Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.1 Способы, методы и приемы развития творческих способностей у младших школьников

  • 2.2 Методы диагностики уровня развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста

  • 2.3 Разработка занятия, направленного на формирование творческих способностей младших школьников

  • Педагог (П.).

  • Игровые задания–упражнения: 1. «Переход через горы».

  • 2. «Ощущение моря».

  • 3. «Волны». П.

  • Игра–задание «Нарисуй таким же способом» П.

  • Курсовая работа «Развитие творческих способностей». Развитие творческих способностей младших школьников. Развитие творческих способностей младших школьников Содержание


    Скачать 2.06 Mb.
    НазваниеРазвитие творческих способностей младших школьников Содержание
    АнкорКурсовая работа «Развитие творческих способностей»
    Дата04.04.2023
    Размер2.06 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаРазвитие творческих способностей младших школьников.doc
    ТипРеферат
    #1036351
    страница2 из 3
    1   2   3
    Глава 2. Методические основы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста

    2.1 Способы, методы и приемы развития творческих способностей у младших школьников

    Психологи рекомендуют начинать развитие творческих способностей с детства. Каждый человек имеет большой творческий потенциал, и если создать условия для его проявления еще в раннем детстве, то вероятность развития способностей будет довольно высока. А это обязательно отразится положительно на будущей деятельности.

    Развитие творческих способностей у младших школьников определяется несколькими обстоятельствами. В первую очередь необходимы соответствующие задатки творческих способностей. Во–вторых, важно желание ребенка заниматься определенным делом, то есть значение имеет потребностно–мотивационная сфера школьника [23, c.164].

    С психологической точки зрения младший школьный возраст является благоприятным периодом для развития творческих способностей, так как именно в этом возрасте дети очень любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.

    Также младший школьный возврат также является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Кроме того, мышление школьников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо [11].

    Таким образом, младший школьный возраст, дает большие возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

    К настоящему времени накоплены разнообразные методы и приемы развития творческих способностей у младших школьников. Рассмотрим данные методы и приемы, а также способы развития творческих способностей.

    Рисование является одним из самых доступных способов для развития творческих способностей человека. На занятиях изобразительным искусством педагог учит детей наблюдать за окружающим миром, переживать эти наблюдения в себе и выдавать их в мир через свои рисунки. Преподаватель учит детей не только грамотному владению карандашом или кистью, но и способности отражать свои переживания в работах, воспитывая эмоционально–чувствительную сферу ребенка [6, c.179].

    Одним из важнейших моментов в обучении детей изобразительному искусству и развитию их творческих способностей является поддержка взрослого. Это нужно помнить, поощряя детские достижения и творческие успехи. Таким образом, преподаватель не только способствует развитию воображения и творчества в личности ребенка, но и формирует здоровую самооценку ребенка, что в будущем скажется на всей жизни человека

    Изобразительное творчество ребенка невозможно без развития специальных изобразительных способностей – владение техникой, чувство цвета, формы, композиции. Чувство композиции как уникальная способность в изобразительном творчестве по отношению к младшим школьникам изучена еще недостаточно. Однако, как показывает педагогическая практика, умелое руководство со стороны взрослых значительно развивает композиционное воображение детей младшего школьного возраста, а использование детьми таких композиционных приемов, как ритм, симметрия, равновесие, динамика значительно улучшает качество детского рисунка, придает ему особую выразительность.

    Также одним из способов развития творческих способностей детей является театральная деятельность. Можно включать театральные формы, средства, приемы, стимулирующие процесс коллективного познавательного творчества, в каждый урок, в любой учебный материал, для любого возраста.

    Результативной для формирования творческих способностей детей является музыкальная деятельность. Музыка, глубоко и многообразно воздействуя на чувства, волю людей, способна благотворно оказывать воздействие на их общественную деятельность, влиять на формирование личности.

    Рассмотрим особенности формирования творческих способностей на уроках в начальной школе (на примере литературного чтения). На уроках литературного чтения педагог может применять следующие способы развития творческих способностей: сочинение загадок в стихах, сочинений, прочтение слов по ролям с установленной интонацией (прочитать печально, забавно, безразлично, строго и т. д.); постановка фрагментов пьес на сцене пред зрителями, инсценировка маленьких повествований и стихотворений. Прием драматизации определяет воссоздающее воображение, делая содержание текста наиболее впечатляющим. Для творческого развития на уроках русского языка при написании сочинений основная роль отводится свободным личным высказываниям ребенка, их идеям. Сочинения предполагаются писать на основе личных наблюдений и впечатлений [13].

    Формировать и развивать творческие способности младших школьников необходимо не только на каждом уроке, но и во внеурочное время, при этом используя различные приемы. Самым эффективным приемом в начальной школе, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, является творческая игра. Она способствует созданию у школьников эмоционального настроя, а также вызывает положительное отношение к выполняемой ими деятельности, улучшает работоспособность, дает возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки, добиться его усвоения. Как пример, на уроках математики школьникам предлагаются различные типы заданий и задач: составление тестов, кроссворды, стихотворения математического характера, также предлагается решить задачи с несформулированным вопросом, задачи на сообразительность и оригинальность мышления [3, c.104].

    Областями формирования творческих способностей ребенка считается искусство и художественная деятельность. Этому содействуют задания литературного творчества и русского языка, музыки, изобразительного художества, технологии, театральные кружки, технические кружки. Любой тип внеурочной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – пополняет опыт группового взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой педагогический итог.

    Наиболее эффективными приемами в организационно–творческой работе зачастую являются: прием новизны, прием удивления, прием сопоставления, прием художественной яркости, эффектности, прием эмоциональной приподнятости, прием анализа жизненных и художественных ситуаций, прием подражательности и др. Следует особо подчеркнуть, что особо эффективны игровые методы работы с детьми [19].

    Творческие способности развиваются в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать что–то новое, находить решение в нестандартных ситуациях. Именно поэтому в педагогической науке и практике идет поиск новых, нестандартных форм, способов и приемов обучения. Огромное распространение получают нетрадиционные виды уроков, проблемные методы обучения, коллективные творческие дела во внеклассной работе, способствующие развитию творческих способностей младших школьников [13].

    При роботе над развитием творческих способностей, главная задача – вовлечь детей в активную творческую деятельность, помочь овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками. Роль учителя здесь – роль организатора самостоятельной, познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Для достижения этой цели используют все возможные методы, формы и приемы работы, которые способствуют всестороннему развитию личности, как на уроках, так и во внеурочное время.

    Задачей педагогов, занимающихся организацией работы при развитии творческих способностей учащихся, является учет следующих моментов:

    1. Деятельность должна быть интересной и новой для учащихся;

    2. Данная деятельность должна быть направлена на развитие творческих способностей учащихся;

    3. Формирование таких необходимых навыков как: уравновешенность, ответственность, уверенность в себе.

    Таким образом, существует множество способов, методов и приемов развития творческих способностей младших школьников. Данные способы, методы и приемы могут использоваться как в процессе обучения в школе, так и в ходе внеурочной деятельности. Также элементы творческой деятельности обязательно должны быть включены в повседневную жизнь ребенка.

    2.2 Методы диагностики уровня развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста

    В рамках нашего исследования мы подобрали несколько методик для диагностики творческих способностей у детей младшего школьного возраста [7]. Рассмотрим данные методики в нескольких категориях развития творческих способностей:

    1. Диагностика творческой способности «Оригинальность замысла»

    Критерии показателя:

    1. Замысел;

    2. Проявление инициативы и творчества.

    Уровни развития:

    • Низкий – замысел стереотипный. Инициативу и творчество не проявляют, деятельность носит репродуктивный характер.

    • Средний – замысел основан на наблюдениях, но не отличается оригинальностью. Проявляют иногда, деятельность носит репродуктивно–творческий характер.

    • Высокий – проявляет инициативность в выборе замысла. Содержание работ разнообразно. Замысел оригинальный, основанный на наблюдениях. Вносят элементы новизны.

    1) Диагностическое задание «Оживи картину из твоей любимой сказки» автора Т.С. Комаровой.

    Проведение диагностики: подготовить для детей бумагу разного вида (белая и тонированная), различные материалы (краски – гуашь и акварель, фломастеры, карандаши, глина, кисти разных размеров). Дети самостоятельно выбирают материалы и инструменты в соответствии со своим замыслом.

    2) Диагностическое задание «5 рисунков» (Н.А. Лепская) на проявление инициативы и творчества.

    Проведение диагностики: придумать и нарисовать пять рисунков. Рисовать можно все, все что захотят, что любят и умеют рисовать, или что хотели бы нарисовать и никогда еще не рисовали.

    2. Диагностика творческой способности «Творческая самостоятельность».

    Критерии показателя:

    1. Стремление к решению задач деятельности без помощи со стороны взрослого;

    2. Самоконтроль и оценка результата.

    Уровни развития детей:

    • Низкий – не справляются с заданием без практической помощи взрослого. Не замечают своих ошибок, не способны критически оценить результаты деятельности.

    • Средний – часто обращаются к взрослому, чтобы утвердиться в правильности выполнения задания. Способны осуществить самоконтроль своей деятельности.

    • Высокий – самостоятельно выполняют работу без обращения за помощью и контроля взрослого. Осуществляют самоконтроль и оценку результатов деятельности с позиции цели и требований.

    1) Диагностическое задание «Усовершенствование игрушки» на решение задач без помощи со стороны взрослого. Автор – Э.П. Торренс.

    Проведение диагностики: ребенку предлагается пластмассовый, бесформенный заяц. Испытуемый должен ответить на вопрос, что нужно изменить в этой игрушке для того, чтобы она стала лучше, интереснее.

    2) Диагностическое задание «Рассказ по картинкам» на самоконтроль и оценка результата. Автор – Г.А. Адашинская.

    Проведение диагностики: разложить 4 картинки в логической последовательности и рассказать по ним рассказ.

    3. Диагностика творческой способности «Владение художественными техниками».

    Критерии показателя:

    1. Координация движений;

    2. Скорость выполнения работы.

    Уровни развития детей:

    • Низкий – движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Ребенок делает все очень медленно.

    • Средний – дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги. Ребенок не торопиться делать работу.

    • Высокий – хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.

    1) Диагностическое задание «Цветок» на скорость выполнения работы.

    Проведение диагностики: ребенок берет в руку карандаш, и, смотря на цветок, рисует точно такой же, но на свободном месте листа в клетку.

    2) Диагностическое задание «Полоски» на координацию движений.

    Проведение диагностики: ребенок берет карандаш и смотрит на лежащий перед ним лист бумаги, на котором есть полоски. Задача – провести прямые линии между этими полосками за одну минуту.

    Также для диагностики уровня сформированности творческих способностей у детей младшего школьного возраста могут использоваться различные методики. Например:

    • Методика О.А. Белобрыкиной «Два зонтика Оле–Лукойе»;

    • Методика Т.С. Комаровой «Круги»;

    • Методика Е. Торренса «Неполные фигуры» [22];

    • Методика Е.Е. Кравцовой «Где чье место?»;

    • Методика Р.С. Немова «Придумай рассказ»;

    • Методика Е. Торренса «Завершение фигуры» и др.

    Описание данных методик представлено в Приложении.

    2.3 Разработка занятия, направленного на формирование творческих способностей младших школьников

    В рамках нашей курсовой работы мы разработали занятие для младших школьников, направленное на формирование творческих способностей. Данное занятие может применяться в рамках внеурочной деятельности для учащихся начальной школы. Стоит отметить, что в рамках данного занятия применяются игровые формы.

    Название: «В царстве Нептуна»

    Класс: 1–2

    Цель: развитие творческих способностей учащихся начальной школы.

    Задачи: учить составлять подводный пейзаж; формировать обобщённое представление о внешнем облике морских обитателей, передавая в рисунке не только форму, но и пластику предмета, его характер, с помощью мелких деталей; учить самостоятельно находить способы изображения (нетрадиционными приёмами); развивать воображение, чувственность (слух, зрение, осязание, обоняние); активизировать словарь; воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

    Материал: гуашевые краски, бумага, ёмкости с водой разной температуры, ракушки, камешки, пластмассовые рыбки, песок, тонированные листы бумаги, карточки с изображением морских обитателей, аудиозапись звуков моря.

    Ход занятия

    1. Вводная часть

    Педагог (П.). Предлагаю вам, дети, отправиться в морское путешествие, в царство Нептуна, на дно морское и заглянуть туда, где обитают жители подводного мира. Нам предстоит долгий путь с преодолением препятствий. Если вы готовы, то мы отправляемся.

    Игровые задания–упражнения:

    1. «Переход через горы».

    Драпируем лестницу–стремянку, подставляем её к столу, рядом с которым стул. Каждому ребёнку предлагается забраться на лестницу, с лестницы – на стол, а со стола – на стул и на пол.

    2. «Ощущение моря».

    Игра с ёмкостями, наполненными водой разной температуры; в воде находятся камни, ракушки, пластмассовые рыбки, песок. С закрытыми глазами вдыхаем морские запахи (запах растворённой в воде морской соли, свежемороженой рыбы и т.д.), рассуждаем, какие чувства вызывают эти запахи – приятные или нет, появляются ли какие–нибудь образные картинки перед глазами, если да, то какие?

    3. «Волны».

    П. Превращаемся в небольшие морские волны, которые так приятно и ласково омывают нас: будем двигаться так же, как они, а ещё станем шуметь и журчать, улыбаться, как волны, когда они искрятся на солнце. А теперь искупаемся в море все по очереди. «Купающиеся» становятся в центре, волны окружают их и, «поглаживая», тихонько «журчат».

    П. А вот и корабль. На нём мы поплывём в открытое море. Затем представим, что наш корабль превратился в подводную лодку, и мы начинаем погружаться на дно. Смотрим в окошки–иллюминаторы (маленькие обручи).

    Имитируя погружение, дети вместе с педагогом раскручивают обои с нарисованными на них обитателями моря, поднимают их вверх.

    П. На дне моря кипит подводная жизнь. Что мы видим? (Рыбы, осьминоги, раки, морские коньки, улитки живут в своих домиках–раковинах, кораллы, растения, водоросли с тоненькими стебельками, мелкими листочками).

    2. Основная часть

    П. Давайте изобразим море. (Перед детьми тонированные по сырому (способом вливания цвет в цвет) синие, зелёные и голубые акварельные краски.) Сливаясь, они превращаются в морской пейзаж. В этом нам поможет музыка. (Звучит аудиозапись звуков моря, дети рисуют).

    Игра–задание «Нарисуй таким же способом»

    П. Морскую воду вы нарисовали. А теперь давайте–ка нарисуем морских обитателей, используя такой же способ, как на карточке. (Детям предоставляется право выбора художественного материала, технических приёмов выполнения изображения).

    • «Осьминог» – отпечаток ладошки.

    • «Рыбка» – подушечкой большого пальца напечатаем тело, а кончиком указательного – хвост. Фломастером нарисуем глаза и рот. Пузырьки отпечатаем концом пластмассовой соломинки.

    • «Рыба из клинышков» – рисуем открыткой, способом сдвига.

    • «Водоросли» – изображаем с помощью боковой части ладони, делаем отпечатки.

    • «Разноцветные камешки» – делаем отпечатки разрезанной картофелиной с поперечными надрезами.

    • «Полосатая раковина» – отпечаток моркови с наклонными прорезями.

    • «Галька» – отпечатки кружочков моркови.

    • «Морские растения» – отпечатки разрезанной луковицы, раздувание клякс трубочкой.

    • «Волны» – изображаем при помощи цилиндра с наклеенной по спирали ниткой.

    • «Омар» – печатаем ладонью и пальцами.

    • «Креветка» – печатаем согнутой в кулак рукой и краем открытки.

    • «Актинии» – печатаем изогнутым краем открытки, делая оттиск за оттиском, круговым узором.

    • «Крабы» – отпечатки пальца и картона.

    В процессе деятельности с каждым ребёнком обсуждаем, что он нарисовал. Отмечаем самый сказочный подводный мир и подводный мир, похожий на настоящий, самый весёлый или мрачный, красочный или тёмный, таинственный или простой. Каждый ребёнок рассказывает, какие материалы и приёмы он применял. Можно ли рисунки, нарисованные детьми, считать морскими пейзажами или «маринами», как их называют художники, а детей – «художниками–маринистами»?
    1   2   3


    написать администратору сайта