Главная страница
Навигация по странице:

  • ИТОГОВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ по дисциплине «Социология» Развитие западной классической социологии

  • ФИО студента Дрожжин Никита Сергеевич Направление подготовки

  • Группа РСО-Б-0-З-2021-1 Москва 2022

  • Основная часть Зарождение социологии

  • Основоположники и их теории Огюст Конт

  • Герберт Спенсер

  • Эмиль Дюркгейм

  • Карл Маркс и Фридрих Энгельс

  • ИПЗ 1. Дрожжин Н.С. - ИПЗ. Развитие западной классической социологии


    Скачать 294.91 Kb.
    НазваниеРазвитие западной классической социологии
    АнкорИПЗ 1
    Дата16.05.2022
    Размер294.91 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДрожжин Н.С. - ИПЗ.docx
    ТипДокументы
    #533143






    Российский государственный социальный университет




    ИТОГОВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

    по дисциплине «Социология»


    Развитие западной классической социологии

    ФИО студента

    Дрожжин Никита Сергеевич

    Направление подготовки

    Реклама и связи с общественность

    Группа

    РСО-Б-0-З-2021-1


    Москва 2022

    Оглавление


    1. Введение…………………………………………………………………...3

    2. Зарождение социологии ……………………………………………….…4

    3. Основоположники и их теории

    1. Огюст Конт ………………………………………………………….…6

    2. Герберт Спенсер……………………………………………………..…7

    3. Эмиль Дюркгейм……………………………………………………...10

    4. Карл Маркс и Фридрих Энгельс…………………………………......12

    5. Макс Вебер………………………………………………………….…13

    1. Заключение…………………………………………………………..……14

    2. Литература………………………………………………………………...16


    Введение

    Социология – это наука об обществе, составляющих его системах, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и сообществах. Социология изучает общество, раскрывая внутренние механизмы его строения и динамики; формирование, функционирование и развитие его структур (структурных элементов: социальных общностей, институтов, организаций и групп); законы социальных действий и массового поведения людей, а также отношения между личностью и обществом.

    Изучение социологии очень важно для современного общества в целом и для каждого человека в частности.

    История каждой науки свидетельствует о том, что сначала рождаются, формируются и развиваются лишь отдельные элементы науки, а затем уточняется и закрепляется название, объясняющее его сущность и содержание.

    Объектом социологического познания является общество. Термин «социология» происходит от латинского «societas» — общество и греческого «logos» — учение, что означает в буквальном переводе «учение об обществе». Человеческое общество — уникальное явление. Оно прямо или косвенно является объектом многих наук (истории, философии, экономики, психологии, юриспруденции и др.), каждая из которых имеет свою перспективу изучения общества, т.е. свой предмет.

    Предметом социологии является социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, возникающих в результате взаимодействия людей и сообществ. Понятие «социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений. Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и одной нетрадиционной - социальной. Элементы социальной структуры (человек, семья, человек) в процессе их взаимодействия в традиционных сферах составляют основу общественной жизни, которая во всем своем многообразии существует, воссоздается и изменяется только в деятельности людей.

    Определение социологии как науки складывается из обозначения объекта и предмета. Его многочисленные варианты с различными составами имеют существенную идентичность или сходство. Социология определяется по-разному:

    • как научное исследование общества и социальных отношений;

    • как наука, изучающая практически все социальные процессы и явления;

    • как исследование явлений человеческого взаимодействия и явлений, возникающих в результате этого взаимодействия;

    • как наука о социальных общностях, механизмах их формирования, функционирования и развития и др.

    Основная часть

    Зарождение социологии

    Социология возникла в конце 30-х - начале 40-х годов 19 века. В социальной сфере это было время крайней нестабильности. Восстания во Франции и Германии (1844 г.), чартистское движение в Англии, несколько позднее революция 1848 г. во Франции свидетельствовали о нарастающем кризисе общественных отношений. Во времена решительных и быстрых перемен людям нужна общая теория, способная предсказать, куда движется человечество, на какие ориентиры можно опереться, найти свое место и свою роль в этом процессе. К. Маркс и Ф. Энгельс начали свою теоретическую и практическую деятельность в одно и то же время и при одинаковых обстоятельствах. Они, следуя рационалистической традиции, сформулированной в немецкой философии, и опираясь на свой опыт участия в революционном движении, предложили решать эту проблему на основе концепции научного социализма, ядром которой является теория социалистической революции. О. Конт и другие «отцы-основатели социологии» — Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер — предложили реформистский путь развития общества. Основоположники социологии были сторонниками стабильного порядка. В условиях революционного подъема они думали не о том, как разжечь огонь гражданской войны, а, наоборот, о том, как преодолеть кризис в Европе, установить согласие и солидарность между различными социальными группами. Социология как раз и рассматривалась ими как инструмент познания общества и выработки рекомендаций по его реформированию.

    Эмпирические социальные исследования стали особенно активно развиваться в Европе в начале 19 века под влиянием определенных социальных процессов. Интенсивное развитие капитализма в начале 19 века привело к быстрому росту городов - урбанизации жизни населения. Следствием этого стала резкая социальная дифференциация населения, увеличение числа бедняков, рост преступности, усиление социальной нестабильности.

    Толчком к изучению социальных вопросов послужило развитие производства. Используя природные ресурсы, расширяя таким образом сферу производства, люди столкнулись с ограниченностью этих ресурсов, в результате чего единственным путем повышения производительности стало рациональное использование труда. Если в начале XIX в. Поскольку производители служили дополнением к ресурсам и механизмам, а изобретать и совершенствовать приходилось только механизмы, то в середине века стало очевидно, что управлять сложным оборудованием могут только грамотные люди, заинтересованные в своей деятельности. Усложнение всех сфер жизни человека поставило проблему взаимодействия между ними, управления этими взаимодействиями и создания социального порядка в обществе. Когда эти проблемы были осознаны и поставлены, возникли предпосылки для формирования и развития науки, изучающей объединения людей, их поведение в этих объединениях, а также взаимодействия между людьми и результаты таких взаимодействий.

    Основоположники и их теории

    Огюст Конт

    Выдающийся французский философ и социолог Огюст Конт (1798-1857) считается основоположником классической социологии. Ему удалось выявить и обосновать основные направления развития новой науки об обществе. В изучении общества он стремился уйти от абстрактных умозрительных методов, которыми, как правило, пользовались его предшественники, обществоведы. О. Конт разработал новую социальную теорию, основанную на социальных фактах, выявленных в результате эмпирических исследований. По его мнению, для решения конкретных проблем общественной жизни обществознание должно использовать методы естественных наук. Поэтому первоначально О. Конт называл свою науку социальной физикой, а позднее (в 1839 г.) - социологией.

    О. Конт считал, что человеческое знание в своем развитии проходит через три последовательных состояния: теологическое, метафизическое, положительное. На первых двух стадиях познание носит спонтанный характер и не имеет достаточного научного обоснования. Третий позитивный этап основан на точной оценке существующей действительности.

    Классическая социология О. Конта состояла из двух основных частей: социальной статики, изучавшей структуру общества как бы в застывшем состоянии, и социальной динамики, изучавшей процессы социальных изменений. Противопоставляя социологическую науку другим радикальным (революционным) теориям, О. Конт считал, что классическая социология — это наука, способная дать положительные (положительные) ответы на самые насущные вопросы времени и указать обществу эволюционный путь развития, исключающий социальные катаклизмы и революции. Поэтому он назвал социологию позитивной наукой. По Конту, позитивизм должен иметь следующие характеристики: реальный, полезный, надежный, точный, организующий. Конт также предложил следующие методы проведения социологических исследований: наблюдение, эксперимент, сравнение и исторический метод.

    Среди различных систем социальных институтов или сфер общественной жизни Конт особое значение придает религии и морали. Именно они, по его мнению, определяют все остальное: науку, экономику, политику, право и т. д. Социальный вопрос для него прежде всего носит не экономический и не политический характер, а нравственно-религиозный. С помощью субъективного метода развитие морали сливается с построением социологии. В то же время классическая социология становится средством установления религии человечества.

    Открытия, сделанные О. Контом, произвели настоящую революцию в науках об обществе и заложили прочный фундамент в фундамент новой науки - социологии.

    Герберт Спенсер

    Английский ученый Г. Спенсер (1820-1903) — еще один основоположник социологии. Г. Спенсер был одним из виднейших представителей натуралистического направления в социологии, утверждавшим, что «рациональное понимание истин социологии невозможно без рационального понимания истин биологии». На основе этой идеи Г. Спенсер развивает два важнейших методологических принципа своей социологической системы: эволюционизм и органицизм.

    Эволюция для английского социолога — универсальный процесс, в равной степени объясняющий все изменения как в природе, так и в обществе. Эволюция – это интеграция материи. Именно эволюция превращает материю из неопределенной несвязной однородности в определенную связную однородность, т. е. социальное целое — общество. На обширном этнографическом материале Г. Спенсер рассматривает эволюцию семейных отношений: первобытные половые отношения, семейные формы, положение женщин и детей, эволюцию ритуальных институтов и обычаев, политические институты, государство, представительные институты, суд, и др. Г. Спенсер интерпретировал социальную эволюцию как полилинейный процесс. Объективным критерием процесса эволюции он считал степень дифференциации и интеграции того или иного явления. Принцип органицизма неразрывно связан с принципом эволюционизма в спенсерианской социологии - подходом к анализу социальной жизни, в основе которого лежит аналогия общества с биологическим организмом. В главе «Общество есть организм» основного труда Г. Спенсера «Основания социологии» он достаточно подробно рассматривает ряд аналогий (сходств) между биологическим и социальным организмом:

    • общество как биологический организм, в отличие от неорганической материи, большую часть своего существования росло, увеличиваясь в объеме (превращение мелких государств в империи);

    • по мере роста общества его структура усложняется, подобно тому как усложняется структура организма в процессе биологической эволюции;

    • как в биологических, так и в социальных организмах прогрессивная структура сопровождается аналогичной дифференциацией функций, что, в свою очередь, сопровождается усилением их взаимодействия;

    • как в обществе, так и в организме в ходе эволюции происходит специализация составляющих их структур;

    • в случае сбоя в жизни общества или организма некоторые их части могут еще некоторое время существовать.

    Аналогия общества с организмом позволила английскому мыслителю выделить в обществе три различные подсистемы:

    • поддержка, обеспечение производства источников энергии (экономика);

    • распределительная, определяющая отношения между отдельными частями общества и основанная на разделении труда;

    • регулирующее, обеспечивающее подчинение отдельных частей целому (государственная власть).

    Проводя аналогию между обществом и биологическим организмом, Г. Спенсер не отождествлял их полностью. Наоборот, он указывает на известные различия между биологическим организмом и процессами общественной жизни. Главный смысл этих различий Спенсер видел в том, что в живом организме элементы существуют ради целого, в обществе, наоборот, оно существует во благо его членов.

    Спенсеровская концепция общества как организма позволила осмыслить и понять ряд важных особенностей строения и функционирования социальных систем. Она, по сути, заложила основы будущего системного и структурно-функционального подхода к изучению общества. Анализируя социальную структуру общества, Спенсер выделил шесть типов социальных институтов: родственные, воспитательные, политические, церковные, профессиональные и производственные.

    Ряд конкретных представлений английского мыслителя об обществе также сохраняет свою актуальность и значение для современной социологии. В том числе и его деление общества на основные типы: военное и промышленное (индустриальное). «Военный» тип общества характеризуется сильным централизованным контролем и иерархическим порядком власти. Вся жизнь в нем прежде всего подчинена дисциплине. Церковь подобна военной организации. Индивид в таком обществе подчинен социальному целому.

    В индустриальном обществе преобладают промышленность и торговля, в нем появляется политическая свобода, а социальная организация становится более гибкой. Власть рассматривается в этом обществе как выражение воли индивидов, а их союз становится добровольным.

    В ходе своих исследований Спенсер обосновал положение о естественной эволюции от «военного» общества, основанного на принудительном сотрудничестве, к обществу индустриальному, основанному на добровольном сотрудничестве. Его исследования оказали большое влияние на развитие последующих социологических теорий.

    Эмиль Дюркгейм

    Эмиль Дюркгейм широко известен как один из «крестных отцов» современной социологии, чьи работы во многом помогли определить предметное содержание и установить автономию социологии как научной и академической дисциплины. Он был одной из самых ярких фигур в социологии классического этапа ее развития. Сама институционализация социологии во Франции, стране, где зародилась эта наука, тесно связана с именем Э. Дюркгейма.

    Теоретической и методологической основой, на которой Э. Дюркгейм построил свою систему социологических взглядов, был так называемый «социологизм», считающийся одной из разновидностей социологического реализма. Главной чертой этого течения было противопоставление себя номинализму. Социологический реализм провозглашает своей парадигмой необходимость и требование признания человеческого общества особой реальностью (наряду с реальностью природной среды и реальностью внутреннего психического мира человека). Эта социальная реальность как особый предмет изучения до появления социологии не занималась ни одной из научных дисциплин.

    Э. Дюркгейм пытался показать, что общество имеет свою реальность, которую нельзя свести к психологическим фактам. Как он утверждал, общество — это «реальность, существующая сама по себе». Общество сопротивляется нашим мыслям и желаниям, потому что обладает объективностью, сравнимой с объективностью природы, хотя и не той же самой.

    Строго говоря, социологизм не претендует на совершенно особое истолкование и объяснение общественной жизни как отдельной общесоциологической теории. Суть этой философско-социологической концепции состоит скорее в утверждении определенного исходного положения: признании первостепенной и исключительной важности социальной реальности в человеческом бытии, а также использовании социологических методов для объяснения этого существования.

    Поскольку общество признается не только специфической, но и господствующей, высшей реальностью, единственно верным провозглашается социологический способ объяснения всего, что происходит в окружающем нас мире (социализация). Он должен либо исключать другие методы, либо включать их как частный случай.

    Онтологический (сущностный) аспект социологизма состоит в утверждении прежде всего автономии социальной реальности по отношению к другим типам реальности - физической, биологической, психологической. Эта реальность включена в универсальный мировой порядок. Она прочна, устойчива и подчинена действию определенных законов.

    Карл Маркс и Фридрих Энгельс

    Огромное влияние на социальные науки в девятнадцатом и двадцатом веках. предоставлено марксизмом. Ее основоположниками были К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895).

    Марксистская социология предлагала материалистическое понимание истории, выработанное на основе изучения реального содержания исторического процесса, его объективных закономерностей. Согласно марксизму, процесс изменения общества представляется как противостояние непримиримых сил. Источником и движущей силой развития К. Маркс считал противоречия и борьбу противоположных сил и тенденций. Отсюда начинается традиция изучения положительных функций социального конфликта в социологии.

    Источник изменений, по Марксу, находится в самом обществе, прежде всего в противоречиях экономической системы. К. Маркс и Ф. Энгельс представляли развитие общества как прогрессивный процесс, характеризующийся постепенным переходом от низших общественно-экономических формаций к высшим: от первобытнообщинной к рабовладельческой, затем к феодальной, капиталистической и, наконец, коммунистической. Историческая смена формационных типов общества происходит, по Марксу, в результате разрешения противоречий между производительными силами и производственными отношениями. Противоречие между изменяющимися производительными силами и устаревающими производственными отношениями приводит в конечном счете к социальным революциям. Однако политические пристрастия основоположников марксизма привели к недооценке многих сторон классовых отношений и сведению их лишь к непримиримой борьбе.

    Макс Вебер

    По мнению М. Вебера, социология должна учитывать субъективные стороны общественно-исторических явлений, т.е. интересы, потребности и цели человеческой деятельности, но в то же время она не может игнорировать требования объективности и эмпирической проверяемости, присущие научной методологии .

    Социология должна быть ценностно-нейтральной наукой, и ее главная задача состоит в том, чтобы понять смысл и значение человеческих поступков и с их учетом выявить причинно-следственные законы развития общества.

    Признавая специфику социального познания, М. Вебер стремился разработать адекватную методологию и логику образования понятий, что нашло выражение в разработанном им методе идеальных типов. По М. Веберу, идеальный тип есть продукт творческого воображения, который представляет собой путь идеализации и мыслительного синтеза наиболее значимых, с точки зрения ученого, сторон изучаемого явления. Идеальный тип не является отражением, а противостоит ей как утопический конструкт. Он дал возможность понять эмпирическую реальность, соотнеся, сопоставив ее с видимым типом.

    Придерживаясь номиналистической точки зрения на общественную жизнь, он считал, что все общественные явления в конечном счете состоят из различных сочетаний отдельных действий, и всякая попытка рассматривать общие понятия, такие как государство, общественно-историческая формация и др., как реальные исторические образования, является ошибочной. ошибочный. . Поэтому понимание смысла и значения человеческих поступков является исходной предпосылкой социологического исследования.

    М. Вебер выделял четыре основных типа социальных действий:

    • целеустремленность, при которой существует соответствие между целями и средствами действия;

    • ценностно-рациональные, при которых действие совершается ради какой-то ценности;

    • аффективный, основанный на эмоциональных реакциях людей;

    • традиционный, проходящий в соответствии с традициями и обычаями.

    М. Вебер внес большой вклад в развитие политической социологии, выделив три типа господства:

    • харизматичный, основанный на аффективном действии и слепой вере в лидера;

    • традиционный

    • бюрократический

    которые соответствуют трем типам социального действия: аффективному, традиционному и целенаправленному.

    М. Вебер заложил основы современной теории социальной стратификации, представляющей собой попытку преодолеть ограниченность марксистской концепции экономической стратификации. Он считал, что не только экономический фактор в виде собственности, но и политический фактор (власть) и статусный (престиж) могут рассматриваться как критерии социальной стратификации, в результате чего она становится многоаспектной.

    Заключение

    С древних времен людей волновали не только природные, но и социальные загадки и проблемы. Их пытались решить философы Древней Греции, мыслители Средневековья и Нового времени. Их суждения об обществе и человеке оказали значительное влияние на развитие социогуманитарного знания и способствовали выделению из него социологии как самостоятельной науки.

    XIX век называют золотым веком классической социологии: формировались новые подходы к изучению общества — позитивизм (Конт, Спенсер) и марксизм (Маркс, Энгельс); развивалась теоретическая наука, создавались первые научные школы и направления, зарождалось отраслевое социологическое знание. Условно это время называют первым этапом в развитии социологии и датируют 40-80-ми годами XIX века.

    Эволюция социологии с 90-х годов 19 века по 20-е годы 20 века на так называемом втором этапе была связана с развитием методов социологического мышления и формированием категориального аппарата. Профессионализация и институционализация социологии, создание специализированной периодики, рост числа новых научных школ свидетельствовали о вступлении науки в период своего расцвета. Но социология усложнялась по содержанию и все более приобретала плюралистический характер. Позитивистское учение О. Конта и Г. Спенсера нашло свое развитие в трудах французского ученого Эмиля Дюркгейма (1858 - 1917) - автора функциональной теории, основанной на анализе функций социальных институтов. В эти же годы заявили о себе и представители антипозитивистского подхода к изучению общества — гуманитаризма. Школу социального действия сформировал немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920), который явился основоположником «понимающей» социологии, которая, по его мнению, понимает социальное действие и пытается объяснить его ход и результаты каузальным путем. В развитии социологии это был период кризиса классической науки и поиска нового мировоззрения.

    Литература

    1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова – Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003

    2. Фролов С.С. «Социология: учебник», М.: «Гардарики», 2001

    3. Добреньков В.И. «Социология: Учебник», М.: Инфра – М 2009






    написать администратору сайта