Развитие творческого мышления младших школьников в процессе обучения Содержание
Скачать 78.13 Kb.
|
Развитие творческого мышления младших школьников в процессе обучения Содержание Введение 4 1.охарактеризовать понятие и сущность творческого мышления 5 2.определить особенности творческого мышления у младших школьников 5 3.рассмотреть роль творческих заданий в процессе обучения детей младшего школьного возраста младших школьников 5 4.проанализировать использование информационных технологий, как средства формирования творческих способностей младших школьников. 5 Методология исследования. При проведении данного исследования использовался стандартный набор общенаучных и частно-научных методов - анализ и синтез, индукция и (в меньшей мере) дедукция, структурный метод, системный метод, функциональный метод, исторический метод, метод сравнительного правоведения, метод экономического анализа права и др. 6 Структура работы. Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных правовых источников и специальной литературы. 6 Глава 1. Теоретические основы творческого мышления 7 1.1 Понятие и сущность творческого мышления 7 1.2 Особенности творческого мышления у младших школьников 12 Глава 2. Методы формирования творческого мышления младших школьников 16 2.1 Роль творческих заданий в процессе обучения детей младшего школьного возраста младших школьников 16 2.2 Использование информационных технологий, как средства формирования творческих способностей младших школьников 21 Младших школьников можно подводить к осмыслению учебных умений, поскольку у детей начинают развиваться процессы, приводящие к абстрактному мышлению. 23 Ряд подходов по использованию ИКТ в учебно-воспитательном процессе свидетельствует о влиятельности ИКТ на личностные особенности учеников разных возрастных категорий, преимущественно с положительными последствиями. 23 Заключение 24 Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление человека также можно понимать, как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов. Отличие мышления от остальных психологических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых находится человек. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности. 24 Творческое мышление направлено на создание новых идей, его результатом является открытие нового или усовершенствование решения той или иной задачи. В ходе творческого мышления возникают новообразования, касающиеся мотивации, целей, оценок, смыслов внутри самой познавательной деятельности. Необходимо отличать создание объективно нового, т.е. того, что еще никем не было сделано, и субъективно нового, т.е. нового для данного конкретного человека. Каждая творческая личность - яркая оригинальность. В то же время, рассматривая творческие качества, нельзя не удивляться поразительному сходству внутреннего мира разных личностей. Изучение своих творческих способностей помогает в познании себя и окружающего мира, развитию в человеке самостоятельной личности, приносящей пользу обществу и продвижению прогресса. Характер личности, память и восприятие окружающего мира влияют на способность к творчеству. Не последнюю роль в этом процессе играет способность к нестандартному мышлению, и умение использовать идеи по назначению. 24 Все этапы творческого мышления взаимосвязаны между собой. Последовательное их выполнение помогает получить лучший результат в ходе проделанной работы. 24 Активизация мышления является важным процессом. Она позволяет быстрее и точнее найти поставленную цель, лучше решить задачу. В творческом мышлении активизация позволяет создавать предметы, кажущиеся невероятными но в тоже время лучше предыдущих. 25 Список литературы 25 ВведениеАктуальность темы исследования. Первоначальный этап жизненного цикла каждого человека характерен тем, что он стремится к тому, чтобы реализовать способности к творческому мышлению. Каждый человек стремится к тому, чтобы выразить собственное «Я» в виде личности благодаря творчеству, продемонстрировать свою важность и индивидуальные качества. Это происходит и происходило во все времена, но нужно принимать во внимание то, что данная способность не является жизненно необходимой, и она вовсе не требуется для выживания каждого человека. Исследование собственных творческих способностей способствует тому, что человек познаёт себя и окружающую его действительность, развивает в нем самостоятельную личность, которая будет приносить пользу для современного общества и способствовать продвижению прогресса. Общий характер личности, а также память и процесс восприятия окружающей действительности воздействует на творческие способности человека. Особенная значимость здесь отводится нестандартному мышлению и возможность применять данное назначение по непосредственному предназначению. База для исторического и эволюционного развития различных познавательных процессов личности – это способность человека к мышлению. На основании понятийного мышления человеку удалось увеличить границы собственного бытия, определенные возможностями различных познавательных процессов, которые находятся на более низком уровне – представления, ощущения и восприятия. Чувственные образы, формирование которых происходит благодаря данным процессам, позволяют оперативно демонстрировать реакцию на различные изменения и результативно строить собственное поведение как ответ на различного рода события. Актуальность данной тематики сводится к тому, что каждый из нас в настоящее время проживает в век научно-технического прогресса, а поэтому жизнь становится более интересной и сложной. Со временем это влияет на то, чтобы человек предпринимал действия, которые не являются для него привычными, а использовал творческий подход, быстрые ориентиры, подвижность мышления. Человеку, у которого имеется творческий склад ума, становится намного проще изменить собственную профессию, найдя абсолютно иную, а также отыскать некоторый творческий подход в различных делах, увлекаясь различной работой и достигнуть высокого уровня производительности труда. Объектом исследования является понятие и сущность творческого мышления. Предмет исследования выступают методы изучения творческого мышления и его развитие. Цель исследования - является рассмотрение и изучение творческого мышления. Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач: охарактеризовать понятие и сущность творческого мышления определить особенности творческого мышления у младших школьников рассмотреть роль творческих заданий в процессе обучения детей младшего школьного возраста младших школьников проанализировать использование информационных технологий, как средства формирования творческих способностей младших школьников. Методология исследования. При проведении данного исследования использовался стандартный набор общенаучных и частно-научных методов - анализ и синтез, индукция и (в меньшей мере) дедукция, структурный метод, системный метод, функциональный метод, исторический метод, метод сравнительного правоведения, метод экономического анализа права и др. Структура работы. Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных правовых источников и специальной литературы. Глава 1. Теоретические основы творческого мышления1.1 Понятие и сущность творческого мышленияПод творческим мышлением подразумевается созидающее мышление, которое позволяет добиться того, что решение проблемной ситуации будет радикально иным, формируя при этом абсолютно новые открытия и идеи. Новая идея является новым взглядом на различные взаимозависимости и взаимосвязи тех или иных явлений. Как правило, формирование новой идеи происходит, базируясь на абсолютно новом сцеплении данных, которые ранее являлись известными. К примеру, Эйнштейн не ставил эксперименты, а лишь с иной стороны анализировал данные, которые уже существуют, систематизируя их совершенно иначе. Формирование новых идей происходит, основываясь на предпосылках в развитии различных сфер знаний. Но особенная значимость отводится нестандартному и особенному складу ума самого исследователя, общему уровню его интеллектуальной смелости и возможности отойти от идей, которые являются основополагающими. Идеи, которые являются уже старыми и классическими являются основой для всеобщего познания, а поэтому они становятся некоторым препятствием для того, чтобы появились новые взгляды. К примеру, геоцентрическая идея на протяжении длительного времени являлась препятствием к тому, чтобы своё утверждение получил научный взгляд о том, что Земля двигается вокруг Солнца и многие другие1. Процесс творческого поиска имеет связь с широтой и общим уровнем динамичности мышления, с тем, что субъект имеет способность к достаточно смелому высвобождению из различных основополагающих идей. Итак, креативные и творческие способности можно увидеть в рамках мышления личности, а также в иных типах деятельности. Наиболее значимый элемент творческого мышления – это воображение и образное мышление. В настоящее время в научной среде особенно популярным является способ мысленного эксперимента. Ракеты, пирамиды и различные соборы в настоящее время существуют на основании геометрии, термодинамике и строительной механике, а на основании того, что в самом первоначальном этапе они существовали в виде картинок их строителей. В рамках творческого мышления верный развернутый путь к открытию, как правило, после увидеть уже после того, как было совершено непосредственно открытие. Первоначальный порыв мысли должен ломать все существующие барьеры. Первоначально свободное сознание должно охватывать абсолютно различные аспекты, исключая необходимость классификации и объяснения. Абсолютно новое явление нельзя понять на основании исключительно обобщений и законов, которые являются известными для субъекта. В данной ситуации формируется некоторая иллюзия противоречия здравому смыслу, который был сформирован в прошлом опыте. Различные переломные стадии познания имеют связь с некоторым «шоком новизны»2. В рамках творчества происходит некоторая борьба сил человека, происходит реализация созидательной интуиции каждого человека. Абсолютно все новые открытия, а также творческий акт является новым узнаванием со стороны человека окружающей его действительности. Творчество является толчком и влияет на то, что сверхознание личности является наиболее доминирующим, нежели её сознание. Личности, которые являются творческими, принимают требования, которые диктуются из окружающей действительности исключительной в той мере, в которой последние будут совпадать с их точками зрения. Их понимание об окружающей действительности, социуме, жизни отличаются некоторой нестандартностью, так как данные люди уже давно шагнули за границы различных идеологических догм. Помимо всего прочего, у творческих личностей интеллект отличается собственной синтетичностью в связи с тем, что они желают установить некоторые связи среди различных явлений. Кроме того, их мышление отличается дивергентностью, т.к. они хотят рассмотреть разнообразные связи одинаковых вещей. Данные люди являются особенно чувствительны к тому, что является необычным. В большинстве случаев творчество имеет связь с процессами, которые являются малоосознанными и интуитивными3. Под интуицией подразумевается способность к тому, чтобы находить ответы на различные сложные вопросы, определять истину, догадываясь о них, не используя при этом развёрнуые рассуждения. Итак, интуиция имеет связь с тем, что личность обладает способностью к тому, чтобы перенести собственные знания в абсолютно новые ситуации, а также с тем, что интеллект личности является достаточно пластичным. Однако, данный «скачок разума» происходит исключительно в том случае, если имеет место быть высокая степень обобщенности опыта, а также профессиональных познаний личности. Особенная значимость в рамках интуиции отводится обобщенным смысловым значениям, которые имеют отношения к задачам этого класса. Это является непосредственной базой для профессиональной интуиции. Механизм интуиции заключается в том, что в один момент различные признаки явлений объединяются в общий ориентир, который является комплексным. Интеллект каждого человека является радикально отличным от «интеллекта» машины. Мышление каждого человека имеет различия с алгоритмическим умом, который существует у электронно-вычислительной машины, а также самонастраивающихся машин. Когда человек занимается решением различного рода творческих задач, то происходит процесс взаимодействия между личностных смыслов и операционных значений. Основное условие для развитие мыслительного процесса каждой личности – это то, что человек принимает определенную проблематику к тому, чтобы её решить, а для этого он вносит её в систему личных установок и мотивов. Когда человек решает ту или иную проблематику, то можно наблюдать определенную цепь эмоциональных и мотивационных состояний, а также он ставит новые цели, которые ранее не были предусмотрены. Машина будет решать исключительно задачи, которые перед ней стоят. Однако человек самостоятельно формирует данные задачи, базируясь на собственных потребностях, которые на постоянной основе развиваются. ЭВМ будет освобождать человека исключительно от мыслительных процессов, которые являются рутинными. Она будет решать только тактические задачи, формируя перед личностью стратегические4. Как правило, развитие творческого мышления происходит радикально иначе, вступая в противоречие с различными общепринятыми нормами. В данный период исследователь переживает внезапное озарение, которое являлось базой для всей научной деятельности. Если сравнивать человека и машину, то первый имеет способность к саморефлексии, под которой подразумевается критическое исследование мышления и его итогов. Он может формировать различные нестандартные идеи, которые в будущем могут являться попросту гениальными открытиями, у которых имеется особенная значимость. Машина игнорирует различные запросы того или иного века. У человеческого мозга существует способность в различных экстренных случаях в минимальный период времени мобилизовать огромное количество данных, которые являются жизненно важными. У человека интеллект отличается высокопластичностью, т.к. он с легкостью адаптируется к различным условиям жизни5. Сложные механизмы данного процесса входят в алгоритмическую системы довольно простых правил. Жизнь является наиболее трудной, нежели различные схемы, которые её отображают, а также механизмы и системы. Различные педагоги и психологи смогли доказать, что среди детей проявление творческих возможностей происходит в период дошкольного возраста. Выготский Л.С. о проблематике творчества говорил то, что творческая деятельность – это определенная человеческая деятельность, в рамках которой формируется что-то новое. Данная деятельность является вторым родом творческого либо комбинирующего поведения6. Мозгом называется орган, который воспроизводит и сохраняет прошлый опыт каждого человека, а также он является комбинирующим органом, который с творческим подходом перерабатывает либо созидает из компонентов данного прошлого опыта новое поведение и положения. В том случае, если человеческая деятельность имела ограничения исключительно тем, что воспроизводится старое, то человек был бы тем, кто обращается исключительно к прошлому, а также мог бы адаптироваться к будущему исключительно поскольку оно воспроизводит данное прошлое. Непосредственно благодаря творческой деятельности человека он является существом, которое обращается к будущему, созидает его, а также меняет собственное настоящее7. Главная характерная черта творческого мышления в виде интеллектуальной системы сводится к тому, что здесь появляется возможность исследовать различные проблематики, формировать системные связи, определять противоречия, решать их, формировать прогнозы для будущих вариантов развития. Вплоть до 1950-ых годов в рамках психологии творческие способности человека имели связь с уровнем его умственного развития. Потребность в определении умственных способностей повлияла на то, что были созданы IQ-тесты, которые определяют общую степень умственной одаренности. Но на основании исследований большого количества психологов можно говорить о том, что у интеллекта и творческих способностей не имеется какой-либо прямой зависимости. Основной плюс интеллектуального поиска, если сравнивать его с творческим, заключается в том, что он на 100% предоставляет гарантию того, что будет достигнуть оптимальный результат. Однако, это происходит лишь в том случае, если соблюдаются определенные условия. Задача либо проблематика обладает исключительно одним верным решением, либо определенным перечнем верных решений. Алгоритм для решения этой задачи уже заранее известен. Существуют верные и полные исходные данные для того, чтобы данная задача была решена. Дж. Гилфорд в рамках анализа творческого мышления пришёл к выводу о том, что у него существуют четыре характерные черты. Они заключаются в следующем: Идеи отличаются тем, что являются оригинальными и необычными; Объект рассматривается с различных точек зрения; Способность к изменению восприятия объекта для того, чтобы определить его различные скрытые аспекты; Применять разнообразные идеи в ситуации, которая является неопределенной. Итак, стоит заметить, что под творческим мышлением подразумевается процесс, в рамках работы которого возникают всё новые идеи, формируются условия, в которых возникают предметы быта и искусства, которые являются ценными для людей и его окружающих. Творческое мышление подразумевает процесс развития условий для того, чтобы возникли культурные и нравственные компоненты личности. Благодаря творческому мышлению человек самовыражается, а также выражает собственные чувства и мысли. Благодаря творчеству человек может демонстрировать для окружающих собственный характер, видеть окружающую действительность и показывать для других людей общее содержание собственного внутреннего «Я». 1.2 Особенности творческого мышления у младших школьниковХарактерная черта творческой деятельности детей сводится к тому, что у продукта деятельности имеется субъективная новизна. По собственному объективному значению открытие, к которому приходит ребенок, может являться достаточно необычным и новым, а также исполняется на основании указания педагога, по его непосредственной задумке, благодаря его помощи. Поэтому творчеством этот продукт назвать нельзя. Кроме того, ребенок может выдвинуть предложение по решению, которое уже заранее является известным, применять его в рамках практики, но при этом он пришёл к нему сам, не копируя то, что уже является известным8. В данной ситуации происходит творческий процесс, который базируется на самостоятельном мышлении школьника, на его интуиции и догадке. Здесь особенная значимость отводится непосредственно психологическому механизму деятельности, в рамках которого происходит формирование умения ребенка решать математические задачи, которые относятся к нестандартным и нешаблонным. Результативное становление творческого мышления среди детей младшего школьного возраста происходит в том случае, если педагог принимает во внимание главные характерные черты творчества ребенка, а также решает основные задачи в рамках развития творческого мышления. Блоинский П.Б. говорит о том, что существует целый ряд особенностей творчества ребенка. К ним относятся: вымысел ребенка является скучным, а поэтому он относится к нему некритически; ребенок является рабом собственной скудной фантазии. Основной аспект, который оказывает определяющее воздействие на творческое мышление ребенка – это его имеющийся опыт. В связи с этим формируется первая основная задача в процессе становления творческого мышления ребенка младшего школьного возраста. Чтобы создать среди учеников возможность творчески решать задачи по математике, нужно, в первую очередь, работать над развитием математического кругозора ребенка, сформировать чувственную базу для его воображения9. Характерная черта творческого мышления среди детей младшего школьника возраста – это то, что ребенок достаточно некритически относится к собственному продукту творчества. Замысел ребенка не будет направлен теми или иными целями, требованиями и критериями, и в связи с этим он имеет субъективный характер. Процесс развития творческого мышления происходит совместно с тем, что у ребенка происходит формирование исполнительских навыков и умений. Чем более совершенно и разносторонне будет навык и умение ученика, тем более богатой будет являться фантазия учеников, а также замысли будут являться более реальными, а дети смогут решать более сложные задачи по математике10. Психологам удалось определить, что процесс развития человеческого мышления взаимосвязан с развитием языка. В связи с этим, особенная значимость в процессе развития творческого мышления учеников отводится процессу обучения их умения словами предоставлять описание различных методов для решения задач, демонстрировать, изображать и читать различные графические изображения. В рамках осуществления различной творческой деятельности, задача первоначально должна быть решена в уме, а после уже переносится во внешнюю действительность. Савенков А., анализируя специальное и целенаправленное развитие креативности детей, говорит о том, что существует целый ряд условий, в рамках которых происходит становление творческого мышления среди школьников. Опишем их на рисунке ниже. Рис. 1. Условия для формирования творческого мышления учеников11. Итак, в случае, если данные условия будут соблюдаться, то это позволит добиться становления и последующего развития творческого мышления детей школьного возраста. Глава 2. Методы формирования творческого мышления младших школьников2.1 Роль творческих заданий в процессе обучения детей младшего школьного возраста младших школьниковНа текущий момент имеется огромное количество подходов к определению термина «творчество», и к различным иным терминам, которые являются смежными с ним. В большом количестве научных исследований широко описаны различные психологические факторы творчества, В рамках которого принимают участие мышление, а также творческое изображение в виде итога мыслительной деятельности, который гарантирует формирование нового образа, осуществляемых в различных типах деятельности12. Итак, под творческой деятельностью детей младшего школьного возраста подразумевается одна из более продуктивных форм деятельности учеников начальной школы, цель которой сводится к овладению творческим опытом создания, познания и преобразования, а также применения в абсолютно новом качестве объектов духовной и материальной культуры в рамках образовательной деятельности, организация которой происходит совместно с педагогом. Под творческими способностями понимается перечень личностно-важных и ценных идеалов, взглядов, стремлений и убеждений, а также верований, позиций и отношений, деятельности личности и взаимоотношения с другими людьми. Если рассматривать творчество в прямом смысле, то здесь понимается созидание чего-то нового. Термин «творчество» подразумевает личное начало, а также слово, которое ему соответствует, используется применительно к деятельности человека. Самая адекватная из всех форм развития творческих способностей – это процесс обучения творческой деятельности. Стоит заметить, что главная форма обучения – это урок13. Различные педагоги и психологи нашей страны говорят о том, что учебная деятельность имеет особенную значимость для становления и последующего развития творческого мышления, а также познавательной деятельности, накопления опыта поисковой и творческой деятельности учеников. Опыт творческой деятельности – это независимый структурный компонент сути всего процесса образования. Он подразумевает то, что знания, которые были усвоены раньше, будут перенесены в абсолютно новую ситуацию, личность будет самостоятельно видеть и анализировать проблематику, различные варианты её решения, комбинировать способы решения, которые были усвоены раньше в абсолютно новые и так далее. В рамках учебной деятельности, различные компоненты творчества учеников, в первую очередь, можно увидеть в характерных чертах её протекания. В первую очередь, здесь подразумевается умение увидеть проблематику, определить новые способы для решения учебных и конкретно-практических задач в достаточно нестандартных ситуациях14. Непосредственно в учебной деятельности ребенка младшего школьного возраста, первоначально, решению подлежат задачи развития мышления и воображения, возможности анализировать и синтезировать, а также фантазии. Различная деятельность, к которой также относится и творческая, сводится к тому, что личность решает различные задачи творческой направленности. Средство, которое позволяет развивать творческую деятельность детей младшего школьного возраста – это формирование целой системы творческих заданий со стороны педагога. Данная система – это большое количество заданий творческого характера, которые являются взаимосвязанными между собой, а также сформированы, базируясь на способах творчества, которые являются иерархически выстроенными. Основная цель данной системы сводится к тому, чтобы ученики смогли создавать, использовать, познавать и преобразовать в абсолютно новом виде ситуации, явления и объекты, а также развивать креативные способностей детей младшего школьного возраста в рамках учебного процесса. В систему творческих заданий входит результативный, целевой, деятельностный и содержательный элемент. Степень результативности развитости творческих способностей детей находится в зависимости от материала, на основании которого было сформировано задание. Итак, творческие способности – это различного рода индивидуальные качесива и особенности личности, которые оказывают определяющее воздействие на степень результативности исполнения человеком творческой деятельности. В базу творческих способностей заложены мыслительный процесс, а также воображение. В связи с этим главные направления для развития творческих способностей сводятся к следующим: Продуктивное творческое воображение, которое имеет следующие качества – направленность и богатство образов. Мыслительных качеств, которые и влияют на формирование креативности – системность, ассоциативность и диалектичность мыслительного процесса15. Процесс наиболее эффективного развития творческих способностей происходит в том случае, если были сформированы некоторые условия, на основании которых они и формируются. Опишем данные условия на рисунке ниже. Рис. 2. Условия, в рамках которых происходит развитие творческих способностей личности16. Однако, процесс формирования благоприятных условий – это не единственный фактор, который позволяет воспитывать ребенка, у которого имеется высокая степень развитости творческих способностей. Нужно, чтобы осуществлялась целенаправленная деятельность, направленная на развитие творческих способностей ребенка. Однако, система начального образования практически не включает мер, которые были бы направлены на поэтапное систематическое развитие творческих способностей ребенка. В связи с этим процесс развития способностей происходит, как правило, стихийно, а поэтому высокого уровня развития не удаётся достигнуть. Чтобы данная проблематика была решена, необходимо предпринять ряд мер, которые будут направлены на результативное развитие творческих способностей детей школьного возраста. К ним относятся следующие: Программа школьного начального образования должна включать в себя специализированные занятия, основная цель которых заключается в развитии творческого мышления и воображения детей; В рамках специальных занятиях по музыке, рисованию и развитию речи дети должны решать задачи, которые имеют творческий характер; Управление со стороны взрослых детской сюжетно-ролевой и предметной игрой для того, чтобы работать над развитием воображения детей; Осуществление деятельности с родителями; Использовать игры развивающей направленности. Итак, стоит заметить, что в том случае, если в учебный процесс будут введены различные развивающие занятия и целые системы творческих заданий, основная цель которых будет сводится к тому, чтобы развивать творческую деятельность, аналитико-синтаксическую и личностно-мотивационную сферу ребенка, воображения, памяти и внимания, а также множества иных психических функций, то можно решить главную задачу деятельности педагога нашего времени – воспитать ребенка с творческим складом ума. 2.2 Использование информационных технологий, как средства формирования творческих способностей младших школьниковИтак, творчество является процессом формирования абсолютно новых материальных и культурных ценностей. Творчество – это деятельность, которая формирует что-то совершенно новое, которое имеет отличия на основании собственной оригинальности, неповторимости и уникальности общественно-исторического характера. Творческая деятельность – это деятельность, которая осуществляется человеком, и в рамках которой происходит формирование абсолютно чего-то нового. В рамках анализа поведения человека стоит заметить, что его деятельность в различных сферах подразумевает два различных главных типа поступков. Некоторые действия человека являются репродуктивными либо воспроизводящими. Данный тип деятельности имеет непосредственную связь с памятью личности, и его суть сводится к тому, что человек занимается воспроизведением либо повторением приемов поведения, либо действий, которые ранее уже были созданы либо выработаны17. Помимо репродуктивной деятельности в рамках поведения каждого человека можно наблюдать также творческую. Её итог – это формирование абсолютно новых действий либо образов. В базу данного типа деятельности заложены творческие способности каждого человека. Итак, в общем виде определение творческих способностей выглядит так: Под творческими способностями подразумеваются индивидуальные качества личности, которые оказывают определяющее воздействие на степень результативности осуществления им различной творческой деятельности. В рамках литературы по психологии и педагогики термин «креативность», как правило, имеет связь с термином «творчество» и анализируется в виде характеристики личности18. Непосредственно в период младшего школьного возраста ученики впервые начинают знакомится с различными методами исследования свойств и явлений из окружающей действительности. В рамках математики ученики начинают наблюдать отражения в различных геометрических фигурах, в числовых значениях и так далее. Элементы информационных технологий является сейчас существенным компонентом обучения, формирует «новую» грамотность, поэтому важно, чтобы каждый ученик уже с начальных классов овладел информационными технологиями - эффективным средством совершенствования и расширения познавательной деятельности19. Неотъемлемыми условиями изучения дидактических особенностей применения компьютерно-ориентированных средств обучения являются: • учет личностных качеств ученика младшей школы; • изучение уровня руководящей компетентности учителя в условиях учебной среды в системе «ученик - учитель - средство обучения». Изучение индивидуально-психологических особенностей младших школьников является постоянно актуальным компонентом, способствует качественной построении педагогической работы и организации проведения учебно-воспитательного процесса. У младших школьников в условиях специально организованного обучения можно формировать творческое мышление, характеризующееся самостоятельностью, гибкостью, инициативностью, комбинаторно-игровыми проявлениями, а также удовлетворяет их высшие потребности - в познании, общении, самореализации. Процесс развития познавательной сферы младшего школьника имеет гетерохромный характер, что проявляется в количественных и качественных изменениях психологических детерминант учебной успеваемости учащихся: на протяжении обучения ребенка в начальных классах возрастает эффективность процесса его логического мышления , операций обобщения и автоматизации умственных действий. Младших школьников можно подводить к осмыслению учебных умений, поскольку у детей начинают развиваться процессы, приводящие к абстрактному мышлению.Ряд подходов по использованию ИКТ в учебно-воспитательном процессе свидетельствует о влиятельности ИКТ на личностные особенности учеников разных возрастных категорий, преимущественно с положительными последствиями.ЗаключениеВсе этапы творческого мышления взаимосвязаны между собой. Последовательное их выполнение помогает получить лучший результат в ходе проделанной работы.Активизация мышления является важным процессом. Она позволяет быстрее и точнее найти поставленную цель, лучше решить задачу. В творческом мышлении активизация позволяет создавать предметы, кажущиеся невероятными но в тоже время лучше предыдущих.Список литературыАнпилогова Л.Н. Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности /Л.Н. Анпилогова // Начальная школа. – 2014. - № 1. – С.21-24. Андреев В.И. Пeдaгoгикa. [Текст] /В.И. Андреев - Кaзaнь: 2000. - 608 с. Бeлкин А.С. Оснoвы вoзрaстнoй пeдaгoгики. [Текст] /А.С.Белкин. - М.: Акaдeмия, 2009. - 192 с. Бoрдoвскaя Н.В. Рeaн А.А. Пeдaгoгикa [Текст] /Н.В.Бордовская – СПб, 2000. - 304 с. Барышева Т.А. Креативный ребенок // Диагностика и развитие творческих способностей. // Сост. Т.А. Барышева, В.А. Шекалов. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 416 с. Березина В.Г. Дeтствo твoрчeскoй личнoсти // Встрeчa с чудoм. Нaстaвники. Дoстoйнaя цeль // В.Г. Бeрeзинa, И.Л. Викeнтьeв, С.Ю. Мoдeстoв. - СПб.: Питер, 2011. - 60 с. Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. [Текст] /В.М.Букатов - М.: Первое сентября, 2007. – 217с. Выготский Л.С. Педагогическая психология. [Текст] /Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 2014. - С. 391-410. Гагай В.В. Развитие творческого мышления младших школьников в процессе обучения // Изд-во Шадрин. гос. пед. ин-та, 2006. — 89 с. Гафитулин М.С. Развитие творческого воображения // Из опыта работы со школьниками начальных классов // Метод. разработка по использованию элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми – Казань, 2016. – С. 2–18. Гафитулин М.С. Урoвни нoвизны // Мeтодикa oцeнки творческой дeятeльнocти и пoлучeния нoвизны - 1994. - № 7. - С. 103-108. Генералов И.А. Театр.3-й класс. 4-й класс. [Текст] /И.А.Генералов. – М.: Баласс, 2009. Давыдова М.А. Школьный театр: воспитание детей и воспитание родителей. [Текст] /М.А.Давыдова // Начальная школа. - 2009. - №12. – С. 60-61. Зак А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. [Текст] /А.З.Зак — М.: Педагогика, 2010. - 152 с. Зак А.З. Интеллектика // Систематический курс развития мыслительных способностей учащихся 1-4 классов - М.: Интеллект-Центр, 2002. 408 с. Казакова. В. В. Современные подходы к анализу поэтического текста на уроках литературного чтения в начальной школе [Текст] // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. — 2014. - №4 - С. 57 – 61. Котлярова О.А., Жукова Е.В. Роль введения театрализации в образовательный процесс в начальной школе // Научный форум: Инновационная наука. — № 1(2). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 10-15. Лeрнeр И.Я. Рaзвитиe мышлeния учащихся в процессе обучения истории. [Текст] - М.: Прoсвeщeниe, 2012. - 191 с. Лук А.Н. Психология творчества. [Текст] /А.Н.Лук - М.: Наука, 2011. - 127 с. Львов М. Р. Школа творческого мышления [Текст] / М. Р. Львов. - М. 2003. - 216 с. Мaтюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст] - М.: Педагогика , 2001. - 168 с. Меерович М. И. Технология творческого мышления [Текст] / М. И. Меерович, Л. И. Шрагина. - Мн.: Харвест, 2000. - 224 с. Новолодская Е. Г. Театральная педагогика, как креативная технология реализации здравотворческого подхода к образованию [Текст] // Начальная школа – 2008. - №5 С. 43 – 46. Пeдaгoгикa [Текст] / Пoд рeд. П.И. Пидкaсистoгo. - М.: Пeд. o-вo Рoссии, 2010. - 640с. Политахина Е.П. Игровое проектирование и дизайн в начальной школе экспериментального типа. [Текст] /Е.П.Политахина //Начальная школа. - № 11. - 2001. - С.75. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. [Текст] – М.: Просвещение, 2015. -327с. Рудакова В.П. Кружок «Кукольный театр» [Текст] /В.П.Рудакова // Начальная школа. -№ 3. - 2005. - С.69. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности [Текст] /С.Д.Смирнов. - М.: Академия - 2001. – 304. Тамберг Ю. Г. Как научить ребенка думать [Текст] // Ю. Г. Тамберг. - СПб.: Михаил Сизов, 2001. - 320 с. Хуторской А.В. Развитие одарённости школьников // Методика продуктивного обучения [Текст] // Пособие для учителя. - М.: ВЛАДОС, 2004. – 320 с. Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одарённости школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. [Текст] - М.: Издательство МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2014. С.64 Юрчук В.В. Современный словарь по психологии [Текст] // Мн.: Современное слово, 2008. – 768 с. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника [Текст] // Вопросы психологии - 2016.- № 3.- С. 28-34. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника [Текст] - М.: Просвещение, 2003. – 248с. 1 Хуторской А.В. Развитие одарённости школьников // Методика продуктивного обучения [Текст] // Пособие для учителя. - М.: ВЛАДОС, 2004. – 320 с. 2 Политахина Е.П. Игровое проектирование и дизайн в начальной школе экспериментального типа. [Текст] /Е.П.Политахина //Начальная школа. - № 11. - 2001. - С.75. 3 Мaтюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст] - М.: Педагогика , 2001. - 168 с. 4 Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника [Текст] - М.: Просвещение, 2003. – 248с. 5 Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. [Текст] – М.: Просвещение, 2015. -327с. 6 Выготский Л.С. Педагогическая психология. [Текст] /Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 2014. - С. 391-410. 7 Бoрдoвскaя Н.В. Рeaн А.А. Пeдaгoгикa [Текст] /Н.В.Бордовская – СПб, 2000. - 304 с. 8 Бoрдoвскaя Н.В. Рeaн А.А. Пeдaгoгикa [Текст] /Н.В.Бордовская – СПб, 2000. - 304 с. 9 Гафитулин М.С. Урoвни нoвизны // Мeтодикa oцeнки творческой дeятeльнocти и пoлучeния нoвизны - 1994. - № 7. - С. 103-108. 10 Котлярова О.А., Жукова Е.В. Роль введения театрализации в образовательный процесс в начальной школе // Научный форум: Инновационная наука. — № 1(2). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 10-15. 11 Котлярова О.А., Жукова Е.В. Роль введения театрализации в образовательный процесс в начальной школе // Научный форум: Инновационная наука. — № 1(2). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 10-15. 12 Лeрнeр И.Я. Рaзвитиe мышлeния учащихся в процессе обучения истории. [Текст] - М.: Прoсвeщeниe, 2012. - 191 с. 13 Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности [Текст] /С.Д.Смирнов. - М.: Академия - 2001. – 304. 14 Меерович М. И. Технология творческого мышления [Текст] / М. И. Меерович, Л. И. Шрагина. - Мн.: Харвест, 2000. - 224 с. 15 Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одарённости школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. [Текст] - М.: Издательство МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2014. С.64 16 Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника [Текст] // Вопросы психологии - 2016.- № 3.- С. 28-34. 17 Новолодская Е. Г. Театральная педагогика, как креативная технология реализации здравотворческого подхода к образованию [Текст] // Начальная школа – 2008. - №5 С. 43 – 46. 18 Зак А.З. Интеллектика // Систематический курс развития мыслительных способностей учащихся 1-4 классов - М.: Интеллект-Центр, 2002. 408 с. 19 Гафитулин М.С. Развитие творческого воображения // Из опыта работы со школьниками начальных классов // Метод. разработка по использованию элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми – Казань, 2016. – С. 2–18. |