2017. – №8(13). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvo–razvivaet–tvorcheskie–sposobnosti

    14. Марциновская Т.Д. Детская практическая психология: учеб.для студентов вузов / Т.Д. Марцинковская. – М.: Гардарики, 2018. – 255 с.

    15. Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 688 с.

    16. Немов Р.С. Общая психология. Воображение и мышление: учебник и практикум для академическогобакалавриата / Р.С. Немов – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 224 с.

    17. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учеб.для академ. Бакалавриата / Л.Ф. Обухова. – М.: Юрайт, 2016. – 290 c.

    18. Павлова М.И. Развитие творческих способностей у детей / М.И. Павлова // Таврический научный обозреватель. – 2016. – №1–3 (6). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie–tvorcheskih–sposobnostey–u–detey

    19. Павлова С.А. Развитие творческих способностей / С.А. Павлова // Europeanresearch. – 2016. – №4(15). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie–tvorcheskih–sposobnostey

    20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2018. – 712 с.

    21. Теплов Б.М. Способности и одаренность / Б.М. Теплов. – М.: Просвещение, 2016. – 242 с.

    22. Тест креативного мышления П. Торренса. Фигурный субтест: крат.практ. рук. – М.: Ассоц. практ. психологов, 1993. – 24 с.

    23. Художественное творчество и ребенок: кн. для воспит. дет. сада / под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1982. – 417 с.

    24. Хухлаева О.В. Психология развития и возрастная психология: учеб.для вузов / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. – СПб.: Питер, 2017. – 472 с.


    Приложение
    Приложение 1

    Тест Торренса «Завершение картинок» (Адаптация А.Н. Воронина)

    Адаптированная версия теста – это набор изображений элементов, которые дети должны дополнить до какого–либо понятного изображения. Всего изображений представлено меньше (6), чем в классической авторской методике (10). Адаптированная методика дает возможность оценить уникальность и оригинальность идей детей. В авторской методике данных показателей больше.

    На рисунке представлен стимульный материал для данного теста.



    Рисунок – Стимульный материал для проведения теста Торренса «Завершение картинок» (Адаптация А.Н. Воронина)

    Детям предлагается следующая инструкция: «Вам предлагается 6 картинок, но они еще не закончены. Дорисуйте их, чтобы получилась готовая картинка. Когда дорисуете – назовите свой рисунок».

    К данной методике прилагаются нормы и атлас рисунков, позволяющие оценивать уровень развития креативности.

    Интерпретация результатов.

    Категория «оригинальность» рассчитывается по формуле:

    где

    • Or – оригинальность данного типа рисунка;

    • x – количество рисунков иного типа;

    • Xmax – максимальное количество рисунков в типе среди всех типов рисунков для данной выборки испытуемых.

    Индекс уникальности (количество уникальных картинок) рассчитывается так же.

    Приложение 2

    Методика Р.С. Немова «Придумай рассказ».

    Детям предлагается придумать рассказ о чем–либо или о ком–либо за минуту. После этого дается задание пересказать данный рассказ за 2 минуты.

    Творчество школьника описывается по признакам:

    1) скорость составления рассказа;

    2) детализация образов героев;

    3) оригинальность сюжета истории;

    4) разнообразие образов;

    5) эмоциональность образов.

    По каждому из признаков рассказ получает от 0 до 2 баллов.

    Скорость придумывания рассказов оценивается:

    • 2 баллами – если ребенку удалось придумать рассказ в течение не более 30 секунд;

    • 1 баллом – если на придумывание рассказа ушло от 30 секунд до 1 минуты;

    • 0 баллов – если за 1 минуту ребенок так и не смог ничего придумать.

    Необычность, оригинальность сюжета оценивается:

    • 2 баллами – если сюжет рассказа полностью придуман самим ребенком, оригинален;

    • 1 баллом – если ребенок привносит в виденное или слышанное что–нибудь новое от себя;

    • 0 баллов – если ребенок просто механически пересказывает то, что он когда–либо видел.

    Разнообразие образов оценивается:

    • 2 баллами – если в рассказе имеется четыре и более персонажей (вещи, события);

    • 1 баллом – если в рассказе используется 2–3 персонажа;

    • 0 баллов – если в рассказе говорится только об одном персонаже.

    Оценка проработанности и детализации образов в рассказе производится следующим образом:

    • 2 баллами – если объекты, упомянутые в рассказе, характеризуются тремя и более признаками;

    • 1 баллом – если, кроме названия, указываются еще 1–2 признака;

    • 0 баллов – если персонажи в рассказе только называются и дополнительно не характеризуются.

    Эмоциональность образов в рассказе оценивается так:

    • 2 баллами – если сам рассказ и его передача рассказчиком достаточно эмоциональны;

    • 1 баллом – если у рассказчика эмоции слабо выражены и слушатели слабо эмоционально реагируют на рассказ;

    • 0 баллов – если образы рассказа не производят никакого впечатления на слушателя.

    Выводы об уровне развития:

    • 10 баллов – очень высокий;

    • 8–9 баллов – высокий;

    • 4–7 баллов – средний;

    • 2–3 балла – низкий;

    • 0–1 балл – очень низкий.

    Приложение 3

    Методика Е. Торренса «Неполные фигуры»

    Цель методики: выявить сформированность творческих способностей у детей и оценить специфические признаки творческих способностей.

    Стимульный материал представлен на рисунке.

    autoshape 2 oval 3 rectangle 4

    Рисунок – Стимульный материал для проведения методики Е. Торренса «Неполные фигуры»

    Инструкция для детей: «Перед тобой 3 разные фигуры. Назови их. Дорисуй их, чтобы получилась готовая картинка».

    Анализ результатов. Баллы:

    • высокий уровень – 5–9 баллов;

    • средний уровень – 2–4 балла;

    • низкий уровень – 0–1 балл.

    После анализа результатов работы школьников распределяются в 4 группы:

    • 1 группа – высокий уровень – ребенок нарисовал оригинальные рисунки с 3 фигурами.

    • 2 группа – средний уровень – ребенок нарисовал оригинальные рисунки с 2 фигурами.

    • 3 группа – низкий уровень – ребенок нарисовал оригинальные рисунки с 1 фигурой.

    • 4 группа – очень низкий – ребенок не нарисовал оригинальных рисунков.


    Приложение 4

    Методика Е.Е. Кравцовой «Где чье место?»

    Цель методики: оценка уровня сформированности творческого воображения.

    Инструкция для детей: «Посмотри на рисунок, придумай, куда поставить картинки в кружках, только так, чтобы они были в необычных местах. Расскажи, почему они там».

    Стимульный материал представлен на рисунке.





    Рисунок – Стимульный материал для методики Е.Е. Кравцовой «Где чье место?»

    Анализ результатов:

    • Высокий уровень – младшие школьники расставляют рисунки на различные места и рассказывают, почему они там оказались.

    • Средний уровень – младшие школьники расставляют рисунки на различные места, но объяснить свой выбор затрудняются.

    • Низкий уровень – младшие школьники не могут выполнить задание, испытывают значительные сложности при выборе мест для рисунков, а также при объяснении своего выбора.

    Приложение 5

    Методика О.А. Белобрыкиной «Два зонтика Оле–Лукойе»

    Цель методики: выявление уровня развития творческого воображения младшего школьника.

    Процедура проведения: Ребенку задается вопрос, знает ли он кто такой Оле–Лукойе, далее педагог рассказывает краткое содержание сказки о человеке, который с помощью двух зонтиков дарил людям сны. Далее педагог предлагает детям сделать рисунок с изображением двух зонтиков.

    Результаты оценивают от 0 до 2 баллов. Критерии оценки:

    • детали;

    • форма зонтов;

    • цвета;

    • техники исполнения.

    Оригинальность формы зонта оценивается в 0 баллов, если внешне оба зонта похожи, и в них нет никаких отличительных черт. Показатель оригинальности формы зонта оценивается в 1 балл, если два зонта не различаются между собой, либо имеют незначительные различия. Высший балл выставляется в том случае, если зонты значительно отличаются друг от друга, передавая специфику каждого из них (один веселый, радостный, другой грустный, страшный).

    Показатель цвета или цветового решения, которым пользовался ребенок при внешнем оформлении зонтов, оценивается следующим образом: если зонты выполнены в одном цветовом решении, нет различий между цветом, заполнены только одним цветом, то выставляется неудовлетворительный балл. Если зонты заполнены разным цветом, но отсутствует какое–либо смешение цветов, эксперимент с цветовой гаммой, то выставляется 1 балл. Высший балл выставляется, если ребенок подошел к цветовому оформлению оригинально: например, смешал несколько цветов между собой, а также с учетом общего замысла ситуации: для веселого зонтика выбрал теплую гамму цветов, для грустного – холодную гамму, либо темную, черную.

    Показатель детализации зонтиков, присутствия на них украшений также оценивается в соответствии с характером деталей и украшений. В случае, если украшения или какие–либо дополнительные детали отсутствуют на зонтиках, выставляется отметка в 0 баллов. Если украшения и дополнительные детали имеет только один зонт, это говорит о недостаточности силы воображения, и выставляется отметка в 1 балл. Если оба зонта украшены в соответствии с общим художественным замыслом (например, улыбающиеся лица на радостном зонтике, и плачущие лица на грустном зонтике, а также присутствие фантастических зверей, птиц, людей), то выставляется высший балл.

    Последний показатель оценивается в точки зрения дополнительных техник изобразительной деятельности, к использованию которых прибегал ребенок. Если ребенок попытался использовать, кроме основной техники, еще несколько (например, вырезал и приклеил дополнительное украшение, добавил наклейки), то выставляется высший балл по данному показателю. Если ребенок использовал только одну технику, выставляет 1 балл, и если ни одной, кроме основной деятельности – 0 баллов.

    Уровни развития творческого воображения:

    • 6–8 баллов – высокий уровень;

    • 4–5 баллов – средний уровень;

    • 2–0 балла – низкий уровень.


    Приложение 6

    Методика Т.С. Комаровой «Круги»

    Цель методики: определение уровня развития творчества у детей, выявление умения рисовать оригинальные рисунки.

    Процедура проведения: Детям дается лист бумаги с 10 одинаковыми кругами. Все круги разбиты по парам. Детям дается задание дорисовать два круга, чтобы был целостный рисунок. После этого предлагается придумать названия для каждого рисунка.


    1   2   3


    написать администратору сайта