Главная страница
Навигация по странице:

  • Две функции музыкального образования: 1. Классическая

  • Психологической основой обучения слушанию музыки

  • Ю. Б. Алиев

  • Сквозная линия системы музыкального образования – создание музыкального образа

  • Музыкальное образование

  • Музыкальная культура личности

  • Цель общего музыкального образования

  • Культурологический подход

  • В качестве основных методологических ориентиров выступают следующие принципы: 1. Принцип целостности

  • Принцип поликультурности.

  • Принцип продуктивности.

  • сущность музыкального воспитания. 2_1 Сущность теории музыкального образования. Ре по зи


    Скачать 0.88 Mb.
    НазваниеРе по зи
    Анкорсущность музыкального воспитания
    Дата05.11.2019
    Размер0.88 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла2_1 Сущность теории музыкального образования.pdf
    ТипДокументы
    #93596

    Сущность теории
    музыкального
    образования
    РЕ
    ПО
    ЗИ
    ТО
    РИ
    Й
    БГ
    ПУ

    Теория музыкального
    образования школьников - это

    система научных знаний и понятий о закономерностях управления музыкальным развитием ребенка, воспитания его эстетических чувств в процессе приобщения к музыке и формирования эстетического сознания.
    РЕ
    ПО
    ЗИ
    ТО
    РИ
    Й
    БГ
    ПУ

    Две функции музыкального
    образования:
    1.
    Классическая, т. е. формирование музыкальной культуры личности, выходящей на уровень духовно-нравственных ценностей и общих гуманистических убеждений.
    2.
    Прагматическая, обслуживающая потребность в творческом специалисте.
    РЕ
    ПО
    ЗИ
    ТО
    РИ
    Й
    БГ
    ПУ

    Теория музыкального образования предполагает взаимную согласованность с:
    1.
    Педагогикой
    2.
    Психологией
    3.
    Физиологией детей школьного возраста
    4.
    Эстетикой
    5.
    Специальными историко-теоретическими дисциплинами:

    историей музыки

    теорией музыки

    гармонией

    полифонией

    инструментовкой и т. д.
    РЕ
    ПО
    ЗИ
    ТО
    РИ
    Й
    БГ
    ПУ

    Музыкальное воспитание базируется на нескольких
    принципах музыкальной эстетики:

    Положение о содержательности музыки.

    Рассмотрение произведения в историко- культурном и социальном контексте.

    Внимание к психологическим особенностям восприятия музыки.
    РЕ
    ПО
    ЗИ
    ТО
    РИ
    Й
    БГ
    ПУ

    Психологической основой
    обучения слушанию музыки
    является:

    развитие наблюдательности,

    опора на жизненный опыт детей,

    развитие слухового воображения,

    накопление музыкального опыта.
    РЕ
    ПО
    ЗИ
    ТО
    РИ
    Й
    БГ
    ПУ

    Л. Н. Коган, Э. В. Соколов, Г. А.
    Гонтарев выделили следующие
    критерии культуры личности:
    1.
    Соответствие ее общечеловеческим представлениям о ценностях жизни, человека и общества.
    2.
    Отношение личности к культурному опыту всех поколений человечества.
    3.
    Участие человека в творчестве, в созидании новых материальных и духовных ценностейю.
    4.
    Устойчивость позиций человека, его ориентация на определенные ценности.
    РЕ
    ПО
    ЗИ
    ТО
    РИ
    Й
    БГ
    ПУ

    Ю. Б. Алиев под музыкальной
    культурой личности ученика
    подразумевает:

    индивидуальный социально-художественный опыт, обусловливающий возникновение высоких музыкальных потребностей;

    интегративное свойство личности учащихся, главными показателями которого являются:

    музыкальная развитость (любовь к музыкальному искусству, эмоциональное к нему отношение, потребность в различных образцах художественной музыки),

    музыкальная наблюдательность,

    музыкальная образованность (владение способами музыкальной деятельности, искусствоведческими знаниями, эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни, развитость музыкального вкуса, критическое избирательное отношение к разнообразным музыкальным явлениям).
    РЕ
    ПО
    ЗИ
    ТО
    РИ
    Й
    БГ
    ПУ

    Ведущими признаками,
    определяющими качества музыкальной культуры личности, являются:

    участие в музыкальном творчестве
    посредством различных форм музыкальной деятельности,

    развитие нравственно-эстетических сторон
    личности под влиянием ее музыкально- культурного потенциала,

    высокий уровень знаний и оценочных
    представлений о музыке.
    РЕ
    ПО
    ЗИ
    ТО
    РИ
    Й
    БГ
    ПУ

    Сквозная линия системы
    музыкального образования –

    создание музыкального образа в формах музыкально-творческой деятельности на уроках музыки как предмета искусства и
    понимание музыкального образа, общение
    с ним – его музыкальное восприятие.
    РЕ
    ПО
    ЗИ
    ТО
    РИ
    Й
    БГ
    ПУ


    Музыкально образовательный процесс – специально организованный триединый процесс музыкального обучения,
    воспитания и развития в области передачи культурно- исторического опыта в области музыкального искусства и музыкальной деятельности.

    Музыкальное образование - это способ музыкального образования личности, направленный на формирование её музыкальной культуры через организацию передачи и усвоения музыкальных
    знаний, умений и навыков, опыта в области видов музыкальной деятельности, музыкального творчества и музыкального самообразования.

    Музыкальное воспитание - это способ музыкального образования личности, направленный на формирование её музыкальной культуры через организацию становления музыкально-
    эстетической осведомлённости (музыкальных интересов, потребностей, мотивов, эстетических эмоций, переживаний, чувств, идеалов, оценок, взглядов и проч.)

    Музыкальное развитие - это способ музыкального образования личности, направленный на формирование её музыкальной культуры через обеспечение развития природных музыкальных
    задатков и формирование на их основе – музыкальных
    способностей.

    Музыкальная культура личности, как итог музыкально- педагогического процесса есть музыкальная образованность человека как целостное триединство его музыкального образования,
    воспитания и развития.
    РЕ
    ПО
    ЗИ
    ТО
    РИ
    Й
    БГ
    ПУ

    Цель общего музыкального образования - становление, развитие музыкальной культуры учащихся как части их общей духовной культуры.
    Формирование духовной культуры личности средствами искусства.
    Воспитать музыкальную культуру личности как часть ее духовной культуры
    (Д.Б. Кабалевский).
    Основными задачами музыкального образования выступают:
    1.
    развитие в детях культуры чувств, чувства музыки, любви к ней; творческого эмоционально-эстетического отклика на произведения искусства;
    2.
    знакомство учащихся с народной, классической, современной музыкой, прежде всего с шедеврами музыкального искусства во всем богатстве его форм и жанров;
    3.
    педагогическое руководство процессом усвоения учащимися знаний о музыке в их духовной связи с жизнью;
    4.
    развитие музыкально-творческих способностей, умений и навыков у учащихся в слушательской, исполнительской и «композиторской» деятельности;
    5.
    воспитание у учащихся музыкально-эстетического чувства, восприятия, сознания, вкуса;
    6.
    развитие потребности в общении с высокохудожественной музыкой;
    7.
    целенаправленная подготовка учащихся к осуществлению музыкального самообразования;
    8.
    помощь ребенку в осознании себя как личности в процессе общения с музыкой.
    РЕ
    ПО
    ЗИ
    ТО
    РИ
    Й
    БГ
    ПУ

    Концепция является основой для разработки образовательного стандарта, учебной программы и учебно-методических комплексов.
    РЕ
    ПО
    ЗИ
    ТО
    РИ
    Й
    БГ
    ПУ

    Исходные методологические посылки и принципы построения содержания учебного предмета:

    Культурологический подход обеспечивает переход объективно существующих культурных норм в пространство личностной культуры.

    Системный подход позволяет установить смысловые и причинно-следственные связи между различными блоками музыкальных знаний и умений.
    РЕ
    ПО
    ЗИ
    ТО
    РИ
    Й
    БГ
    ПУ

    В качестве основных
    методологических ориентиров
    выступают следующие принципы:
    1. Принцип целостности (системообразующий). Подобный выбор обусловлен целостностью человека и музыкального искусства; целостностью музыкального образа и процессов музыкальной коммуникации.
    2. Принцип поликультурности. Чем больше различных культур представлено в нѐм, тем шире возможности полноценных образовательных воздействий на личность растущего человека.
    3. Принцип продуктивности. Этот принцип обеспечивает одну из самых важных составляющих личностного развития
    — творчество ребѐнка.
    4. Принцип культуросообразности. Культуросообразное музыкальное образование предстаѐт как среда, создаваемая в интересах ребѐнка и ребѐнку изначально подчинѐнная.
    РЕ
    ПО
    ЗИ
    ТО
    РИ
    Й
    БГ
    ПУ

    Цели учебного предмета
    «Музыка»
    Его основное назначение состоит в формировании музыкальной культуры учащихся как части их общей духовной культуры.
    (Д. Б. Кабалевский).
    Функциями предмета являются:

    Преобразующая.

    Коммуникативная.

    Эстетическая.

    Воспитательная.

    Познавательная.
    РЕ
    ПО
    ЗИ
    ТО
    РИ
    Й
    БГ
    ПУ

    Принципы конструирования содержания образования:
    1. Принцип связи музыки с жизнью.
    2. Принцип полимодальности.
    3. Принцип диалогичности.
    4. Принцип художественности.
    РЕ
    ПО
    ЗИ
    ТО
    РИ
    Й
    БГ
    ПУ

    Общая характеристика и особенности построения содержания образования:

    В Едином типовом учебном плане для всех типов общеобразовательных учреждений
    Республики Беларусь предусмотрено обязательное изучение музыки в I—IV классах в объѐме 1 часа в неделю.

    Сверхзадачей предмета является выявление тесной связи музыки и жизни (Д.
    Б. Кабалевский).
    РЕ
    ПО
    ЗИ
    ТО
    РИ
    Й
    БГ
    ПУ


    написать администратору сайта